Константин беляев - биография, фотографии. Константин беляев - биография Константин Беляев - Озорной концерт

Сегодня мы расскажем о том, кто такой Константин Беляев. Биография его будет рассмотрена ниже. Речь идет об авторе и исполнителе. Его творчество относится к жанру блатной песни. Составил цикл куплетов под названием «Кругом одни евреи».

Биография

Константин Беляев появился на свет в посёлке Большая Долина, неподалеку от Одессы. Мать будущего артиста Надежда Александровна была работником совхоза. Отец погиб на фронте, звали его Николай Захарович. До 1953 г. Константин Беляев учился спецшколе-интернате. Ряд предметов в этом заведении преподавался на английском языке. Отправился в Москву. Стал студентом Института военных переводчиков. Проучился там три года. Во время послевоенной демобилизации практически весь курс его института расформировали. Беляев отправился под Алматы на станцию Отар. Там преподавал английский язык в течение года в старших классах. Отправился в Москву. Стал студентом Института иностранных языков. Закончил вуз в 1960 году, получив специальность преподавателя английского языка и переводчика. По распределению работать попал в аэропорт Шереметьево. Занял должность диспетчера-переводчика.

В заключении и на свободе

В 1983 г. Константин Беляев был осужден за «незаконный промысел» на 4 года. Срок отбывал в стенах колонии с усиленным режимом под Вологдой, в Устюжне. Следствие продолжалось около года. Будущий музыкант за этот период сменил 4 тюрьмы. После освобождения был в гаражных обществах ночным сторожем. Позднее стал воспитателем школы-интерната для детей-сирот. В 1988 - 1993 годах работал в частном бизнесе. Параллельно начал активно записываться. В 1996 г. впервые работал на профессиональной студии под названием «Рок-Академия». Вскоре был издан первый сольный диск. В 2009 году нашему герою провели операцию в московской больнице. После этого его перевели в реанимационное отделение. Там он скончался в 2009 году, 20 февраля.

Творчество

Константин Беляев писал песни в основном на стихи других авторов. Также исполнял чужие композиции. В частности, музыкант обращался в песнях к творчеству Евгения Александровича Евтушенко, а также Игоря Эренбурга. В репертуаре нашего героя около 400 композиций: романсы, лирика, одесско-еврейские. Также записывался у М. В. Иноземцева на студии под названием «Северный мотив». Хотя предпочитал работать у московских друзей Вячеслава Самвелова, Сергея Лепешкина и Александра Волокитина. Всего с 1966 г. выпустил 73 концерта и альбома. Постоянно производится восстановление и оцифровка бобинных старых записей, созданных нашим героем.

Константин Беляев - Легенды Русского Шансона



У Константина Николаевича Беляева, знаменитого автора и
исполнителя городского романса, хулиганских, озорных, блатных и многих
других песен, записано более 100 дисков. Его по праву можно назвать
живой историей, ведь творчество Константина Николаевича знакомо
практически каждому любителю шансона, особенно поколению 1970-х, с
детства. Его песни исполняло немало известных бардов, в том числе Игорь
Эренбург и Аркадий Северный, который, кстати, посвятил Беляеву куплет
одной из своих песен. А озорные «Куплеты про евреев» и «Таганку» слушали
и распевали советские подростки под гитару в каждом дворе.

Беляев Константин Николаевич (р. 23.11.1934 г.) - исполнитель, поэт и
композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Аккаржа (немецкое
поселение под Одессой в 1920-х годах). Мать - Надежда Александровна
работала в совхозе, отец - Николай Захарович, погиб на фронте, есть
младший брат Владимир, проживающий в Одессе. В 1946 году Константина
отправили в одесскую спецшколу-интернат с преподаванием ряда предметов
на английском языке, там учился до 1953 года. Спецшкола находилась на
Большом Фонтане, а потом переехала на улицу Ботаническую. Затем Беляев
переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков, там
проучился три года, а затем, в период хрущевской демобилизации («миллион
шестьсот сорок тысяч»), почти весь курс был расформирован (октябрь 1956
г.). В связи с тем, что продолжить учебу не представлялось возможным
(учебный год уже начался), Беляев завербовался через МПС и поехал
работать учителем английского языка на станцию Отар, под Алма-Атой, там
преподавал в течение года английский язык в старших классах.

В Киеве у Фреда Ревельсона. 17 августа 2000 года

Фото - Александр Мордюк

После этого
вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Института
иностранных языков имени Мориса Тореза, который закончил в августе 1960
года и по распределению попал в международный отдел аэропорта
Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общежитии
аэропорта, году в 1961 начал осваивать гитару, начал петь и сочинять
песни.

В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в
пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около
трех лет, создал женский студенческий ансамбль. Затем Константин Беляев
преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков,
Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал
до ареста в 1983 году. В 1966-67 году Константин Николаевич
познакомился с Юрой Мироновым и Давидом Шендеровичем, который
организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе
Аркадия Северного. Первые записи Беляева, Миронова и других проводились
во второй половине 60-х годов в Доме науки и техники, который находился
напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссером был Алексей
Манхегов, который там работал.

В эти же годы Беляев увлекся
коллекционированием фирменных дисков, которых к 1983 году накопилось
более восьмисот. В конце шестидесятых Беляев познакомился и подружился с
поэтом и художником Игорем Эренбургом, до этого уже был знаком с Сашей
Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми
начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря
Эренбурга, которые поет и по сей день. Основные записи концертов
происходили в Москве (у Давида Шендеровича и других) и Одессе (у Стаса
Ерусланова), иногда Ерусланов приезжал в Москву и организовывал запись у
Беляева дома. В Петербурге Беляев записался во время приезда на 20-ю
годовщину со дня смерти Аркадия Северного, в апреле 2001 года у Сергея
Ивановича Маклакова.

Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов «Кругом
одни евреи». В 1970-х годах жил на улице Горького, два года снимал
квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В
1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел),
срок отбывал в колонии усиленного режима в Устюжне под Вологдой,
следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы
(«Матросская тишина», Бутырская тюрьма, Краснопресненская пересыльная и
Вологодская). После освобождения некоторое время работал ночным сторожем
в гаражных обществах, затем - воспитателем в школе-интернате для
детей-сирот. С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно
активно начал записываться.

В 1996 году впервые записался на
профессиональной студии «Рок-Академия», после чего в 1997 вышел первый
официальный сольный диск «Озорной привет из застойных лет». За период с
1966 года по настоящее время выпустил эксклюзивом более ста альбомов и
концертов. Постоянно производится оцифровка и восстановление старых
катушечных записей. В репертуаре примерно 400 песен: лирика, романсы,
цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатнённые.

Голодное детство


- Константин Николаевич, расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

Во многих интервью я говорю, что родился в Одессе. На самом
деле это не так. Просто я считаю себя одесситом, поскольку в основном
мое становление шло в Одессе. А родился я в Вологодской области, в
Чёбсаре, куда были сосланы мои родители в 1920-х годах. Отец работал в
совхозе конюхом, мама - полевой рабочей. Воспоминаний о детстве много.
Был тогда у меня закадычный друг Гена, и каждую зиму мы с ним любили
кататься на коньках по пруду. Правда, у каждого было только по одному
коньку. Докатались до того, что, в конце концов, во втором классе нас
оставили на второй год. Во время войны мать работала на лесоповале, отец
погиб на фронте, и мы с братом были предоставлены сами себе. Времена
были очень голодные, и летом мне приходилось пасти коз в лесу. А весной
мы шли в поле, собирали гнилую картошку, и мама делала нам из нее
лепешки.

10 класс (1952 год).

Брат Володя, мама Надежда Александровна, Константин.

Те же, но раньше. 1949 год

В 1944 году мы переехали к бабушке под Одессу. А потом меня
отдали в интернат. Впервые я столкнулся с такой строгой дисциплиной:
домой отпускали только по воскресеньям, если за всю неделю не получил ни
одной тройки, ходили только строем и, конечно же, постоянно голодали.
Там я уже начал петь, у меня даже была своя мандолина.

Жизнь в Казахстане


- А после интерната?

В 1953 году я поехал в Москву и сразу поступил в Военный
институт иностранных языков. Знания, полученные мной в те годы, очень
пригодились в будущем. После хрущевского сокращения Вооруженных сил я, с
неоконченным высшим, завербовался учителем английского языка в
Казахстан. Так получилось, что мои ученики были всего на два года младше
меня. С казахами я намучился, конечно. Они и по-русски-то говорить
толком не могли. Кроме того, когда входишь в казахский класс - ощущаешь
необыкновенную вонь немытых годами тел. Этот жуткий запах навсегда
остался в моей памяти.

Станция Отар, 1956 год

- Долго преподавали?

Год. У меня в Казахстане была даже любимая девушка-медсестра.
Она была очень красивая, и местные ребята хотели меня за нее побить. Но я
их убедил, решил вопрос дипломатическим путем. Да многие в меня девушки
влюблялись. А потом я вернулся в Москву и поступил в Институт
иностранных языков имени Мориса Тореза.

Первая песня


- Какие у вас воспоминания о тех годах?

Жил в общежитии, участвовал, конечно, в самодеятельности. Помню
такой эпизод. Готовлю я на кухне макароны по-флотски, а меня ребята к
телефону срочно вызывают. Я бегом туда, а на проходной мне отвечают, что
никаких звонков нет. Возвращаюсь на кухню, а «добрые» студенты доедают
мои макароны. Именно в те годы я начал записывать свои песни на
магнитофонные ленты. Мы пели и много песен советских композиторов.

- Когда была написана ваша первая песня?

В 1960 году меня распределили в международный аэропорт в
Шереметьево. Там я взялся за гитару, начал сочинять. Первая моя песня
«Не могу я без тебя, не могу», конечно же, она посвящалась девушке.

Многоженец


- Сразу видно, что вы пользовались большим успехом у женщин. А сколько раз вы были женаты?

Сейчас я живу с третьей супругой.

- Что случилось с предыдущими?

Первая мне просто надоела через три года: вечная
неустроенность, съемные квартиры, она сама (смеется). А вторая, Людмила,
была жутко ревнивая: порвала все фотки моих бывших подружек, устраивала
кучу истерик. Кстати, потом ее за паршивый нрав и убили. А убил муж
родной сестры. Она добивалась развода, а когда мужчина это узнал, пришел
к Людмиле, убил и засунул ее голову в унитаз. За что был признан
психически ненормальным и направлен на принудительное лечение.

Не зная нот


- А серьезно музыкой когда вы стали заниматься?

Серьезно я никогда не занимался. Я до сих пор не знаю нот, хотя
элементарно сыграю вам любую мелодию. После 1960-х годов я начал
записываться на студии в Доме науки и техники на Волхонке. В 1970-х
годах пелось все: и свое и чужое. Как-то этому не придавали значения,
понятие об авторских правах в принципе отсутствовало. Так все и пошло.

- А как песни-то сочинялись?

Ну, например, в 1970 году я отдыхал в Одессе, как раз там была
холера. Мне пришлось проходить обсервацию, и родилась вот такая песенка:

На Дерибасовской случилася холера,
Ее схватила одна б… ть от кавалера.
Пусть Бога нет, но Бог накажет эту бабу,
Что в подворотне где-то выдала арабу.

- А знаменитым когда себя почувствовали?

Я часто ездил к своим племянникам. Ну вот как-то в поездке иду
на толчок и вдруг слышу магнитофонную запись с моим голосом. Я подхожу к
пацану, хозяину магнитофона, и говорю ему: «Слушай, а чего это ты
крутишь мои песни?» Он отвечает: «Как это твои?» Я представился и даже
показал ему паспорт. Мы познакомились и очень подружились.

- А с Аркадием Северным вы не сотрудничали?

Нет, я был с ним знаком. Он был в Москве всего лишь два раза.

- Но песни-то ваши он пел?

Да, конечно. Много пел моего, в том числе и куплеты про евреев.
Как-то по радио услышал в исполнении Аркадия темы, похожие ну до
нюансика на мои.

- Так это же плагиат?

Ну естественно, все содрал, от и до.

- А Северный каким был человеком?

Внешне тощеньким, невысоким, но самое главное, он поражал своим
голосом. Казалось, что поет могучий детина. Когда мы с ним с ним
столкнулись на концерте в Москве в 1980 году (в апреле 1980-го он умер),
я ему сказал: «Я Костя Беляев. Ты ж сам про меня даже песни сочинил,
точно не помню слов, но что-то там: А на Крещатике поет Беляев Костя, он
под гитарку что-то там наигрывает. Но Костю так заносит, что уши
вянут». Мы тогда с ним посмеялись по этому поводу.

1988 год

Арест


- Константин Николаевич, у вас тогда была огромная коллекция дисков?

Да, я ведь работал не только преподавателем, но и давал частные
уроки, поэтому мог себе позволить покупать записи известных
исполнителей. У меня была коллекция около 850 дисков.

- А что с вами произошло в 1983 году?

Можно сказать, мне пришлось расплатиться за свои песни и за
свою деятельность. Помню, как в квартиру позвонили, на пороге стоит
капитан ОБХСС: «Какая у вас коллекция! И аппаратура шикарная!
Одевайтесь-ка и поехали с нами». Меня отвезли на допрос. Впаяли 162-ю
статью (незаконный промысел) и осудили на 4 года. Срок отбывал в колонии
ленного режима в Устюжне под Вологдой. Пока длилось следствие, я сменил
четыре тюрьмы («Матросская тишина», Бутырка, Краснопресненская
пересыльная и Вологодская тюрьма).

Кроме того, что осудили на полную
катушку, еще и конфисковали все имущество! В этих тюрьмах я и потерял
свое здоровье, очень похудел, нажил инвалидность. На зоне я работал
стропальщиком на заводе ЖБИ и, конечно же, не переставал заниматься
самодеятельностью, играл на гитаре и пел. Через два года меня перевели
на «химию» в Вологду. Режим там был, конечно, не такой строгий, как на
зоне. И можно было гулять по улицам, там, кстати, я и я комился со своей
нынешней супругой.

Фото - Александр Морозов

- Вы освободились в 1987-м?

Да, вернулся в Москву, перебивался, как мог, потом работал
ночным сторожем, воспитателем в интернате. Но воля к жизни кипела
всегда, поэтому я занялся бизнесом, пять лет продавал
аудиовидеоаппаратуру, все шло достаточно успешно.

Костя Беляев. Вот уже не один десяток лет его незабываемый голос радует любителей веселых и озорных Одесских песен.

Иногда хулиганских, сдобренных матерком, а иногда глубоко лиричных, полных любви и грусти... Долгие годы мы ничего не знали об этом человеке, лишь всевозможные слухи передавались от одного к другому, как в детской игре в "испорченный телефон". Правда, в последние годы появились первые статьи и интервью. Несколько раз были показаны телевизионные программы с его участием.

Песни в исполнении Беляева, время от времени, стали звучать в радиоэфире. Но, тем не менее, информации о нем по-прежнему очень и очень мало. Мне думается, что этот материал, основанный на многочасовых беседах с Константином Беляевым, позволит вам составить более полное представление об этом неординарном человеке.

Беляев Константин Николаевич родился 23 ноября 1934 года. Исполнитель, поэт и композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Аккаржа (немецкое поселение под Одессой в 1920-х годах) . Мать – Надежда Александровна работала в совхозе, отец – Николай Захарович, погиб на фронте, есть младший брат Владимир, проживающий в Одессе.

Его детство... Но, наверное, о своем детстве пусть лучше расскажет сам Костя:

- "Я, как известно, уроженец Одессы. Отец мой погиб на фронте в начале 1942 года, а мама работала под Одессой, в колхозе. В 1946 году она с моим дядькой устроили меня в английскую спецшколу-интернат. Она называлась: "Мужская спецшкола-интернат с преподованием ряда предметов на английском языке", такое вот длинное название. Только ребята в ней учились, девушек не было. Закрытого типа школа была - строгая дисциплина, жесткий режим... А мы думали, полагали, что нас пытаются подготовить к заграничной работе - разведчиками, военными переводчиками, дипломатами. У нас была особая форма: китель на пуговичках, с воротничком стоячим - мы всегда пришивали свежий... Пуговицы драили, наглаживали брюки, чтобы стрелочка была... Всё чин-чинарем. Волосы нам разрешали носить где-то примерно с четвертого-пятого классов, но если кто-то уходил в самоволку - стригли полосу машинкой, наголо. С этим вопросом было очень строго.
В 1946-47 годах на Украине был еще страшный голод, масса народа погибла, умерла. А нас, хотя и очень скудно, но, тем не менее, кормили. Особенно тяжелый период был между обедом и ужином. Бывало, часиков так в шесть, семь отпросишься в туалет, а сам бежишь... Я помню, лесенка была наверх и столовая через дырочку видна, а там паечки хлеба лежали по 100-150 грамм. Смотришь туда и слюнки текут... Вобщем, голодные годы..."

В 1953 году Беляев заканчивает спецшколу-интернат и поступает в Институт военных переводчиков. Но, к сожалению, закончить полный курс ему не удается. Хрущевым объявлена массовая демобилизация и Костю, как и миллион с лишним его сверстников, демобилизуют. Несмотря на то, что, по признанию самого Беляева, служить ему очень хотелось. Не в пример, кстати, нынешней молодежи... Как бы то ни было, после того как Костин курс был расформирован, он поступает на переводческий факультет Института иностранных языков, сразу на 2-й курс. Здесь, в Инязе, он принимает участие в художественной самодеятельности и начинает петь. Вот как он сам вспоминает об этом:

- "Я начал выступать в самодеятельности, у нас был ансамбль. На гитаре я еще тогда не играл. А выступал с песнями всякими. Ну тогда песни были, естественно, не те, которые я сейчас пою, понятное дело! По праздникам мы выступали с вечерами художественной самодеятельности и, конечно, пели песни, которые могли петь, которые нам разрешали петь. Советские песни."

В 1960-м году, после окончания института, Беляева распределяют в Международный аэропорт "Шереметьево", где он 2 года работает в должности диспетчера-переводчика. Работа, по его словам, однообразная и утомительная. Единственный плюс - режим работы: сутки через трое. Свободное время надо чем-то занять и Костя начинает учиться играть на гитаре. Первые, выученные им, песни были на английском, испанском языках. Молодой переводчик - что вы хотите! А чуть позже пошел блатняк и прочее народное творчество. "Настя Зуева", например. Когда же молодой специалист Беляев более-менее освоил шестиструнку, ему захотелось спеть и свое что-то перед друзьями, девочками... Стихов до этого он не писал, а тут вдруг как-то само собой стало получаться, и появились его первые авторские песни. Одной из первых была (помните?): "Не могу я без тебя, не могу. Не могу я без любви твоей, без голоса..." В эти годы начинает складываться основной Беляевский репертуар.

1964 - 1976 годы - его "золотое время", так считает и сам Костя. Он переходит на преподавательскую работу - преподает английский язык в различных московских институтах. Преподает, не утруждая себя особо большими нагрузками, платят-то мало! Гораздо выгоднее и интереснее заниматься частными уроками. Выгодно - не только в денежном плане... Свободное время - вот основная выгода! Как его использовать? Что за вопрос! Конечно же - петь, веселиться, гулять! Тем более, когда ты умеешь играть на гитаре, поешь так, что нравится всем окружающим! Первые концерты на бульварах и улицах Москвы, на днях рождениях и праздниках. Новые знакомства. Некоторые из них - на всю жизнь. Случайные знакомства на улице, на чьей-то квартире превращаются в глубокую привязанность. Юра "Нос" Миронов, Дося Шендерович, Дима Дмитриев - эти имена известны многим любителям творчества Беляева. Ведь это при их непосредственном участии записывались его первые пленки. А самая первая запись была сделана где-то в середине 60-х в радиоузле Дома науки и техники, на Волхонке:

- "Там на радиоузле работал наш с Юркой Мироновым друг - Леха, у которого мы любили собираться. Он сам был кабардинец, из Кабардино-Балкарии. И он такой хлебосольный был. Любил выпить очень. Поставит водки, коньяку, нарежет колбасы... Даже не на тарелочке, а на бумажечке... И мы приходили и балдели у него. А поскольку он заведовал радиоузлом, у него были магнитофоны такие огромные, стояли на полу прямо, с большими бобинами. Он говорил: "Костя, мне очень нравятся твои песни. Давай запишем! Давай!" И вот мы там пели...Так и начали записываться. Не один раз. Заскакивали, когда у него настроение есть и когда не было никаких у него мероприятий. Нас собиралось там человек 5-6. Его друзья-приятели приходили... Дося Шендерович был, Юра Нос... А Юра в то время уже пел.. Он начал петь вообще с 50-х годов, гораздо раньше меня... И пошли пленочки по Москве, по стране..."

Репертуар Беляева постоянно расширяется. С каждым годом, каждым месяцем, у него все больше и больше новых песен. Костя сам признается, что петь постоянно одно и тоже ему скучно и неинтересно. А тут, буквально, ежедневно его приглашают к кому-нибудь в гости из друзей и знакомых. У многих уже есть бытовые магнитофоны - нажал кнопку и пиши... Не для истории, просто - на память о встрече. И что удивительно - некоторые из таких домашних записей получались нисколько не хуже иных, заранее подготовленных, концертов! Например, знаменитая запись на дне рождения у Давида Шендеровича в 1976 году.

В эти же годы он записывается в Одессе у Ерусланова, а также в Харькове, Киеве. Происходят знакомства с Высоцким и Северным. Его популярность всё растет. Этому также способствует, что Костя продолжает сочинять и свои песни, среди них такие как: "На именинах у Левы", "Гимн холостяков" и, конечно же "Холера в Одессе", созданная, как он говорит, на "основе действительных событий".

Надо сказать, что в 70-е годы Беляев начинает собирать коллекцию грампластинок, которой вскоре предстоит сыграть роковую роль в его судьбе. Коллекция, действительно, была великолепная - 850 фирменных дисков! Не считая бобин и кассет... Естественно, что это собрание привлекало к себе интерес многих людей. Причем, как настоящих любителей музыки, так и всевозможных дельцов от нее. И, как вскоре выяснилось, представителей уголовного мира.

В начале 1983 года Беляев уезжает в отпуск, поселив в квартире одного своего хорошего товарища. И, вот, в его отсутствие происходит, говоря языком уголовного кодекса, "попытка ограбления квартиры". Благодаря стечению обстоятельств, эта попытка заканчивается ничем. Не считая разбитого окна, перевернутой мебели и "легких телесных повреждений" у Костиного друга. Даже, наоборот - незадачливые грабители впопыхах оставили в квартире свою верхнюю одежду. Но была вызвана милиция, которая даже устроила в квартире что-то наподобие "засады", видимо, надеясь, что преступники вернутся за своими шапками... Как бы то ни было, за время существования этого, так сказать "поста", в квартире побывало множество работников органов и, судя по всему, кого-то из них заинтересовала Беляевская коллекция - "не по средствам!":

"И через 20- 25 дней вдруг звонят в дверь. А я почувствовал - что-то должно произойти. Вот что-то душа болела. А мне еще друзья говорили: "Костя! Не пускай ты никого в квартиру, не пускай!" Вобщем, звонок в дверь. Я говорю: "Кто там?"- "Извините, нам позвонили, что вот у Вас затоп идет в нижнюю квартиру". Посмотрел - никакого затопа нет. Говорю: "Неправда! У меня все нормально". - "Вы откройте - мы посмотрим. Мы должны проверить, надо убедиться, что ничего нет". Я открываю. Он тут же достает ксиву, показывает - капитан ОБХСС: "Константин Николаевич! О, как вы хорошо живете! Аппаратура какая у вас шикарная! - и пошел, пошел... - Знаете, вы одевайтесь-ка и поехали с нами". Я говорю: "С какой стати? Я что - нарушил что-то?"- "Все мы Вам расскажем, все мы Вам обьясним..." Я иду вниз, там уже стоит "Волга". Меня - на заднее сидение. Вокруг садятся менты. Как будто я уж такой преступник... И повезли меня в Севастопольское РОВД."

Арест. Первые допросы и обыски. Беляеву предъявляется обвинениет по ст. 162 - "Занятие запрещенным промыслом". Затем - тюрьма. Сначала - "Матросская тишина", общая камера на 25 человек. В ней Беляеву довелось провести 3 месяца. "Похудел страшно! - вспоминает он. - Килограмм на пятнадцать, наверное..." Потом - "Бутырка". В общей сложности по тюрьмам он отсидел почти год. И, наконец, суд. Под давлением друзей и родственников Беляев дает отвод своему адвокату и получает "на всю катушку" по части 2-й - четыре года усиленного режима с конфискацией имущества. Снова тюрьма - теперь уже Краснопресненская "пересылка" и - по тундре, по железной дороге... Место назначения - Устюжанская зона усиленного режима. Заключенный Беляев работает стропальщиком на заводе ЖБИ, а в "свободное от работы время" поет в художественной самодеятельности. Представьте себе картину: стоит Костя с гитарой и в телогреечке на сцене и поет "Мне бы только волю, волю..." Несмотря на то, что Беляев работает "на облегченном труде", здоровье его, подорванное еще в тюрьме, постоянно ухудшается. И через 2 года медицинская комиссия переводит Костю на "Химию", в Вологду. Режим здесь не такой строгий, как на зоне. Можно свободно гулять по улицам, ходить в театр. В Вологде, кстати, Константин знакомится со своей нынешней супругой. И, наконец, 1987 год - освобождение!

Москва. Радость встреч с друзьями, родными и близкими... Беляев устраивается работать дежурным на автостоянку, о преподавательской работе и не помышляет. Кому нужен "бывший зек"! Но снова и снова дают знать о себе прежние боли. Он попадает в больницу, переносит несколько операций... И только в 1988 году делает первую после лагеря запись - "Концерт у Михеева". В этом же году Костя предпринимает попытку хоть как-то компенсировать ущерб, нанесенный ему несправедливым обвинением, и пишет письмо в адрес проходящей тогда партийной Конференции, но получает отказ. А жить на что-то надо, и он с головой окунается в бизнес. Порядка пяти лет Белеяв, как посредник, занимается продажей различной аудио- и видеоаппаратуры, причем, довольно успешно. И только в 1995 г., когда рынок насытился, и спрос на такие услуги начинает падать, он постепенно возвращается к своим песням. Ему приходит в голову мысль: собрать, найти старые катушки со своими концертами и выпустить их на компакт-дисках. Сейчас, кстати, сделано уже свыше 30 таких альбомов. Он готовит на профессиональной студии материал для четырех пластинок, две из которых уже вышли - "Озорной привет из застойных лет" и "Отбегалась, отпрыгалась..."

В последнее время Костя активно выступает с концертами, правда пока еще в не очень больших аудиториях. Впрочем, это и правильно - его песни не для стадионов и дворцов спорта... Планирует записать диск с "Братьями Жемчужными" в Питере, дать первый свой официальный концерт в Киеве, в других городах:

- "Я не стараюсь раскрутиться, стать известным - нет, - говорит он. - Я ставлю план - минимум, чтобы все-таки постараться и найти себе хорошего продюссера, чтобы организовывать хотя бы один концерт в месяц. Выпускать свои диски и, таким вот образом, себе на хлеб насущный зарабатывать. У меня возраст такой - что мне больше ничего не светит..."

Не знаю, как насчет возраста, но планы эти весьма и весьма реальны. А самое главное, что возвращение к нам Кости Беляева наконец-то состоялось!


© Игорь Ефимов, "Челябинская неделя", 7.09.2000 г.
Благодарим за эту статью сайт Блатной фольклор, а также

сайт http://ngavan.msk.ru/

Беляев Константин Николаевич

Автор многих известных песен и составитель цикла куплетов “Кругом одни евреи”. В 1970-х годах жил в Москве на улице Горького, два года снимал квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В 1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел) , срок отбывал в колонии усиленного режима в Устюжне под Вологдой, следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы (“Матросская тишина”, Бутырская тюрьма, Краснопресненская пересыльная и Вологодская). После освобождения некоторое время работал ночным сторожем в гаражных обществах, затем – воспитателем в школе-интернате для детей-сирот. С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно активно начал записываться. В 1996 году впервые записался на профессиональной студии “Рок-Академия”, после чего в 1997 вышел первый официальный сольный диск “Озорной привет из застойных лет”. За период с 1966 года по настоящее время выпустил эксклюзивом более ста альбомов и концертов. Постоянно производится оцифровка и восстановление старых катушечных записей. В репертуаре примерно 400 песен: лирика, романсы, цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатнённые.

Сегодня мы расскажем о том, кто такой Константин Беляев. Биография его будет рассмотрена ниже. Речь идет об авторе и исполнителе. Его творчество относится к жанру блатной песни. Составил цикл куплетов под названием «Кругом одни евреи».

Биография

Константин Беляев появился на свет в посёлке Большая Долина, неподалеку от Одессы. Мать будущего артиста Надежда Александровна была работником совхоза. Отец погиб на фронте, звали его Николай Захарович. До 1953 г. Константин Беляев учился спецшколе-интернате. Ряд предметов в этом заведении преподавался на английском языке. Отправился в Москву. Стал студентом Института военных переводчиков. Проучился там три года. Во время послевоенной демобилизации практически весь курс его института расформировали. Беляев отправился под Алматы на станцию Отар. Там преподавал английский язык в течение года в старших классах. Отправился в Москву. Стал студентом Института иностранных языков. Закончил вуз в 1960 году, получив специальность преподавателя английского языка и переводчика. По распределению работать попал в аэропорт Шереметьево. Занял должность диспетчера-переводчика.

В заключении и на свободе

В 1983 г. Константин Беляев был осужден за «незаконный промысел» на 4 года. Срок отбывал в стенах колонии с усиленным режимом под Вологдой, в Устюжне. Следствие продолжалось около года. Будущий музыкант за этот период сменил 4 тюрьмы. После освобождения был в гаражных обществах ночным сторожем. Позднее стал воспитателем школы-интерната для детей-сирот. В 1988 - 1993 годах работал в частном бизнесе. Параллельно начал активно записываться. В 1996 г. впервые работал на профессиональной студии под названием «Рок-Академия». Вскоре был издан первый сольный диск. В 2009 году нашему герою провели операцию в московской больнице. После этого его перевели в реанимационное отделение. Там он скончался в 2009 году, 20 февраля.

Творчество

Константин Беляев писал песни в основном на стихи других авторов. Также исполнял чужие композиции. В частности, музыкант обращался в песнях к творчеству Евгения Александровича Евтушенко, а также Игоря Эренбурга. В репертуаре нашего героя около 400 композиций: романсы, лирика, одесско-еврейские. Также записывался у М. В. Иноземцева на студии под названием «Северный мотив». Хотя предпочитал работать у московских друзей Вячеслава Самвелова, Сергея Лепешкина и Александра Волокитина. Всего с 1966 г. выпустил 73 концерта и альбома. Постоянно производится восстановление и оцифровка бобинных старых записей, созданных нашим героем.

Константин Николаевич Беляев. Родился 23 ноября 1934 года в пос. Большая Долина под Одессой - умер 20 февраля 2009 года в Москве. Советский и российский бард, исполнитель блатных песен. Автор куплетов «Кругом одни евреи».

Константин Беляев родился в посёлке Большая Долина (станция Аккаржа) поблизости от Одессы.

Отец - Николай Захарович Беляев, погиб на фронте.

Мать - Надежда Александровна Беляева, работала в совхозе.

До 1953 года учился в одесской спецшколе-интернате с преподаванием ряда предметов на английском языке.

После окончания школы перебрался в Москву, где поступил в Институт военных переводчиков. Но там проучился только три года - в 1956 году во время хрущевской кампании по сокращению армии почти весь курс института был расформирован.

Затем вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Института иностранных языков имени Мориса Тореза, который закончил в августе 1960 года, получив специальность переводчика и преподавателя английского языка. По распределению попал в международный отдел аэропорта Шереметьево на должность диспетчера-переводчика.

Во время проживания в общежитии аэропорта в 1961 начал осваивать гитару, сочинять песни и петь.

В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около трёх лет, создал женский студенческий ансамбль. Преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Институте иностранных языков, Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов.

В 1970-е годы жил на улице Горького, два года снимал квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В середине 1960-х познакомился с Юрием Мироновым и Давидом Шендеровичем. Последний организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе .

Первые записи Беляева проводились во второй половине 1960-х годов в Доме науки и техники, который находился напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссёром был Алексей Манхегов, который работал там же. В эти же годы Беляев увлекся коллекционированием фирменных дисков, которых к 1983 году накопилось более восьмисот.

В конце 1960-х Беляев познакомился и подружился с поэтом и художником Игорем Эренбургом. Также был знаком с Сашей Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря Эренбурга, которые пел до конца жизни. Основные записи концертов происходили в Москве (у Давида Шендеровича и других) и Одессе (у Стаса Ерусланова). Иногда Ерусланов приезжал в Москву и организовывал запись у Беляева дома.

В 1983 году был осужден на 4 года (по статье 162 УК РСФСР за «незаконный промысел»). Срок отбывал в колонии усиленного режима в Устюжне под Вологдой (в настоящее время колония общего режима ФБУ ИК-20 (ОЕ-256/20)), следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы - «Матросская тишина», Бутырская тюрьма, Краснопресненская пересыльная и Вологодская.

После освобождения некоторое время работал ночным сторожем в гаражных обществах, затем - воспитателем в школе-интернате для детей-сирот.

С 1988 по 1993 годы занимался частным бизнесом, параллельно активно начал записываться.

В 1996 году впервые записался на профессиональной студии «Рок-Академия», после чего вышел первый официальный сольный диск «Озорной привет из застойных лет» (1997 год).

Константин Беляев в основном писал песни на чужие стихи и исполнял чужие песни. Из наиболее известных песен: «Куплеты про евреев» («Раз трамвай на рельсы встал...»), «Дело было вечером» на стихи М. Ножкина, «Москвички» («Мчатся к морю электрички...») на стихи , «На параде к тёте Наде молодой комиссар...» на стихи Игоря Эренбурга, «В нашем доме появился замечательный сосед...» на еврейскую тему, «А я пролетарий, подался в планетарий...» на стихи Игоря Эренбурга.

Константин Беляев - Озорной концерт

В репертуаре было примерно 400 песен: лирика, романсы, цыганщина, приблатнённые и, разумеется, одесско-еврейские. Практически во всех песнях обязательным атрибутом была ненормативная лексика.

В Москве жил на Инициативной улице (район Фили-Давыдково, Западный административный округ).

В 2001 году Беляев записался у Сергея Ивановича Маклакова в Петербурге во время приезда на 20-ю годовщину со дня смерти Аркадия Северного.

Всего за период с 1966 года выпустил эксклюзивом 73 альбома и концерта.

19 февраля 2009 года Константину Николаевичу была проведена операция в одной из московских больниц, после чего он был переведён в реанимационное отделение, где и скончался в ночь на 20 февраля 2009 года.

Песни Константина Беляева:

Кругом одни евреи (куплеты)
Холера в Одессе
Дело было вечером
Москвички
На параде к тёте Наде молодой комиссар...
В нашем доме появился замечательный сосед...
А я пролетарий, подался в планетарий...
Вернулся-таки я в Одессу
Йозель
Жиды - неплохие люди
Заплутали мишки, заплутали
Пустите, Рая
Сокольники
Вся в цветах душистая аллея
Еврейский мальчик
В Одессе раз в кино
Besame Mucho
Куплеты Евы
Колода карт
Эх, Одесса, мать-Одесса
В Коктебеле
Жора, подержи мой макинтош
Каким меня ты ядом напоила
Она уселась на крючок
Синий вечер
По Якиманке
Дни уходят
Ну вот и всё
А я один сидю на плинтуаре
Выпьем за мировую
По тундре
Снимите шляпы, господа!
Отбегалась, отпрыгалась
Гимн холостяков
Гимн деньгам
Московский одессит
Что-то сигарета гаснет
Какой там, к чёрту, юбилей
Зямочка
Седина
Случай на именинах у Лёвы
Васин дебют на сцене
Прощание с прошлым