Учение Будды. Особенности буддизма как религии

Будда и его учение

По легенде в 563 году до нашей эры у царя Гаутамы родился сын. Мальчика назвали Сиддхартхой. Царю было предсказано, что мальчик станет аскетом, если хотя бы раз в жизни увидит старика, больного или мертвеца.

Царь Гаутама создал все условия, чтобы сын никогда не видел болезнь, смерть или старость. Не смотря на все старания своего отца, Сиддхартха увидел все - таки, и старость, и болезнь, и смерть. Потрясенный царевич бежал из дворца и стал лесным отшельником. Он изучал «Веды», но мудрые книги не смогли научить его тому, как победить смерть, которая его так сильно напугала.

Легенда утверждает, что однажды принц Сиддхартха сел под смоковницу и решил, что не сдвинется с места, пока, путем сосредоточения не узнает правду жизни и истинную мудрость.

На четвертый день, на него снизошло просветление, и он стал называться с тех пор «Буддой», что означает «просветленный».

Сиддхартха, а вернее теперь будет его называть Будда, стал основателем буддизма и много лет проповедовал свое учение. Будда ничего не писал, его учение долго существовало в устной форме, и было впервые записано на острове Цейлон только через 300 лет после начала распространения буддизма. Буддистский канон получил название «Трипитака», что означает «Три корзины». Так тексты записывались на пальмовых листьях, и их было так много. Что все они заняли три корзины.

Канон состоит из трех частей:

1) «Винайя-питака» в которой излагаются правила и нормы жизни буддийских монахов.

2) «Сутта-питака» является сборником проповедей и высказываний самого Будды.

3) «Абхидхамма-питака» в которой говорится о философских основах, доступным только тем, кто достиг высокой степени в духовном и нравственном совершенствовании, то есть книга для избранных.

Для того чтобы разобраться в том, чем же является буддизм, обратимся к словарю.

Буддизм - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама - Будда. Краеугольный камень буддизма - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. В начале 1 в. образуются две основные ветви буддизма: Хинаяна («малая колесница») и Махаяна («большая колесница»). Возникнув в северо-восточной Индии, буддизм распространяется по всей Индии, Китаю, Тибету, Юго-Западной Азии, Японии, Монголии и др. Особого расцвета достигает в 3-1 вв. до н.э., 1-4, 8-9 вв. В Индии буддизм постепенно вытесняется возрождающимся брахманизмом (индуизм) и к 12 в. практически теряет свое значение. В настоящее время существует около 400 млн. буддистов-мирян и 1 млн. монахов и монахинь. Философия буддизма создана на основе ведийских текстов. Учение Будды явилось серьезной попыткой реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей и построения общин (сангх).

Основная философско-этическая идея буддизма связана с Учением о «четырех благородных истинах», преподанных Буддою в первой Бенареской проповеди.

Мировоззренческая система буддизма строится на следующих главных категориях и понятиях: дхарма (элемент, Закон), карма (действие), сансара (поток бытия), Нирвана (букв, угасание - состояние Просветленности), нидана (колесо причинно-следственных связей), сангха (община).

Космология буддизма описывает мир, состоящим из трех лок (сфер): камалока (чувственный, реальный мир); рупалока (мир форм, иллюзорный); арупалока (мир без форм, сфера чистого сознания).

Одной из важнейших в буддизме является учение Калачакры («Колесо Времени»). Ее суть во взаимосвязи человека и Вселенной. Калачакра существует как учение о циклах (малых 12-летних, годовых - 60-летних, а также космических). Календарное летоисчисление - эзотерическое «Колесо Времени». Эзотерическая доктрина Калачакры связана с сокровенными астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека. Мир в буддизме представляется бесконечным сочетанием дхарм, элементарных частиц, своего рода, вспышек жизненной энергии. Весь мир – «волнение» дхарм. Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства. Страдание, равно как и удовлетворение, создают следствия для новых рождений и сочетаний дхарм. Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары). Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу). Благородная и нравственная жизнь улучшает карму.

Человек есть комплекс сочетаний скандх, и в то же время - звено между двумя последующими состояниями жизни. Освобождение достигается прекращением «волнения» дхарм, т.е. уничтожавшем желаний, страстей, мыслей, всего неотвечающего праведному восьмеричному пути.

Для достижения освобождения в ряде школ буддизма разработаны специальные методы, методики и процедуры, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию, трансмутирующих несовершенные сцепления дхарм (скадхи). Особое развитие они получили в школах йогачаров, ваджраяны, в которых соединена практика индийской йоги, китайского даосизма, древних магических религий.

Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине (сангхе). Он выступил против ритуальных форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе исторического развития пришел к ее признанию. Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды.

Культ буддизма стал охватывать семейно-бытовую жизнь, праздники, создал систему социальных институтов, позволяющих рассматривать буддизм, как единое религиозное государство со своими регионами - школами и традициями. Догматическое восприятие учения Будды привело к социальному расслоению и дифференциации приверженцев религиозных направлений. Буддизм оказал сильное влияние на образ жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции брахманизму. Влияние буддизма на мировую религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый ментально-духовный мир со своей философией, архитектурой, живописью, литературой и формой мышления. В 1950 создано всемирное братство буддистов. (Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. -.98стр.)



Буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения, если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия («варны») обрядов, жертв и заклинаний можно достичь «хороших перерождений», т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом.

Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, то есть небытия. Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к «высшей мудрости», достигнув которой существо может выйти из «круговорота бытия», завершить цепь своих перерождений. Наиболее существенным в учении Будды его последователи считают то, что он познал причину и сущность бытия - страдания, раскрыл их людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию.

По дисциплине: Религиоведение

на тему: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ БУДДЫ



ВВЕДЕНИЕ

1.1 Сиддхаттха Готама и его жизнь

2 Пробуждение

3 Выводы по главе I

ГЛАВА II. МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ

2.1 Учение Будды

2 Буддизм

3 Выводы по главе II

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время мы все чаще встречаемся с философскими изречениями Будды.

Будда, а точнее Сиддхаттха Готама (Сиддхартха Гаутама), был по-настоящему удивительным человеком, чьи мысли были настолько глубоки, что сумели не только дойти до наших дней, но и прочно обосноваться в философии, перерасти в древнейшую религию, признанную народами с совершенно различными традициями.

Актуальность выбранной мной темы заключается и в том, что учения, которые преподносил людям Сиддхаттха Готама, были и остаются важными истинами, которыми должен овладеть каждый человек, от мала до велика. Они никогда не потеряют своей ценности, вот почему я выбрала именно эту тему.

Целью данной работы является изучение жизни Будды, его взглядов, его учений.

В представленной работе были поставлены следующие задачи:

подбор необходимой литературы для освещения выбранной темы

анализ литературы

освещение выбранной темы

написание выводов

Основой для написания данной работы послужили труды следующих авторов: Боцман Я.М, Радугин А.А, Гараджа В.И, Армстронг К. и д.р.


ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ БУДДЫ


1.1Сиддхаттха Готама и его жизнь


Материала для научной реконструкции Будды у современной науки недостаточно. Поэтому, традиционно жизнеописание Сиддхартхи даётся на основе ряда буддийских текстов.

Следует учитывать, что первые тексты, относящиеся к Будде появились спустя сотни лет после его смерти. К этому времени в рассказы о нем уже были внесены изменения самими монахами, для гиперболизации фигуры Будды. Однако уже принято считать, что самыми достоверными являются источники на языке пали, северо-индийском наречии не совсем ясного происхождения, но, как считается, близкого к языку королевства Магадха - на нем, возможно, говорил и сам Гаутама.

Сиддхартха родился в Капилавасту, в южной части нынешнего Непала, примерно в 6 в. до н.э. (дата рождения: около 563 до н. э. <#"justify">1.2 Пробуждение


Согласно мифологии, однажды в возрасте 35 лет, Сиддхартха сидел в тени дерева бо, вблизи городка Гайя в Восточной Индии, и дал обет, что он не сдвинется с этого места, пока не разгадает причину страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. И вот, наконец, он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре священные истины, Гаутама, ставший Буддой (что означает Просветленный), несколько дней после этого просидел под священным деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям - Желанию, Наслаждению и Страсти - соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжил свой великий подвиг.

Согласно другой легенде, Сиддхартха, будучи уже Буддой, остался сидеть под деревом, которое называли бодхи. Ему казалось, что знание, которое он приобрел, слишком сложно для того, чтобы передать его другим.

Тогда Брахма, король богов, убедил Будду в необходимости учить людей, сказав, что у некоторых из нас лишь немного грязи в глазах и можно пробудиться, лишь услышав проповедь. Будда согласился проповедовать. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, с которыми он странствовал несколько лет, и прочел им свою первую проповедь, они стали его первыми учениками. В этой бенаресской проповеди Будды были вкратце изложены основы его учения.

Король Бимбисара из Магадхи, услышав слова Будды, пожертвовал ему для пользования в сезон дождей монастырь неподалеку от Рахагриха, своей столицы. Это и другие великие пожертвования позволили новичкам продолжать практику годами; более того, множество людей обрело возможность услышать проповеди Будды.

Спустя некоторое время его посетили члены его семьи, включая жену, сына, отца и тетю. Его сын стал монахом. Его имя известно по сутрам, основанным на беседах сына и отца об опасности лжи.

Отец Будды стал мирским последователем. Он был опечален тем, что сын и внук внезапно ушли в монахи и попросил Будду ввести правило, по которому человек перед уходом в монашество должен получить на то разрешение родителей. Будда согласился.

Тетя и жена попросили быть принятыми в Сангу, которая изначально была создана для мужчин. Культура того времени ставила женщин гораздо ниже мужчин, и на первый взгляд казалось, что разрешить женщинам вступить в общину означало ослабить ее. Но Будда смягчился и его жена, и тетя, стали первыми буддистскими монахинями.

Будда сказал, что не имеет значения, каков был мирской статус, образование или национальность человека. Все могут достичь просветления, Санга открыта для всех.

Жизнь Будды не была безоблачной. Его двоюродный брат, Девадатта, был амбициозным человеком. Будучи монахом - новичком, он подумал, что ему нужна большая власть в Санге. Ему удалось повлиять на нескольких монахов и призвать их вернуться к предельному аскетизму. В конце концов, он сговорился с местным правителем с тем, чтобы убить Будду и захватить власть в общине. Конечно же, ему не удалось сделать это.

Будда достиг просветления в возрасте 35 лет. Он проповедовал на территории северо-восточной Индии в течении 45 лет. Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличие, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану. Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина <#"justify">.3Выводы по главе I


Во время изучения подготовленной литературы, мною было отмечено огромное количество всевозможных мифологий, легенд, историй относительно жизни легендарного Будды.

Все они разнились, бывало, что не совпадали года, последовательность событий, в одних легендах говорилось, что мать Сиддхартхи умирает после родов, в других - она остается жить. Где-то Гаутама умирает съев свинину, а где-то были преподнесены грибы - вариантов слишком много, и сложно выделить настоящую историю, ведь она переписывалась, переходила из поколение в поколения, что-то терялось, что-то дописывалось и приукрашивалось. Но одно известно точно - это не вымышленный персонаж, сошедший со страниц легенд Индии того времени. Сиддхартха Гаутама действительно существовал и проповедовал свои идеи всем: людям всех возрастов, полов, национальностей и взглядов.

Его жизнь, о которой можно судить из прочитанных мною источников, была очень сложной, запутанной и многообразной. Отец, который стремился оградить сына от невзгод и страданий повседневной жизни, всевозможные искушения, которые сбивали его с пути просвещения, соблазны, долгие годы на пути к поставленной цели. Но не даром его имя Сиддхартха - тот, кто добился цели. Гаутама не только познал смысл жизни, причину страданий, но и отважился донести познанное до людей. Огромное количество последователей, всемирное признание учений Будды, и что не менее поразительно - вознесение Гаутамы до уровня бога, тогда как сам Сиддхартха учил, что надеяться нужно не на богов, а на самого себя и достигать спасения без сверхъестественной силы.

Для изучения мыслей и идей Будды я выбрала отдельную главу, в которой подробно рассмотрю его изречения и то, как философские высказывания смогли перерасти в древнейшую религию, признанную всем миром.

ГЛАВА II. МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ


2.1 Учение Будды


Религиозная буддийская литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасательную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама.

Таким образом, середина I тыс. до н.э. ознаменовалась возникновением новой религии - буддизма. Получив широкое распространение в Индии и за ее пределами буддизм оказал огромное влияние на идеологию, культуру и образ жизни многих народов Азии.

Первые пять человек, обращенные Буддой в новую веру, стали его учениками и образовали ядро буддийской общины. Будда проповедовал религиозные учения, получившие название "учение Будды" ("буддхадаршана", "буддхатама") или просто "дхарма" ("праведный закон"). Верующих называли "бауддхами" - приверженец Будды, а иногда и просто "шакьями".

Основу раннего буддистского мировоззрения оставляют так называемые "четыре благородных истины", в открытии которых и состояло просветление Будды Гаутамы и которые он возвестил уже в своей первой бенаресской проповеди. Эти четыре истины: учение о страдании (истина о страдании), о причинах страдания (истина о причине страдания), о прекращении страдания (истина о прекращении страдания) и о пути к прекращению страдания (истина о пути, ведущем к прекращению страдания).

Рассмотрим каждую истину подробно. Первая благородная истина - о наличии страданий. Молодой Сиддхартха был поражен увиденными картинами страданий человека-болезнями, старостью и смертью. Однако просветленный Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных, вызывающие несчастья.

Рождение, старость, болезнь, смерть, желание - все, что порождено привязанностью к миру - есть страдание. Разумеется, некоторые мыслители того времени не соглашались с учением Будды, приводя в пример и радости существования, однако последователи Сиддхартхи утверждали, что мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность жизненной радости, ее утрата, вечная боязнь потерять то, чем обладаешь - вот то, что приводит к бесконечному страданию.

Вторая благородная истина - о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев. Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной причинной связи. Согласно ей, все зависит от определенных условий и т.к. каждое событие порождается условием, то должно существовать нечто, что порождает страдание. Так, согласно учению Будды, Земные страдания (смерть, болезнь, старость и т.д.) порождает рождение, если бы человек не был рожден, он бы не испытывал этих страданий. Рождение, в свою очередь, обусловлено стремлением к становлению (или силой слепого стремления к рождению). А наша умственная привязанность к вещам является условием наших желаний быть рожденным. В свою очередь, эта привязанность возникает из жажды, страстного стремления наслаждаться предметами внешнего мира: звуками, зрелищами и т.д.. Но откуда появляется это стремление у человека, который никогда ничего не видел и не слышал? Будда отвечает, что все дело в чувственном опыте. Но ведь чувственный опыт невозможен без соприкосновения, то есть без контакта между органами чувств и объектами. Этот контакт, в свою очередь, не мог бы возникнуть, если бы не было шести органов познания: пяти чувств и ума. Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, который составляет воспринимаемое существо человека. Но этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мертв, то есть лишен сознания. Сознание же, которое входит в зародыш еще во чреве матери, является только результатом впечатлений нашего прошлого бытия. Последняя же ступень (состояние) нашей прошлой жизни, ступень, предшествовавшая нашей сегодняшней жизни, в свою очередь, содержит в концентрированном виде все впечатления, результаты всех предшествовавших, прошлых деяний. Впечатления, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, порождающей новое рождение. Неведение, следовательно, есть коренная причина впечатлений, то есть стремлений к новому рождению.

Коротко эта формула выглядит так: 1.страдание в жизни обусловлено рождением, 2.рождение- стремлением к жизни 3.стремление к бытию-умственной привязанностью к объектам 4.привязанность-жаждой, желанием вещей 5.жажда - чувственным восприятием 6.чувственное восприятие-чувственным соприкосновением с объектами 7.чувственное соприкосновение-шестью органами познания 8.шесть органов познания-эмбриональным периодом развития организма (состоящего из разума и тела) 9.эмбрион не может развиться без первоначального сознания 10.первоначальное сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни 11.эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи -12.неведением истины.

Третья благородная истина-о прекращении страданий. Эта истина вытекает из второй: несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить эти условия, то прекратится и само страдание. Согласно учению Будды, освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре степени самоуглубления к совершенной мудрости, тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным лицом. Это состояние освобождения чаще называется нирваной - угашением страстей, а вместе с ними и страданий. Достижение этого состояния вовсе не означает состояния бездеятельности. Верно, что для достижения истины надо полностью отвлечься от внешнего и внутреннего мира, а также от других идей и целиком сосредоточиться на неустанном размышлении о четырех благородных истинах во всех их аспектах. Но, достигнув совершенной мудрости посредством сосредоточенного мышления, освобожденный человек не должен вечно оставаться погруженным в размышление и совершенно отстраниться от активного участия в жизни.

Мы знаем, какую деятельную жизнь вел сам Будда в течение сорока пяти лет после своего просветления - странствуя, проповедуя и основывая братства даже в последние дни своей жизни, будучи восьмидесятилетним стариком. Таким образом, для самого основателя буддизма освобождение не означало прекращения активной деятельности.

Будда однажды ясно указал на то, что есть два рода человеческих поступков: одни совершаются под влиянием привязанности, ненависти и ослепления, другие -без их влияния. Поступки первого рода, усиливая нашу жажду жизни и привязанность к ней, рождают семена кармы, вызывающей новые рождения. Поступки второго рода, совершаемые с пониманием подлинной сущности бытия, лишены привязанности, не порождают кармы и, следовательно, нового рождения. Различие между двумя видами кармы, как учит Будда, подобно результату от посева зерна обычного и зерна бесплодного.

Четвертая благородная истина -о пути к освобождению. Эта истина, как ясно из названия, указывает путь по которому следовал Будда для достижения цели. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название благородного «восьмеричного пути». Следующий этому пути достигает восьми добродетелей:

Правильные взгляды. Так как невежество (заблуждение о самом себе и мире) является коренной причиной наших страданий, то для нравственного совершенствования нужно иметь прежде всего правильные взгляды - понимание четырех благородных истин. Только познание этих истин, согласно учению Будды, приведет нас к цели нашей жизни - нирване.

Правильная решимость. Одно знание истин было бы бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От морально совершенствующегося человека требуется отрешение от всего земного, отказ от плохих намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу правильной решимости.

Правильная речь. Правильная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием, а должна воплощаться в действие. Правильная решимость, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать нашу речь: воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.

Правильное поведение. Правильная решимость, не ограничиваясь выработкой правильной речи, должна наконец воплотиться в правильное действие, хорошее поведение. Правильное поведение заключается в отказе от неправильных действий - уничтожения живых существ, воровства, удовлетворения дурных желаний.

Правильный образ жизни. Для поддержания жизни нельзя прибегать к недозволенным средствам - надо сосредоточенно трудиться в соответствии с доброй решимостью.

Правильное усилие. Когда человек пытается изменить свою жизнь, руководствуясь правильными взглядами, решимостью, речью, поведением и образом жизни, его постоянно совращают с правильного пути как глубоко укоренившиеся в нем старые вредные идеи, так и постоянно приобретаемые новые идеи. Непрерывное совершенствование невозможно без постоянного стремления к освобождению от груза старых дурных мыслей, без борьбы против их появления. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо заполнять хорошими идеями, стараясь закрепить их в уме. Такое четырехстороннее постоянное старание называется правильным.

Правильное направление мысли. Необходимость постоянной бдительности - таково дальнейшее развитие того правила, согласно которому ищущий должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он постоянно должен рассматривать тело - как тело, ощущение - как ощущение, ум - как ум, душевное состояние - как душевное состояние. Обо всем этом он не должен" думать: «это - я» или «это - мое». Если мы неправильно направляем свои мысли, то мы ведем себя так, как будто тело, ум, ощущения и умственные состояния - это нечто постоянное и всегда ценное. Отсюда появляется чувство привязанности к ним, сожаление об их утрате, и мы становимся зависимыми от них и несчастными.

Правильное сосредоточение. Тот, кто успешно ведет свою жизнь согласно указанным правилам и с их помощью освобождает себя от всех страстей и злобных мыслей, достоин пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения, которые постепенно ведут его к конечной цели длинного и трудного пути -к прекращению страданий. Ищущий сосредоточивает свой чистый и успокоенный ум на осмыслении и исследовании истин. На этой первой ступени глубокого созерцания он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от земного.

Когда достигается такое сосредоточение, то вера в четырехстороннюю истину рассеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях отпадает. Возникает вторая стадия сосредоточения, которая представляет собой радость, покой и внутреннее спокойствие, порожденные усиленным невозмутимым размышлением. Это - стадия сознания, радости и покоя. На следующей ступени делается попытка перейти к состоянию безразличия, то есть способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Так возникает третья, более высокая ступень сосредоточения, когда ищущий испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Но он еще сознает это освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения.

Наконец, ищущий пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости от всех чувств радости и воодушевления, которые он ранее испытывал. Тем самым он поднимается на четвертую ступень сосредоточения-в состояние совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения. Таким образом, он достигает желанной цели -прекращения всякого страдания. На этой ступени ищущий достигает архатства, или нирваны. Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.

Таким образом, рассмотрев учение Будды о восьмеричном пути, можно сделать вывод, что этот путь состоит из трех основных этапов: познания, поведения и сосредоточения.

В индийской философии знание и нравственность мыслятся отдельно не просто потому, что нравственность или добродетель зависят от знания того, что хорошо по мнению всех философов, но также и потому, что совершенствование познания не представляется возможным без нравственности, то есть без добровольного контроля своих страстей и предрассудков.

В конце пути проповедуемого Буддой человек, наконец, достигает Нирваны. Согласно учению нирвана - есть прекращение человеческих перерождений, освобождение от страданий. Однако, это не означает, что умерший не пребывает в какой-либо иной форме. Сам Будда отказывался давать объяснение по этому вопросу. Таким образом, вопрос о существовании лица, достигшего нирваны, после смерти - один из вопросов, на которые мы так и не получили ответа от Просвещённого. Молчание Будды могло означать, что пребывание в Нирване невозможно объяснить обычным языком, понятиями обычного опыта.


2.2 Буддизм

гаутама буддизм истина мировоззрение

Как уже было сказано выше, буддизм - религия преодоления страдания. Возник буддизм в Индии в VI-V вв. до н. э. в противовес кастовому брахманизму, Индия, как Китай и Греция, была охвачена в то время философскими исканиями. Небрахманские касты не хотели больше оставаться за пределами поисков истины. Основатели обеих новых религий, возникающих в это время, - джайнизма и буддизма - были выходцами из небрахманских каст. В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но все же в самой Индии буддизм большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами - в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и в ряде других стран, уже давно утратив позиции на своей родине, в Индии. Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основывавшегося как раз на отвергаемой буддизмом традиции.

В истории буддизм делится на 4 вида, два главных из которых - хинаяна и махаяна - будут описаны в этой части реферата.

Учение Будды легло в основу мировой религии, однако, было достаточно изменено.

Самой ранней формой буддизма стала хинаяна («узкий путь к спасению»). В этом направлении у брахманизма была взята идея сансары, учение о законе кармы, и даже избавление от страданий было схожим: достижение личностью нирваны, после которой уже нет новых перерождений.

Хинаяна была учением монахов и главным образом для монахов, тех, кто ушел из мира. Буддийскими общинами были общины монахов (бхикшу), аскетов. Со временем они стали создавать монастыри, которые превратились в главную и, по существу, единственную форму организации буддистов. У них не было иерархически организованной церковной структуры, жреческой касты. Монастыри служили центрами распространения буддизма, здесь писались священные тексты (сутры). Вступавший в монастырь (сангху) отказывался от всего, что связывало его с миром, - от семьи, касты, собственности, - и принимал пять обетов: не убий, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй. В любой момент монах мог выйти из сангхи и возвратиться к мирской жизни. Решившиеся отдать религии всю жизнь проходили обряд посвящения и принимали дополнительные пять обетов - не петь, не танцевать, не спать на удобных постелях, не есть в неположенное время, не употреблять вещей с сильным запахом и ярко окрашенных, не заниматься стяжательством (стремление к наживе).

Позднее сложилась другая форма буддизма - махаяна («широкий путь к спасению»). Эта форма достигла расцвета примерно в 200 г н. э. и она во многом отличалась от ранней формы буддизма. Этот вид буддизма больше похож на обычную религию, основными изменениями были: смягчение отношения к пониманию мира сансары, а также признание заслуг монаха (благочестия и подаяния), которые могли приблизить его к заветной цели - нирване.

Теперь появляется новая фигура - бодисатва - святой подвижник, достигший пути спасения, но оставшийся с людьми, чтобы направить их к пути спасения и облегчить этот путь. После этого появления в буддизма развился пантеон святых, им можно было молиться и просить заступничества и совета. Помимо Святого Будды появлялись и другие будды, обретшие имя, превратившиеся в предмет почитания и культа. Возникла идея поклонения их образам, в основном скульптурам. Наряду со всем этим появилось неизвестное ранее буддизму понятие об аде и рае. Была разработана космогония, с изображением множества небес, на которых располагались святые. Сам Будда стал теперь уже не просто учителем, доносчиком мудрости, а вознесся до уровня богов, превратился в бога-спасителя. Монастыри стали активно заниматься торговлей, появилось множество храмов с огромными статуями Будды, изготовленными из различных ценных материалов.

Так философское учение, доносимое до простых людей Буддой, превратилось в мировую религию с бесконечным числом последователей.


2.3.Выводы по главе II


Учение Будды было глубоким, насыщенным философским смыслом, раскрывавшее причины страдания и пути к спасению, путем долгих, упорных достижений. Оно было открыто для всех, доступно каждому. Сам Сиддхартха говорил, что преподносит лишь малую часть того, что познал сам, дабы не засорять головы слушающих, и отвергал идею о том, что он всезнающ, говоря, что сам знает лишь крупицу из возможного.

Конечно, слова и учение Будды легли в основу мировой религии. Но были очень сильно изменены. В поздних формах буддизма количество людей, способных уместиться на колеснице спасения, значительно увеличилось.

Добиться спасения теперь можно было путем благочестия. Кроме этого, появилась традиция поклонения, самого учителя - Будду- сделали богом, появились и другие боги, другие будды, которым тоже можно было поклоняться, появились бодисатвы, теперь люди могли просить заступничества и совета. Множество изменений претерпело философское учение, основанное на страдании.

Сам буддизм, в целом, достаточно пессимистичная религия, со всеми взглядами, оценкой мира и его смысла.

В социологическом плане наиболее существенно то, что буддизм не придавал никакого значения складывающимся в этом мире формам общности, социальной организации и объединениям. Также, большое значение имеет заповедь милосердия: нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым, и к злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание. Это значит также, что нельзя защищать других от насилия, наказывать даже за убийство. Непротивление злу - абсолютное правило, которое не знает исключений. Не противясь злу, нужно уклоняться от соучастия в нем. В позднем буддизме, когда нирвана потеряла уже свою абсолютную, чисто негативную сущность, когда она стала рассматриваться как состояние, при котором человек обнаруживает в своем ближнем свое собственное я и чужие воспринимаются как близкие (ибо все исходят из одной системы дхармы и тем самым составляют части одного тела), индивид может обеспечить себе спасение с помощью спасения другого.

Поразительным является и тот факт, что учение Будды считается атеистическим. Подразумевается под этим, что Будда говорил о спасении без надежд на сверхъестественную помощь. Надеяться нужно на самого себя, никакой бог не поможет, если сам человек не будет вести праведный образ жизни. Но даже не смотря на это, после смерти Будде присваивают статус бога и поклоняются ему. Это может свидетельствовать как о необратимом процессе изменения религии и некоторых ее правил, так и о том, что Сиддхартха Гаутама был по-настоящему легендарным, великим человеком, чьи слова и мысли не оставили равнодушным никого, даже спустя многие сотни лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучив разнообразную литературу и ознакомившись с жизнью и учениями Будды, не может остаться никаких сомнений в том, что Сиддхартха Гаутама действительно был уникальным человеком. Его жизнь - яркая и насыщенная - позволила ему «переродиться», познать великие тайны бытия и, что немаловажно, донести их до людей. Ограждение отца Сиддхартхи от страданий мира не смогло остановить Будду и он принял решение уйти из дома, чтобы познать истины и донести их до людей.

Учение Будды было открыто для всех, и для монахов, и для обычных людей, для женщин, мужчин и детей. Оно было искренним. Сам Будда говорил, что первоначально его обуял страх невозможности донести эти тайны до простого народа. Но тут же, сердце его наполнилось состраданием к тем, кто живет в неведении и страдает день ото дня. Он принял решение рассказать людям все, что он познал.

Сначала, учеников было мало - всего пять. Но постепенно, Сиддхартха становился популярным среди людей, а в последствии к нему присоединились жена с сыном. Будда открывал двери знаний для всех желающих.

В течение 45 лет Будда передавал истины людям. И вот, на 80-м году жизни он спросил у своих последователей - осталось ли что-то непонятное им? Но вопросов не последовало, и Будда ушел в нирвану.

Спустя время учение Будды переросло в религию, принявшую разные формы. Поздняя форма - махаяна- была уже достаточно сильно изменена, появлялись боги, другие будды, появилось поклонение и прошение советов и помощи, появлялись храмы, с огромными статуями Будды, из различных драгоценных металлов.

Учение Будды было изменено, однако, оно дошло до наших дней, и стало не только основой для мировой религии, но и для многих философских суждений.

ЛИТЕРАТУРА


1.Армстронг К. Будда Карен Армстронг; Пер с англ,Альпина нон-фикшн, 2008

Боэри Дж. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы (Шакьямуни Будды) по материалам Д-ра George Boeree, университет Shippensburg

Борункова И.Н. Основы религиоведения. Учебное издание М.: 1994

Боцман Я.М Буддизм. Философия «Великой религии срединного пути». М., 2001

Гараджа В.И Религиоведение. Аспект Пресс, 1995

Кальянов В.И. Древняя индийская философия, часть 4. Пер.с англ., Москва, 1954

Радугин А.А Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. Центр, 2004

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. - М., Стикс, 1994

Энциклопедия Кольера, 2000

Http://www.plam.ru/hist/istorija_religii_vostoka/p15.php#metkadoc2

Www.terme.ru Советский философский словарь. - 1974

Http://sova.pp.ru/index.php?id=435


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». Слово «дхарма» означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать.

Буддизм в своей основе содержит многие идеи и учения индуизма, главным из которых и является учение о сансаре - постоянной цепи перерождений, опре-деляемых законами кармы . Главная цель размышлений самого Будды, а потом и смысл жизни всех буддистов избавление от круговорота сансары и достижения нирваны (в индуизме аналогом слова «нирвана» является слово «мокша») - со-стояния, в котором отсутствуют перерождения. Конечно, в недрах буддизма су-ществовало и существует поныне множество разнообразных течений, школ, сект, которые по-разному трактуют смысл и цель жизни человека и говорят о разных средствах достижения этой цели, но все же понятие нирваны - центральное поня-тие буддийской религиозно-мифологической системы.

По теории буддизма, о ниврване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя и эти слова неадек-ватны для описания нирваны.) В современном буддизме считается, что нирваны можно достичь и при жизни, однако полностью она достигается только после фи-зической смерти тела и освобождении души. Нирвана это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Самый большой сборник буддийских текстов, при-знанных каноническими (правильными, истинными) — Трипитака (на языке пали - «три корзины»). По легенде, эти записи были сделаны перво-начально на пальмовых листьях, которые помещались в трех корзинах.

Трипитака включает в себя более 15 тыс. повествований, историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним. Около 500 лет все это передавалось изустно. На заучивание такого количества текста даже у выдающих-ся монахов уходило около 25 лет. Чтобы сохранить точ-ность передаваемого, мо-нахи периодически собирались на специальные соборы, где существовала система пе-репроверки заученного путем перекрестных изложений. В XIX в. канонический текст вырезали на 729 камен-ных плитах и над каждой плитой возвели пагоду (храм-часовню).

Трипитака состоит из трех частей.

- Виная - питака («кор-зина устава») — это книга устава для монахов, где пере-числяются проступки, наказания за них, описываются церемонии, распорядок дня в общине, обычаи (омове-ние, одевание, пользование предметами обихода, жизнь во время дождливого сезона и т.д.).

- Сутра-питака («корзина бесед и поучений») состоит из пяти частей. Сутра включает в себя проповеди Будды-Гаутамы в изложении его люби-мого уче-ника Ананды (поэтому каждая проповедь начинается словами: «Так, я слышал однажды...»). Ин-тереснейшая часть Сутры —Дхаммапада, представля-ющая собой популярное изложение всего буддийского учения. Дхаммапада — на-стольная книга каждого буддиста. Очень увлекательна для чтения еще одна книга из состава Сутры — Джатака. Это сбор-ник легенд и сказок, собранных по всей Азии. В них рассказывается о многочисленных воплощениях Будды еще до его рождения в лице Сиддхартхи Гаутамы. Слово «джатака» родст-венно русскому слову «житие».

- Абхидхарма-питака («корзина чистого знания») содержит философские трак-таты буд-дизма, обобщающие и систематизирующие все учение.

Наиболее древней из всех существующих мировых религий является буддизм. Основные религии являются частью мировоззрения многих народов, проживающих на территории от Японии до Индии.

Основы буддизма были заложены Сиддхартхой Гаутамой, который вошел в мировую историю под именем Будды. Он был сыном и наследником царя племени шакья и с детства был окружен роскошью и всевозможными благами. Согласно общепринятой версии, однажды Сиддхартха покинул территорию дворца и впервые столкнулся с жестокой реальностью в лице больного человека, старика и похоронной процессии. Для него это стало полнейшим открытием, ведь о существовании болезней, старости и смерти наследник даже не знал. Потрясенный увиденным, Сиддхартха бежит из дворца и, будучи уже 29-летним мужчиной, присоединяется к странствующим отшельникам.

За 6 лет странствий Сиддхартха познал многочисленные техники и состояния йоги, однако пришел к выводу, что достичь их посредством просветления невозможно. Он избрал путь размышлений и молитв, неподвижной медитации, которая и привела его к просветлению.

Изначально буддизм был протестом против ортодоксальных брахманов и их учения о священности существующей сословно-варновой системы общества. При этом многие положения буддизм почерпнул именно из вед, отказавшись от их обрядовости, закона кармы и некоторых других норм. Буддизм возник как очищение существующей религии, а в итоге вылился в религию, которая оказалась способной к постоянному самоочищению и обновлению.

Буддизм: основные идеи

В основе буддизма лежат четыре основные истины:

1.Духка (страдание).

2.Причина страдания.

3.Страдание может быть прекращено.

4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Таким образом, страдание - это главная идея, которую содержит буддизм. Основные положения этой религии говорят о том, что страдание может быть не только физическим, но и душевным. Уже рождение является страданием. И болезнь, и смерть, и даже неудовлетворенное стремление. Страдание - это постоянная составляющая человеческой жизни и скорее даже форма существования человека. Однако страдание противоестественно, а потому нужно избавляться от него.

Из этого следует еще одна идея буддизма: чтобы избавиться от страдания, необходимо постичь причины его появления. Буддизм, основные идеи которого - это стремление к просвещению и самопознанию - полагает, что причиной страдания является неведение. Именно неведение служит толчком для цепи событий, которые приводят к страданию. А неведение заключается в неверном представлении о собственном «я».

Одной из ключевых теорий буддизма является отрицание индивидуального «я». Эта теория гласит: невозможно понять, что представляет собой наша личность (т. е., «я»), потому что наши чувства, интеллект, интересы непостоянны. И наше «я» - это комплекс различных состояний, без которых души не существует. Будда не дает никакого ответа на вопрос о существовании души, что позволило представителям разных школ буддизма сделать совершенно противоположные выводы в этом отношении.

К познанию, а значит, освобождению от страдания (нирване), ведет так называемый «срединный путь». Суть «срединного пути» заключается в том, чтобы избегать любых крайностей, стать выше противоположностей, смотреть на проблему в целом. Таким образом человек достигает освобождения путем отказа от каких-либо мнений и склонностей, отказа от своего «я».

В итоге получается, что буддизм, основные идеи которого основаны на страдании, говорит о том, что вся жизнь - это и есть страдание, а значит, цепляться за жизнь и дорожить ею - это неправильно. Человек, который стремится продлить свою жизнь (т. е. страдание) - невежда. Для того чтобы избежать невежества, нужно уничтожить любое желание, а это возможно только путем уничтожения неведения, которое заключается в обособлении своего «я». Итак, мы приходим к тому, что суть буддизма - это отказ от своего «я».

Жизнь бывает тяжела и наполнена страданиями: физическая боль, неудачный брак или несчастная любовь, душевные муки, увольнение с работы, внезапная болезнь. В чем корень таких страданий и можно ли их преодолеть? На эти вопросы мы и попытаемся ответить с помощью одного из самых древних и интересных религиозных учений на земле – буддизма. Поэтому сегодня мы поговорим о главных идеях, сути, принципах и философии буддизма.

Буддизм и его учение как все знают и как я уже рассказывал в предыдущей статье об истории буддизма, связано с величайшим Учителем на планете Буддой Шакьямуни.

Учение буддизма зародилось более 2500 лет назад в Индии, когда после 6 летней практики, в возрасте 35 лет, принц из царской семьи, и как его стали называть впоследствии Будда Шакьямуни достиг просветления или нирваны.

На чем же основаны принципы и философия буддизма, в чем его суть и главные идеи учения Будды. Наш сегодняшний рассказ об учении буддизма, о причине его возникновения, о буддийском взгляде на жизнь, и о том, что может дать человеку это замечательное учение, основанное на истине. Потому как, сам Будда Шакьямуни не говорил про буддизм, он назвал свое учение просто «истиной».

Главные идеи учения буддизма

Будда Шакьямуни говорил, что его учение это истина и в этом может убедиться каждый. Каковы же главные идеи его учения.

I — Непостоянство

Одна из главных идей буддизма и непосредственно Будды заключается в том, что мир, в котором мы живем, основан на непостоянстве. Что означает непостоянство, а то, что все созданное будет разрушено.

К примеру, человек родившись должен умереть. Или с теми, кого вы горячо любите, рано или поздно, но тоже придется расстаться.

Если сказать по-другому, нет того, что могло бы продолжаться вечно в мире людей. И учение Будды помогает превзойти непостоянство или избавиться от него, чтобы обрести подлинное и нерушимое счастье.

А почему нужно стать выше непостоянства? Допустим, вы полюбили красивую женщину, и у вас сложились прекрасные отношения, и вы любите ее. Но чем больше вы ее любите, тем сильнее будете страдать в случае расставания с ней.

И у многих из нас есть, наверное, такой опыт, что расставаться с любимыми бывает очень тяжело. Но и это еще не все, так как именно привязанность приводит к новым реинкарнациям или перевоплощениям.

А сколько проблем возникает, когда по каким-то причинам приходится жить в семьях, где с вами могут плохо обращаться, к примеру, теща или свекровь или свекр.

Также философия буддизма говорит, что все факторы в жизни человека постоянно меняются. Тело человека стареет и болеет – это и есть непостоянство. Как бы ни была красива женщина, со временем она станет старухой, ее кожа станет желтой и морщинистой.

Привычки и желания вашего партнера также меняются, его ум меняется – мы видим все тоже непостоянство. И превзойти такое всеобщее непостоянство – это мудрость буддизма, это его путь к счастью, это путь к просветлению в конечном итоге.

Вы знаете, в слове «просветление» есть слово «свет» . Свет - это информация, это знание истины, что, к примеру, этот мир непостоянен, жизнь непостоянна, удовольствия непостоянны, взаимоотношения непостоянны.

А что такое тогда тьма или невежество с точки зрения истины или буддизма? Это отсутствие правильной информации, о непостоянстве в том числе.

II –Весь мир есть страдание

Вторая и не менее важная главная идея буддизма – этот то, что мир основан на страдании . Почему в буддизме даже радости считаются страданием. А потому, что они, в сущности, являются страданием. И это, потому что все вещи непостоянны в своей основе.

Взять наше тело, оно проходит через рождение, детский возраст, юность, старость и смерть. И все знают наши чувства, зрение, вкус и обоняния, а также энергия, хороши в детстве и молодости, но затем энергия слабеет, зрение ослабевает и так далее.

3 вида страданий в буддизме

И обычно в буддизме и его философии, все страдания разделяют на 3 вида. Первое страдание – это страдание, связанное с нашим физическим телом , а оно болеет, стареет и умирает. Кроме того, существует физическая и душевная боль.

Второй вид страдания – это страдание от изменчивости . Например, ваш любимый человек, к которому вы были привязаны, ушел к другому человеку. Или допустим, ваш партнер получил увечья или ожог лица, тогда вы тоже страдаете. А что вы будете испытывать, если вас уволят с работы. Избежать подобных изменений невозможно.

Третий вид страдания связан с нашими чувствами и ощущениями . Вот мы едим приятную еду, она нам нравится и возникает привязанность. И вот мы объелись и нам плохо. Да это еще ладно, но ведь есть люди как в Африке, которым просто нечего есть.

И можете ли вы себе представить, что есть желание поесть, но нет еды. Вот где возникают настоящие страдания. Ну, а болезнь разве это не сущностное страдание, когда наше любимое тело заболевает. Вот это есть третье сущностное страдание.

III — Наши желания – источник страдания

Третья главная идея буддизма в том, что мы страдаем из-за наших желаний. Многим из нас кажется, что мы живем в этом мире по собственной воле. Однако, на деле это не совсем так, а лучше сказать совсем не так.

Вот человек умирает, хотя хочет еще пожить в этом мире, и каково ему, можете ли вы это представить. Где же здесь его воля? Нет, он вынужден умереть против своей воли.

А сколько людей хотели бы, чтобы их любил тот или иной человек, но этого не получается. Или кто-то хочет заработать денег, но тоже не получается. А если гордого человека унижают, когда он хочет показать свою гордость. И это говорит о том, что мы живем в этом мире не по своей воле, а нами всего лишь управляют наши желания и страдаем мы лишь из-за них.

IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения

Закон Будды Шакьямуни объясняет причины возникновения желаний в этом мире и что мы представляем собой, по сути.

Вообще в буддизме наше подлинное состояние называется не Бог, а именно состояние. И это состояние называют иногда Атман или Истинное Я. Это состояние независимого существования, где есть только огромное блаженство и огромное счастье.

И все мы ранее находились вот в этом независимом состоянии. И далее Будда описывает процесс того, как мы «вышли» или «упали» из этого независимого состояния, которое еще и нирваной порой называют.

Согласно этому закону буддизма, наше Истинное Я или Атман подверглось вмешательству трех изначальных энергий и из-за своего невежества Истинного Я, и падает, подвергаясь внешней информации.

На этом этапе Истинное Я человека пытается найти нечто более приятное и лучшее вовне. Так возникают и форма внешность, и различные элементы души, и различение или разделение себя и других. Так душа начинает искать удовольствие во внешних вещах и возникает захваченность или привязанность.

Разве люди не считают, когда получают какой-то объект, «то мое, это мое»? И на основе такого разделения возникает ненависть к другим… Вот так происходило рождение в этом мире.

Каждому становится понятно, что наш подлинный, настоящий дом находится не здесь. Нашим подлинным состоянием является именно состояние или мир без формы, запахов, вкусов и т.д.

Это мир одного лишь света, наполненного огромным блаженством и счастьем. И где мы одновременно являемся и счастьем, и радостью, и блаженством, и вечностью, одновременно.

Незрелые души продолжают поиск удовольствий

Душу, которая все еще ищет удовольствий в этом мире можно назвать незрелой. Однако, где же те удовольствия, к которым она так стремится?

Многое в жизни не получается и складывается не так, как хотелось бы. Так душа человека приходит к выводу, что то, что считалось ей как удовольствие, на самом деле является именно страданием.

И вот после осознания нашей душой того факта, что все есть страдание она хотела бы вернутся в свое Изначальное Состояние Счастья и Блаженства, но как вы видите ей мешают вот эти взаимозависимые условия, проще говоря, ей мешают опыт и различение, накопленные в течение долгих воплощений.

И поэтому люди, которые не хотят больше страдать обращаются, например, к буддизму, который помог бы им вернуться в свое изначальное состояние «первозданного душевного счастья».

И вот здесь и начинается процесс просветления и понимания буддисткой философии, когда отдалившись от страданий и желаний, путем правильного анализа и размышления, что мир есть страдание, что он непостоянен, что он является иллюзией. И что тело не является сущностью, а также ум, ощущения, опыт и различение.

И на основе вот такого правильного взгляда избавляются от страданий этого мира, обретают просветление, обретают освобождение.

Суть учения буддизма

Сутью учения буддизма является осознание того факта, что все в этом мире является страданием и основано на непостоянстве. По этой причине одним из первых законов, проповедуемых Буддой Шакьямуни был Закон о Четырех Благородных Истинах.

И в первой Истине о Страдании Будда объясняет истину о том, что рождение есть страдание, а также старость, болезни и смерть . Разлуки, отчаяние и душевная скорбь – тоже страдание. Будда в данном учении говорит, что весь мир есть страдание.

А уже во второй истине, Истине о Причине Страдания говорится, что причина в привязанности к желаниям, привязанности к удовольствиям . По этой причине люди, которые гоняются за удовольствиями этого мира, на самом деле получают лишь страдания.

В этом неправильный взгляд обычных людей, которые хотят видеть лишь одну сторону явления – удовольствие, не осознавая того факта, что за удовольствиями скрываются боль, душевные муки, старость, болезни и смерть .

В третьей истине, Истине о Прекращении Страдания Будда Шакьямуни говорит о том, что страдания и непостоянство этого мира можно прекратить или уничтожить. А для этого нужно отдалиться от привязанностей и захваченностей удовольствиями и желаниями этого мира .

Четвертая истина – это Истина о Пути Прекращения Страданий. Будда объясняет, что существует путь, пройдя который можно избавиться от непостоянства и страданий. Обычно путем для прекращения страданий является Восьмеричный Святой Путь.

Восьмеричный путь в буддизме и его смысл

И первым правилом жизни буддиста и частью восьмеричного пути или сути буддизма, идет Правильный Взгляд.

Что такое правильный взгляд?

Правильный взгляд - это признание простой истины – что мир непостоянен и что все явления являются страданием. Признание этого факта, это самый первый шаг в избавлении от страданий, и самый первый шаг в процессе просветления.

Что такое правильное мышление?

Укоренившись в правильном взгляде, человек переходит к Правильному Мышлению или Размышлению.

Здесь вы размышляете, сейчас у меня такие-то и такие-то желания или страдания. Вы их анализируете, и ваше сознание становится все спокойнее и спокойнее.

Далее идут Правильная Речь – говорить добрые слова, не сквернословить и не пустословить. Правильные Действия – это отдаление от убийства, воровства и прелюбодеяния. Учение Будды обязывает с добротой и любовью относиться к людям.

Что такое правильная жизнь по Буддизму?

Правильная Жизнь в соответствии с буддизмом – это значит прилагать усилия к практике истины, правильно размышлять и медитировать.

Правильные усилия в Буддизме

Правильные Усилия – уменьшать не благой закон и увеличивать благую карму. Правильная Фиксация Памяти и Самадхи – это значит правильно размышлять, основываясь на истине непостоянства, страдания и отсутствии «я» в своем теле и уме.

На основе правильной фиксации входят в Самадхи, в котором возникает мудрость знания прошлых и будущих жизней. Божественное чтение чужих мыслей, опыт миров сансары и нирваны. Таков согласно философии буддизма процесс просветления и разрушения своих желаний и страданий.

Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.

Согласно Философии буддизма, правильный Взгляд основанный на истине может принести немало пользы обычному человеку. У каждого из нас в жизни бывают какие-то отрицательные моменты или события, и связанные с ними страдания. И что же тогда нужно делать?

Если вы осознаете непостоянство всех вещей, вы будете спокойны, чтобы с вами не случилось. Размышляя над отсутствием «я» вы начинаете видеть, что страдания - это иллюзия и что страдать на самом деле некому.

Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти

В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.

Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.

И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.

Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело - это иллюзия.

Ум и мозг не есть Я?

Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.

Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства - это страдание.

В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.

Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.

То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.

Принципы буддизма

Слово принцип означает, что что-то работает, так или иначе. К примеру, двигатель машины работает по принципу внутреннего сгорания, нужен бензин, и нужно завести машину, чтобы она поехала.

А в чем же заключены основные принципы буддизма или истины? А главная истина буддизма основана на непостоянстве и страдании этого мира.

И для того, чтобы превзойти или избавиться от непостоянства и страдания, нужен правильный взгляд на мир и правильное размышление, а также соответствующие поступки телом и мыслями, правильная фиксация и самадхи.

Реинкарнация или перевоплощение

Одним из принципов буддизма является и тот факт, что существуют перевоплощения существ или как ее еще называют реинкарнация.

Учение о реинкарнации существовало и в раннем христианстве. С безначального прошлого мы вращаемся в круге перевоплощений. Слово сансара означает еще и круг перевоплощений или колесо.

Будда Шакьямуни говорит о том, что мы перевоплощались так много раз, что все существа когда-то были нашими матерями. Если сложить все кости от наших воплощений, то они сложили бы гору, которая стала бы выше всех гор мира.

А своим ученикам Будда говорил, что если собрать все слезы, которые вы выплакали в результате страданий прошлых жизней, то они по объему превзойдут все моря и океаны вместе взятые.

Иногда, чтобы дать характеристику учения буддизма его символически обозначают колесом, это колесо поворачивает нашу реинкарнацию или воплощения в обратную сторону, в сторону свободы и счастья.

Карма или принцип причины и следствия

Карма означает, что все, что мы совершили, станет причиной, и принесет свой результат.

Все, что мы сделали — к нам и возвращается. И мы рождаемся с разными причинами и условиями. Если бы не существовала карма, то, как тогда объяснить, что одни рождаются в бедной семье, а другие в богатой. Или кто-то изо-всех сил пытается что-то получить, а у него не получается, а другому все дается без усилий.

Практика буддизма, соблюдение его принципов, страдания и праведная жизнь очищает нашу карму, и по мере ее уменьшения будут исчезать и страдания, ведь все наши страдания от накопленной нами кармы в прошлом. А уже наши нынешние поступки тела, речи и мыслей будут определять наше будущее, насколько она будет счастливой или наоборот несчастной.

Процесс просветления – это процесс уменьшения нашей кармы, кармы из-за которой нам приходится страдать и перевоплощаться в этом мире.

А нирвана, которой достиг Будда – означает полная остановка желаний и страданий с ними связанных. Будда Шакьямуни говорил: «Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире».

Философия буддизма как учения

У философии буддизма особый смысл. Он заключается в том, что человек умрет и смерть неизбежна. И что человеческая жизнь коротка, поэтому очень драгоценна, потому как от нее зависит следующая жизнь. Люди, которые ведут практику медитации или практику истины – являются обладателями высшей заслуги в этой жизни.

Вероятность того, что человек будет вести практику дхармы или истины очень мала и об этом говорится в одной сутре буддизма.

Представим себе Сансару или круговорот бытия как океан. И в этой Сансаре все существа страдают. И вероятность того, что какая-то душа задумается о страдании и освобождении от него, возникает лишь раз в 500 лет.

Будда Шакьямуни 2500 лет назад так говорил об этом океане: вот огромный океан, а на дне обитает совсем слепая черепаха, которая лишь раз в несколько сотен лет поднимается на поверхность океана, чтобы глотнуть свежего воздуха. И в это время проплывает деревянный круг или ярмо и в него черепаха попадает головой. Такова аналогия с человеком и его желанием избавиться от страдания, и достичь просветления.

В заключение могу сказать, что главные идеи, Суть, Принципы и Философия в учении буддизма – это всего лишь путь к счастью, путь в будущее без страданий. В конце концов, в нирване, как идеальном достижении буддизма или в нашем истинном состоянии нет ни прошлого, ни будущего – там есть лишь настоящее, наполненное счастьем, радостью и свободой.

И даже и многих других религиозных течений и вер планеты земля.