История жизни. Биография лазарева михаила петровича

Несколько десятилетий существовала негласная «лазаревская школа» моряков, воспитавшая героев Синопа, обороны Севастополя и первых создателей парового флота. Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития.


Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в городе Владимире. Его отец, сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, был правителем Владимирского наместничества. После смерти отца императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус. Нелегкие занятия в классах сочетались с походами по Финскому заливу. Уже за первое плавание Андрей и Михаил Лазаревы получили лестную оценку. Вскоре заметили способности и рвение Михаила в изучении морского дела. После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе первых. После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики. 5 лет молодой моряк ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях, занимался самообразованием, изучал историю, этнографию. По возвращении в 1808 году его произвели в мичманы. Молодой офицер участвовал в русско-шведской войне, затем, плавая на легких судах, не раз проявлял лихость и расторопность. В 1811 году Лазарев - лейтенант. В 1812 году он служил на бриге «Феникс» и за доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

Блестящие аттестации позволили поручить моряку ответственное дело. 9 октября 1813 года из Кронштадтского порта под коммерческим флагом вышел корабль «Суворов», которому следовало доставить грузы на Дальний Восток. Лазарев успешно выполнил поручение, открыл необитаемые острова Суворова на Тихом океане. Он закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. В ходе кругосветного плавания моряки «Суворова» уточнили координаты и провели съемку участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» (последним командовал Лазарев) вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса. Зайдя в Англию и на остров Тенерифе, суда через Атлантику прибыли в Рио-де-Жанейро. От берегов Бразилии направились к югу и в декабре достигли острова Новая Георгия, открытого Куком. В том же районе моряки нашли и описали несколько островов, выяснили, что земля Сандвича, названная так Куком, является в действительности архипелагом Южных Сандвичевых островов. Россияне приблизились к тогда неизвестной Антарктиде. Множество айсбергов свидетельствовало о соседстве обширной земли. 4 января 1820 года экспедиция продвинулась на полградуса далее Кука. Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед. Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Берега Принцессы Астрид Антарктического материка. Но пока об этом не было известно. О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы.

После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов в архипелаге Туамоту. В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались, кроме тех случаев, когда командиры намеревались обследовать более широкую полосу моря. Серьезная буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг, 10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Ф.Ф. Беллинсгаузен повернул на восток, и вскоре моряки открыли остров Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды, соединенная с материком шельфовым ледником Георга VI. Несмотря на то что не удалось подойти к земле ближе 40 миль, хорошо была видна высочайшая гора Св. Георгия Победоносца. Затем моряки, пройдя вокруг Южных Шетлендских островов, установили, что англичане ошибочно полагали эту открытую в 1819 году капитаном Смитом землю частью материка.

Так как «Восток» требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов. В честь кругосветного плавания отчеканили медаль, участников наградили. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга.

17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом «Крейсер» и шлюпом «Ладога» выступил из Кронштадта и доставил грузы в тихоокеанские порты России. 5 августа 1824 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт, завершив третье кругосветное плавание. За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.

27 февраля 1826 года моряка назначили командовать 12-мфлотским экипажем и кораблем «Азов». Он со своими помощниками достраивал корабль в Архангельске, вникая во все мелочи и внося усовершенствования в конструкцию. Корабль этот долгое время был образцом для корабелов. 5 октября Лазарев привел в Кронштадт корабли «Азов», «Иезекииль» и шлюп «Смирный».

С 21 мая по 8 августа 1827 года «Азов» состоял в эскадре адмирала Д.Н. Сенявина, перешедшей в Портсмут. Затем была отделена и направлена на Средиземное море эскадра Л.Ф. Гейдена. Командир флагманского корабля «Азов» был также начальником штаба эскадры. В Наваринском сражении 8 октября 1827 года «Азов» сыграл решающее значение, сражаясь со значительной частью турецкого флота в одиночку до подхода отставших кораблей и уничтожив несколько египетских судов, в том числе флагманские. За героизм, проявленный в сражении, Лазарева произвели в контр-адмиралы и наградили орденами от имени английского, французского и греческого королей. «Азов» первым получил кормовой Георгиевский флаг.

В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов Лазарев командовал эскадрой, блокируя Дарданеллы. Император был им доволен. 17 февраля 1832 года он назначил контр-адмирала начальником штаба Черноморского флота.

Первой пробой сил для начальника штаба стала организация экспедиции в Босфор. Египетский правитель паша Мехмет-Али в 1831 году выступил против султана и двинул армию на Константинополь. Не имея помощи от западных стран, Порта обратилась к России. 14 января 1833 года Лазарев получил высочайшее повеление идти с эскадрой к Константинополю. Снарядив за три недели уже разоруженную эскадру, 8 февраля контр-адмирал привел к Буюк-Дере 4 корабля, 3 фрегата, корвет и бриг. Испуганный султан пытался заставить Лазарева удалиться, но тот удерживал позицию в проливе под разными предлогами, пока не прибыли еще две эскадры с войсками. За время полугодовой стоянки русские моряки собрали сведения о Константинополе и проливах. Угроза египетского паши была ликвидирована, русские эскадры вернулись в базы. Россия и Турция подписали Ункияр-Искелесийский союзный договор, установивший благоприятный для России режим плавания в проливах. Решительность и дипломатическая деятельность Лазарева были оценены: 2 апреля 1833 года его произвели в вице-адмиралы, 1 июля флагман стал генерал-адъютантом императора, 2 августа был назначен исполняющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а 31 декабря 1834 года - утвержден в этой должности.

Принимая флот, Лазарев отмечал его недостатки. Тем не менее А.С. Грейг создал ту основу, на которой можно было развивать флот далее. Новый главный командир, как человек энергичный и хороший моряк, за 17 лет на этой базе создал парусный флот, по подготовке экипажей и качеству кораблей не уступающий ведущим флотам мира.

Еще в 1834 году Лазарев выработал план отражения возможного вторжения англичан на Черное море, включавший высадку десанта на Босфоре, а при прорыве врага через проливы - уничтожение противника в море или у Севастополя. Для этого требовались боеспособные корабли. В сотрудничестве с начальником штаба В.А. Корниловым Лазарев работал над требованиями к устройству и вооружению военных кораблей. Флот укомплектовали современными судами. Были усовершенствованы адмиралтейства в Николаеве, Новороссийске, построено адмиралтейство в Севастополе, законченное после смерти адмирала и названное Лазаревским. Расширялось строительство Севастополя. Усиленное гидрографическое депо подготовило карты и атласы Черного и Азовского морей.

За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов. Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее чем за границей. Моряк предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным.

В 1838-1840 годах Лазарев с эскадрой организовывал высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Проходили они по четко разработанному плану, в котором сочетались действия корабельной артиллерии, высадочных средств и войск. Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск. Моряков и войска предварительно тренировали. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях.

Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя.

Высаженные войска создавали Кавказскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море отрядов прерывала контрабандную доставку оружия горцам и способствовала прекращению войны в горах. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским. Название сохранилось на карте поныне.

Все Кавказское побережье было разделено на участки и закреплено за крейсирующими отрядами. Благодаря круглогодичному патрулированию без заходов в базы моряки получали великолепную практику, каковой не имели на Балтике с ее замерзающими портами.

За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы.

Помощниками адмирала стали те моряки, коих флагман проверил в боях и дальних походах. Становясь адмиралами, лазаревцы (Нахимов, Корнилов и другие) знания, умение и непоколебимый морской дух распространили на все суда своих эскадр. Они вносили улучшения в конструкцию кораблей, в уставы и наставления. На счету передовых офицеров - Севастопольская морская библиотека и парусный флот, моряки которого продемонстрировали свою подготовку в долгих крейсерствах у Кавказских берегов, в боях с турками и обороне Севастополя.

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы лазаревская морская школа легла в основу воспитания моряков, и знаменитое «В море - дома» С.О. Макарова проистекает отсюда же.

Российский флотоводец, мореплаватель и исследователь, адмирал. В 1834 - 1851 годах командовал Черноморским флотом, принимал участие в Кавказской войне.

Семья и начало военной карьеры

Родился 3 ноября 1788 года в г. Владимире. Отец, Петр Гаврилович Лазарев, сенатор, тайный советник. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус.

В 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях.

В 1808 - 1813 служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808 - 1809 и Отечественной войне 1812 г. .

Кругосветные путешествия

В 1813 - 1816 годах на принадлежащем Русско-Американской компании судне "Суворов" совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.

В 1819 - 1821 годах М.П. Лазарев принимал участие в кругосветной экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовал шлюпом "Мирный" и был помощником начальника экспедиции. В ходе экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева была открыта Антарктида и ряд островов в Тихом океане .

С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом "Крейсер", на котором осуществил своё третье кругосветное плавание (1822-25), проводя широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.

С 1826 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев назначен командиром 74-пушечного линейного корабля "Азов".

В 1827 г. М. П. Лазарев назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, направленной в Средиземноморье для совместного с французской и английской эскадрами оказания помощи Греции, восставшей против турецкого ига.

8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием английского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в Наваринской бухте. За отличие в Наваринском сражении М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы.

Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира М.П. Лазарев, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт.

Командование Черноморским флотом

В 1830 - 1831 гг. М.П. Лазарев принимал участие в работе Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом.

С 1832 г. М.П. Лазарев - начальник штаба Черноморского флота.

В феврале - июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.

С 1833 года М.П. Лазарев стал главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева . При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи .

Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне .

В 1838 - 1840 годах М.П. Лазарев во главе эскадр Черноморского флота организовывал и проводил высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. М.П. Лазарев уделял большое внимание теоретической подготовке и планированию десантных операций, обеспечению огневой поддержки. Была установлена тесная связь между флотом и командованием сухопутных войск.

Высаженные войска создавали Черноморскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море кораблей блокировала доставку оружия и многих жизненно важных материалов черкесам, чем оказала серьезное влияние на ход военных действий на Северо-Западном Кавказе. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским (ныне микрорайон Лазаревское города Сочи) .

При этом ряд современных черкесских активистов - например, Асфар Куек или Маджид Чачух - неоднократно высказывали в адрес М.П. Лазарева обвинения в неизбирательном применении силы во время высадки десантов, в том числе против черкесского гражданского населения.

"Адмирал Лазарев... это герой, много сделал для России, но дело в том, что он в 1838 году здесь убивал шапсугов - детей, женщин" , - сказал Асфар Куек .

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев - один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: "Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов" .

Источники:

  1. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.
  2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
  3. Михаил Лазарев. Биография - Сайт Peoples.ru.
  4. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.
  5. Михаил Петрович Лазарев. - Сайт "ХРОНОС – всемирная история в интернете".
  6. Кавказские хроники. Шапсуги. - Радио Свобода, 9.03.2004 г.
  7. Светлана Турьялай. Памятник войне. - "Известия", 1.08.2003 г.

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843 г.).

Родился 14 ноября 1788 г. во Владимире в дворянской семье. С детских лет мечтал стать моряком, поэтому отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге.

В 1803 г. 30 лучших выпускников - гардемаринов - были отправлены в заграничное плавание; в их число попал и Лазарев.

В 1808-1813 гг. он служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

В 1813 г. Лазарев, которому к этому времени исполнилось только 25 лет, был назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. Корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу. Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. 16 января 1820 г., открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света и таким образом опровергли мнение английского путешественника Дж. Кука, который утверждал, что в южных широтах нет никакого материка.

За Россией был закреплён приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

В 1822 г. Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П. С. Нахимов.

20 октября 1827 г. Лазарев участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контрадмиралы и награждён орденом.

В 1833 г. Лазарева назначили главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - русский адмирал, путешественник, участник трех кругосветных плаваний, губернатор Севастополя и Николаева.

Родился 3 ноября 1788 во Владимире в семье наместника, сенатора, тайного советника П.Г.Лазарева. Рано осиротев, был в 1800 определен в Морской кадетский корпус, который окончил с лестной оценкой: «Поведения благородного, в должности знающ; отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью». После экзаменов 1803 в звании гардемарина служил на крейсере; на нем ходил по Балтике. Отправившись волонтером в Англию, пять лет учился там морскому делу - ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях. Там же занимался самообразованием, изучая историю, этнографию.

После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.».

Лазарев Михаил Петрович

В 1808 произведен в мичманы и направлен на русско-шведскую войну. Там за проявленную отвагу в 1811 произведен в морские лейтенанты. В 1812 служил на бриге «Феникс». За доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

В 1813 на корабле «Суворов» совершил первое кругосветное плавание: доставил грузы на Дальний Восток, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (и дав им имя Суворова). Закупив в Перу партию хинина, приняв на борт диковинных для России животных, вернулся в 1816 в Кронштадт. В ходе этого плавания Лазаревым были уточнены координаты и сделаны зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

В 1819 Лазарев вместе с Ф.Ф.Беллинсгаузеном определен «для поисков шестого континента». Назначенный командиром шлюпа «Мирный», он совершил в последующие три года свое второе кругосветное плавание, в ходе которого 16 января 1820 им (вместе с Беллинсгаузеном) была открыта шестая часть света - Антарктида - и ряд островов в Тихом океане. За эту экспедицию М.П.Лазарев был произведен через чин сразу в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата «Крейсер».

На «Крейсере» М.П.Лазарев совершил в 1822-1825 свое третье кругосветное путешествие - к берегам русских владений в Северной Америке. Во время него были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии. Успехи Лазарева в ратных делах и исследовательской работе были отмечены орденом Св. Владимира 3-й степени и пожалованием чина капитана 1-го ранга.

В 1826 в качестве командира корабля «Азов» флотоводец осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в 1827 Наваринском морском сражении. В том бою «Азов» возглавлял русские линкоры, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота, наголову разбитого совместными усилиями русской, французской и английской эскадр. За эту победу мореход получил звание контр-адмирала, а возглавляемая им команда «Азов» впервые в истории русского флота была награждена Георгиевским флагом.

В 1828-1829 Лазарев как начальник штаба русской эскадры в Средиземном море принимал участие в блокаде Дарданелл.

В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портовых городов (перестройка в центре Севастополя «Хребта беззакония» - беспорядочно построенных на центральном городском холме домишек-мазанок городской бедноты, заложение Графской пристани, Исторического бульвара). По инициативе губернатора в Севастополе была создана Морская библиотека, за комплектованием ее фондов он следил лично.

О

кончил Морской кадетский корпус в 1803 г. До 1807 г. служил в английском флоте, куда был командирован для ознакомления с организацией флотской службы. Участвовал в русско-шведской войне 1808–1809 гг. и Отечественной войне 1812 г. Командуя бригом «Феникс», высадил десант в районе Данцига (Гданьск) с целью оттянуть от Риги войска французов.

В 1813–1816 гг., будучи командиром судна «Суворов», совершил свое первое кругосветное плавание с заходом на Аляску, во время которого открыл атолл Суворова.

В 1819–1821 гг., командуя шлюпом «Мирный», участвовал в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, совершившей кругосветное плавание, первой побывавшей у берегов Антарктиды и открывшей многочисленные острова.

В 1822–1825 гг. Лазарев осуществил кругосветное плавание на фрегате «Крейсер», в ходе которого провел серию широтных научных исследований по метеорологии, океанографии и пр. В 1826 г., будучи капитаном 1 ранга, начальником штаба эскадры и командиром линейного корабля «Азов», совершил поход в Средиземное море, где успешно участвовал в Наваринском сражении 1827 г. против турецко-египетского флота. Отличившийся в сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а «Азов» награжден правом нести на корме Георгиевский флаг.

Во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Лазарев руководил морской блокадой Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира в 1830 г. во главе эскадры из 10 кораблей обошел вокруг Европы и вернулся на Балтику, где командовал отрядом кораблей. С 1832 г. начальник штаба Черноморского флота. В 1833 г. во главе эскадры совершил поход в Босфор, в результате которого был заключен Ункяр-Искелесийский договор между Россией и Турцией.

С 1833 г. вице-адмирал, командующий Черноморским флотом и портами Черного моря, военный губернатор Севастополя и Николаева. За 18 лет командования Черноморским флотом под руководством Лазарева построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей, в т. ч. первые пароходо-фрегаты и корабли с железным корпусом, часть кораблей вооружена бомбическими пушками, сооружены док и мастерские в Севастополе, созданы береговые батареи, учреждено Адмиралтейство, основана Севастопольская морская библиотека. Отражая попытки англо-турецкого флота захватить Кавказ. Черноморский флот под командованием Лазарева в 1830–40-е гг. неоднократно высаживал десанты, содействуя сухопутным войскам.

Лазарев был почетным членом Русского географического общества и членом других русских и иностранных обществ. Именем Лазарева названы атолл в группе о-вов Россиян в Тихом океане, мысы в Амурском лимане и в северной части о-ва Унимак, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море, советская антарктическая научная станция, море и ледник в Антарктиде. Имя Лазарева носил советский ледокол, работавший в Арктике.