Нам бы про душу не забыть. Неизвестный шукшин Что вы знали раньше о рассказах шукшина

Урок. Тема: «Творчество В. М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Рассказ учителя о В. М. Шукшине.

Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая Шукшина как прозаика, драматурга, актёр и режиссёра составила всего 20 лет.
Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.
Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведении, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья».
В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавал русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.
Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя.
К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. К этому времени писатель уже снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».

4. Вопросы к классу.

Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём. (Ответы учеников).

5. Показ презентации «В. М. Шукшин и его фильмы». (Слайды сопровождаются комментариями учителя).
В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с таким названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание как сценаристу, и как постановщику, и как актёру.

6. Просматриваем отрывок из фильма «Калина красная». (Отрывок длится 5-7 минут. Показать самые глубокие эпизоды).

7. Вопросы к классу.

Каким вам представляется главный герой картины Егор Прокудина? (Гордым, жёстким, резким, но глубоко философичным).

Удалось ли Шукшину создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека? (Да, удалось. Герой Шукшина очень противоречив. Но в тоже время, он осознаёт, что поступает неправильно. Решает исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся).

Почему же Егору Прокудину это не удаётся сделать? (Его тёмное прошлое постоянно мешает ему жить. Оно возвращается к нему, уже простившемуся с воровством герою из вне – со стороны того преступного мира).

8. Физминутка.

9. Работа с учебником. Чтение произведений. Работа по вопросам.
10. Подведение итогов урока.

1) О чем мы сегодня с вами говорили? Творчество какого писателя рассматривали?
2) Что вам понравилось (или не понравилось) в произведениях В. М. Шукшина?
3) Расскажите о героях произведений Василия Макаровича.
11. Домашнее задание.
Составить иллюстрации к произведению В. М. Шукшина «Срезал». Прочитать ещё один рассказ этого автора. Подготовить таблицу-характеристику персонажей.

Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая жизнь Шукшина как прозаика, драматурга, актёра и режиссёра составила всего 20 лет.

Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован 1 посмертно в 1956 году.

Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.

Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведения, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья». Он перепробовал множество профессий: был и разнорабочим, и слесарем-такелажником, и учеником маляра, и грузчиком. В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавая русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (Всесоюзного государственного института кинематографии). Он попал в мастерскую замечательного режиссёра М. Ромма, который оказал на Шукшина большое влияние и как художник, и как человек. Вкусу, уму и интуиции М. Ромма Шукшин доверил свои первые рассказы и рецензии, которые начал сочинять в институте. Впоследствии Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя. Шукшин учился, по его признанию, отрывисто, с пропусками. К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. И хотя писатель в ту пору уже напечатал один рассказ и снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».

Первая книга Шукшина была неровной, но критика встретила её доброжелательно. Особенностью шукшинской прозы критика считала «философскую» раздумчивость персонажей, которые размышляют о самых простых и вместе с тем самых сложных вопросах жизни. Мужики у Шукшина думают о том, что такое жизнь, для чего она дана и как надо жить.

«Странные люди» - герои Шукшина

Героями Шукшина оказываются так называемые «чудики», «странные люди». Их особенность состояла в том, что они выпадали из обычной жизни. Всем своим видом и душой они противостояли казёнщине, пошлости и этим выражали свой протест против ограничения свобод, прав, против застоя и оглупления. Их поведение было вызывающим, ярким, необычным и дерзким. Но, по сравнению с «чудаками» Лескова, «чудики» Шукшина часто непосредственно-комичны, их «стихийный выверт» бывает нелеп и смешон. Например, один из героев захотел разрисовать цветочками коляску, другой додумался дать жене смешную телеграмму, третий непонятно зачем купил на всю зарплату микроскоп. Будучи странными людьми, персонажи Шукшина становятся в чём-то похожими на сумасшедших, сосредоточенных на одной мысли, но без видимых и опасных отклонений в психике. Моня Квасов стремится во что бы то ни стало создать вечный двигатель, Роман Звягин несказанно удивлён тем, что отрицательного гоголевского героя Чичикова уносит птица-тройка. Нельзя сказать, что герои Шукшина - исключительно положительные персонажи. Странности их проявлялись по-разному - то в нравственно-положительном, то в отрицательном качестве. Они могли быть и созидателями, могли быть и разрушителями. В них было много и от «слепого своеволия», и от «лукавого деревенского придуривания». Но главное у них - чувство собственного достоинства. Поэтому герои Шукшина часто живут в своём мире, полном противоречий, который рождался из-за несоответствия реальности и мечты. Не удовлетворяясь действительной жизнью, они жили в придуманной, в той, которую рисовало их воображение. Именно эта выдуманная жизнь была для них настоящей.

В. М. Шукшин и его фильмы

В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с тем же названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание и как сценаристу, и как постановщику, и как актёру. Особенная удача выпала на долю главного героя - Егора Прокудина. Шукшину удалось создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека, понявшего, что нужно сделать попытку исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся. Финал фильма намекает на то, что Егору оказалось под силу внутренне измениться, что его воровское прошлое не прощает измены человеческому предназначению, крестьянской нравственности, исконным моральным ценностям. Оно возвращается к внутренне простившемуся с воровством герою извне - со стороны того преступного мира, с которым он когда-то связал свою судьбу.

1 Реабилитирован - в данном случае - признан несправедливо осуждённым.

Проверьте себя

  1. Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём.
  2. Прочитайте рассказ писателя «Критики». Подумайте, почему в нём смешное, юмористическое соединяется с грустным, печальным.



20 июня, по каналу КУЛЬТУРА показали премьеру телефильма «Рассказы Шукшина». Семь лет назад этот спектакль был поставлен в Театре наций латышским режиссером Алвисом Херманисом. Театр наций, возникший в 2006, возглавляет артист Евгений Миронов, играющий практически во всех здешних постановках.

Получается, что рассказы о русской деревне поставил режиссер-латыш с участием артистки татарского происхождения...

Если учесть, что внешность самого Василия Макаровича наводит на мысль о возможной его принадлежности к тюркским народам, издавна населяющим его родину Алтай, то налицо реальный «театр наций».

В этот раз молодая, очень озорная и заводная часть театральной труппы разыграла десять шукшинских рассказов, соединив их в цельное - по-карнавальному веселое, пусть временами и драматичное, - но яркое и праздничное действо.

И вот я задумалась о природе этого праздника. Откуда он проистекает? Ведь рассказы Шукшина совсем не праздничные, они говорят о буднях простых людей.

Люди эти в свое время были названы критиками «чудиками»... но эти «чудики» - отнюдь не изгои, они каким-то образом встроены в общую жизнь, они не на обочине. Шукшинские герои - и до безумия любящий свою неверную Клару Серега («Беспалый»), и слепой певец Ганя («В воскресенье мать-старушка»), и толстопузый невежественный, но разбитной Глеб Капустин, победно вводящий в ступор очередного городского интеллектуала («Срезал»), и Степка, сбежавший из колонии в родную деревню за три месяца до срока («Степка»), - все они связаны с соседями, родственниками, иначе - со своими корнями. Эти люди укоренены, они на своей земле, у них привычный жизненный уклад...

Может, только плясун Колька, перебравшийся за женой-портнихой в город, чувствует себя не на месте, мается, пьет и в итоге кончает с собой... («Жена мужа в Париж провожала»).

Сам Шукшин, по-видимому, временами ощущал себя Колькой, оказавшимся в чужой городской квартире, и как Степка, пускался в бега в родные Сростки, чтобы «подзарядиться» еще на какое то время.

Хватало ненадолго, в ход шло русское снадобье, заливающее тоску, в итоге при огромном таланте и окружавшей его народной любви ушел он в 45 лет.

Евгению Миронову сейчас больше - 48. Но вряд ли какой-то другой актер сумел бы так перевоплотиться в шукшинских - открытых жизни и миру персонажей, не знающих ни в чем середины - любящих, пляшущих, хватающихся за топор...

Чулпан - в пару ему: жаль только, что из женских персонажей «положительной» оказалась лишь глухонемая Степкина сестра.

Но что эта пара проделывала, как лихо танцевала, ругалась, как виртуозно передавала все оттенки чувств - не произнося ни слова - на это нужно было поглядеть!

Однако пора перейти к режиссеру. По-настоящему это он, латыш Алвис Херманис, задал спектаклю эту празднично-фольклорную направленность.

Перед представлением один из участников говорит, что труппа театра посетила деревню Сростки и сфотографировала реальных жителей села.

Эти огромные цветные фотографии - деревенских изб, парней и девок, сидящих на лавочках стариков и старух, их лиц и натруженных рук, медсестер сельской больнички и продавцов местного сельпо - в качестве задников украшают весь спектакль, сменяясь от рассказа к рассказу.

Весь колектив молодых артистов на фоне сельских пейзажей "на завалинке" сидит перед зрителем. Это своеобразный хор, репликами и пантомимой участвующий в действии.

Рассказ же ведут - в полном соответствии с текстом - сами герои. Нечто подобное я видела в спектакле «Дама с собачкой» еще одного прибалта - Камы Гинкаса.

Но Гинкас разыгрывал лирический сюжет, здесь же сюжет лиро-эпический. И вот тут режиссер спектакля вспомнил, как мне кажется, картины самого Шукшина, в первую очередь, «Печки-лавочки», где очень силен фольклорный дух, где играют и поют «люди из народа».

В спектакле звучат удивительные фольклорные песни. Их исполняют подлинные «носители фольклора», и за старческ

Заразительно исполняют народные песни молодые актеры, для колорита подбавлены частушки «с картинками».

Помню, во времена студенческой фольклорной экспедиции старушки-«песнотворки» пели такие частушки только мужской части нашей группы, а нас, девчонок, прогоняли - стеснялись.

Здесь молодые женщины-актрисы преодолевают барьер стыдливости, громко выкрикивая непристойные куплеты.

Что ж, дань времени! Как и то, что в спектакле отчетливо звучит мат - наперекор всем запретам. А в самом конце артисты удивляют нас еще больше - вооруживщись гармошками и слаженно заиграв и запев плясовую. Играют все. Ну, положим, мальчиком в родном Саратове Женя Миронов осваивал аккордеон, но Чулпан Хаматова, но другие артисты! Молодцы - да и только!

Русская литература знала не только страшную «Власть тьмы» Толстого, давящую «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, безнадежную «Деревню» Ивана Бунина, но и поэтическое изображение крестьян у Тургенева, сказочное «племя поющее и пляшущее» у раннего Гоголя, полуфольклорных Марьяну, Лукашку и деда Ерошку у раннего же Толстого в «Казаках».

Рассказы Шукшина - по своей сверхидее, которую можно сформулировать как «обращение к корням», - прекрасно поддаются такому фольклорно-песенному решению.

Нет, не подумайте, драмы на сцене тоже были: Серега рубил себе пальцы топором, чтобы не убить изменницу Клару, Колька ссорился с женой и открывал газ, Степку уводил из дому от веселящихся домашних милиционер... Но даже милиционер был не очень страшный, все сокрушался, что теперь Степке придется сидеть еще два года.

Я уже не говорю об общей праздничности атмосферы спектакля. Редкой в сегодняшней российской жизни.

И лучше не будем вспоминать, что Шукшину не дали снять фильм по облюбованному им сюжету - о Стеньке Разине.

Может, чиновников от культуры испугало слово «воля» в названии сценария «Я пришел дать вам волю»? Поразительно, как все российские чиновники - от тех, кто служил при Алексее Михайловиче, до сегодняшних - панически реагируют на слова «воля», «свобода», как и на все, что с ними связано...

Что ж, телефильм был показан в удачное время - люди собираются в отпуска, мечтают освободиться от тяжелых мыслий и предчувствий. Признаться, и я с удовольствием нырнула в сказку, насладилась великолепной актерской игрой, режиссерскими находками, песнями и плясками. Жаль только, что из этого сна приходится выныривать в реальность...

Ирина Чайковская



Ещё о Шукшине:

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

Оборудование : учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Тема: «Творчество В. М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи.

Оборудование : учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа «Срезал», отрывки из кинофильма «Калина красная», интерактивная доска и презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Рассказ учителя о В. М. Шукшине.

Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая Шукшина как прозаика, драматурга, актёр и режиссёра составила всего 20 лет.

Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.

Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведении, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья».

В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавал русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа.

Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя.

К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. К этому времени писатель уже снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».

4. Вопросы к классу.

Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём. (Ответы учеников).

5. Показ презентации «В. М. Шукшин и его фильмы». (Слайды сопровождаются комментариями учителя).

В 1964-1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с таким названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание как сценаристу, и как постановщику, и как актёру.

6. Просматриваем отрывок из фильма «Калина красная». (Отрывок длится 5-7 минут. Показать самые глубокие эпизоды).

7. Вопросы к классу.

Каким вам представляется главный герой картины Егор Прокудина ? (Гордым, жёстким, резким, но глубоко философичным).

Удалось ли Шукшину создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека ? (Да, удалось. Герой Шукшина очень противоречив. Но в тоже время, он осознаёт, что поступает неправильно. Решает исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся).

Почему же Егору Прокудину это не удаётся сделать ? (Его тёмное прошлое постоянно мешает ему жить. Оно возвращается к нему, уже простившемуся с воровством герою из вне – со стороны того преступного мира).

8. Физминутка.

9. Работа с учебником. Чтение произведений. Работа по вопросам.

10. Подведение итогов урока.

1) О чем мы сегодня с вами говорили? Творчество какого писателя рассматривали?

2) Что вам понравилось (или не понравилось) в произведениях В. М. Шукшина?

3) Расскажите о героях произведений Василия Макаровича.

11. Домашнее задание.

Составить иллюстрации к произведению В. М. Шукшина «Срезал». Прочитать ещё один рассказ этого автора. Подготовить таблицу-характеристику персонажей.


« Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.» - В.М.Шукшин

Мне очень нравятся произведения Василия Макаровича Шукшина. В своем творчестве он с любовью раскрывает высоту и цену доброй нравственности в человеке, прекрасным художественным языком говорит, как о жизненно важных качествах, о честности, порядочности, внимании к ближним, верности своим убеждениям. В данном кратком эссе я попробую высказать свою любовь к творчеству этого великого русского писателя …

Героями произведений Василия Шукшина являются простые, ничем не примечательные люди. Типажи, представленные в его рассказах, как правило, взяты из реальной, хорошо знакомой ему жизни. Это деревенские труженики, или же люди, когда-либо жившие в деревне.

И, хотя все они различаются и по возрасту, и по социальному положению, общее в них – стремление поступать «по человечески», по совести. И хотя часто победителем кажется тот, кто эту совесть попрал в себе, обманщики,трусы и подлецы – отказаться от своих нравственных убеждений герой Шукшина не в силах, да и не желает этого. Если же, обманувшись, изменяет себе, то после горько раскаивается в своем поступке…Писатель с таким сочувствием и пристальным вниманием к мелочам описывает добрые характеры «чудаков», что «победивший» путем обмана и подлости – вызывает только гнев (как бандит в рассказе «Охота жить»), или хотя бы презрение (как теща в рассказе «Мой зять украл машину дров!»).

Все смеются над Серегой, которого обманула жена (рассказ «Беспалый»), а он, вопреки душевной боли, не поддерживает «доброжелателей» в их злословии против Клары. Сергей вспоминает радость, которая была связана с его любовью, и не осуждает никого, и не жалеет ни о чем. «…Но если бы еще раз налетела такая буря, он бы опять растопырил ей руки – пошел бы навстречу. Все же, как ни больно было, это был праздник.Конечно, где праздник, там и похмелье, это так… Но праздник-то был? Был. Ну и все.» И сочувствуешь ему, обманутому мужу, потому что в этой ситуации он остался человеком, не унизился до пошлых сплетен о ранее любимой женщине… А Клара, его обманщица жена, вызывает снисходительную жалость – сможет ли она вообще быть счастлива в жизни, если сама неспособна любить?...

Василий Егорыч Князев, «тридцати девяти лет отроду», по прозвищу Чудик… Так его прозвали потому, что он « то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные» (рассказ «Чудик»). Он очень добр и услужлив по своему человеколюбию – то поднимет с пола «чужую» бумажку в 50 рублей, и будет очень рад и доволен своей честностью – пока не обнаружит, что деньги то его, и тут он уже пригорюнится, потому что постесняется в этом признаться…Он искренне старается помочь другим, порадовать их – подбирает с пола вставную челюсть, потерянную его соседом по самолету, но вместо благодарности слышит выговор за «грязные руки». Пытается понравиться озлобленной снохе (ту коробит «простота» мужа и его брата, ибо идеал ее – «ответственные городские товарищи», хотя сама она простая буфетчица в управлении). От всей души желая сделать ей приятное, Чудик разрисовывает детскую коляску племянника по своему разумению, за что взбешенная сноха буквально выгоняет его из дому. Василий Егорыч по детски незлобив и прост душою, и хотя он в глазах людей, да и в своих собственных-растяпа и неудачник, именно он вызывает симпатию и у автора, и у читателя, в отличие от самоуверенных и нахрапистых «хозяев жизни»…

У Василия Шукшина много рассказов, повестей, по его произведениям сняты фильмы, самый известный из которых - «Калина красная», о трагичности неправильного выбора жизненного пути простым деревенским парнем, Егором Прокудиным, сломавшего этим жизнь и себе и тем, кому он был дорог…

Все творчество Василия Шукшина, прекрасного писателя и личности с высокими нравственными устоями, пронизано мыслью о том, как сложен, многогранен мир человеческой души. И как важно остаться верным самому себе, своим жизненным идеалам, ибо не будет счастлив человек с добрым сердцем, если и согласится, «как все умные люди», искать только своей выгоды и не обращать внимания на голос своей совести…