Мы шли узкой. Грянул гром - и тучи дрогнули охваченные синим огнём

№1 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В ЛЕСУ

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

Грамматическое задание. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое; разобрать сущ. по дорожке, озеро, берегом

№2 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (синтаксис и пунктуация)

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет»,- проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята.»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматическое задание. Синтаксический разбор (последнее предлож.)

№3 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ(синтаксис и пунктуация)

Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень ли­ствы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет.

Путешественник прокладывает путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога. Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или ог­ромный удав свесил своё гибкое тело?

Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть наче­ку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо.

Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Ле­тают и кружатся разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчёлы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений.

Кажется, так бы я и лежал весь день, вглядывался в густые сочные заросли.

Грамматическое задание Синтаксический разбор (последнее предлож.)

В ГРОЗУ

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.

3. Составьте словосочетания со словом молодой , иллюстри­руя разные значения этого слова.

№7 Контрольный диктант (МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ)

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые расте­ния во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеле­неют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травин­ке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце про­ летели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В гус­той луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают лу­говые растения.

(Из энциклопедии) (120 слов)

1. 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне - рост-, - рос-. Графически объясните выбор гласной.

2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне - лаг-, - лож-. Графически объясните выбор гласной.

2. 1-й в а р и а н т: выпишите однокореиные слова с корнем - вод-, разберите их по составу. 2-й вариант: выпишите однокореиные слова с корнем - луг-, разберите их по составу.

№8 Контрольный диктант (Морфология и орфография)

Рябина

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвой­ный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только ма­ленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусе­ницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оран­жевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(А. Смирнов) (114 слов)

1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графиче­ски объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после ц». Объяс­ните написание. Запишите слова - исключения из этого правила.

3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

№9 Контрольный диктант(Существительное)

Шиповник

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник - лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды - красные ягоды с толстой кожицей.

Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на ост­рове Сахалине . Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника.

В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и зо­лотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, креп­кие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже силь­ные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник.

(А. Смирнов) (142 слова)

1. Выпишите сначала собственные существительные с без­ударными окончаниями, потом - нарицательные существитель­ные. Определите склонение и падеж этих существительных.

2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните ус­ловие выбора написания.

№10 Контрольный диктант(прилагательное)

Черемуха

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще тем­ного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконеч­ные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзо­вые , летом зеленые, а осенью фиолетовые.

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съе­добные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сло­мает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Де­рево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

{А. Смирнов) . (111 слов)

1. Подчеркните грамматическую основу выделенного предло­жения.

2. От каких прилагательных текста можно образовать краткую форму? Запишите краткие прилагательные в женском роде и во множественном числе . Поставьте ударения в записанных словах.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015

Преподаватель ТКАЧЕВА Е. Д.

  1. Найдите архаизмы и старославянизмы в отрывках из стихотворений Пушкина,

определите их стилистическую роль.

Волхвы не боятся могучих владык…

Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на славном челе.

«Песнь о вещем Олеге»

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

  1. Употребите местоимения в нужной падежной форме, определите их разряд.

К (она), кроме (они), вместо (он, она), благодаря (он, она, они), от (он) жены, для (оно, она),

с (она) матерью, в (он) квартире, навстречу (он, она), по (он).

  1. Определите синтаксическую роль выделенных слов.

А) Я ль на свете всех милее… (А. С. Пушкин).

Б) Далече грянуло ура (А. С. Пушкин)

В) Разговоры становились звонче . (А. С. Пушкин).

Г) В долгу ночь на ветке дремлет… (А. С. Пушкин).

4. Подберите синонимы к заимствованным словам:

Презентация, спонсор, тинейджер, саммит, слоган, имидж, мониторинг.

  1. Найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ.

Рассвет прекрасен. Небо ясно. Солнце ласково. В комнате светло.

  1. Вспомните пословицы, в которых есть антонимы и запишите их.

А) дело – потеха, б) слово – молчание, в) старый – новый, г)ученье – неученье, д) подальше- поближе.

7. Подберите русские варианты английским пословицам и поговоркам:

А) Не стоит пороха и дроби.

Б) Черная овца в семье.

В) Для каждой собаки наступит ее день.

Г) Птичка в руке стоит двух в кустах.

Д) Называть лопату лопатой.

Е) Возить уголь в Ньюкасл.

  1. В русской поэзии часто используются устаревшие названия частей тела. К какой группе устаревшей лексики они относятся? Дайте современные синонимы приведенным ниже словам:

чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст.

  1. Замените выделенные слова синонимами – фразеологизмами, определите, каким членом предложения они являются (форму входящих в предложение слов можно менять).

А) Всю четверть он трудился усердно.

Б) Денег в кошельке очень мало.

В) Соседнее село расположено совсем близко.

Г) От мальчишек я бежал быстро.

Д) Иванов работает здесь недавно.

  1. Укажите, какие из слов имеют одинаковые окончания:

Орлов, коров, дворов, ковров, основ;

Батарей, ножей, степей, шей, коржей.

  1. Подберите не менее трех синонимов к словам:

Большой, смелый, бежать, говорить, враг, юноша.

  1. Выпишите из текста слова группами:

А) слова, которые склоняются;

Б) слова, которые спрягаются;

В) слова, которые не изменяются.

Укажите, к какой части речи принадлежат данные слова.

Мы шли узкой тропинкой, по ней взад и вперед ползли маленькие красные змейки, извиваясь у нас под ногами. Далеко где – то рокотал гром, его ворчливые звуки приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела. Нам негде было укрыться. (М. Горький).

  1. Расставьте недостающие в предложении знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и с умиленными очами их озирая говорит Простите милые долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса; прости небесная краса. (А. С. Пушкин).

  1. Выпишите из приведенного списка глаголы 2 спряжения.

Держать, мыслить, пролить, нажать, прогнать, выспаться, увидеть, сбить, покраснеть, колыхаться, обидеть, освещать, бежать, отводить, забрать, зависеть, задрожать, обессилеть, лелеять, проколоть.

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фразеологических выражений.

Знакомый незнакомец, молодая старость, взрослые дети, звонкая тишина, пышное увядание.

  1. Определите, в каких словосочетаниях используются слова в переносном значении?

Натянутые нервы, развешанное белье, пилить учеников за отсутствие усердия, промчались годы, дети подросли, подбросить письма, подвернулась интересная книжка, распилить бревна, вздернутый нос, отбросы общества, ответвление сюжета, отвести обвинения, наградить за отвагу, отрывок из сочинения, обломок старого быта, мухи облепили хлеб, наброситься на работу, лихорадочная деятельность.

  1. В русском языке слова из одной части речи могут переходить в другую. Как называется такой способ словообразования? Приведите примеры на каждый случай.
  1. Определите род существительных. К существительным женского рода напишите по три прилагательных.

Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви.

  1. Определите, в каком значении употреблено слово ГРАМОТА в следующих предложениях:

А) Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А. С. Пушкин).

Б) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А. С. Пушкин)

В) После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

Г) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. (А. П. Чехов).

Д) Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

  1. Исправьте примеры, взятые из современных средств массовой информации:

А) Порывы ветра достигали пятнадцать – двадцать метров в секунду.

Б) Многие говорят сейчас о том, о чем заметил наш корреспондент в своем последнем репортаже.

В) Евгений Максимович говорил с господином Гор.

Г) А я свою подпись из – под этого документа не уберу.

Д) Он озвучивал скорее личную точку зрения, чем администрации.

  1. Какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив в каждом примере из стихотворения А. А. Ахматовой?

А) Но стало в груди его сердце грустить,

Болеть, как открытая рана.

Б) Как люблю, как любила глядеть я

На закованные берега.

В) Не забыть, как пришел он со мною проститься.

Г) Здесь напрасным кажется мечтать.

Д) Запрещаешь петь и улыбаться,

А молиться запретил давно.

  1. Определите род несклоняемых имен существительных, употребите их с именем прилагательным:

Токио, Миссури, денди, мадам, кофе, салями, интервью, метро, кольраби, кенгуру, Лимпопо, пани, пони.

  1. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

А) После осмотра врачиха выписала мне лекарство.

Б) Отсюдова было хорошо видно закат на море.

В) Выступление студента на семинаре произвело негативный эффект на аудиторию.

Г) Мне пришлось схватить ребенка обоими руками, чтобы он не упал из коляски.

Д) На днях мой брат познакомился с ужасно красивой девушкой.

Е) Мне удалось добиться пересиления чувства страха.

Ж) В театре мы смотрели спектакль с участием знаменитых артистов, ихние наряды были порясные.

З) Свою любимую юбку я не смогла надеть, так как была располневши.

И) Я предъявила охраннику оплоченный чек.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните союзы, служащие для связи частей сложного предложения.

А) Дорогой свободною иди куда влечет тебя свободный ум. (Н. А. Некрасов)

Б) Пока его он ел кот Васька все жаркое съел. (И. А. Крылов)

В) Шансы его считались впрочем незначительными так как царь очень его недолюбливал. (М. А. Алданов).

Г) Солнце медленно передвигает закатный блеск с северо – запада на север чтобы через час подняться с северо – востока. (К. Г. Паустовский).

Д) Бухты изрезали низкий берег

Все паруса убежали в море

А я сушила соленую косу

За версту от земли на плоском камне. (А. А. Ахматова).

Е) На его грязной физиономии грязь почти не заметна зато мы выглядим весьма эффектно. (Б. Л. Васильев).

  1. Подчеркните в тексте и выпишите местоимения из приведенного отрывка из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», определите их разряд.

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу

Его ловили. Но, увы:

Я плавать – не могу!

Мы вам ее, она нам их,

Вы им обратно нас.

Он с нею, к нам опять для них,

А мы с ним – к ней от вас…

Хоть мне известно, что оно

Их любит больше тех, -

Все это тайной быть должно

Для нас и вас от всех.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

П…дение листа.

Была сер…дина в…скресного дня. В л…су (кое)где ч…дили к…стры (в)верху изредк…

пер…кликались птицы л…ниво и бе(з,с)цельно г…л…сили гри…ники.

(В)переди чуть выд…ваясь к д…роге ст…..ла (не)крупная б…реза вся тр…пещущая от т…пла и со…нца.

Я …ст…рожно пр…ост…новился з…метив (в)переди п…рящий в в…здух… б…резовый л…сток. Медле(н, нн)о (н...)охотно и т…ржестве(н, нн)о падал он (по)брат…ки ц…пляясь за ветки и встречные листья.

Лист кружился и п…н…многу опадал к з…мле на к…торой предст…ло ему истлеть и сам…му стать з…млей.

Я по…ставил руку и лист (за)пр…ст… нарядной баб…ч(?)кой …пустился на мою л…донь.

Упруг…сти листа хв…тило (н…)надолго. (С)начал… он …слаб. Ра(з,с)клеился на м…ей л…дони и наконец (з,с)делался вялым и бе(з,зз)ащитным.

Я долго(долго) см…трел на б…резу. Там (в)верху в з…леной л…стве жил этот мален(?)кий листок. Име(н,нн)о ему суждено было первому п…дать п…чальную весть лесу о наступа…щей ос…ни. Я ра(з,с)жал л…донь. Лист еще ж…л, слабо дыша в…едино сплете(н,нн)ыми ж…лками но силы его ра(з,с)тратились на этот краткий и бе(з,с)к…нечный миг п…дения.

Мне грус…но и хочется куда(то) ул…теть или уехать крикнув что (то) пр…щальное (во)след ул…тающему …диноким листом еще ….дному году м…ей жизни.

(По В. П. Астафьеву)

  1. Определите стиль текстов. Аргументируйте свой выбор.(Научный, художественный, разговорный, официально – деловой, публицистический).

А) Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде на вас не буду, поверьте. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье – бытье. Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли? Крепко жму руку. И. Соколов – Микитов.

Б) Ввиду драки двух моих коров из – за стойла я вынуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц побоища, в результате этого я не смогла вовремя сдать молоко.

В) Стилистические ресурсы современного русского литературного языка имеются на всех уровнях языковой системы и обнаруживаются в сложившихся общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц. Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются так называемые средства словесной образности, преимущественно лексические, но также и синтаксические (метафоры, метонимии, синтаксические фигуры и другие средства…) (М. Кожина)

Г) Почему не поднимаете вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косой смерти падает где – нибудь человек и каждый миг в каком – нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека…. Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рожденный вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы!

(М. Горький)

Д) Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, а старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Однако море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. (И. А. Бунин).


Далеко где-то рокотал гром, его ворчливые звуки всё приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела.

Нам негде было укрыться. Вот стало темно, и шелест травы зазвучал громче, испуганно. Грянул гром – и тучи дрогнули, охваченные синим огнём. Крупный дождь полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Всё дрожало, волновалось.

Молнии, слепя глаза, рвали тучи… В голубом блеске их вдали вставала горная цепь, сверкая синими огнями, серебряная и холодная, а когда молнии гасли, она исчезала, как бы проваливаясь в тёмную пропасть. Всё гремело, вздрагивало, отталкивало звуки и родило их. Точно небо, мутное и гневное, огнём очищало себя от пыли и всякой мерзости, поднявшейся до него с земли, и земля, казалось, вздрагивала в страхе пред гневом его.

Шакро ворчал, как испуганная собака. А мне было весело, я как-то приподнялся над обыкновенным, наблюдая эту могучую мрачную картину степной грозы. Дивный хаос увлекал и настраивал на героический лад, охватывая душу грозной гармонией…

И мне захотелось принять участие в ней, выразить чем-нибудь переполнившее меня чувство восхищения перед этой силой. Голубое пламя, охватывавшее небо, казалось, горело и в моей груди; и – чем мне было выразить моё великое волнение и мой восторг?

Я запел – громко, во всю силу. Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава, а я пел и чувствовал себя в полном родстве со всеми звуками… Я – безумствовал; это простительно, ибо не вредило никому, кроме меня. Буря на море и гроза в степи! – Я не знаю более грандиозных явлений в природе.

Итак, я кричал, будучи твёрдо уверен, что не обеспокою никого таким поведением и никого не поставлю в необходимость подвергнуть строгой критике мой образ действий. Но вдруг меня сильно дернуло за ноги, и я невольно сел в лужу…

В лицо мне смотрел Шакро серьёзными и гневными глазами.

– Ты сошел с ума? Нэ сошел? Нэт? Ну, за-амалчи! Нэ крычи! Я тэбэ разорву глотку! Панымаишь?

Я изумился и сначала спросил его, чем я ему мешаю…

– Пугаишь! Понял? Гром гремит – бог гаворит, а ты арэшь… Что ты думаишь?

Я заявил ему, что я имею право петь, если хочу, равно как и он.

– Не пой! – согласился я.

– И ты нэ пой! – строго внушал Шакро.

– Нет, я уж лучше буду…

– Послушай, – что ты думаишь? – гневно заговорил Шакро. – Кто ты такой?

Есть у тэбэ дом? Есть у тэбэ мать? Отэц? Есть родные? Зэмли? Кто ты на зэмле? Ты – человэк, думаишь? Это я человэк! У менэ всё есть!.. – Он постукал себя в грудь.

– Я кнэзь!.. А ты… ты – нычего! Нычего нэт! А мэнэ знаит Кутаис, Тыфлыс!.. Панымаишь?

Ты нэ иди протыв мэнэ! Ты мне служишь? – Будышь доволен! Я заплачу тэбэ дэсять раз!

Ты так дэлаешь мне? Ты нэ можишь дэлать иное; ты сам гаварыл, что бог вэлел служить всем бэз награда! Я тэбэ награжу! Зачэм ты мэнэ мучаишь? Учишь, пугаишь? Хочешь, чтобы я был как ты? Это нэ харашо! Эх, эх, эх!.. Фу, фу!..

Он говорил, чмокал, фыркал, вздыхал… Я смотрел ему в лицо, разинув рот от изумления. Он, очевидно, выливал предо мной все возмущения, обиды и недовольства мною, накопленные за всё время нашего путешествия. Для вящей убедительности он тыкал мне пальцем в грудь и тряс меня за плечо, а в особенно сильных местах налезал на меня всей своей тушей. Нас поливал дождь, над нами непрерывно грохотал гром, и Шакро, чтоб быть услышанным мною, кричал во всё горло.

Трагикомизм моего положения выступил предо мной яснее всего и заставил меня расхохотаться что было моих сил…

Шакро, плюнув, отвернулся от меня.

VIII

…Чем ближе мы подходили к Тифлису, тем Шакро становился сосредоточеннее и угрюмее. Что-то новое появилось на его исхудалом, но всё-таки неподвижном лице.

Недалеко от Владикавказа мы зашли в черкесский аул и подрядились там собирать кукурузу.

Проработав два дня среди черкесов, которые, почти не говоря по-русски, беспрестанно смеялись над нами и ругали нас по-своему, мы решили уйти из аула, испуганные всё возраставшим среди аульников враждебным отношением к нам. Отойдя вёрст десять от аула, Шакро вдруг вытащил из-за пазухи свёрток лезгинской кисеи и с торжеством показал мне, воскликнув:

– Больши нэ надо работать! Продадым – купым всего! Хватыт до Тыфлыса!

Панымаишь?

Я был возмущён до бешенства, вырвав кисею, бросил её в сторону и оглянулся назад. Черкесы не шутят. Незадолго пред этим мы слышали от казаков такую историю: один босяк, уходя из аула, где работал, захватил с собой железную ложку. Черкесы догнали его, обыскали, нашли при нём ложку и, распоров ему кинжалом живот, сунули глубоко в рану ложку, а потом спокойно уехали, оставив его в степи, где казаки подняли его полуживым. Он рассказал это им и умер на дороге в станицу. Казаки не однажды строго предостерегали нас от черкесов, рассказывая поучительные истории в этом духе, – не верить им я не имел основания.

Я стал напоминать Шакро об этом. Он стоял предо мной, слушал и вдруг, молча, оскалив зубы и сощурив глаза, кошкой бросился на меня. Минут пять мы основательно колотили друг друга, и, наконец, Шакро с гневом крикнул мне:

– Будэт!..

Измученные, мы долго молчали, сидя друг против друга… Шакро жалко посмотрел туда, куда я швырнул краденую кисею, и заговорил:

– За что дрались? Фа, фа, фа!.. Очэнь глупо. Развэ я у тэбэ украл? Что тэбэ – жалко? Минэ тэбэ жалко, патаму и украл… Работаишь ты, я нэ умэю… Что минэ делать? Хотэл помочь тэбэ…

Я попытался объяснить ему, что есть кража…

– Пожалуйста, ма-алчи! У тэбэ галава как дерево… – презрительно отнёсся он ко мне и объяснил: – Умирать будишь – воравать будишь? Ну! А развэ это жизнь?

Контрольные диктанты 5 класс.

Тема: « Повторение изученного в начальных классах ».

В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути.

**************

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

Тема: «Синтаксис. Пунктуация».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. « Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Тема: «Фонетика и графика».

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моём ведёрке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Тема: «Лексика».

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

**************

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Тема: «Имя существительное».

Детство и юность Пришвина прошла в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

****************

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка - известный в своей округе лесник.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке росли заросли малины. В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!

Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает ёж. Пошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс Дружок.

Тема: «Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах».

В лесу.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

**********

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Итоговый контрольный диктант.

*****************

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик - гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

Я с жаром пустился доказывать Шакро всю безнравственность его намерения.

Он очень просто возражал мне, что я не понимаю его выгод, забываю о проживании по чужому билету и о том, что за это – не хвалят…

Вдруг у меня блеснула одна жестокая мысль…

– Погоди, – сказал я, – да ты веришь в то, что я действительно хотел топить тебя?

– Нэт!.. Когда ты мэня в воду толкал – вэрил, когда сам ты пошёл – нэ вэрил!

– Слава богу! – воскликнул я. – Ну, и за это спасибо!

– Нэт, нэ гавари спасыбо! Я тэбэ скажу спасыбо! Там, у костра, тэбэ холодно было, мне холодно было… Чэкмэнь твой, – ты нэ взял его сэбэ. Ты его высушил, дал мне. А сэбэ ничэго нэ взял. Вот тэбэ спасыбо! Ты очэнь хароший человэк – я панымаю.

Придём в Тыфлыс, – за всё получишь. К отцу тэбя павэду. Скажу отцу – вот человэк!

Карми его, пои его, а мэня – к ишакам в хлэв! Вот как скажу! Жить у нас будэшь, садовником будэшь, пить будэшь вино, есть чэго хочэшь!.. Ах, ах, ах!.. Очень харашо будэт тэбе жить! Очэнь просто!.. Пей, ешь из адной чашка со мной!..

Он долго и подробно рисовал прелести жизни, которую собирался устроить мне у себя в Тифлисе. А я под его говор думал о великом несчастии тех людей, которые, вооружившись новой моралью, новыми желаниями, одиноко ушли вперёд и встречают на дороге своей спутников, чуждых им, неспособных понимать их… Тяжела жизнь таких одиноких! Они – над землёй, в воздухе… Но они носятся в нём, как семена добрых злаков, хотя и редко сгнивают в почве плодотворной…

Светало. Даль моря уже блестела розоватым золотом.

– Я спать хочу! – сказал Шакро.

Мы остановились. Он лёг в яму, вырытую ветром в сухом песке недалеко от берега, и, с головой закутавшись в чекмень, скоро заснул. Я сидел рядом с ним и смотрел в море.

Оно жило своей широкой жизнью, полной мощного движения. Стаи волн с шумом катились на берег и разбивались о песок, он слабо шипел, впитывая воду. Взмахивая белыми гривами, передовые волны с шумом ударялись грудью о берег и отступали, отражённые им, а их уже встречали другие, шедшие поддержать их. Обнявшись крепко, в пене и брызгах, они снова катились на берег и били его в стремлении расширить пределы своей жизни. От горизонта до берега, на всём протяжении моря, рождались эти гибкие и сильные волны и всё шли, шли плотной массой, тесно связанные друг с другом единством цели…

Солнце всё ярче освещало их хребты, у далёких волн, на горизонте, они казались кроваво-красными. Ни одной капли не пропадало бесследно в этом титаническом движении водной массы, которая, казалось, воодушевлена какой-то сознательной целью и вот – достигает её этими широкими, ритмичными ударами. Увлекательна была красивая храбрость передовых, задорно прыгавших на молчаливый берег, и хорошо было смотреть, как вслед за ними спокойно и дружно идёт всё море, могучее море, уже окрашенное солнцем во все цвета радуги и полное сознания своей красоты и силы…

Из-за мыса, рассекая волны, выплыл громадный пароход и, важно качаясь на взволнованном лоне моря, понёсся по хребтам волн, бешено бросавшихся на его борта.

Красивый и сильный, блестящий на солнце своим металлом, в другое время он, пожалуй, мог бы навести на мысль о гордом творчестве людей, порабощающих стихии… Но рядом со мной лежал человек-стихия.

Мы шли по Терской области. Шакро был растрёпан и оборван на диво и был чертовски зол, хотя уже не голодал теперь, так как заработка было достаточно. Он оказался неспособным к какой-либо работе. Однажды попробовал стать к молотилке отгребать солому и через полдня сошёл, натерев граблями кровавые мозоли на ладонях. Другой раз стали корчевать держидерево, и он сорвал себе мотыгой кожу с шеи.

Шли мы довольно медленно, – два дня работаешь, день идёшь. Ел Шакро крайне несдержанно, и, по милости его чревоугодия, я никак не мог скопить столько денег, чтоб иметь возможность приобрести ему какую-либо часть костюма. А у него все части – были сонмищем разнообразных дыр, кое-как связанных разноцветными заплатами.

Однажды в какой-то станице он вытащил из моей котомки с большим трудом, тайно от него скопленные пять рублей и вечером явился, в дом, где я работал в огороде, пьяный и с какой-то толстой бабой-казачкой, которая поздоровалась со мной так:

– Здравствуй, еретик проклятый!

А когда я, удивлённый таким эпитетом, спросил её, – почему же я еретик?

– она с апломбом ответила мне:

– А потому, дьявол, что запрещаешь парню женский пол любить! Разве ты можешь запрещать, коли закон позволяет?.. Анафема ты!..

Шакро стоял рядом с ней и утвердительно кивал головой. Он был очень пьян и когда делал какое-либо движение, то весь развинченно качался. Нижняя губа у него отвисла. Тусклые глаза смотрели мне в лицо бессмысленно-упорно.

– Ну, ты, чего ж вытаращил зенки на нас? Давай его деньги! – закричала храбрая баба.

– Какие деньги? – изумился я.

– Давай, давай! А то я тебя в войсковую сведу! Давай те полтораста рублей, что взял у него в Одессе!

Что мне было делать? Чёртова баба с пьяных глаз в самом деле могла пойти в войсковую избу, и тогда станичное начальство, строгое к разному странствующему люду, арестовало бы нас. Кто знает, что могло выйти из этого ареста для меня и Шакро!

И вот я начал дипломатически обходить бабу, что, конечно, стоило не больших усилий.

Кое-как при помощи трёх бутылок вина я умиротворил её. Она свалилась на землю между арбузов и заснула. Я уложил Шакро, а рано утром другого дня мы с ним вышли из станицы, оставив бабу с арбузами.

Полубольной с похмелья, с измятым и опухшим лицом, Шакро ежеминутно плевался и тяжко вздыхал. Я пробовал разговаривать с ним, но он не отвечал мне и только поматывал своей кудлатой головой, как баран.

Мы шли узкой тропинкой, по ней взад и вперёд ползали маленькие красные змейки, извиваясь у нас под ногами. Тишина, царившая вокруг, погружала в мечтательно-дремотное состояние. Следом за нами по небу медленно двигались чёрные стаи туч. Сливаясь друг с другом, они покрыли всё небо сзади нас, тогда как впереди оно было ещё ясно, хотя уже клочья облаков выбежали в него и резво неслись куда-то вперёд, обгоняя нас.

Далеко где-то рокотал гром, его ворчливые звуки всё приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела.

Нам негде было укрыться. Вот стало темно, и шелест травы зазвучал громче, испуганно. Грянул гром – и тучи дрогнули, охваченные синим огнём. Крупный дождь полился ручьями, и один за другим удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Всё дрожало, волновалось.

Молнии, слепя глаза, рвали тучи… В голубом блеске их вдали вставала горная цепь, сверкая синими огнями, серебряная и холодная, а когда молнии гасли, она исчезала, как бы проваливаясь в тёмную пропасть. Всё гремело, вздрагивало, отталкивало звуки и родило их. Точно небо, мутное и гневное, огнём очищало себя от пыли и всякой мерзости, поднявшейся до него с земли, и земля, казалось, вздрагивала в страхе пред гневом его.

Шакро ворчал, как испуганная собака. А мне было весело, я как-то приподнялся над обыкновенным, наблюдая эту могучую мрачную картину степной грозы. Дивный хаос увлекал и настраивал на героический лад, охватывая душу грозной гармонией…

И мне захотелось принять участие в ней, выразить чем-нибудь переполнившее меня чувство восхищения перед этой силой. Голубое пламя, охватывавшее небо, казалось, горело и в моей груди; и – чем мне было выразить моё великое волнение и мой восторг?

Я запел – громко, во всю силу. Ревел гром, блистали молнии, шуршала трава, а я пел и чувствовал себя в полном родстве со всеми звуками… Я – безумствовал; это простительно, ибо не вредило никому, кроме меня. Буря на море и гроза в степи! – Я не знаю более грандиозных явлений в природе.

Итак, я кричал, будучи твёрдо уверен, что не обеспокою никого таким поведением и никого не поставлю в необходимость подвергнуть строгой критике мой образ действий. Но вдруг меня сильно дернуло за ноги, и я невольно сел в лужу…