Расчет марша на большое расстояние. Математика в артиллерии

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1987, стр. 24-33

ТАКТИКА СОЕДИНЕНИЙ

Генерал-майор А. М. АДГАМОВ

В годы Великой Отечественной войны в боевой деятельности наших войск, особенно танковых и механизированных соединений, до 40-50 проц. времени уходило на передвижения. В современных условиях, когда боевые действия приобрели исключительно динамичный характер и большой пространственный размах, удельный вес маршей, в том числе и на большие расстояния, неизмеримо возрос. В статье рассматриваются некоторые вопросы планирования и варианты расчетов, связанные с подготовкой подразделений и частей к длительным маршам.

В НАСТОЯЩЕЕ время противник, как известно, располагает огромными возможностями в первые же часы войны частично или даже полностью дезорганизовать железнодорожные перевозки. Поэтому марш на большое расстояние будет, пожалуй, более частым явлением, чем в годы минувшей войны.

Следует подчеркнуть, что передвижение войск на большую глубину связано с немалыми трудностями. Особенно неблагоприятные условия могут возникнуть в начале военных действий. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Великой Отечественной войны. Так, в первый день нападения немецко-фашистских войск на СССР 8-й механизированный корпус Юго-Западного фронта получил приказ совершить 400-километровый марш в район Броды в готовности нанести контрудар во взаимодействии с другими соединениями по танковой группировке врага, прорвавшейся в район Дубно, Луцк. Марш начался ночью 23 июня, и только через 2,5 суток соединения корпуса стали прибывать к месту назначения. Из-за недостатка времени на организацию марша, больших заторов на маршрутах и других причин они не смогли своевременно сосредоточиться в полном составе и вынуждены были вступать в бой разрозненно. В отличие от прошлого сейчас неизмеримо возросли возможности противника по разрушению дорожных и гидротехнических сооружений, устройству завалов и минных заграждений, внезапному нападению на колонны аэромобильных формирований и воздушных десантов, особенно ночью, при прохождении узких мест, труднопроходимых участков, перевалов и т. д. Практически на всех крупных учениях войск НАТО предусматриваются применение диверсионно-разведывательных групп на глубину до 300-400 км, высадка (выброска) воздушных десайтов и аэромобильных подразделений - до 100-200 км. На любом этапе марша по войскам могут быть нанесены удары ядерным, дальнобойным обычным, в том числе высокоточным, оружием. Все это предъявляет гораздо более высокие требования к организации передвижения соединений и частей.

Войска, как известно, совершают марш в целях выхода в установленное время в назначенный район или на рубеж в полной готовности к выполнению боевой задачи. Это может быть достигнуто, если командиры и офицеры штабов обладают практическими навыками в организации передвижения войск своим ходом, а подразделения и части - высокой маршевой выучкой. Данным вопросам постоянно уделяется внимание. Вместе с тем на учениях порой все же приходится сталкиваться с фактами, когда отдельные части несвоевременно и недостаточно организованно начинают движение, с опозданием проходят назначенные рубежи, на маршрутах иногда создаются «пробки», колонны растягиваются, причем подразделения, следующие в хвосте, вынуждены двигаться со скоростью, почти вдвое превышающей допустимую, и т. д. Н а наш взгляд, большинство указанных недостатков является следствием упущений командиров и штабов при подготовке марша, а также несвоевременного и некачественного осуществления мероприятий по его обеспечению.

Не вдаваясь во все детали деятельности командиров, штабов, других органов управления, остановимся на отдельных вопросах, в решении которых чаще всего допускаются просчеты.

О работе командира соединения и штаба по принятию решения. Прежде всего она должна отличаться исключительной оперативностью, чтобы подразделения и части располагали достаточным временем для проведения необходимых подготовительных мероприятий.

В замысле на марш следует четко определять: количество и величину суточных переходов, маршруты, районы дневного (ночного) и суточного отдыха и время пребывания в них, а на первый суточный переход, кроме того, построение походного порядка и распределение сил и средств по колоннам, состав, задачи и удаление походного охранения, маршруты (маршрут) и среднюю скорость движения, исходный рубеж и рубежи регулирования, количество и продолжительность привалов, организацию противовоздушной обороны. Решение оформляется на карте масштаба 1:200 000, а при значительной протяженности марша - 1:500000. На его основе с учетом указаний вышестоящего штаба и командира соединения ставятся задачи войскам, производится планирование, организуются все виды обеспечения и управление, оказание помощи подразделениям и частям.

Штаб совместно с начальниками родов войск и служб осуществляет планирование. В плане обычно отражаются: цель марша, задачи частей и подразделений; количество переходов; маршруты движения, исходный рубеж, рубежи регулирования, районы дневного (ночного) отдыха, дозаправки боевой техники; конечные районы сосредоточения; время начала и окончания марша; походное построение, порядок развертывания и действий войск в случае столкновения с противником; способы преодоления водных преград, районов разрушений и зон заражений; организация противовоздушной обороны, технического и тылового обеспечения, комендантской службы и управления. Детальное планирование на каждый суточный переход проводится на карте масштаба 1:100 000 (вначале на первый, а в районах отдыха - на последующие).

При планировании марша важное значение имеет правильное построение походного порядка соединения. Это зависит от замысла предстоящих действий. Если не предвидится угроза столкновения с противником, то прежде всего исходят из необходимости обеспечения удобства движения, достижения высокой скорости, сохранения сил личного состава. Иногда для гусеничной техники может назначаться отдельный маршрут. Если такой возможности нет, то первыми должны следовать части, оснащенные колесным транспортом, а затем танки и другая тяжелая гусеничная техника. Походный порядок на каждом маршруте включает: походное охранение, инженерные подразделения, колонны главных сил, части технического обеспечения и тыла.

В предвидении встречи с наземным противником, что обычно бывает на последнем переходе, походный порядок должен обеспечивать организованное вступление частей и подразделений в бой.

Глубина колонны на каждом маршруте зависит от укомплектованности войск, наличия средств усиления, а также дистанций между частями, подразделениями и машинами. Для ее определения, как правило, умножают количество машин (танков, БМП, БТР) на установленную между ними дистанцию (обычно 50 м) с прибавлением суммарного показателя расстояния между частями и подразделениями.

В практике иногда возникают трудности при определении величины суточных переходов, средней скорости движения, времени прохождения исходного рубежа, рубежей регулирования, пребывания войск на привалах и в районах отдыха, т. е. при проведении расчета марша. Для выполнения этой работы необходимо знать время прибытия в назначенный район (на рубеж ввода в бой) и общую величину перехода. Первое чаще всего устанавливается старшим начальником, а общая величина перехода измеряется по карте, начиная с исходного рубежа и кончая наиболее удаленным пунктом в новом районе. При этом с учетом рельефа местности и извилистости дороги полученная цифра увеличивается на 5-15, а в горах на 25 проц. Для удобства расчетов через каждые 10-20 км проставляется километраж.

Количество и величина суточных переходов определяются исходя из общей протяженности марша, наличия и состояния маршрутов, характера местности на ТВД и возможных средних скоростей движения. Нередко за основу подобных расчетов берутся уставные нормативы средней скорости движения. При этом реальная обстановка, в которой могут оказаться войска, учитывается не всегда. Между тем на практике из-за сложных дорожных и климатических условий очень часто приходится снижать соответствующие расчетные показатели на 10-35 проц. И если этого не предусмотреть, войска несвоевременно прибудут в указанные районы либо, стремясь уложиться в установленные сроки, будут вынуждены значительно превышать допустимые скорости.

Вот почему к проведению всевозможных расчетов следует подходить творчески. В частности, первый суточный переход целесообразно делать несколько короче последующих, так как нередко именно в первые часы движения выявляются технические неисправности машин, водительский состав «втягивается» в марш, приобретает определенные навыки и т. д. Еще короче должен быть последний переход, так как вероятность встречи с противником увеличивается и по мере приближения на конечный рубеж (район) войска должны быть готовы немедленно приступить к выполнению боевых задач.

Определяя величину суточных переходов, важно учитывать и условия местности в районах дневного (ночного) отдыха. Желательно, чтобы там имелись естественные маски для скрытного расположения войск, удобные пути для их рассредоточения и вытягивания в колонны для продолжения марша. С этой целью может потребоваться один из них несколько увеличить, а другой, наоборот, сократить.

Весьма непростой задачей является расчет времени на вытягивание колонн из районов1 сосредоточения, прохождение исходного рубежа, рубежей регулирования, прибытие к местам привалов, сосредоточение в район дневного (ночного) отдыха, а также прибытие на конечный пункт назначения (рубеж, район).

Исходный рубеж, как правило, назначается на некотором удалении от передней границы района расположения войск с таким расчетом, чтобы вытянуть колонны батальонов (дивизионов) на маршруты движения и набрать установленную маршевую скорость. При выходе на маршруты, рассредоточении в районах дневного (ночного) отдыха и в других случаях подразделениям и частям часто приходится двигаться проселочными, лесными дорогами и даже по бездорожью. В этих условиях скорости движения будут значительно ниже маршевых. Именно их и следует брать за основу соответствующих расчетов.

Иногда недостаточно опытные командиры при постановке задач подразделениям и частям на марш ограничиваются указанием времени прохождения исходного рубежа, упуская из виду такой важный момент, как порядок вытягивания колонны. Вследствие этого еще до подхода к исходному пункту на маршрутах образуются «пробки». И это не удивительно. Если общевойсковое соединение совершает марш даже по двум маршрутам, на каждый из них в строго установленной последовательности необходимо вывести несколько частей, состоящих в свою очередь из ряда колонн типа батальон (дивизион). Все это желательно учитывать при планировании выдвижения войск на исходный рубеж (рис.1)

Как показывает практика, для организованного вытягивания колонн основной маршрут следует указывать не от исходного пункта, а от тыльной границы района сосредоточения соединения, а выход на него головами колонн частей и подразделений должен строго регламентироваться по месту и времени. В частности, в местах выхода на маршрут целесообразно выставлять комендантские посты во главе с офицерами штаба, которые обязаны знать порядок пропуска частей и подразделений.

Средняя скорость движения зависит прежде всего от тактико-технических характеристик боевой техники, состояния дорожной сети, времени года, суток и других условий. Следует учитывать, что средние скорости движения машин, как правило, не превышают 2/3 их максимальных возможностей. На труднодоступной местности, зимой, при высоких температурах, а также ночью, особенно когда движение осуществляется с мерами светомаскировки, они могут быть на 10- 30 проц. ниже.

Для того чтобы определить среднюю скорость, принято величину перехода делить на время, затрачиваемое на движение (без учета времени на привалы). Кажется все просто. Надо изучить маршрут, разбить его на участки, допускающие движение приблизительно с одинаковой скоростью, рассчитать время для их преодоления и суммарный километраж разделить на общее время. Однако в отдельных местах маршрут может проходить по бездорожью, колонным путям, горным дорогам с крутыми подъемами и спусками, сильно запыленным участкам, что существенно повлияет на методику производства расчетов. Конечно, для одиночной машины сделать это нетрудно. Зачастую многие офицеры штабов при определении средней скорости движения всей колонны за основу берут именно эти расчеты, что в последующем весьма отрицательно сказывается на действиях войск. Вот почему нужно хорошо представлять, какие процессы происходят внутри отдельно взятой колонны при преодолении участков, где приходится значительно снижать скорость.

Рассмотрим порядок движения колонны глубиной 5 км (100 машин, дистанции между ними 50 м), следующей из пункта А в пункт Б, расстояние между которыми составляет 30 км (рис. 2). Предположим, что, двигаясь со скоростью 30 км/час, она должна преодолеть участок разрушенной или труднопроходимой дороги протяженностью 2,5 км, где скорость может быть не выше 5 км/час. Если сделать расчет по первой машине, то батальон в пункт Б головой колонны должен прибыть через 1 ч 25 мин (на графике это изображено пунктирной линией), затратив при этом 30 мин на преодоление разрушенного участка дороги и 55 мин - на движение по хорошей дороге (27,5 км). Однако такой расчет для всей колонны неприемлем. Если учесть, что при прохождении этого участка между машинами постоянно поддерживалась установленная дистанция (50 м), то голова колонны оказалась бы в пункте Б на 50 мин позднее (на графике линия обозначена точкой и тире). Как видно, с подходом головной машины к разрушенному участку дороги остальные, включая и хвостовую, должны также снизить скорость до 5 км/час. Кроме того, головная машина, пройдя разрушенный участок, обязана была двигаться со скоростью 5 км/час до тех пор, пока его не пройдет последняя машина. Таким образом, чтобы пройти трудный участок пути, батальону потребовалось бы 90 мин.

Для подсчета времени, необходимого на преодоление различных препятствий, в ряде учебных пособий рекомендуется формула:

где Т пр - время (мин), Д пр - длина препятствия (км), Гк - глубина колонны (км), Vпр - скорость движения на труднопроходимом участке (км/час). Для рассматриваемого примера это выглядит следующим образом:

Совершенно очевидно, что такая задержка батальона нецелесообразна и неоправдана. На практике происходит иначе. Достигнув разрушенного участка дороги, голова колонны с пункта Г снижает скорость до 5 км/час, а ее хвост, находящийся в пункте X, сокращая дистанции между машинами до 20 м, продолжает движение со скоростью 30 км/час. При скорости приближения хвоста колонны к голове 25 км/час (30 км/час - 5 км/час) через 7,2 мин глубина ее между пунктами Xi и Г] сократится до 2 км. В дальнейшем хвост колонны также вынужден снизить скорость до 5 км/час, хотя до разрушенного участка останется 1,4 км. Следовательно, последние машины приблизительно на 17 мин дольше, чем головные, должны двигаться со скоростью 5 км/час. Передние машины после преодоления разрушенного участка с пункта Г2 не могут сразу увеличить скорость до 30 км/час, так как к моменту выхода последней из разрушенного участка Х2 голова колонны Г4 окажется в 13 км, т. е. глубина походного порядка увеличится до 13 км (показано двойной пунктирной линией). И для того, чтобы восстановить нормальные дистанции, хвостовые машины должны увеличить скорость вдвое, а иногда и больше. Поэтому вся колонна еще 17 мин должна двигаться со скоростью 5 км/час. На практике обычно с пункта Г2 до пункта Г3 головная машина следует с промежуточной скоростью 17,5 км/час: (30 + 5) : 2 = 17,5. К этому времени хвост колонны полностью пройдет разрушенный участок, дистанции между машинами снова увеличатся до 50 м, а глубина колонны достигнет 5 км.

Таким образом, предложенный порядок действий позволит батальону через 57 мин преодолеть разрушенный участок дороги и прибыть в пункт Б головой колонны через 1 ч 42 мин (на графике - сплошная линия). Следовательно, к расчетам, сделанным для одиночной машины, необходимо добавить 17 мин. Приблизительно величину этой поправки можно вычислить и с помощью приведенной формулы, но при этом глубину колонны надо брать 2 км, т. е. учитывать возможность ее сокращения: Тпр = (2,5 + 2) :5Х 60 = 54 (мин). Далее, вычтя время преодоления препятствия одной машиной (30 мин) и величину разрыва по времени между головой и хвостом колонны (10 мин), получим 14 мин. Как видно, цифра не очень точная, но ее можно определить без составления графика. При этом, чем значительнее разница в скорости движения при подходе к препятствию и в момент его преодоления, тем продолжительнее задержка, и наоборот. Так, если колонна приближается к труднопроходимому участку со скоростью, скажем, 40 км/час, то задержка составит уже 19 мин.

Рассмотрим, какое влияние окажет препятствие на характер движения походной колонны, состоящей из нескольких батальонов. После того как головное подразделение снизит скорость, следующее за ним может двигаться в прежнем режиме до тех пор, пока не подойдет к нему вплотную. Если считать, что расстояние между батальонами 5 км, то оно может быть преодолено приблизительно за 12 мин. Следовательно, второй батальон на 5 мин раньше вынужден снизить скорость до 5 км/час, и тогда общая задержка составит 22 мин (17 мин на процессы внутри батальона и 5 мин за счет преждевременного снижения скорости). Соответственно третий батальон задержится на 27 мин и т. д. Если, например, в походном порядке будет восемь батальонов, то общая задержка достигнет уже 52 мин (17 + (5X7).

Из этого можно сделать следующий вывод. Если задержка головного батальона при преодолении препятствия не превышает времени, необходимого второй колонне на сокращение дистанции между ними до минимума (50 м), то практически общая задержка всей походной колонны будет равна задержке головного батальона. Следовательно, в ходе марша дистанции между колоннами батальонов на первых переходах можно несколько увеличивать. Разумеется, это нельзя рекомендовать на последний переход, когда возрастает вероятность встречи с противником.

Конечно, подобные расчеты необязательно делать на каждый отрезок маршрута. Но, зная закономерности, можно и нужно вносить необходимые коррективы в расчеты средней скорости движения, правильно определять время прохождения рубежей регулирования, прибытия в районы привалов, дневного (ночного) отдыха. Практика показывает, что при преодолении труднопроходимых участков скорость движения колонн по сравнению с одиночной машиной снижается на 15-30 проц.

Процессы, происходящие в движущейся колонне, обязаны знать не только офицеры штабов, но и командиры частей (подразделений), особенно те, которые возглавляют отдельные колонны. Именно они с учетом конкретных условий должны своевременно замедлять или ускорять движение, чтобы марш проходил организованно с соблюдением мер безопасности.

Очень важно четко определить время и место привалов (рис.3). Обычно рекомендуется назначать их через каждые три-четыре часа движения и иметь продолжительность от одного до двух часов. Эти нормативы следует применять творчески. Как показывает опыт, нередко уже первый привал назначается через 3-4 часа. При этом не учитывается, что еще до прохождения исходного рубежа боевая техника и транспортные средства 1-2 часа находились в движении. В результате это отрицательно сказывается на самочувствии механиков-водителей (водителей), а также исключается возможность своевременно устранить возникшие на отдельных машинах неисправности. Видимо, первый привал целесообразно делать через 2-3 часа после прохождения исходного рубежа. Места привалов, как свидетельствует опыт, следует определять отдельно для каждой части.

Рубежи регулирования, как известно, назначаются для того, чтобы обеспечить планомерность, организованность передвижения войск, иметь возможность регулировать скорость движения колонн и таким образом добиться своевременного прибытия их в назначенный район (рубеж). Не рекомендуется назначать рубежи регулирования по рекам, переправам, теснинам и узлам дорог.

Когда произведены все расчеты, штаб дивизии совместно с начальниками родов войск и служб окончательно завершает планирование и необходимые распоряжения доводятся до войск.

До начала марша обычно организуется разведка маршрутов. Она должна установить и своевременно передать данные о состоянии дорог и переправ, вероятных направлениях прокладывания колонных путей, характере заграждений, разрушений, очагов пожаров и возможных направлениях их обхода, наличии естественных масок и укрытий, состоянии источников воды, местных строительных материалов, пригодных для оборудования дорог и переправ, характере местности в районах отдыха и т. д. В предвидении вступления в бой, кроме того, организуется разведка противника.

Вслед за разведкой высылаются инженерные подразделения, которые с помощью средств механизации и заранее подготовленных дорожно-мостовых конструкций ремонтируют разрушенные участки дорог или готовят колонные пути, усиливают существующие мосты, при необходимости участвуют в наведении новых, в том числе резервных, производят разминирование на маршрутах и в районах отдыха.

Для ведения инженерной разведки специальные подразделения включаются в состав органов войсковой разведки и охранения. Следует иметь в виду, что подразделения инженерных войск соединения могут привлекаться к несению комендантской службы на переправах через водные преграды, переходах через труднопроходимые участки и т. д.

Обеспечение войск горючим является одной из наиболее важных и сложных задач. Основная часть расхода горючего на марше восстанавливается за счет заправки техники в районах сосредоточения (дневного, ночного отдыха). Для этого заблаговременно развертываются полевые склады силами тыла соединения или объединения. Могут быть использованы также стационарные склады, находящиеся вблизи маршрута движения. Однако необходимо учесть, что при определенных условиях одной заправки горючего (особенно для гусеничных машин) может не хватить на весь суточный переход. Поэтому в предвидении марша на большое расстояние целесообразно иметь запас горючего в бочках и других емкостях, которые размещаются непосредственно на танках, бронетранспортерах, тягачах и автомобилях. Иногда в районах привалов могут быть подготовлены промежуточные пункты заправки.

Транспорт с горючим на первом суточном переходе обычно следует в колоннах частей в готовности в районе дневного (ночного) отдыха развернуть полевые заправочные пункты. После заправки техники он направляется на заранее намеченный склад (базу) и, получив горючее, самостоятельно убывает в район очередного отдыха.

На марше должно быть обеспечено двух-трехразовое питание личного состава горячей пищей. Если движение осуществляется ночью, то на рассвете желательно водителей напоить крепким горячим чаем, чтобы они не засыпали на ходу.

Комендантская служба. Как показывает опыт, район сосредоточения, маршруты движения на весь суточный переход и район дневного (ночного) отдыха целесообразно рассматривать как комендантский район, который может возглавлять заместитель командира соединения. На маршрутах частей организуются комендантские участки, старшими которых назначаются офицеры штабов. Для несения службы выделяются подразделения с необходимыми средствами передвижения, связи, радиационной и химической разведки и эвакуации.

Опыт показывает, что выделить силы и средства для организации комендантской службы во всем комендантском районе одновременно возможности нет. Поэтому их целесообразно разделить на три группы и использовать перекатами. Первый состав обеспечивает вытягивание, второй - выполняет свои обязанности на комендантском участке № 1, третий - выдвигается на комендантский участок № 2. После выполнения задачи первый состав перемещается на участок № 3, обгоняя колонны в основном во время привалов. Если же это окажется невозможным, то на конечный пункт участка № 2 личный состав может перебрасываться на вертолетах с последующим выделением ему транспорта, высвободившегося из третьего состава.

В принципе структура комендантской службы выглядит следующим образом. Во главе ее стоит комендант района суточного перехода (заместитель командира соединения). Из состава подчиненных ему сил и средств в районах сосредоточения, дневного (ночного) отдыха и на маршрутах движения выставляются хорошо знающие свои обязанности комендантские посты, а также регулировщики на перекрестках и развилках дорог. Комендантские посты на исходном рубеже, рубежах регулирования, а также на переправах, горных перевалах, у тоннелей, в дефиле и на узлах дорог, как правило, возглавляются офицерами. Комендант руководит также действиями рекогносцировочных групп, высылаемых в районы отдыха.

Управление частями на марше командир соединения осуществляет с командного и передового командного пунктов, следующих в голове колонны главных сил на разных маршрутах. Тыловой пункт управления движется в голове колонны частей технического обеспечения и тыла. Кроме того, для оперативного решения задач по управлению, контролю за движением войск в соединении целесообразно создавать несколько оперативных групп на вертолетах по 2-3 офицера в каждой.

Связь обеспечивается главным образом подвижными средствами с широким применением вертолетов, а также по линии связи комендантской службы. Радиосредства работают только на прием. Лишь в исключительных случаях при резком изменении обстановки для передачи распоряжений могут быть использованы ультракоротковолновые и радиорелейные связи.

Связь между командиром соединения и начальником комендантского района целесообразно поддерживать: из районов привалов - по проводным линиям связи, в движении - по радиорелейным, тропосферным каналам и подвижными средствами (вертолетами). Внутри частей и подразделений в основном используются подвижные и сигнальные средства.. Некоторые командиры частей и подразделений на марше иногда пользуются ультракоротковолновыми радиостанциями без всяких ограничений, что, безусловно, неверно. Нельзя забывать, что все переговоры могут прослушиваться диверсионно-разведывательными группами даже в глубоком тылу. С приближением к линии фронта на 200-300 км бесконтрольное использование радиосредств повлечет за собой применение противником по радиоизлучающим объектам разведывательно-ударных комплексов. Поэтому световая и флажковая сигнализация в подразделениях вовсе не является вчерашним днем. Она не только эффективна, но и достаточно надежна.

Нет необходимости подчеркивать важность дисциплины на марше. Командирам всех степеней хорошо известно, какое значение имеет соблюдение личным составом подразделений и частей установленного порядка и скорости движения, дистанций, правил обгона и остановок, мер безопасности и маскировки. Однако остановимся на одной, казалось бы, не очень существенной детали - вынужденной остановке машины. На практике нередко приходится наблюдать (особенно ночью), когда остановившаяся неисправная машина служит причиной прекращения движения всей колонны. А если подобное случается на узком участке дороги, то приводит к нежелательным явлениям. Поэтому для каждого водителя (старшего машины) должно быть правилом: двигаться только по правой стороне и при обнаружении неисправности немедленно убирать машину как можно дальше к обочине дороги, освобождая путь другим. Кроме того, сразу надо дать сигнал, чтобы они продолжали движение.

Военно-исторический журнал. - 1978. - № 6. - С. 68.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский Государственный Университет Транспорта»

Военно-транспортный факультет

Кафедра «Специальной подготовки»

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

по дисциплине

Тактико-специальная подготовка

на тему

«Расчет марша подразделений транспортных войск и расположение на месте»

Гомель 2012 г.

1. Уяснение задачи

1 Общая оперативно-тактическая обстановка

2 Частная оперативно-тактическая обстановка

Оценка обстановки

Расчет марша

1 Походный порядок

2 Расчет марша первой колонны

3 Расчет марша второй колонны

Принятие решения (боевой приказ)

Литература

1. Уяснение задачи

1 Общая оперативно-тактическая обстановка

Противник, на севере под видом учений, начинает отмобилизование. В наших войсках объявлена повышенная степень боевой готовности. На территории республики были обнаружены несколько складов с оружием. Имеется информация о готовящихся провокациях с помощью подготовленных за рубежом диверсионных групп и негативно настроенных элементов на территории республики.

К 600 часам 20 марта 1 ОЖДБр сосредоточилась в районе населенного пункта Уманцево (2056). ОЖДБ занимают районы: 3 ЖДБ КНП Краснодонск (2056).

ОЖДБр была поставлена задача к исходу 21 марта с марша выдвинуться в район сосредоточения у населенного пункта Владов (5632) и осуществлять техническое прикрытие железнодорожного участка: Владов (5632) - Пинюг (6468).

1.2 Частная оперативно-тактическая обстановка

оперативный колонна маршрут радиационный заражение

3 ЖДБ к исходу 21 марта прибыть в назначенный район у населенного пункта Глебский (5236). К исходу 24 марта оборудовать район расположения. Далее осуществлять техническое прикрытие железнодорожного участка Владов (5632) - Пинюг (6468).

2. Оценка обстановки

При нахождении на марше, расположении на месте, а также при проведении восстановительных работ подразделения 3 железнодорожного батальона могут быть атакованы разведывательно-диверсионными группами.

Маршрут движения колонн: «Уманцево» (2056) - «Бийск» (2844) -

«Иваново» (3036) - «Юрьино» (4836) - «Владов» (5632).

На всем протяжении маршрута движение осуществляем по грунтовым (проселочным) или полевым дорогам.

На протяжении 52 километров дорога достаточно равнинная, что обеспечивает относительно высокую скорость движения колонн, дороги в основном проходят через незаселенную местность, без пресечения с реками и линиями железных дорог, что обеспечивает скрытность перемещения.

На момент начала совершения марша отсутствует радиационное, химическое и биологическое заражение местности.

3. Расчет марша

Исходя из рациональных размеров колонн походный порядок части состоит из двух колонн: автомобильной, машин и транспортных средств с ограниченной скоростью хода и тихоходных машин.

В автомобильной колонне следуют подразделения, у которых личный состав, техническое вооружение и имущество перевозится на автомобилях. В колонне машин с ограниченной скоростью хода следуют подразделения, на вооружении которых состоит техника двигающаяся ночью со скоростью 10-15 км/ч, а днем 15-20 км/ч. Колонна тихоходных машин формируется в случае недостатка большегрузных прицепов (трейлеров). В них следуют подразделения у которых имеются гусеничные экскаваторы, краны, скреперы и т.д.

Для обеспечения марша в состав колонн с пониженной скоростью хода тихоходных машин назначают определенное количество автомобилей и другие необходимые машины.

Для расчета марша требуется знать длины участков пути и скорости колонн на этих участках. Время на марш отдельно взятой колонны исчисляется от момента прохождения исходного рубежа головной колонны до сосредоточения ее в назначенном районе, включая время необходимое для больших привалов, дневного (ночного) отдыха. Для расчета этого времени используется формула:

Tк.= å(L/Vср.)+åtб.п.+åtотд.+åtр.

Где Tк. - продолжительность перехода колонны (ч.);

L - длина участков (км.);

Vср. - средняя скорость движения на каждом участке маршрута (км/ч);

tб.п. - продолжительность больших привалов (ч);

tотд. - продолжительность отдыха (ч);

tр. - продолжительность занятия колонной нового района сосредоточения (ч), tр. = 0,5 ч.

Время необходимое для марша части рассчитывается по формуле:

T = Tк.i.+ tвых.;

Где Tк.i. - продолжительность перехода наиболее тихоходной колонны части (ч.);

tвых. - разница во времени между выходом на маршрут первой и выходом на маршрут наиболее тихоходной колонны (ч).

Расчет мест отдыха колонны ведут с учетом времени, необходимого для прибытия в назначенный для этого район.

Глубину колонны, которая зависит от количества машин и дистанции между ними, вычисляют по формуле:

Lк. = (m-1) ∙L0

Где Lк.- глубина колонны;

m - число машин в колонне;

L0 - дистанция между машинами (50 м.).

Т.к. длина между машинами 50 метров, то длина между машинами отдельно не учитывается.

3.1 Походный порядок

Головная походная застава:

Автомобиль для перевозки личного состава - 1шт.

Отряд обеспечения движения:

Бульдозер (ДЗ-27) - 1 шт.,

Автокран (8Т-210) - 1 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-131) - 3 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Автомобиль (КраЗ-255Б) - 1 шт.,

Первая походная колонна:

Большой прицеп - 1 шт.,

Экскаватор (Э-4121) - 1шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-131) - 1 шт.,

Большой прицеп - 1 шт.,

Экскаватор (ЭО-4321) - 1шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-131) - 5 шт.,

Большой прицеп - 5шт.,

Бульдозер (ДЗ-27) - 5шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-131) - 1 шт.,

Копер (КДМ-1) - 1шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Копер (КМД-2М) - 1 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Пилорама (ПРВ) - 1 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-130) - 3 шт.,

Силовая электростанция (50 кВт) - 9 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Компрессор (ДК-5М) - 1 шт.,

Автосамосвал (МАЗ-5208) - 1 шт.,

Сборно-разборный кран (СРК-50) - 2 шт.,

Автосамосвал (МАЗ-505) - 1 шт.,

Портативный копер кран(ПКК 2*1250) - 1 шт.,

Автокран (8Т-210) - 2 шт.,

Автомобиль (МАЗ-505) - 6 шт.

Вторая походная колонна:

Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Силовая электростанция (50 кВт) - 1 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-131) - 2 шт.,

Силовая электростанция (30 кВт) - 2 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-131) - 4 шт.,

Силовая электростанция (10 кВт) - 4 шт.,

Автогрейдер (ДЗ-144) - 2 шт.,

Автокран (К-162) - 2 шт.,

Автомобиль (МАЗ-5208) - 1 шт.,

Плавающий самоходный копер (ПСК-500) - 1 шт.,

Автомобиль (ЗиЛ-130) - 4 шт.,

Прицепы-роспуски - 4 шт.,

Материалы для ремонта техники(ПРМА) - 1шт.,

Материалы для ремонта техники(ММА) - 1шт.,

Автомобиль (КРАЗ-256) - 5 шт.,

Универсальный сваебойный агрегат(УСА) - 1 шт.,

АРЗ-1 в соответствии с видами работ - 1шт.,

Автомобиль (МАЗ-509) - 2 шт.,

3.2 Расчет марша первой колонны

Т.к. дорога относительно равнинная протяженностью 52 км., то средняя скорость движения колонны принимаем 40 км/ч, больших и малых привалов нет. Колонна следует в район сосредоточения, прибывая туда в 23:00. Из исходного рубежа колона выходит в 21:30. Пункт регулирования №1(н.п. Питерка(3040)) на 20-м км. колонна проходит в 22:00, пункт регулирования №2(н.п. Валуево (4436)) на 40-м км. в 22:40. Таким образом первой колонне на марш отводится 1 час 30 минут.

Глубина первой колоны

Lк = (40-1)∙50 = 1950 м.

Командир бригады предоставил автомобильной колонне три часа на разгрузку и обслуживание машин в районе сосредоточения, после чего большегрузные автомобили с большегрузными прицепами отправляются в обратный путь для встречи со второй колонной - колонной тихоходных машин.

3 Расчет марша второй колонны

Колонна тихоходных машин, двигающаяся со скоростью 10 км/ч выходит на маршрут в 21:00. К этому времени были завершены работы по сбору имущества части, разобраны погрузочные эстакады и т.д. На 30-м км, пройдя пункт регулирования №1 в 23:00, колона совершает малый привал в 00:00 продолжительностью tотд. = 30 мин. В 00:30 колонна отправляется в путь, проходит пункт регулирования №2 в 1:30 и в 2:50 прибывает в район сосредоточения.

Глубина второй колонны равна

Lк = (22-1)∙50 = 1050 м.

4. Принятие решения (боевой приказ)

Командира 1 ОЖДБр

О совершении марша 1 ОЖДБ

ЖДБ совершает марш из н.п. Уманцево (2056).

Батальону поставлена задача совершить марш из района расположения н.п. Уманцево (2056) в н.п. Владов (5632) и сосредоточится в новом месте расположения к исходу 21 марта. К исходу 24 марта оборудовать район расположения и осуществлять техническое прикрытие железнодорожного участка Владов (5632) - Пинюг (6468).

Во исполнение поставленных задач

ПРИКАЗЫВАЮ

3 ЖДБ совершить марш по маршруту н.п. «Уманцево» (2056) - «Бийск» (2844) - «Иваново» (3036) - «Юрьино» (4836) - «Владов» (5632).

Походный порядок назначить:

1. Первую колонну сформировать из 24 единиц транспортных средств способных передвигаться и перевозить технику со скоростью 40 км/ч. Начальником колонны назначаю командира 1 роты.

2. Вторую колонну сформировать из 22единиц транспортных средств с ограниченной скоростью хода. Начальником колонны назначаю командира 2 роты.

Время прохождения рубежей и прибытия к месту расположения:

1. Первой колонне исходный рубеж н.п. Краснодонск(2056) пройти в 21:00, рубеж регулирования №1(н.п. Питерка(3040)) на 20-м км. пересечь в 22:00, пункт регулирования №2(н.п. Валуево (4436)) на 40-м км. - в 22:40. В район расположения н.п. Глебский (5236) прибыть в 23:00.

2. Второй колонне исходный рубеж н.п. Краснодонск(2056) пройти в 21:00, рубеж регулирования №1 пересечь в 23:00, совершить малый привал в 00:00 продолжительностью 30 минут, рубеж регулирования №2 пересечь в 01:30.

Начальнику штаба организовать ГПЗ и ООД силами 5 роты; заместителю по технической части выделить 13 единиц техники для ГПЗ и ООД.

Заместителю по технической части выделить в техническое замыкание комплект ПРМА.

Заместителю по тылу организовать питание личного состава, своевременную заправку техники ГСМ и обеспечить запасными частями. Начальнику штаба организовать всестороннее боевое обеспечение марша.

Начальникам колонн организовать походное охранение и следить за графиком движения.

Прибывшим с марша подразделениям расположиться в определенных им местах в районе н.п. Глебский (5236).

Организовать сторожевое охранение, оборудовать укрытия для техники и личного состава согласно плана и маскировки.

Командир 4 роты выделить 20 человек для оборудования КНП батальона.

Командиру 2 роты организовать разведку за химической, бактериологической и радиационной обстановкой.

Установить сигналы оповещения.

Время готовности к маршу 21:00. На марше я буду находиться во главе первой колонны, при расположении на месте - на КНП батальона.

Мой заместитель - заместитель командира батальона по МПО.

Контроль за выполнением приказа возложить на начальника штаба батальона.

Приказ довести до лиц их касающихся.

Командир 1 ОЖДБр

Майор Романьков

Литература

1.Расчет марша частей железнодорожных войск: пособие по курсу Тактико-специальная подготовка - Гомель, БелГУТ, 2003-47с.

2.Боевой устав сухопутных войск. Часть II. Министерство обороны СССР. Москва, 1983 г.

Математика в артиллерии

Вы уже убедились в том, что артиллеристу на поле боя приходится решать ряд математических задач. Вероятно, эти задачи показались вам очень простыми, и вам кажется странным, почему в артиллерии придают такое большое значение математике, почему принято говорить, что хорошими командирами-артиллеристами могут стать только хорошие математики.

Не удивляйтесь – до сих пор мы выбирали для примера только простейшие случаи, умышленно не затрудняли вас расчетами и вычислениями, чтобы понятнее была суть описанных приемов стрельбы.

Но если вас интересует «артиллерийская математика» и вы ее не боитесь, посмотрите, как выполняются расчеты и как решаются некоторые более сложные задачи.

Вы наверное, помните, как командир опытом, то-есть стрельбой, установил так называемый «коэффициент удаления». Всегда ли необходимо проделывать этот опыт и, следовательно, тратить лишний снаряд и лишнее время?

Оказывается, далеко не всегда и даже наоборот – очень редко. Обычно командир батареи вычисляет коэффициент удаления заранее, в промежуток времени между подачей первой команды и первым выстрелом. Для решения этой задачи надо знать всего лишь два расстояния: командир – цель (его обозначают сокращенно буквами Дк – дальность командира или Дн – дальность наблюдения) и батарея (орудие) – цель (Дб – дальность батареи или До – дальность орудия).

Отношение Дк/Дб и называют коэффициентом удаления, обозначая его буквами Ку. Таким образом, первая формула, которой пользуется каждый артиллерист, имеет следующий вид:

Простой расчет для нашего примера покажет, что формула эта дает правильное решение задачи. Предположим, что у нас Дк = =2 500 метров. Дб мы знаем – оно равно 3 200 метров (вспомните, что командир скомандовал прицел 64).

И, знай командир величину Ку, он вместо угла 1-40 (рис. 253) должен был бы скомандовать 1-40 0,8 = 1-12 = 1-10.

Тот же вывод дал и опыт: сначала батарея была повернута вправо на 1-40, а затем влево на 0-30, то-есть всего вправо на 1-40 – 0-30 = 1-10.

При этом командир, не зная своего удаления от цели, определил коэффициент удаления по отношению полученных углов – для батареи это было 1-40, а для командира 1-80 (рис. 253):

Коэффициент удаления избавляет от лишних расчетов, помогает артиллеристам экономить снаряды и время. Но коэффициент удаления можно применять, когда командир не очень далеко ушел в сторону от батареи (угол при цели не более 3-00).

Рис. 260. Прицел увеличили – разрыв ушел с линии наблюдения командира

Теперь посмотрите на рисунок 260. В начале стрельбы командир добился того, что разрыв оказался точно против цели. Но едва лишь он изменил установку прицела, как разрыв снова ушел в сторону от цели.

Рисунок поможет вам понять причину этого нового отклонения разрыва: вспомните, что командир батареи не находится возле своих орудий; он ушел не только вперед, но и в сторону.

Когда командир находится в стороне от батареи, разрывы сходят с его «линии наблюдения» при изменении установки прицела. Их надо удерживать на линии наблюдения, исправляя направление одновременно с изменением установки прицела.

Поправка направления, с помощью которой при изменении установки прицела удерживают разрыв на линии наблюдения, называется «шагом угломера» (рис. 261). Этот «шаг угломера» можно тоже заранее рассчитать по формуле, известной каждому артиллеристу: ширину вилки (сокращенно б), выраженную в делениях прицела, надо умножить на «угол при цели» или на так называемую «поправку на смещение» (ПС) и разделить на прицел от батареи до цели (П), то-есть шаг угломера

Проще всего вычислить шаг угломера тогда, когда мы готовим данные по карте: «угол при цели» нетрудно измерить с помощью целлулоидного круга.

Рис. 261. «Шаг угломера»

И в других случаях нам тоже поможет математика. Мы можем, например, заменить карту несложным чертежом, который даст ответ на интересующий нас вопрос.

Кстати, этот же чертеж поможет нам сделать первый выстрел не наугад.

Возьмите листок бумаги и поставьте где угодно точку – это ваш наблюдательный пункт, или, короче, НП (рис. 262). Проведите прямую линию вверх. На ней отложите в масштабе, которым вы задались, расстояние до цели, положим, 2 километра. Здесь на чертеже окажется цель. Теперь подойдите к буссоли и направьте ее нолем в цель.

Но цель находится далеко и видна плохо. На помощь вам приходит монокуляр буссоли с шестикратным увеличением: оптическая ось монокуляра направлена всегда параллельно диаметру 30-0 буссоли (рис. 245).

Отпустите теперь магнитную стрелку и прочтите, против какого деления она остановилась. Пусть вы прочли 46-20. Это – азимут, или «буссоль цели». Закрепите в этом положении угломерный круг и, освободив визирную трубку, направьте ее в сторону батареи. Против указателя визира прочтите «отметку по батарее».

Теперь наложите на ваш чертеж (рис. 262) целлулоидный круг: центром – на точку, которую вы приняли за наблюдательный пункт, нолем – в сторону цели. Прочертите на чертеже направление на батарею. Узнайте расстояние от вас до батареи (его можно промерить шагами, определить на-глаз или установить другим способом). Отложите это расстояние, например 1 500 метров, в том масштабе, какой вы приняли для чертежа, и вы получите на чертеже точку – место батареи.

Рис. 262. Графический способ подготовки данных для стрельбы

Соедините на чертеже точки «батарея» и «цель» прямой линией и, приложив линейку, измерьте дальность от батареи до цели.

Вы проделали не что иное, как решение геометрической задачи на построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

Несколько сложнее решить задачу-какую следует скомандовать буссоль, чтобы направить батарею в цель. Если вы скомандуете ту буссоль, какая получилась у вас на наблюдательном пункте, батарея, очевидно, будет направлена параллельно линии «наблюдательный пункт – цель» (рис. 262).

Надо довернуть батарею в сторону наблюдательного пункта на угол, который отчетливо виден на рисунке; этот угол и называется «поправкой на смещение».

Каждому, кто знаком с геометрией, ясно, что поправка на смещение равна «углу при цели».

Значит, на чертеже незачем рисовать линию, параллельную линии «наблюдательный пункт – цель»: достаточно измерить целлулоидным кругом «угол при цели».

На этот угол и надо довернуть батарею в сторону наблюдательного пункта.

В примере на рисунке 262 батарею надо повернуть правее на величину угла при цели, равного 1-80. Чтобы повернуть батарею правее, установку угломера или буссоли надо увеличить. Вот почему надо командовать буссоль не 46-20, а 46-20+1-80, то-есть 48-00.

Понятно, что, имея такой чертеж, можно легко подсчитать и коэффициент удаления, и шаг угломера.

А можно обойтись и без чертежа: та же математика дает артиллеристам все формулы, нужные для расчетов.

Представьте себе взаимное расположение батареи, наблюдательного пункта и цели такое, как показано на рисунке 263.

Для того чтобы сделать расчеты, надо знать те же три величины, что и для решения задачи чертежом: во-первых, Дк во-вторых, расстояние от батареи до наблюдательного пункта (его принято называть «базой» и обозначать буквой Б); в-третьих, угол, составленный направлениями «наблюдательный пункт – цель» и «наблюдательный пункт – батарея». Этот угол, приведенный к первой четверти, то-есть к острому углу, обозначают греческой буквой альфа (а).

Опустите из точки Б (батарея) перпендикуляр на продолжение линии КЦ (командир – цель). В прямоугольном треугольнике АБК вам известна гипотенуза КБ и угол АКБ, который, как вертикальный, равен измеренному вами с помощью буссоли углу ЦКМ.

Зная эти две величины и тригонометрию, нетрудно найти катет АК (в артиллерии его называют «отход» и обозначают латинской буквой d: он равен базе КБ, умноженной на косинус угла АКБ или же на синус угла (90°-АКБ). Это дает нам такую формулу:

А расстояние от батареи до цели без значительной ошибки можно принять в нашем случае равным КЦ + АК, то-есть расстоянию от командира до цели плюс отход:

Таким образом, вы знаете теперь, какой надо назначить прицел.

Для этого достаточно изучить чертеж и формулы, приведенные на рисунке 263.

Теперь вы можете не только направить батарею в цель безо всяких чертежей, но и сосчитать коэффициент удаления и шаг угломера.

Однако нетрудно сообразить, что способ этот не отличается особой точностью: во-первых, составляя формулы, принимают, что БЦ=АЦ, а это неверно; ошибка составляет тут нередко 100-200 метров; во-вторых, и это самое главное, расстояние Дк и базу Б чаще всего при этом способе определяют на-глаз. Все это приводит к ошибкам, которые в среднем составляют 0-40 по направлению и 10% в дальности.

Этот способ подготовки исходных данных для стрельбы артиллеристы применяют лишь тогда, когда важнее всего простота и скорость решения задачи, точностью, же можно и поступиться: в бою это бывает нередко.

Ну, а как же быть, если нужна высокая точность подготовки данных для стрельбы?

Топография и математика и тут приходят на выручку: артиллеристы делают так называемый аналитический расчет дальности и угломера по гораздо более точным и сложным формулам. Тригонометрия и таблицы логарифмов позволяют с очень большой точностью рассчитать установку угломера и дальность до цели.

Всем этим далеко не ограничиваются случаи применения математики в артиллерии. Артиллеристу она нужна буквально на каждом шагу. Даже из приведенных здесь примеров ясно, что артиллерист должен отлично знать и арифметику, и геометрию, и тригонометрию, и алгебру, и, отчасти, аналитическую геометрию. Этими науками артиллеристу надо овладеть так хорошо, чтобы даже в бою, под огнем неприятеля, он не ошибался в расчетах, уверенно и спокойно применяя нужные формулы.

Для полного же понимания теории стрельбы и науки о полете снаряда – баллистики – надо знать всю высшую математику.

Быть хорошим артиллеристом – это значит обязательно быть хорошим математиком.

Из книги Артиллерия автора Внуков Владимир Павлович

«Омоложение» в артиллерии Орудие любит заботу о себе и требует внимательного ухода (рис. 47). Если за орудием не будет тщательного ухода, жизнь его сократится в десятки раз,Пороховые газы, особенно газы бездымного пороха, портят сталь ствола при выстреле. Поэтому

Из книги Изобретения Дедала автора Джоунс Дэвид

Волчок на службе в артиллерии Жонглер в цирке держит на кончике тросточки тарелку. Чтобы тарелка не упала, жонглер заставляет ее быстро вращаться. Рис. 119. Гироскоп Рис. 120. Как изменится положение оси вращения гироскопа, получившего толчокКаждый видел детскую игрушку

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора

Работа батареи корпусной артиллерии В то время как 3-я батарея подавляла пулеметы противника, с резким свистом понеслись в сторону неприятеля снаряды другой нашей батареи.Даже в бинокль нельзя разглядеть, куда ведет огонь эта батарея: ее снаряды падают где-то

Из книги Чудо-оружие Российской империи [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Какие виды артиллерии имеют современные армии? Батальонная и противотанковая артиллерия. Ее основное назначение – поддерживать пехоту в бою и бороться с танками, танкетками и бронеавтомобилями противника. Эта артиллерия передвигается всегда вместе со своей пехотой, не

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

Развлекательные телепрограммы и математика Дедал серьезно обеспокоен растущей потребностью в новых телевизионных каналах. Едва ли эта потребность продиктована разнообразием вкусов телезрителей - большинство из них смотрят телевизор точно так же, как смотрели бы в

Из книги Броненосец "Наварин" автора Арбузов Владимир Васильевич

Глава 3. России притеснитель - добрый гений русской артиллерии Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель И Совета он учитель, А царю он - друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести. Кто ж он? Преданный без лести, … грошевой

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 6. Огневая мощь и скорость автора Паркс Оскар

Затянувшийся закат гладкоствольной артиллерии (Гладкоствольная артиллерия в западных русских крепостях) ВАРШАВАГладкоствольная артиллерия Варшавской крепости 1868–1915 гг.3-пудовые бомбовые пушкиВ 1864 г. в Варшавскую крепость были назначены 9 чугунных 3-пудовых пушек

Из книги Инженерная эвристика автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Глава 9. Математика до греков 9.1. Ошибка природы Мы уже приводили процесс счета в качестве примера использования модели действительности, которая не содержится в мозгу, а создается на уровне языка. И это очень яркий пример. Счет основан на способности расчленять

Из книги автора

10.4. Что такое математика? Для нас математика - это прежде всего язык, позволяющий создавать определенного рода модели действительности - математические модели. Как и в любом другом языке (или ответвлении языка), языковые объекты математики - математические объекты -

Из книги автора

Из журнала Морского Технического Комитета по артиллерии (№ 14 от 10 сентября 1890 г.) Морским Техническим Комитетом обсуждался вопрос, возбужденный командиром броненосного корабля "Наварин", капитаном 1 ранга Де-Ливроном, о перемещении 6-дм. и 47-мм пушек на этом корабле, для

Из книги автора

Из журналов Морского Технического Комитета по артиллерии (№ 7 от 19 марта, № 16 от 28 мая и № 31 от 9 ноября 1891 г.) (Об установках для 12-дм. орудий, длиною в 35 калибров, на броненосный корабль "Наварин")В 1890 году Его Превосходительство Управляющий Морским Министерством изъявил

Из книги автора

Глава 78. Развитие артиллерии Несмотря на большой прогресс в проектировании кораблей и их вооружении, который произошел в нашем военном флоте в течение последних лет, отношение флота к использованию нового оружия, как и прежде, оставляло желать лучшего. Так было до 1899 г.,

Из книги автора

Математика - это язык «Лучшим тренером для развития обоих полушарий оказывается математика. Несколько упрощая, одним полушарием человек постигает алгебру, другим - геометрию. Или, скажем, если топологические „картинки“ лучше изучаются одним полушарием, то Булева

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский Государственный Университет Транспорта»

Военно-транспортный факультет

Кафедра «Специальной подготовки»

КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

по дисциплине

Тактико-специальная подготовка

на тему

«Расчет марша подразделений транспортных войск и расположение на месте»

Гомель 2012 г.

1. Уяснение задачи

2. Оценка обстановки

3. Расчет марша

3.1 Походный порядок

Литература

1. Уяснение задачи

1.1 Общая оперативно-тактическая обстановка

Противник, на севере под видом учений, начинает отмобилизование. В наших войсках объявлена повышенная степень боевой готовности. На территории республики были обнаружены несколько складов с оружием. Имеется информация о готовящихся провокациях с помощью подготовленных за рубежом диверсионных групп и негативно настроенных элементов на территории республики.

К 600 часам 20 марта 1 ОЖДБр сосредоточилась в районе населенного пункта Уманцево (2056). ОЖДБ занимают районы: 3 ЖДБ КНП Краснодонск (2056).

1 ОЖДБр была поставлена задача к исходу 21 марта с марша выдвинуться в район сосредоточения у населенного пункта Владов (5632) и осуществлять техническое прикрытие железнодорожного участка: Владов (5632) - Пинюг (6468).

1.2 Частная оперативно-тактическая обстановка

оперативный колонна маршрут радиационный заражение

3 ЖДБ к исходу 21 марта прибыть в назначенный район у населенного пункта Глебский (5236). К исходу 24 марта оборудовать район расположения. Далее осуществлять техническое прикрытие железнодорожного участка Владов (5632) - Пинюг (6468).

2. Оценка обстановки

При нахождении на марше, расположении на месте, а также при проведении восстановительных работ подразделения 3 железнодорожного батальона могут быть атакованы разведывательно-диверсионными группами.

Маршрут движения колонн: «Уманцево» (2056) - «Бийск» (2844) -

«Иваново» (3036) - «Юрьино» (4836) - «Владов» (5632).

На всем протяжении маршрута движение осуществляем по грунтовым (проселочным) или полевым дорогам.

На протяжении 52 километров дорога достаточно равнинная, что обеспечивает относительно высокую скорость движения колонн, дороги в основном проходят через незаселенную местность, без пресечения с реками и линиями железных дорог, что обеспечивает скрытность перемещения.

На момент начала совершения марша отсутствует радиационное, химическое и биологическое заражение местности.

3. Расчет марша

Исходя из рациональных размеров колонн походный порядок части состоит из двух колонн: автомобильной, машин и транспортных средств с ограниченной скоростью хода и тихоходных машин.

В автомобильной колонне следуют подразделения, у которых личный состав, техническое вооружение и имущество перевозится на автомобилях. В колонне машин с ограниченной скоростью хода следуют подразделения, на вооружении которых состоит техника двигающаяся ночью со скоростью 10-15 км/ч, а днем 15-20 км/ч. Колонна тихоходных машин формируется в случае недостатка большегрузных прицепов (трейлеров). В них следуют подразделения у которых имеются гусеничные экскаваторы, краны, скреперы и т.д.

Для обеспечения марша в состав колонн с пониженной скоростью хода тихоходных машин назначают определенное количество автомобилей и другие необходимые машины.

Для расчета марша требуется знать длины участков пути и скорости колонн на этих участках. Время на марш отдельно взятой колонны исчисляется от момента прохождения исходного рубежа головной колонны до сосредоточения ее в назначенном районе, включая время необходимое для больших привалов, дневного (ночного) отдыха. Для расчета этого времени используется формула:

Tк.= (L/Vср.)+tб.п.+tотд.+tр.

Где Tк. - продолжительность перехода колонны (ч.);

L - длина участков (км.);

Vср. - средняя скорость движения на каждом участке маршрута (км/ч);

tб.п. - продолжительность больших привалов (ч);

tотд. - продолжительность отдыха (ч);

tр. - продолжительность занятия колонной нового района сосредоточения (ч), tр. = 0,5 ч.

Время необходимое для марша части рассчитывается по формуле:

T = Tк.i.+ tвых.;

Где Tк.i. - продолжительность перехода наиболее тихоходной колонны части (ч.);

tвых. - разница во времени между выходом на маршрут первой и выходом на маршрут наиболее тихоходной колонны (ч).

Расчет мест отдыха колонны ведут с учетом времени, необходимого для прибытия в назначенный для этого район.

Глубину колонны, которая зависит от количества машин и дистанции между ними, вычисляют по формуле:

Lк. = (m-1) L0

Где Lк.- глубина колонны;

m - число машин в колонне;

L0 - дистанция между машинами (50 м.).

Т.к. длина между машинами 50 метров, то длина между машинами отдельно не учитывается.

3.1 Походный порядок

Головная походная застава:

- Автомобиль для перевозки личного состава - 1шт.

Отряд обеспечения движения:

- Бульдозер (ДЗ-27) - 1 шт.,

- Автокран (8Т-210) - 1 шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-131) - 3 шт.,

Первая походная колонна:

- Автомобиль (КраЗ-255Б) - 1 шт.,

Большой прицеп - 1 шт.,

Экскаватор (Э-4121) - 1шт.,

Большой прицеп - 1 шт.,

Экскаватор (ЭО-4321) - 1шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-131) - 5 шт.,

Большой прицеп - 5шт.,

Бульдозер (ДЗ-27) - 5шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-131) - 1 шт.,

Копер (КДМ-1) - 1шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Копер (КМД-2М) - 1 шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Пилорама (ПРВ) - 1 шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-130) - 3 шт.,

Силовая электростанция (50 кВт) - 9 шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Компрессор (ДК-5М) - 1 шт.,

- Автосамосвал (МАЗ-5208) - 1 шт.,

Сборно-разборный кран (СРК-50) - 2 шт.,

- Автосамосвал (МАЗ-505) - 1 шт.,

Портативный копер кран(ПКК 2*1250) - 1 шт.,

- Автокран (8Т-210) - 2 шт.,

- Автомобиль (МАЗ-505) - 6 шт.

Вторая походная колонна:

- Автомобиль (ЗиЛ-130) - 1 шт.,

Силовая электростанция (50 кВт) - 1 шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-131) - 2 шт.,

Силовая электростанция (30 кВт) - 2 шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-131) - 4 шт.,

Силовая электростанция (10 кВт) - 4 шт.,

- Автогрейдер (ДЗ-144) - 2 шт.,

- Автокран (К-162) - 2 шт.,

- Автомобиль (МАЗ-5208) - 1 шт.,

Плавающий самоходный копер (ПСК-500) - 1 шт.,

- Автомобиль (ЗиЛ-130) - 4 шт.,

Прицепы-роспуски - 4 шт.,

Материалы для ремонта техники(ПРМА) - 1шт.,

Материалы для ремонта техники(ММА) - 1шт.,

- Автомобиль (КРАЗ-256) - 5 шт.,

Универсальный сваебойный агрегат(УСА) - 1 шт.,

АРЗ-1 в соответствии с видами работ - 1шт.,

- Автомобиль (МАЗ-509) - 2 шт.,

3.2 Расчет марша первой колонны

Т.к. дорога относительно равнинная протяженностью 52 км., то средняя скорость движения колонны принимаем 40 км/ч, больших и малых привалов нет. Колонна следует в район сосредоточения, прибывая туда в 23:00. Из исходного рубежа колона выходит в 21:30. Пункт регулирования №1(н.п. Питерка(3040)) на 20-м км. колонна проходит в 22:00, пункт регулирования №2(н.п. Валуево (4436)) на 40-м км. в 22:40. Таким образом первой колонне на марш отводится 1 час 30 минут.

Глубина первой колоны

Lк = (40-1) 50 = 1950 м.

Командир бригады предоставил автомобильной колонне три часа на разгрузку и обслуживание машин в районе сосредоточения, после чего большегрузные автомобили с большегрузными прицепами отправляются в обратный путь для встречи со второй колонной - колонной тихоходных машин.

3.3 Расчет марша второй колонны

Колонна тихоходных машин, двигающаяся со скоростью 10 км/ч выходит на маршрут в 21:00. К этому времени были завершены работы по сбору имущества части, разобраны погрузочные эстакады и т.д. На 30-м км, пройдя пункт регулирования №1 в 23:00, колона совершает малый привал в 00:00 продолжительностью tотд. = 30 мин. В 00:30 колонна отправляется в путь, проходит пункт регулирования №2 в 1:30 и в 2:50 прибывает в район сосредоточения.

Глубина второй колонны равна

Lк = (22-1) 50 = 1050 м.

4. Принятие решения (боевой приказ)

Приказ

Командира 1 ОЖДБр

№7777

КНП Краснодонск 10 апреля 2009г.

Карта 1:200 000 издание 1976 г.

О совершении марша 1 ОЖДБ

3 ЖДБ совершает марш из н.п. Уманцево (2056).

Батальону поставлена задача совершить марш из района расположения н.п. Уманцево (2056) в н.п. Владов (5632) и сосредоточится в новом месте расположения к исходу 21 марта. К исходу 24 марта оборудовать район расположения и осуществлять техническое прикрытие железнодорожного участка Владов (5632) - Пинюг (6468).

Во исполнение поставленных задач

ПРИКАЗЫВАЮ

1. 3 ЖДБ совершить марш по маршруту н.п. «Уманцево» (2056) - «Бийск» (2844) - «Иваново» (3036) - «Юрьино» (4836) - «Владов» (5632).

2. Походный порядок назначить:

2.1. Первую колонну сформировать из 24 единиц транспортных средств способных передвигаться и перевозить технику со скоростью 40 км/ч. Начальником колонны назначаю командира 1 роты.

2.2. Вторую колонну сформировать из 22единиц транспортных средств с ограниченной скоростью хода. Начальником колонны назначаю командира 2 роты.

3. Время прохождения рубежей и прибытия к месту расположения:

3.1. Первой колонне исходный рубеж н.п. Краснодонск(2056) пройти в 21:00, рубеж регулирования №1(н.п. Питерка(3040)) на 20-м км. пересечь в 22:00, пункт регулирования №2(н.п. Валуево (4436)) на 40-м км. - в 22:40. В район расположения н.п. Глебский (5236) прибыть в 23:00.

3.2. Второй колонне исходный рубеж н.п. Краснодонск(2056) пройти в 21:00, рубеж регулирования №1 пересечь в 23:00, совершить малый привал в 00:00 продолжительностью 30 минут, рубеж регулирования №2 пересечь в 01:30.

В район расположения н.п. Глебский (5236) прибыть в 02:50.

4. Начальнику штаба организовать ГПЗ и ООД силами 5 роты; заместителю по технической части выделить 13 единиц техники для ГПЗ и ООД.

5. Заместителю по технической части выделить в техническое замыкание комплект ПРМА.

6. Заместителю по тылу организовать питание личного состава, своевременную заправку техники ГСМ и обеспечить запасными частями. Начальнику штаба организовать всестороннее боевое обеспечение марша.

7. Начальникам колонн организовать походное охранение и следить за графиком движения.

8. Прибывшим с марша подразделениям расположиться в определенных им местах в районе н.п. Глебский (5236).

9. Организовать сторожевое охранение, оборудовать укрытия для техники и личного состава согласно плана и маскировки.

10. Командир 4 роты выделить 20 человек для оборудования КНП батальона.

11. Командиру 2 роты организовать разведку за химической, бактериологической и радиационной обстановкой.

12. Установить сигналы оповещения.

13. Время готовности к маршу 21:00. На марше я буду находиться во главе первой колонны, при расположении на месте - на КНП батальона.

14. Мой заместитель - заместитель командира батальона по МПО.

15. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника штаба батальона.

16. Приказ довести до лиц их касающихся.

Командир 1 ОЖДБр

Майор Романьков

Литература

1. Расчет марша частей железнодорожных войск: пособие по курсу “Тактико-специальная подготовка” - Гомель, БелГУТ, 2003-47с.

2. Боевой устав сухопутных войск. Часть II. Министерство обороны СССР. Москва, 1983 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность способа передвижения войск на штатных, боевых и транспортных машинах подразделений и частей – путем совершения марша. Изучение особенностей марша в горах и в пустыне. Рассмотрение операции по выходу советских войск из Афганистана.

    презентация , добавлен 12.05.2014

    Действий инженерно-разведывательного дозора при ведении инженерной разведки путей движения войск и местности. Подготовка и действия инженерно-разведывательного дозора при ведении инженерной разведки путей движения войск и при осложнении обстановки.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2008

    Анализ рабочего и специального оборудования ИМР-2 и ИМР-2М. Требование к инженерным машинам. Условия применения машин в ходе подготовки к наступлению, прокладывания путей движения войск в условиях массовых завалов, разрушений и на зараженной местности.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2013

    Характеристика здания аммиачно-холодильной установки. Расчет зоны заражения при аварии на объекте. Определение времени подхода зараженного воздуха к жилому сектору. Выбор осаждающего вещества, применяемого в подразделениях Хойникского гарнизона.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2013

    Определение радиоактивного излучения, единицы измерения. Средства и способы защиты. Ионизирующее излучение. Радиоактивное заражение приземного слоя атмосферы, воздушного пространства, местности. Масштабы и степень заражения местности.

    реферат , добавлен 02.12.2006

    Расчёт активного, баллистического (эллиптического) и конечного (атмосферного) участков траектории. Программа движения ракеты на участке. Коэффициенты перегрузок, действующих на баллистическую ракету в полёте. Упрощенная блок схема решения задачи.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Радиоактивное заражение местности, его общая характеристика и оценка опасности для сельскохозяйственных угодий. Организационная структура и основные задачи гражданской обороны объекта. Характеристика зон и подзон радиоактивного заражения местности.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Анализ существующих оперативно-тактических ракет. Выбор ракеты-аналога. Описание элементов конструктивно-компоновочной схемы. Выбор формы заряда и топлива, материалов отсеков корпуса. Расчет оптимального облика твердотопливной баллистической ракеты.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Особенности организации и совершения марша мотострелковым взводом, назначенного в головной дозор, в горных районах

НОРМАТИВЫ И ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТЫ В ПЛАНИРОВАНИИ МАРША АВТОМОБИЛЬНЫХ КОЛОНН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОИНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

П.Ф. Кривоусов, соискатель

Аннотация. На основании изложенного в статье материала определяется время, которое необходимо автомобильной колонне на выполнение задачи по осуществлению воинских автомобильных перевозок, путем проведения математических расчетов. Табл. 2. Формул. 11. Библ. 4.

Ключевые слова: марш, нормативы, расчет продолжительности.

Материально-техническое обеспечение является составной частью всестороннего обеспечения Вооруженных Сил и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материальных, технических, транспортных, ветеринарно-санитарных, бытовых и других потребностей войск, обеспечения базирования авиации и сил флота в целях поддержания боевой готовности и боеспособности войск (сил) для выполнения поставленных задач.

Одной из основных задач материально-технического обеспечения войск в мирное и военное время является выполнение различных видов воинских перевозок и подвоза материальных средств.

Он организуется и осуществляется в любых условиях обстановки в интересах полного и бесперебойного материального обеспечения войск (сил), для накопления, восстановления и поддержания на складах установленных норм запасов материальных средств



Подвоз материальных средств включает планирование, подготовку материальных, транспортных и погрузочно-разгрузочных сил и средств, погрузку, перевозку материальных средств (различными видами транспорта) и их выгрузку .

Основными требованиями к подвозу материальных средств являются: бесперебойность (непрерывность), комплексность, устойчивость, минимальное количество перегрузок, оперативность, высокая скорость движения запасов, максимальная механизация погрузочно-разгрузочных работ, гибкость и управляемость.

Осуществляя воинские автомобильные перевозки, подразделения и части материально-технического обеспечения совершают марши к местам погрузки и выгрузки материальных средств.

Что - же представляет собой марш?

Марш – это организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район в установленное время в полном составе в готовности к немедленному выполнению боевой задачи. Во всех случаях марш совершается скрытно. Марш автомобильных колонн в составе подразделений и частей осуществляетсяобычно в тылу своих войск. В этих условиях личный состав колонн должен быть готов к отражению ударов с воздуха, действовать против диверсионно - разведывательных групп, в условиях воздействия высокоточного оружия, применения средств дистанционного минирования. Все марши совершаются, как правило, ночью, или в других условиях ограниченной видимости .

После марша автомобильные подразделения сосредотачиваются в пункте дислокации или в другом назначенном районе.

Время марша автомобильных соединений, частей и подразделений складывается из времени их движения к местам загрузки материальными средствами, времени выполнения погрузочных работ, времени движения по маршруту и времени разгрузки.

Движение осуществляется в походном порядке, установленном начальником колонны.

Успешность осуществления воинских автомобильных перевозок во многом зависит от точности тактических расчетов на марш. Требования, предъявляемые к расчетам – это своевременность и точность.

Требование своевременности расчетов вызвано необходимостью безотлагательного принятия решения на организацию и осуществление перевозок. Поэтому результаты расчетов должны быть получены в сроки, продолжительность которых диктуется обстановкой.

Максимально возможную быстроту расчетов определяют иногда как оперативность работы. Между тем оперативность работы помимо быстроты включает и другое важное требование-точность расчетов. Только сочетание быстроты расчетов с их объективной правильностью, точностью можно определить как оперативность расчетного обеспечения.

При планировании автомобильных перевозок в основу расчетов принимаются следующие усредненные нормативы:

1. Продолжительность работы водителя – время, в течение которого водитель выполняет транспортную работу (погрузка, движение, выгрузка). Оно установлено 10-12 часов в сутки, остальное время (12-14ч) расходуется на обслуживание техники, на отдых, прием пищи. Кроме того, в суточный баланс входит затрата времени на привалы – 3-4 часа и ежесуточный отдых 6-8 часов. Начальник колонны должен всегда, особенно в напряженный период марша, проявлять всемерную заботу о сохранности физических сил и поддержании высокого морального духа водителей. В этих целях, а также для приема пищи, проверки состояния техники, вооружения и перевозимых материальных средств в ходе марша назначаются привалы, дневной (ночной) отдых. Места привалов и отдыха выбираются по карте, а затем уточняются по результатам разведки. Привалы назначаются через каждые три-четыре часа движения продолжительностью до одного часа и один привал - продолжительностью до двух часов во второй половине суточного перехода.

Если расстояние перевозки не превышает половины суточного перехода автомобильной колонны, отдых личного состава, прием горячей пищи и техническое обслуживание автомобилей организуются, как правило, в районах погрузки (разгрузки).

При перевозке грузов на расстояния, превышающие нормы суточного пробега, назначается ночной или дневной отдых на маршрутах перевозок.

При совершении марша на большие расстояния через каждые три-пять суточных переходов, при необходимости, может предоставляться суточный отдых.

Для дневного (ночного) и суточного отдыха назначаются районы, которые по возможности выбираются вне населенных пунктов, в местах, имеющих источники воды, естественную маскировку и укрытия, обеспечивающие защиту от ядерного, высокоточного оружия и других средств поражения.

2. Суточный пробег – путь, пройденный автомобилем за сутки, км. В различных звеньях подвоза нормы суточного пробега в зависимости от состояния дорог, времени простоя под грузовыми операциями, плеча подвоза и других причин различны и в среднем принимаются:

В войсковом звене подвоза - 150 км

В армейском - 200 км

Во фронтовом - 250 км

Для автотранспорта центра - 300 км и более.

3. Плечо подвоза – расстояние (в километрах) от пункта погрузки до пункта выгрузки. Плечо подвоза автотранспортом соответствующего звена, как правило, не должно превышать половины величины суточного пробега.

4. Среднетехническая скорость движения (км /ч) – отношение пройденного пути (участка, маршрута или за сутки) к времени движения (на том же участке, маршруте или за сутки) .

где L – протяженность определенного участка, км;

– время движения (без учета времени простоев), ч.

При планировании автомобильных перевозок величину среднетехнической скорости берут в пределах 30 км/ч.

Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость.

где L – расстояние, пройденное автомобилем за рабочий день, км;

– время нахождения автомобиля в наряде,ч.

6. Время простоя автотранспорта под грузовыми операциями – время, необходимое для погрузки или разгрузки отдельного автомобиля, (автомобильного подразделения):

Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн со средствами механизации приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормы времени на загрузку автомобилей и автомобильных колонн.

При ручном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ нормы времени увеличиваются в 1,5 раза.

Нормы времени на налив и слив горючего колонн автомобильных частей и подразделений приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Нормы на налив и слив горючего автомобильных колонн.

Примечания:

*При наличии на полевом складе механизированной заправки на 20-25 топливоцистерн одновременно.

**В числителе приведены нормы времени при наличии механических насосов на топливоцистернах, в знаменателе – при наливе (сливе) горючего с помощью мотопомп.

В целях обеспечения высокой организованности совершения марша подразделений, своевременности его начала, обеспечения каждому автомобилю и подразделению возможности занять свое место в колонне, назначаются:

1. При совершении марша по одному маршруту:

Исходный пункт;

Пункт регулирования;

2. При совершении марша по нескольким маршрутам:

Исходный рубеж;

Рубеж регулирования.

Как правило, автомобильная колонна, назначенная для выполнения воинских перевозок, совершает марш по одному маршруту. Исходный пункт назначается на удалении, обеспечивающем вытягивание колонны и набор заданной скорости движения. В зависимости от глубины колонны и условий местности он может быть назначен на удалении 5-10 км от передней границы района расположения подразделения. Дистанции между машинами назначаются в зависимости от скорости движения, условий местности. Обычно они составляют 0,1 от средней скорости движения. В цифровом выражении это будет равно 25-50 км/ч.

Опыт боевых действий и проведения учений доказывает, что каждый командир в своей практической деятельности постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения. В современных условиях практически нельзя принять оптимальное решение на марш, не научившись правильно предвидеть возможные последствия того или иного варианта действий. Любая целесообразная деятельность, в том числе и военная, обязательно включает в себя предвидение её результатов. А это, прежде всего – умение просчитывать алгоритм предстоящих боевых действий, производить тактические расчеты.

Однако, не зная содержание методик расчетов, командир не в состоянии судить об их достоинствах и недостатках, о достоверности полученных расчетов путем данных, т.е. не сможет правильно определить свое отношение к ним.

Возможны две крайности: преклонение перед расчетными данными и, наоборот, недооценка расчетов. Обе эти крайности одинаково вредны и недопустимы.

Следовательно, отличное знание методик тактических расчетов является необходимым условием успешной работы не только для непосредственных исполнителей расчетов, но и для командиров и начальников, использующих результаты этих расчетов .

В данной статье, предлагаю рассмотреть опытом опробованные методики расчета элементов марша, а именно, расчет продолжительности марша при осуществлении воинских автомобильных перевозок.

Расчет продолжительности марша автомобильной колонны при выполнении воинских автомобильных перевозок предназначен для определения времени, необходимого для выполнения задачи на перевозку. Она включает в себя выполнение определенного перечня расчетов.