Международные связи. На перепутье Vii конгресс финно угорских народов

В Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира I Всемирный конгресс финно-угорских народов (Сыктывкар, 1992), осознавая свою ответственность за развитие своих народов, заявил о своих, целях и задачах. Последующие годы показали актуальность и конструктивность выбранного курса. Прошедшие еще три конгресса (Будапешт, 1996; Хельсинки, 2000; Таллинн, 2004) подтвердили, что нашей главной задачей является сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. О значимости финно-угорского сотрудничества свидетельствует участие в конгрессе Президентов Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.

Конгресс подтверждает, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики стран, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.

Огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира (Женева, 1996 - 2006 гг.).

Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.

Неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в наших странах.

В то же время, несмотря на многие позитивные сдвиги, происшедшие за последний период, происходит сокращение численности большинства финно-угорских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире.

Исходя из сложившейся ситуации, Конгресс считает необходимым принятие следующих мер:

В области этнополитики и права:

1. Конгресс обращается к Комиссару по правам человека Совета Европы с ходатайством о создании постоянного форума по вопросам коренных народов и национальных меньшинств Европы.

2. Конгресс поручает продолжить Консультативному комитету выступать в роли координатора по мониторингу выполнения международных обязательств по защите прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в странах проживания финно-угорских и самодийских народов.

3. Конгресс призывает страны проживания коренных народов совершенствовать законодательство, опираясь на положение Декларации ООН о правах коренных народов.

4. Консультативному комитету необходимо стремиться к поддержке развития национальных общественных движений и объединений как активных и конструктивных элементов гражданского общества своих стран.

5. Конгресс поручает Консультативному комитету финно-угорских и самодийских народов организовать сотрудничество на постоянной основе с международными организациями, занимающимися правами человека, национальных меньшинств и коренных народов, регулярно информировать национальные организации о деятельности данных структур.

6. Конгресс обращается к Парламентам стран с предложением о выработке правовых механизмов, обеспечивающих достойное представительство коренных народов и национальных меньшинств в выборных органах власти и их участие в работе исполнительных органов власти на разных уровнях.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету вести исследование в укрупненных субъектах, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы (Пермский и Красноярские края) о современном социальном самочувствии коренных народов в составе нового субъекта.

8. Конгресс осуждает любые проявления расизма и ксенофобии.

В области языковых прав и образования:

1. Конгресс подчеркивает, что реализация языковых прав финно-угорских и самодийских народов должна основываться на международных нормах, включая Европейскую хартию о защите региональных языков и языков меньшинств, и призывает государства, еще не ратифицировавшие указанный документ, сделать это скорее.

2. Конгресс признателен Парламентам и Правительствам Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и других государств, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы, за поддержку на государственном уровне языков и культур финно-угорских и самодийских народов и призывает продолжить и развивать сотрудничество в данной сфере.

3. Конгресс призывает органы государственной власти создавать условия для формирования реального двуязычия с использованием при обучении детей финно-угорским и самодийским языкам современных информационных и образовательных технологий, а также содействовать расширению контактов между школами регионов и стран проживания финно-угорских и самодийских народов.

4. Конгресс поддерживает деятельность по подготовке кадров и повышению квалификации для финно-угорских и самодийских регионов, в соответствии с межправительственными соглашениями, ведущими образовательными центрами Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и подчеркивает, что особое внимание при этом должно уделяться эффективности использования потенциала подготовленных при этом национальных кадров.

5. Конгресс выражает обеспокоенность продолжающимся понижением уровня владения родными языками финно-угорскими и самодийскими меньшинствами и сокращением их преподавания в системе школьного образования.

Конгресс призывает:

общественные организации и движения финно-угорских и самодийских народов

Проявлять инициативу по созданию системы работы с семьёй, основываясь на традициях этнопедагогики;

Формировать позитивное общественное мнение по использованию родного языка в семье;

органы власти

Создавать условия для реализации права каждого человека на изучение и использование родного языка;

Развивать сеть школ с обучением на родном языке или преподаванием родного языка как предмета, а также изучением истории и культуры финно-угорских и самодийских народов.

6. Конгресс выражает озабоченность закрытием так называемых малокомплектных школ на территориях проживания национальных меньшинств, особенно в местах проживания малочисленных народов.

7. Конгресс поручает Консультативному комитету изучать опыт ревитализации (восстановления) языков финно-угорских и самодийских меньшинств методами т.н. языкового гнезда, т.е. организации дошкольных группв детских садах,воспитательный процесс в которых проводится на финно-угорских и самодийских языках и способствовать его распространению.

8. Конгресс считает необходимым активизировать работу по развитию терминологии на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области культуры:

1. Конгресс отмечает регулярное проведение в Венгрии, Российской Федерации, Финляндии и Эстонии международных фольклорных, этнофутуристических и театральных фестивалей, в том числе для детей и молодёжи, а также дней родственных народов, празднования юбилейных дат и рекомендует проведение их в дальнейшем.

2. Конгресс приветствует создание финно-угорского культурного центра Российской Федерации в Сыктывкаре и Поволжского межрегионального финно-угорского культурного центра в Саранске и призывает другие страны создавать учреждения для сотрудничества с ними.

3. Конгресс обращает внимание на важность развития книгоиздания на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, переводов произведений на эти языки, а также переводов мировой классики на финно-угорские и самодийские языки.

4. Конгресс призывает Правительства стран с проживанием финно-угорских и самодийских народов оказывать содействие учреждениям науки, культуры и образования по переводу архивных материалов на цифровые носители и обеспечение доступа к ним.

5. Конгресс считает необходимым сохранение и развитие традиционной культуры и форм хозяйственной деятельности.

6. Конгресс считает необходимым способствовать развитию этнокультурного туризма в финно-угорских регионах и странах.

В области СМИ и информационных систем:

1. Конгресс поддерживает издание общероссийской газеты Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации, деятельность информационных сайтов Консультативного комитета и финно-угорских центров, организацию электронной библиотеки на языках финно-угорских и самодийских народов и поручает Консультативному комитету активизировать работу по обмену информацией с целью организации и функционирования единого информационного пространства по проблемам экологии, здравоохранения, образования и культуры финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс призывает государственные структуры обеспечивать развитие современных СМИ на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, освещающие все области жизни и доступные максимально широкой аудитории.

3. Конгресс поручает Консультативному комитету оказать содействие в реализации предложений по возможному внедрению языков финно-угорских народов в широко распространенное программное обеспечение компьютерных систем.

4. Конгресс, в целях ослабления последствий территориальной разобщенности в информационной среде финно-угорских и самодийских народов поручает Консультативному комитету содействовать созданию в интернете архива радио- и телепрограмм на родных языках, а также широкому использованию современных технологий в укреплении коммуникационных связей как внутри этнических сообществ, так и между финно-угорскими и самодийскими народами.

5. Конгресс призывает усилить внимание к выпуску детской литературы и детских периодических изданий на языках финно-угорских и самодийских народов.

В области демографии, здравоохранения и экологии:

1. Конгресс поддерживает продолжение научных исследований состояния здоровья населения в регионах проживания финно-угорских и самодийских народов, влияния факторов окружающей среды, исследований в области изменения климата и по обмену информацией в данной сфере, а также проблемам семьи, материнства и детства финно-угорских и самодийских народов.

2. Конгресс поддерживает регулярное проведение международных конференций по проблемам сохранения окружающей среды, демографии и здоровья и издание нучного журнала по этим проблемам.

3. Конгресс обращается к Правительствам стран с предложением проводить ежегодный статистический учет социально-зкономических и демографических показателей по малочисленным народам и этническим группам.

Конгресс рекомендует Консультативному комитету организовать в 2010 г. международную конференцию для анализа промежуточных результатов выполнения резолюции и рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.

Конгресс поручает Консультативному комитету рассмотреть обращения, замечания и предложения, поступившие в адрес Конгресса.

Конгресс выражает благодарность оргкомитетам Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по подготовке и проведению V Всемирного конгресса финно-угорских народов за прекрасное обеспечение условий работы Всемирного конгресса.

Министерство образования Российской Федерации

Удмуртский государственный университет

Высший колледж социально-политических наук

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений

Дипломная работа

Всемирный конгресс финно-угорских народов

в системе региональных международных отношений.

Научный руководитель:

Работа допущена к защите ________________

Заведующий кафедрой ___________________

Ижевск 2001

Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1 I Всемирный конгресс финно-угорских народов..…………………….. 6
1.1 Предпосылки создания конгресса финно-угорских народов ……………… 6
1.2 I Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………………… 13
Глава 2 II Всемирный конгресс финно-угорских народов ……………………… 16
2.1 Секция политика ………………………………………………………………. 17
2.2 Секция экономики …………………………………………………………….. 18
2.3 Секция культуры ………………………………………………………………. 19
2.4 Секция здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства,

молодежи и семьи …………………………………………………………………

20
2.5 Секция СМИ …………………………………………………………………… 21
2.6 Секция молодежи ……………………………………………………………… 21
Глава 3 III Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………….. 25
3.1 Секция – политика ……………………………………………………………. 25
3.2. Секция - культура и образование ……………………………………………. 31
3.3 Секция - экология и здравоохранение ……………………………………….. 39
3.4. Секция - медна и информационные системы ……………………………... 39
4 Заключение ………………………………………………………………………. 42
5 Примечание к введению ………………………………………………………… 45
6 Примечание к Главе 2 …………………………………………………………… 46
7 Примечание к заключению …………………………………………...………… 47
8 Библиография ………………………………………………………………….. 48
9 Приложение 1 ………………………………………………………………….. 49
10 Приложение 2 ………………………………………………………………… 52

Введение

На рубеже веков и тысячелетий в жизни человечества происходит большая переоценка ценностей.

Что-то уходит в безвозвратное прошлое, а то, что раньше находилось в тени, было в забвении, выходит на первый план. Подобные слова относятся ко всем сферам жизни современного общества; это и личная жизнь отдельных людей и общественная жизнь целых народов. В быстро меняющемся мире каждый народ стремится и сохранить себя и в то же время ищет основу сближения с другими народами. Этой основой для финно-угорских общества является языковое родство, т.к. все эти народы входят в одну финно-угорскую языковую семью.

Почему именно финно-угорские народы? Прежде всего, потому что автор этого диплома живет в Удмуртии; потому что мне не раз приходилось бывать на международных слетах старшеклассников финно-угорских народов (1995, 1996 гг) и поэтому я видела воочию как устанавливаются связи между такими, на первый взгляд разными представителями народов, как венгры и коми, финны и удмурты.

Каждый человек имеет право на свой родной язык и собственную культуру . Это закреплено и гарантируется международными конвенциями, что особенно актуально для малочисленных народов, живущих разобщено, т.е. относится и финно-угорским народам.

Думаю, что ни для кого не является секретом, что финно-угорские народы проживающие на территории Российской Федерации в силу ряда исторических, социально-экономических, территориальных, психологических факторов находятся в достаточно тяжелом положении. Практически все имеют отрицательный коэффициент прироста населения; количество людей, говорящих на своем родном языке сокращается; забываются старые традиции . Этот список можно продолжить и далее, однако, я думаю, становится понятным, почему народы финно0угорской языковой общности, вполне осознавая угрозу для своей самобытности, сочли необходимым интегрировать и сообща противостоять угрозе забвения своих языка и культуры.

Начинались все эти процессы с международных конференций финно-угроведов в 1960 году. Они способствовали расширению взаимодействия между народами и углублению знаний окружающего мира об этих народах . Начиная с 1985 года прошли многочисленные научные и политические мероприятия и исследования, посвященные анализу положения финно-угорских народов – экономического положения, демографии, языковой ситуации, правового статуса этих народов . А с 1992 года финно-угорские общественные организации начали вести активную деятельность, что подтверждается созданием Ассоциации финно-угорских народов (АФУН), проведением I съезда финно-угорских народов РФ. Целями и задачами этих мероприятий являлось консолидация усилий и координация действий финно-угорских народов в борьбе за выживание, возрождение, дальнейшее развитие .

В наши дни финно-угорское движение вышло на международный уровень. Консультативный комитет финно-угорских народов принимает участие и проводит сам многие международные мероприятия с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов .

Хотелось бы отметить отсутствие каких-либо серьезных исследований на тему о финно-угорском движении, его влиянии на жизнь финно-угорского общества.

В основном печатаются сборники документов, принятых на тех или иных съездах, конференциях и прочих мероприятиях; декларации, резолюции, уставы, а также доклады и выступления участников этих мероприятий. В данной работе использовались также отчеты различных обществ и отчет консультативного Комитета финно-угорских народов о проделанной работе.

Методологическую основу работы составили доклады участников конгресса, сборники документов; отчеты различных обществ и Консультативного Комитета.

Первая глава базируется на исследованиях Куликова К.И., Перевозчикова Ю.А., а также сборнике документов о Первом Всемирном конгрессе финно-угорских народов и ряде статей-откликов об этом событии. В основу второй главы легли исследования д-ра Нановски Д., а также Отчет Консультативного Комитета финно-угорских народов за 1996-2000гг. А третья глава основывается на резолюции Ш конгресса финно-угорских народов, и различных документов с этого мероприятия.

Цель

В данной работе поставлены следующие задачи: проследить предпосылки формирования финно-угорского движения, создание, проведение и результаты всех трех Всемирных Конгрессов финно-угорских народов, а также роль и достижения этого мероприятия для современного финно-угорского общества. Поставленными задачами соответствует структура работы, состоящая из введения, трех глав и заключения.

1 Глава 1

I Всемирный конгресс финно-угорских народов

1.1 Предпосылки возникновения конгресса финно-угорских народов

Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.

Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.

1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;

2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI-XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;

3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;

4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.

5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;

6. ПослеОктябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.

В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.

Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.

На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.

Секция политика

В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.

Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .

В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.

Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.

Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.

Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.

Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.

Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .

В венгерском селе Искасентдёрдь завершилось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов (ККФУН) в новом составе под руководством председателя Татьяны Клееровой . Этой информацией в своем аккаунте в социальной сети Facebook поделился саамский общественник Андрей Данилов .

VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Фото Ишкиной Натальи.

Встреча была организована при поддержке Венгерской национальной организации Всемирного конгресса финно-угорских народов и Министерства человеческих ресурсов Венгрии.
Повестка дня включала в себя обсуждение нескольких вопросов. Прежде всего были подведены итоги VII Всемирного конгресса финно-угорских народов, прошедшего с 15 по 17 июня в городе Лахти, в работе которого также принимала участие делегация саамов из Мурманской области. Итак, общее число участников Конгресса, включая экспертов, составило 550 человек. Это были представители 22 народов, из них 161 делегат, 270 наблюдателей, а также 27 переводчиков и волонтеры. В настоящее время идет верстка печатного финноязычного издания материалов Конгресса, далее будут изданы материалы на русском и английском языках. Всего будет подготовлено 1000 изданий, работа завершится до конца 2016 года.
Еще один вопрос, который рассмотрели участники, касался сотрудничества ККФУН с ООН и другими международными организациями. Проект концепции такого сотрудничества представил приглашённый эксперт Алексей Цыкарев (Петрозаводск). На заседании было принято решение ее принять с поправками, была подчеркнута важность участия финно-угорских народов в мероприятиях, организуемых ООН. Так, среди них были особо отмечены экспертный семинар «Права коренных народов на культурное наследие, с фокусом на роль женщин в передаче языка и культуры» (март этого года в Финляндии), 10-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов (июль, Женева). Кроме того, в сентябре будет отмечаться 10-летие Декларации ООН о правах коренных народов - к этой дате также возможна организация каких-либо событий в регионах.

Участники заседания также обсудили тему «Язык и культура финно-угорских народов в свете современных демографических процессов». С докладами выступили Алексей Конюхов (Коми), Гизелла Сабомихай (представитель венгерского народа, проживающая в Словакии), а также Янош Пустай (Венгрия).
Особо было подчеркнуто, что язык может сохраняться и развиваться, только если всесторонне используется в быту, школе, магазине, культурной жизни, политике, на местах работы. Участники отметили следующую тенденцию: даже в национальных республиках требования народов к знанию своего родного языка снизилось, происходит переход на изучение облегченного варианта языка, национальные языки автоматически уходят на второй план. Важно создавать мотивацию внутри самого региона. «Под язык надо подкладывать мотив. Если, например, на работе люди будут вынуждены использовать национальный язык, то ситуация будет меняться. Необходимо перенастраивать народ, переключаться в отрасль экономики», - подчеркнул Алексей Конюхов. Татьяна Клеерова добавила, что в настоящее время одним из вариантов использования национального языка на рабочем месте может выступить такой вид отрасли, как этнотуризм.
Кстати, подобная ситуация наблюдается не только в финно-угорских регионах России. Представитель квенов отметил, что родители квенов также не говорят со своими детьми на родном языке, предпочитая язык титульной нации.
На встрече прозвучало еще одно важное предложение - вернуть национальный региональный компонент в государственные стандарты образования.

Кроме того, на заседании был рассмотрен план работы ККФУН на 2017 год. Предложено включить в план работы ККФУН минимум по одному проекту или мероприятию от каждого народа по развитию языка, культуры, населенного пункта. Предложения необходимо представить до 15 декабря.
Татьяна Клеерова представила информацию о сотрудничестве в области финно-угорских СМИ. 20‒21 сентября в Петрозаводске прошел Международный финно-угорский медиа-форум «Финно-угорский мир. Фокус Карелия». В рамках форума состоялась короткая встреча Татьяны Клееровой с группой журналистов из Республики Коми.
По ее итогам Генеральный директор АО «Коми республиканский телевизионный канал» А.Ю. Кузнецов обратился с письменным предложением к Консультативному комитету финно-угорских народов рассмотреть вопрос о возможности заключения соглашения между телеканалом и ККФУН, а также оказания содействия в направлении развития партнерских взаимоотношений с телерадиокомпаниями финно-угорских регионов России.
На заседании ККФУН была отмечена важность обмена телепрограммами на территории финно-угорского пространства.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Всеми́рный конгре́сс фи́нно-уго́рских наро́дов - «форум представительства финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий и в своей деятельности опирается на „Декларацию о сотрудничестве финно-угорских народов мира“» (из резолюции I Конгресса, Сыктывкар , 1992 год).

Всемирные конгрессы учреждены 1-м Всероссийским съездом финно-угорских народов (1992, г. Ижевск , Удмуртия). Задачи: сохранение и развитие финно-угорских языков и культур, защита прав и интересов финно-угорских народов, активизация межрегиональных и международных финно-угорских научных, культурных и общественных контактов на государственно-общественном и межгосударственном уровнях, укрепление национального самосознания этносов и самовосприятия как единой духовно-культурной общности.

Всемирные конгрессы созываются один раз в 4 года (в каждый олимпийский год). Координирующим органом Всемирного конгресса является Консультативный Комитет , который формируется из равного количества представителей от каждой народности. Решения Конгресса носят рекомендательный характер для финно-угорских народов и являются определяющими в работе Консультативного комитета.

Всемирные конгрессы финно-угорских народов

  • I. -3 декабря года - Россия , Республика Коми , Сыктывкар .
    Организатор: Комитет возрождения коми народа - Komi vojtorös sövmödan komitet . Была принята Декларация о сотрудничестве между финно-угорскими народами.

В 1-м конгрессе (1992, г. Сыктывкар) участвовали 14 делегаций финно-угорских народов и 3 парламентские (278 делегатов). Приняты декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов; создан Консультативный комитет финно-угорских народов. В работе 2-го конгресса (1996, г. Будапешт , Венгрия) участвовали 18 делегаций финно-угорских народов. Кроме пленарного заседания была организована работа секций политики, экономики, культуры, демографии и здравоохранения, СМИ, совета молодёжной ассоциации (МАФУН). В 3-м конгрессе (2000, г. Хельсинки , Финляндия; одновременно здесь проходил конгресс МАФУН) приняли участие более 600 делегатов, гостей и наблюдателей от 21 финно-угорского и самодийского народа, представителей официальных правительственных структур, международных организаций, в том числе ЮНЕСКО , ЕС , депутатов Европарламента , президент Венгрии, Финляндии, Эстонии.

При финансовой поддержке Консультативного комитета и Фонда развития культур финно-угорских народов на русском и английских языках издаётся журнал «Финно-угорский вестник».

  • II. -21 августа года - Венгрия , Будапешт .
    Организатор: Венгерское национальное общество Всемирного конгресса финно-угорских народов. Пленарное заседание конгресса открыл Президент Венгрии, оно проходило в здании Парламента Венгрии.
  • III. -13 декабря года - Финляндия , Хельсинки , Дворец Финляндия.
    Организатор: Общество Финляндия-Россия - Suomi-Venäjä Seura совместно с Обществом Матиаса Кастрена . Впервые присутствовали президенты всех трёх финно-угорских национальных государств - Эстонии, Венгрии и Финляндии.
  • IV. -19 августа года - Эстония , Таллин .
    Организатор: Учреждение Фенно-Угриа - Fenno-Ugria Asutus .
  • V. -30 июня года - Россия, Ханты-Мансийский автономный округ , Ханты-Мансийск .
    Конгресс впервые состоялся вне Европы, в Сибири . На торжественном открытии присутствовали президенты Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
  • VI. -7 сентября года - Венгрия, город Шиофок .
  • VII. 15-17 июня года - Финляндия, город Лахти .
    Организатор: Общество «Финляндия-Россия». На открытии присутствовали президент Финляндии Саули Нийнистё , президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес и президент Венгрии Янош Адер .

Напишите отзыв о статье "Всемирный конгресс финно-угорских народов"

Примечания

Литература

  • Второй Всемирный конгресс финно-угорских народов. Будапешт, 1996. - Дебрецен, 1999
  • Мишанина В. И. Марстонь пичефкст - марстонь тефт // Мокша. - 2000. - № 6.
  • Энциклопедия Мордовия , О. А. Богатова.

Ссылки

  • (рус.) . Fenno-Ugria. Проверено 3 февраля 2012. .
  • (рус.) . Fucongress.org. Проверено 3 февраля 2012. .

Отрывок, характеризующий Всемирный конгресс финно-угорских народов

И, оглянув комнату, он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:
– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?
– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.
Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.
– Да! много теперь рассказов про это дело!
– Да, рассказов, – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Бориса, то на Болконского, – да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.
– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.
Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединялось в это время в душе Ростова.
– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.
– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий. Так в пятницу, после смотра, я жду вас, Друбецкой; до свидания, – заключил князь Андрей и вышел, поклонившись обоим.
Ростов вспомнил то, что ему надо было ответить, только тогда, когда он уже вышел. И еще более был он сердит за то, что забыл сказать это. Ростов сейчас же велел подать свою лошадь и, сухо простившись с Борисом, поехал к себе. Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или, в самом деле, оставить это дело так? был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика.

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.