Александр Гезалов: Почему я не собираюсь усыновлять сироту. Александр гезалов - соленое детство Александр Гезалов отвечает на вопрос

Соленое детство


Мне кажется, я всегда мысленно что-то пишу. Или смотрю фильм - прокручиваю перед мысленным взором невидимую пленку, на которой события, лица, судьбы разных людей. И большое желание - достать все это "изнутри" и показать всем.

Люблю наблюдать за людьми. Например, в автобусе разглядываю кого-то и замечаю на руке наколку "Валя". Вглядываюсь в лица состарившихся людей, тех, кто уже начал ветшать. Смотрю на детей, идущих рядом с родителями. Всматриваюсь в ночные окна, пытаясь представить, что там, за шторами… Зачем мне это, почему?.. Не знаю.

Зачем я, уступив своему невнятному желанию взялся за перо, чтобы рассказать о своем "соленом" детстве?.. Тоже не знаю.

Мне бы очень не хотелось, чтобы, читая эти строки, вам показалось, что я хочу разжалобить кого-то, чтобы меня кто-нибудь пожалел. Нет. А хотелось бы, чтобы, прочитав воспоминания о "соленом" детстве, у кого-то дрогнуло сердце. Может, этот кто-то вспомнит о своих детях. Где они, что с ними? Или, встретив ребенка из детского дома, вы будете готовы не только "жалеть", а искренне помочь такому ребенку. Всего-то и надо - поучаствовать в его судьбе. Часто до этого не доходит, "дядина-тетина" конфета уже считается участием… И где та золотая середина, когда, оказав помощь и содействие си-роте, нужно вовремя отойти, дать ему самому шанс и возможность сделать первый самостоятельный шаг в жизни. Он-то чаще всего не понимает, что ваша помощь не может длиться вечно и только он сам может помочь себе…

О себе и товарищах моих, их судьбах я старался писать максимально правдиво, так как считаю, что важно написать именно правду. Может, правда расставит все на свои места спустя годы, хоть как-то облегчит нынешние сиротские страдания (хотел убрать эту фразу, но это тоже правда). Многих из моих друзей уже нет в живых.

Детство бывает разное, и зависит оно только от родителей. Только они ответственны за детство своих детей.

Мне не хотелось бы, чтобы эта книга звучала обвинением родителям, не о них речь, для них скорее - "не суди да не судим будешь". Но детские дома есть и будут существовать еще очень долго, и надо суметь помочь детям-сиротам обрести себя, понять мироустройство и найти в себе мотивы Надежды, Веры и Любви. Все это как "живая вода" их раненым душам. Любите этих и всех детей, и они будут счастливы. Хотел бы, чтобы мои воспоминания прочли педагоги, работающие с детьми-сиротами в детских домах. У меня не будет советов и предложений, как быть. В этих воспоминаниях просто рассказывается, как было, было у меня и моих друзей, лишенных родительской любви, семьи и получивших взамен "системное воспитание". Спустя годы могу назвать детский дом одним этим словом - "система". Может, кому-то из педагогов эти воспоминания помогут понять эту систему, разобраться в хитросплетениях взаимоотношений всех участников "процесса".

Детские дома отстают от быстро меняющегося зремени "внешнего мира" из-за их закрытости от об-щества, внутреннего "порядка". Маневрировать "во зремени" сиротам значительно тяжелее, чем детям юмашним. Суметь оценить детей, их старания и желание жить максимально счастливо, как это только возможно в детском доме, содействовать им в этом и помогать в дальнейшем - это так важно. Дети, любые дети хотят радости и тепла… Надо постараться помочь им обрести это тепло.

Все вспомнить!

Петрозаводск. Вечер.

Прогулял собаку (о ее судьбе напишу чуть ниже), подышал воздухом, будто перед погружением. Посетил собор Александра Невского, пошептал молитву. Готовлюсь. Знаю, что именно сегодня писать о детдомовском детстве.

Долго выбирал музыку, под которую будет л работать, выбрал песни из кинофильмов Рязанова-под них жил, значит, и вспоминать под них… Потом поставлю Марка Бернеса, он мне близок, очень… Жизни, как песни, разные.

Не думал, что так нелегко вспоминать прожитое, пережитое… А что в жизни просто? Важно начать…. Нет, поставлю Бернеса раньше, предсмертный диск, очень уж голос печальный…

Да, именно Петрозаводск и никак иначе. А ведь могла быть, например, Москва. Или Суздаль, Владимир, Судогда, Собинка - в общем, вся Владимирская область. Именно там прошло мое странное дет-ство. Там меня кидало, мотало из одного детского дома в другой…

В 1990, после трехлетней службы на флоте, мне было все равно, куда ехать. Меня не ждали - везде. Можно было выйти на любом полустанке. Я вышел в Петрозаводске. О чем не жалею. Эдакая странная свобода, свобода выбора свободы…

Отказник

Фраза "все мы родом из детства" и про меня и не про меня. Не было у меня детства, того, что бывает у всех. Сладкого, веселого, беззаботного, с Мамой и Папой. Я знаю лишь того, кто меня создал. Он там, наверху… Так легче. Представить тех, кто меня родил и оставил, трудно, мучительно трудно… За что?

Кажется, что помню себя совсем маленьким, как ни странно, - только что родившимся, понимающим, что меня оставляют в роддоме. Я спрашиваю глазами: как мои дела? Что-то белое, которому неловко смотреть мне в глаза. А "оно" все причитает: "Мама придет, мама придет…"

Эта странная фраза врезалась в меня, как в пароход торпеда. Куда и зачем от меня уходить моей маме? "Белое" уже знает, что мать не придет. Знаю и я. Но "их" так научили говорить "правду", чтобы ребенок не ерзал, не плакал - молчал, как перед расстрелом.

Потом я очень долго не слышал эти четыре буквы, очень долго: М, А, П, А. И нелепо потом звучал вопрос в детских домах: ты любишь свою маму? Какую маму? Чью маму? Покажите мне ее, может, я и дам ответ… К чему эти иллюзии о маме, которой нет рядом? Иллюзии мешают жить… Уже потом, выпуска-ясь из детского дома, ковыряясь в "отпускных документах, я встретил мятые строки корявой записки: "Отказываюсь от сына, потому что не могу…" Жалею, что бросил на ветер этот желтый бумажный листок, как когда-то был брошен сам. Видимо, гены - все бросать… Наверное, я тогда пожалел мать… Но по незнанию я много чего выкинул в жизни. Теперь на руках лишь одна ламинированная справка: жил в детском доме, печать. И ничего более…

Печать на всю жизнь.

Начало

Поискав в наших головах насекомых и поставив диагноз - педикулез, меня и сотоварищей отправили в Гусь-Хрустальный - красивый русский старинный город - город подпольного хрусталя.

В каждом новом детском учреждении всех и всегда почему-то интересовала моя фамилия. Меня спрашивали, знаю ли я азербайджанский. Это было нелепо, ведь известно, что я родом из роддома. Я и русского- то толком еще не знал. Но спрашивали, не задумываясь. Порой просто из праздного любопытства. Так заглядывают иногда в аквариум, чтобы спросить, как зовут рыбку. Но я же не рыбка, хотя… Одно время я даже хотел сменить фамилию - на Колокольцева, например…

Александр Гезалов занимается проблемами сирот и другой социально значимой деятельностью. В этом году ему исполнилось 48 лет, у него семья: жена, четверо детей и собака. Он один из руководителей социального центра в Донском монастыре. По его нынешней жизни и не скажешь, что все его детство прошло в детдоме. Но это на первый взгляд. Недавно у Александра вышла книга «Соленое детство», в которой он рассказал о том, как расти в системе. Об этой книге, сиротах и семье наш разговор с Александром.

– Честно говоря, я в небольшой растерянности, поскольку обычно мы начинаем интервью с родителей, говорим о том, что они дали человеку в жизни. Однако вместо родителей у вас был детдом.

– Я даю много интервью. И самый частый вопрос: почему я не стал тем, кем становится большинство выпускников детдома?

Ответ, возможно, покажется не вполне логичным. Однако, прежде всего, причина в повышенном внимании к внешней среде. Умении замечать не только крупные мазки, но и мелкие детали. Все потому, что для ребенка в детдоме это основной метод обучения. Сейчас это очень помогает в работе. Приезжая в какую-нибудь колонию, с которой мы работаем, я замечаю, сколько лампочек не горит, что необходимо поменять, что поправить. Уже после беглого осмотра я могу выдать точные цифры того, что необходимо. Но основные детали, которые я на-учился подмечать, – в людях.

Через детдом их проходят тысячи. Ты учишься определять, какой человек перед тобой, какие у него глаза, как он себя ведет, что у него с семьей. Это черта свойственна многим детдомовцам. Домашнего ребенка постоянно переключают с одной активности на другую, вовлекают его в этот процесс. Здесь ты постоянно общаешься со своими «сокамерниками» и посторонними людьми. Ты постоянно включен в процесс «некачественного взаимодействия», от которого, кроме наблюдения, ничего получить не можешь.

Я даже описал это в своей книжке. Наклоняется к тебе незнакомый дядя с вопросом: «Ну, как тебе тут?» Хочется ответить: «А ты-то сам как думаешь?» Огромное количество нетактичных, не-этичных вопросов, нарушающих личные границы. Спрашивают про фамилию, язык, маму… И до сих пор это очень распространенная ситуация. Остается только наблюдать и делать выводы. Тысячи людей, десятки тысяч наблюдений – четкие выводы. Я читал американское исследование о том, что сироты по уровню знаний выше любого психолога, потому что их психологические изыскания и аналитика выше практики любого психолога.

Но если ты используешь эти наблюдения для получения каких-то навыков, как, скажем актеры, – это одно. Когда же тебе в принципе эти знания не нужны ни для чего конкретного, это изменяет твою картину мира.

– Возможно, психологи могли бы помочь изменить что-то в этой картине?

– Чем может помочь психолог? Его задача «вскрыть» проблему. А что тут вскрывать?

Александр Самедович Гезалов (родился 3 декабря 1968, в пос. Тума Рязанской области, СССР) - русский православный общественный деятель, эксперт Общественной палаты России, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан), публицист, выпускник советского детского дома, автор книги «Солёное детство», руководитель социальных проектов в Москве.
Личность Александра Гезалова уникальна тем, что он не только смог выжить, пройдя бесчеловечную систему воспитания советского детского дома (из 13-ти выпускников его года на настоящий момент в живых остался он один), но и состояться как видный общественный деятель. Его опыт неоценим для выпускников детских домов, покидающих порог сиротских заведений в наше время. Его автобиографическое эссе «Солёное детство» стоит в одном ряду с романом Рубена Гальего «Белое на чёрном». Деятельность Александра Гезалова широко освещена в прессе и отмечена патриаршей и президентской наградами, он является постоянным участником теле и радио-программ. О нём снято три фильма, один из которых - «Онежская быль» - стал лауреатом международного конкурса «Радонеж» и неоднократно транслировался по всероссийским телевизионным каналам.
[править]Биография

Александр Гезалов родился 3 декабря 1968г в посёлке Тума Рязанской области и с момента рождения был отдан в детский дом. Он прошёл суровую школу воспитания советских детских домов Владимирской области (г. Суздаль, г. Гусь-Хрустальный, г. Собинка, г. Судогда). После выпуска из детского дома в 1984г учился в ПТУ и в 1987 г. был призван на флот. С 1987 г. по 1990 г. служил на атомной подводной лодке торпедистом. В 1990 г. по пути из Мурманска в Москву сошёл с поезда в Петрозаводске по объявлению в газете о приёме в училище культуры с наличием общежития. С 1990г по 1994г учился в Петрозаводском училище культуры по специальности актёр и режиссёр народных театров. В 2007г закончил Петрозаводский государственный университет по специальности "социальная работа".
Поворотным событием в жизни Александра Гезалова стала встреча в 1995г с народной артисткой СССР Кларой Лучко. По настоянию Клары Степановны Александр создал в 1999г общественную организацию «Равновесие», которая по сей день оказывает помощь детям-сиротам, бездомным, осуждённым, многодетным. В 2000г он начал строительство в Петрозаводске храма Иоанна Богослова для духовного окормления детей с нарушением речи школы-интерната No 22 . В 2004г храм был освящён. Также, принимал участие в строительстве храма Серафима Саровского в деревне Машезеро, часовни свв. Иулии и Анны на кладбище в посёлке Сулажгора, часовни Всех Скорбящих Радость в СИЗО No 1, часовни Георгия Победоносца в деревне Педасельга. За свою деятельность по строительству храмов Александр был награждён патриархом Алексием II в 2006г орденом Сергия Радонежского III степени.
С 2000 по 2009 годы Александр Гезалов возглавлял попечительский совет исправительных учреждений Карелии. Под его руководством попечительский совет был признан одним из лучших в России и отмечен несколькими ведомственными наградами. За деятельную поддержку осуждённых, подследственных и сотрудников исправительных учреждений Александр был награждён несколькими ведомственными наградами в том числе серебряной медалью за укрепление уголовно-исполнительной системы России.
Под руководством Александра Гезалова были воплощены сотни замыслов поддержки детей-сирот, бездомных, заключённых, в их числе: общественная столовая для бездомных Москвы и Петрозаводска, проект по усыновлению детей-сирот «Ищу маму», проекты по адаптации воспитанников и выпускников детских домов, ремонт камер в исправительных учреждениях, открытие учебных классов для подследственных подростков. В 2008г за деятельное участие в жизни социально незащищённых слоев населения России Александр награждён указом президента Российской Федерации Д. А. Медведева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
К последним проектам Александра Гезалова относятся: проведение тренингов и семинаров по социальной работе в регионах России, издание образовательных адаптационных комиксов для детей-сирот, детский адаптационный лагерь «Жёлтая подводная лодка», издание методической литературы по острым социальным проблемам.
В 2002г вышло в свет эссе Александра Гезалова Солёное детство, в котором он рассказывает о своей жизни в детском доме. Кроме того Александр постоянно выступает на федеральных радио и телепрограммах, является автором многих статей и публикаций, в 2005г о нём был снят документальный фильм «Онежская быль» режиссёром Сергеем Левашовым. Фильм стал лауреатом всероссийского и международного конкурсов православных фильмов. В 2008г телеканал «РТР» снял фильм «Обретая корни» о деятельности общественной организации «Равновесие». В 2009г телеканал «Мир» снял фильм «Все мы родом из детства» о судьбе выпускника детского дома, главным героем которого стал Александр Гезалов.
Александр Гезалов является шеф-редактором нескольких известных интернет-ресурсов, таких как sirotinka.ru, gezalov.net, uspeshnye-siroty.ru, klara-luchko.ru
В настоящее время Александр живёт и работает в Москве. Он женат, у него есть 2 сына и 2 дочери.

Говорят, что ребенок, выросший в детском доме или в неполной семье, с большой вероятностью не сможет создать свою и навряд ли станет хорошим папой. Известный общественный деятель Александр Гезалов о своем детдомовском детстве написал книгу, стал международным экспертом по вопросам социального сиротства и отцом четверых детей – дочерей Александры (1996 г.р.) и Аграфены (2013 г.р.) , сыновей Федора (2009 г.р.) и Тихона (2011 г.р.). Александр рассказал «Бате» о своем долгом пути от детдома до семьи, о счастье быть папой и о благодарности отцу, имени которого он даже не знает.

Дело в том, что подсмотреть опыт жизни в семье очень сложно. А когда у тебя нет этого опыта, когда ты не обладаешь этим информационным ресурсом, не знаешь, за что отвечает мама, за что отвечает папа, конечно, сложно это в себе вырастить. И у меня первое соприкосновение с семьей не получилось. Были трудности и в общении с родственниками девушки, были проблемы с жильем, работой, пропиской, статусом… Как сейчас я понимаю, я пытался решить напором некие вопросы, которые напором как раз не решаются.

Для того чтобы придти к осознанию необходимости семьи и как-то устроиться, мне потребовалось 40 лет. Как 40 лет ходил по пустыне Моисей, вот и я 40 лет ходил по российской пустыне, набираясь каких-то важных для себя знаний.

Мне очень хорошо тогда помогало советское кино. Мне нравились фильмы «Цыган», «Пацаны», «Мужики». То есть, когда где-то подсматриваешь чужую жизнь, какая-то прокачка происходит. Потом ты сталкиваешься с реальностью и понимаешь, что какие-то представления у тебя все-таки есть.

И вот второй мой опыт семейной жизни — с Анной Владимировной, он как-то состоялся.

У меня был настрой на семью. И, может быть, еще образования помогли, в том числе актерское, которое дает умение надевать маску, жить в предлагаемых обстоятельствах. Но перенос на себя персонажа возможен, только если ты знаешь, что есть некая задача, сверхзадача, когда тебе понятен лейтмотив. И вот мой лейтмотив – что я ответственный отец. Я вжился в эту роль – где-то, может быть, искусственно изначально… Но в итоге пришел к тому, что я многодетный отец и у меня есть все вот эти товарищи.

Старшей дочери сейчас уже 20 лет. Мы всегда общались, но только благодаря второй семье я понял, как ей тяжело без меня. Потому что теперь я вижу, как, например, сын Федя пишет мне смски, плачет, грустит, когда я уезжаю в командировки.

Дочка приезжает к нам, помогает, играет и гуляет с младшими, дети дружат, в скайпе общаются. С дочкой мы встречаемся, я, как могу, участвую в ее судьбе, мы говорим о ее будущем. Я чувствую за нее ответственность, поэтому у нас контакт был, есть и будет.

Детский дом не учит ответственности. Он учит как раз обратному. И не всем удается пересилить в себе эту инфантильность, заложенное там восприятие мира, желание делегировать решение всех своих проблем кому-то другому. Мне жизнь розовые очки содрала быстро: я когда попал в одну ситуацию, в другой переплет, в третий, понял, что, блин, надо держать кулаки, надо быть все время в тонусе, оценивать последствия своих действий.

Наклонная простая – из детдома скатиться в тюрьму. Большинство из тех, с кем я был в учреждениях, пошли по этому пути. Легко с детдомовских харчей перейти на тюремную баланду, которую тебе подготовила система. Сложнее – научиться самому готовить и картошку, и суп, мыть посуду, трудиться.

И немногие представляют, насколько надо подняться над обстоятельствами, как много всего надо не замечать и как плевать на мнения других людей, которые желают тебе вовсе не того, чего бы ты сам себе пожелал (все воспитатели в детдоме прочили мне тюрьму!), чтобы сделать свой выбор и пойти по пути наибольшего сопротивления и состояться.

Я так скажу: сейчас очень много не тех «успешных» людей. У меня непрестижная работа, достаточно скромная квартира, и я считаю, что вот они – мои ценности ушастые. Ценность – это когда они тебе говорят «папа».

Общая тенденция сейчас: отцы либо в поле, либо в танке. На заработках, в решении глобальных политических вопросов – где угодно, но не с детьми. Они не успевают детям отдавать. А надо быть и тут, и там.

Наверное, я неплохой отец. Нельзя сказать, что какой-то прям идеальный, потому что у меня большая общественная нагрузка, много поездок… Но я считаю, что главное – создать у детей образ отца для будущего, чтобы они понимали, что это иногда и непросто, но ответственно и важно.

Сейчас все хотят лайта и лайков. А отцовство – это труд. Когда человек играет на фортепиано, у него каждое полушарие начинает работать на свое развитие, и год занятий на фортепиано увеличивает количество мозговых извилин на 25 процентов. Вот то же самое и отцовство – трудно, ремонты, рваные штаны, заботы, хлопоты…

Мы периодически что-то вместе делаем, и я обязательно даю им поучаствовать, если мы что-то чиним, готовим. У нас есть такой листочек, на котором написано, у кого какие обязанности, у каждого своя зона ответственности. Дети видят: папа зарабатывает деньги, пылесосит, моет посуду, дарит маме цветы; мама готовит, убирает, читает им книжки, разговаривает с бабушкой по телефону… Обычная жизнь – но у них откладываются в памяти эти картинки. Ребенок, повзрослев, будет оборачиваться и вспоминать.

Сейчас я чувствую, что как отец вырос. Детей надо кормить, поить, одевать, воспитывать, участвовать в их жизни — и это отдание для меня ценно. Мне 47 лет, и я понимаю, что мы все не вечны, и надо успеть как-то вложиться в детей, передать им знания, опыт, ориентиры. Потому что именно отец и мать закладывают в них жизненный огонь, будущее желание созидать.

С матерью мы общаемся иногда, я сам ее нашел, но, к сожалению, я ничего не знаю о своем отце – она не говорит. И я догадываюсь, почему. Он азербайджанец, и если бы узнал, что она бросила детей, он мог бы очень резко на это отреагировать.

Я хотел бы понять, кто мой прародитель – не сличить внешне, а именно увидеть корни. Во мне есть эта норма почитания родителей, поэтому для меня это всегда было важно.

Я считаю, что состоялся благодаря отцу, я чувствую в себе задатки, заложенные именно им. Это и самооценка, и критическое восприятие, и аналитика. Я чувствую, что через стены детского дома, связь с отцом несмотря ни на что пробилась. И я благодарен отцу. И дети мои будут благодарить, дедушек, бабушек, хоть даже имени деда не знают.

А обиды нет. Когда ты живешь в детдоме, ты не понимаешь эту историю, живешь в своих каких-то иллюзиях. А когда выходишь, понимаешь – ты один. И единственный путь чего-то достичь – прощение всех. Ведь это самая главная проблема: когда человек огорчен, обозлен – это поражение личности. Вот эта горечь приводит к различным страшным последствиям…

Я не знаю, жив отец или нет. И я не представляю нашу встречу, не хочу никаких санта-барбар, не мечтаю что-то эмоционально пережить. Я живу и об этом не думаю, только где-то в крайнем уголочке сознания присутствует мысль, что было бы хорошо… Есть нацеленность на свою жизнь. Потому что я сам уже древо, а он, к сожалению, уже нет. Корень оторвался, появилась новая веточка привитая…

В жизни всякое может быть, жизнь сложная, связи разрываются, люди ошибаются… У Высоцкого есть такая песня: «Материнство не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет, она затаилась от горя». Вот у нас все время что-то затаивается: наши корни, наше родство, наше прошлое. Но вне зависимости от обстоятельств, мы можем, как птица феникс, возрождаться. И я реально ощущаю на себе, что, пройдя все эти непростые пути, я возродился и сам народил.

Говорят: «то, что нас не убивает, делает нас крепче». Я все время проходил по тоненькой грани, удерживал баланс между черным и белым. У меня были внутренние фильтры, где сказать нет, а где да. Но вот насколько какой-то конкретный человек готов принимать жизненно важные решения, это всегда большой вопрос. Я бы, честно говоря, такую судьбу, как у меня, никому не пожелал. С точки зрения пережитых моментов. А с точки зрения отцовства – да, я счастливый родитель!

Записала и подготовила Александра Оболонкова.

Александр Самедович Гезалов - русский православный общественный деятель, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ, публицист, председатель Карельской общественно-молодёжной организации «Равновесие», автор книги «Солёное детство».

Александр Гезалов родился посёлке Тума Рязанской области и с момента рождения был отдан в детский дом. Он прошёл суровую школу воспитания советских детских домов Владимирской области. После выпуска из детского дома в 1984 г учился в ПТУ, потом был призван на флот, где служил на атомной подводной лодке торпедистом.
С 1990 г по 1994 г учился в Петрозаводском училище культуры по специальности актёр и режиссёр народных театров. В 2007 г закончил Петрозаводский государственный университет по специальности "социальная работа".

Поворотным событием в жизни Александра Гезалова стала встреча в 1995 г с народной артисткой СССР Кларой Лучко. По настоянию Клары Степановны Александр создал в общественную организацию «Равновесие», которая по сей день оказывает помощь детям-сиротам, бездомным, осуждённым, многодетным.
В 2000 г он начал строительство в Петрозаводске храма Иоанна Богослова для духовного окормления детей с нарушением речи школы-интерната No 22.
Также, принимал участие в строительстве храма Серафима Саровского в деревне Машезеро, часовни свв. Иулии и Анны на кладбище в посёлке Сулажгора, часовни Всех Скорбящих Радость в СИЗО No 1, часовни Георгия Победоносца в деревне Педасельга.
За свою деятельность по строительству храмов Александр был награждён патриархом Алексием II в 2006 г орденом Сергия Радонежского III степени.

С 2000 по 2009 годы Александр Гезалов возглавлял попечительский совет исправительных учреждений Карелии. Под его руководством попечительский совет был признан одним из лучших в России и отмечен несколькими ведомственными наградами. За деятельную поддержку осуждённых, подследственных и сотрудников исправительных учреждений Александр был награждён несколькими ведомственными наградами в том числе серебряной медалью за укрепление уголовно-исполнительной системы России.

Под руководством Александра Гезалова были воплощены сотни замыслов поддержки детей-сирот, бездомных, заключённых, в их числе: общественная столовая для бездомных Москвы и Петрозаводска, проект по усыновлению детей-сирот «Ищу маму», проекты по адаптации воспитанников и выпускников детских домов, ремонт камер в исправительных учреждениях, открытие учебных классов для подследственных подростков.
В 2008 г за деятельное участие в жизни социально незащищённых слоев населения России Александр награждён указом президента Российской Федерации Д. А. Медведева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

К последним проектам Александра Гезалова в рамках студии социального проектирования «2ГА» относятся: проведение тренингов и семинаров по социальной работе в регионах России, издание образовательных адаптационных комиксов для детей-сирот, детский адаптационный лагерь «Жёлтая подводная лодка», издание методической литературы по острым социальным проблемам.

Личность Александра Гезалова уникальна тем, что он не только смог выжить, пройдя бесчеловечную систему воспитания советского детского дома (из 13-ти выпускников его года на настоящий момент в живых остался он один), но и состояться как видный общественный деятель. Его опыт неоценим для выпускников детских домов, покидающих порог сиротских заведений в наше время.