Танк т 90 м прорыв 3. Танковый прорыв: как проходит модернизация основных боевых машин российской армии

В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).

Т-90 «Владимир» является перспективной разработкой конца 1980-х годов. В 2000-х годах эта машина стала самой популярной на мировом рынке. Помимо прекрасных ходовых характеристик и огневой мощи, модель отличалась от предшественника (Т-72Б) наличием автоматизированной системы управления огнём.

По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».

  • Танки Т-90
  • РИА Новости

Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».

Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.

Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.

На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.

Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.

«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.

«Реактивный» танк

В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.

Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).

  • Модернизированный танк Т-80БВМ на демонстрации бронетанковой техники в честь Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона. Луга (Ленинградская область), 09.09.2017
  • Decoder / otvaga2004.mybb.ru

Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.

О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).

Базовая модель Т-80 (1976 год) была революционной разработкой кировского СКБ-2. Это был первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Главными достоинствами машины стали выдающиеся ходовые качества. Т-80 был намного быстрее и манёвренней своих конкурентов.

В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».

Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».

Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.

Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.

Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».

  • Т-80БВМ
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов). Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.

Реализация потенциала

Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.

В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».

«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.

Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.

«Прошло более двух десятилетий, и машины должны получить более современное оборудование и комплексы защиты. Цель модернизации Т-80БВМ — приблизить боевые возможности машины к тем, которыми обладает Т-72Б3. В свою очередь, обновление Т-90М направлено на реализацию заложенного в этом танке потенциала до масштабного поступления Т-14», — отметил Мураховский.

Т-90М – это средний или основной танк, который в ближайшее время будет запущен в серийное производство и поставлен на вооружение армии России. Машина уже была продемонстрирована широкой публике при прохождении испытаний в сентябре 2017 года.

Разумеется, новый танк сложно назвать самостоятельной и уникальной единицей боевой техники. Скорее, речь идёт о глубокой модернизации танка Т-90 и его модификаций. Однако, конструкторы внесли в привычную компоновку машины ряд серьёзных изменений, поэтому Т-90М вполне мог претендовать на индивидуальное название. Познакомимся поближе с конструктивными особенностями и боевыми возможностями этой техники.

История проекта

Датой создания этой машины можно считать 1989 год, когда под руководством главного инженера Владимира Поткина прошли первые и весьма успешные испытания нового танка Т-90. В серию эта модель пошла в 1992 году, и за время выпуска танк неоднократно модернизировался.

Если говорить конкретно о Т-90М, эта машина появилась в результате проекта «Прорыв», над которым в 2005 году вело работы Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В рамках данного проекта разрабатывался унифицированный боевой модуль, получивший кодовое название «Прорыв-2», и впоследствии представленный на полигоне в качестве модернизированного танка Т-90С.

Однако, на этом деятельность УКБТМ не была завершена, и стартовал проект «Прорыв-3», целью которого было создание боевой машины, превосходящей по эффективности немецкие «Леопарды» и американские «Абрамсы». Опытный образец был создан в цехах Уралвагонзавода, и наглядно продемонстрировал, что конструкторы КБ справилось с поставленной задачей. Кстати, этим же предприятием выпускаются боевые машины класса «Армата», поэтому работы над созданием Т-90М велись параллельно.

Что нового

В целом, привычный вид Т-90 изменился мало: сохранилась общая компоновка, была немного переработана башня и корпус. Однако, инженеры не занимались рестайлингом, они повышали боевую эффективность машины и эргономику производства. В рамках модернизации, серьёзные изменения претерпели системы управления огнём, командная управляемость, навигационно-поисковое оборудование и другие элементы, имеющие отношение к повышению эффективности и боевой мощи.

К существенным изменениям можно отнести переустройство боевого отделения. Теперь у экипажа появилось больше свободного пространства, устанавливаются комфортабельные кресла. Кроме этого, танк получил автоматическую систему заряжания. В целом, это вполне стандартное требование для современных боевых машин, однако, автозаряда орудия нет у «Леопардов» и «Абрамсов», поэтому эти-таки заметно проигрывают российскому аналогу в плане скорострельности и огневой мощи.

Отдельно можно выделить экономику производства. Проект «Прорыв-3» планируется внедрять без создания новых машин. В частности, в качестве базовой основы будут использованы основные узлы и механизмы Т-90. Поэтому поставки новой техники для сухопутных частей будут осуществляться путём переоборудования старых машин.

Конструктивные особенности

Рассмотрим характеристики основных узлов.

Командная управляемость

В оснащение танка интегрирована система БИУС – бортовое информативное управление. В результате осуществляется постоянный контроль и диагностика основных узлов, выполняется блокировка ошибочных действий механика-водителя. Благодаря БИУС, заметно повышается рабочий ресурс основных узлов и электроники, снижается вероятность поломок.

Помимо этого, здесь установлена система управления тактического звена, которая объединяет всю необходимую аппаратуру единую мультиплексную сеть. В результате упрощается взаимодействие всех бортовых систем: заряжание, постановка дымовых завес, топографическое ориентирование, распознавание сигналов «свой-чужой». Радиоаппаратура обеспечивает скрытую связь с эффектом постановки защитных помех. Кроме этого, предусмотрена функция программного изменения частоты.

Подвижность и манёвренность

Динамика Т-90М находится на высоком уровне. Здесь установлена новая силовая установка В-92С2Ф, производительностью 1 130 л. с. Здесь нужно уточнить, что российский танк обходит все западные аналоги в плане динамики и проходимости, хотя и проигрывает по скоростным показателям.

Отделение механика-водителя оснащается информативным ЖК-дисплеем, куда выводятся данные о состоянии двигателя и узлов трансмиссии. Отдельного внимания заслуживает автоматическое переключение скорости, что заметно снижает утомляемость во время длительных переходов.

Защита

Ключевой особенностью защиты стало размещение боеукладки за пределами боевого отделения, что повышает уровень безопасности экипажа в случае детонации снарядов. Кроме этого, были учтены недостатки защищённости танков предыдущих моделей.

В частности, лобовую проекцию башни и бортов закрывают комплекты динамической защиты класса «Реликт». Моторное отделение и периметр башни защищены дополнительными сетчатыми экранами. Боевое отделение изнутри покрыто противоосколочным подбоем на основе арамидных нитей. Нужно отметить, что динамическая защита построена по модульному принципу, что позволяет вариативно изменять отдельные компоненты в зависимости от поставленных задач.

Вооружение

В качестве основного вооружения Т-90М получил 125-миллиметровое гладкоствольное орудие 2А46М-4. К дополнительному вооружению относится ракетный комплекс «Рефлекс» с дальностью поражения целей до 5 километров, спаренная пулемётная точка.

Управляется вооружение посредством высокоэффективной СУО «Калина». К безусловным преимуществам можно отнести панорамный прицел командира – абсолютная новинка для российских танков. Кроме этого, система управления огнём сопряжена с автоматическим указателем цели, что упрощает ведение боя в режиме «Hunter-Killer».

Технические характеристики

Основные тактико-технические характеристики модернизированной машины пока держатся в секрете и не подлежат разглашению. Однако достоверно известны следующие параметры:

  • Снаряжённая масса – 50 000 кг.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Мощность дизеля – 1 130 л. с.
  • Основное орудие – 125 мм.
  • Спаренный пулемёт – ПКТМ калибра 7.62 мм.
  • НСВ для подавления огневых точек и воздушных целей – 12.7 мм.
  • Запас хода – 550 километров по шоссейной дороге.
  • Экипаж – 3 человека.

Согласно предварительным данным, Министерство обороны РФ уже подписало контракт на поставку в войска порядка 400 единиц Т-90М. Предполагается, что эти машины должны поддержать боеспособность армии до появления в достаточных количествах более перспективных танков «Армата».

В августе прошлого года министерство обороны и научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подписали несколько контрактов на поставку бронетехники ряда типов. Вместе с другими образцами был заказан основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3». За прошедшие несколько месяцев организация-подрядчик выполнила все необходимые подготовительные и теперь готова строить технику и затем передавать ее заказчику. Первые танки нового типа пойдут в войска в ближайшее время.

Последние сообщения о ходе работ по танку Т-90М появились 31 марта. Информационное агентство «Интерфакс-АВН» со ссылкой на неназванный источник, имеющий отношение к текущей программе, писало, что выполнение контракта с Минобороны уже началось. Часть заказанных основных танков будет передана заказчику уже в этом году. В то же время, источник не стал приводить точное количество бронемашин, сборка и поставка которых запланирована на текущий 2018 год.

Источник «Интерфакса-АВН» раскрыл любопытную особенность нынешних работ. Оказалось, что новая техника будет выпускаться двумя способами. НПК «Уралвагонзавод», выполняя заказ военных, построит с нуля лишь определенную часть танков нового типа. Оставшиеся Т-90М будут собраны путем перестройки, ремонта и модернизации базовых Т-90, в настоящее время служащих в разных частях вооруженных сил. Таким образом, актуальный контракт предусматривает и строительство, и модернизацию техники. Доли полностью новых и модернизированных танков в заказе не уточнялись.

Следует отметить, что новые сообщения из Нижнего Тагила подтверждают уже известные сведения. Так, в начале марта предприятие «Уралвагонзавод» огласило свои планы на ближайшее будущее, в том числе и в контексте проекта «Прорыв-3». Готовясь к визиту президента России Владимира Путина в Свердловскую область, корпорация опубликовало некоторые сведения о своей деятельности. Среди прочих тем было затронуто выполнение контракта на поставку танков Т-90М. Официально было объявлено, что строительство таких боевых машин начнется в этом году. Первая партия так же будет передана до конца года.

Чуть ранее, в самом конце января, информагентство ТАСС рассказало о ходе работ и текущей подготовке к ожидаемому производству танков. Представитель НПК «Уралвагонзавод» тогда сообщил о выполнении ряда основных подготовительных мероприятий. Кроме того, была сформирована межведомственная комиссия, которой предстоит осуществлять надзор над всеми требуемыми работами.

Тогда же были упомянуты количественные аспекты имеющегося контракта. Источник ТАСС указал, что первая партия танков Т-90М, выпуск которой запланирован на 2018 год, фактически будет представлять собой батальонный комплект. Напомним, в настоящее время батальону отдельной танковой бригады сухопутных войск полагается 42 танка. Таким образом, уже в этом году российская армия получит не менее нескольких десятков новейших бронемашин Т-90М.

В конце января также упоминались общие сроки и объемы текущей программы производства техники. ТАСС писало, что бронемашины типа «Прорыв-3» будут выпускаться в течение всего времени действия текущей Государственной программы вооружений. Какая именно программа имелась в виду – завершающаяся, рассчитанная на 2011-2020 годы, или стартовавшая, действующая в 2018-2025 годах, – не уточнялось. Общее число желаемых танков так же не было названо. Представитель корпорации-разработчика указал, что объемы производства будут определяться заказчиком.

На тот момент оставался актуальным вопрос официального принятия Т-90М на вооружение российской армии. По данным ТАСС, это событие должно будет состояться в ближайшие месяцы. Очевидно, приказ о принятии танка на вооружение появится почти одновременно со сдачей первых серийных машин.

Темпы производства новой бронетехники в ближайшие годы несколько недель назад были озвучены руководством министерства обороны. В феврале заместитель министра обороны Юрий Борисов, рассказывая о новых проектах, заявил, что ежегодно армия будет получать по 200 танков. В это число будут входить как машины новой постройки, так и модернизированные образцы. Речь идет о технике нескольких современных модификаций, в том числе новейшей Т-90М. При этом доля перспективных Т-90М в этих планах не уточнялась. Можно предполагать, что такие танки станут одними из самых массовых среди планируемых к постройке или модернизации.

В недавнем прошлом неоднократно указывалось, что строительство новых танков Т-90М «Прорыв-3» позволит заметным образом повысить боеспособность танковых частей. Получая такую технику, подразделения смогут более эффективно решать поставленные задачи, что положительным образом скажется на общих показателях сухопутных войск. Кроме того, поставка построенных и модернизированных машин позволит решить одну из главных задач текущих Госпрограмм вооружения, предусматривающих серьезное повышение доли новой техники в войсках.

Напомним, основной боевой танк Т-90М стал последним на данный момент результатом программы с шифром «Прорыв». В рамках нескольких последовательно разработанных проектов предлагались те или иные способы обновления и улучшения существующей конструкции танка Т-90. Самый новый и совершенный вариант такой модернизации в прошлом году получил одобрение военного ведомства, и теперь ему предстоит поступить в войска.

Все основные опытно-конструкторские работы и переговоры были завершены не позднее августа прошлого года. Во время международного военно-технического форума «Армия-2017» министерство обороны России и НПК «Уралвагонзавод» подписали первый контракт на производство танков, названных Т-90М. Тогда сообщалось о желании военного ведомства получить не менее нескольких десятков боевых машин, однако точные цифры не назывались. Не уточнялась и стоимость контракта. Впрочем, официальные лица указали, что нижнетагильское предприятие за реализацию нескольких контрактов получит более 22 млрд рублей.

К этому времени уже стали известны некоторые подробности перспективного проекта. Через несколько недель сложившаяся картина была дополнена новыми сведениями. В середине сентября 2017 года на одной из площадок Ленинградской области состоялась первая публичная демонстрация опытного танка Т-90М. К тому времени, как сообщалось, танк-прототип справился с заводскими испытаниями и вышел на государственные. Также осенью стало известно, что новые боевые машины, вероятнее всего, будут выпускаться путем перестройки и обновления имеющихся. Согласно последним данным, модернизация строевой техники будет вестись параллельно со строительством новой.

Согласно официальным данным, новый проект «Прорыв-3» предусматривает использование некоторых компонентов серийных танков семейства Т-90 в сочетании с рядом совершенно новых изделий. Кардинальному обновлению подвергается боевое отделение машины. Изменяется радиоэлектронное оснащение в целом и средства управления огнем в частности. Штатная защита дополняется современными устройствами нескольких типов. За счет всего этого достигается существенный рост боевой эффективности и основных технических характеристик.

Сохраняя имеющийся броневой корпус с комбинированной защитой лба и классической компоновкой, танк Т-90М получает новое внутреннее оснащение. Так, в корме корпуса помещаются основной двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. и вспомогательная силовая установка, предназначенная для энергоснабжения бортовых систем при выключенном моторе. Снаружи на корпусе монтируются блоки динамической защиты «Реликт». Упоминалась возможность применения новейшего комплекса активной защиты «Афганит».

Боевые качества также улучшаются за счет кардинальной переработки боевого отделения. В качестве основного используется орудие-пусковая установка типа 2А46М-4. Также в недавнем прошлом появлялась информация о возможности оснащения Т-90М современным изделием 2А82-1М. В обоих случаях танк сохраняет возможность использования всех существующих 125-мм боеприпасов и управляемых ракет комплекса «Рефлекс». На одной установке с орудием остается спаренный пулемет ПКТМ. Над командирской башенкой монтируется дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом.

Серьезной переработке подвергаются система управления огнем и рабочие места экипажа. Так, командиру и наводчику теперь предстоит использовать пульты с жидкокристаллическими экранами, совмещенные с некоторыми традиционными органами управления. По известным данным, СУО и ее компоненты позволят модернизированному танку работать в любое время суток и находить цели на больших дальностях.

Заказ на серийное производство танков Т-90М появился в конце лета прошлого года. Как стало ясно чуть позже, на тот момент опытная техника этого типа уже завершала необходимый комплекс испытаний. До недавнего времени НПК «Уралвагонзавод», которой предстоит выпускать такую технику, вела работы по подготовке строительства новых танков и модернизации серийных Т-90. В обозримом будущем предприятие-подрядчик должно будет изготовить и передать военному ведомству первую партию Т-90М в количестве нескольких десятков машин. Затем работы будут продолжены, и в течение нескольких следующих лет армия получит ряд новых партий такой техники.

До конца года российские сухопутные войска получат и начнут освоение первого батальонного комплекта новейших основных боевых танков Т-90М. Параллельно будет продолжаться поставка модернизированных Т-72Б3, а затем стартует производство машин Т-80БВМ, так же прошедших ремонт и модернизацию. Актуальные планы министерства обороны предусматривают самое серьезное обновление парка бронетанковых войск при помощи реализации нескольких проектов модернизации разных танков. Это, как ожидается, должно положительным образом сказаться на армии в целом. В самом ближайшем будущем свой вклад в боеспособность сделают новые танки, созданные в рамках программы «Прорыв-3».

По материалам сайтов:
http://militarynews.ru/
http://rg.ru/
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://uvz.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Уралвагонзавод параллельно с созданием танка и боевых машин на платформе «Армата» модернизирует и стоящую на вооружении бронетехнику. Появилась фотография новейшего варианта российского основного боевого танка Т-90. Причем, не на сайте компании, а на корпоративном календаре на 2017 год Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ), которое входит в состав корпорации Уралвагонзавод.

Новая модификация получила обозначение Т-90М и была создана в рамках ОКР «Прорыв-3». Впервые сведения об этой машине появились на форуме «Армия-2015». Было заявлено, что по сравнению с предыдущей модификацией, у Т-90АМ (экспортный вариант — Т-90СМ), будут повышены такие боевые характеристики, как огневая мощь, управляемость и защищенность.

Главным отличием танка от предыдущих модификаций является башня новой конструкции с размещением боеукладки за пределами боевого отделения. Также увеличена длина ствола 125-мм пушки и внедрена новая система управления огнем. Что предполагает увеличение дальности и точности стрельбы, в том числе и с хода. Пространство между башней и корпусом дополнительно защищено висячими экранами, улучшена динамическая защита брони.

Предполагается, что Министерство обороны подпишет контракт на закупку четырехсот Т-90М.

Сообщаются и некоторые характеристики обновленного танка. Экипаж — 3 человека. Боевая масса — 50 тонн. Клиренс — 450 мм. Мощность двигателя — 1130 л.с., что на сотню больше, чем у предыдущей версии. Запас хода по шоссе — 550 км. Основное орудие танка — гладкоствольная пушка калибра 125 мм. Есть два пулемета — 7,62 мм и 12,7 мм.

Поскольку сведения о новых свойствах танка ограничены, то при сравнении Т-90М с некоторыми основными танками мира будем пользоваться характеристиками предыдущей модификации. Разумеется, с учетом того, что они у Т-90М выше.

Танк имеет автомат заряжания, что, казалось бы, само собой разумеющееся качество для современного танка. Однако у немецкого танка «Леопард-2» такового нет. А это в определенной мере ухудшает боеспособность танка за счет снижения скорострельности пушки. К тому же часть боекомплекта находится в непосредственной близости от заряжающего, что чревато трагическими последствиями в случае детонации или пожара.

M1 Abrams (Фото: defense.gov)

Примерно так же обстоят дела и в американском «Абрамсе», поскольку в нем используется та же самая 120-мм пушка немецкой компании «Рейнметалл». Правда, конструкторы танка «подстелили соломки»: в случае детонации боекомплекта внутри орудийной башни срабатывает вышибной люк, через который взрывная волна выходит наружу.

Что же касается сравнения пушек, то тут характеристики примерно одинаковые. Однако в новой модификации конструкторы совершили, смело можно сказать, прорыв по части огневой мощи. Пушка 2А46М заменена на «пушку нового столетия» 2А82. Она имеет не только более длинный ствол, но и оснащается боеприпасами, имеющими большую мощь. Несмотря на удлинение ствола, он на 60 сантиметров короче, чем у немецкой пушки L-55, используемой в «Абрамсе» и «Леопарде-2». Но дульная энергия у 2А82 в 1,2 раз выше, чем у L-55.

Сравнивать толщину брони мы не имеем возможности, поскольку данные по Т-90 засекречены. Известно лишь, что у всех танков комбинированная многослойная броня. У российского и американского танков есть динамическая защита брони, которая противовзрывом накладных ячеек «ломает» неприятельский боеприпас. Немцы решили ограничиться лишь дополнительным обвесом нереактивными защитными элементами. Нет у них и активной защиты танка.

Активная защита «Абрамса» и Т-90 представляет собой лазерную систему, которая «обманывает» головки самонаведения управляемых боеприпасов, уводя их в сторону. Также имеются гранатометы для поставки дымовых завес.

При сравнении габаритов этих трех танков понятно, что Т-90 менее уязвим для обстрела: его лобовая проекция почти на 20% меньше, чем у «немца» и у «американца». А за счет меньшей на 12 тонн массы Т-90 обладает лучшей подвижностью и проходимостью. Но не скоростью. Т-90АМ развивает на шоссе 65 км/ч, «Абрамс» — 67 км/ч, «Леопард-2» — 72 км/ч. Что обеспечено использованием существенно более мощных, 1500-сильных, двигателей.

Leopard 2A5 (Фото: Bundeswehr-Fotos/de.wikipedia.org)

К значительному недостатку предыдущих модификаций Т-90 относится низкая технологичность ремонтно-восстановительных работ. Так, например, на замену двигателя уходит 6 часов. В то же время немецкие механики справляются с аналогичной задачей всего лишь за четверть часа.

Как ни странно, в боекомплект немецкого танка входят только фугасные и бронебойные подкалиберные снаряды, обладающие большой пробивной мощностью. Но эта мощность сокращается с увеличением дальности стрельбы. А управляемые ракеты, сохраняющие энергию на всей дальности полета, отсутствуют. Относительно такого оружия у «Абрамсов» точных сведений нет. Но, поскольку пушка у танков одна и та же, то и стрельба из нее ПТУРсами весьма проблематична. Танк Т-90 оснащен ракетами «Рефлекс-М» с дальностью стрельбы до 5 километров. Наводится на цель по лазерному лучу. Оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, служащей для преодоления брони под динамической защитой.

Эта разница в составе боеприпасов очень существенна. Т-90 при встрече с «американцем» и «немцем» способен наносить по ним удары на расстоянии в 5 км. И лишь через 1,5 км, когда расстояние сократится до 3,5 км, они будут способны открыть ответный огонь.

Периодически составляются рейтинги танков, наиболее авторитетными считаются американские. Именно на них все и ссылаются. Именно на них обращают внимание и закупочные комиссии. Насчет своего «Абрамса» американцы не скупятся, по большей части он выдвигается на первую позицию. Рядышком находится «собрат по пушке» — «Леопард-2». В пятерку допускают также японский «Тип 50» и британский «Челленджер-2». В пятерку то попадают, то покидают ее наш Т-90 и израильский «Меркава» (Колесница). Порой возникают скандалы. По результатам войны в Ираке 2003 года абсолютным рекордсменом, к которому близко никто не может приблизиться, стал «Абрамс». Однако через год стало известно, что иракцы при помощи примитивных гранатометов РПГ-7 и самодельных мин уничтожили 80 американских танков. А вскоре из 1135 использовавшихся в Ираке «Абрамсов» 530, почти половина (!), были отправлены в США для ремонта в заводских условиях.

Существует и еще один показатель эффективности бронетехники — спрос на нее на мировом рынке. Он значительно более объективен. Так вот, основных боевых танков отечественного производства продается за границу больше, чем всех вместе взятых у конкурентов российской бронетехники. В процентах за последнее трехлетие это составило 56,6% от мирового рынка.

Американцы сознательно отодвигают за пределы первой тройки не только Т-90, но и «Меркаву». Поскольку она, как минимум, равноценна по возможностям «Абрамсу», но, скорее всего, превосходит его. В значительной степени это предопределено тем, что последняя модификация, очень глубокая, с изменением даже корпуса, — «Меркава-4» — появилась в начале нулевых годов. В то время как «американец» и «немец» пришли в войска в 80-е годы. И, следовательно, новый израильский танк более развит как в технологическом отношении, так и в концептуальном. Кстати, Т-90 постарше всего лишь на 10 лет.

В «Меркаве» впервые в истории использована активная защита. «Армата» будет второй. Комплекс активной защиты (КАЗ) танка «Меркава-4» «Трофи» включает в себя 4 антенные решетки РЛС, расположенные под углом 90 градусов относительно друг друга, и системы реактивных гранат, установленных в амбразурах по бокам танка. При обнаружении при помощи РСЛ неприятельского боеприпаса, угрожающего танку, вычисляется его траектория. И в нужный момент выстреливается граната, уничтожающая осколками этот боеприпас. При этом автоматически производится перезарядка отстреленных гранат.

КАЗ был разработан в 2003 году. Однако из-за проблем с финансированием его установку на танки отложили на неопределенный срок. Ошибочность этого решения в полной мере танкисты ощутили на себе во время ливанской войны 2006 года, когда из 400 танков были подбиты 52. Преимущественно при помощи ракет новейшего российского ПТРК «Корнет». После чего все танки начали комплектоваться КАЗ «Трофи». В результате последующей эксплуатации танков комплекс доказал свою эффективность, 100-процентно отразив несколько выпущенных по израильским танкам реактивных гранат и даже ракет ПТРК «Конкурс» и «Корнет». «Немец» и «американец» на такое не способны.

К достоинствам израильского танка следует отнести и стрельбу через орудийный ствол управляемыми ракетами, имеющими дальность 8 км, и мощную динамическую защиту, включая даже верхнюю проекцию, и эффективную противоминную защиту. Все это, конечно, хорошо, но вес танка возрос до 70 тонн. 1500-сильный двигатель с весом справляется, однако подвижность и проходимость танка на слабых почвах невелики. Впрочем, танк создавался, прежде всего, для местных условий, и в них он работает нормально.

Так что именно «Меркава» и наш Т-90М могли бы поспорить за первое место в рейтинге, оттеснив нынешних лидеров на третье и последующие места.

Т -90АМ , более известный как « Прорыв» , представлен был публике в 2011 году. Именно об этом детище "Уралвагонзавода" и пойдёт речь в статье.

Немного истории

Известно, что танк Т -90АМ является прямым потомком Т -90, разработка которого началась ещё в 2004 г. Экспортная версия изделия , именуемая Т -90 МС, была представлена публике в 2011 году. В ходе производства изделию присваивались такие маркировки, как « Объект 188МС » , ОКР « Прорыв-2» , а также Т -90С (Т -90МС ).

Танк задумывался как воплощение передовых военных технологий в области балансирования боевых и технических характеристик. Возможности новой боевой единицы позволяют вести военные действия в любых климатических условиях, при любом времени суток и выполнять поставленные боевые задачи, соответствующие современным реалиям ведения боя.

Устройство

Танк Т -90АМ имеет V-образный двигатель, состоящий из двенадцати цилиндров, произведённый на Челябинском тракторном заводе. Двигатель является четырёхтактным и имеет маркировку В- 92С2Ф. От предшественников отличается качеством отливки, шатунами и пальцами повышенной прочности, усиленными насосами, картерами и форсунками.

При производстве коленвала была применена технология азотирования. Суть метода заключается в покрытии поверхности деталей сплавом, насыщенным азотом, что позволяет значительно повысить сопротивление коррозии и износу. В случае нарушения работы двигателя танка Т -90АМ происходит оповещение экипажа.

Инновационные методы воплотились и в реализации принципов питания В- 92С2Ф. Двигатель является дизельным и способен запуститься в работу при минимальной температуре в −20 °C . Однако же, считается, что рабочий температурный диапазон варьируется от −50 ° С до +50 °C .

Изюминки

Особенностей конструкции у Т -90АМ несколько.

Во-первых, это расположение выхлопной системы в патрубках над гусеницами. Обусловлено это желанием конструкторов снизить температуру корпуса, что значительно усложняет задачу для локационных систем условного противника, работающих на основе распознавания тепловой энергии. Например, систем инфракрасного наведения ракет различных классов .

Во-вторых, для успешной эксплуатации Т -90АМ в российской армии была реализована система управления на основе штурвала — аналогично системе летательных аппаратов и плавательных средств. Коробка передач подразумевает как автоматизированный режим работы, так и переход на ручное управление.

В-третьих, модернизирована система наблюдения, включающая в себя современный комплекс приборов ночного видения для механика-водителя и видеокамеры для обзора с задней стороны.

Бронирование

Т -90АМ частично оснащён узлами активной защиты « Афганит » . Представляет собой комплекс мер для агрессивного противодействия противнику в случае атаки боевой единицы.

Сам комплекс « Афганит » включает в себя импульсно-доплеровские радары ближнего и дальнего действия, ультрафиолетовые пеленгаторы, а также роботизированную управляемую пулемётную установку для противодействия подлетающим снарядам класса « земля — земля » и « воздух — земля » .

В полной комплектации « Афганит » предусмотрен на Т -14 семейства « Армата» , частичная установка, как уже упоминалось выше, идет на Т -90АМ , а на экспортном варианте Т -90МС возможна интеграция системы « Арена-Э » , которая во многом аналогична вышеупомянутой, но имеет значительные функциональные ограничения. Таким образом, всё великолепие передовых технологий не пойдёт на экспорт, и всеми преимуществами будут пользоваться члены расчёта Т -90АМ в российской армии.

«Реликт»

Отдельно следует упомянуть, что отечественные конструкторы ушли от применения средств защиты « Контакт-5» , используемой ранее для таких образцов как Т -90, Т -90А , Т -90С , начиная с 1988 года.

Модульный комплекс « Реликт» относится с средствам динамической защиты третьего поколения, предназначен для противодействия современным снарядам подкалиберного типа. Например, M829 западного производства. Предусмотрена установка и на танк Т -90АМ .

В основе системы лежит принцип « двойного метания» , согласно которому навстречу подлетающему снаряду выстреливается сразу две бронепластины , снижая таким образом в разы поражающий эффект. Преимущества системы « Реликт» на примере Т -90АМ « Прорыв» :

  • простота конструкции и эксплуатация, благодаря чему возможна беспрепятственная замена или ремонт вышедших из строя деталей;
  • лобовая бронь башни имеет значительно больший процент перекрытия (до 68% по сравнению с 45% у предшественника);
  • предусмотрена возможность дальнейшей модернизации путём простой замены элементов динамичной защиты на модернизированные варианты;
  • переход с « Контакта-5» не требует монтажа дополнительного оборудования.

Вооружение

Советский образец орудия Д -81ТМ (по индексу ГРАУ — 2А46), произведённый однажды в 1970 году, претерпевал модернизацию значительное количество раз. Модель с маркировкой 2А46М -5 была разработана для танка Т -90АМ . Технические характеристики позволяют установить пушку как на Т -90, так и на прародителя серии — Т -72. Причём перестволение не требует обязательного демонтажа танковой башни.

По сравнению с предшествующими образцами, 2А46М-5 стреляет кучнее на 20%, улучшена точность и жесткость самой конструкции изделия. Кроме того, автомат заряжания уже несёт в себе 22 выстрела. Остальные части боекомплекта размещены как внутри изделия, так и снаружи.

В комплекте « Прорыва» имеется управляемая зенитная установка калибра 7,62 мм. Возможности командира по поиску целей также улучшены и доработаны, благодаря чему целенаведение не вызывает затруднений как в ночное, так и в дневное время суток.

Средства связи и наблюдения

Известно, что Т -90АМ имеет башенку с многофункциональным комплексом « Калина» , который впервые был заявлен как инновационная разработка для Т -90.

Ключевые детали системы:

  • командирский панорамный прицел « Соколиный глаз» ;
  • автоматизированная система сопровождения цели;
  • прицел наводчика « Сосна-У » , в комплект которого входит лазерный дальномер и тепловизор;
  • комплекс систем управления тактического звена;
  • функционал распознавания цели по принципу « свой/чужой» ;
  • программное обеспечение для взаимодействия боевых единиц в рамках батальона;
  • комплекс для управления дымовыми завесами;
  • система ориентирования на местности на основе GPS и ГЛОНАСС;
  • радиоаппаратура для внутренней связи и внешнего взаимодействия.

Эволюционные скачки

Танк Т -90 поступил на вооружение ещё в 1992 году, как следствие модернизации Т -72. С тех пор боевая машина заслужила уважение как в рядах российской армии, так и за рубежом.

Между тем модернизация Т -90 ни на минуту не останавливалась. Вверх росли как показатели огневой мощи, так и коэффициенты бронирования и мобильности боевой единицы. Исследовательские работы (сокращённо НИОКР) под названием « Прорыв» ставили целью создание универсального образца вооружения, способного броситься в пыл сражения и выйти победителем.

Российские конструкторы давно отказались от подражания западу в части реализации проектов военной техники, так случилось и с танком Т -90АМ . Аналогами изделия могут быть лишь предшественники, которые в чём-то схожи , либо модернизированные версии (по той же причине). Значительные отличия « Прорыва» (Т -90МС ) от предшественников были описаны выше — это переоснащённая система наблюдения, вооружения и принципы бронирования.

Второй « Прорыв» (Т -90АС ) отличается внешними данными: имеет сварную башню, у которой верхняя часть лобовой брони была значительно усилена.

Т -90АМ « Прорыв-3» также имеет незначительные внешние отличия: разработчики уделили больше внимания бронированию гусениц, удлинив боковые бронелисты , обеспечив защиту подвижных частей. Важным аспектом является установка на « третий прорыв» модели орудия под маркировкой 2А82- 1М , у которой износоустойчивость рассчитана на 900 выстрелов. Такой же образец установлен на боевую платформу Т -14 семейства « Армата» .

Подробнее о «третьем прорыве»

Известно, что танк Т -90АМ « Прорыв-3» после завершения НИОКР был переименован в Т -90М . Боекомплект включает в себя 45 снарядов, часть таковых расположена уже в системе заряжания, а другая — в задней части башни танка. Это обусловлено тем, что изделие предназначено для выполнения задач в условиях города (для этого снаряды располагаются готовыми к подаче в ствол) и на открытой местности.

Помимо упомянутого боезапаса, в комплекте вооружения « третьего прорыва» имеется ракета 9М 119М , которая служит для вывода из строя современных танков противника на дальности до 5 километров.

ТТХ

Следует упомянуть о тактико-технических характеристиках Т -90АМ . Боевая машина имеет массу 48 тонн, расчёт состоит из трёх человек: наводчик, механик-водитель и связист.

Оба упомянутые орудия (2А46М -5 и 2А82- 1М ), монтируемые на модели изделия, являются гладкоствольными и имеют калибр 125 мм. Дальность стрельбы, производимая подкалиберными бронебойными снарядами, достигает 3 км. Если же производится атака противотанковой управляемой ракетой (вышеупомянутая 9М 119М ), то цель может быть поражена на расстоянии 5 км.

А также установлено дополнительное вооружение « Рефлекс-М » , предназначенное для борьбы с дотами, вражескими танками и вертолётами.

Танк способен развить скорость до 70 км/ч по шоссе и примерно 45 км/ч по пересечённой местности.

«Рефлекс-М»

Согласно индексу ГРАУ, изделие имеет маркировку 9М 119 М . НАТО также присвоили свою классификацию — AT-11 Sniper. Снаряд представляет собой ракету на твёрдом топливе.

Боевая часть снаряда « Инвар» или « Инвар-М» является кумулятивной. Внутри боевой части содержатся два заряда: основой и лидирующий. Принцип действия таков: сначала уничтожается элемент динамической защиты, выставленный на пути между бронёй сооружения противника и летящим снарядом , затем происходит непосредственно пробитие брони.

Изделие « Инвар» принято на вооружение в 1992 г. , а « Инвар-М» — в 1990 г . Существует также версия для поражения живой силы противника — с термобарическим эффектом.

Состав « Рефлекс-М » следующий:

  • Два выстрела противотанковой управляемой ракеты « Инвар» или « Инвар-М» для гладкоствольного орудия калибром 125 мм (под термином « выстрел» в армии подразумевается сам снаряд).
  • Статический преобразователь напряжения под маркировкой 9С831.
  • Аппарат наведения со встроенным дальномером « Иртыш» , в составе которого имеется информационный блок.
  • Блок автоматики 9С517- 1С , который отвечает за сбор сведений о контролируемой боевой единице, предназначенных для выполнения поставленных боевых задач.

В армии

Танк Т -90АМ представляет собой инновацию отечественной оборонной промышленности. Служит очередным доказательством того, что военная конструкторская мысль не стоит на месте и модернизация ранее реализованных проектов не прекращается ни на минуту.

Нет точных сведений о том, какое количество Т -90АМ в российской армии пребывает на данный момент (эти сведения как минимум секретны). Однако встречаются упоминания, о том, что заказано определённое количество « третьих прорывов» , то есть Т -90М . И это логично! Глупо использовать условно не доработанную версию Т -90АМ в российской армии, если уже существует передовой образец.

За рубежом

В июле 2017 года всплыла информация, что практически « космические» технологии, воплощённые в Т -90М, не остались без внимания мировой прессы и правительств других стран .

Был заключен договор с Ираком, на первых этапах реализации которого планируется экспорт в эту страну 73 единиц Т -90МС . Успешность сделки обусловлена не только высокой эффективностью новой боевой единицы, но и растущей военной угрозой на Ближнем Востоке. На новый танк обратила внимание и Саудовская Аравия.

Модель Т -90 производится и в Индии по российской лицензии. Известно, что около 70% индийского вооружения произведено в России.

Договорённость на поставку 100 единиц Т -90 в Азербайджан практически выполнена. Ранее более 120 образцов этой же модели экспортированы в Алжир.

Мировой рынок

По версии западного печатного издания под названием The National Interest, новая боевая машина вошла в пятёрку лучших танков мира.

Примерно 27% общемирового рынка завоёвано оружием российского производства. Это почётное второе место (первое всё ж принадлежит США). В течение последних лет доход от экспорта отечественных образцов вооружения держится в пределах 15 миллиардов долларов. К сожалению, весьма затруднительно вычислить, какая доля из указанной суммы принадлежит уральскому заводу, но стоит отметить, что стоимость экспортной модели Т -90МС составляет примерно 4 миллиона долларов США. Для сравнения, самый передовой французский танк AMX-56 Leclerc считается весьма дорогостоящим (около 12 миллионов долларов США).

Даже украинские новости о бронетанковом заводе в городе Львове в средствах массовой информации сопровождают иллюстрациями российского танка Т -90АМ .

Заключение

За рубежом военная техника ценится не только за толщину брони, но и за мобильность и дальность поражения цели. Благодаря своим передовым показателям отечественный танк Т -90АМ « Прорыв 3» смог потеснить зарубежных конкурентов и занять своё место на рынке вооружения.

Весьма очевидным фактом является устоявшаяся в последние годы тенденция по планомерному завоеванию мирового рынка российскими образцами вооружения. Речь не только о Т -90МС . Со стороны образцов стрелкового оружия планомерно наступает Концерн Калашников с их новыми пулемётами РПК-16 со сменным типом питания.

Последние, в свою очередь, имеют все шансы отодвинуть такие образцы, как Ultimax 100 или FN Minimi с мирового рынка. Ведь детище отечественных конструкторов имеет все достоинства указанных западных моделей. А в сочетании с лёгкостью и компактностью становится очень удобным оружием для выполнения поставленных задач перед личным составом спецподразделений.

Технический прогресс не стоит на месте, отечественные конструкторские бюро и танковые заводы трудятся над реализацией новых образцов вооружения. Быть может, скоро на очередном танковом биатлоне можно будет увидеть более продвинутые образцы военной техники, поражающие своей скоростью, манёвренностью, точностью стрельбы и балансировкой танковой башни.

Возможно, такие боевые единицы уже существуют, но держатся под строжайшим секретом, что вполне обоснованно: фактически холодная война не заканчивалась никогда, и гонка вооружения не прекращается ни на минуту. Этому способствует растущая угроза мирового терроризма, провоцирующая локальные конфликты в различных областях мира.

Вывод лишь один: прав был Никола Тесла в своём суждении о том, что страны будут существовать мирно, если каждая страна сможет обладать равным по силе и мощи оружием. Эта горькая правда заключена в известной каждому человеку поговорке « Хочешь мира — готовься к войне» . Но баланс невозможен из-за естественного стремления человечества к прогрессу: реализуемые военные проекты превосходят предыдущие по своим показателям.

Остаётся лишь надеяться, что такие образцы вооружения, как танк Т -90АМ останутся оружием сохранения мира. И пусть каждый человек живёт в спокойствии и благополучии.