Как зимуют звери занятие в старшей группе. Конспект НОД на тему: «Как животные готовятся к зиме?» в старшей группе ДОУ

Цель: Воспитывать любовь к животным,стремление помочь им в трудных условиях.

Развивать: знание о следах диких животных

Развивать любознательность

Словарная работа : мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.

Предварительная работа : чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.

Материал: иллюстрации с изображением диких животных.следы животных Дидактическая игра «2 белочки». Маски для 2-белочек, фишки.мультимедийный проектор.

Обучающие: формировать представления о жизни животных в лесу.

«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.

Образовательные области : познание, коммуникация.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес.

А в какой лес мы с вами пойдем, вы поймете, послушав стихотворение А.С. Пушкина

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Берега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Воспитатель. Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?(ответы детей)

— Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы? (ответы детей.)

— Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца

Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? (ответы детей.)

— Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.

Дети прыгают с продвижением вперед

Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного,среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лису.

— А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это?

Воспитатель показывает картинку с изображением белки.

— а кто из вас знает, как белочка зимует? (ответы детей.)

— белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу,помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

— А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).

Ход игры:

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?(ответ детей)

— А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

— Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса,так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.

— Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

— А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).

— Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).

— Где же волки ночуют? (ответы детей).

— Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).

— А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.

Физкультурная минутка

«Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева -елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!»

Воспитатель. А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их.

— Кто это? (ответ детей.)

— Правильно,это лось. А как зимуют лоси? (ответ детей.)

— Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы.

— Кто это? (ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

— А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (ответ детей)

— Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? (ответ детей)

— Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.

Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.

Загадки

1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

(Алмаз)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее …

(Ильяс)

3. Хозяин лесной просыпается весной

А зимой, под вьюжной вой,

Спит в избушке снеговой.

(Дина).

4. За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала

Нет ни дыма, ни пожара.

(Айрат к.)

5. Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны?

(айзиля).

Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (ответ детей)

— Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

— Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?

— Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним,следы каких животных и птиц видели.

— Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами.

воспитатель МБДОУ «Большеатнинский детский сад»

Атнинский район, Россия

Конспект занятия на тему: Осень в старшей группе ДОУ


Описание: конспект комплексного занятия в старшей группе «Как животные готовятся к зиме?» будет полезен воспитателям в детском саду. Эта тема знакомит детей с жизнью диких животных.
Цель : воспитание у детей познавательного интереса к живому.
Задачи : Дать представления детям о способах подготовки диких животных к зиме. Расширить представления об образе их жизни, о способах питания зимой. Учить анализировать. Закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Упражнять в употреблении предлогов у, на, под, в. Обогащать словарь детей. Закрепить умение сравнивать числа 3 и 4. Воспитывать любознательность, заботу о животных.

Материал: картинки диких животных в разных местах группы, картинки с изображением жилищ животных, кормушек, веточка с пластилиновыми шариками на нитках.

Предварительная работа:

чтение стихов и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?» Игра «Мы знаем много названий диких животных»
Дети стоят в кругу, воспитатель проходит вдоль детей, хлопая по ладоням и проговаривая фразу «Мы знаем много названий диких животных». Потом ребёнок должен хлопнуть по ладоням воспитателя и произнести название животного.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети : осень
Воспитатель : А какое потом наступит?
Дети: зима
Воспитатель: Осенью все животные готовятся к зиме.

Игра «Один – много»
К зиме готовится не один волк, а много… (волков)
Не один заяц, а много… (зайцев)
Не один ёж, а много… (ежей)
Не один медведь, а много… (медведей)
Не одна белка, а много… (белок)
Не один лось, а много… (лосей)
Не один кабан, а много… (кабанов)
Не одна лиса, а много… (лис)
Воспитатель: Хотите узнать, как? Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных. Девочки, как лисички побегут на пенечки красивой легкой походкой. Мальчики, как медведи пройдут не спеша, вперевалочку.
Кто это там в чаще?
Дети : кабан
У кабана осенью отрастает длинная густая щетина. Повторите. А под ней короткая теплая шерсть, накапливает жир на зиму. Кормятся кабаны вечером и ночью, лежат в логове. Повторите. Осенью они в яму стелют еловые ветви, сухую траву. Что едят кабаны? (ответы детей)Они отыскивают семена, корни растений, орехи, очень любят желуди.
Вот бежит – торопится еж. Весь в сухих листьях. Как он листья на колючки насаживает? (ответы детей) Начинает кататься по ним, подбегает к ямке под пнем, избавляется от листьев. Дом себе на зиму готовит.
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа
Чем будет питаться зимой еж?(ответы детей)
Он спит клубочком, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Еж впадает в спячку. Повторите.

Дыхательная гимнастика «Ежик» (поворот головы вправо, шумный вдох, голову вперед, плавный выдох и влево) спячку впадает?
Воспитатель: Кто еще зимой впадает в спячку?
Дети: медведь
Воспитатель: Чем медведь питался летом и осенью?
Дети: ягодами, грибами, муравьями, рыбой
Воспитатель: Он нагуливает жир. Где спит медведь?
Дети : в берлоге
Воспитатель: Он её устраивает под корнями упавшего дерева, натаскает молодых елочек, которые вырвал с корнем, мха, хвороста.
Под корнями в буреломе
Спит медведь, как-будто в доме.
Зимует медведица с медвежатами, а в феврале появляются младшие братья и сестры.
Кто это прыгает с ветки на ветку?
Дети: белка
Воспитатель: Но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла. Почему?
Дети: так белка от врагов прячется
Воспитатель: А на этом дереве у нее домик – дупло. Повторите. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано сухими листьями, травой, мхом, белке там тепло. Она сворачивается клубочком и спит. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. Нос закрывают хвостом. Зачем?
Дети : чтобы не замерзнуть
Воспитатель : Кто ещё так делает?
Дети: кошка
Воспитатель:
Белка спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год
Чем зимой белка будет питаться? (ответы детей)Белка делает запасы, Повторите. Она грибы сушит на ветках, орехи прячем под корнями деревьев. Если вам попадется такая кладовая, не трогайте, белке она нужнее.
Забавно наблюдать, как белка ищет орехи. Стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот и куст орешника.

Игра «Достань орех» Сколько орехов на ветке? На другой? Где больше?
Есть такая примета «Если белка делает большие запасы корма, то будет долгая зима» как вы думаете, почему?(ответы детей)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
Вот он стоит, высматривает добычу.
Он тоже к зиме готовится. Шерсть за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Спит волк, волчица и волчата. Это волчья стая. Повторите. Днем они спят в логове. Логово устраивают в овраге недалеко от воды.
Воспитатель: Кто это прячется от волка?
Дети: заяц
Воспитатель: Он тоже, как и белка шубку поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом- задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, уши, но не до самых кончиков: они у косого остаются черными. Зачем зайцу шубу менять?
Дети: прятаться в снегу
Воспитатель: У зайца нет дома. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью еду добывает. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее.
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода – кора
Что ест заяц?(ответы детей) Обгладывает кору деревьев, грызет тонкие веточки.

Физминутка
Раз – присядка, два – прыжок
Это заячья зарядка
А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в сторону)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища)
А кому зарядки мало
Начинает все сначала (развести руки в стороны ладонями вверх)
А вот ещё один заячий враг
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной
Снег разгребает
Мышек хватает? (лиса)
Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?
Дети: в норе
Воспитатель: Чем питается лиса? Она мышкует – ловит мышей из-под снега. Что делает лиса?
Снегов копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. Кто это? (лось)
От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо. Зачем?
Дети: чтобы было теплей
Воспитатель: видны только голова и спина.
Кормятся лоси тонкими ветками деревьев.
В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.

Игра «Кто где спрятался?»
Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Потому что они научились прятаться от людей. Закроем глаза, откроем и посмотрим кто где спрятался?
Заяц у пенька
Волк под елкой
Лиса в норе
Белка на ветке
Медведь в берлоге
Лось за деревом
Теперь закроем глазки и очутимся в группе (дети садятся на стулья)
Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?
Нам тепло и мы сыты, а зверям часто бывает голодно зимой. Белка не всегда находит свои запасы. Не каждый год бывает много орехов и грибов. После сильных снегопадов под снегом оказываются низкие деревца, а ветки с высоких деревьев зайцы и лоси достать не могут. Лосям и кабанам трудно ходить по глубокому снегу. А значит, трудно отыскивать корм. Поэтому зверей зимой подкармливают. В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль. (показываю картинку кормушек)
Ребята, как дикие животные готовятся к зиме?
Дети: накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку
Воспитатель: Будем помогать животным? Молодцы!

Место работы, должность: —

МБДОУ — детский сад комбинированного вида №50 "Тополек", воспитатель.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Используемое оборудование: —

Карточки с изображением домашних и диких животных, альбомный лист, краски, кисть с жесткой щетиной).

Краткое описание: —

Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.


Тема: Беседа о том, кто, как зимует».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, исследовательская, художественная.

Цели: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.

Медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска и густота шерсти,
— зимующие птицы приближаются к жилью человека, синички питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири — ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле;
— насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер.
Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Предварительная работа: Цикл бесед о зиме и животных, рассматривание картин о зиме, чтение стихов и загадок о зиме и животных.
Материал : карточки с изображением домашних и диких животных, альбомный лист, краски, кисть с жесткой щетиной).

1. Организационный момент. Воспитатель показывает изображения животных. Рассмотрите рисунки. Какие животные здесь изображены?
2. Воспитатель: Белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях.

1. Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
2. Что их спасает от зимней стужи? От хищников? (Звери сменили свои летние шубки на более теплые зимние, поменяли их окраску). Не страшен им холод?
3. Чем питаются зимой заяц, белка?
4. Как лиса выслеживает зимой добычу?
5. Почему к зиме барсук, медведь накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса — нет?
6. Как проводит зиму еж?
7. Если тебе удалось побывать в лесу и разыскать следы животных или увидеть их самих, расскажи об этом.
8. Как изменяется образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются? (Снегири, синицы, воробьи, голуби).
9. Где проводят зиму насекомые?
10. Как зимуют лягушки, рыбы?
11. Как можно помочь лесным зверям, птицам зимой? Рыбам?

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей.
Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит и барсук в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.
А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая лиса по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Птицы в это время года приближаются к жилью человека. Синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири - ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле.
Рыбы опустились на дно рек, озер и там спят.
Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди. Делают кормушки для птиц.
Трудно зимой бывает и рыбам. Воздух не проходит через лед в воду, и рыбы часто погибают от его недостатка, поэтому зимой во льду надо проделывать проруби.
Мы с вами тоже обязательно должны помогать зверям, рыбам и птицам.

Физкультминутка. Дети на ковре изображают движения и повадки животных.

3. Ребята, о каких животных мы с вами говорили? (диких). Какие еще животные бывают? (Домашние). Предлагаю поиграть в игру «Зоологическое лото». Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

4. Молодцы, дети, вы хорошо знаете животных.

Рисование на тему: «Зайка белый, где ты бегал?»

Вспоминаем форму частей тела зайца. Вспомнить с помощью какой кисти можно передать пушистость шерсти (кисть с жесткой щетиной, набирая на сухую кисть гуашь).

5. Рефлексия . Дети слушают спокойную музыку.
Давайте рассмотрим рисунки и выберем наиболее понравившиеся.

Файлы:
Размер файла: 18258 байт.

· закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;

· уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;

· развивать умение детей рассуждать и делать выводы;

· формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;

· развивать логическое мышление, внимание, память;

· воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по разделу: «Познание»

(формирование целостной картины мира)

в старшей группе

тема: «Кто как зимует»

Задачи:

  • закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
  • уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;
  • развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
  • формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание, отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам, насекомым.

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, лепка)

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные, зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.

Предварительная работа:

  • чтение произведений о зверях и птицах;
  • разучивание пословиц;
  • загадывание загадок;
  • д/и «Четвёртый лишний», «Закончи предложение»;
  • рисование и лепка животных и птиц;
  • рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

  • картины с изображением диких животных и птиц;
  • карточки к дидактическим играм;
  • звукозапись с голосами зверей и птиц;
  • фланелеграф;
  • краски, карандаши, бумага;
  • глина для лепки;
  • природный материал.

Воспитатель : Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена, корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.

- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?

Что спасает их от зимней стужи? (тёплые шубки)

Что спасает их от хищников? (быстрые ноги)

Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался бы серый. Что тогда? (его легко мог увидеть хищник или охотник)

Почему же не страшен холод зверям? (потому что они подготовились к зиме)

Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме медведь?

Ответы детей

Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником. Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

Зимой у мамы рождаются медвежата.

Воспитатель : - Ребята, а почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?

Дети: - У медведицы рождаются именно зимой медвежата, потому что только зимой у медведицы есть свой «дом» - берлога.

Воспитатель: - А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?

Дети: - Если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. У них не рождались бы медвежата.

Воспитатель: - Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?

Дети: - Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень опасен.

Воспитатель: - Как готовится к зиме белка?

Дети: - Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.

Воспитатель: - Что делает ёж, чтобы пережить зиму?

Дети: - Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

Воспитатель: - Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц, лиса и волк нет?

Дети: - Зимой они не спят, а охотятся.

Воспитатель:- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?

Дети: - Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

Воспитатель: - А представьте себе, что было, если бы ни лисы охотились на зайцев, а наоборот: зайцы на лис?

Дети: - Тогда бы лисе пришлось менять свою рыжую шубу на белую, чтобы её не было видно на снегу. И, может быть, научиться не бегать, а прыгать, чтобы быстро убегать от охотника.

Воспитатель: - Как проводит зиму заяц?

Дети: - Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.

Воспитатель: - Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как? Например, зайцам?

Дети:- Нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.

Воспитатель: - Как называются зайчата, которые рождаются зимой?

Дети:- Они называются «настовиками».

Воспитатель:- Почему?

Дети:- Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.

Воспитатель: - Что можно сказать про волков?

Дети: - Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями, поэтому очень опасны.

Воспитатель: - Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть. Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен, потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.

А теперь давайте поговорим о том, как зимуют птицы.

Дети: - Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать здесь.

Воспитатель: - Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края?

Дети:- Птицы, которые улетают в тёплые края называются перелётные.

Воспитатель: - Назовите их.

Дети: - Ласточки, скворцы, жаворонки, утки, стрижи, грачи.

Воспитатель: - Как называются птицы, которые остаются зимовать здесь?

Дети: - Птицы, которые остаются на зиму здесь называются зимующие (осёдлые).

Воспитатель: - Назовите их.

Дети: - Вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Дети: - Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.

Воспитатель: - Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?

Дети: - Тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.

Воспитатель: - А если бы у нас всё время было бы лето?

Дети: - Тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.

Воспитатель: - А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети: - Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.

Воспитатель: - Ну и чем же питаются птицы зимой?

Дети: - Птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало.

Воспитатель: - А почему нельзя обрывать рябину? Кому она может пригодиться?

Дети: - Рябиной питаются снегири.
Воспитатель: - Да, ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.

Как можно помочь птицам?

Дети: - Нужно делать кормушки, насыпать туда корм.

Воспитатель: - А где, ребята, проводят зиму насекомые?

Дети:- Зимой насекомые не летают. Они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Бывает, что они забиваются в щелочки.

Воспитатель: - Что было бы, если они не прятались?

Дети: - Если бы насекомые зимой не спрятались, то замёрзли, погибли бы.

Воспитатель: - Правильно. А как зимуют лягушки? Рыбы? Дети?

Дети: - Рыбы и лягушки опускаются на дно рек, озёр и там спят. Лягушки закапываются в ил. Если лягушка земляная, то она прячется в землю. С наступлением весны они просыпаются.

Воспитатель: - А вы знаете, что трудно зимой бывает и рыбам? Воздух не проходит через лёд и воду, и рыбы часто погибают от его недостатка. Как им можно помочь?

Дети: - Зимой во льду надо проделывать проруби (лунки).

Воспитатель: - Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и птицам, и рыбам. Иначе, они могут погибнуть.

Есть даже пословицы об этом. Какие?

Пословицы.

  1. Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
  2. Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
  3. Лес зимой, словно седой.
  4. По снегу грибы не ищи.

Воспитатель: - А теперь поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?

  1. ворона-ласточка-заяц-воробей
  2. журавль-голубь-синица-медведь
  3. волк-лиса-барсук-ворона
  4. медведь-барсук-белка-ворона
  5. бабочка-стрекоза-лиса-комар
  6. жук-заяц-муравей-таракан
  7. окунь-карась-муравей-щука
  8. олень-лось-ёж-карась
  9. муха-заяц-бабочка-пчела

10. шмель-сом-карп-карась

А теперь другая игра : «Закончи предложение»

  1. Лиса бегает, а заяц….прыгает
  2. Лиса тявкает, а волк….воет
  3. Белка зимой серая, а заяц….белый
  4. Сорока летает днём, а сова…ночью
  5. У зайца длинные уши, а у лисы длинный ….хвост
  6. Лиса живёт в норе, а медведь… в берлоге
  7. Ворона чёрная, а лебедь…белый
  8. У оленя ноги длинные, а у ежа…короткие

9. Медведь ходит медленно, а заяц прыгает… быстро

Физминутка (4 минуты)

А теперь, ребята, мы с вами будем лепить и рисовать животных не существующих в природе. Надо не только нарисовать такое животное, но и назвать его.

Давайте определимся. Часть детей будет рисовать, а часть лепить. На следующем занятии сделаем наоборот. Начинайте работать. Те, кто лепят могут использовать природный материал (7 мин.).

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто расскажет про свою работу?

  1. Как бы ты назвал своего зверя? Почему?
  2. Что у него есть?
  3. Где он живёт?
  4. Чем питается? И т. д.

Литература

  1. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников». Москва, 1998г.
  2. С.Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе». Москва, 1993г.
  3. А. В. Корзун «Мир чувственного воспитания». Москва, 2002г.
  4. С. В. Кишко «Системный подход в ознакомлении детей с природой и природоохранной деятельностью». Москва, 1980г.
  5. Л. Н. Поддубная «Театрально-игровая деятельность, как средство экологического воспитания». Москва, 1989г.
  6. Т. К. Спруть «Экологические досуги и развлечения». Москва, 1984г.
  7. Е. И. Сончик «Экологическое воспитание средствами музыки». Москва, 2002г.

Конспект комплексного занятия

«Как звери готовятся к зиме»

в старшей подгруппе детского сада «Колосок» ,

филиала МДОУ Новомалыклинский д\с «Солнышко»

воспитателя разновозрастной группы

Будылевой Алефтины Федоровны

Программное содержание.

1. Систематизировать знания детей о жизни диких животных в лесу, о том, как звери готовятся к зиме. Закрепить с детьми понятия о заповеднике, егере.

2. Развивать связную речь детей, умение подбирать к прилагательным подходящие по смыслу слова, творческое воображение, наблюдательность.

3. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.

Предварительная работа.

Рассматривание альбомов, открыток о диких животных Чтение художественной литературы: В.Бианки «Хвосты», М.Пришвин «Еж», Л.Толстой «Зайцы». Инсценировка сказки

«Теремок», проведение занятия «Как зовут медведя, лису, зайца?» Лепка: « Много зайчиков больших и маленьких».

Рисование: «Лиса», «Наш мишка».

Материал к занятию.

Письмо, шишки с загадками, картинки с изображением

диких животных, листы-задания на каждого ребенка:

«Кто где живет?», «Преврати фигуру в какое-либо животное», карандаши, атрибуты оформления зимнего леса.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются с гостями, показывает письмо, говорит:

«Кто-то бросил к нам в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо,

Может это, воробьишко,

Пролетая, обронил.

Может кто письмо, как мышку

На окошко заманил?»

Интересно, от кого же оно, ребята, вы хотите узнать? Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы бывали когда-нибудь в зимнем лесу? Приглашаем вас к нам в гости».

Ребята, письмо никто не подписал, вместо подписи нарисована шишка, кто же это может быть?

Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть и шишки найдутся в нашей группе, не только письмо».

Дети находят шишки в них записки с загадками.

Воспитатель: - «Дети шишки не простые, они с сюрпризом загадкой, слушайте внимательно, будем отгадывать».

1 - «Зимой спит, летом ульи ворошит» (Медведь)

2 - «Весь в колючках, ворчит, как злючка,

чуть испугается, в клубок свивается». (Еж)

3 - «Серовато, зубовато, по полям рыщет,

телят да ягнят ищет» (Волк)

4 - «Угадайте, что за шапка, меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору». (Заяц)

5 - «Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса, а зовут ее ………..» (Лиса)

6 - «Юркий, маленький зверек

По деревьям, прыг да скок». (Белка)

Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки. Шишка за шишкой, мы и не заметили, как оказались в зимнем лесу. Только что-то нас никто не встречает, а вы догадались, кто нас пригласил в зимний лес? (ответы детей). Ребята, посмотрите на деревьях висят картинки с изображением этих зверей. Дети, как их всех можно назвать?

Дети - Дикие животные.

Воспитатель - А почему, ребята, их называют дикими животными?

Дети - Потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду, строят жилище, растят своих детенышей, заботятся о них.

Воспитатель - Правильно, ребята. Давайте вспомним и расскажем,как готовятся к зиме и зимуют дикие животные. (Подзывает к себе детей, у которых в руках изображение медведя и ежа)

Дети, как готовятся к зиме медведь и еж? (Усиленно питаются, откладывают жир, устраивают место для проведения зимы)

Как они проводят зиму? (Они спят до весны: медведь в берлоге, а еж, устаивается под корягой в ямке, в постельке из листвы и травы.)

Ребята, вспомните, какой еще зверек спит всю зиму? (Барсук)

Дети, а чем белка и заяц похожи в подготовке к зиме? (Меняют окраску меха). А чем, заяц и белка отличаются в подготовке к зиме? (Белка делает запасы на зиму, а заяц нет, белка зимует в дупле, а у зайца нет никакого жилья, он ночует под кустиком).

Воспитатель: - Ребята, а лиса и волк как готовятся к зиме? Почему? (Волк и лиса не делают запасов на зиму, они всю зиму проводят в охоте на зайцев, мышей и другую добычу)

Воспитатель: - Дети, а какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы ответите на мой вопрос.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога, раскинув широко. (Лось)

Дети, почему лосю трудно зимой? (Мало корма для животного)

Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, как называется место, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы, где помогают морозной зимой выжить, прокормиться? (Заповедник)

Молодцы, а как называют человека, который помогает этим зверям? (Егерь).

Мы с вами тоже помогаем зимовать птицам, которые прилетают к нам зимой на участок. Что мы для этого делаем? (Развешиваем кормушки, насыпаем корм.)

Молодцы, ребята. Давайте поиграем в игру - «Закончи предложение», в котором мы с вами будем подбирать подходящие по смыслу слова.

«Большой, неуклюжий, как ……… (Медведь)

«Длинноухий, быстроногий, как …... (Заяц)

«Красивая, хитрая, как ……. (Лиса)

«Зубастый, голодный, как ….. (Волк)

«Колючий, маленький, как …….. (Еж)

«Маленькая, ловкая, как ….. (Белка)

Воспитатель: - Давайте, ребята, немного отдохнем.

Нам лениться не годится, помните, ребятки.

Даже звери, даже птицы делают зарядку.

А лисята, как проснутся, очень любят потянуться.

Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть.

Ну, а мишка косолапый широко разводит лапы,

То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Раз присядка, два прыжок и опять присядка.

А потом опять прыжок - заячья зарядка!

Птичка скачет, словно пляшет, птичка крылышками машет

И взлетает без оглядки это - птичкина зарядка.

Воспитатель: - Ребята, давайте присядем за столы и поиграем в игры: «Кто где живет» и «Преврати фигуру в какое-либо животное».

В первом задании нужно соединить зверька линией с его жилищем, а на втором листочке дорисовать фигуры до изображения какого-либо зверя.

Фоном выполнения творческой работы звучит песня: «В лесу родилась елочка».

Воспитатель - (Собирая работы) Дети, где сегодня мы с вами побывали, что узнали?

Мы в природе побывали

О ней много мы узнали

А теперь расскажем вам

Что увидели мы там.

Под корягой в буреломе

Спит медведь в уютном доме,

Положил он лапу в рот

И как маленький сосет

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо и тепло

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съешь и за год.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода, кора.

Старый лис устроил норку

А под листьями лежат

Два неопытных ежа.

Воспитатель - Молодцы, ребята. Давайте мы оставим наши рисунки в подарок нашим лесным друзьям, прикрепив их на веточках.