Форма государства основные формы правления. Формы государственного правления

Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой:

1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике. Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.

Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти .

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

      президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

      имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

      имеет право вето на законы, принятые парламентом;

      по должности является главнокомандующим;

      является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

      президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

      имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

      не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

      представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

      в своей деятельности не зависит от партий;

      не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

      играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

      кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

      кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

      каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика . Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

Форма государства – система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы :

1) форма правления – система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;

2) форма государственного устройства – территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти. Основные виды форм государственного устройства:

а) унитарное государство – государство, которое имеет простое административно-территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований;

б) федерация – такая система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими отсюда последствиями;

в) конфедерация – временное объединение суверенных государств, созданное ими для достижения определенных целей;

3) политический режим – методы осуществления государственной власти, с помощью которых происходит реализация функций государства. К ним относятся убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Основными формами правления являются: 1) монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия,

Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:

а) абсолютная – власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др);

2) республика – такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:

а) президентская – полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства;

б) парламентская – президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

в) смешанная – характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

Форма государственного правления – организация государственной власти, которая включает в себя порядок формирования, структуру и статус высших органов государственной власти и порядок взаимодействия между ними. Различают монархическую и республиканскую форму правления. I. Монархия – форма государственного правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека – наследственного монарха. Неограниченная монархия – это форма правления правление самодержавного характера. Такая форма типичная для рабовладения, феодализма. Она характерна для современных государств Катар, Оман, Саудовская Аравия. Ограниченная монархия – предполагает передачу власти по наследству, но власть монарха ограничена конституцией. Характерна для современных стран: Бельгии, Дании, Нидерландов, Тайланда, Швеции, Японии и др.

Существуют следующие разновидности монархии:

1 . Рабовладельческая монархия. Вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Главная разновидность рабовладельческой монархии – а) восточная деспотия . Такая форма существовала в Вавилоне, Египте, Индии. Для нее характерно абсолютное господство правителя и бесправие подданных. Правитель, одновременно являлся либо живым богом, либо сыном бога. Большое значение в таких государствах играли жрецы, чиновники, военные. Иногда деспотию дополняла – б) теократия – форма правления, при которой глава государства являлся одновременно его религиозной главой. Примерами могут служить Иудейское царство в 10-6 веках до нашей эры, арабский халифат в 7-10 веке, Тибет до 20 века и современный Ватикан.

Другая форма рабовладельческой монархии – в) римская монархия . Ее основной чертой было сосуществование монархических и республиканских государственных институтов. Поддержка монарха осуществлялась армией. Впоследствии римская монархия стала похожа на восточную деспотию.

2 . Феодальная монархия – существовала в рамках феодального общества. Рассмотрим разновидности феодальной монархии. А)Раннефеодальная монархия характеризуется слабостью королевской власти. В руках монарха была сосредоточена не вся власть. Государство состояло их множества относительно самостоятельных княжеств и герцогств, а крупные феодалы в незначительной степени зависели от короля.

Б) Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть монарха сочеталась с наличием органов представительства (земские соборы, парламенты, сеймы, Генеральные штаты и т.д.) разных сословий (горожан, духовенство, дворян). Такая форма существовала в европейских странах в 13-14 веках и России 17 века.

В) Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена, а представительные органы не могут воздействовать на политическую жизнь. Такая форма была характерна для Европы 16-18 веков и России 17-19 века.

В 18 веке и в странах Европы и в России наступил г)просвещенный абсолютизм – форма правления, при которой монарх проводил реформы в целях более разумной организации социальной жизни (ликвидация сословных привилегий, господства крупных феодалов и всевластия церкви; шаги в сторону веротерпимости, развитие рынка, совершенствование школьного обучения и т.д.).

3.В период зарождения и развития капитализма неограниченная монархия преобразуется в ограниченную или конституционную монархию . Выделяются две основные разновидности конституционной монархии: парламентскую и смешанную.

А) парламентская монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, особенно в законодательной и исполнительной сферах. Основным органом, который осуществляет функции в указанных сферах, является парламент и глава государства, назначаемый выборным путем.

Выборная система в этом случае выглядит следующим образом. В процессе выборов избирается парламент; партия, получившая большинство голосов, формирует правительство, а лидер партии, обладающей большинством мест в парламенте, автоматически становиться главой государства. Монарх не способен оказывать влияние на деятельность парламента и правительства, правительство несет ответственность перед парламентом.

Законодательная деятельность при этом осуществляется парламентом, который создает и принимает законы; монарх их только утверждает. Это процедура формальная, монарх редко не утверждает принятые парламентом законы.

Б) смешанная (дуалистическая) монархия – форма правления, при которой правительство формируется не парламентом, а монархом и фактически не зависит от парламента. Данная форма правления получила название дуалистическая в силу того, что в государстве существует два независимых органа: правительство – защищает интересы монарха и крупных феодалов и парламент – защищает интересы буржуазии. Такая форма существовала в Германии с 1871 по 1918 гг.

II. Республика – форма государственного правления, при которой органы государственной власти избираются на основе всеобщих выборов. Также как и монархия, республика имеет несколько разновидностей.

1. Рабовладельческая республика имеет две разновидности аристократическую и демократическую.

А) демократическая республика – форма правления, при которой в выборах государственных органов участвовали все свободные граждане. Такая форма сформировалась в Древней Греции. Помимо рабов в выборах не принимали участие: бывшие рабы, лица моложе 20 лет и женщины. Главным органом было Народное собрание. Оно принимало законы, заключало международные договора, решало вопросы, связанные с государственными преступлениями и т.д. Исполнительная власть находилась в руках Совета пятисот, который избирался каждый год и занимался распределением государственных денег, контролем за исполнением принятых Народным собранием законов и за деятельностью должностных лиц, осуществлял подготовку законов.

Б) аристократическая республика – форма правления, при которой существовало два высших органа с законодательной функцией – Сенат, состоящий из крупной аристократии и народное собрание, состоящее из горожан. Такая форма правления существовала в Древнем Риме до 1 в.до н.э. Магистраты (должностные лица, избиравшиеся из аристократии) создавали законы. Затем эти законы должно было утвердить народное собрание. После этого закон должен был утверждаться Сенатом. Сенат не избирался гражданами, а назначался консулами. Консулов избирали свободные граждане. Сенат имел право отклонить закон или приостановить его действие. В случае социальной напряженности сенат мог назначить диктатора.

2. Феодальная республика – форма государственного правления, при которой высший государственный орган формируется выборным путем за счет представителей знати, духовенства и купечества. Лишь в редких случаях в городах-государствах существовали и органы, в которых участвовали все свободные горожане. Примером таких органов может служить вече в Новгороде и Пскове. Такая форма правления была характерна для некоторых городов Средневековой Италии, Германии, Голландии.

3. В результате формирования капиталистических отношений возникла конституционная республика. Это наиболее демократическая форма правления. Она имеет две разновидности: а) парламентская республика – форма государственного правления, при которой главным государственным органом является парламент, который формируется выборным путем. Правительство несет ответственность перед парламентом. Оно формируется за счет представителей партий, которые набрали большинство голосов в процессе парламентских выборов. Главным государственным лицом является премьер–министр. Он и глава правительства и глава парламента. Премьер-министром становится лидер партии набравшей большинство на парламентских выборах. Президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства, его роль в политической жизни минимальна. Первый парламент был образован в 1265 г. в Англии. Примерами такой формы правления могут служить современные государства: Австрия, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Швейцария.

Б) Президентская республика – форма государственного правления, при которой всенародно избираемый президент одновременно является и главой государства и главой правительства. Правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Главу правительства, премьер-министра, назначает президент. Если президент и правительство полностью обладают исполнительной властью, то парламент выполняет роль законодательного органа. Первым в истории президентом стал в 1789 году в США Джордж Вашингтон (1732-1799). Примерами такой формы правления являются США, Франция, Россия, Финляндия, Мексика, Португалия.

Форма государственного правления - это система высших органов госвласти. Это понятие включает в себя структуру их формирования и порядок распределения полномочий между ними. Монархия и республика - основные формы государственного правления.

Первая - монархия - характеризуется единолично (или почти единолично) осуществляемой властью. При такой системе власть, как правило, наследуется.

Зарождение и развитие монархической формы государственного правления проходило в условиях рабовладельческого строя. В феодальный период эта система стала главной. Считается, что самая древняя в мире монархическая династия - японская.

Классическая монархия наделена следующими основными характеристиками:

Присутствие единоличного главы государства, наделенного властью и пользующегося ею пожизненно (фараон, султан, эмир, шах, император, король, царь);

Осуществление преемственности власти по наследственному порядку;

Наличие у монарха юридической безответственности (невозможность применить к главе государства процесса импичмента (обвинения)). При этом следует отметить, что в истории существует достаточно много примеров, как заговоров против монархов, так и создания в стране с целью свержения самодержавия.

Называют такую форму правления, при которой вся верховная власть в соответствии с законом принадлежит всецело одному лицу.

При конституционном самодержавии власть главы государства в значительной степени ограничивается представительным органом. Как правило, такие ограничения определяет конституция, которую, в свою очередь, утверждает парламент. изменить конституцию не вправе.

В выделяют дуалистическую и парламентскую формы государственного правления.

При парламентской системе власти формирование правительства происходит из представителей конкретной партии (или нескольких партий), которые получили на выборах большинство голосов. Главой государства при этом становится лидер от той партии, которая имеет наибольшее количество депутатских мест. Для парламентской формы государственного правления характерно отсутствие у монарха фактической власти в судебной, исполнительной и законодательной области. При такой системе парламент принимает законодательные акты, глава государства их формально подписывает. Конституция при этом предусматривает правительственную ответственность не перед самодержцем, а перед парламентом. Данная система госуправления существует, например, в Дании, Бельгии, Великобритании.

Имеет характер двойственный. Фактическое и юридическое осуществляется в правительстве, которое сформировано парламентом и монархом.

Республикой называют форму правления в государстве, при которой выборные органы осуществляют верховную власть. Избираются эти органы населением на установленный срок.

К общим признакам такой формы государственного правления относят:

Присутствие коллегиального или единоличного главы государства;

Избираемость верховных органов власти (в том числе, главы государства) на определенный период;

Осуществление управления (власти) по поручению народа, а не по своему усмотрению;

Обязательность всех решений верховной госвласти;

Наличие юридической ответственности, предусмотренной законом, у главы государства.

Существует парламентская и президентская форма правления в государстве. Обе разновидности являются современными системами власти.

При главенствующая роль в формировании жизни в стране принадлежит парламенту. В президентской форме правления вместе с парламентаризмом в руках президента соединяются полномочия правительственного и государственного главы.