Ледяной консилиум: что мы знаем о роли России в Арктическом совете. Арктический совет: история создания, деятельность Арктический совет

Арктика - загадочная часть нашей планеты. Ее "шапка" из снега и льда скрывает много неизведанного. Эта территория огромна, важна в жизни всей планеты. Для решения вопросов, связанных с Арктикой, международным сообществом в 1996 году был основан Арктический совет (Arctic Council).

Для чего создана организация?

Проблемы мирового масштаба должны решаться совместными усилиями всех государств. Именно по этой причине в 1994 году Финляндией была выдвинута идея о создании Арктического совета стран, чьи территории включают в себя и этот северный регион. Первая Парламентская Конференция, посвященная проблемам Арктики и призывавшая объединиться арктические государства, состоялась годом ранее, в 1993 году в Рейкьявике по инициативе Финляндии. Официальным годом создания Арктического совета считается 1996 год. Целью создания такой организации является содействие сотрудничеству, координация взаимодействия между Арктическими странами, исконными народами и другими жителями регионов Арктики, защита окружающей среды и развитие этого особенного региона планеты.

Найти общий язык в решении многих очень сложных вопросов - задача участников, членов и наблюдателей международного Арктического форума. Кстати, именно формат форума был выбран для такой деятельности. Он дает возможность открытого обсуждения и поиска решений общими усилиями, позволяет работать всем участникам без конфронтации на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Осознание общих интересов - основа работы Союза.

Совет Арктических государств, как официальная международная организация, был впервые собран в 1996 году. Тогда же 19 сентября была принята так называемая Оттавская Декларация - основной документ об учреждении Арктического совета. Там прописаны цели, с какими создается Совет, его состав, постоянные участники, статус наблюдателей - стран, не являющихся арктическими регионами, принципы, на которых основана деятельность форума. В составе Арктического совета находятся страны приарктического региона:

  • Королевство Дания;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Королевство Норвегия;
  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Финляндская республика;
  • Королевство Швеция.

Эти государства составляют большую Арктическую восьмерку (А8). Участие добровольное. Решение вопросов требует совместной работы всех государств, которые имеют территории в Арктике.

Для чего создана организация?

Основные правила и тезисы работы Арктического совета прописаны в Декларации, принятой на первом заседании в 1996 году. Совет работает ради целей:

Каждое заседание Арктического совета - это форум высокого уровня, на котором обсуждается выполнение поставленных задач и определяются планы на будущее. Деятельность Совета в рамках его рабочих групп носит научный и исследовательский характер. Специалисты разных областей из разных стран проводят исследования, мониторинги, делают выводы по полученным результатам и составляют резолюции, касающиеся многих сфер жизнедеятельности человека как в Арктике, так и во всем мире.

Особая работа проводится экспертными группами. Она сводится к международным релизам, дающим рекомендации по решению многих вопросов.

Международный Арктический совет - это комплекс взаимодействующих сторон. Из их числа стран-участниц в соответствии с установленным порядком, назначается Председатель сроком на 2 года. В 2017-2019 году Председателем Арктического совета является Финляндия, сменившая США.

Форум включает в себя сотрудничество с постоянными участниками, которые являются представителями коренных народов приарктических регионов. Официально они зарегистрированы, как члены Арктического совета:

  • Алеутская международная ассоциация.
  • Арктический совет атабасков.
  • Инуитская циркумполярная конференция.
  • Международный совет гвичинов.
  • Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  • Союз саамов.

Роль постоянных участников заключается в широком обсуждении и принятии решений вопросов форума, поддержании интересов коренных народов приарктических регионов.

Широкий спектр вопросов решает Арктический совет. Наблюдатели этого международного форума, согласно декларации 1996 года, могут быть избраны и из числа стран, не входящих в приарктическую зону. Это могут быть всемирные, межправительственные, неправительственные, межпарламентские, региональные организации, которые участвуют в деятельности рабочих групп. Такими наблюдателями являются:

  • Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы.
  • Всемирная ассоциация пастухов северного оленя.
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
  • Всемирный союз охраны природы.
  • Комиссия ОСПАР.
  • Консультативный комитет по защите морей.
  • Конференция парламентариев Арктических стран.
  • Международный комитет Красного Креста.
  • Международный совет по исследованию моря.
  • Национальное географическое общество.
  • Организация Oceana.
  • Программа ООН по окружающей среде.
  • Программа развития ООН.
  • Северный совет.
  • Северный форум.
  • Университет Арктики.

С интервалом в два года проводятся Заседания Совета Арктики, в котором участвуют министры иностранных дел государств Совета. Один раз в шесть месяцев собирается и работает Комитет старших должностных лиц Совета, состоящий из послов Министерств Иностранных дел стран-участниц А8.

В 2013 году был создан Секретариат Арктического совета. Целью создания административного органа были:

  • обеспечение административного потенциала;
  • поддержание институциональной памяти;
  • расширение информационно-разъяснительной деятельности;
  • предоставление грамотной поддержки во всех сферах работы Арктического совета.

Помимо рабочих мероприятий, проводятся различные конкурсы для молодежи, талантливых людей. Тематика такого творческого направления деятельности Совета различна, но неизбежно подчинена одной сфере - Арктике.

У Арктического совета нет программного бюджета, он не является коммерческой организацией. Все программы, которые воплощаются в жизнь при помощи данной организации, финансируются приарктическими государствами, а так же другими странами при желании и необходимости. Создаваемые документы, резолюции, принимаемые Советом, носят характер рекомендаций, а вот исполнять их или нет, зависит о желания и возможности стран-участниц и стран-членов. Отдельным пунктом в Оттавской декларации указывается, что Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности. Это исключительно мирная организация, деятельность которой направлена на созидание, а не на разрушение или конфронтацию.

Каждому направлению - своя команда

Каждая встреча Арктического совета проводится в виде форума, а его решения - это единое мнение, достигнутое путем консенсуса между и странами-участницами. Основной функционал этой международной организации - рабочие группы по шести направлениям:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP). Осуществляет поддержку деятельности государств, связанной с сокращением вредных выбросов и загрязняющих веществ.
  • Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP). Проводит наблюдение, систематизацию экосреды Арктики для предупреждения изменений климатических условий.
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF). Основная сфера работы - сохранение арктического биоразнообразия.
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR). Осуществляет защиту Арктики от угрозы или воздействия вредных и радиоактивных веществ.
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME). Координационная работа Арктического совета, в области защиты и рационального использования морской среды природной зоны.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG). Основной темой работы имеет улучшение условий жизни коренного населения Арктики, а так же обеспечение стабильности развития данного региона.

Помимо основных рабочих групп, при необходимости создаются группы для решения конкретных актуальных задач. Например, в 2016-2017 годах работает Экспертная группа по Рамочному документу для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана. Именно экспертные объединения в рамках Арктического Света позволяют конкретнее увидеть проблему и искать пути ее решения совместными усилиями по результатам, полученными экспертами. В ходе работы форума открываются все новые вопросы, требующие поиска решений. Эксперты и приглашенные докладчики, ученые и наблюдатели высказывают свое мнение по поставленным вопросам, предлагают те или иные способы решения определенных проблем. На заседании рабочих, экспертных и целевых групп широко используются мультимедийные возможности, интерактивные способы подачи информации.

Климат

Особое внимание страны Арктического совета уделяют климату этого особенного региона. Основная проблема - загрязнение Арктики и глобальное потепление. Эти негативные факторы сказываются повсеместно - на всей планете в целом и на жизни коренных народов приарктических стран. Рабочей группой Совета делается вывод о том, что таяние ледников Арктики происходит быстрее и масштабнее, чем это предполагалось. Как следует из выводов экспертной группы, в ближайшие полстолетия в летние месяцы лед будет практически полностью сходить, что негативно скажется не только на арктическом и приарктическом регионах, но и на всем Земном шаре.

Арктический совет призывает международное сообщество совместными усилиями остановить глобальное потепление, изменение климата и загрязнение региона. Разрабатываются концепции по решению конкретных проблем экологии и климата специальные экспертные и целевые группы Совета. Некоторые решения, предлагаемые экспертными и рабочими группами в тех или иных вопросах, предполагают разные варианты развития событий, даже неожиданные и стремительные. Обмен концепциями адаптации к изменению климата проводится на заседаниях Совета, рабочих групп и размещается на обучающих сайтах и социальных интернет-площадках.

Океан

С Северным Ледовитым океаном деятельность Арктического совета тоже тесно связана. Несколько глобальных проектов реализуется под эгидой этого международного форума. Рабочие группы проводят регулярный мониторинг состояния северного масштабного водохранилища, качества его воды, влияния человечества и его жизнедеятельности на арктический океан. Особо остро стоят вопросы по таянию ледников, загрязнению снежного и ледяного покровов пылью и сажей, выбрасываемыми в атмосферу планеты.

Совет стран Арктики проводит научные исследования изменения состава океанических вод из-за диоксида углерода, концентрация которого постоянно повышается в результате промышленной деятельности человека.

Областью работы Совета является и морское судоходство, перспективы его развития, проработка маршрутов, сохранение флоры и фауны океанических вод.

Биоразнообразие

Арктика - удивительное место, где в экстремальных погодных условиях обитает множество видов животных и птиц, морских и океанических обитателей, а так же огромное количество растений суши и моря. Арктический совет в своей деятельности активно поддерживает стремление сохранять флору и фауну Арктики и приарктических регионов, не нарушая природный баланс деятельностью человека. Особое внимание Совета привлекает вызванное изменением климата распространение в северные регионы более южных видов растений и животных, а так же возникновение новых болезней и мутаций. Опасность представляет и возможное на фоне потепления несовпадение биологических процессов разных взаимозависимых организмов и, как следствие, их гибель.

Изменение криосферы, исчезновение Арктических видов флоры и фауны - потенциальная опасность уже существующих процессов в климате планеты, а также деятельности человека. Отдельным вопросом выделена проблема сохранения популяции белых медведей и арктических волков.

Народы Арктической зоны

Особая сфера работы, которую проводит Арктический совет, - жители этого северного региона. Условия жизни позволили сохраниться традиционным промыслам и ремеслам коренных народов приарктических регионов. По некоторым оценкам, на территории Арктики проживают порядка 400 миллионов человек - коренное население, переселенцы, ученые, промысловики.

Особого внимания достойны экономические связи приарктических регионов, их взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Приоритет работы Арктического совета в отношении народов Арктики - развитие всех регионов этого участка планеты как в экономическом, так и в социальном плане. Рабочими группами не упускаются из вида даже бытовые моменты, такие, как водоснабжение и обустройство канализации с системами очистки, здоровье людей, и даже профилактика самоубийств среди членов общин северных народов.

Достижения

Масштабные проблемы, решение которым ищут страны-участницы и наблюдатели Арктического совета, касаются всего современного сообщества. Юридические соглашения, которые подписываются в рамках данной организации, касаются климатических изменений, проведения спасательных операций, развития и сохранения фауны и флоры региона, поддержание социальной и экономической жизни коренных народов приарктического региона. Кстати, первое соглашение, получившее статус юридического документа, а не рекомендательного письма, было подписано арктической восьмеркой в 2011 году. Оно носит название "Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике", а инициатором его выступила Россия.

Арктический совет работает уже 20 лет. За эти годы было проведена огромная научно-исследовательская работа, касающаяся различных тем, актуальных для Арктики и приарктического региона: изменения климатических условий, загрязнения снегов, льдов и вод Арктики, судоходства, безопасности, поиска и помощи, туризма, растительного и животного мира региона, национального содружества и сохранения самобытности коренного населения.

Мир и стабильность, добрая воля и соблюдение международного права - вот принципы работы Арктического совета.

Один из главных приоритетов Постоянного комитета состоял в том, чтобы первоначально поддержать учреждение Арктического совета. 19 сентября 1996 была основана новая организация, представляющая восемь арктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) и Европейский парламент. С тех пор Комитет работал активно, чтобы способствовать работе Совета. Комитет участвует во встречах Арктического совета как наблюдатель.

14 мая 2011 года заседание Арктического совета состоялось в Нууке (Гренландия). На нём все восемь стран, входящих в совет, подписали Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении .

Планируется, что на одном из следующих заседаний совета будет подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике .

Конференции

Постоянный комитет парламентариев арктической области, ответственный за работу между конференциями, начал работу в сентябре 1994 года. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике (Исландия) в 1993 году. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе (Канада), Салехарде (Россия), Рованиеми (Финляндия), Тромсё (Норвегия), Нууке (Гренландия), Кируне (Швеция), Фэрбенксе (США) и Европейском парламенте в 2010 году. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010 года, сосредоточилась на следующих главных темах:

  • жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике;
  • образование и исследование - продолжение Международного полярного года ;
  • тающий лёд - последствия.

Участники

В Арктический совет входят восемь приарктических стран :

Специальный статус постоянных участников , дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического Совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики.

Страны-наблюдатели

  • Великобритания Великобритания
  • Германия Германия
  • Испания Испания
  • Италия Италия
  • КНР КНР (временный статус до следующего совещания министров)
  • Республика Корея Республика Корея (временный статус до следующего совещания министров)
  • Нидерланды Нидерланды
  • Польша Польша
  • Франция Франция
  • Япония Япония
  • Индия
  • Сингапур Сингапур

Международные организации - наблюдатели

Неправительственные организации - наблюдатели

Председательство

1996-1998 председатель - Канада.

1998-2000 - Соединённые Штаты Америки.

2004-2006 - Россия.

С 2006 председатель - Норвегия.

До 2011 года председателем совета была Дания.

В мае 2013 г. пост председателя приняла Канада (уже во второй раз, поскольку к 2013 г. каждый член Совета успел побыть председателем ровно один срок). В 2015 году её сменили США.

См. также

Ссылки

  • - официальный сайт Арктического совета (англ.) (Проверено 16 мая 2011)
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.

Арктика - регион, в котором защита окружающей среды, включая здоровье арктических экосистем, сохранение биологического разнообразия, охрана и неистощительное использование природных ресурсов являются критически важными. Коренные народы и остальные жители северных и арктических регионов имеют особое отношение к своим общинам и окружающей среде. Традиционные знания коренных народов и наука вносят большой вклад в понимание условий циркумполярной Арктики и могут служит руководством для правительств и общин в достижении устойчивого развития в Арктике, включая экономическое и социальное развитие, улучшение состояния здоровья и культурное благосостояние.

Арктика имеет много уникальных и специальных особенностей. Многие из ее суровых и красивых пейзажей в море и на суше сохранились нетронутыми. Ее флора и фауна самобытны и хорошо приспособлены к холоду и засухе, которые характеризуют многие из этих регионов в течение большей части года. Многие местные общины коренного населения сохранили свою связь с землей и водой - связь между людьми и окружающей средой, которая становится все более и более редкой в других частях мира.

Арктика тесно связана с остальными частями мира. Океанская вода циркулирует к арктическим морям и от них. Воздушные массы перемещаются на север и юг. Нет фактически никакого места на земле, которая не была бы связана с Арктикой маршрутами мигрирующих видов диких животных. В то время как Арктика является на нашей планете особым регионом, ее сохранение и будущее увязаны с тем, что происходит в других частях мира.

Арктический совет был создан в 1996 году Оттавской декларацией, которая расширила сотрудничество, начатое на основе Стратегии защиты окружающей среды Арктики. В рамки сотрудничества был включен более широкий круг вопросов, относящихся к реализации политики устойчивого развития. Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена на министерской сессии, которая проходила в 1998 году в поселке Икалуите на Северо-Западных территориях (Канада). Одновременно была создала соответствующая рабочая группа.

В то же время министрами было принято Техническое Задание Программы устойчивого развития, согласно которому цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и принимать шаги, которые будут предприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию в Арктике, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин в целом.

Исходя из итогов конференции ООН по защите окружающей среды и развитию, которая проходила в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Программа устойчивого развития Арктического совета является важной частью международных усилий, которые основываются на действиях правительств, неправительственных и международных организаций. Программа устойчивого развития Арктического совета имеет цель браться за задачи, обусловленные специальными обстоятельствами Арктики, в этом контексте.

Параметры Программы устойчивого развития Арктического совета

В соответствии с Заданием Программы и декларацией министерской сессии в Икалуите, Арктический совет продвигает и принимает проекты устойчивого развития, совместные действия и приоритеты, учитывая при этом следующее:

  • Устойчивое развитие должно удовлетворить потребностям настоящего без того, чтобы ставить под угрозу возможности поколений будущего. Экономическое, социальное и культурное развитие, наряду с и защитой окружающей среды являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга аспектами устойчивого развития и входят в круг вопросов, находящихся в фокусе внимания Арктического совета в этом плане.
  • Наращивание потенциала точно так же необходимый элемент для достижения устойчивого развития и должен быть учтен в проектах Арктического совета, разрабатываемых в рамках Программы. Программа устойчивого развития, поэтому, стремится к наращиванию потенциал на всех уровнях общества.
  • Программа устойчивого развития Арктического совета должна оставить будущие поколения Севера с расширенными возможностями и продвигать экономическую деятельность, которая создает богатство и человеческий капитал, при одновременном сохранении природного капитала Арктики.
  • Программа устойчивого развития должна продвигать идеи учета экологических аспектов во всех экономических действиях, которые могут иметь существенное воздействие на экологию и здоровье людей в арктических государствах.
  • Работа, проводимая Арктическим советом в целях устойчивого развития, должна основываться на достоверных научных исследованиях, традиционных знаниях коренного и местного населения, а также благоразумном сохранении ресурсов и управлении ими. Она должна извлечь пользу от инновативных процессов и процессов обучения, применяемых в северных общинах, и укреплять эти процессы.
  • Программа устойчивого развития требует координации и синергии работ, выполняемых по линии рабочих групп Арктического совета и других форм взаимодействия. Она должна реализоваться через восприимчивый к отзывам общественный процесс, который может включать выдвижение местных, региональных и международных инициатив.
  • Арктический совет дает высокий приоритет тем проектам и действиям, которые подчеркивают местное лидерство и выполнение, чтобы гарантировать максимум пользы общинам и регионам в длительной перспективе.

Области, вызывающую особую тревогу в контексте устойчивого развития

Арктический совет придает особое значение ряду областей, связанных с социальным, экономическим и культурным измерениями устойчивого развития. Они в настоящее время включают:

  • Здоровье и благосостояние людей, живущих в Арктике. Предотвращение и контроль заболеваний и травм, а также долгосрочный мониторинг воздействия загрязнения и изменения климата являются критически важными для здоровья людей и для устойчивого развития.
  • Устойчивая экономическая активность и повышение благосостояния общин. Чтобы быть жизнеспособными, арктические общины должны иметь соответствующую экономическую основу для обеспечения их выживания.
  • Образовательное и культурное наследие. Они - фундаментальная предпосылка для устойчивого развития и наращивания потенциала.
  • Дети и молодежь. Их благосостояние и потенциал существенны для будущего арктических общин, они должны быть защищены и лелеяны.
  • Управление природными ресурсами, включая живые ресурсы. Это должно быть основано на достоверных научных исследованиях и традиционных знаниях для поддержки и развития местных общин в Арктике.
  • Развитие инфраструктуры. Это увеличивает экономический рост и улучшить качества жизни людей, живущих в Арктике.

В рамках каждой из этих областей, охваченных Программой устойчивого развития, Арктический совет сильно привержен поощрять, принимать и поддержать проекты, которые представляют общий интерес и которые могут принести значащую и ощутимую пользу жителям Арктики. Совет будет периодически проверять прогресс реализации Программы и проектов, чтобы выдвигать на первый план новые области и направления.

Вызовы перед Арктикой существенны. Арктический совет признает общие тревоги и вызовы и стремиться к решению вытекающих из них задач, в особенности тех, связанных с постоянной защитой арктической окружающей среды и обеспечением устойчивого развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния на Севере.

Дальнейшая информация о Программе устойчивого развития Арктического совета может быть получена на сайте

Десятая Министерская сессия Арктического совета (АС) пройдет в американском городе Фэрбенкс в четверг. На встрече министры иностранных дел восьми арктических государств оценят работу, проделанную за двухлетний срок председательства США. О том, что из себя представляет АС и какую роль в нем играет Россия - в материале ТАСС.

Клуб для избранных

АС был создан в 1989 году, когда представители арктических стран по инициативе правительства Финляндии встретились в финском городе Рованиеми для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике. Однако официально АС был учрежден лишь в 1996-м с подписанием соответствующей декларации в столице Канады - Оттаве.

В состав совета, дискуссионной платформы для взаимодействия в Арктике, входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция.

Помимо этих стран, обладающих правом принятия решений, в АС также входят постоянные участники . Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений.

Есть в АС и наблюдатели , которые участвуют в его деятельности на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Среди них:

  • 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония);
  • 9 межправительственных организаций (среди них - Программа ООН по окружающей среде и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца);
  • 11 неправительственных организаций (в том числе Консультативный комитет по защите морей и Ассоциация оленеводов мира).

Главное мероприятие

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно - глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране. Так, в 2013–2015 годах председательствовала Канада, в 2015–2017 годах - США, в 2017–2019 годах полномочия председателя будет осуществлять Финляндия. Россия возглавляла организацию в 2004–2006 годах.

Десятая министерская встреча Арктического совета в Фэрбенксе должна завершиться подписанием межправительственного соглашения об укреплении международного арктического сотрудничества.

АС ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по:

  • устранению загрязнения в Арктике;
  • мониторингу арктической среды;
  • сохранению арктической флоры и фауны;
  • предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • защите арктической морской среды;
  • устойчивому развитию.

Большое внимание уделяется программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона, а вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

Работу по этим направлениям финансируют сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды. В 2014 году начал действовать "Инструмент поддержки проектов Арктического совета" (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (РФ внесла крупнейшую сумму - €10 млн ), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

Планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействие уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как "Валдай" и "Тундра" (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В рамках Арктического совета было подписано два юридически обязывающих документа : соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (7-я министерская встреча, Нуук, Гренландия, май 2011 года) и соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике (8-я министерская встреча, Кируна, Швеция, май 2013 года).

Разные приоритеты

Каждая из стран-председателей задает свой приоритет для работы АС. Во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Из-за ситуации на Украине Канада отказалась от участия в некоторых заседаниях Арктического совета, проводимых в Москве. Но в целом, по словам официального представителя России в АС Владимира Барбина, события на Украине на работу организации не повлияли.

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС) , призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют "Совкомфлот", "Роснефть" и Торгово-промышленная палата РФ. С 2015 года секретариат АЭС был открыт в норвежском Тромсё.

Председательство США прошло под лозунгом "Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность". Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Штатов в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества. В 2015 и 2016 годах были проведены многосторонние учения в рамках соглашения по поиску и спасанию в Арктике.

В апреле 2015 года на министерской встрече в Икалуите (Канада) участники приняли рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.

В октябре 2015 года в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры - обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии.

Спустя год на заседании старших должностных лиц в Портленде (США) была одобрена новая стратегия АС по информационно-просветительской деятельности. Ее цель - продвижение знаний в области изменения климата и оказание помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям.

Приоритетом руководства Финляндии станет защита окружающей среды.

Роль России

Во время председательства в АС в 2004–2006 годах Россия инициировала почти 70 проектов в экономической, природоохранной и социальной областях (в том числе по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины). Наращивалось взаимодействие в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф и контроля за радиационной обстановкой. По предложению РФ было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное прежде всего на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Севера.

В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая в истории АС встреча министров культуры, посвященная этим вопросам. Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран - участниц АС, - "Электронная память Арктики" (соглашение по проекту было подписано в 2006 году). Позже Россия выступила соавтором первого обязывающего документа АС - соглашения по поиску и спасению в Арктике.

В 2013–2016 годах Россия вместе с США и Швецией возглавляла целевую группу по укреплению научного сотрудничества. В ее рамках было разработано соглашение, направленное на расширение доступа ученых разных стран в Арктику. Его подписание ожидается в 2017 году, это будет третий юридически обязывающий документ АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и по сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник "Арктические рыбы Тихого океана". В его подготовку значительный вклад внесла РФ. Издание содержит информацию по более чем 100 видам рыб.

Один из последних проектов с российским участием был утвержден в апреле 2017 года на заседании рабочей группы по устойчивому развитию. Он направлен на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, представляющих коренные народы Севера. Согласно задумке авторов инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

При подготовке материала использовались данные "ТАСС-Досье"

ДЕКЛАРАЦИЯ
об учреждении Арктического Совета


Представители Правительств Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Соединенных Штатов Америки (именуемые в дальнейшем Арктическими государствами), встретившись в Оттаве;

Заявляя о своем стремлении к достижению благополучия жителями Арктического региона, включая признание специального отношения и уникального вклада в освоение Арктики коренных народов и их объединений;

Заявляя о своем стремлении к устойчивому развитию Арктического региона, включая экономическое и социальное развитие, улучшение условий здравоохранения и культурного процветания;

Единогласно заявляя о своем стремлении к защите Арктической природной среды, включая здоровье Арктических экосистем, поддержание биологического разнообразия Арктического региона и сохранение и стабильное использование природных ресурсов;

Признавая вклад, внесенный в достижение этих целей Стратегией охраны окружающей среды Арктики;

Признавая традиционные знания коренных народов Севера и их объединений и принимая во внимание их значимость и значимость Арктической науки и исследований в вопросах коллективного понимания приполярной Арктики;

Желая, кроме того, найти способы организации совместной деятельности по вопросам Арктики, требующим приполярного сотрудничества, и обеспечить активные консультации с коренными народами и полное привлечение этих народов и их объединений, а также других жителей Арктики к этой деятельности;

Признавая существенный вклад и поддержку Приполярной конференции инуитов, Совета саамов и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в деле создания Арктического Совета;

Желая обеспечить регулярное рассмотрение Арктических вопросов на межправительственном уровне и консультации по ним;

Заявили о нижеследующем:

1. Арктический Совет учреждается в качестве форума высокого уровня с целью:

а) нахождения способов организации сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес, с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устройства развития и защиты арктической окружающей среды;

b) надзора и координации программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики по Программе арктического мониторинга и оценки; Программе сохранения арктической природы и фауны; Программе защиты арктической морской среды; Предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации;

с) определения круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации;

d) распространения информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике.

2. Членами Арктического Совета являются Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки (Арктические государства).

Приполярная конференция инуитов, Совет саамов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются "постоянными участниками" Арктического Совета. Статус постоянных участников могут на равных условиях получить и другие Арктические организации коренных народов, где коренные народности Арктики составляют большинство, представляющие:

а) один коренной народ, проживающий на территории более одного арктического государства, или

b) несколько коренных народов, проживающих на территории одного арктического государства.

Совет определяет своим решением, соответствует ли организация указанным критериям. Количество постоянных участников не должно в любом случае превышать количество членов.

Категория постоянного участия создана для того, чтобы обеспечить активное участие и консультации с представителями арктических коренных народов в рамках Арктического Совета.

3. Статус наблюдателей в Арктическом Совете открыт для:

а) неарктических государств;

b) межправительственных межпарламентских организаций, универсальных и региональных;

с) неправительственных организаций,

которые по решению Совета могут внести положительный вклад в его работу.


Текст документа сверен по:
А.Н.Вылегжанин, В.К.Зиланов.
"Международно-правовые основы
управления морскими живыми
ресурсами", М., 2000 год