Время развертывания с 300. Смотреть что такое "С300" в других словарях

Секретные автомобили Советской Армии Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения шасси МАЗ-543М стало их широкое применение в качестве основы многочисленных видов ракетных СПУ серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной системы С-300, входившей в состав войск ПВО СССР и существующей до сих пор в третьем поколении. Впервые автомобили 543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение – С-300ПМУ), которая проектировалась в НПО «Алмаз» с середины 1960-х годов для замены комплекса С-75 и была принята на вооружение в 1982 году. Конструктивно она являлась самоходной версией и дальнейшим развитием первого варианта С-300ПТ на колесных буксируемых шасси, выпускавшегося с 1975 года и принятого на вооружение в феврале 1981-го. Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут, делавшее его трудно уязвимым для авиации противника. При разработке мобильных пусковых установок основным средством их несения сразу же было выбрано шасси МАЗ-543М с четырьмя гидравлическими опорами, отдельными кабинами (контейнерами) подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания. Скорость передвижения боевых частей комплекса С-300ПС по шоссе составляла 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 30 км/ч.

Основная пусковая установка 5П85С зенитной системы С-300ПС на шасси МАЗ-543М

В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше. Боевая масса основой СПУ 5П85С составляла 42 150 кг, габаритные размеры – 13 110x3150x3800 мм.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д зенитной ракетной системы С-300ПС. 1982 год

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт – С-300ПМУ-1). От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими и эксплуатационными параметрами, применением новой элементной базы и высокой помехозащищенностью, а также использованием новой твердотопливной ракеты 48Н6 (48Н6Е), обеспечивавшей поражение целей, летящих со скоростями до 2800 м/с. Эта ЗРС вошла в состав модернизированного ЗРК 90Ж6Е с дальностью поражения до 150 км и высотой стрельбы от 6 м до 40 км. Успешные испытания С-300ПМ были завершены в 1989 году, их выпуск начался в 1990-м. В 1993 году эту систему приняли на вооружение войск ПВО РФ, а первый серийный образец официально был представлен в 1995 году. Вместо двух видов пусковых установок в ЗРС С-300ПМ (ПМУ-1) использовалась только одна модернизированная СПУ 5П85СМ (на экспорт – 5П85СЕ или 5П85СЕ1) с улучшенными характеристиками и развесовкой по мостам, разработанная в 1983 – 1984 годах в ленинградском КБ специального машиностроения на шасси МАЗ-543М. Первые пять опытных установок 5П85СМ были собраны в 1984 – 1986 годах на ленинградском заводе «Большевик» и прошли цикл полигонных испытаний и стрельб. На каждой устанавливали четыре 7,5-метровые управляемые одноступенчатые ракеты 48Н6 (48Н6Е) средней дальности с осколочно-фугасной боевой частью массой 143 кг, у которых ТПК при вертикальном старте опирался днищем на грунт. По сравнению с прежними ракетами 5В55Р их стартовая масса возросла до 1800 кг, а темп стрельбы сократился до 3 с. Кроме того, новые СПУ имели более совершенную аппаратуру предстартовой подготовки и управления, радиотелекодовую аппаратуру связи, системы автономного электропитания и гидрооборудования. Весь процесс их перевода в боевое положение был автоматизирован, управление всеми функциями осуществлялось дистанционно. В дивизион ЗРС С-300ПМ входило до 12 пусковых установок 5П85СМ полной массой по 42,2 т с боекомплектом от 96 до 288 ракет.

Пусковая установка 5П85СЕ экспортной системы С-300ПМУ-1 на шасси МАЗ-543М. 1995 год

Этим комплексом закончился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно развивалась и совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации. Главной новинкой трудных 1990-х годов стала система С-300ПМУ-2 «Фаворит», являвшаяся глубокой модернизацией ЗРС С-300ПМУ-1 и признанная наиболее эффективной в мире универсальной системой ПВО. Она была разработана в 1995 – 1997 годах и принята на вооружение в 1998-м. Новая ЗРС обладала расширенными информационными возможностями и автономностью, оснащалась новой ракетой 48Н6Е2 повышенной эффективности с дальностью поражения 200 км. В ее состав входил усовершенствованный ЗРК 90Ж6Е2, состоявший из 12 пусковых установок 5П85СЕ2 на шасси 543М с четырьмя ракетами в ТПК. Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на полуприцепах к седельному тягачу БАЗ-6402. В начале 2011 года было объявлено о предстоящем переходе на еще более совершенную ЗРС С-500.

Из книги Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора

10.2. Сушильные установки Технические требования Вопрос 375. Какие необходимо принять меры, если в конвейерных сушилках по условиям эксплуатации не могут быть устроены двери или конструкция сушилки не обеспечивает зону с нулевым давлением?Ответ. В этих случаях у входа и

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Конденсаторные установки Вопрос. Через какие коммутационные аппараты присоединяются к сети конденсаторные установки?Ответ. Как правило, присоединяются через отдельный коммутационный аппарат или через общий коммутационный аппарат вместе с силовым трансформатором,

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. Разделы 1, 6, 7 автора Красник Валентин Викторович

Глава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ Термины и определения. Состав установок Окончание

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий Область примененияВопрос 678. На какие электролизные установки распространяется настоящий раздел ПУЭ?Ответ. Распространяется на расположенные внутри зданий (исключения приведены в табл. 7.10.1 пункт 7.10.4 ПУЭ)

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины Появление бортовых грузовиков КрАЗ-255Б и особенно тяжелых автопоездов с седельными тягачами КрАЗ-255В немедленно привело к созданию на их базе целого семейства новых пусковых ракетных установок и средств для

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

ГАЗ-31013/31028 «Волга» (1982 – 1996 гг.) В серии новых легковых машин ГАЗ-3102 «Волга» с 105-сильным мотором, передними дисковыми тормозами и новым кузовом с характерными прямоугольными фарами также существовал спецавтомобиль ГАЗ-31013 для нужд КГБ и ФСБ. Он был оборудован 220-сильным

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

КрАЗ (1982-1991 гг.) Несмотря на экономические проблемы периода застоя, Советское правительство старалось постоянно осуществлять мощную поддержку Кременчугскому автозаводу, своему главному поставщику тяжелой серийной автотехники для армии и народного хозяйства.

Из книги Материаловедение. Шпаргалка автора Буслаева Елена Михайловна

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.) В 1982 году в Луцке были собраны опытные образцы перспективного авиатранспортабельного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 (6x6) с тремя равномерно разнесенными ведущими мостами, в том числе двумя передними управляемыми, которому присвоили военный шифр

Из книги автора

БАЗ-3405-9366 (1972 – 1982 гг.) Опытный автопоезд БАЗ-3405-9366 второго промежуточного поколения с механическим приводом проектировался коллективом СКБ Брянского автозавода, а затем собирался и дорабатывался в течение довольно долгого времени – с 1971 по 1978 год, а его заводские и

Из книги автора

Автопоезда 6009 и 60091 (1982 – 1994 гг.) Сложность и ненадежность автопоездов ЗИЛ-137 в начале 1980-х годов привела к переориентации на более простые, практичные, технологичные и ремонтопригодные системы с механическим приводом колес полуприцепов. Работы Брянского автозавода по

Из книги автора

Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.) В феврале 1976 года вышло секретное Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке на основных советских автозаводах семейств принципиально новых тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, выполненных по требованиям

Из книги автора

КрАЗ ЧР-3130/3120 (1982 – 1985 гг.) В 1982 году в рамках разработки перспективного семейства военных автомобилей «Открытие» классической компоновки Кременчугский автозавод построил экспериментальные образцы двух специальных 16-тонных бескапотных шасси – одиночное и с

Из книги автора

МАЗ-7905 (1980 – 1982 гг.) В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 грузоподъемностью 58 т, созданная на шасси 547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством семиосных ракетных шасси. Учитывая, что

Из книги автора

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ «ХО-НИ» И «ХО-РО» С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хо-ни» («артиллерийский четвёртый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади клёпаной рубке,

Из книги автора

8.2.2. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ (СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ) История развития гребных электрических установок (ГЭУ) тесно связана как с развитием судов различных типов и назначений, так и с техническим развитием машиностроения, электротехники и электроники .В

Из книги автора

22. Система с неограниченной растворимостью в жидком и твердом состояниях; системы эвтектического, перитектического и монотектического типа. Системы с полиморфизмом компонентов и эвтектоидным превращением Полная взаимная растворимость в твердом состоянии возможна

Надеюсь, этого не произойдет. Однако, если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить - министр обороны Израиля Моше Яалон. Гениальные конструкторы семейства зенитных комплексов С-300 опередили время на четверть века – до сих пор «трехсотый» страж небес является самой совершенной зенитно-ракетной системой в мире, перед которой склоняет голову вся боевая авиация НАТО.

Время подтвердило правоту заложенных в С-300 технических решений: конструкция комплекса оказалась идеальна, с точки зрения реальных боевых условий. Наши ученые первыми догадались разместить ракеты в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) – герметичных «консервных банках», в которых боеприпас (зенитная ракета + стартовый газогенератор) может храниться десятилетиями, готовый к запуску в любую минуту. «Ключ на старт» - и ракета покидает ТПК, уносясь ввысь, навстречу своей неминуемой гибели; через минуту она станет вспышкой ослепительного света, исчезнув с экранов РЛС вместе с самолетом противника.

Вторая гениальная «фишка» от создателей С-300 – вертикальный старт: зенитная ракета самостоятельно разворачивается в воздухе и ложится на боевой курс. Подобная схема позволяет размещать пусковую установку на любом подходящем «пятачке» в складках ландшафта, между зданиями, в узких ущельях и ложбинах, защищенных от воздействия ударных волн и средств поражения противника. В отличие от С-300, американской зенитно-ракетной системе «Пэтриот» приходится терять драгоценное время, разворачивая тяжелую пусковую установку в направлении цели. По причине наклонного запуска, «Пэтриоту» необходим простор и открытые пространства – пусковой установке мешают близкорасположенные дома, холмы и деревья.

Создатели С-300 изначально работали на перспективу, учитывая прогресс в средствах противодействия системам ПВО. Не секрет, что сигналы РЛС излучаются с боковыми ответвлениями – «лепестками». В современной радиоэлектронной борьбе противник всегда старается уловить «боковые лепестки» основного радиолуча, тем самым, распознав частоту и режим работы радара. Получив эту информацию, уже ничего не стоит «забить» радиолокатор помехами в нужном диапазоне волн.

Создатели С-300 предусмотрели эту угрозу – «боковые лепестки» луча С-300 сведены к минимуму, что предельно усложняет работы по обнаружению и классификации РЛС «трехсотой» зенитно-ракетной системы. Кроме того, в С-300 были заложены серьезные возможности по адаптации к помеховой обстановке и подавлению «допплеровского шума». В работе С-300 применяются помехоустойчивые линии связи с автоматической перестройкой частот, имеются режимы «коллективной» работы, при которых данные, полученные с разных РЛС, стекаются на единый командный пункт зенитного ракетного дивизиона. Как бы не пытался неприятель глушить средства обнаружения ПВО, зенитчики в любом случае получат четкое представление о воздушной обстановке, обобщая обрывочные сведения с нескольких радаров.

Возможна работа в режиме триангуляции – одновременного подсвечивания цели двумя радарами; зная точное расстояние (базу) между РЛС и углы/азимуты, под которыми они наблюдают цель, можно построить треугольник, в основании которого - база, в вершине - засеченная цель. Через мгновение компьютер точно определит координаты цели. Очень древний и надежный способ, которым можно вычислить, например, местонахождение постановщика помех.

Что касается средств поражения С-300 – тема избитая и очевидная. Встреча с ракетой, рассекающей небо на шести скоростях звука, - гарантированный конец для любого аэродинамического объекта, созданного руками человека. Наконец, семейство зенитно-ракетных систем С-300 – это целый комплекс средств обнаружения, мобильных пусковых установок на колесных и гусеничных шасси (не считая корабельных С-300Ф), кунгов со вспомогательным оборудованием и модулей обеспечения боевого дежурства.

На выбор – два десятка образцов ракетных боеприпасов средней, большой и сверхбольшой дальности; с обычными и «специальными» боевыми частями, с активными и полуактивными головками самонаведения.


С-300ПМУ-1

Недостатки? Они есть у любой системы. Перечень недостатков С-300 обычно заключается в двух факторах:

Первый – громоздкость комплекса. Имеются нареканиями к его элементной базе. Как гласит старая шутка: наши микросхемы – самые большие микросхемы в мире!

Второй недостаток никак не связан с конструкцией ЗРК – это общая проблема всех современных зенитно-ракетных систем, связанная с фундаментальными законами природы. Радиоволны распространяются строго прямолинейно, и это вызывает проблемы с обнаружением низколетящих объектов. Например, грозные заявления об уничтожении целей на дистанции 400 км для ЗРК С-400 «Триумф» касаются только целей в верхних слоях стратосферы. В то же время, любой «кукурузник», летя над самыми верхушками деревьев, может безопасно подкрасться к позициям С-400 на дальность пары десятков километров, оставаясь при этом невидимым и абсолютно неуязвимым для зенитно-ракетного комплекса (суперрефракцию и др. редкие атмосферные явления, увеличивающие дальность обнаружения РЛС, рассматривать не станем).


Формула расчета дальности горизонта (радиогоризонта) с учетом высоты наблюдателя и высоты наблюдаемого объекта

Проблема радиогоризонта имеет два решения:
Первое - выдача целеуказания с помощью внешних средств обнаружения (самолетов ДРЛО, космических аппаратов) с последующей стрельбой зенитными ракетами на активном самонаведении. Увы, ни один из современных ЗРК не имеет таких фантастических режимов работы.

Второе решение – увеличение высоты подвеса антенны. Для расширения «зоны видимости» радиолокатора С-300 создана универсальная передвижная вышка высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537, а также 39-метровая двухсекционная вышка 40В6М, которую, несмотря на огромную высоту, можно смонтировать на необорудованной позиции в течение двух часов.

Боевые возможности комплекса исключительно велики – неслучайно наши «западные партнеры» так бесятся при упоминании об С-300. Тем не менее, наивно полагать, что НАТОвцы сидели все это время «сложа руки». Есть проблема – должно быть решение. Американский ВПК остервенело искал выход из сложившейся ситуации, и предложил ряд весьма значимых и эффективных средств.

Предлагаю читателям познакомиться с набором ВВС НАТО для преодоления мощных эшелонированных систем ПВО и сделать прогноз: есть ли шанс у С-300 защитить сирийское небо?

Серый кардинал


Об этом самолете не принято говорить вслух. Пусть «Дискавери» и «Ударная сила» обсуждают очередной «истребитель пятого поколения», но существование RC-135W «Ривит Джоинт» должно быть скрыто от глаз широкой общественности. Это тайна ВВС США, американская козырная карта, без которой было бы невозможно ведение современных войн.

Итак, знакомьтесь: Боинг RC-135W «Ривит Джоинт» - самолет системы SIGINT (signal intelligence – радиотехническая разведка), ключевой фактор при преодолении вражеской ПВО. Барражируя в воздушном пространстве Турции, Ирака и Израиля, RC-135W тщательно «ощупывают» своими боковыми антеннами сирийскую территорию, выявляя источники радиосигналов и их принадлежность различным системам. Именно длинноносый неказистый самолет «Ривит Джоинт» нарисует радиотехническую карту вражеской системы ПВО, отыщет в ней слабые места и уязвимости – коридоры, сквозь которые пойдут группы подавления средств ПВО.

Пеленг… радиолокатор международного аэропорта Дамаска…азимут 03, неизвестный источник излучения, запускаем программу поиска соответствия…оу шит! это tin shield* российского комплекса С-300!!!

Tin shield – общее обозначение РЛС для обнаружения целей на малых и предельно малых высотах, принятое в странах НАТО

RC-135 построен на базе воздушного заправщика KC-135, который, в свою очередь, создан на базе пассажирского авиалайнера Боинг-707. Семейству разведчиков RC-135 уже более полувека, в настоящее время используется модификация RC-135W «Ривит Джоинт» - всего 22 самолета в составе ВВС США + три разведчика ВВС Великобритании.

Также для радиотехнической разведки и выявления позиций вражеских ЗРК могут быть задействованы флотские самолеты EP-3C «Овен» (модификация знаменитого «Ориона») и ряд специальных машин с индексами «U», «R» и «E». В сочетании со спутниками космической разведки, командование НАТО способно получить полную информацию о состоянии системы ПВО противника.

В действие вступают «глушилки». Например, EC-130H «Компас Колл» - неуклюжий генератор помех на базе военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».

«Компас Колл» даже не пытается лезть в зону действия вражеской ПВО, барражируя на малой высоте в сотне километров от позиций ЗРК, при этом исправно «разрывая» эфир шквалами электронных разрядов. Действия ЕС-130Н пагубно сказываются на работе радиоэлектронных средств противника – помехи забивают линии связи, нарушая координацию сил противника и создавая дополнительные проблемы для вражеской ПВО.
Численность ЕС-130Н «Компас Колл» в рядах ВВС США – 14 единиц.

Местонахождение и тип ЗРК установлено, управление частично дезорганизовано. Настало время для нанесения мощного удара по системе ПВО противника.

Ворчун


Специализированный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G «Гроулер», созданный на базе истребителя-бомбардировщика F/A-18F «Супер Хорнет». Машина непосредственного прикрытия групп подавления ПВО.
«Гроулер» жестоко жжет эфир радиоэлектронными помехами, создавая причудливых танец из извивающихся линий и полос на экранах вражеских радиолокаторов. На борту самолета РЭБ комплекс современного оборудования, способный выявлять и идентифицировать источники радиосигналов в режиме реального времени, забивая эфир сплошным треском электрических разрядов.

Но, как бы ни был крут американский EA-18G, «соваться» в зону действия ЗРК С-300 ему не по зубам. «Гроулер» предпочитает делать свои пакости на расстоянии, засоряя эфир помехами и обстреливая выявленные позиции ЗРК противорадарными ракетами AGM-88 HARM.

«Гроулер» - страховой полис американской авиации. Без его поддержки было бы проблематично «давить» вражеское ПВО. Даже после уничтожения позиций ЗРК, полеты над вражеской территорией не обходятся без сопровождения этих машин – комплекс средств РЭБ и сбрасываемых ловушек на борту EA-18G способен прикрыть ударные группы от любых существующих на сегодня средств «земля-воздух» - от могучих С-300 до «примитивных» переносных ЗРК «Игла» или «Стингер» во всем диапазоне частот волнового спектра.
90 самолетов EA-18G «Гроулер» на сегодняшний день, все машины приписаны Военно-морским силам и Корпусу морской пехоты.

Помимо средств РЭБ, ракетного оружия класса «воздух-воздух» и противорадарных ракет, EA-18G способен нести обычное ударное вооружение – если испугавшийся оператор ЗРК выключит радиолокатор, «Гроулер» нанесет удар управляемыми бомбами.
Кстати, о противорадарных ракетах:

Дикие Ласки. AGM-88 High-Speed Anti-Radar Missle


Собственно, это то, для чего делались все предыдущие телодвижения - кульминация сценария по подавлению вражеской системы ПВО. В дело вступили ракеты, наводящиеся на источники радиолокационного излучения. Расчет прост – выбить с помощью HARMов радиолокаторы обнаружения и подсветки целей, после чего дивизион С-300 превратится в груду бесполезного железа.

Противорадарные ракеты не отличаются особой избирательностью. HARMы бьют все подряд – от антенн радиостанций FM-диапазона, до микроволновок и спутниковых телефонов. Чтобы достигнуть нужно эффекта их запускают залпами по несколько тысяч штук, буквально «засеивая» ракетами местность, прилегающую к выявленным позициям ЗРК – в результате несколько штук обязательно разорвется поблизости от радара, выведя зенитно-ракетный комплекс из строя.


AGM-88 HARM на крыльевом пилоне многоцелевого истребителя F/A-18C

HARM опасен и хитёр – даже если оператор, почуяв неладное, успеет отключить радарную установку, HARM запомнит последние координаты источника излучения и продолжит свой путь в направлении цели, ориентируясь по данным бортовой ИНС.

Когда дело дошло до запуска HARMов становится не до шуток и каких-либо приличий. В массированных атаках участвуют все, кто способен держать в руках оружие: F/A-18 «Хорнет», EA-18G «Гроулер», F-16 «Файтинг Фолкэн», «Торнадо»… ракеты запускают с максимально возможного расстояния, стараясь по минимуму показываться на глаза расчетам ЗРК. Выход в район атаки на предельно малой высоте - горка – отстрел HARMов на самонаведении – уход за радиогоризонт, на малую высоту. Малейшее промедление грозит смертью.

Особенно стоит отметить F-16CJ – специальную модификацию «Фолкэна», идущую на острие атаки. F-16CJ стоят на вооружении эскадрилий «Дикие Ласки» - боевых групп, специализирующихся на подавлении систем ПВО. Именно эти маленькие, верткие (и дешевые –чтобы не жалко) машины, под прикрытием «Гроулеров», первыми вторгаются в воздушное пространство страны*, предоставляя расчетам ЗРК довольно сомнительный выбор – получить в подарок HARM или отключить РЛС, превратившись в мишень для бомб с лазерным наведением. Впрочем, сами «Диким Ласкам» не до смеха – парни серьезно рискуют и могут в любую минут превратиться из охотников в дичь, неожиданно попав под удар ЗРК.


F-16CJ отряда "Дикие Ласки"

В реальности дело обстоит намного жестче – по данным ВВС США стоимость одного 360-килограммового HARMа зашкаливает за $300 тыс. – многотысячный залп таких ракет способен разорить американский бюджет на миллиард долларов. Очень дорогая игрушка.

Удар со стороны моря. BGM-109 «Томагавк»


Тактическая крылатая ракета, предназначенная для поражения важных наземных целей (командных центров, узлов связи, РЛС и позиций зенитно-ракетных систем, аэродромов, ангаров и капониров, военных баз, складов и пр. стратегически важных объектов) на дальности до 1600 км. Исходя из фактов применения «Топоров», массированный запуск этих летающих роботов-самоубийц приводит к заметной дестабилизации вооруженных сил противника.

Насмешки по поводу дозвуковой скорости полета BGM-109 обычно выходят боком легкомысленным шутникам – «Томагавк» действительно не слишком быстр (маршевая скорость ≈ 850 км/ч, с некоторым увеличением на последнем участке полета за счет выработки топлива, см. формулу Жуковского). Это создает определенные проблемы при планировании операций – ракетам требуется время, чтобы выйти к целям. Но это никак не влияет на уязвимость от средств ПВО – «Топор», в любом случае, идет слишком низко, чтобы оказаться в зоне видимости радиолокаторов ЗРК. Скрытность – главная «фишка» крылатой ракеты BGM-109.

Неприятности могут возникнуть лишь при атаке хорошо защищенных целей, при преодолении зенитных рубежей «Панцирей» и «Тунгусок». Ну здесь уже, как карта ляжет… Официальная статистика применения «Томагавков» (Агрессия НАТО против Югославии, 1999 год) – 700 выпущенных крылатых ракет, сбито 40 (менее 6%), еще 17 ракет было уведено помехами.


Установки вертикального пуска на американском эсминце. В каждой может быть "Томагавк"

Стоит заметить, что современная модификация «Томагавк» Block IV получила возможность патрулирования в воздухе в режиме ожидания и научилась уничтожать движущиеся цели.

Удар в спину. Вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу»


А этот чудак куда лезет?! – воскликнет изумленный читатель, и окажется неправ.
Зимой 1991 года, во время операции «Буря в пустыне», вертолеты «Апач», летя сквозь ночную мглу и непроницаемый дым от горящих нефтяных скважин, «проложили» за одну ночь четыре коридора в системе иракской ПВО – от границы до самого Багдада.

Подавление систем ПВО – одна из основных функций «Апача». Для этого у винтокрылой машины есть все необходимое: сверхнизкая высота полета, способность прятаться в складках рельефа – радар над втулкой несущего винта позволяет скрыться за любой преградой (холм, строение, лесополоса), «выставив» лишь кончик антенны РЛС. Наконец, четыре пачки управляемых ракет «Хэллфайр» на подкрыльевых пилонах – достаточно, чтобы превратить позиции ЗРК в горящие руины.

Также, помимо ударных вертолетов, нельзя сбрасывать со счетов роль беспилотных летательных аппаратов. Медленные, неуклюжие и слабые – однако, эти «стрекозы» имеют одну важную особенность – они отчаянно храбры. Беспилотник, не моргнув глазом, пройдет там, куда побоится идти самый смелый из камикадзе. БПЛА нечего терять, он способен переть «в лоб» на позицию ЗРК, демонстрируя полное презрение к смерти. Хорошее средство в комплексе с остальными вышеперечисленными аспектами (Томагавками, Гроулерами и пр. продуктами сумрачного американского гения).

Наконец, прозвучавшая на этой неделе угроза из уст министра обороны Израиля: «Если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить».

Моше Яалон не блефует. Израиль известен своими жесткими действиями в угоду собственной национальной безопасности. Рейд спецназа «Шакет» на египетский аэродром (1966 год), похищение советского радара (операция «Петух-53», Египет, 1969 год), бомбардировка иракского ядерного центра Озирак (1981 год), бомбардировка оружейного завода в Судане (октябрь 2012 г.), недавние удары по Сирии… Израиль плюет на все нормы международного права, бесцеремонно вторгаясь в воздушное пространство других государств, и не стесняется применять оружие на поражение.

Не исключено, что израильтяне попытаются уничтожить российские зенитно-ракетные системы еще до того, как они будут развернуты на боевых позициях.

Битва титанов


Если все шесть заказанных зенитно-ракетных систем будут доставлены в Сирию, это станет слабой надеждой на мирное разрешение сирийского конфликта; НАТО дрогнет и не решится начинать военную операцию вторжения. У Пентагона появились серьезные причины задуматься над своим поведением и еще раз взвесить все возможные риски при нападении на Сирию. Даже если операция пройдет гладко и воздушная армада ВВС США сможет раздавить шесть сирийских С-300, понеся при этом единичные потери в авиатехнике – даже в этом случае у Пентагона возникнут немалые финансовые затруднения, связанные с чудовищным перерасходом противорадарных ракет HARM и пр. боеприпасов, необходимых для подавления супер-систем С-300.

Редакция сайта сайт решила уточнить, из каких комплексов мог быть сбит "Боинг-777", разбившийся под Донецком 17 июля

Самоходная огневая установка, входящая в зенитно-ракетный комплекс "Бук-М1".

Москва. 18 июля. сайт - Вечером 17 июля в Донецкой области разбился "Боинг-777" Малазийских авиалиний, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Считается, что самолет был сбит на высоте 10 километров, предположительно, ракетой класса "земля-воздух". Откуда именно она была выпущена, пока неизвестно. Россия, Украина и ДНР отрицают свою причастность к авиакатастрофе. При этом из имеющихся в регионе средств воздушные суда на высоте более 10 километров могут быть поражены только оружием типа С-300 или "Бук"..

"Бук"

Зенитный ракетный комплекс "Бук-М1" (предположительно, речь идет именно об этой модификации) предназначен для уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Он способен поражать цели на малых и средних высотах в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Кроме того, "Бук" может применяться по наземным и надводным целям.

Комплекс состоит минимум из четырех машин. Это командный пункт, радиолокационная станция, несколько (до шести) самоходных огневых установок и несколько пускозаряжающих установок. Кроме того, комплексу требуются технические средства обеспечения - это разнообразные машины ремонта и технического обслуживания как самого комплекса, так и ракет, транспортная машина, автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция, компрессорная станция и подвижная электростанция. Все боевые средства "Бука" собраны на гусеничных самоходах повышенной проходимости.

Основные тактико-технические характеристики комплекса:

Дальность поражения аэродинамических целей (самолетов и вертолетов) - от 3 до 35 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 22 километров

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 6

Вероятность поражения самолета одной ракетой - 0,7...0,9

Время развертывания - 5 минут

Время реакции комплекса - 15-18 секунд

Скорость передвижения по дорогам - 65 км/ч

Зенитно-ракетный комплекс С-300ПМУ2 "Фаворит", фото: ИТАР-ТАСС, Лысцева Марина

Мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-300 предназначена для обороны важнейших объектов от ударов средств воздушно-космического нападения - как самолетов, так и различных ракет. Система способна действовать в автоматическом режиме, оператор лишь осуществляет контроль над ее работой и дает команду на пуск ракет.

С-300 состоит из командного пункта с радиолокатором обнаружения, с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов, находящиеся в ведении своих воинских частей. Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК и не содержит ракет. Для функционирования системе также необходимы различные машины ремонта и технического обслуживания, транспортные машины.

Основные тактико-технические характеристики (на примере С-300ПМУ2 "Фаворит"):

Дальность поражения аэродинамических целей - 3 от 200 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 27 километров

Максимальная скорость поражаемых целей - 2800 м/с

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 36

Количество одновременно наводимых ракет - до 72

Вероятность поражения самолетов - до 0,9

Время развертывания - 5 минут

Скорость передвижения по дорогам - 60 км/ч

Запас хода без дозаправки - 500 километров

Состоящие на вооружении белорусской армии зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300 в случае необходимости могут быть применены для поражения особо важных наземных объектов на территории эвентуального противника.

Как Александр Лукашенко 7 октября на пресс-конференции для российских журналистов, белорусские военные многому научились «в деле обороны рубежей Союзного государства». В частности, приспособили С-300 для уничтожения наземных целей за десятки километров от огневых позиций. Причем сделали это впервые.

Отмечу, что в этой информации содержится некоторая неточность. Возможность поражения неподвижных наземных целей изначально была заложена разработчиками в конструкцию принятого на вооружение в 1979 году ЗРК С-300, а также всех последующих его модификаций.

По данным экспертов, использованная в зенитной управляемой ракете (ЗУР) этого комплекса система наведения (полуактивная, с радиокоррекцией) в принципе обеспечивает такую возможность. Особенно эффективным может оказаться применение С-300 против излучающих объектов (типа радиолокаторов), когда бортовой пеленгатор ракеты прочно захватывает цель.

Боевая часть ЗУР комплекса общим весом до 140 кг содержит огромное количество готовых осколков (до 19 000) и приводится в действие неконтактным радиовзрывателем. Тяжелые осколки и высокая кинетическая энергия взрыва фокусируются в ограниченном телесном угле, что значительно повышает плотность потока энергии осколков и гарантирует полное разрушение цели независимо от угла встречи ракеты с целью.

Дальность поражения наземных объектов может достигать 120 км. Ограничителем здесь выступает система наведения. Между тем энерговооруженность ракеты позволяет ей покрывать гораздо большие расстояния. Известно, что в ходе работы над комплексом С-400 в восьмидесятые годы был произведен успешный экспериментальный пуск ракеты комплекса С-300 на 400 км по траектории, близкой к баллистической, с максимальной высотой 70 км.

Тем не менее, в советские времена из-за дороговизны ракет (и наличия на вооружении большого количества оперативно-тактических ракетных комплексов - ОТРК) стрельба зенитными ракетами по наземным целям не практиковалась. Ныне ситуация изменилась, и такие учения уже проводятся. Во-первых, берутся во внимание особо важные цели, ради поражения которых не жалко дорогих ракет (например, радары ПРО или штабы бандформирований), во-вторых, резко сократилось количество ОТРК.

В мае «Российская газета» сообщила, что на полигоне «Телемба» состоялись учения трех зенитных ракетных полков из объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа вооруженных сил России. В ходе маневров пять ЗУР комплекса С-300 были выпущены по «неизвестному вооруженному формированию», которое было полностью уничтожено.

Возможность поражения наземных целей сохранена и в ЗРК С-400, который, по сути, является глубокой модернизаций С-300. Управление новыми ракетами комплекса - комбинированное. На большей части траектории полета к цели они управляются с помощью бортовой инерциальной системы с использованием информации наземного радиолокатора о координатах цели, вводимой в бортовую аппаратуру наземными средствами ЗРК перед стартом и корректируемой в процессе полета по радиолинии коррекции. На конечном участке полета ракета управляется по данным, вырабатываемым активной радиолокационной головкой самонаведения.

Подобное наращивание боевых свойств С-400, похоже, тревожит польских военных. Если верить публикации в издании Ekran, один из офицеров военной разведки CWW заявил относительно ЗРК С-400: «Официально это ракеты «земля - воздух», но что летает, то может и падать».

Отметим, что эти комплексы установлены в Калининграде, в самой западной части России, непосредственно граничащей с Польшей. В поле их контроля попадают Варшава, Гданьск, Эльблонг, Быдгощ, Лодзь.

Возможности С-300, которыми обладает Беларусь, в этом плане, конечно, скромнее, но поразить наземную цель за сотню километров они вполне способны. А лет через пять-семь, ко времени вероятного появления в Польше объектов американской ПРО, Беларусь может получить от России и С-400.

С-300 – это советский (российский) зенитно-ракетный комплекс большого радиуса действия, предназначенный для противовоздушной и противоракетной обороны важнейших военных и гражданских объектов: крупных городов и промышленных структур, военных баз и пунктов и управления. С-300 был разработан в середине 70-х годов конструкторами знаменитого научно-производственного объединения «Алмаз». В настоящее время ЗРК С-300 – это целое семейство зенитно-ракетных комплексов, которые надежно защищают российское небо от любого агрессора.

Ракета комплекса С-300 способна поразить воздушную цель на дистанциях от пяти до двухсот километров, она может эффективно «работать» как против баллистических, так и против аэродинамических целей.

Эксплуатация ЗРК С-300 началась в 1975 года, на вооружение этот комплекс был принят в 1978 году. С тех пор на основе базовой модели было разработано большое количество модификаций, которые отличаются своими характеристиками, специализацией, параметрами работы РЛС, зенитными ракетами и другими особенностями.

Зенитно-ракетные системы (ЗРС) семейства С-300 – одно из самых известных средств ПВО в мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что это оружие пользуется большим спросом за рубежом. Сегодня различные модификации ЗРК С-300 стоят на вооружении бывших советских республик (Украина, Беларусь, Армения, Казахстан). Кроме того, комплекс используется вооружёнными силами Алжира, Болгарии, Ирана, Китая, Кипра, Сирии, Азербайджана и других стран.

С-300 никогда не принимал участия в реальных боевых действиях, но несмотря на это, большинство отечественных и зарубежных экспертов оценивают потенциал комплекса очень высоко. Настолько, что проблемы с поставками этого оружия иногда приводят к международным скандалам, как это было в случае иранского контракта.

Дальнейшим развитием семейства ЗРК С-300 являются (принят на вооружение в 2007 году) и перспективный С-500 «Прометей», который планируют принять в эксплуатацию в 2020 году. В 2011 году было принято решение о завершении серийного производства ранних модификаций комплекса – С-300ПС и С-300ПМ.

Многие годы западные специалисты мечтали «поближе познакомиться» с ЗРК С-300. Такая возможность у них появилась только после распада СССР. В 1996 году израильтяне смогли оценить эффективность работы комплекса С-300ПМУ1, который ранее был продан Россией Кипру. После совместных учений с Грецией представители Израиля заявили, что нашли слабые места этого зенитного комплекса.

Также существует информация (подтвержденная из разных источников), что в 90-е годы американцам удалось купить интересующие их элементы комплекса в бывших советских республиках.

7 марта 2019 года ряд западных СМИ (в частности, французская Le Figaro) опубликовали информацию об уничтожении новейшими израильскими самолетами F-35 батареи сирийских С-300 в районе Дамаска.

История создания ЗРК С-300

История создания зенитно-ракетного комплекса С-300 началась еще в середине 50-х годов, когда в СССР плотно занялись созданием системы противоракетной обороны. Были проведены научно-исследовательские работы в рамках проектов «Шар» и «Защита», в ходе которых была экспериментально доказана возможность создания ЗРК, способных нести и противовоздушную, и противоракетную оборону.

Советские военные стратеги четко понимали, что СССР вряд ли сможет соперничать со странами Запада по количеству боевых самолетов, поэтому развитию войск ПВО уделялось огромное внимание.

К концу 60-х годов советский военно-промышленный комплекс накопил значительный опыт разработок и эксплуатации зенитно-ракетных комплексов, в том числе и в условиях боевых действий. Вьетнам и Ближний Восток предоставил советским конструкторам огромный фактический материал для изучения, показал сильные и слабые стороны ЗРК.

В результате стало ясным, что наибольшие шансы поразить противника и избежать ответного удара имеют мобильные зенитно-ракетные комплексы, способные максимально быстро переходить из походного положения в боевое и обратно.

В конце 60-х годов с подачи командования войск ПВО СССР и руководства КБ-1 Министерства радиопромышленности возникла идея создания единого унифицированного противосамолетного зенитного комплекса, который бы мог поражать воздушные цели на дистанциях до 100 км и подходил для использования как в сухопутных войсках, так и в ПВО страны, и в Военно-морском флоте. После обсуждения, в котором принимали участие военные и представители ВПК, стало понятно, что подобная зенитная система может оправдать затраты на изготовление только в том случае, если она сможет также выполнять задачи противоракетной и противоспутниковой обороны.

Создание подобного комплекса является амбициозной задачей и в наши дни. Официально работы над С-300 начались в 1969 году, после появления соответствующего постановления Совмина СССР.

В конце концов было принято решение о разработке трех ЗРС: для ПВО страны, для ПВО Сухопутных войск и для ПВО ВМФ. Они получили следующие обозначения: С-300П («ПВО страны»), С-300Ф («Флотская») и С-300В («Войсковая»).

Забегая наперед, следует отметить, что добиться полной унификации всех модификаций комплекса С-300 так и не удалось. Дело в том, что элементы модификаций (кроме РЛС кругового обзора и ЗУР) изготавливались на различных предприятиях СССР с использованием собственных технологических требований, комплектующих и технологий.

В целом же в этом проекте были задействованы десятки предприятий и научных организаций со всего Советского Союза. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО «Алмаз», ракеты комплекса С-300 создавались в МКБ «Факел».

Чем дальше продвигались работы, тем больше становилось проблем, связанных с унификацией зенитного комплекса. Основной их причиной были особенности использования подобных систем в разных видах войск. Если ЗРК ПВО и ВМФ обычно применяются вместе с весьма мощными системами радиолокационной разведки, то комплексы войсковой ПВО обычно имеют высокую степень автономности. Поэтому решено было передать работу над С-300В НИИ-20 (в будущем НПО «Антей»), которая к тому времени имела значительный опыт разработок армейских средств ПВО.

Специфические условия применения зенитно-ракетных комплексов на море (отражение от сигнала поверхности воды, повышенная влажность, брызги, качка) вынудили назначить головным разработчиком С-300Ф ВНИИ РЭ.

Модификация ЗРК С-300В

Хотя ЗРК С-300В изначально создавался в рамках единой программы с другими модификациями комплекса, позже он был передан другому головному разработчику – НИИ-20 (позже НИЭМИ) и по сути стал отдельным проектом. Разработкой ЗУР для С-300В занималось Свердловское машиностроительное КБ (СМКБ) «Новатор». Пусковые установки и заряжающие машины для комплекса были созданы в ОКБ «Старт», а РЛС «Обзор-3» конструировали в НИИ-208. С-300В получила собственное название «Антей-300В» и до сих пор находится на вооружении российской армии.

В состав зенитного дивизиона комплекса С-300В входят следующие компоненты:

  • командный пункт (9С457) для управления боевой работой ЗРС;
  • РЛС кругового обзора «Обзор-3»;
  • РЛС секторного обзора «Имбирь»;
  • четыре зенитные батареи для поражения воздушных целей.

В состав каждой батареи входили два типа пусковых установок с разными ЗУР, а также две пуско-заряжающие машины для каждой из них.

Изначально С-300В планировалась как фронтовой зенитно-ракетный комплекс, способный бороться с SRAM, крылатыми ракетами (КР), баллистическими ракетами (типа «Ланс» или «Першинг»), самолетами и вертолетами противника при условии массированного их применения и активного радиоэлектронного и огневого противодействия.

Создание ЗРК «Атлант-300В» проходило в два этапа. На первом из них комплекс «научился» уверенно противодействовать крылатым ракетам, баллистическим и аэродинамическими целям.

В 1980-1981 гг. на полигоне Эмба были проведены испытания ЗРК, которые прошли успешно. В 1983 году «промежуточная» С-300В1 была принята на вооружение.

Целью второго этапа разработки было расширение возможностей комплекса, ставилась задача приспособить ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами типа «Першинг», аэробаллистическими ракетами SRAM и самолетами-постановщиками помех на дистанциях до 100 км. Для этого в состав комплекса был введен РЛС «Имбирь», новые зенитные ракеты 9М82, пусковые установки и заряжающие машины для них. Испытания улучшенного комплекса С-300В проводились в 1985-1986 гг. и завершились успешно. В 1989 году С-300В была принята на вооружение.

В настоящее время ЗРК С-300В находится на вооружении российской армии (более 200 единиц), а также вооруженных сил Украины, Белоруссии и Венесуэлы.

На базе ЗРС С-300В разработаны модификации С-300ВМ («Антей-2500») и С-300В4.

С-300ВМ – это экспортная модификация комплекса, которая поставлялась в Венесуэлу. Система имеет один тип ракет в двух вариантах, дальность ее стрельбы достигает 200 км, С-300ВМ может одновременно поражать 16 баллистических или 24 воздушных целей. Максимальная высота поражения – 30 км, время развертывания составляет шесть минут. Скорость ЗУР составляет 7,85 Маха.

С-300В4. Самая современная модификация комплекса, она может поражать баллистические ракеты и аэродинамические цели на дистанциях в 400 км. В настоящее время все комплексы С-300В, стоящие на вооружении ВС России, модернизированы до уровня С-300В4.

Модификация С-300П

ЗРС С-300П – это зенитная система, предназначенная для обороны важнейших гражданских и военных объектов от любых видов воздушного нападения: баллистических и крылатых ракет, самолетов, беспилотных летательных аппаратов, в условиях массированного применения при активном радиоэлектронном противодействии противника.

Серийное производство зенитно-ракетной системы С-300ПТ началось в 1975 году, через три года она была принята на вооружение и стала поступать в строевые части. Литера «Т» в наименовании комплекса означает «транспортируемый». Головным разработчиком комплекса являлось НПО «Алмаз», ракету конструировали в КБ «Факел», а изготавливалась она на «Северном заводе» в Ленинграде. Пусковыми установками занималось ленинградское КБСМ.

Эта система ПВО должна была заменить уже устаревшие на тот момент ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125.

ЗРС С-300ПТ состояла из командного пункта, в состав которого входил РЛС обнаружения 5Н64 и пункта управления 5К56, и шесть ЗРК 5Ж15. Первоначально система использовала ЗУР В-500К с максимальной дальностью поражения 47 км, позже они были заменены ракетами В-500Р с дальностью поражения целей до 75 км и бортовым радиопеленгатором.

В состав ЗРК 5Ж15 входил РЛС обнаружения целей на малых и предельно малых высотах 5Н66, система управления с РЛС подсвета наведения 5Н63 и ПУ 5П85-1. ЗРК вполне мог функционировать и без РЛС 5Н66. Пусковые установки были расположены на полуприцепах.

На основе зенитно-ракетной системы С-300ПТ было разработано несколько модификаций, которые эксплуатировались в СССР и отправлялись на экспорт. ЗРС С-300ПТ снята с производства.

Одной из наиболее массовых модификаций зенитного комплекса стала С-300ПС («С» означает «самоходный»), которая была принята на вооружение в 1982 году. К ее созданию советских конструкторов сподвиг опыт использования средств ПВО на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Он ясно показал, что выжить и эффективно выполнить боевую работу по силам только высокомобильным средствам ПВО с минимальным временем развертывания. С-300ПС разворачивалась из походного положения в боевое (и обратно) всего лишь за пять минут.

В состав ЗРС С-300ПС входит КП 5Н83С и до 6 ЗРК 5Ж15С. При этом каждый отдельный комплекс имеет высокую степень автономности и может вести бой самостоятельно.

В состав КП входит РЛС обнаружения 5Н64С, выполненный на шасси МАЗ-7410 и пункт управления 5К56С на базе МАЗ-543. ЗРК 5Ж15С состоит из РЛС подсвета и наведения 5Н63С и нескольких пусковых комплексов (до четырех). На каждой ПУ находится четыре ракеты. Они также выполнены на шасси МАЗ-543. Кроме того, в состав комплекса может входить система обнаружения и уничтожения маловысотных целей 5Н66М. Комплекс оснащен системой автономного энергоснабжения.

Дополнительно каждый дивизион С-300ПС мог быть оснащен всевысотной трёхкоординатной РЛС 36Д6 или 16Ж6 и топопривязчиком 1Т12-2М. Кроме того, зенитно-ракетный комплекс мог оснащаться модулем обеспечения дежурства (на базе МАЗ-543), в котором оборудовались столовая, караульное помещение с пулеметом, жилые помещения.

В середине 80-х годов на базе С-300ПС была разработана модификация С-300ПМУ, основным отличием которой было увеличение боекомплекта до 28 ЗУР. В 1989 году появилась экспортная модификация комплекса С-300ПМУ.

В середине 80-х годов началась разработка еще одной модификации С-300ПС – С-300ПМ. Внешне (и по составу) эта система мало чем отличалась от предыдущих комплексов этой серии, но данная модификация была выполнена на новой элементарной базе, что позволило вывести ее характеристики на новый уровень: значительно повысить помехозащищенность и почти в два раза увеличить дальность поражения целей. В 1989 году С-300ПМ была принята на вооружение войск ПВО СССР. На ее базе была создана усовершенствованная модификация С-300ПМУ1, которая впервые была продемонстрирована широкой общественности в 1993 году на авиасалоне в Жуковском.

Основным отличием С-300ПМУ1 была новая ЗУР 48Н6, имевшая меньшую боевую часть и более усовершенствованную аппаратную составляющую. Благодаря этому новая ЗРС получила возможность бороться с воздушными целями, летящими на скорости 6450 км/ч и уверенно поражать самолеты противника на дистанциях в 150 км. В состав С-300ПМУ1 вошли более совершенные радиолокационные станции.

В 1999 году были продемонстрированы новые зенитные ракеты для комплекса С-300ПМУ1. Они имели меньшую боевую часть, но большую точность поражения цели за счет новой системы маневрирования, которая работала не за счет оперения, а используя газодинамическую систему.

До 2014 года все ЗРС-300ПМ, стоящие на вооружении ВС России, были модернизированы до уровня С-300ПМУ1.

В настоящее время проходит второй этап модернизации, который заключается в замене устаревших вычислительных средств комплекса на современные образцы, а также в замене оборудования рабочих мест зенитчиков. Новые комплексы будут оборудованы современными средствами связи, топопривязки и навигации.

В 1997 году общественности была представлена новая модификация комплекса - С-300ПМ2 «Фаворит». Тогда же она была принята на вооружение. Данный вариант имеет увеличенную дальность поражения целей (до 195 км), а также возможность противостоять новейшим летательным аппаратам, изготовленными с использованием технологий «стелс» (ЭПР цели – 0,02 кв. м).

«Фаворит» получил усовершенствованные ракеты 48Н6Е2, способные уничтожать баллистические цели малой и средней дальности. В войсках ЗРС С-300ПМ2 начали появляться в 2013 году, ранее выпущенные модификации С-300ПМ и С-300ПМУ1 могут быть модернизированы до их уровня.

Модификация С-300Ф

С-300Ф – это зенитно-ракетная система, разработанная для военно-морского флота на базе ЗРС С-300П. Головным разработчиком комплекса выступало ВНИИ РЭ МСП (позже НПО «Альтаир»), ракетой занимался МКБ «Факел», а РЛС – НИИП. Изначально новой системой ПВО планировали вооружить ракетные крейсера проектов 1164 и 1144, а также корабли проекта 1165, который так и не был реализован.

ЗРС С-300Ф предназначалась для поражения воздушных целей на дистанциях до 75 км, летящих со скоростью 1300 м/c в диапазоне высот от 25 м до 25 км.

Опытный образец С-300Ф впервые был установлен на БПК «Азов» в 1977 году, официально на вооружение комплекс был принят в 1984 году. Государственные испытания флотского варианта С-300 проходили на ракетном крейсере «Киров» (проект 1144).

Опытный образец ЗРК состоял из двух пусковых установок барабанного типа, которые вмещали 48 ЗУР, а также системы управления «Форт».

ЗРК С-300Ф «Форт» выпускались в двух модификациях с шестью и восемью барабанами, каждый из которых вмещал по 8 вертикальных пусковых контейнеров. Один из них всегда находился под пусковым люком, маршевый двигатель ракеты запускался после выхода ее с направляющих. После пуска ракеты барабан поворачивался и выводил под люк новый контейнер с ЗУР. Интервал стрельбы С-300Ф – 3 секунды.

ЗРС С-300Ф имеют систему самонаведения с полуактивным радаром ракеты. Комплекс имеет СУО 3Р41 с РЛС с фазированной антенной решеткой.

ЗУР 5В55РМ, которая использовалась на комплексе С-300 «Форт», - это твердотопливная ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме. Отклонение ракеты в полете происходило за счет газодинамической системы. Взрыватель – радиолокационный, боевая часть осколочно-фугасная, массой 130 кг.

В 1990 году была продемонстрирована модифицированная версия комплекса – С-300ФМ «Форт-М». Основным ее отличием от базовой модели являлась новая ЗУР 48Н6. Масса ее боевой части была увеличена до 150 кг, а радиус поражения – до 150 км. Новая ракета могла уничтожать объекты, летящие со скоростью до 1800 м/с. Экспортная модификация С-300ФМ имеет наименование «Риф-М», в настоящее время ею вооружены эсминцы ВМФ Китая типа 051С.

Последней модернизацией комплекса С-300Ф «Форт» является разработка зенитных управляемых ракет 48Н6Е2, которые имеют дальность стрельбы 200 км. В настоящее время подобными ЗУР вооружен флагман Северного флота крейсер «Петр Великий».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них