Муж ренаты. Начало карьеры сценариста, актрисы и режиссера

Известная артистка, сценарист, режиссер, постоянная героиня светской хроники Литвинова Рената Муратовна сумела завоевать огромную популярность.

Российских зрителей она покорила талантом сочетать в своем творчестве психологию, философию, любовь и даже, в какой-то мере, безумие. Многие называют Литвинову русской . Актриса невероятно талантлива, умна, хороша собой, она умеет себя эффектно преподнести.

Биография Ренаты Литвиновой незаурядна. Эта яркая женщина всегда привлекала внимание публики своей необычностью и оригинальностью.

Детство

Родилась будущая звезда 12 января 1967 года в Москве, в семье медиков. Родители расстались, когда Рената была еще совсем маленькой, и мать воспитывала дочь одна. Любовь к кино и театру девочке привила мама.

Вначале Литвиновой было скучно на киносеансах, на которые ее водила мать. Но со временем она начала многое понимать и сама загорелась желанием стать актрисой. Юная Рената могла сутками напролет смотреть фильмы, но это было не пустое времяпрепровождение, ведь девочка проводила анализ увиденного, делала выводы для себя.

В школе Литвинова всегда чувствовала себя какой-то другой, не такой, как все. В одном из интервью актриса заявила, что всегда ощущала себя одинокой среди сверстников, мало с кем находила общий язык. Ей было скучно и неинтересно со своими одноклассниками. Рената была слишком далека от того, что их интересовало.

После уроков девочка всегда спешила домой, подальше от скучных одноклассников, к своим книгам. Любимым писателем Ренаты был Николай Васильевич Гоголь, а любимой книжкой – мамина «Большая медицинская энциклопедия».

Еще будучи школьницей, Рената захотела стать сценаристом. Когда она училась в десятом классе, то решила подавать документы во ВГИК. Тогда девушка уже писала сценарии, которые подписывала вымышленным именем «Рытхэу». В институт будущая звезда поступила с первой же попытки. Однокурсниками Ренаты стали дети очень известных родителей.

Литвинова всегда отличалась сложным характером и резкостью. Но, несмотря на это, сокурсники и педагоги относились к молодой студентке просто замечательно. В отличие от школы, институт стал для Ренаты любимым местом, где она наконец нашла единомышленников.

Первым фильмом, в котором блестяще сыграла Литвинова, стала картина «Две стрелы. Детектив каменного века» (1989).

Творчество

После окончания института Рената Литвинова стала проходить практику у Сергея Соловьева в обществе «Круг». Первый сценарий Ренаты под названием «Нелюбовь» вызвал восторг у руководителя. Затем, в 1991 г., был снят фильм с одноименным названием.

Это картина о девушке, которая решила завести отношения одновременно с молодым студентом и пожилым, но успешным фотографом. Ни к одному из этих мужчин юная особа не испытывала чувств.

Рената Литвинова сумела создать собственный творческий стиль, не похожий ни на один другой. То же самое относится и к ее внешности. Многие женщины называют ее «иконой стиля».

Также Литвинова работала над сценарием картины «Трактористы-2». Но данный фильм так и остался незамеченным. Рената исполнила много интересных главных ролей, среди которых одной из самых серьезных является созданный ею образ в фильме «Увлеченья» (1994). Очень яркой стала роль ненавидящей всех вокруг девушки по имени Офа в фильме «Три истории» (1997).

Наибольшую популярность Рената Литвинова получила после выхода следующих фильмов:

  • «Настройщик».
  • «Богиня. Как я полюбила» (Литвинова является режиссером данной картины).
  • Сериал «Граница. Таежный роман».
  • «Жестокость».
  • «Generation П».

Личная жизнь

В первый раз актриса вышла замуж, будучи совсем молоденькой. О супружеской жизни с первым мужем вспоминать она не любит, да и вообще обсуждать свою личную жизнь Рената Литвинова всегда отказывается.

В молодости она не подпускала к себе никого. Отказывала всем своим ухажерам, что еще больше притягивало к ней представителей сильного пола. Лишь одному мужчине удалось растопить ее сердце – молодому перспективному режиссеру.

Брак с ленинградским режиссером Антиповым просуществовал совсем немного. Супруги прожили вместе всего три года, после чего расстались. Развод очень сильно подействовал на Литвинову. Она тяжело переживала разрыв, этот период был одним из самых тяжелых в ее жизни.

Вторым мужем Ренаты стал Леонид Добровский, успешный предприниматель. Он не имел совершенно никакого отношения ни к кино, ни к театру, ни к эстраде. Сразу после роскошной свадьбы супруги переехали жить на Рублевку. Очень скоро у Ренаты и Леонида родилась дочка Ульяна Добровская.

Однако в семье Литвиновой и Добровского начались большие проблемы после знакомства актрисы с певицей . Женщины начали дружить, часто видеться. При встрече обсуждали музыку, кино, философию, жизнь. Это очень не нравилось супругу Ренаты, да и в обществе поползли всякие неприятные слухи. Из-за этого между мужем и женой постоянно случались ссоры.

Многие твердили об интимной связи Литвиновой и Земфиры. Однако обе женщины отрицают это. Недавно появилась еще более шокирующая новость для поклонников Литвиновой: Земфира и Рената Литвинова заключили брак в Швеции. Но и эту новость подруги опровергают.

Актриса сейчас

Знаменитая Рената Литвинова продолжает свой творческий путь, пишет сценарии и снимается в проектах. Со своей дочерью она общается крайне редко, хотя мать и дочь очень нежно относятся друг к другу. Дело в том, что Ульяна учится во Франции и встречается с родителями только на каникулах. Автор: Ирина Ангелова

Литвинова Рената Муратовна одна из самых женственных и необычных знаменитостей. Обладает утонченной красотой, изяществом и независимым характером.

Верит в предопределение и судьбу, так как актрисой быть никогда не хотела. Однако жизнь распорядилась иначе.

Детство и юность

Девочка появилась на свет в семье московских врачей 12 января 1967 г. Мама — Алиса Литвинова работала в больнице хирургом и обладала сильным, гордым характером.

Отец – Мурат Вергазов также занимался врачебной деятельностью, но больше приобрел славу сердцееда. Он был из княжеского рода и обладал исключительной красотой.

Именно из-за его постоянных измен родители развелись спустя год семейной жизни. Девочке на память от отца осталось лишь имя Рената.

С мамой в детстве

Отец назвал свою дочь в честь своего брата – Рината. Имея такое необыкновенное имя, девочка росла стеснительной и закомплексованной.

В детстве ее дразнили Дасаевым, тогда был такой известный вратарь. Рената сильно переживала, что растет в неполной семье. В советское время разводы не поощрялись.

Каждый раз, когда к ней приходили в гости друзья, она вешала в коридоре пальто дедушки и говорила, что оно папино. Хотя в классе все знали, что отца у Ренаты нет.

В средних классах из-за высокого роста ее стали обзывать «останкинской башней». Белые волосы и кожа, усыпанная веснушками, стали причиной того, что на солнце Рената практически сразу обгорала.

Еще один комплекс возник у девочки из-за бедности и довольно скромной одежды, которую ей шила мама.

Хотя позже, разглядывая свои фото, актриса понимает, что одета она была очень хорошо.

Любимым предметом одежды уже в детстве становится маленькое платье черного цвета.

Большую роль в воспитании и становлении собственного стиля и вкуса у Ренаты сыграла бабушка. Она очень следила за собой и постоянно брала внучку в парикмахерскую.

Главный мудрый совет, который бабушка оставила ей в наследство звучит так: «Внешность всегда должна быть под контролем».

В 9 классе Рената получила предложение сняться в рекламе драгоценных украшений. Первые в ее жизни съемки проходили в Ботаническом саду.

За эту работу она получила вознаграждение в размере 25 руб., которые отдала маме.

Помимо общей школы Рената посещала и музыкальную при консерватории. А успешно окончив ее, записалась в секцию легкой атлетики.

Рената бегала на короткие дистанции, но особых успехов не достигла. Она очень веселила тренера, поэтому он продолжал ее тренировать.

В старших классах Рената Литвинова победила в конкурсе, на котором отбирали девушек для работы манекенщицей.

Она очень увлекалась литературой, любила читать и писала небольшие рассказы, поэтому одновременно поступает во ВГИК на сценарный факультет.

Рената восхищалась талантливыми людьми, и уже с 1 курса она стала общаться в кругу знаменитых гениев кинематографа.

Карьера и режиссерские работы

Рената никогда не планировала сниматься в кино. Оказавшись в институте, она постоянно отказывалась от поступающих предложений о съемках.

Она не любила жить и подчиняться чужим замыслам. Ей хотелось самой создавать свой мир. Во время учебы за белую кожу и ярко накрашенные губы ее называли гейшей.

Однако Рената не смогла устоять перед предложением гениального советского кинорежиссера Киры Муратовой.

Позже она напишет специально для нее несколько новелл. Одну из которых с названием «Офелия» можно увидеть в ленте «Три истории».

Стажировку перед дипломом Рената Литвинова проходила в объединении «Круг», которое возглавлял сценарист С. Соловьев.

Он был впечатлен сценарием Ренаты с названием «Нелюбовь» и поставил по нему спектакль в своем объединении.

В 1988 г. она пишет еще один сценарий для ленты «Очень любимая Рита». Первая слава к Р. Литвиновой пришла после роли медсестры Лилии в фильме «Увлеченья» (1994 г.).

Самостоятельно в качестве режиссера Рената смогла выступить только в 2000 г. Документальный проект «Нет смерти для меня» из-за отсутствия финансов снимался в ее квартире.

Рената пригласила в свой первый режиссерский дебют Нонну Мордюкову и была потрясена глубиной исполнения и вживания той в роль.

Она настояла, чтобы актерам, занятым в ее фильме достойно заплатили.

В это же время она получает роль в многосерийной картине «Граница. Таежный роман». Это был прорыв в ее карьере.

Вскоре Рената Литвинова решает попробовать себя в качестве продюсера фильма «Небо.Самолет. Девушка», а также финансирует свою собственную картину «Богиня. Как я полюбила».

Главные роли в этих картинах исполнила сама Рената.

Театр также имел место в ее карьере.

Литвинова входила в главный состав актеров спектакля «Вишневый сад», которые шел на сцене МХТ им. Чехова. Она выступила в роли Раневской. Также ее можно увидеть в спектакле «Свидетель обвинения».

В 2007 г. выпустила свою книгу «Обладать и принадлежать». Эта деятельность ей очень понравилась и выйдя на пенсию, Рената планирует серьезно заняться карьерой писателя.

С Земфирой

Часто режиссировала музыкальные клипы для многих звезд музыкального Олимпа. Чаще всего сотрудничала с певицей , с которой ее связала близкая дружба.

Был опыт работы с . Рената снимала для нее клип на композицию «Речной трамвайчик».

С недавнего времени Рената выступает официальным лицом косметического бренда Лореаль. Также снимается в рекламе швейцарских часов Rado.

Личная жизнь

За Ренатой ухаживали всегда красиво. Первый раз предложение о замужестве она получила еще в старших классах школы.

В нее влюбился француз, который заметил белокурую красавицу на тренировке по легкой атлетике на стадионе.

С ним произошел и первый поцелуй, но уехать с ним во Францию Рената Литвинова отказалась.

Он часто писал письма, а спустя 5 лет вернулся в Россию и повторно сделал ей предложение, от которого Рената опять отказалась из-за учебы во ВГИКе.

Рената не видит важности в штампе в паспорте, хотя сама официально была замужем дважды. Первым супругом был однокурсник, кинопродюсер Александр Антипов.

Прожили они вместе всего год. Рената благодарна Александру за помощь в поиске съемной квартиры, в которой она потом долго будет жить, наслаждаясь одиночеством и творчеством.

С Леонидом Добровским

Следующий брак с бизнесменом Леонидом Добровским был более продолжительным. В этом союзе родилась единственная дочь Ренаты – Ульяна.

Спустя 5 лет из-за слухов о нетрадиционной ориентации актрисы и ее чересчур близкой дружбы с Земфирой семья распалась. Развод был тяжелым и долгим.

С дочерью Ульяной

Сейчас Рената считает, что единственной ее любовью является ее ребенок, а до этого она не знала, что это такое.

Награды и достижения

Рената Литвинова свою первую награду получила за дебют в фильме «Увлечения» на кинофестивале Ника в 1994 г.

Неспешное осеннее настроение на страницах интернет-изданий потрясла новость, которую некоторые открытые источники информации принялись смаковать, добавляя все новые и новые подробности – якобы в Швеции состоялась свадьба Ренаты Литвиновой и Земфиры Рамазановой.

Подружка Земфиры

Ушлые «желтые» репортеры якобы и кольца на безымянных пальцах рук обеих женщин разглядели, и смогли проследить за певицей и актрисой во время вымышленного медового путешествия по Стокгольму и Таллину.

Некоторые издания и вовсе разошлись – в их сообщениях свадьба Ренаты Литвиновой и Земфиры произошла в перерыве между съемками фильма «Волшебный кубок» в столице Эстонии. Выкроив свободную минутку, влюбленная парочка покинула гостеприимный город и отправилась на регистрацию брака и концерт Мадонны в Швецию, где разрешены однополые браки.

Лживость опубликованной новости о свадьбе Ренаты Литвиновой и Земфиры поражает. Желтая пресса могла бы поднапрячься и просмотреть историю создания фильма – съемки «Волшебного кубка» проходили в Таллине в 2009 году и свой концертный тур ««Sticky аnd Sweet Tour» по северной стране поп-дива проводила в том же 2009 году. Поэтому сплетня о счастливом семейном счастье двух звезд давно устарела и была опровергнута еще в тот период. Земфира на все вопросы по этому поводу ответила весьма однозначно, сказав в интервью журналистом, что подобные слухи – адова чушь, и верить им не стоит.

И наконец, для того, чтобы свадьба актрисы и режиссера Ренаты Литвиновой и талантливой певицы и композитора Земфиры Рамазановой смогла состояться, одна из них должна иметь либо гражданство северного королевства, либо иметь право на проживание в Евросоюзе.

Реакция Литвиновой

Для экстравагантной Ренаты Литвиновой слух о ее свадьбе с Земфирой стал настоящим шоком. У женщины подрастает несовершеннолетняя дочь, которая, как и все тинэйджеры, большую часть времени проводит в соцсетях. Представительница актрисы по имени Александра рассказала, что в ближайшем будущем режиссер и актриса, гордо несущая звание «Самой стильной в России» подаст в суд на те издания, которые в очередной раз принялись мусолить тему ее нетрадиционной ориентации и теплых отношений с неординарной певицей.

К тому же Рената Литвинова на момент ее якобы свадьбы с Земфирой была очень занята. В Москве она занята в репертуаре МХАТа, много времени отдает работе над постановкой собственного спектакля «Северный ветер». А не так давно актриса вместе с дизайнером Гошей Рубчинским и дочерью Ульяной была на Неделе высокой моды в Париже, о чем красноречиво свидетельствуют фото, выставление в социальных сетях.

Следует напомнить несведущей публике, что первые слухи о предстоящей свадьбе Ренаты Литвиновой и Земфиры были спровоцированы самими женщинами более 8 лет назад. Тогда режиссер сняла несколько клипов с провокационным содержанием на песни татарской исполнительницы, а сама певица и композитор написала саундтреки к нескольким фильмам эксцентричной красавицы. К тому же они много раз появлялись вместе на публике и выставляли в соцсетях фото с совместными объятиями, в подписи к которым только ленивый не замечал обоюдного влечения.

Именно сплетни такого рода привели к разрыву актрисы Ренаты Литвиновой с мужем, бизнесменом Леонидом Добровским – сплетни о предстоящей свадьбе супруги с Земфирой окончательно расстроили семейное счастье артистки.

Еще бы, преуспевающий мужчина вряд ли смирится с такими слухами, даже если они не имеют под собой основания. Слишком уж велико в обществе с патриархальными устоями неприятие однополой любви.

Последние новости о певице

На данный момент исполнительница собственных песен, о которой экстравагантная актриса рассказывает лишь в восхитительных тонах, пишет музыку для ее спектакля. Порадовать поклонников своими комментариями по поводу новой сплетни она не может – Земфира принципиально не регистрируется в социальных сетях, не интересуется новостями «желтой прессы» и не играет в компьютерные игрушки. Она живет в своем, собственном, придуманном ею мире, поэтому ей дела нет до сплетен и пересудов, с которыми досужие искатели «жаренных» фактов связывают ее имя.

Напомним всем желающим, что с Земфирой в мире шоубизнеса, такого жесткого и беспощадного, связано множество самых разнообразных сплетен и пересудов, половина из которых, как утверждают репортеры светской хроники, придуманы ею самой:

  • роман с однокурсником Владом Колчиным закончился расставанием из-за того, что молодой человек не позвал Земфиру отправиться вместе с ним в Санкт-Петербург в поисках более выгодного «места под солнцем»;
  • любовные отношения с Сергеем Анацким, главой радиостанции «Европа Плюс» в Уфе быстро закончились из-за его брака – разводиться с женой ради никому не известной артистки с непростым характером престарелый ловелас не собирался;
  • на пике «звездности» Земфира неоднократно рассказывала о бурном романе с лидером группы «Танцы минус» Вячеславом Питкуном. В завуалированной форме рок-дива предполагала скорое соединение двух влюбленных сердец, однако долгожданная развязка под «Свадебный марш» Мендельсона так и не наступила;
  • отношения с российским олигархом Романом Абрамовичем певице приписали после его появления на презентации альбома «Вендетта» в 2005 году. Особенно рьяно расписывали помощь известного миллионера молодой артистке после того, как она обмолвилась, что первоначально сборник должен был называться «Нефть». Поговаривали, что свой нелегкий путь к вершинам российского бомонда Земфира проделала именно благодаря помощи магната;
  • добавила элитарности рок-певице и помощь Александра Мамута, владельца «Евросети» — именно этот уважаемый человек и меценат оплатил услуги голландских дизайнеров, оформивших турне Земфиры в поддержку «Вендетты».

В 2008 году певица несколько раз участвовала в скандалах, связанных с Литвиновой – она обозвала «нехорошими словами» Собчак, сделавшую замечание актрисе и ударила журналистку музыкального телеканала по лицу за нескромные вопросы в адрес Литвиновой по поводу ее персональных предпочтений в личной жизни.

Следует отметить, что старания певицы быть не такой, как все принесли ей немалый доход – в 2015 году певица заняла 24 место в списке самых знаменитых людей России по версии журнала «Форбс», при этом ее доход за 12 месяцев по официальным данным составлял не менее 2,8 млн долларов США.

Саму себя Земфира проецирует не как революционерку, а как человека с определенной гражданской позицией. Она также считает, что музыка способна победить любые политические игры на мировой арене.

В последнее время популярность певицы несколько угасла. Возможно, поэтому давнишняя приятельница скандальной рок-исполнительницы и привлекла ее к совместной работе над своим новым проектом «Северный ветер». Да и сплетни по поводу их отношений не напрасно появились в СМИ – вероятно, таким образом, не очень толковые пиар-деятели пытаются разогреть интерес публики к премьере спектакля.

Только что она унизила и обидела ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ ЛОШКАРЕЙ на проекте "Минута славы", захотелось узнать, уж не ЕВРЕЙКА ли она, что ТАК БЕСИТ ЕЕ РУССКИЙ ДУХ?

Встретила вот такую информацию: http://tchaykovsky.info/pyataya/renata_litvinova.htm

Еще вот такой пост:

Вообще странно отец - Мурат Аминович Вергазов, но фамилия берется от матери - Литвинова. Как известно, у евреев род считается по женской линии.
Также из одной ее биографии читаю "У нее есть цикл рассказов о собственной бабушке. Это грандиозная сценарная проза, которая по-настоящему может быть реализована только в кино. Потенциал ее таланта пока вообще не использован." Бабушка скорее всего была-то с фамилией более интересной.
Ну и потом "Литвинова" имеет общий корень "Левит", что означает в еврейской фамилии принадлежность к колену левитов.

И еще вот такой прекрасный анализ:

Оригинал взят у pvn123 в Рената: как я полюбила. Саму себя.

Поток сознания о Ренате Литвиновой.


Мне иногда кажется, что ЖЖ должен быть просто удобной записной книжкой, куда автор может записывать "поток сознания".

Но мне не всегда удается следовать этому совету.

Что-то сдерживает.
Даже не очень понятно, что именно. Какой-то внутренний цензор.

Заведомо ясно, что я совершенно не боюсь излагать свои мнения.
Совершенно не боюсь потерять десяток-другой френдов, если им не понравится то, что здесь написано.

Но почему-то сознание тщательно анализирует, можно публиковать те или иные записки в ЖЖ, или не нужно этого делать.

Вот конкретный пример.

Недавно посмотрел по ТВ беседу Диброва с Ренатой Литвиновой.

Я был в очередной раз потрясен этой дамой.
Но мне тогда показалось, что не стоит эту чернуху публиковать в своем ЖЖ.

Но сейчас хочется попробовать сказать несколько слов о Ренате Литвиновой.

Давно считал ее поведение совершенно манерным, искусственным.

Давно считал, что она может являться образцом безвкусицы и самонадеянности во всех тех вопросах, в которых она выступает.

Считал ее образцом как раз такого типа снобов, которые считают себя исключительно талантливыми, а соответственно и общаться могут только с талантливыми людьми, а не со всяким быдлом.

Но так и осталось непонятным, кто ей сказал, что она талантлива?

А если кто-то и сказал в порядке комплимента или шутки, то зачем же принимать это за чистую монету?

Если кому-то скажут:
- Ты королева.

Это - нормально.
Но не надо только при этом забираться на трон.
Там обычно уже кто-то сидит:)

Я всегда удивлялся диспропорции между большим рейтингом Литвиновой и мелкостью и примитивностью ее "изысков" в различных областях.

В частности, как актера и режиссера.

С ее актерскими способностями все ясно.

Они совершенно нулевые.

Очевидно, что Рената может всегда и везде оставаться только самой Ренатой.

Легко узнаваемой, манерной, исключительно гордой собой и очень уверенной в своем величии.

Да, у нее есть чисто своя манера, манера Ренаты Литвиновой.

Кому-то эта манера может и понравиться.

Моему знакомому, например, нравится кофе с чесноком.
Но таких - один на тысячу.

Мне же эта специфическая манера Литвиновой представляется очевидно просто некоторым явным моральным уродством.

Как есть бедные люди, которые от рождения, например, имеют особенность - шесть пальцев на руках.

Но это аномалия, болезнь.
Ее надо лечить и вполне уместно скрывать, не афишировать.

А Рената Литвинова это свое уродство, ущербность, извращенность называет талантом.

И не просто талантом, а великим талантом, талантом «по-настоящему», который может сравниться только с талантом Земфиры или Киры Муратовой или еще каким-нибудь талантом, который уважает лично Литвинова.

С Земфирой она дружит, Кира Муратова ее впервые снимала.

Рената вообще либо дружит только с теми, кто талантлив, либо называет талантливыми только тех, с кем дружит.

Например, талант Рязанова, она считает недостойным даже упоминания рядом с талантом, например, Германа.

Это распространенное свойство извращенных натур - они точно знают кто талантливее, а кто - нет.

И они абсолютно уверены в своих оценках.

С актерским дарованием Литвиновой все абсолютно ясно - Литвинова всегда играет саму себя.

Нравится это кому-нибудь или нет.

Мне, например, не нравится.

Просто потому, что не люблю извращения, а, следовательно, и эстетику извращений.

Теперь о режиссере Ренате Литвиновой.

Чтобы получить представление об этом я попробовал посмотреть фильм "Богиня: как я полюбила".

Сразу признаюсь, полностью я его не смог досмотреть.
Это редко со мной бывает. Но это оказалось совершенно невыносимо даже для моей очень тренированной психики.

Помимо отсутствия мысли, нормального сюжета, действия и т.д., фильм больше всего убивает своей грязью, кровью, эстетикой придорожного сортира.

Хронические пошлость и безвкусица Ренаты Литвиновой всегда прикрываются полной непосредственностью её извращенного вкуса и поведения.

Оригинальность и своеобразие уродства (шестой палец) преподноситься как хороший вкус (а мне нравится именно шесть пальцев на руке, а еще хорошо бы и на ногах) и оригинальность (извращение всегда оригинально).

Это фильм по ощущениям грязи и кровавости чем-то напоминает "Обитель зла", только еще дополнительно лишенный сюжета, лишенный действия и полностью лишенный интереса.

Вот фраза из восхищенных рецензий на этот фильм:
"Восхитительная талантливая непосредственность, позволяющая, не уронив планку утонченной изысканности, произнести в кадре феерическую фразу «что-то как-то я не знаю»."

Вот ведь, наверное, человек искренне писал, искренне восхищался этим: «что-то как-то я не знаю»."

Но меня это не восхищает.

Что-то как-то ну не восхищает меня совсем это «что-то как-то я не знаю»."

Если сама не знаешь, как другие тебя поймут?

"Как же тебя понимать, если ты ничего не говоришь?" (с)

Рената Литвинова в образе следователя Фаины это так же органично как:
доярка Дуся в образе Милы Йовович,
как порнозвезда в роли Матери Терезы,
как Ирина Хакамада на плакате "Родина-мать зовет".

В высказываниях Ренаты Литвиновой чуть ли не раз в пять минут можно услышать:
"люди не правы, когда позволяют себе едкие высказывания в адрес талантливых людей";
"от талантливых людей идет особая энергия, драйв, которым надо заряжаться";
"по-настоящему талантливых людей не так уж и много, и относиться к ним надо бережно"
...

Из всего этого торчат большие уши -
Рената Литвинова искренне убеждена:
1. В своем "по-настоящему" таланте.
2. В том, что "талантливый человек талантлив во всем". А значит, ему нужно сунуть свой нос в возможно большее число дырок.

Поэтому она берется за все: актриса, сценаристка, режиссер, писатель, дизайнер одежды и пр.
Чаще всего талантливый человек не во всем одарен, а вот извращенный человек, чаще всего, несет извращение во все, за что берется.

И в заключение беседы Ренате задали ключевой вопрос:
- А как вы относитесь к однополой любви.

Нетрудно догадаться, что проповедник эстетики извращений, конечно, за свободу однополой любви.
Кто бы сомневался.
Наводит на мысль, что все-таки
по-настоящему извращенный человек - извращен во всем.

Именно это главный смысл и суть "творчества"
Ренаты Литвиновой - по-настоящему извращенный человек - извращен во всём.

Интересно мнение, например, Николая Цискаридзе о Ренате Литвиновой.
Он его высказал в интервью еще 2007г.

Журналист: А какие еще женщины у тебя не вызывают любви, кроме Ренаты Литвиновой?

Николай: Я просто никогда не смотрю то, что мне не нравится. я переключаю канал. Не из тех людей я, чтобы поливать грязью из-за личных субъективных вкусов.

Кратко и корректно сказано.

Мне бы с него пример брать:)
.

Мое послесловие (


Имя: Рената Литвинова (Renata Litvinova)

Возраст: 52 года

Место рождения: Москва

Рост: 176 см

Вес: 58 к г

Деятельность: Актриса театра и кино, режиссер, телеведущая

Семейное положение: не замужем

Рената Литвинова - биография

Рената Литвинова – заслуженная актриса на российском пространстве. На её счету несколько фильмов, в которых она не просто сыграла роль, но и выступила как режиссер, сценарист и даже продюсер. Это киноленты: «Небо. Самолет. Девушка» (2002), «Богиня: как я полюбила» (2004), «Зеленый театр в Земфире» (2008), и конечно же «Последняя сказка Риты» (2012).

К тому же, Рената появляется и как ведущая на телевидении, и как актриса в рекламных роликах. У Ренаты прекрасный редкий голос, насладиться им можно скачав её аудиоверсию книги-произведения «Алиса в стране чудес», которую она выпустила в 2005 году.

Родилась Рената Литвинова 12 января 1967 года в столице России. Мать с отцом были врачами, однако не жили вместе. Рената очень любила своего отца, по её словам, он был красивым человеком. А мама просто обожала кино. Она часто брала с собой на вечерние сеансы Ренату, поэтому не странно, откуда у девочки появилась тяга к киноискусству.

Про свои детские годы Рената Литвинова вспоминает очень мало, она говорит, что это были худшие времена в ее биографии. Тогда её не понимали сверстники и постоянно травили издевками. Понимание Рената находила в книгах и кинокартинах. Ей нравились необычные вещи, особенное внимание вызывали сверхъестественные явления и психические болезни, такие как шизофрения и разного рода фобии. К тому же, Рената была и остается неравнодушной к теме смерти.


Уже в старших классах она пробовала писать. Поэтому после того, как окончила школу, поступила на сценарный факультет ВГИКа.

Рената Литвинова - Карьера

Дебютировала Рената как актриса в 1994 году, но популярность в творческой биографии Литвиновой случилась после съемки в киносериале «Граница. Таежный роман».

Рената прошла огромный творческий путь. В конце 80-ых она уже заявила о себе как о талантливой личности, и прежде всего - самостоятельной. То, что снимали на её собственные сценарии, Ренате не нравилось. Потому что на всё у неё был свой взгляд, ей нужно было самой присутствовать на съемках. Когда известная актриса и режиссер пригласила её сняться вместе с ней, разделив роль на двоих, Рената возмутилась. Она сказала, что может придумать личную роль, в последствии она так и сделала.

Литвинова написала немало сценариев, которых ждал успех. Так, например, фильм «Страна глухих». Она сняла 7 клипов для , а также клип на песню «Речной трамвайчик» Аллы Пугачевой.

Сегодня Рената сама себе хозяйка. Она снимает свои фильмы и говорит о самом важном. Её творческий дуэт с Земфирой - просто находка. Они настолько дополняют друг друга, что все их идеи реализовываются с огромным успехом.

Рената Литвинова - Личная жизнь

Актриса была дважды замужем. Рената Литвинова не любит обсуждать личную жизнь. Об отношениях с первым мужем Ренаты практически ничего не известно. Она, по крайней мере, не рассказывает. Это был кинопродюсер Александр Антипов. Их союз продлился недолго - всего лишь год, так что уже в 1997 году Рената была свободна.

Со вторым мужем, Леонидом Добровским, бизнесменом, Рената состояла в браке 5 лет. У них есть общая дочь – Ульяна, которой уже 13 лет.


Также с 2006 года ходят слухи об ориентации актрисы. Причиной таких слухов является ее тесная дружба с Земфирой Рамазановой, которая вызывает обсуждения в прессе. Сама же кинодива называет Земфиру своей близкой подругой и соратницей.

Рената Литвинова: фильмография

Настройщик

Зеленый театр в Земфире

Последняя сказка Риты

Мне не больно

Граница: Таежный роман (сериал)

Нет смерти для меня

Богиня: Как я полюбила

Три истории

Небо. Самолет. Девушка.

Страна глухих

Увлеченья 6850