Весной солнышко что делает. Стихи о весне

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы

на тему «Как Солнышко Весне помогало»

Программные задачи:

Образовательные :

Продолжать формировать у детей представление о марте, как месяце пробуждения природы.

Обобщать и систематизировать представление детей о временах года.

Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам.

Упражнять в образовании имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании имён прилагательных женского, мужского, среднего рода.

Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; глаголы к существительным.

Активизировать словарь словами по теме «Весна».

Развивающие:

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление и воображение.

Развивать умение замечать изменения в неживой природе.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.

Формировать умение работать в коллективе, прислушиваться к ответам других детей.

Формировать положительную мотивацию к занятиям.

Материалы: Конверт с письмом. Карточки с изображением характерных признаков весны: солнце, облака, сосульки, ручей, проталина, трава, почки, листики, перелётные птицы. Круг из жёлтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом жёлтыми лентами.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро! – тебе сказали,

Доброе утро! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в группу пришло много гостей. Гости – это всегда праздник и радость. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу теплее.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Сегодня утром у дверей нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с надписью. Кому: «Детям детского сада «Светлячок», от кого: «Волшебница – Природа». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Ещё на конверте написано: «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте прочитаем! Проходите, садитесь на стульчики (воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. В этом году Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Неужели холода задержатся, и природа никогда не проснётся от долгого зимнего сна? Чтобы этого не произошло, давайте поможем Весне победить Зиму? Как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить холод?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Игра «Скажи – какой? (какое? какая? какие?)». Подбор прилагательных к слову.

Весной солнце (какое?) – весеннее, яркое, весёлое, лучистое, ласковое, тёплое…

Небо – голубое, чистое, высокое, ясное…

Какие облака на весеннем небе? – пушистые, белые, лёгкие, воздушные…

Ветер весной (какой?) – свежий, тёплый, ласковый…

Снег – рыхлый, тёмный, грязный…

Ручей – быстрый, звонкий, весёлый…

Трава – зелёная, мягкая, молодая, душистая, нежная, тонкая, яркая…

Листья – маленькие, липкие, зелёные, блестящие…

Воспитатель: Молодцы, ребята. Действительно, весной в природе всё не такое, как зимой. Весной природа просыпается после глубокого зимнего сна. Ребята, а какой сейчас месяц?

Дети: Март.

Воспитатель: Правильно, март. Пора бы уже природе проснуться, но как-то тяжело Солнышку даётся пробуждение. Давайте, ребята, поможем Солнышку разбудить природу. Приглашаю всех пройти на ковёр и сделать большой, красивый круг. Давайте с вами вспомним, что бывает зимой, а что весной Я буду начинать, а вы продолжайте:

Ира «Скажи наоборот» (с движениями, стоя в кругу)

Зимой погода холодная, а весной … (теплая)

Зимой снег идёт, а весной снег … (тает)

Зимой деревья спят, а весной … (просыпаются)

Воспитатель: Молодцы. Всё верно сказали, все эти изменения происходят благодаря ласковым лучам солнца. Да и сама Весна – ласковое время года. Давайте теперь весенние приметы будем называть ласковыми словами.

Игра «Назови ласково» (игра с мячом)

Воспитатель: Сейчас я буду называть слово, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны называть ласковые слова к тому или иному слову. Например, весна – веснянка или весняночка, солнце – солнышко, луч – лучик, облака – облачка, льдина – льдинка, снег – снежок, проталина – проталинка, лужа – лужица, дорога – дорожка, ручей – ручеёк, дождь – дождик, трава – травка, цветы – цветочки, листок – листочек, лист – листик, пень – пенёк, дерево – деревце, птицы – птички, гнездо – гнёздышко.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо поиграли. Все слова верно назвали. Весна, действительно, ласковое время года. И наступает она постепенно. Каждый день происходят изменения в природе. Вот эти весенние приметы мы сейчас и пойдём собирать.

Физкультминутка «Снег теперь уже не тот».

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле (шагают)

На озёрах треснул лёд, (развести руками)

Будто раскололи (хлопок руками)

Облака бегут быстрей (руки вверх, бег на месте)

Небо стало выше (потянулись на носочках, руки вверх)

Зачирикал воробей (показ крылышек)

Веселей на крыше (улыбка, домик)

Ищем весенние приметы (работа с картинками).

Воспитатель: Молодцы. Ну, вот мы и собрали все весенние приметы. Пора нам возвращаться обратно.

Физкультминутка «Наконец сегодня солнце».

Наконец сегодня солнце (развести руками)

Заглянуло к нам в оконце (показали окно)

Вместо злых метелей, стуж (руками из стороны в сторону)

На дороге много луж (попрыгали по лужам)

Очень нежно греет солнышко (погладили себя по рукам)

Зачирикали воробушки (показать крылышки)

Ходят люди, улыбаются (шагают и улыбка)

Ты пришла, Весна – красавица! (все вместе громко повторили)

Составление рассказа по картинкам.

Воспитатель: Проходите, садитесь на свои места. Ребята, а сказка-то наша не закончилась. Как же солнце помогало Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Давайте сейчас мы вместе расставим все приметы по порядку и продолжим сказку «Как Солнышко Весне помогало» (дети сочиняют рассказ по картинкам) .

Дети : Выглянуло весеннее, яркое, ласковое солнышко. И отправилось оно гулять по свету, совершая много чудес. Солнышко начало рассыпать повсюду свои золотые лучики и будить землю. Стало теплее, светлее и веселее. Первый лучик коснулся неба. Небо стало чистым, ясным и голубым. По высокому небу поплыли белые, пушистые, воздушные облачка. Солнышко приложило тёплые ладошки к прозрачным сосулькам, и сосульки стали быстро таять. С крыш домов закапала звонкая капель. Второй лучик попал в ручей. Проснулись и зажурчали по дорожкам звонкие, весёлые ручейки. Своим тёплым дыханием согрело Солнышко землю, и вскоре на месте снежного покрывала показались проталинки. На проталинках появились нежные, душистые подснежники. Выросла молодая, мягкая, зелёная травка. Третий лучик попал на деревья. Они стали согреваться и оживать от солнечного тепла. На деревьях набухают и лопаются почки. Появляются маленькие, липкие листочки. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы. Вот и наступила долгожданная Красавица – Весна!

Воспитатель: Молодцы. Вот какая замечательная сказка о Весне у нас получилась. Понравилась вам сказка? Ребята, есть сказки о весне в прозе, а есть сказки и в стихах. Сейчас Маша и Артём прочтут нам свои сказки о весне в стихотворной форме (выходят дети и читают стихотворения о весне) .

Чтение стихотворения Е. Стюарт « О весне»

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая.

Ручьи задорно булькают,

Сугробы подмывая.

Забыв морозы прежние,

Без сил свалилась набок

Заплаканная снежная

Подтаявшая баба.

Зима совсем недужится –

Пора ей в путь сбираться…

И солнце в каждой лужице

Готово искупаться.

И меж снегами влажными,

Пробив себе окошки,

Подснежники отважные

Уже встают на ножки.

Итог занятия.

Воспитатель: Так какое же главное чудо в природе, которое помогает наступлению весны, радует нас хорошей погодой?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

Воспитатель: Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть своим теплом. А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Воспитатель: Ребята, вы все хорошо сегодня поработали. Молодцы. На этом наше занятие закончилось. Давайте попрощаемся с нашими гостями:

Добрые слова не лень:

Говорить нам целый день,

Всем гостям на прощание скажем:

До свидания!


Вот и пришла весна... С Весною вас, друзья!!! Я очень люблю весну... Да, все времена года хороши, и каждое прекрасно по-своему. Но вот удивительное волшебство, красивое пробуждение ото сна всего и вся вокруг, это чудо есть только весной... В рубрике « » поговорим сегодня о ней, о весне, дарящей надежду, пробуждающую в нас самые прекрасные чувства и заставляющую верить в самое невероятное!

Детям про весну

Весна – это очень интересное и удивительное время в году. Именно весной так свежо и легко дышится, появляется солнышко, по которому мы все так истосковались за зиму. Весной можно найти столько всего необычного вокруг, главное, как следует оглядеться, и весна покажется вам и вашему малышу сказкой ничуть не хуже, чем снежной зимой. Весна – очень красивая и яркая. Недаром о ее приходе есть интересная легенда.

Легенда о возникновении Весны

Однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Солнцу хотелось повеселиться, порадоваться вместе с людьми. Злой Змей выкрал и закрыл Солнце в своем дворце. Птицы перестали петь, все люди, особенно дети, забыли, что такое веселый смех, приветливые улыбки, добрые взгляды. Мир погрузился в печаль и уныние. Один смелый юноша вызвался спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея. Все таки нашел и вызвал его на бой.

Боролись он целыми днями и ночами. На Земле задул резкий и холодный ветер. Пошел снег крупными хлопьями. Казалось, что плохой погоде не будет и конца.

Но смелый юноша, конечно, победил злого Змея. Сразу же прекратилась и непогода: ветер успокоился, снег начал таять... А солнце поднялось на небо, осветив весь мир. Стала оживать природа, люди обрадовались, но только отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля. Умер отважный юноша. Там, где снег таял, вырастали белые цветы — подснежники, вестники весны. ()

Наблюдения за природой весной

С приходом весны начинается всеобщее ликование и пробуждение. Все вокруг постепенно преображается. Природа меняется неторопливо, но с каждым новым днем можно заметить что-то совершенно новое и замечательное.

С приходом весны солнышко светит все сильнее и поднимается все выше, день получается дольше. Начинается таяние снежка, вовсю бегут весенние ручейки, весело и задорно капает весенняя капель. Не выдерживает и лед, сковывавший озера и реки, покрывается трещинами и постепенно ломается, начиная ледоход. В этот момент идет половодье полным ходом, низинки затапливает талой водой. Погода весьма переменчива, то светит яркое солнышко, то вдруг начинает дуть сильный ветер.

Как живут животные, птицы и насекомые

Чуя солнышко и приближающееся тепло, вылезают наружу после затяжной зимней спячки насекомые. Перелетные птицы возвращаются с юга в родные края. Одними из первых можно встретить грачей, потом прилетают скворцы, жаворонки и трясогуски. Просыпаются после зимы и животные, вылезает из берлоги мишка с медвежатами, барсук вылезает из своей норы. Звери меняют свою шерсть, линяют к весне, зайцы и белки меняют цвет шубки также на летний вариант.


Как растут растения

Растения чувствуют также, как пригревает весеннее солнышко, и начинают оживать. От корней поднимается сок к вот-вот набухающим почкам, скоро начнут появляться и листочки.

Первой распускается верба – первая предвестница весны. Скоро ольха и орешник нарядятся в пушистые почки.

Повсеместно из-под земли пробиваются наружу к солнышку первые цветы весны – , мать-и-мачеха и медуница. Заливаются яркими красками и сады, где в конце весны зацветают плодовые деревья.

Особенности деятельности человека весной

С приходом весны просыпаются не только звери и растения. Человек также чувствует прилив сил. В это время работы достаточно много, особенно за городом. Ведь необходимо обработать землю, а потом засеять просо, ячмень и рожь. Также в это время сеют зелень, лук, морковь.

А что же со спортом весной?

Заниматься спортом можно в любое время года. Однако весной это делать вдвойне приятно. На улице оптимальная температура, свежий воздух, а на душе прекрасное настроение. Весной, когда день длинный и светлый, когда вокруг все начинает подсыхать, можно начинать бегать в парке. Для более активных можно предложить катание на роликовых коньках или велосипеде. Также сейчас во многих парках проводят зарядку и танцевальные мастер-классы.

Весна в литературе

Сказки про весну

Пожалуй, самой знаменитой сказкой о весне является русская народная сказка « », в которой рассказывается о противостоянии Зимы и Весны, в которой теплая и нежная весна все-таки побеждает, законно вступая в свои права.

Примечательно, что в японской культуре также есть интересная сказка про весну. Она называется «Соловьиный дом». В ней рассказывается о лесорубе, который не послушался жены и посмотрел в заветное окно.

Интересна и познавательна сказка С.Прокофьевой « ». Маленькая Веснушка ищет и защищает веснушчатый детей.

И наших любимых героев Э.Успенского не забудьте, прочитав сказку « ».

Рассказы о весне

Многие авторы посвящали в свое время свои творения красавице-весне и ее звонким мелодичным капелям. Ведь про весну писать одно удовольствие!! Писал о весне выдающийся писатель А. Н. Толстой в рассказе «Пришла весна».

Если вы хотите узнать, как начинается весенний день в степи, тогда можно прочесть «Степь весною» талантливого писателя А.И. Куприна. Чтобы получить представление о весне в целом, можно почитать еще короткий рассказ «Весенние миниатюры» .

Все эти небольшие произведения обязательно добавят настроения и помогут вам и вашему малышу лучше понять весну и все перемены, связанные с ее наступлением. Крайне познавательное и увлекательное путешествие в весну.

Пословицы про весну

  • Апрель с водой, май с травой.
  • Май, май, да шубу не снимай.
  • Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
  • Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
  • Весна днём красна.
  • Весна всё покажет.
  • Марток – надевай двое порток.
  • Март морозом на нос садится.
  • Как не злись метелица, всё весной повевает.
  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Готовь сани с весны, а колёса с осени.
  • Весною день упустишь, годом не вернешь.
  • Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.
  • Посеешь в погоду — больше приплоду.
  • Кто рано сеет, семян не теряет.
  • Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
  • Весной часом отстанешь, днём не догонишь.
  • Весна днём красна.

Загадки про весну

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает...
Когда это бывает? (Весной )

Кленам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку-подругу. (Весна )

Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня...(весна )

Огромная коллекция загадок о весне есть в статье « ».

Весна в живописи

Удивительно, насколько по-разному видят весну разные люди. Мы можем в этом убедиться, посмотрев на некоторые весенние картины известных художников. Например, картина Архипа Ивановича Куинджи «Ранняя весна». Она потрясающе светлая и позитивная, судя по всему весна уже вовсю идет на ней полным ходом.

Посмотрим на другую картину известного русского художника А. Саврасова «Грачи прилетели», здесь пейзаж более серый, как будто зима еще не совсем уступила место весне, и если бы не грачи, то легко можно было бы перепутать.

Картины на весеннюю тематику писал и Исаак Ильич Левитан. К примеру, это «Март»

и «Весна. Большая вода».

Пейзажисты с удовольствием рисуют то, что видят вокруг весной, ведь именно в это время их буквально захлестывает волна вдохновения. Посмотрите удивительные картины К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

и «Весенний солнечный день».

Они потрясающе яркие, живые и отлично поднимают настроение. Сразу становится понятно, почему художники так любят изображать жизнь весной.

И если многие рисуют первые дни, еще совсем раннюю весну, то у И. С. Остроухова в «Первой зелени» уже весна чувствуется полноправной хозяйкой, вовсю распускаются листочки и первая травка.

Ко всему вышесказанному и увиденному добавим любимую детьми анимацию и посмотрим мультфильм «Что такое весна»:

Еще много чудесных мультфильмов о весне можно посмотреть .

Весна — волшебный островок радости в природе. Все в ней чудесно — и удивительные метаморфозы, и пробуждение природы и не только, и настроение, и растущий солнечный день, дарящий нам такой нужный витамин Д...

Вот такой рассказ о весне у нас получился. И вот еще темы весны в моих статьях прошлых лет. Кликайте по ссылкам ниже:

С любовью,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"

Тема «Солнышко весеннее, ласково свети!»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

1) добиться умения подбирать сравнения по разным признакам к слову «солнце»; отработать умение составлять предложения со значением противопоставления природы зимой и весной; совершенствовать умение образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительных; развивать свободное общение со взрослыми и детьми средствами диалоговой речи в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля» («Речевое развитие»)

2) закрепить и уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе весной(«Познавательное развитие»)

3) формировать готовность к совместной деятельности(«Социально-коммуникативное развитие»)

4) создать эмоционально благоприятный фон посредством использования музыкального произведения А.Вивальди из цикла «Времена года. Весна» («Художественно – эстетическое развитие»)

Методы и приемы : - практические: работа с игровым набором «Дары Фрёбеля», игры

Наглядные: картинки

Словесные: беседы, обсуждения

Материалы и оборудование: конверт с текстом письма, картинки с изображением лампочки, костра и солнца, игровой набор «Дары Фрёбеля» № 7, 8, 9,10, мяч, мультимедийный проектор

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Народная подвижная игра, игровые упражнения

Игровая

Игровые ситуации, конструктивная игра

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, словесные игры, вопросы

Музыкальная

Слушание отрывка из музыкального произведения

Конструирование

Конструктивные игры

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Беседа о том, что утром у двери группы был обнаружен конверт. Воспитатель предлагает узнать, что в нём находится.

Зачитывается письмо (сказка) :

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Три месяца - Зима, три месяца- Весна, три месяца- Лето и три месяца- Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться, загрустили все птицы и звери. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод» .

Дети под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» входят в группу и располагаются на стульчики вокруг воспитателя.

Дети внимательно слушают письмо.

Обращается внимание на то, что листок оборван, но в конверте лежат картинки, на которых нарисованы лампочка, костёр и солнце. Задаётся вопрос: что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? Воспитатель уточняет, что действительно, солнце - самое большое чудо.

Дети рассматривают картинки и хором высказывают своё мнение.

Воспитатель предлагает выложить солнышко из модулей игрового набора «Дары Фрёбеля»

Дети делятся на пары, подходят к столу с игровым набором «Дары Фрёбеля» и выкладывают из выбранных модулей солнышко, используя наборы №7, 8, 9,10

Игра «Сравни и назови»

Солнце жёлтое, как…
Солнце круглое, как…
Солнце ласковое, как……

Солнце румяное, как……

Солнце тёплое, как………
Солнце огромное, как……
Солнце весёлое, как……
Солнце доброе, как………

Воспитанники парами сравнивают по разным признакам и называют своё выложенное «солнце»

Правильно и точно сравнивают солнце по разным признакам (как лимон, как мяч, как мама, как хлеб, как море, как гора, как клоун, как бабушка) и называют.

Подвижная игра

«Веснянка»
Солнышко, солнышко - золотое донышко

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают.
А цветочки подрастают.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями.

Приседают.

Поднимаются, руки вверх

На интерактивной доске две картины с изображением зимы и весны.

(Зимой солнце тусклое, а весной яркое. Зимой на деревьях лежит снег, а весной он растаял. Зимой дети лепят снеговика, а весной в ручейках пускают кораблики).

Дети садятся на стулья, рассматривают картинки с изображением зимы и весны, сравнивают два времени года.

Точно составляют предложения со значением противопоставления

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.

«Говорит Весна:

Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ!

Нет! Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

С крыши капает вода?

Да! Да! Да! Да!

Тают горки во дворах?

Ах! Ах! Ах! Ах!

А на речке треснул лёд?

Так вот! Так вот!

А. Лойко»

Проговаривают хором слова заранее выученного стихотворения.

Чётко и слаженно произносят слова стихотворения.

Игра: «Подбирай, называй, запоминай»

Весна какая? – ранняя, тёплая, долгожданная.

Солнце какое? - теплое, ласковое.

Почки какие?- липкие, набухшие.

Листья какие?- молодые, зелёные.

Солнце весной что делает?- греет, припекает, ласкает, согревает.

Листья на деревьях что делают?- распускаются.

Ручьи что делают? – журчат, бегут.

Дети встают в круг, по предложению воспитателя, ловят мяч, отвечают на вопрос и возвращают броском мяч воспитателю.

Отвечают на вопросы и подбирают разные прилагательные и глаголы к существительным «весна, солнце, листья».

Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
дождь - дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка

Дети сидят на стульчиках и по одному образовывают

Согласно правилам образуют уменьшительно -ласкательную форму существительных.

Рефлексия.

Из конверта достаются маленькие бумажные солнышки, раздаются детям за то, что они помогли Весне победить холод.

Итоговое мероприятие : разучивание заклички.

Весна, весна,

Отворяй ворота.

Приходи поскорей,

Землю нашу согрей.

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись.

Поскорей, не робей,

Нас, ребят, обогрей,

Весну приведи,

Холод – зиму прогони!

Тема «Весна»

Родителям рекомендуется: поговорить с ребенком о том, какое время года наступило;
во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной;
назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц - март;
понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Подбирай и называй» (упражняем детей в подборе определений и глаголов к существительным):
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...
Задание 2. Дидактическое упражнение «Посчитай» (упражняем детей в согласовании числительных с существительными):
Один ручей, два ручья, три ручья, четыре ручья, пять ручьев.
Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж.
Одно облако, два облака, три облака, четыре облака, пять облаков.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Назови ласково» (упражняем детей в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
ручей – ручеек проталина – проталинка
лужа – лужица солнце – солнышко
сосулька – сосулечка облако – облачко
Задание 4. Дидактическое упражнение «Расскажи какой?» (упражняем детей в образовании прилагательных от существительных по аналогии):
Март – мартовский Апрель - апрельский Солнце – солнечный Весна - весенний Май – майский Тёпло – тёплый и т.д. Задание 5. Дидактическое упражнение « Скажи наоборот» (упражняем детей в подборе антонимов):
Снег зимой чистый, а весной снег грязный. Зимой дни холодные, а весной... Зимой солнце тусклое, весной... Зимой погода пасмурная, а весной... Зимой дни пасмурные, а весной... Задание 6. Прослушать рассказ и пересказать:
А). по вопросам.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Какое время года наступает?
Как светит солнышко?
Что набухает на деревьях?
Кто скоро прилетит из теплых стран?
Что будут делать птицы?
Объяснить ребенку значение словосочетаний: набухают почки, теплые страны, вить гнезда. Б). без опоры на вопросы.
Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи. Наступила весна.
Задание 7. Ознакомление с художественной литературой. Советую прочитать и обсудить рассказы: «Двойная весна» (В. Бианки), «Пчелки на разведках» (В. Берестов),
«Весна» (И. Соколов-Микитов), «Четыре желания» (К. Ушинский).
Задание 8. Ознакомление с произведениями живописи, рассмотреть иллюстрации картин «Март» (И. Левитан), «Оттепель» (Ф. Васильев).
Задание 9. Прочитать и обсудить стихотворения, выучить по выбору.
Март - и день прибавился, март - и снег убавился.
Уходи, мороз, март весну принес.
К нам грачи летят, и ручьи звенят!

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?

Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слезы льет. (Г. Ладонщиков)

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами. (И. Токмакова)

Что ни сутки, по минутке день длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку, прогоняем зиму прочь! (В. Берестов)

Снег растаял, снег растаял, это новость не простая,
Это значит - наступает настоящая весна.
Это значит теплый воздух, это значит яркий свет.
Это значит, что в колхозах все начнут весенний сев.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. (С. Маршак)

В есна — прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вместе с природой «оживают» и наши чувства. Неудивительно, что весной особенно хочется творить. Художникам — рисовать изумительные пейзажи, поэтам — писать удивительные
Конечно же,очень много стихов посвящены главному празднику Весны — Также часто в это замечательное время пишут и о красоте природы. Предлагаю удивительную подборку стихов о весне.

Стихи про весну

Весенний вечер

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.

Иван Тургенев

Я пришел к тебе с приветом

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

А. Фет

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

А. С. Пушкин

Это утро, радость эта

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

А. Фет

Стихи про Весну

Весна торопилась на речку,
Чтобы скользить по каточку.
Ступила на твердые льдины —
Открылись речные глубины.
Весна поспешила к поляне,
Снегу набрать в ладони,
Пушинок, снежинок нежных —
И открылся подснежник.

Э. Мошковская

Весна

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.

М.Ю. Лермонтов

В апреле

Первый солнечный денёк.
Дyет вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосyльки прослезились
И повесили носы.
Конница весны
Не капель весенняя
Пробивает лёд —
Это в настyпление
Конница идёт.
Встреченная птицами
В ранние часы,
Цокает копытцами
Конница весны.
И совсем не капельки
Капают крyгом —
Маленькие сабельки
Блещyт серебром.
По снегам проворная
Конница летит,
Оставляя чёрные
Ямки от копыт.

В. Орлов

Весна

Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
Нависая над улицей с риском,
Протирает оконные стекла.
Тут известку счищают ножом...
Тут стаканчики с ядом... Тут вата...
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.
Окна настежь - и крик, разговоры,
И цветочный качается стебель,
И выходят на двор полотеры
Босиком выколачивать мебель.
Выполз кот и сидит у корытца,
Умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
Пробежав, запустил в него бабкой.
В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.
В синих далях блуждает мой взор.
Все земные стремленья так жалки...
Мужичонка в опорках на двор
С громом ввозит тяжелые балки.

Андрей Белый

Солнце греет и взрослых, и маленьких,
Солнце топит сугробы и льдинки,
На лугу, у домов на проталинках
Пробиваются стрелки-травинки.
И звенят ручейки голосистые,
Набухают душистые почки,
Облака в небе чистые, быстрые
Ждут рождения клейких листочков.

Ирина Асеева

Как славно жить на свете,
Особенно — весной!
Иду, а теплый ветер,
Как лес, бежит за мной.
Оттаяла макушка
У лысого бугра,
И пахнет свежей стружкой
С колхозного двора!

А. Логунов

Март

Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в саду грачи.

C. Маршак

Март

Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

С. Маршак

Март

Как только снег исчез,
Пошли ребята в лес.
Март посылает всем привет
А с ним — подснежников букет!

В. Берестов

Журавушка

Прилетел журавушка на старые места.
Травушка-муравушка густым-густа!
Ивушка над заводью грустным-грустна!
А водица в заводи чистым-чиста!
А заря над ивушкой ясным-ясна!
Весело журавушке: весным-весна!

Е. Благинина

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

И. Никитин

Уж тает снег...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

А. Плещеев

Улетела злая вьюга,
Принесли весну грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи.
По лугам несутся смело,
По тропинкам на поля.
Зацвела, похорошела,
Отдохнувшая земля.
Звонко тенькает синица
Возле нашего окна...
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

Подснежник

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих аленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?»

П.С.Соловьёва

Марту дремлется легко

Вскрылись
Чёрные дороги-
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.

По нему ещё
На лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.

Г.Новицкая

ВЕСЕННЯЯ ГОСТЬЯ

Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»

(1905) К. Льдов (К. Н. Розенблюм)

Здравствуй, весна!

Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Сел щегленок на кленовый
Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:
В ясном блеске вышина,
Светит солнце, радость всюду,-
Здравствуй, милая весна!

Март

То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй-
Гусиная цепочка,
На земле -
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок.

В.Орлов

Всё зазеленело...
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льется и звенит.

Бродят дождевые
В небе облака,
И о берег тихо
Плещется река.

Весело с лошадкой
Пахарь молодой
Выезжает в поле,
Ходит бороздой.

А над ним всё выше
Солнышко встает,
Жаворонок песню
Веселей поет.

С.Д.Дрожжин

Про жучка и паучка

Грел на солнышке бочок,
Вскоре вылез червячок,
А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,
И отправились домой
И жучок, и червячок,
И, конечно, паучок.

На проталинке опять
Завтра будут загорать
Жук, червяк и паучок…
Будут греть другой бочок.

Т. Гусарова

Весеннее солнце

Как приятно
Солнцу литься
По апрелю!
Благодать!
Видеть
Радостные лица
И веснушки раздавать!
Искупаться
В речке полной,
Птицам в небе
Подмигнуть
И сыграть
Свой номер сольный —
На закате полыхнуть!

Г. Ильина

Последний снег

Тюленем белым с крыши снег
Сползал и охал.
Весна взглянула из-под век
Набухших окон,
И снег, меняя облик свой,
Преобразился —
То змейкой лёгкой и живой
Светло катился,
То птицей белою летел,
Cкользнув по краю,
За тот невидимый предел,
Где он растает.

Г. Ильина

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел дождик погулять.
И, случайно, съел сугробы
Чтобы без дела не стоять.
Через месяц на газонах
Закурчавилась трава,
А потом, на темных кронах
Робко — липкая листва.
А потом настало лето.
Чудеса, ни дать ни взять...
Начиналось-то так просто —
Вышел дождик погулять...

А. Парунов

Весенний лес

Прекрасны белые берёзы
И свежий аромат листвы,
А на стволе сосны как слёзы
Сверкают капельки смолы.

Нас тополиные серёжки
Смолистым запахом пьянят.
Лесные первые цветочки
Повсюду наш ласкают взгляд.

И вот уж дятлов в чаще леса
Весёлый слышен перестук,
А над деревьями взлетая,
Спешит куда-то майский жук.

Косматый шмель жужжит снимая
С цветов весенние дары.
Деревья кроны распускают
Как будто дивные шатры.

Туман растаял над поляной,
Играя искорками рос.
Идёт весна, оповещая
Весь мир раскатом вешних гроз.

И. Бутримова

Февральские сугробы чуть осели,
Давно в них нет декабрьской белизны...
Зима уже навряд ли перестелет
Свои снега, в преддверии весны...

Наступит март, под яркими лучами
Растает снег, деревья оживут...
Сугробы станут звонкими ручьями
И гимн весне, ликуя, пропоют...

Н. Онищенко

Зима уходит

Зима уходит, прочь печали.
Весны посланец, солнца луч,
Бледнеет, белый снег встречая,
Что в преломлении могуч.
Лучей пока слабы объятья.
Несмело март посыльных шлёт,
Сосновый бор в колючем платье,
А с веток кружево течёт.
К чему спешить. Соседки белки
Обшарив лес, бегут к жилью.
Гоняет их собака Стрелка
За территорию свою.
Снимают шапки снега ели,
Но голодно ещё зверью.

Л. Волынец

Весеннее утро

Прекрасно весеннее утро,
Прохладою дышит листва,
Восход розовеет над лесом
И даль небосвода чиста.

Растаяли звёзды на небе,
Рассеялась дымка в дали,
Украсили кроны деревьев
Волшебные краски зари.

Раскрылись цветы на лужайке
И птицы запели в лесу,
Приветствуя ясное утро
И в зелени первой весну.

И. Бутримова

Весенняя битва

Взошел Апрель на трон весенний,
Надев корону из мимоз.
И зазвенели птичьи трели
В макушках заспанных берез...

Все больше солнце разрывает
Перину облаков седых
И ласково нас согревает
В своих объятьях золотых.

Смотрите! Март еще хлопочет,
В атаку ветер напустив,
Но отступать Апрель не хочет,
Ручьями брата обольстив.

Не могут юноши смириться
И каждый жжаждет власти трон,
Но мудрая Весна-девица
Распорядится меж сторон...

Возьмет она Апрель за руку,
Сильней прижмет к себе плечом —
Запахнет праздником пасхальным
И ароматным куличом.

Проклюнется подснежник робкий,
Прорвав холодный белый плед,
И верба веточкой помашет
Братишке Марту, глядя вслед.

Л. Шишкина

Царевна Весна

За окном барабанит капель,
Тает снег и сосульки на крышах,
И на цыпочках ходит апрель,
Чтоб никто его ночью не слышал.

По асфальту бегут ручейки,
Фонари отражаются в луже,
А весенние сны так легки
И забыта январская стужа.

После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа
И приходит Царевна Весна,
Открывая собой утро года.

И. Бутримова

Весна

***
С каждым днем больше сил у весны,
Все труднее зиме с ней бороться,
И все чаще в февральские сны
Золотое вплетается солнце,

Эхом звонким летят по дворам
Разудалые птичьи трели,
А на смену снегам и ветрам
Потихоньку приходят капели.

Пробуждается мир ото сна,
Подымая тяжелые вежды…
Возвращается к людям весна —
Возвращаются в сердце надежды…

М. Винтер

Весна

Пришла весна- красна и вот
Свои подарки раздает:
Лесным деревьям и зверям,
Пушисто-белым облакам.
Кому-то листья и траву,
Кому-то неба синеву,
Кому-то звонкую капель,
Кому-то птиц веселых трель,
Кому-то шубки поменяет,
Кого-то ветром приласкает
И теплым солнечным лучом
И первым ласковым цветком.

М. Пиудунен

В тени ещё лежит снежок,
Но скоро, очень скоро
Он превратится в ручеёк
У нашего забора.
И будет весело журчать,
И вдоль дороги виться,
И станет рядышком скакать
Весёлая синица!

Е. Долгих

Весна

Весна! И в мире столько света,
Хоть в «жмурки» с солнышком играй…
С утра – зима, к обеду – лето, —
Сезон по сердцу выбирай!

Как детский мячик под ладошкой,
Барометр прыгает легко…
Март дарит по кофейной ложке
Тепла парное молоко.

Весна – смешливая девица,
И календарь ей не указ,
Морозцем щиплет, баловница,
Прищурив Солнца яркий глаз!

Весна

Снег промок и лед заплакал —
Скоро кончится зима.
От рассвета до заката
Тают чудо-терема.

Просыпается природа —
Как березка расцвела.
Лишь у дедушки Мороза
Не идут весной дела

Б. Эльшанский

Кошка мордочку не прячет.
Март разводит акварель.
Снег на крышах серый плачет…
Молча слушая капель,
Солнце тонкой нитью вяжет
Под деревьями ажур.
Кот разлегся, как на пляже,
Распевает: МУР-МУР-МУР.

А. Калинина

Скворцы прилетели

Опять свой наряд обновили
В зеленых побегах леса,
И нас на заре разбудили
Весёлых скворцов голоса.
Знакомые звонкие трели –
Мы сразу узнать их смогли.
Ребята, ребята,
На крыльях весну принесли!
Скворечню во дворике школы
Приладил с товарищем я.
Летите к нам стайкой весёлой,
Крылатые наши друзья!
И мы эту песню запели,
И вторят нам птицы вдали,
Ребята, ребята,
Скворцы прилетели, скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли!

М. Матусовский

Паутинки

Цвет акации душистый,
Трели птиц, весенний зной,
Паутинок серебристый
Нотный стан густой, живой.

Ветер ласково играет
Серебром нежнейших струн,
То вспарит, то тихо встанет,
То зашепчет, как колдун.

И летит табун крылатый
Нот звенящих над землёй,
Над травой ещё несжатой,
Над чарующей весной!

На крыльях весны

Запели птицы про весну,
про блеск проталин в поле чистом,
про бархат вербы, про сосну
в боярском платье золотистом;

Про то, что снег, сбегая вниз,
во льду окошечко прогрыз,
и смотрит светлый стебелёк,
расправив слипшийся пушок.

Нам не понять восторг грачонка,
что не видал ещё весны,
когда на крыльях песни звонкой
слетаю праздничные сны.

Татьяна Маслова-Шервуд

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

С. Есенин

Весна пришла

От счастья плачут ивы,
Роняя наземь слёзы:
Весна пришла, встречайте!
И веточкой берёзы

Она стучит в окошки:
Закончилась зима!
И почкой, как ладошкой,
Всех будит ото сна.

Н. Самоний

Весенний снег

Он был зимой прекрасен, а весною
Лишился он величья своего.
И небо занялось голубизною
Над серыми просторами его.

Сползает снег в глубокие овраги,
Под солнцем ослепительным спеша.
Так сходит вдруг ненужный слой бумаги
С переводной картинки малыша...

К. Ваншенкин

Весенний мотив

Молодеют дубы и березы,
Зеленея на ветках листвой.
Очень скоро распустятся розы,
И газоны укроет травой.

Красит лавочки в парке садовник.
Детвора, разыгравшись, шалит.
И девчушка, забравшись на холмик,
Кувыркнувшись, комочком летит.

Озабоченный окрик мамаши.
Мам иных укоризненный вздох.
Нет весны дней цветения краше!
И игры разыгравшихся крох!

Весна в лесу

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.