Неправильно и некорректно следующее утверждение лишайник симбиоз. Каковы особенности строения лишайников: анатомия и процессы жизнедеятельности

В природе существует несколько групп удивительных организмов, которые не относятся ни к одному из известных А все потому, что они представляют собой совокупность нескольких из них. Одним из самых ярких подобных примеров являются лишайники. Их даже изучает отдельная наука, которая называется лихенология. Каковы особенности строения лишайников, среды их обитания и процессов жизнедеятельности? Все это будет подробно рассмотрено в нашей статье.

Удивительный симбиоз

Эти ни на кого не похожие организмы являются результатом сожительства грибов и водорослей. Но не все представители названных групп способны образовать это взаимовыгодное сожительство. Каковы особенности строения лишайников? Тело грибов, или мицелий, состоит из множества тонких нитей, которые называются гифами. Между ними располагаются клетки цианобактерий - сине-зеленых водорослей. В результате образуется единый организм. Он способен функционировать только при наличии жизнеспособных грибов и водорослей.

Каковы особенности строения лишайников

Составляющие части этого природного симбиоза расположены вовсе не хаотично. Строение лишайника (схема иллюстрирует расположение отдельных элементов) имеет четкую структуру. Тело этих организмов представляет собой слоевище? или таллом. Его основу составляют гифы гриба, которые сверху и снизу уплотняются, образуя так называемую корку. Ее функции сходны с таковыми у покровной ткани растений. Это защита от неблагоприятных условий и взаимосвязь организма с окружающей средой.

Внутри лишайника также располагаются грибные нити, но более рыхло и просторно. Это является обязательным условием, ведь между ними находятся клетки цианобактерий. Подобно грибам, лишайники имеют ризоиды. Эти образования по выполняемым функциям и расположению в организме напоминают корни высших растений. А главным их отличием является отсутствие всех видов тканей. Таким образом, клетки ризоидов не являются специализированными и объединяются лишь анатомически.

Классификация лишайников

Особенности строения лишайников обусловливают их объединение в группы по форме тела − слоевища. В зависимости от этого различают несколько групп:

  • Накипные − по внешнему виду напоминают порошок. Они покрывают камни или кору деревьев тонкой коркой, иногда визуально сливаясь с поверхностью.
  • Листоватые − имеют более четкую структуру. Их слоевище представляет собой небольшие чешуйки, без труда отделяющиеся от субстрата.
  • Кустистые − больше всего по внешнему виду напоминают низшие растения. Как правило, имеют широкое и плоское основание, форму небольшого кустика или волосообразную структуру.

Основные процессы жизнедеятельности

Внутреннее строение лишайника обусловливает и физиологические особенности данных организмов. Поскольку образованы они грибами и водорослями, все процессы жизнедеятельности подобны этим группам представителей живой природы.

Питание

Грибы и зеленые водоросли питаются принципиально разными способами: гетеро- и автотрофным. Поэтому для лишайников характерны и первый, и второй. Это имеет большое значение для процесса адаптации данных организмов к разным условиям обитания. Ведь если условий для самостоятельного образования углеводов нет, организм поглощает необходимые для жизни питательные частицы из почвы или другого субстрата. Водоросли осуществляют процесс фотосинтеза, обеспечивая лишайники необходимыми органическими веществами и обогащая воздух кислородом. А грибы всасывают из субстрата воду с растворенными минералами. Они и используются цианобактериями для осуществления процесса фотосинтеза. Такой способ питания называется миксотрофным.

Размножение

Чтобы определить тип размножения этих организмов, необходимо еще раз вспомнить, каковы особенности строения лишайников. А поскольку состоят они из грибов и водорослей, то и процесс воспроизведения себе подобных способны осуществлять как первые, так и вторые. Этот факт также немаловажен для их адаптации и распространения.

Подобно грибам, лишайники образуют споры − клетки бесполого размножения. Они переносятся при помощи ветра и воды на дальние расстояния и очень жизнеспособны. В благоприятных условиях они начинают развиваться, образуя взрослый организм. Как лишайники размножаются бесполым вегетативным путем, а именно − частями таллома. Это могут быть достаточно крупные кустики или совсем мелкие фрагменты, содержащие всего несколько гиф грибов и клеток цианобактерий. Этого достаточно для быстрого развития целого организма. Вегетативный способ размножения является преобладающим по сравнению со спорообразованием.

Значение лишайников в природе и жизни человека

Каково строение лишайника, мы выяснили. Теперь давайте рассмотрим основные аспекты его значения в живой природе. Лишайники не случайно называют "пионерами" растительного мира. Ведь именно они способны развиваться в местах, где другие организмы жить не могут. Например, поселяясь на твердых горных породах, они постепенно разрушают их. В результате возникает основа для формирования почвенного покрова − необходимого условия жизни растений.

Лишайники абсолютно неприхотливы к условиям обитания, но предпочитают повышенную влажность. Когда наступает засуха или заморозки, они приостанавливают интенсивность процессов жизнедеятельности и возобновляют их после. Лишайники являются пищей для некоторых северных животных. В медицине они используются в качестве бактерицидных средств.

Лишайники − особая группа организмов, которая представляет собой взаимовыгодное сожительство грибов и водорослей. Они объединяют в себе свойства этих царств природы, являясь индикаторами чистоты окружающей среды и основой растительного покрова тундры.

Вопрос 1. Что такое грибница?

Грибница – вегетативное тело гриба, образованное тонкими ветвящимися нитями – гифами.

Вопрос 3. Что такое симбиоз?

Симбиоз (от греч. симбиозис – совместное проживание, сожительство) – тип межвидовых взаимоотношений между организмами: совместное существование, выгодное для особей обоих видов или хотя бы для одного (клубеньковые азотфиксирующие бактерии на корнях растений).

Вопрос 1. Где встречаются лишайники?

В тёмном еловом лесу со старых ветвей до самой земли спускаются косматые седые бороды лишайника-бородача. В сухих сосновых борах образуется сплошной ковёр из ветвистых розовых, серых и белых лишайников. Они хрустят под ногами в сухую погоду. Это кустистые лишайники. Известный под названием «олений мох» кустистый лишайник ягель широко распространён в тундре. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую коричнево-серую пену. Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях и на коре деревьев. Из таких лишайников особенно часто встречается на коре осин золотисто-жёлтая ксантория настенная.

Вопрос 2. Как устроены лишайники?

Тело лишайника - слоевище - состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или сине-зелёные (цианобактерии). На грибных нитях иногда появляются присоски, которые проникают внутрь клетки водоросли.

Вопрос 3. Как они питаются?

Нити гриба лишайника поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках зелёных водорослей образуются органические вещества. Водоросль, входящая в организм лишайника, отделённая от гриба, как правило, может существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не может.

Вопрос 4. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

Лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Вопрос 5. Каково их практическое значение?

На Севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине и парфюмерной промышленности.

Вопрос 6. В чём заключается явление симбиоза?

Явление симбиоза заключается во взаимоотношении между организмами на таких условиях, что совместное существование, выгодное для особей обоих видов.

Вопрос 7. С какими ещё примерами симбиоза вы знакомы?

Гриб и водоросли в лишайнике, клубеньковые азотфиксирующие бактерии на корнях растений, грибы и деревья.

Подумайте

Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов?

Лишайники представляют своеобразную группу комплексных организмов, тело которых всегда состоит из двух компонентов - гриба и водоросли. Чем же лишайники отличаются от других растений? Во-первых, специфичный признак лишайников-симбиотическое сожительство двух разных организмов - гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли. Не всякое сожительство гриба и водоросли образует лишайник. Во-вторых, лишайники образуют особые морфологические типы, жизненные формы внешнего и внутреннего строения, не встречающиеся отдельно у слагающих лишайниковое слоевище грибов и водорослей. В-третьих, лишайники существенно отличаются от других групп организмов, в том числе и от свободноживущих грибов и водорослей, особой биологией: способами размножения, медленным ростом, отношением к экологическим условиям.

Задания для любознательных

Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности. Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности.

Пармелиопсис сомнительный. Таллом в виде розеток до 10 см в диаметре, состоит из тонкокожистых, рассеченных по краю лопастей, плотно срастающихся с субстратом. Верхняя сторона оранжево-желтая, иногда темно-зеленоватая, густо покрыта желтовато-зеленоватыми головчатыми соралями; нижняя - почти черная, густо покрыта темными ризоидами. Местообитания. На стволах и ветвях хвойных и лиственных пород (особенно часто на березе); обычен на веточках кустарников, кустарничков, обработанной древесине и пнях. Распространение. По всей России в хвойных и смешанных равнинных и горных лесах. Один из самых распространенных лишайников.

Бриория волосовидная. Таллом кустистый, повисающий, 10–20 см длиной, зеленовато-белый. Ветви нитевидные, мало разветвленные, тонкие (0,15–0,3 мм в диаметре). Распространение. Бурятия вид распространен в европейской части России, на Урале, Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Восток. Местообитания. Произрастает в старовозрастных темнохвойных и черневых лесах, на стволах и ветвях преимущественно темнохвойных пород.

Цетрария Исландская. Его слоевище внешне похоже на рыхлую дернинку высотой до 10-15 см. Оно образовано плоскими, местами желобчато-свёрнутыми, лопастями. Нижняя поверхность окрашена светлее, она светло-коричневая, почти до белого, с многочисленными белыми пятнышками и разрывами коры, которые служат для проникновения воздуха. представитель напочвенных лишайников сосновых лесов, верещатников, болот, тундр и лесотундр. Растёт прямо на почве или на коре старых пней. Предпочитает песчаные незатенённые места, где иногда образует почти чистые заросли. Развивается только в условиях чистого воздуха.

Эверния мезоморфная. Слоевище кустистое, прямостоячее, чаще повисающее, 2,5-10,0 см длины. Лопасти 1,0-2,5 мм ширины, разветвлённые, более или менее уплощённые, иногда слегка округлые, радиального строения, одинаково окрашенных с обеих сторон. Растет на коре деревьев, обработанной древесине, изредка на мшистой почве. Встречается в умеренной и тропической зонах Азии, Европе, Северной Америке, включая Мексику, арктической зоне. В России - по всей территории.

Вывод: это далеко не все лишайники, но даже и по наличию этих можно сказать, что воздух в наших лесах чистый.

1. Микориза (грибокорень) - симбиоз гриба и растения. Растение дает грибу глюкозу, которую делает при фотосинтезе, а гриб дает растению воду и минеральные соли.


2. Лишайник - симбиоз грибов и растений (зеленых водорослей) или грибов и цианобактерий (синезеленых водорослей). Водоросли дают грибу глюкозу, которую они делают при фотосинтезе, а гриб водоросли - соли и воду.


3. Клубеньковые бактерии живут в специальных утолщениях (клубеньках) на корнях растений семейства бобовых. Растения дают бактериям глюкозу, которую они делают при фотосинтезе. Бактерии дают растениям соли азота, которые получают при фиксации азота воздуха.


4. В толстой кишке человека живет около килограмма бактерий, в основном бифидобактерии, лактобактерии, а так же кишечная палочка. Они питаются тем, что не смог переварить человек, например, целлюлозой. Они поставляют человеку некоторые витамины, а так же не дают размножаться в кишечнике другим, более опасным бактериям.


5. Рак-отшельник живет в симбиозе с актинией (тип кишечнополостные). Актиния защищает рака своими стрекательными клетками. Рак возит актинию по дну и, возможно, ей достается часть пищи рака.

С момента открытия лишайников как симбиотических организмов существовало множество версий о характере взаимоотношений грибов и водорослей.

Мутуалистический симбиоз . Согласно этой теории водоросль для гриба является источником органических соединений. При этом она извлекает выгоду из такого сожительства - забирает воду, минеральные вещества, поставляемые грибным компонентом. Гриб способствует защите водоросли от чрезмерного нагревания и освещения. На этом основании взаимоотношения компонентов лишайников считали мутуалистическим симбиозом, взаимовыгодным сожительством.

Опровергнуть или подтвердить гипотезы опытным путем пока не представляется возможным, так как пока никому еще не удалось осуществить подобный симбиоз в лабораторных условиях. Одна из причин - медленный рост лишайников. В лесных ценозах умеренных широт слоевище лишайника формируется за 20…50 лет, на севере этот период растягивается до 300 лет.

Выберите документ из архива для просмотра:

7 класс ключи.doc

Библиотека
материалов

Часть 1. 1

Часть2. 21

Часть4. 31

Часть3. 26

За каждое правильное задание в I иIII части ставится по 1 баллу, во II части – по 2 балла, в IV части – 2 балла за полностью выполненное задание.

Выбранный для просмотра документ 7 класс.doc

Библиотека
материалов

7 класс

Часть I

Часть I состоит из 20 заданий. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

1. Кустарником называется растение, которое имеет

1)один деревянистый стебель

2)несколько деревянистых стеблей

3)несколько травянистых стеблей

4)один травянистый стебель

2. К какому классу относят позвоночных животных, имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке

1)хрящевых рыб

2)пресмыкающихся

3)земноводных

4)млекопитающих

3. Как называется место прикрепления листьев к стеблю

2)междоузлие

4. Функция камбия

1)защита растений

2)проведение воды и минеральных солей по стеблю

3)рост стебля в длину

4)рост стебля в толщину

5. Простой околоцветник имеет цветок

3)тюльпана

4)земляники

6. Какое поколение преобладает с усложнением уровня организации растений

1)гаметофитное

2)спорофитное

3)оба поколения проявляются в равной степени

4)такой закономерности нет

7. Какие животные дышат с помощью легких и кожи

1)ящерицы

2)крокодилы

4)лягушки

8. Появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том, что

1)почва кислая, и в нее нужно вносить известь

2)почва щелочная и в нее нужно вносить гипс

3)почва нейтральная

4)не зависит от кислотности почвы

9. Какой из приведенных примеров не является условным рефлексом

1)привычка вставать в одно и то же время

2)чистить зубы утром и вечером

3)отдергивать руку от горячего предмета

4)отзываться на свое имя

10 Возбудителями туберкулеза считаются

2)спириллы

3)бациллы

4)стафилококки

11. Вещество клеточной стенки прокариот

3)гликоген

4)крахмал

12. Гаструла-это

2)личинка

3)половая клетка

4)стадия зародыша

13 Минеральные вещества и вода передвигаются в растении по

2)ксилеме

4)вторичной коре

14.Придаточные корни

1)развиваются из корешка зародыша

2)отрастают от стебля

3)развиваются на главном корне

4)отрастают от боковых корней

15. Избирательное проникновение веществ в клетку обеспечивает

1)эндоплазматическая сеть

2)митохондрии

3)комплекс Гольджи

4)плазматическая мембрана

16.Клеточное ядро есть

1)у речного рака

2)у бактерии, вызывающей брюшной тиф

3)у вируса гриппа

4)у вируса полиомиелита

17. Функция митохондрий в клетке

1)транспорт веществ

2)образование нуклеиновых кислот

3)получение энергии

4)восприятие раздражений

18. Если в половой клетке некоего животного 18 хромосом, то в ядрах всех остальных клеток этого животного

1)9 хромосом

2)18 хромосом

3)27 хромосом

4)36 хромосом

19. Волосы, ногти, перья, копыта образованы в основном молекулами

3)углеводов

4)нуклеиновых кислот

20. Листья папоротника называются

1)заросток

3)гаметофит

Часть II

21.Побег состоит из следующих органов

I . корень

II . стебель

III . лист

IV . цветок

V . почка

1)I .II .III

2)I .II .IV

3)II .III .V

4)II .IV

22. Корневая система мочковатая у следующих растений

I . подсолнечник

II . рожь

III . пшеница

IV . горох

V . подсолнечник

VI . кукуруза

VII . подорожник

1)I ,II ,III,VII

4)II,III,VI,VII

23. Какие организмы относятся к царству бактерии

I .обыкновенная амеба

II .хламидомонада

III .холерный вибрион

IV .палочка Коха

V .дрожжи

VI .стрептококки

1)I ,II ,IV

2)II ,III ,V

3)III ,V ,IV

4)III ,IV ,VI

24. Тело папоротника состоит из

I .корневища

II .ризоидов

III .придаточных корней

IV .листьев

V .семян

25. Черты приспособленности птиц к полету

I .обтекаемая форма тела

II .редукция зубов

III .внутреннее оплодотворение

IV .воздушные мешки

V .яйцо, покрытое оболочкой

1)I ,II ,IV

3)I ,II ,V

4)II ,IV ,V

Часть IV

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.

26. Железо накапливается в яблоках, а йод – в моркови.

27. Органы выделения дождевого червя – мальпигиевы сосуды.

28. Гаметофитом папоротников является заросток.

29. Плодом картофеля является клубень.

30.Клетки грибов имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы.

Часть IV

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями задания

31. Установите соответствие между грибом и способом его питания

ГРИБ СПОСОБ ПИТАНИЯ

В) спорынья

Г) дрожжи

Д) головня

Е) шампиньон

Выбранный для просмотра документ 8 класс ключи.doc

Библиотека
материалов

Часть1. 1

Часть2. 31

Часть3. 36

Часть4. 46

За каждое правильное задание в I и III части ставится по 1 баллу, во II части – по 2 балла, в IV части – 2 балла за каждое полностью выполненное задание.

Выбранный для просмотра документ 8 класс.doc

Библиотека
материалов

Тест муниципальной олимпиады школьников по биологии 2012г.

8 класс

Тест состоит из теоретической части. На его выполнение отводится 180 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого трудного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть I

Часть I состоит из 30 заданий. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30.

1. Какое растение имеет сочные многосемянные плоды

2)черемуха

3)смородина

2. Листья каких растений до выпадения снега остаются зелеными

1)березы и липы

2)смородины и вишни

3)сирени и крапивы

4)клена и тополя

3. Листья какого из этих растений имеют параллельное жилкование

2)кукурузы

4. Двудомное растение

5. Как называется временная или сезонноохраняемая территория, созданная с целью охраны определенных видов растений или животных

1)заповедник

2)заказник

3)национальный парк

4)памятник природы

6 Какой орган отсутствует у мхов

1)стебель

4)спорангии

7. Дизентерийной амебой человек может заразиться, если

1)он погладит собаку

2)он выпьет сырую воду из загрязненного водоема

3)он съест плохо проваренное мясо

4)его укусит комар

8. В грудной полости позвоночных животных располагается

1)желчный пузырь

3)толстая кишка

4)желудок

9. Какой тип нервной системы присутствует у кишечнополостных животных

1)сетчатая

2)узловая

3)лестничная

4)трубчатая

10. Какой тип взаимоотношений устанавливается между бобовыми растениями и клубеньковыми бактериями

2)хищничество

3)конкуренция

4)симбиоз

11. К водорослям, которые передвигаются с помощью жгутиков, относится(ятся)

1)вольвокс и порфира

2)вольвокс и хламидомонада

3)ламинария

12. Коробочка на ножке у кукушкина льна является

2)спорофитом

4)гаметофитом

13. При температуре окружающей среды +12 градусов

1)температура тела ящерицы выше, чем у мыши

2) температура тела ящерицы ниже, чем у мыши

3)температура тела ящерицы и мыши одинакова

4)бывает по разному

14. На родство растений одного семейства указывает

1)их способность к фотосинтезу

2)сходное строение вегетативных органов

3)общие признаки в строении их цветка

4)произрастание на одной территории

15. Видоизменениями листьев является

1)качан капусты

2)луковица

3)сложные листья

4)усы гороха

16. Кровеносная система речного рака

1)незамкнутая, с сердцем

2)незамкнутая, без сердца

3)замкнутая, с сердцем

4)замкнутая, с сердцем

17. Вирусы образованы молекулами

1)белков и жиров

2)жиров и углеводов

3)углеводов и нуклеиновых кислот

4)белков и нуклеиновых кислот

18. Лишайник – комплексный организм, состоящий из

1)гриба и водоросли

2)гриба и мха

3)водоросли и мха

4)мха и бактерий

19. Вегетативная нервная система

1)регулирует деятельность анализаторов

2) управляет произвольным движением

3)регулирует работу внутренних органов

4)регулирует работу скелетных мышц

1)гуморальная

2)гипофизарная

3)эпифизарная

4)нервная

21. Если у человека нога подвижна, но не чувствует боли, то у него повреждены

1)спинной мозг

2)исполнительные и чувствительные нейроны, передний и задний корешки спинного мозга

3)исполнительные нейроны и передний корешок спинного мозга

4)чувствительные нейроны и задний корешок спинного мозга

22. Клетки звездчатой формы с отростками – основная структурная единица ткани

1)соединительной

2)нервной

3)эпителиальной

4)мышечной

23. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости

1)плечевая и локтевая

2)грудного отдела позвоночника

3)мозгового отдела черепа

4)бедра и голени

24. Под воздействием инсулина избыток сахара превращается в печени в

1)гликоген

2)крахмал

25. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета

26. Что служит основным органом биологической фильтрации

1)потовые железы

4)мочевой пузырь

27. Центры жажды, голода находятся в

1)продолговатом мозге

2)промежуточном мозга

3)среднем мозге

4)мозжечке

28. Клетки человеческого организма, не имеющие ядра во взрослом состоянии

1)клетки кожи

2)костные клетки

3)лейкоциты

4)эритроциты

29. Ископаемые люди современного типа, обладающие развитой речью и мышлением, называются

1)питекантропы

2)синантропы

3)кроманьонец

4)неандерталец

30. Определите сходство человека с представителями отряда Приматов

1)вскармливание потомства молоком

2)наличие диафрагмы

3)наличие семи шейных позвонков

4)сходное строение верхней губы, мимической мускулатуры

Часть II

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

31. Назовите растения, имеющие сложные листья

I . береза

II . клен

III . рябина

IV . клевер

V . герань

1)II .III

2)I .II .IV

3)II .III .V

4)III ,IV

32. Признаки двудольных растений

I . стержневая корневая система

II . мочковатая корневая система

III . параллельное жилкование листьев

IV . сетчатое жилкование листьев

V . одна семядоля

VI . две семядоли

VII . цветок трехчленного типа

1)I ,II ,III ,VII

2)I ,IV ,VI

3)II ,III,VI

4)II ,III ,VI ,VII

33. Атавизмом у человека является

I . сильное оволосение лица и тела

II . ушные мышцы

III . шейные ребра

IV . многососковость

V . третье веко

1)I ,II

2)II ,III

3)III ,V

34. Формулу цветка Ч4 Л4 Т4+2 П1 имеют следующие растения

I . капуста

II . редис

III . морковь

IV . томат

V . земляника

1)I ,II

35.Железами внутренней секреции являются

I .гипофиз

II .поджелудочная железа

III .половые железы

IV .надпочечники

V .вилочковая железа

1)I ,II ,IV

4)I ,IV ,V .

Часть III

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.

36. Одноклеточные живут только в водной среде

37. Перелеты птиц возникли в связи с минусовой температурой воздуха в зимний период

38. Плод гороха называется стручок.

39. У круглых червей отсутствует пищеварительная и дыхательная системы

40. Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину

41. Синапсы – это место контакта нервных клеток друг с другом.

42. В гладкой эндоплазматической сети синтезируются белки, а в гранулярной образуются жиры и сложные углеводы.

43. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать варикозное расширение вен нижних конечностей.

44. Гормоны коркового слоя надпочечников регулируют обмен углеводов, белков, жиров и минеральных солей, повышают устойчивость организма к инфекциям.

45. Капилляры – тончайшие кровеносные сосуды, имеющие стенки и состоящие из двух слоев эпителиальных клеток.

Часть IV

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.

46. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

А) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегородки в желудочке

Б) обыкновенный тритон 2) трехкамерное с неполной перегородкой

В) озерная лягушка 3)четырехкамерное

Г) синий кит

Д) серая крыса

Е) сокол сапсан

47. Установите соответствие между названием растений и названием семейства

НАЗВАНИЕ РАСТЕНИЯ НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА

А) яблоня 1) розоцветные

Б) томат 2)бобовые

В)фасоль 3)пасленовые

Г) манжетка обыкновенная

Е) петуния гибридная

Выбранный для просмотра документ 9-11.doc

Библиотека
материалов

Матрица ответов
на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-2013 уч. год 11 класс

Часть

21-25

Часть

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

ответы

Часть

36. Африка

37. питание

38. дыхание

39. семя

40. магний

Часть

41. 1А2ВД3БГ 42. 1А2Д3БВГ 43. 1Г2АД3БВ

«Практическая часть»

44. конус нарастания, апекс

45. образовательная

46. чечевичка

47. устьице

48. эпидерма, кожица

49. ситовидные трубки

50. органические

51. сосуды, трахеи

52. неорганические, минеральные

53. проводящую

54. 19

55. растения

56. хлоропласт

57. 12

58. 8

ИТОГО: мах. 100 баллов

Матрица ответов
на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-2013 уч. год 10 класс

Теоретическая часть [максимально 70 баллов]

Часть I . [мах. 25 баллов - по 1 баллу за каждый верный ответ]

21-25

Часть II . [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ в задании, по 2 балла за указание обоих верных ответов в задании]

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

ответы

Часть III . [мах. 10 баллов - по 2 балла за каждый верный ответ]

36. 15243

37. белок

38. матрикс

39. Ч 4 Л 4 Т 6 П 1 или Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1

40. мутуализм

Часть IV . [мах. 15 баллов =5 баллов х 3 задания: по 1 баллу за каждый верно отнесенный элемент правого списка]

41. 1Б2Д3Г 42. 1БГ2АЕ3В 43. 1ВГ2АБ3Д

«Практическая часть»

[максимально 30 баллов - по 2 балла за каждый верный ответ]

44. 2

45. стручок, стручочек

46. 6

47. 7

48. Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 или Ч (5) Л 1+2+(2) Т (10) П 1

49. 1

50. *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1

51. ягода или коробочка

52. 3, 5

53. лопатка

54. бедренная

55. 7

56. 3

57. 14

58. пальце

ИТОГО: мах. 100 баллов

Матрица ответов
на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-2013 уч. год 9 класс

Теоретическая часть [максимально 70 баллов]

Часть I . [мах. 25 баллов - по 1 баллу за каждый верный ответ]

21-25

Часть II . [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ в задании, по 2 балла за указание обоих верных ответов в задании]

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

ответы

Часть III . [мах. 10 баллов - по 2 балла за каждый верный ответ]

36. жилкованием

37. плацента

38. тропизмы, настии

39. двигательный

40. корова

Часть IV . [мах. 15 баллов =5 баллов х 3 задания: по 1 баллу за каждый верно отнесенный элемент правого списка]

41. 1А2БГ3ВД 42. 1А2БВ3ГД 43. 1АГ2Б3ВД

«Практическая часть»

[максимально 30 баллов - по 2 балла за каждый верный ответ]

44.крылатка, двусемянная крылатка

45. 3

46. 4

47. 3

48. 2

49. мочковатую

50. отделу

51. 4

52. Плоские черви

53. Ресничные черви, Турбеллярии

54. 3

55. двустороннюю, билатеральную

56. паренхимой

57. эндодермой

58. мезодермой

ИТОГО: мах. 100 баллов

Выбранный для просмотра документ рай 10кл. 2012.docx

Библиотека
материалов

10 класс

Теоретическая часть - I

Часть I только один верный под номером

1. Основным законом эмбриологии является

1) биогенетический 2) расщепления признаков

3) единообразия гибридов 4) независимого наследования

2. Лауреатами Нобелевской премии по биологии являлись

1) И.И.Мечников и В.И.Вернадский 2) В.И.Вернадский и Н.И.Вавилов

3) Н.И.Вавилов и И.П.Павлов 4) И.П.Павлов и И.И.Мечников

3. Искусственный мутагенез и селекция позволили получить

1) кишечную палочку, синтезирующую человеческий инсулин

2) плесневый гриб пеницилл, активно продуцирующий пенициллин

3) гибрид пшеницы и ржи – тритикале

4) химерное животное - овцекозу

4. Пушной зверь хонорик был получен методами

1) селекции и межвидовой гибридизации

2) межвидовой гибридизации и полиплоидии

3) полиплоидии и слияния бластомеров

4) слияния бластомеров и селекции

5. Признаком всех живых систем НЕ является

1) саморегуляция 2) дыхание 3) энергозависимость 4) дискретность

6. Линька Вашей кошки этой осенью – это проявление такого свойства живых систем как биоритмичность на … уровне.

1) организменном 2) популяционно-видовом

3) биоценотическом 4) биосферном

7. Проявлением такого свойства живых систем как рост и развитие на организменном уровне является

1) эпигенез 2) номогенез 3) онтогенез 4) филогенез

8. Фотопериодическая регуляция суточного ритма отсутствует у вида

1) домашняя собака 2) комнатная традесканция

3) протей европейский 4) кошачья акула

9. Глюкоза НЕ является мономером

1) гликогена 2) целлюлозы 3) мальтозы 4) глюкагона

10. Митохондрии являются … органоидами.

1) двумембранными, самовоспроизводящимися

2) двумембранными, несамовоспроизводящимися

3) одномебранными, самовоспроизводящимися

4) одномебранными, несамовоспроизводящимися

11. Хемотрофами по типу питания являются некоторые представители

1) растений 2) вирусов 3) бактерий 4) животных

12. Связывание углекислого газа у растений происходит на

1) первом этапе фотосинтеза 2) втором этапе фотосинтеза

3) первом этапе дыхания 4) втором этапе дыхания

13. При биосинтезе белка энергия в виде АТФ

1) при транскрипции тратится, при трансляции – тратится

2) при транскрипции тратится, при трансляции – запасается

3) при транскрипции запасается, при трансляции – тратится

4) при транскрипции запасается, при трансляции – запасается

14. Один триплет не может кодировать две разные аминокислоты, следовательно, генетический код обладает свойством

1 ) однозначности 2) триплетности 3) избыточности 4) универсальности

15. Отец имеет кровь группы АВ, мать – группы О. Вероятность появления ребенка, имеющего группу крови отца, составляет

1) 100% 2) 50% 3) 25% 4) 0%

1) роста 2) проведения 3) деления 4) всасывания

17. При двойном оплодотворении у цветковых растений первый спермий оплодотворяет яйцеклетку, а второй -

1) одну из двух синергид 2) одну из трех антипод

3) одно из двух полярных ядер 4) центральною клетку

18. Плоды и семена, имеющие шипики, покрытые загнутыми зубчиками, распространяются

1) животными 2) водой 3) ветром 4) саморазбрасыванием

19. Температурный оптимум для бактерий, обитающих в организме млекопитающих, составляет

1) 0-5° 2) 10-15° 3) 35-40° 4) 60-65°

20. Для большинства бактерий характерно

1) наличие ядра и клеточной стенки 2) отсутствие ядра и наличие клеточной стенки

3 ) наличие ядра и отсутствие клеточной стенки 4 ) отсутствие ядра и клеточной стенки

21. Грибы имеют … тип питания.

1) фотоавтотрофный 2) хемоавтотрофный 3 ) гетеротрофный 4) миксотрофный

22. У головастиков снабжается кровью

1) голова – артериальной, тело – венозной

2) голова – артериальной, тело – артериальной

3) голова –венозной, тело – венозной

4) голова – венозной, тело – артериальной

23. Амбулакральная система имеется у представителей типа

1) Моллюски 2) Членистоногие 3) Кишечнополостные 4) Иглокожие

24. Желчь, секретируемая печенью, попадает в … кишку.

1) двенадцатиперстную 2) толстую 3) слепую 4) тощую

25. Найдите аналогию:

1) мутуализм 2) конкуренция 3) нейтрализм 4) комменсализм

Теоретическая часть - II

Часть II два являются верными под номером задания.

26 . Триплету ГЦТ в составе ДНК соответствуют

1) кодон ГЦУ и-РНК 2) антикодон ГЦТ т-РНК 3) антикодон ГЦУ т-РНК

4) антикодон ЦГА т-РНК 5) аминокислота аргинин

27. В световую фазу фотосинтеза идут процессы

1) синтеза НАДФ-Н 2 2) фотолиза воды 3) использования АТФ

4) фиксации углекислого газа 5) синтеза глюкозы

28. Анаболические реакции в клетке происходят в

1) рибосомах 2) лизосомах 3) хлоропластах 4) митохондриях 5) аппарате Гольджи

29. Двулетними растениями являются

1) огурец 2) морковь 3) хрен 4) капуста 5) укроп

30. Непрямое постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для насекомых отряда

1) Тараканы 2) Полужесткокрылые 3) Перепончатококрылые

4) Прямокрылые 5) Двукрылые

31. У рыб кровеносная система имеет

1) один круг кровообращения 2) два круга кровообращения 3) двухкамерное сердце

4) трехкамерное сердце 5) однокамерное сердце

32. Метаморфоз (превращение) у земноводных затрагивает в основном … системы.

1) дыхательную 2) нервную 3) пищеварительную

4) опорно - двигательную 5) выделительную

33. Гормонами поджелудочной железы являются

1) тироксин 2) вазопрессин 3) адреналин 4) инсулин 5) глюкагон

34. Отличительными особенностями аксона нейрона являются

1) большая длина 2 ) наличие миелиновой оболочки

3) проведение возбуждения от тела нейрона

4) проведение возбуждения к телу нейрона 5) малая длина

35. К методам селекции крупного рогатого скота НЕ относят

1) инбридинг 2) аутбридинг 3) полиплоидизацию

4) искусственный отбор 5) искусственный мутагенез

Теоретическая часть - III

Часть III состоит из 5 заданий (№№36-40). Ответ (1 или 2 слова или последовательность цифр или формула) запишите на бланке заданий рядом с номером задания .

36. Установите хронологическую последовательность появления в процессе эволюции ароморфозов. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

1. появление хорды 2. появление парных пятипалых конечностей

3. возникновение легких альвеолярного типа 4. появление тазовой почки

5. преобразование переднего отдела нервной трубки в головной мозг

37. Найдите аналогию:

Транскрипция: иРНК = трансляция: ?

38. Найдите аналогию:

Хлоропласт: строма = митохондрия: ?

39. Найдите аналогию:

Орхидные: Ч 3 Л 3 Т 6 П 1 = Крестоцветные: ?

40. Найдите аналогию:

/ – : конкуренция = + / + : ?

Теоретическая часть - IV

Часть IV рядом с номером задания в , например, 1АВ 2ГД 3Б

41. Найдите соответствие:

Животные

Тип или класс

    Бычий цепень

    Пиявка медицинская

    Нематода свекловичная

А. Сосальщики

Б. Ленточные черви

В. Ресничные черви

Г. Круглые черви

Д. Кольчатые черви

42. Найдите соответствие:

Отряды млекопитающих

Представители

1. Ластоногие

2. Китообразные

3. Хищники

А. Афалина

Б. Морской котик

В. Морская выдра (калан)

Г. Морж

Е. Косатка

43. Найдите соответствие:

Виды соединений костей в скелете

Пример

    Суставы

    Полусуставы

А. Нижняя челюсть – скуловые кости

Б. Бедренная кость – берцовые кости

В. Копчик

Г. Кости мозгового черепа

Д. Поясничный отдел позвоночника

«Практическая» часть

твет (1 или 2 слова или 1,2 цифры) запишите на бланке заданий рядом с номером задания .

44. Диаграмма цветка крестоцветных обозначена цифрой …

45. Крестоцветные имеют плод …

46. Диаграмма цветка розоцветных обозначена цифрой …

47. Диаграмма цветка бобовых обозначена цифрой …

48. Формула цветка растения семейства Бобовые .

49. Диаграмма цветка пасленовых обозначена цифрой …

50. Формула цветка растения семейства Пасленовые …

51. Пасленовые имеют плоды …

52. Диаграммы цветков растений класса Однодольные обозначены цифрами …

53. На рисунке цифрой 10 обозначена …

54. На рисунке цифрой 15 обозначена …кость.

55. Число позвонков в отделе позвоночника, обозначенном цифрой 5, равно …

56. Мозговой отдел черепа обозначен на рисунке цифрой …

57. Тазовая кость обозначена на рисунке цифрой …

58. Для собаки характерно …хождение.

Выбранный для просмотра документ рай. 11 кл - 2012.docx

Библиотека
материалов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Министерство образования и науки Нижегородской области

Тест районной олимпиады школьников по биологии 2012 г.

11 класс

Тест состоит из теоретической и «практической» частей. На его выполнение отводится 180 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Теоретическая часть - I

Часть I состоит из 25 заданий (№№1-25). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный . Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. Если Вам кажутся верными несколько ответов, выберите самый полный из них. В бланке ответов под номером задания поставьте цифру, соответствующую порядковому номеру правильного ответа.

1. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера хорошо согласуется с

1) клеточной теорией Шлейдена-Шванна 2) схемой Жакоба-Моно

3) открытием Уотсона и Крика 4) правилами Шелфорда и Аллена

2. Образование митохондрий в процессе эволюции в результате внедрения в первичную эукариотическую клетку дышащих бактерий рассматривает гипотеза

1) креационизма 2) симбиогенеза 3) витализма 4) панспермии

3. Н.И. Вавилов впервые сформулировал закон

1) зародышевого сходства

2) нарушения сцепления генов при кроссинговере

3) генетического равновесия в свободно скрещивающейся популяции

4) гомологических рядов наследственной изменчивости

4. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и суррогатное материнство стали возможными благодаря достижениям

1) генной инженерии 2) клеточной инженерии

3) искусственного мутагенеза 4) фитобиотехнологии

5. Филогенез – это проявление на популяционно–видовом уровне такого свойства живых систем как

3 ) рост и развитие 4) раздражимость

6. Нейрофибриллы относятся к … уровню организации живой материи.

1) клеточному 2) субклеточному 3) тканевому 4) органному

7. Лучше всего поддерживает гомеостаз экосистема

1) тундры 2) хвойного леса 3) смешанного леса 4) ковыльной степи

8. Признаками всех живых систем являются

1) иммунитет и сопротивляемость 2) аэробное дыхание и брожение

3) движение и коммуникация 4) авторегуляция и дискретность

9. Сложная форма врожденного поведения у позвоночных животных - это

1) инстинкт 2) таксис 3) рефлекс 4) раздражимость

10. Клеточный процесс синтеза сложных соединений с затратой энергии - это

1) метаболизм 2) катаболизм 3) анаболизм 4) амфиболизм

11. Мощным источником резервного фонда углерода является

1) известняк 2) гумус 3) магма 4) морская соль

12. Построен из аминокислот

1) гипоксантин 2) галактозамин

3) гликоген 4) глюкагон

13. Третичная структура белка поддерживается благодаря наличию в его составе молекул

1) аланина 2) глицина 3) серина 4) цистина

14. Шероховатая ЭПС особенно развита в клетках

1) надпочечников 2) щитовидной железы 3) поджелудочной железы 4) гипофиза

15. Использование кислорода у растений происходит при

1) дыхании

2) дыхании и фотосинтезе

3) дыхании, фотосинтезе и гликолизе

4) дыхании, фотосинтезе, гликолизе и гидролизе

16. ДНК в ядре в период интерфазы представлена

1) хроматидами 2) хромосомами 3) хроматофорами 4) хроматином

17. В профазу I мейоза конъюгация идет

1) всегда, кроссинговер – иногда 2) всегда, кроссинговер - всегда

3) иногда, кроссинговер – иногда 4) иногда, кроссинговер - иногда

18. Диплоидный набор хромосом клетки мушки дрозофилы состоит из 8 хромосом; число молекул ДНК в начале профазы II мейоза в каждой клетке равно

1) 4 2) 8 3) 16 4) 32

19. Различаются между собой по набору генов сперматозоиды

1) мха сфагнума 2) собаки домашней

3) плауна булавовидного 4) березы повислой

20. Вероятность того, что среди четырех последовательно рожденных детей родителей (Аа х аа) трое будут иметь доминантный фенотип по этому признаку составляет

1) 12,5% 2) 25 % 3) 50% 4) 100%

21. Во втором поколении (F 2 ) дигибридного скрещивания при неполном доминировании по обоим признакам и отсутствии сцепления наблюдается

1) 2 фенотипа и 3 генотипа 2) 4 фенотипа и 9 генотипов

3) 9 фенотипов и 9 генотипов 4) 8 фенотипов и 27 генотипов

22. Метаморфизированный побег, в котором запасные вещества откладываются в чешуях листовой природы, - это

1) столон 2) корневище 3) клубень 4) луковица

23. Сумма ВСЕХ костей бедра и голени у верблюда равна

1) 3 2) 6 3) 12 4) 18

24. Самым автономным и не зависящим от среды эмбриогенезом обладают

1) млекопитающие 2) птицы 3) амфибии 4) рептилии

25. НЕ характеризует биологическую популяцию понятие

1) генофонд 2) панмиксия

3) демографическая пирамида 4) экологическая пирамида

Теоретическая часть - II

Часть II состоит из 10 заданий (№№ 26-35). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых два являются верными . Выберите их и поставьте цифры, соответствующие порядковым номерам правильных ответов в бланке ответов под номером задания .

26. Нуклеиновые кислоты имеются в составе

1) ядра 2) лизосом 3) пероксисом 4) рибосом

5) аппарата Гольджи

27. Полионуклеотидами являются молекулы

1) р-РНК 2) ДНК 3) АТФ 4) АДФ 5) АМФ

28. Основными ароморфозами, приведшими к образованию споровых побеговых растений, явилось появление в процессе эволюции

1) покровной ткани 2) проводящей ткани 3) корня 4) плода

5) механической ткани

29. Пыльцевая трубка переносит спермии к яйцеклетке у

1) покрытосеменных 2) голосеменных

3) папоротников 4) плаунов 5) хвощей

30. Непрямое постэмбриональное развитие характерно для

1) дождевого червя 2) мидии 3) осьминога 4) голого слизня

5) бычьего цепня

31. Основными ароморфозами, приведшими к образованию типа Кольчатые черви, явилось появление в процессе эволюции

1) сквозного кишечника 2) вторичной полости тела 3) выделительной системы

4) кровеносной системы 5) третьего зародышевого листка

32. Атавизмами человека являются

1) хвостатость 2) зубы мудрости 3) гирсутизм 4) аппендикс

5) копчик

33. Ткани человека, обладающие раздражимостью, - это

1) эпителиальная 2) соединительная 3) мышечная 4) нервная

5) репродуктивная

34. Транспортную функцию крови выполняют

1) лимфоциты 2) тромбоциты 3) эритроциты 4) моноциты 5) плазма

35. Для получения чистых линий в селекции применяют

1) гетерозис 2) аутбридинг 3) полиплоидию 4) инбридинг 5) инцухт

Теоретическая часть - III

Часть III твет (1 или 2 слова) запишите на бланке заданий рядом с номером задания .

36. Австралопитеки обитали на континенте …

37. Процесс усвоения организмом веществ, необходимых для построения и обновления тканей его тела, а также для покрытия энергетических затрат, - это …

38. Главный способ получения энергии организмом человека – это …

39. Найдите аналогию:

Плаун: спора = яблоня: ?

40. Найдите аналогию:

Гемоглобин: железо = хлорофилл: ?

Теоретическая часть - IV

Часть IV состоит из 3 заданий (№№ 41-43). В заданиях установите соответствие и запишите ответ на бланке заданий рядом с номером задания в виде последовательности цифр и букв , например, 1АВ 2ГД 3Б

41. Найдите соответствие:

Вид дыхания

Представители

2. Трахейное дыхание

3. Жаберное дыхание

А. Эвглена

Б. Мидия

В. Паук серебрянка

Г. Пескожил

42. Найдите соответствие.

Тип биотических взаимоотношений

Пары живых существ

1. Нейтрализм

2. Конкуренция

А. Волк - сойка

Б. Береза - трутовик

В. Человек – чумная бацилла

Г. Человек – клоп постельный

Д. Березы - осины

43. Найдите соответствие:

Способ питания

Представители

3. Хищничество

А. Таракан

Б. Ласточка

В. Паук серебрянка

Г. Малярийный комар

Д. Гнилостные бактерии

«Практическая» часть

«Практическая»часть состоит из 15 заданий (№№44- 58). О твет (1 или 2 слова или букву) запишите на бланке заданий рядом с номером задания .

44. На рисунке цифрой 1 обозначен … почки.

45. На рисунке цифрой 2 обозначена … ткань кончика корня.

46. На рисунке цифрой 5 обозначена …

47. На рисунке цифрой 6 обозначено…

48. На рисунке цифрой 4 обозначена…

49. На рисунке цифрой 10 обозначены …

50. По структурам, обозначенным на рисунке цифрой 10, движутся вода и … вещества.

51. На рисунке цифрой 12 обозначены …

52. По структурам, обозначенным на рисунке цифрой 12, движутся вода и … вещества.

53. Структуры, обозначенные на рисунке цифрами 10, 11, 12, 13, в совокупности образуют … ткань.

54. Тонопласт обозначен на рисунке цифрой …

55. На рисунке изображена клетка представителя Царства …

56. На рисунке цифрой 3 обозначен …

57. Плазмодесмы обозначены на рисунке цифрой …

58. Гранулярная ЭПС обозначена на рисунке цифрой …

Выбранный для просмотра документ рай. 9 кл. 2012.docx

Библиотека
материалов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Министерство образования и науки Нижегородской области

Тест районной олимпиады школьников по биологии 2012 г.

9 класс

Тест состоит из теоретической и «практической» частей. На его выполнение отводится 180 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Теоретическая часть - I

Часть I состоит из 25 заданий (№№1-25). К каждому дано несколько ответов, из которых только один верный . Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. Если Вам кажутся верными несколько ответов, выберите самый полный из них. В бланке ответов под номером задания поставьте цифру, соответствующую порядковому номеру правильного ответа.

1. Вирусным заболеванием, практически полностью ликвидированным на Земле, является

1) корь 2) бешенство 3) натуральная оспа 4) герпес

2. Число надцарств в империи «Клеточные» согласно современной систематике равно

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

3. Постоянное дыхание человека – это проявление такого свойства живых систем как

1) раздражимость 2) дискретность 3) биоритмичность 4) энергозависимость

1) организменном 2) популяционно-видовом 3) биоценотическом 4) биосферном

5. Ласточка по способу питания является

6. Наиболее крупный таксон в систематике растений – это

1) отдел 2) тип 3) класс 4) порядок

7 . Недифференцированное тело (таллом) имеют

1) водоросли и лишайники 2) лишайники и мхи

3) мхи и грибы 4) грибы и водоросли

8. Грибы по типу питания могут быть

1) гетеротрофами

2) гетеротрофами и хемоавтотрофами

3) гетеротрофами, хемоавтотрофами и фотоавтотрофами

4) гетеротрофами, хемоавтотрофами, фотоавтотрофами и миксотрофами

9. Неправильно и НЕКОРРЕКТНО следующее утверждение: «Лишайник - симбиоз

1) гриба и цианобактерии» 2) автотрофа и гетеротрофа»

3) прокариота и гетеротрофа» 4) гриба и водоросли»

10. Первичная полость тела имеется у

1) плоских червей 2) круглых червей 3) кольчатых червей 4) членистоногих

11. В процессе эволюции выделительная система впервые появляется у

12. Парные примитивные «конечности» (параподии) впервые появились у

1) ресничных червей 2) ракообразных

3) многощетинковых червей 4) малощетинковых червей

13. В процессе эволюции кровеносная система впервые появляется у

1) кишечнополостных 2) плоских червей 3) круглых червей 4) кольчатых червей

14. Среди беспозвоночных жабры имеют

1) двустворчатые моллюски

2) двустворчатые и головоногие моллюски

3) двустворчатые и головоногие моллюски и ракообразные

4) двустворчатые и головоногие моллюски, ракообразные и многощетинковые кольчатые черви

15. Незамкнутую кровеносную систему имеют

1) моллюски

2) моллюски и ракообразные

3) моллюски, ракообразные и паукообразные

4) моллюски, ракообразные, паукообразные и кольчатые черви

16. Скорпион и чесоточный клещ относятся

1) одному отряду 2) разным отрядам одного класса

3) разным классам одного типа 4) разным типам

17. Характерным признаком всех хордовых является наличие

1) жаберных щелей в стенке глотки 2) позвоночника 3) сердца 4) черепа

18. Трехкамерное сердце в составе кровеносной системы в филогенезе впервые появилось у

1) рыб 2) амфибий 3) рептилий 4) птиц

19. Наибольшее изменение скелет пятипалой конечности в филогенезе претерпевает у

1) рептилий 2) амфибий 3) птиц 4) зверей

20. Грудная клетка впервые появилась в скелете

1) амфибий 2) рептилий 3) птиц 4) млекопитающих

21. Железы у человека построены … тканью.

1) эпителиальной 2) соединительной 3) мышечной 4) опорно-трофической

22. Правильной является схема превращения:

1) гликоген глюкагон глюкоза 2) глюкагон гликоген глюкоза

3) гликоген инсулин глюкоза 4) глюкоза глюкагон гликоген

23. Найдите аналогию:

Железо: Анемия = Йод: ?

1) микседема 2) бронзовая болезнь 3) диабет 4) базедова болезнь

24. Одинаковые генотипы имеют

1) однояйцевые девочки 2) однояйцевые мальчик и девочка

3) разнояйцевые девочки 4) разнояйцевые мальчик и девочка

25. У человека малый круг кровообращения начинается в … сердца.

1) левом предсердии 2) правом предсердии 3) левом желудочке 4) правом желудочке

Теоретическая часть - II

Часть II состоит из 10 заданий (№№ 26-35). К каждому заданию дано несколько ответов, из которых два являются верными . Выберите их и поставьте цифры, соответствующие порядковым номерам правильных ответов в бланке ответов под номером задания.

26. Одномембранными органоидами являются

1) лизосомы 2) рибосомы 3) ЭПС 4) хлоропласты 5) митохондрии

27. Постэмбриональное развитие человека включает

1) рост 2) доразвитие некоторых органов и систем

3) социализацию 4) овладение безусловными рефлексами

5) овладение инстинктами

28. Белое вещество переднего отдела головного мозга

1) образует его кору 2) расположено под корой

3) состоит из нервных волокон 4) образует подкорковые ядра

5) анализирует сигналы от всех рецепторов тела

29. Проводящими тканями цветкового растения являются

1) меристема 2) эпиблема 3) флоэма 4) колленхима 5) ксилема

30. В агроценозе картофельного поля консументами являются

1) колорадские жуки 2) картофель 3) бодяк полевой

4) мыши 5) гриб фитофтора

31. Русские ученые, изучавшие физиологию нервной системы, – это

1) К.А. Тимирязев 2) Н.И. Вавилов 3) А.А. Ухтомский

4) И.М. Сеченов 5) И.И. Мечников

32.Водорастворимыми являются витамины

1) А 2) В 1 3) С 4) D 5) К

33. Мальпигиевы сосуды как органы выделения имеют

1) дождевой червь 2) дафния 3) клоп постельный

4) скорпион 5) каракатица

34. Видоизмененные побеги, запасающие питательные вещества в стебле – это

1) клубень 2) корнеплод 3) луковица 4) корневище 5) столон

35. К вымершим животным – переходным формам относят

1) птеродонов 2) мамонтов 3) тиранозавров

4) стегоцефалов 5) зверозубых ящеров

Теоретическая часть - III

Часть III состоит из 5 заданий (№№36-40). О твет (1 или 2 слова) запишите на бланке заданий рядом с номером задания .

36. Порядок расположения в листьях сосудисто-волокнистых пучков называется …

37. Дисковидный орган, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и материнским организмом, -…

38. Направленные ростовые движения растения, вызванные односторонним действием какого-либо раздражителя, - …

39. Найдите аналогию:

Афферентный нейрон: чувствительный = эфферентный нейрон: ?

40. Найдите аналогию:

Печеночный сосальщик: большой прудовик = бычий цепень: ?

Теоретическая часть - IV

Часть IV состоит из 3 заданий (№№ 41-43). В заданиях установите соответствие и запишите ответ на бланке заданий рядом с номером задания в виде последовательности цифр и букв , например, 1АВ 2ГД 3Б

41. Найдите соответствие:

Класс

Представитель

1. Ресничные

2. Сосальщики

3. Ленточные

А. Белая планария

Б. Кошачья двуустка

В. Овечий мозговик

Г. Печеночный сосальщик

Д. Свиной цепень

42 . Найдите соответствие:

Пищевые вещества

Пищеварительные ферменты

1. Жиры

2. Белки

3. Углеводы (крахмал и олигосахариды)

А. Липаза

Б. Пепсин

В. Трипсин

Г. Амилаза

Д. Мальтаза

43 . Найдите соответствие :

Система

Органы

1. Нервная

2. Выделительная

3. Пищеварительная

А. Глаз

Б. Почки

В. Пищевод

Г. Спинной мозг

Д. Анальное отверстие

«Практическая » часть

«Практическая»часть состоит из 15 заданий (№№ 44-58). Ответ (1 или 2 слова или цифру) запишите на бланке заданий рядом с номером задания .

44. Изображенный на рисунке под цифрой 6 плод называется …

45. На рисунке плоды растения класса Однодольные обозначены цифрой …

46. Растения семейства Сложноцветные (Астровые) имеют плоды, обозначенные на рисунке цифрой …

47. Растения семейства Злаковые (Мятликовые) имеют плоды, обозначенные на рисунке цифрой …

48. Изображенный на рисунке под цифрой 5 плод имеет число семядолей семени, равное …

49. Растения, имеющие плоды, обозначенные цифрой 3, имеют … корневую систему.

50. На рисунке изображены плоды растений, относящихся к … Цветковые (Покрытосеменные).

51. Осот, бодяк, одуванчик имеют плоды, обозначенные на рисунке цифрой …

52. На рисунке изображено животное, относящееся к типу …

53. На рисунке изображено животное, относящееся к классу …

54. Число зародышевых листков у изображенного на рисунке животного равно …

55. Изображенное на рисунке животное имеет … симметрию тела.