Издание табели о рангах год. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения государственной службы. Издан Петром I в 1722. При царском дворе и в гражданских государственных учреждениях до 1722 существовали традиционные русские чины (бояре,… … Политология. Словарь.

Список чинов (по степени важности) военного, гражданского и придворного ведомств. Установлен указом (1722) российского императора Петра 1 о порядке государственной службы. Иносказательно: сравнительная оценка заслуг в определенной сфере… … Словарь крылатых слов и выражений

Роспись чинов, которыми последовательно награждаются лица, состояния на государственной службе, военной или гражданской; табель о рангах устанавливала первоначально 14 классов старшинства, но с течением времени некоторые были уничтожены. Полный… … Словарь иностранных слов русского языка

Законодательный акт в России 18 20 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские),… … Большой Энциклопедический словарь

Законодательный акт в России XVIII XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и… … Юридический словарь

Современная энциклопедия

ТАБЕЛЬ, я, мн. и, ей и (разг.) я, ей, м. и (устар.) ТАБЕЛЬ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издана Петром I в 1722. Устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1 й высший) по трём видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.… … Русская история

Сущ., кол во синонимов: 2 иерархия (7) система подчинения (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Табель о рангах - в России в XVIII 1 й половине XIX в. закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан 24.01.1722 г. правительством Петра I. Введение Т.о.р. было одной из важнейших реформ Петра I, направленных на дальнейшее укрепление дворянской… … Энциклопедия права

Табель о рангах - ТАБЕЛЬ О РАНГАХ, в России законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722. Устанавливал 14 рангов (1 й высший) по трем видам: военные (армейские и морские), гражданские и придворные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Табель о рангах , . С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх положенных в Табели о рангах в классах чинов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Табель о рангах , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. С пополнением, какие чины состоят по особливым именным высочайшим указам и по статьям сверх…

В Российской республике и Российской империи, в нем указано также соотношение по старшинству различных чинов и последовательность, в которой осуществляется чинопроизводство.

Утверждена она была Петром I в январе 1722 года и просуществовала вплоть до ноября 1917 года с многочисленными изменениями. На некоторых территориях, подконтрольных казачьим и белому правительствам, ее действие сохранилось вплоть до октября 1922 года. Закона "Табель о рангах" Российской Федерации не существует.

История создания

Царь Петр деятельно участвовал в создании и редактировании данного закона, основу которого составляют заимствования из списка чинов прусского, французского, датского и шведского королевств. Петр, собственноручно внеся поправки в черновой проект, подписал его в 1721 году, однако перед опубликованием велел внести этот закон на рассмотрение Сената.

Содержание "Табели о рангах" царской России, кроме Сената, рассматривалось также в Адмиралтейской и Военной коллегиях, где был сделан целый ряд замечаний о том, как разместить по рангам чины, об окладах жалования, а также о введении древних русских чинов в табель и об устранении пункта, посвященного штрафам за занятие места, которое было выше соответствующего ранга, в церкви. Все данные пункты были, однако, оставлены без дальнейшего рассмотрения в законе "Табель о рангах" (Российская империя). В составлении окончательной редакции принимали участие члены Сената Брюс и Головкин, а также Дмитриев-Мамонов и Матюшкин - генерал-майоры.

"Табель о рангах": как служили государству в царской России

24 января 1722 года царь утвердил документ. Все чины отныне подразделялись на следующие три типа: статские, военные и придворные. Они также включались в 14 различных классов.

"Табель о рангах" в царской России насчитывала в общей сложности 263 должности, но затем из нее некоторые упразднились, а в конце 18 века исчезли совсем.

Потомственное дворянство

14-й класс (фендрик, а позднее, с 1730 года, прапорщик) давал человеку право на потомственное дворянство, которое в гражданской службе приобреталось по достижении восьмого класса (чин коллежского асессора), а 14-й (то есть коллежский регистратор) право предоставлял только на дворянство своего носителя.

Потомственное дворянство по Манифесту, изданному 11 июня 1845 года, приобреталось вместе с производством в 8-й класс (которому соответствовал штаб-офицерский чин). Рожденные до того, как их отцы его получили, дети представляли особую категорию. Их называли обер-офицерскими детьми. При этом одному из них могло быть предоставлено потомственное дворянство по ходатайству отца.

Изменения, произошедшие в дальнейшем в "Табели о рангах"

В декабре 1856 года ограничил Александр II своим указом подданными потомственного дворянства чином полковника (это 6-й класс), а на гражданской службе - 4-го класса.

Как вы видите, первоначальный вариант, который имела "Табель о рангах" в царской России, менялся в результате реформ на протяжении почти двух столетий. Ряд гражданских должностей превратился в названия гражданских чинов, независимо от реальных обязанностей их представителей.

Упраздненные названия

Особняком стояли чины 5 класса (статского советника/бригадира), не причисляясь ни к генеральским, ни к офицерским, им полагалось обращение следующее - "ваше высокородие".

Чины, хотя это отдельно не оговаривалось, давались исключительно мужчинам. Жены поступали в соответствующий их мужьям ранг, а незамужние девушки считались несколькими рангами ниже, чем их отцы. Также вводилось правило, согласно которому за требование мест и почестей выше своего чина во время официальных собраний и публичных торжеств полагался штраф, который равнялся двухмесячному жалованью этого человека, из которых 2/3 денег должен был получить доноситель. Этот же штраф предусматривался за уступку лицу низшего ранга своего места. Ливрея, экипаж, образ жизни - все должно находиться в соответствии с занимаемым чином.

Предпочтение военных чинов Петром I

Петр I, подчеркивая во всем предпочтение перед статскими военных, не хотел устанавливать для лиц, находящихся на гражданской службе, соответствующих чинов первого класса. Но, поддавшись уговорам Остермана, приравнял из соображений дипломатического престижа чин канцлера (главы некоторого дипломатического ведомства) к нему.

Чин тайного советника I класса был установлен лишь впоследствии. Предпочтение Петра выразилось еще и в том, что если в армии с чином 14 класса достигалось потомственное дворянство, то в статской службе - лишь со званием коллежского асессора (8 класс, штаб-офицерский ранг). Начиная с 1856 года для этого нужно было получить генеральский ранг, то есть стать действительным статским советником.

Показателен в этом отношении также довольно низкий ранг (даже не генеральский), который имел президент коллегии "статской", то есть министр, по европейским понятиям.

В дальнейшем министры получали чины тайного советника и действительного тайного советника.

Влияние на дворянство и общество

При введении данного закона древние чины (окольничьи, бояре) формально не были упразднены, но с тех пор прекратились назначения их. "Табель о рангах" оказала большое влияние на исторические судьбы дворянства, а также на служебный распорядок. Лишь личная заслуга стала единственным регулятором служебного положения. Порода, "отеческая честь" потеряла всякое значение в этом отношении. В этом состоит главное историческое значение такого документа, как "Табель о рангах" в царской России.

От придворной и была отделена военная. Приобретение дворянства пожалованием монарха, личным достижением было узаконено. Это повлияло в целом на демократизацию дворянства, закрепление его служилого характера, а также разделение этого класса на новые группы - личного и поместного.

Чин низшего класса в военной службе (14 класс, фендрик, а позднее, с 1730 года - прапорщик) сразу же предоставлял право на приобретение дворянства для всех потомков. Позднее, Манифестом 1845 года, его стал давать лишь 8 класс, а в гражданской службе - 5-й.

ТИТУЛЫ И МУНДИРЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

«ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»

Попробуем разобраться в том, что составляло стержень всего государства Российского XVIII - начала XX веков.

Генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-серкетарь, превосходительство и светлость - вот некоторые из титулов , бывших тогда в ходу. Соответственно титулу человек, облекался и в определённую одежду - мундир . Титул, наряду с другими наградами, жаловался за службу государем.

Сегодня трудно понять то, что являлось основой всей жизни в России. Система титулов, мундиров и орденов, существовавшее в Российской империи, была отменена в 1917 году. С тех пор основательно подзабылась. И специальных справочников по ней не существует. А без этих знаний порой трудно понять даже многие литературные произведения прошлого, не говоря уже об исторических трудах.

Вот что можно прочитать в дневнике министра внутренних дел П. А. Валуева за 1865 год: «1 января. Утром во дворце. Князя Гагарина видел с портретом, Буткова с алмазными знаками святого Александра, Милютина - в мундире члена Государственного совета…». А вот запись из дневника за 1867 год: «16 апреля. Ночью в Зимнем дворце. Граф Панин на прощанье уносит алмазы святого Андрея, а Замятин - алмазы святого Александра». О чём же идёт речь? Разумеется, о наградах.

Начало системе титулов, мундиров и орденов в России положено в царствование Петра I. Пётр стремился привлечь на государственную службу дворянство. И главным мерилом заслуг каждого должна была стать именно служба, а не «порода».

От государственной службы требовались чёткость и дисциплина. Служащий, со своей стороны, получал возможность продвижения в зависимости от способностей и заслуг. С этой целью и появилась в январе1722 года «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Класс

Гражданские чины (статские)

Придворные чины

Срок выслуги до получения следующего чина, следующий гражданский чин

  • Канцлер (Штатс-секретарь)
  • Действительный тайный советник 1-го класса
  • Генерал-фельдмаршал
  • Генерал-адмирал во флоте
  • Действительный тайный советник
  • Вице-Канцлер
  • Генерал от инфантерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал от кавалерии (до 1763, с 1796)
  • Генерал-фельдцейхмейстер в артиллерии (до 1763)
  • Генерал-аншеф (1763—1796)
  • Генерал от артиллерии (с 1796)
  • Инженер-генерал (с 1796)
  • Генерал-пленипотенциар-кригс-комиссар(1711—1720)
  • Адмирал
  • Обер-камергер
  • Обер-гофмаршал
  • Обер-шталмейстер
  • Обер-егермейстер
  • Обер-гофмейстер
  • Обер-шенк
  • Обер-церемониймейстер (с 1844)
  • Обер-форшнейдер (с 1856)
  • Тайный советник (с 1724)
  • Генерал-лейтенант (до 1741, после 1796)
  • Генерал-поручик (1741—1796)
  • Вице-адмирал
  • Генерал-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Гофмаршал
  • Гофмейстер
  • Шталмейстер
  • Егермейстер
  • Обер-церемониймейстер (с 1800)
  • Обер-форшнейдер
  • Тайный советник (1722—1724)
  • Действительный статский советник (с 1724)
  • Генерал-майор
  • подполковник гвардии (1748—1798)
  • Генерал от фортификации (1741—1796)
  • Шаутбенахт во флоте (1722—1740)
  • Контр-адмирал во флоте (с 1740)
  • Обер-штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камергер (с 1737)
  • Статский советник
  • Бригадир (1722—1796)
  • Капитан-командор (1707—1732, 1751—1764, 1798—1827)
  • премьер-майор гвардии (1748—1798)
  • Штер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Церемониймейстер (с 1800)
  • Камер-юнкер (до 1809)
  • Коллежский советник
  • Военный советник
  • Полковник в пехоте
  • Капитан 1-го ранга во флоте
  • секунд-майор гвардии (1748—1798)
  • полковник гвардии (с 1798)
  • Обер-кригскомиссар по снабжению (до 1868)
  • Камер-фурьер (до 1884)
  • Камергер (до 1737)

4 годаСтатский советник

  • Надворный советник
  • Подполковник в пехоте
  • Войсковой старшина у казаков (с 1884)
  • Капитан 2-го ранга во флоте
  • капитан гвардии
  • ротмистр гвардии
  • Кригскомиссар по снабжению (до 1868)

4 годаКоллежский советник

  • Коллежский асессор
  • Премьер-майор и секунд-майор (1731—1798)
  • Майор в пехоте (1798—1884)
  • Капитан в пехоте (с 1884—1917)
  • Ротмистр в кавалерии (с 1884—1917)
  • Войсковой старшина у казаков (1796—1884)
  • Есаул у казаков (с 1884)
  • Капитан 3-го ранга во флоте (1722—1764)
  • Капитан-лейтенант во флоте (1907—1911)
  • Старший лейтенант во флоте (1912—1917)
  • штабс-капитан гвардии (с 1798)
  • Титулярный камергер

4 годаНадворный советник

  • Титулярный советник
  • Капитан в пехоте (1722—1884)
  • Штабс-капитан в пехоте (с 1884—1917)
  • Поручик гвардии (с 1730)
  • Ротмистр в кавалерии (1798—1884)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (с 1884)
  • Есаул у казаков (1798—1884)
  • Подъесаул у казаков (с 1884)
  • Капитан-поручик во флоте (1764—1798)
  • Капитан-лейтенант во флоте (1798—1885)
  • Лейтенант во флоте (1885—1906, с 1912)
  • Старший лейтенант во флоте (1907—1911)
  • Камер-юнкер (после 1809)
  • Гоф-фурьер

3 годаКоллежский асессор

  • Коллежский секретарь
  • Капитан-поручик в пехоте (1730—1797)
  • Штабс-капитан в пехоте (1797—1884)
  • Секунд-ротмистр в кавалерии (до 1797)
  • Штабс-ротмистр в кавалерии (1797—1884)
  • Цейхвартер в артиллерии (до 1884)
  • Поручик (с 1884)
  • Подпоручик гвардии (с 1730)
  • Подъесаул у казаков (до 1884)
  • Сотник у казаков (с 1884)
  • Лейтенант во флоте (1722—1885)
  • Мичман во флоте (с 1884)

3 годаТитулярный советник

  • Корабельный секретарь (до 1834)
  • Корабельный секретарь во флоте (до 1764)
  • Губернский секретарь
  • Поручик (1730—1884)
  • Подпоручик в пехоте (с 1884—1917)
  • Корнет в кавалерии (с 1884—1917)
  • Прапорщик гвардии (1730—1884)
  • Сотник у казаков (до 1884)
  • Хорунжий у казаков (с 1884)
  • Унтер-лейтенант во флоте (1722—1732)
  • Мичман во флоте (1796—1884)
  • Камердинер
  • Мундшенк
  • Тафельдекер
  • Кондитер

3 годаКоллежский секретарь

  • Кабинетский регистратор
  • Провинциальный секретарь
  • Сенатский регистратор (1764—1834)
  • Синодский регистратор (с 1764)
  • Подпоручик в пехоте (1730—1884)
  • Прапорщик в пехоте (с 1884—1917, только в военное время)
  • Секунд-поручик в артиллерии (1722—1796)
  • Гардемарин во флоте (1860—1882)
  • Коллежский регистратор
  • Коллежский юнкер(коллегии-юнкер) (1720-1822)
  • Фендрик в пехоте (1722—1730)
  • Прапорщик в пехоте (1730—1884)
  • Корнет в кавалерии (1731—1884)
  • Штык-юнкер в артиллерии (1722—1796)
  • Хорунжий у казаков (до 1884)
  • Мичман во флоте (1732—1796)

3 годаГубернский секретарь

Обращения соответственно классу

Военные чины выше табели о рангах

· Генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах

· Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии), кондукто́р во флоте.

· Фельдфебель, вахмистр в кавалерии, боцман во флоте, (до 1798 сержант).

· Старший строевой унтер-офицер (до 1798 каптенармус, фурьер), боцманмат.

Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 классов. Переходя из класса в класс, начиная с нижнего 14-го, служащий делал карьеру. В каждом классе необходимо было прослужить определённое число лет. Но за особые заслуги срок сокращался. В гражданской службе должностей было больше, а потому движение вверх совершалось быстрее.

В XVIII веке каждый, имевший уже низший классный чин, получал и личное дворянство . А дворянин имел ряд льгот. При этом в военной службе потомственное дворянство давал 14 класс, а в гражданкой - лишь 8-й. Однако уже с начала XIX века на государственную службу шло всё больше недворян. И потому с 1845 года в гражданской службе потомственное дворянство получали уже с пятого класса, а в военной - в восьмом.

Установив чёткую систему чинов, «Табель о рангах» следила за строгим соблюдением принципа старшинства и чинопочитания.

Среди обладателей одного чина старшим считался тот, кто служил по военной службе, или тот, кто был раньше пожалован в данный чин. Соблюдение принципа старшинства считалось обязательным при всех церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении. Существовало жестокое правило: «Чин чина почитай». И принцип этот распространялся на жён и дочерей чиновников.

Историческая мозаика

Граф М. Н. Муравьёв

В 1866 году граф М. Н. Муравьёв возглавил следственную комиссию по делу о покушении на императора Александра II. Следствие велось рьяно. Закончив его, Муравьёв обратился с просьбой к шефу корпуса жандармов графу П. А. Шувалову доложить государю, что желает быть назначенным генерал-адъютантом. Когда просьбу передали царю, тот воскликнул: «Моим генерал-адъютантом - ни за что!.. Дать ему бриллиантовые андреевские знаки…».

Муравьёв, недовольный и расстроенный тем, что не получил желаемую награду, уехал в своё имение, где и скончался скоропостижно. Курьер царя, привезший бриллианты, застал графа уже мёртвым.

табель правовой ранг исторический

Для становления государственной службы Российской империи особенно важным был ряд событий, из которых нужно выделить принятие привнесенного с Запада 24 января 1722 года закона «Табель о рангах», который упорядочивал иерархию должностей, делал сопоставимыми гражданские, воинские и придворные чины, создавал стройную систему службы государю, а также Ништатский мир, в соответствии с которым в состав Российской империи вошли прибалтийские (остзейские) провинции, сохранившие свой способ управления, что положило начало формированию федерализма в его современном российском понимании.

Развитие государственной службы в России шло с активным использованием зарубежного опыта. Собственно, по западному образу и подобию формировались «коллегии», впоследствии министерства, распределялись уровни управления и ответственность чиновников.

Особенностью организации государственной службы в сословном обществе было то, что на ее высшие должности принимались только дворяне (за редкими исключениями, которые лишь подчеркивали это правило), а также по повелению императора - иностранцы, которые в своей карьере доходили до самых высоких постов, зачастую концентрировали в своих руках огромную административную власть. Особенно много иностранцев, немцев, прежде всего, было на придворной службе, а также в армии. С середины XIX века все больше выходцев из германских княжеств занимает статские должности.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства, в усилении дворянской диктатуры имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных (приложение 1). Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов.

Еще с отменой местничества (1682) личной заслуге и служебной годности дано было предпочтение перед породой и знатностью происхождения. Местничество, однако, сие жило в понятиях общества, и на практике с ним продолжали считаться. Но если прежде оно противоречило интересам государства, то теперь, сверх всего, оно резко разошлось с новым взглядом, который Петр усиленно прививал своим поданным, а именно: право на первое место и почет принадлежит тем, кто исполняет первейшую свою обязанность - ревностно служит государству. Решительный удар местничеству нанесен был Табелью о рангах (1722, 24 января). Она создала 14 классов - 14 различных чинов в военно-морской, гражданской и придворной службе, новую лестницу восхождения по заслугам. С этих пор грань между служащим и неслужащим определилась еще резче: знатность стала добываться выслугой, а не породой. Недворянин, дослужившись до офицерского чина и, следовательно, ставший потомственным дворянином, становился выше служилого человека, не получившего звания офицера. Новый порядок имел ту хорошую сторону, что, сделав выслугу доступной каждому, обновлял дворянский класс постоянно свежими силами и не допускал его замкнуться в обособленную касту.

Уравнение согласно Табели о рангах службы военной со службой гражданской привело к некоторому укреплению государственного аппарата более способными кадрами. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство. Создавалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами, что, разумеется, не подрывало классовой дворянской основы государства. Они получали, как правило, вместе с чинами и имения. Таким образом пополнялся класс дворян, интересы которого новые дворяне всемерно защищали. Вместо прежнего деления на бояр, окольничих, стольников и т.д. вводилось новое.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.

В интересах господствующего класса, укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий, которые встретили противодействие со стороны определенной части дворянства.

Так, указы Петра I требовали прохождения дворянами военной службы, начиная с солдатского звания. Позднее, как известно, дворяне обходили это правило, записывая на службу своих малолетних детей. За уклонение от службы виновные сурово наказывались. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За необучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. К таким мерам государству приходилось прибегать, чтобы поднять общий культурный уровень дворянства.

Необходимо отметить, что Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.

Исаев И.А. отмечает, что воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислялся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям. Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

Для ведения делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. Была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

По Табели о рангах титул «благородие» получали все чины вплоть до обер-офицера. Все сословие было определено как «благородное» в 1754 г. и окончательно утверждено в этом звании в 1762 г. (Манифест).

С 1797 г. стал составляться общий свод дворянских гербов.

С введением 24 января 1722 года Табели о рангах принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей навсегда уступал место принципу личной выслуги, что привело к упрощению системы вассалитета и превращению дворян в прямых подданных монарха. Социальная структура высшего сословия отныне выстраивалась не по коленам генеалогии родовых фамилий, а в соответствие с рангами и милостью императора, который упразднил боярское звание, собственным именем начал возводить придворных в княжеское достоинство, ввел графский и баронский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый русский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». Чин, в качестве главного показателя успешной службы и благорасположения монарха, приобретал чрезвычайную значимость, подчиняя своему влиянию все социальные сферы существования личности, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина и т.д. - все определялось его бюрократическим статусом. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и облагалось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной субординации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами, титулами. В условиях низкой грамотности даже в среде дворянства Петр I вынужден был объявить получение образования также неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии, определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». В то же время именно Табель о рангах давала шанс выходцам из купечества, разночинцев, посадских людей получить личное или даже потомственное дворянство, что также чрезвычайно поднимало престиж государственной службы.

Смысл обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания, из которых центральной был образ монарха, персонифицирующего власть, государство и его возрастающую внешнеполитическую силу.

Мурашев Г.А. отмечает, что строгая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, и служить стимулом, создающим условия продвижения по служебной лестнице в соответствии со способностями и заслугами перед Отечеством, с другой. Больше того, во времена Петра I существовала небывалая демократия в вопросах присвоения очередного звания. Так, архивы рас сказывают о том, что коллектив при обсуждении кандидатуры на присвоение очередного воинского звания из двух кандидатом выбрал не того, за которого выступал царь. Петр I был в негодовании и тем не менее звание присвоил именно тому, за коя выступил коллектив.

В государстве, особенно в армии, было установлено определенное количество высоких должностей, и занять их можно было только при наличии вакансии. Сегодня, вспоминая эпизод из недавнего прошлого, когда Президент одним Указом присвоил 500 полковникам звание генералов, приходится только разводить руками. Подобного тысячелетняя история не знает. Согласно «Табели о рангах», военные, гражданские и придворные чины подразделялись на 14 классов. Высшим был I класс. Воинские чины состояли из четырех разрядов: сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При этом в гвардии чины были на класс выше. Например, звание полковника гвардии приравнивалось званию генерала пехоты, артиллерии, позже - кавалерии.

Под чинами гражданской службы имелись в виду должности, которые были предусмотрены в государственных учреждениях, а также немногочисленные почетные звания, не связанные прямо ни с должностями, ни с определенными обязанностями. В частности речь идет о званиях тайного и действительного тайного советников.

В каждом классе необходимо было прослужить определенный минимальный срок. В низших классах - 3-4 года. При этом за особые заслуги, а также при наличии вакансии срок службы мог быть сокращен. Поскольку высших должностей всегда было гораздо меньше, чем низших, разрешалось по истечении срока присваивать очередное звание с оставлением в прежней должности. Во все времена и во всех государствах существовало понятие протежирования, когда родственнику, хорошему знакомому влиятельный человек помогал занять вышестоящую должность или добивался присвоения ему очередного звания, будь то в армии или в аппарате государственной службы. Однако во времена Петра I, Екатерины II ответственные начальники следили за тем, чтобы назначение и присвоение проводились справедливо. По этому поводу 15 февраля 1742 г. даже был принят закон, обязывающий «…производить в чины по старшинству и по заслугам». 13 января 1753 г. этот закон был обновлен и подтвержден. Видимо, ситуация с присвоением званий была не всегда нормальной, если за полтора десятка лет закон о справедливости принимался дважды. Правда, в обоих случаях делалась оговорка в том смысле, что лица, имевшие исключительные заслуги перед Отечеством, могли получить очередной чин в обход тех, кто выслужил срок. Этот закон, кстати, действует и по сей день. И сегодня, и это справедливо, за боевые заслуги офицер может получить внеочередное воинское звание, повышение в должности. Делается это, как и в далекие времена, по «высочайшему» усмотрению. Петр I столкнулся с фактом, что с введением реформ вынужден был назначать на должности лиц, не успевших выслужить срок. Но, назначая на высокую должность, он тем не менее не предоставлял тех преимуществ, которые получало лицо, выслужившее установленный срок.

Произведенные в XIV класс лица недворянского происхождения получали личное дворянство, произведенные в VIII класс - потомственное.

Постепенно сложилась система титулования. Так, лица IX-XIV классов назывались «ваше благородие», лица VI-VIII классов - «ваше высокоблагородие», лица V класса - «ваше высокородие», III-IV классов - «ваше превосходительство», I-II классов - «ваше высокопревосходительство».

Чин в России, будь то воинский, гражданский или духовный, со временем стал основой успеха. Получение очередного чина позволяло рассчитывать на продвижение по службе, получение ордена. Особенно это стало широко применимо при Павле I. Журнал «Русская старина» за 1899 г. прямо говорит, что в царствование Павла I «…все зависело от чина…». При этом не спрашивалось, что человек может сделать или что уже сделал. Главное - какой у него чин. Каков чин - таково и положение в обществе. Причем если со службы, имеется в виду гражданской, начальник мог уволить подчиненного без объяснения причины, то чин мог быть отобран только по суду.

Рассмотрим некоторые нормы, закрепленные в Табели о рангах 1722 года.

«Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским» (ст. 2).

«Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из дворян; то когда кто получит вышеписанный чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, а отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне» (ст. 15).

Таким образом, Табель о рангах закреплял строгую иерархию чинов государственной службы, которая способствовала дисциплине и организованности.

Рассмотрим наиболее подробно гражданские, придворные, воинские чины.

Введение «Табели о рангах» явилось прогрессивной мерой, создав стимул для чиновников к примерной службе и открывшей возможность для продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. В целом «Табель о рангах» носила классовый характер, она способствовала укреплению феодально-крепостнического строя в России, отвечала интересам дворянства и нарождающейся в стране буржуазии. «Табель о рангах» раскрывает нам систему не только чинов, но и званий. Между ними есть разница. Чин происходит от слова «чинить» - делать. Звание присваивалось членам Свиты государя. И хотя чин и звание близки сами по себе, все-таки это не одно и то же, поэтому поговорим чуть подробнее о чинах и отдельно о званиях. Надо заметить, что «Табель о рангах» родилась не на голом месте. Петр, бывая за границей, присматривался, изучал организацию войск, особенности устройства подразделений, системы подчиненности младших старшим. К 1672 г. в Российской армии уже были введены некоторые чины для всех родов войск, а именно: полковник, подполковник (помощник полковника), капитан (командир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капитана), прапорщик (знаменосец, от слова «прапор» знамя) и подпрапорщик (помощник прапорщика, не офицер).

Чин генерала в Российской армии впервые был присвоен в 1667 г. командиру Московского выборного полка А.А. Шепелеву. А в 1698 г. с разделением полков на батальоны появились новая должность и новый чин - командир батальона, майор. Этот чин закрепился в 1711 г. Петр I уже имел представление о чинах, их пользе в армии.

Перейдем к рассмотрению придворных чинов, закрепленных в Табели о рангах 1722 года.

Придворные чины, как военные и гражданские, подразделялись на 14 классов. Важнейшим преимуществом придворных чинов считалось что их обладатели имели возможность постоянного и тесного общения с представителями царской семьи и нередко были с ними дружеских отношениях. Они принимали участие во всех придворных церемониях, им 6 ли присвоены особые нарядные мундиры, а некоторым чинам кроме того давались специальные знаки различия. Так, обер-камергеры и мергеры получали ключи: первые из них - золотые, осыпанные бриллиантами, которые носили на боку - «на правой стороне, на шнуре золотом», вторые - золотые, носимые на андреевской голубой лек связанные бантом на левой стороне подле клапана.

Рассмотрим организацию гражданских чинов по Табелю о рангах 1722 года.

С опубликованием «Табели о рангах» от 24 января 1722 г. в гражданской службе возникли осложнения. Должностей было много, а людей, успевших к моменту присвоения чина выслужить установленные сроки, было мало. К тому же считалось, что чиновник гражданской службы должен прослужить дольше военного, что справедливо. Но как быть в ситуации, когда за счет значительного расширения гражданского ведомства понадобилось множество чиновников? И Петр I разрешил присваивать чины тем, кто их заслужил. Причем даже тем, кто до этого никакого чина не имел. Это была настоящая революция, но Петр смело пошел на нее, понимая, что в противном случае реформы затянутся на долгие годы. Он отдавал себе отчет в том, что при этом могут правдами и неправдами проскочить на высокие должности и бездарные личности. Но время требовало смелого решения, и он принял его. И надо сказать, что в основном решение оправдало себя. На чиновные должности пришли талантливые молодые руководители, которые значительно продвинули вперед в целом все государство.

Естественно, что новое дело не стояло на месте, и Петр от 7 мая 1724 г. вносит изменения в соответствующее положение о гражданской службе. Так, он предписывает тайных советников повысить до III класса, V классу повысить чин. Императрица Елизавета Указом от 23 июня 1745 г. узаконивает чины коллежского советника, надворного советника, коллежского асессора; переводит чин надворного советника из VI класса в VII; подтверждает последовательность выслуги в каждом чине. 13 сентября 1760 г. было принято решение присваивать очередные чины тем, для кого не нашлось вакансии по выслуге лет. И это было мудро. Гражданское лицо могло находиться в одной должности десятилетиями. Ходить десятки лет в самом низшем звании до старости было просто неприлично. Но получив очередной чин, человек успокаивался и продолжал так же добросовестно трудиться в прежней должности.

До Указа Екатерины II от 16 декабря 1790 г. для получения чина лицам недворянского происхождения требовалось прослужить от 10 до 12 лет. И только потом, да еще при определенных заслугах, недворянин мог получить чин XIV класса. Екатерина разрешила присваивать чин уже через три года, и в дальнейшем также через каждые три года до VIII класса включительно VIII класс, как сказано ранее, давал право на потомственное дворянство. При Павле I высокие чины присваивались по усмотрению императора. Но, разумеется, все-таки за особые заслуги. Хотя прямо скажем, что особыми заслугами могли быть подслушивание, наушничество и т.п. Но. своя рука владыка. Что хочу, то и ворочу. При Павле I, да и при Екатерине II, в дело присвоения очередного чина нередко вмешивался Сенат. Когда требовалось назначить на вышестоящую должность лицо, имевшее чин на два-три класса ниже, чем предполагала новая должность, решением Сената присваивался соответствующий чин. И получалось так, что человек, имея, к примеру, чин VIII класса, получал чин V класса. Тем не менее 2 июня 1808 г. подобной практике был положен конец. Император усмотрел в решениях Сената покушение на его монархическую власть. Но дабы не закрыть совсем продвижение талантливых руководителей вне установленных сроков, он разрешил представлять ходатайства о награждении чинами, опять же за особые заслуги, на его усмотрение.

Со временем встал вопрос о наименовании чинов. Статские чины назывались унтерштатгальтерами, экономиигальтерами, регирунгсратами, обер-директорами и им подобными. Эти чины напоминали воинские. И население охотно ими пользовалось, потому что авторитет армейского чиновника был высок во все времена. Забегая вперед, скажу, что впоследствии отдельные гражданские чиновники требовали именовать себя генералами, хотя по гражданскому ведомству они числились советниками. Например, действительным тайным советником, тайным советником, действительным статским советником. Особенно этого придерживались те, кто перешел в гражданскую службу из офицеров.

Юшков С.В. отмечает, что преобразования в рамках дворянского сословия повлияли на изменения в генеалогии и системе социального этикета. Генеалогия до 1682 г. строилась на местничестве. Вместо старых титулов (князья) вводятся новые. К сиятельным князьям и князьям добавились графы и бароны. Система социального этикета, заложенная Петром I, просуществовала в России до конца 1917 г.

Таким образом, в 1-й четверти XVIII в. сформировалась социальная опора абсолютизма, предопределившая необратимость петровских преобразований. Сформировалось единое российское дворянство - привилегированное сословие, которое качественно и количественно отличалось от служилых людей конца XVII в. (после смерти Петра 1 насчитывалось свыше 100 тыс. дворянских семей). Сформировался профессиональный офицерский корпус и чиновническая бюрократия.

Таким образом, Табель о рангах 1722 года сыграл важную роль в развитии государства и права. Необходимо отметить, что Табель о рангах устанавливал чины и классы воинские, придворные и статские. Каждый чин и класс имели свои особенности, которые отражались как на самом служащем, так и на его семье. Необходимо отметить, что правовое положение служащего зависело на прямую от класса и чина государственного служащего.

Кроме военных чины носили и служащие гражданских ведомств: сыскной департамент полиции, министерство финансов, путейское ведомство, телеграфное и т.д. Отличие состояло в том, что гражданские служащие носили знаки различия на воротнике, т.н. "петличные". У гражданских чиновников было 2 типа мундира, те сюртука: служебный и парадный. К концу ХIХ века парадный сюртук у чинов обер-офицерского ранга был отменён.

Чины обер-офицерского ранга:

XIV класс: Коллежский регистратор - 1 просвет и 1 звёздочка
XIII класс: Провинциальный секретарь
XII класс: Губернский секретарь - 1 просвет и 2 звёздочки
XI класс: Корабельный секретарь
X класс: Коллежский секретарь - 1 просвет и 3 звёздочки
IX класс: Титулярный советник - 1 просвет без звёздочек

Чины штаб-офицерского ранга:

VIII класс: Коллежский асессор - 2 просвета и 2 звёздочки
VII класс: Надворный советник - 2 просвета и 3 звёздочки
VI класс: Коллежский советник - 2 просвета без звёздочек

Чины генеральского ранга:*

V класс: Статский советник - 1 большая звезда в сиянии
IV класс: Действительный статский советник - 2 большие звезды в сиянии
III класс: Тайный советник - 3 большие звезды в сиянии
II класс: Действительный тайный советник - без звёзд
I класс: Канцлер - // -

*По некоторым данным чины генеральского ранга носили узкие генеральские погоны без звёзд, указывающие на ранг, в то время как различия по чинам были на гладких петлицах без просветов.

Ниже приводятся изображения петличных знаков различия гражданских чинов.

Последняя реформа мундиров гражданского образца была в 1905 году. Мундир (парадный) остался только у высших чинов. Он указывал на место служения и ранг должности. Сюртуки же носили на воротниках петлицы по чинам.
Погоны были положены лицам, занимающим определенные должности. В этом случае они несли знаки различия по чинам.

Вот неполный список должностей, коим положены погоны:

  • Министры и их Товарищи;
  • Генерал-Губернаторы, Губернаторы и Вице-Губернаторы;
  • Чины рыбного и зверового надзора Министерства Земледелия и Гос. Имуществ (до 1910);
  • Корпус лесничих (не все чины, а "оперативные");
  • Следователи в сельской местности;
  • Чиновники военного ведомства.

ПОЧТОВО-ТЕЛЕГРАФНОЕ ВЕДОМСТВО

В 1806 году Почтовое управление вошло в состав Департамента внутренних дел. В 1808 году «почтовики» получили мундир, представлявший собой темно-зеленый кафтан с черным воротником и того же цвета обшлагами.
В 1810 году главное почтовое управление было преобразовано в Почтовый департамент Министерства внутренних дел.
В 1819 году почтовое ведомство было выведено из Министерства внутренних дел, а в сентябре 1820 года на мундире «почтовиков» появляются пуговицы «с изображением государственного герба и почтовых сигнальных труб (рожков)».
При реформе гражданских мундиров 1834 года почтовый мундир был оставлен без изменений, пуговицы по-прежнему «. . золоченыя, с изображением Государственного герба и под оным двух почтовых рожков». Такой рисунок, с незначительными вариациями, сохранялся до 1885 года.
Первоначально деятельность, связанная с телеграфной связью осуществлялась военным ведомством, затем ведомством путей сообщения и публичных зданий. Чиновники телеграфной части имели на пуговицах изображение такое же, как и Корпус инженеров путей сообщения «перекрещенные якорь и топор».
В марте 1855 года военные мундиры телеграфных служащих были заменены двубортными полукафтанами темно-зеленого сукна. Пуговицы оставались те же.
27 февраля 1858 года для Телеграфного управления был установлен специальный «телеграфный знак желтой бронзы из стрел, одна другую пересекаемых». Такой знак полагалось носить и на «гладких пуговицах одноцветным штампом».
2 августа 1867 года военная структура телеграфного ведомства была заменена на гражданскую, а в апреле 1868 года сотрудники ведомства получили форму военного покроя для гражданских чиновников.
В 1885 году произошло слияние «почтовиков» и «телеграфистов» в единую структуру - Почтово-телеграфное ведомство. В этом же, 1885 году на пуговицах нового ведомства появилось изображение герба этой организации - «почтово-телеграфного знака - две трубы и стрелы».

ВЕДОМСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

20 ноября 1809 года вместо Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции устроения дорог были образованы Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения, Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Таким образом, в 1809 г. ведомство путей сообщения было составлено из двух крупных частей: гражданской (Главное управление) и военной (Корпус инженеров).
В 1809 году гражданские чиновники нового министерства на мундирах носили гладкие пуговицы, без рисунка. А в 1817 году на мундирах служащих военизированного Корпуса инженеров путей сообщения появились пуговицы с эмблемой – «перекрещенные якорь и топор».
В 1843 г. местные подразделения путейского ведомства были реорганизованы.. Существовавшие с 1817 года военно-рабочие батальоны, а также мастерская и полицейская бригады упразднялись, вместо множества разнородных команд были сформированы 52 военно-рабочие роты, которым передавались функции обслуживания и охраны коммуникаций.
С развитием железных дорог в России в 1871 году были введены пуговицы с обозначениями различных дорог страны. В то же время железнодорожникам нижних чинов разрешалось носить пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения с эмблемой «Якорь и топор».