Прогулка в лес план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект занятия - экскурсии в старшей группе детского сада

ГАЛИНА ЛОГИНОВА
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу!»

Конспект НОД в старшей группе №11 «Радуга»

на тему : «Прогулка в Осеннем лесу по окружающему миру

Воспитатель : Логинова Галина Анатольевна

Цель : Расширение представлений детей о деревьях.

Задачи :

Образовательные : Формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу .

Развивающие : Развивать память, образное мышление, воображение, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Методы : Словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы : Беседа, загадывание загадок, чтение стихов, рисование, аппликация.

Активизация словаря : Ствол, дуб, береста, хвоя.

Предварительная работа :

Просмотр презентаций о растениях, рассматривание плаката о деревьях, наглядные карточки «С какого дерева листочек?» , составление рассказа о деревьях по схеме.

Дидактические игры : «Покажи дерево, которое назову» , «С какого дерева листочек?» , «Назови пять названий деревьев» , «Строение дерева» - разрезные картинки.

Подвижная игра : Игра - эстафета «Собери названные листочки?» , «Осенние листочки » .

Оборудование : проектор, ноутбук, флэшка с музыкой.

Материал : Презентация : «Прогулка в Осеннем лесу , листочки разноцветные : кленовые, берёзовые, дубовые, рябиновые, каштановые. Ватман, засушенные листья, гуашь, губки, одноразовые тарелочки, влажные салфетки.

Конспект НОД «Прогулка в Осеннем лесу по окружающему миру в старшей группе №11 «Радуга» .

Дети заходят под музыку, встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, вот мы с вами и пришли на прогулку в осенний лес . Давайте с вами посмотрим как красиво в лесу (просмотр слайдов 1-15!

Дети : Да, красиво! Вокруг много деревьев и разноцветных листьев!

Воспитатель : Мы с вами увидели, что деревья бывают разные. Чем они отличаются?

Дети : Деревья отличаются друг от друга стволом, листьями, цветами, плодами и размером.

Воспитатель : Какие деревья растут в лесу ?

Дети : В лесу растут разные деревья : клён, берёза, каштан, дуб, ель.

Воспитатель : А зачем нужны деревья?

Вспомните, о какой пользе деревьев я рассказывала вам.

Дети : деревья дают кислород, из дерева добывают дрова.

Воспитатель : Деревья очень важны в природе : они очищают воздух, кормят нас, лечат, спасают от жары, ветра, дождя. Из дерева делают мебель. Зная о пользе деревьев, мы с вами должны беречь, любить, помогать сажать их. Дерево это большой наш друг, которое в нужный момент поможет нам.

Воспитатель : Да листьев очень много и все они разные! А давайте мы с вами поиграем, проверим вашу внимательность, и как хорошо вы знаете деревья?

Дети : Да!

Воспитатель : У меня в руках волшебный сундучок, и он не простой. Этот сундучок мне передал Лесовичок (слайд 16! Предлагаю по очереди из сундучка доставать интересные задания!

1. Игра - эстафета «Собери названные листочки?» (слайд 17)

Воспитатель рассыпает разные листочки на полу, делит детей на 5 команд (по 2 человека) и даёт корзиночку каждой команде. Под музыку по команде воспитателя дети должны собрать листочки : (слайд 18)

1 команда – кленовые листья;

2 команда – берёзовые листья;

3 команда – листья каштана;

4 команда – листья дубовые;

5 команда – листья рябины.

Воспитатель : Давайте проверим, как команды справились с заданием? (воспитатель просит детей показать, какие листочки они собрали, и сказать название). Скажите если в лесу деревья только с листьями, то этот лес … (лиственный, а если только с иголочками, то этот лес… (хвойный, а если и листья и иголочки… (смешенный) лес. Хорошо вы знаете деревья!

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что мы с вами листочки и станцуем «Танец листочков» (под музыку дети кружатся) .

Воспитатель : Продолжим, открываем сундучок, чтоб узнать следующее задание.

2. Дидактическая игра «Какая бывает погода осенью » (Слайд 19,20)

Когда дует ветер – Ветреная;

Холодно – Холодная;

Пасмурно – Пасмурная;

Сыро – Сырая;

Когда идет дождь – Дождливая;

Хмуро – Хмурая;

Ясно – Ясная.

3. Провести физкультминутку «Осенние листочки » (слайд 21)

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть) .

Предложить детям занять свои места

4. Игра «Скажи правильно!» (слайд 22,23)

«У дуба листочки? – дубовые;

У осины? -… осиновые;

У березы? -… березовые;

У рябины? - … рябиновые;

У клена? - … кленовые;

У тополя? - … тополиные».

5. Игра «Собери дерево» (слайд 24)

Ребята, перед вами лежат разрезные картинки, по моей команде вам нужно собрать дерево, какое я назову! Вам нужно разделиться на две команды по 5 человек. Вы по очереди подбегаете к столу с картинками, собираете дерево, берёте с собой и передаёте эстафету другому. На старт , внимание, марш :

Воспитатель : Давайте посмотрим, как справились команды?

6. Игра «Загадки от Лесовичка» (Слайд 25 - 45)

1) Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём!

(лес)

2) И на горке, и под горкой,

Под березой, да под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(грибы)

3) Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает.

(белка)

4) Я хитрая и ловкая,

Меня зовут плутовкою.

А мне вот больше нравится,

Когда зовут красавицей.

(лиса)

5) Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(ежик)

6) Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в . (лес!

7) Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору. (Лесник)

8) На опушке слышен храп :

Спит зимой медведь Потап.

Где он спит, скажите,

Домик назовите. (Берлога)

9) Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (медведь)

10) Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка) .

Воспитатель : Ребята вам понравилась прогулка по Осеннему Лесу ?

Дети : Да, очень! В лесу очень красиво , много разных деревьев, свежий воздух, поют птицы. С деревьев красиво опадают листья на землю, и получается ковёр из листьев. (Слайд 46)

Воспитатель : А давайте всё, что мы сегодня увидели с вами в осеннем лесу , попробуем перенести вот на этот ватман. Подходите, ребята к столу, давайте мы все закроем на минутку глаза, чтоб вспомнить всё, что мы видели в лесу ! А теперь, за дело (дети берут листья, макают их в разноцветную краску и прикладывают к ватману, приглаживают, а с помощью губок рисуют облака, землю, траву, птиц, животных! Давайте покажем что у нас получилось!

Итог занятия. Сегодня мы с вами путешествовали по осеннему лесу и говорили о деревьях. Что мы с вами узнали? Дети : Что деревья бывают разными по своему строению. Деревья приносят большую пользу для всего живого на нашей земле. Мы будем беречь природу, охранять и заботиться о растениях на нашем участке.

Дети : Да! (Слайд 47)

«Прогулка в лес»

Никонова Ольга Александровна.

Цель:

Формировать чувства ответственности за всё живое.

Воспитывать желание заботиться об окружающем мире, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Закрепить знания об обитателях леса.

Предварительная работа : чтение рассказов о лесе; беседы о безопасном поведении в лесу, загадывание загадок о животных; рассматривание иллюстраций диких животных.

Материал: картинки с иллюстрациями диких животных; аудиозапись «Звуки природы», шишки еловые, листочки, угощение: печеные орехи и грибы

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель

Ребята, а хотели бы вы совершить прогулку в лес?

Дети : Да!

Воспитатель: Но, прежде чем, совершить эту удивительную прогулку, нам необходимо вспомнить, как надо себя вести в лесу.

Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя» . Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя.

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Ведь дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…

Ну что ж, пора нам отправляться в путь, но только правила ты эти не забудь!

Воспитатель: Ребята, дорога предстоит нам длинная, поэтому придется нам воспользоваться ковром-самолетом. Усаживайтесь поудобнее. А пока мы будем лететь, я вам почитаю сказку В. Антонова «Поющий лес». Вот послушайте: (во время чтения звучит фонограмма «Звуки леса»)

"Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зелёный Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни берёз, дубы - стародавние песни дубов, ивы - задумчивые песни ив. Все вокруг пели. Пела речка, пел лесной родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, малиновки - малиновые, а щеглы - щёгольские.

А знаете ли вы, отчего у него получалась такая необыкновенно прекрасная мелодия? Отчего каждая липка, каждая стрекоза и каждый лопушок находили свою верную нотку, которая благозвучно вплеталась в общий огромный оркестр? Это происходило оттого, что каждое утро в лесу начиналось пожеланием всему миру, всем живым существам - любви, добра и счастья. Вместе со стройными звуками пения тонкий свет любви и покоя разливался во все стороны от этого волшебного места. Давайте присоединимся к нему, усилим его своими светлыми, ласковыми лучиками из сердца и отправим его далеко вперёд: "Пусть будут все существа миролюбивы. Пусть будут все существа спокойны!

Каждое утро лес умывался чистой, свежей, прозрачной росой. Сверкающие бусинки прохладной росы скатывались, сбегали по ложбинкам длинных листьев осоки, трепетали, дрожали от восторга в синей чашечке колокольчика, бриллиантами сверкали, вплетённые в ажурную паутину. Промочив капелькой росы горлышко, весёлые птички начинали звенеть серебряными бубенчиками на островерхих зелёных елях.

… Так и жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни - и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу".

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Вы поняли, почему она так называется?

(Ответы детей).

Воспитатель: Вот и оказались мы в лесу. Только как-то тихо здесь, деревья стоят словно заколдованные, не шелестят своими листочками, птицы не поют песен, да и никто не стрекочет в траве. Ребята, вы что-нибудь слышите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я тоже ничего не слышу. Наверное, что-то произошло. Как вы думаете, что же случилось?

В зал входит старичок Лесовичок.

Воспитатель: Вы кто?

Лесовичок:

Я старичок Лесовичок –

Справедливый старичок.

Я и днём и в час ночной
Охраняю лес родной,
Чтоб деревья не ломали
И зверей не обижали.
В своём царствии лесном
Я владею волшебством -
Тех, кто навредит в лесу
В пень тот час же превращу.

Воспитатель: Здравствуй, старичок Лесовичок. Не надо нас в пенечки превращать. Мы знаем правила поведения в лесу. Мы лес любим!

Лесовичок: А для тех, кто любит лес
Много у меня чудес.

Я наполню вам лукошко
И грибами и морошкой,
напою вас в летний зной
Родниковою водой,
Мои милые зверятки
Поиграют с вами в прятки,
Паучки венок сплетут,
Птички песенку споют.

Воспитатель: Очень хорошо, но это потом, потом. А сейчас

ты лучше скажи, почему в лесу так тихо, почему птицы не поют?

Лесовичок: Ребята, у меня в лесу стряслась беда. Баба Яга заколдовала

жителей леса, и чтобы расколдовать их, и чтобы они опять появились в лесу, мне нужно выполнить сложные задания. Но я не могу один с ними справиться. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель : Ребята, поможем старичку Лесовичку? Выполним сложные задания?

Дети: Да!

Воспитатель : Ну, старичок Лесовичок, показывай задания, которые нужно выполнить.

Лесовичок зачитывает каждую карточку с заданиями.

  1. Д/игра «Угадай, чей домик?» (назвать, где живут животные: берлога, гнездо, нора, дупло, муравейник).
  2. Вспомнить поговорки и пословицы о лесе (ответы детей).

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Много леса - не губит, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лес – наше богатство.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растение – земли украшение.

  1. Д/игра «Кто живет в лесу» (выбрать из представленного множества животных только лесных жителей).
  2. Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

  1. Д/игра «От какого дерева листик?» (подбор картинок).
  2. « Отгадай лесные загадки»
  • Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

  • Догадайтесь, кто же это? В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица. Это - хитрая... (лисица)

  • Он в лесу дремучем рос, серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк злой голодный серый... (волк)

  • У него иголочки, как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь! Он колючий. Это... (еж)

  • Что за зверь такой лесной? В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка. Как зовут его? (Зайчишка)

  • Кто по зарослям идет, на ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь - рогатый... (лось)

  • Догадайтесь, что за птица. Ночью ей совсем не спится,

Не поможет сон-трава, только днем заснет... (сова)

  • Прилетели стайкой гулкой птицы с ярко-красной грудкой.

За окошко посмотри - там на ветках... (снегири)

  • Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

  • На припеке у пеньков много-много стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника)

  • Всех весной в лесу высоком на опушках и в глуши

Я превкусным, сладким соком угощаю от души. (Береза)

  • Хоть неплохо я одета, бьет озноб меня всегда:

И весной, и жарким летом вся дрожу, как в холода. (Осина)

  • Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

Лесовичок: (звучит фонограмма «Звуки леса»).

Вы ребята, чудо право!

Постарались вы на славу!

Вы мне очень помогли,

Лес от колдуньи сберегли.

Снова песни лес запел,

Листьями зашелестел.

Рады звери, рады птицы,

Как теперь не веселиться!

Исполняется песня «Пляска лесных зверей».

Лесовичок: Я хочу вас наградить,

Дары лесы подарить:

Шишки еловые,

Орехи ядреные,

Вкусные грибочки,

Красивые листочки (дарит корзины с подарками).

А на прощание поиграем в игру

«У медведя во бору».

Воспитатель :

Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой,

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой с лесом дорожить!

Нам теперь пора домой

По тропинке по лесной.

Воспитатель : Ребята, вам понравилась наша прогулка в лес?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по лесу»

Программное содержание:

Формировать умение составлять рассказ, с помощью схемы высказывания

Учить придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа

Учить отвечать полными предложениями на поставленный вопрос

Упражнять при подборе признаков к животному

Подбирать глаголы, обозначающие характерные признаки животных

Воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята отгадайте пожалуйста загадку: «Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом тут поспевает много ягод, а после осенних дождей – полным полно грибов».

О чем я рассказала?

Дети. О лесе.

Воспитатель. Совершенно верно. Скажите, как вы думаете, зачем вообще люди ходят в лес? Что они там делают?

Дети. За грибами, за ягодами, цветами, дровами, погулять, отдохнуть.

Воспитатель. Я вас сегодня приглашаю в лес. Давайте присядем на полянку и послушаем звуки леса (звучит музыка). А теперь расскажите, что вы услышали?

Дети. Пение птиц, стук дятла, шум ветра, шелест листвы на деревьях и т. д.

Воспитатель. Что может случиться с нами в лесу? В лесу можно заблудиться, можно кого-нибудь встретить, можно найти что-то. Что-то мы с вами в лесу никого еще не встретили, все звери попрятались, давайте поищем их. Игра «Найдите кто спрятался». Кого же мы нашли?

Дети. За кустом спрятался заяц.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Потому что из-за куста торчат заячьи уши.

Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в игру «Назовите звериную семью». Дети берут картинку и рассказывают что они видят (в лесу можно встретить лису с лисятами) .

Игра «Что делает? ». Что делает в лесу солнце? Солнце светит, греет, припекает. Что делает ветер? Ветер дует, веет, освежает. Что делает дождь? Идет, льет, накрапывает. Что делают в лесу люди? Отдыхают, слушают пение птиц, любуются природой, дышат свежим воздухом, собирают грибы, ягоды. Что делают в лесу звери? Живут, питаются, играют и т. д.

Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом,

Бабочки кругом летают, кружат, в воздухе порхают,

На полянку полетели, на цветочки тихо сели.

Дети садятся за столы. Игра «Подбери слова к картинке».

Воспитатель. Представьте себе, что Маша встретила в лесу зайца (картинка или игрушка выставляется на стол). Какой он- заяц? (пушистый, смешной, трусливый). Что умеет делать заяц? Прыгать, бегать, грызть кору. А сейчас представьте, что Маша повстречала ежа. Какой он?

Дети. Колючий, быстрый.

Воспитатель. А что умеет делать еж?

Дети. Прятаться в листве, в траве, собирать грибы.

Аналогично рассматривают лису, белку.

Воспитатель. Давайте придумаем рассказ про девочку Машу и зайца, я буду начинать рассказ, а вы его продолжите. Как-то пошла Маша в лес за…. грибами. Набрала…. (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий… (заяц). Он был не один, с ним была вся заячья семья. Все они играли в прятки и Машу стали звать… («Поиграй Маша, с нами».) У старшего зайчика были самые длинные…. (уши). Он спрятался за …. (куст). Он спрятался за …. (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу … (нашли). Всем было очень… (весело). Молодцы, помогли мне составить рассказ, а теперь я предлагаю вам самим составить свой рассказ о приключениях Маши в лесу. А помогут нам в этом картинки-схемы (дети выбирают картинки и составляют повествовательную схему). Молодцы, каждый из вас составил интересный рассказ.

Предварительная работа .

  1. Наблюдения за осенними изменениями в природе (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и.т.д.)
  2. Работа с календарем природы.
  3. Рассматривание репродукций, картин с изображением осенних пейзажей.
  4. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
  5. Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».
  6. Беседы о подготовке птиц, зверей, растений к зиме.
  7. Беседы о перелетных и зимующих птицах.
  8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр: «Детки на ветки», «Угадай дерево по описанию».
  9. Составление гербария.
  10. Чтение художественной литературы:

Г. Серебрицкий «Берегите птиц»;

И. Поленов «Синичкины кладовки»;

В. Бианки «Купание медвежат»;

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Материалы и оборудование

  1. Кленовые листья (веточки).
  2. Карточки с изображением листьев и семян деревьев.
  3. Иллюстрации деревьев (клен, береза, сосна, ель, дуб, рябина).
  4. Картинки с изображением признаков осени.
  5. Картинки с изображением птиц, зверей.
  6. Запись «Времена года» П.И. Чайковского.
  7. Угощение от белочки (корзина с «грибочками»).

Литература:

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5–6 лет - Воронеж ТЦ «Учитель» 2002 год.

2. Н.Ф. Дик «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» - М:ООО ТИД «Русское слово» - Р.С.

3. Л. Бобылева «Береги природу!» - журнал Дошкольное воспитание № 7 – 2002 г.

4. С.Н. Николаева «Юный эколог». Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М: МОЗАИКА – Синтез.2010 год.

Развивающие:

Развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

Развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;

Закреплять знания детей о связях между природными явлениями

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение, активизировать и пополнять словарный запас новыми словами (брусника, голубика).

Образовательные:

Познакомить детей с разнообразием деревьев в лесу, научить различать лиственные деревья и хвойные;

Расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесах; о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке;

Дать детям представление о птицах, их разнообразии;

Научить делить птиц на перелётных и зимующих (на основе связи между характером корма и способом его добывания);

Активизировать и пополнить словарный запас: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, брусника, голубика.

Воспитательные:

Формировать умение видеть красоту природы,

· воспитывать любовь к природе;

Продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;

Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

А мы с вами сегодня тоже пойдем в гости. А вот к кому, попробуйте догадаться.

(Воспитатель загадывает загадку.)

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку - брусникой,

Костю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Настеньку – малиной,

Полину – земляникой».

Воспитатель: – Так кто этот богатырь?

Дети: (Конечно лес.)

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

Воспитатель - какое сейчас время года?

(Сейчас время года – осень.)

Значит, в какой лес мы с вами пойдем? (В осенний.)

Кто из вас бывал в осеннем лесу?

Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

1. Нельзя шуметь, бегать в лесу.

2. Надо беречь муравейники потому, что муравьи – санитары леса.

3. Не стоит подходить близко к гнездам птиц.

4. В лесу нужно ходить по тропинкам.

5. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

6. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

Пусть красивое останется в природе.

Воспитатель – Молодцы! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит можно идти в гости.

Основная часть занятия.

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: Вот и лес.

(Ребенок читает стихотворение с. Погореловского про лес.)

«Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в сентябре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не утаи

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: - Посмотрите вокруг. Как красиво!

Ребята, что вы видите?

(Деревья стоят в красивом наряде, под ногами листья, листья разноцветные.)

Воспитатель: – Давайте поприветствуем осенний лес, прочитать ему стихотворение.

(Читает ребенок.)

В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен!

Сколько спелых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке!

И среди брусники,

На зеленой кочке

Вылез гриб – грибочек

В красненьком платочке!»

(Е. Трутнева.)

Воспитатель: – Ребята, какие признаки осени вы знаете?

Дети: Постепенно становится холодно, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, не слышно пение птиц.

Воспитатель: – Как приятно ходить по земле, усыпанной разноцветными листьями. Слушать, как они тихо шуршат под ногами.

На, что похожа земля, укрытая листьями?

Дети: На ковер.

Воспитатель: – Дует ветер, листья летят. Ребята, что это было сейчас?

Дети: Листопад.

Воспитатель: – Почему желтеют листья и опадают?

Дети: Осенью много воды, но дерево не может ее взять осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут, поэтому листья желтеют и опадают.

(Воспитатель предлагает потанцевать с листочками.)

Воспитатель: – Лес большой многоэтажный дом, в котором живет много- много жильцов и соседей. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд и нор.

А вы знали ребята, что лес и вода как брат и сестра и друг без друга жить не могут.

Кому нужна вода в лесу?

Дети: Деревьям, кустарникам, животным и птицам

Воспитатель: А вы знаете кто самые важные жители в лесу? Что является основой леса?

Дети : Деревья

Воспитатель: – Почему вы так думаете?

Дети : Деревья, это основа леса они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильем и убежищем для зверей и птиц.

Воспитатель: – Какие деревья растут в лесу?

Дети: Дуб, береза, осина, ель, липа, рябина)

Воспитатель: – Давайте послушаем, что расскажут деревья о себе.

Дуб: я большое могучее дерево. Моя древесина очень прочная и твердая. Из нее издавна делали самые лучшие корабли, дома, мебель. Каждый год на мне поспевают желуди, которые служат пищей для многих зверей и птиц.

«Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, - не боюсь –

Дубом, как – никак зовусь!

Липа: «Выросла я липка, тоненькой и гибкой не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом, береги меня»

Меня очень любят пчелы. Летом, когда я покрываюсь желтыми душистыми цветами, они прилипают собирать нектар из которого потом получается целебный липовый мед. Мои цветы сушат и добавляют в чай, их так же используют как средство от простуды.

Ель: Меня, молодую елочку, вы хорошо знаете, наряжаете игрушками на новый год и водите вокруг меня хороводы. Я вырастаю большим деревом, а вместо листьев у меня множество маленьких темно-зеленых иголочек. Они называются – хвоя.

Воспитатель: В еловой хвое много витаминов. Её даже перерабатывают в хвойную муку, добавляя в корм для скота.

Между деревьями растут кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев? (У дерева один ствол, а у кустарника - несколько, кустарник - ниже дерева).

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

Дети: шиповник, малина, боярышник.

Воспитатель: У каждого дерева и кустарника есть листья и семена.

Предлагаю поиграть в игру «От какого дерева лист?»

Воспитатель: А почему в лесу стало так тихо?

Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях?

(Перелетные.)

А почему они улетают?

(Перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают, многие из них теплолюбивые.)

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дети: (Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому, что они прячутся: ласточки, жаворонки, стрижи, кукушки.)

Затем улетают птицы, которые находят корм на земле, потому, что исчезают червячки – это скворцы, грачи, журавли.

В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы потому, что вода на водоемах замерзает. Это гуси, утки, лебеди.

Воспитатель: Ребята, а как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Дети: Ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

Воспитатель: А кто может назвать зимующих птиц?

Дети: Воробьи, голуби, синицы, галки, вороны.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что делают люди, чтобы птицам было легче перенести зиму?

Дети: Вешают кормушки.

Звучит музыка.

Воспитатель: К нам в гости пришли лесные жители (медведь, заяц, ежик, белка). Мы их сказать попросим, как они встречают осень.

В берлогу скоро лягу спать

За осенью зима пришла опять.

Пусть мне во сне приснится мед!

Проснусь, когда весна придет!

Воспитатель: Медведь впадает зимой в спячку. Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду?

Дети возражают.

Воспитатель: правильно, у него под кожей накапливается жир, так как он осенью много ест.

- Чем он питается?

Дети: спелыми ягодами, орехами, желудями, рыбой.

Я тоже буду спать как мишка

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Пора мне, зайчику линять

Пора мне шубку поменять

Зимой быть серым не могу

Меня заметят на снегу.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Осенью я линяю, рыжая шерсть выпадает, и на её месте вырастает новая, теплая, серого цвета.

Воспитатель: Дети, а какие звери ещё обитают зимой в лесу?

Кабан – питается желудями,

Лось – ест мох, ягоды, грибы,

Волк – хищник

Лиса – хищник

Воспитатель: Кто же заботится о лесе?

Дети: Лесник.

Воспитатель: Главная его задача – защита леса со всеми его обитателями – растениями и животными. Он организовывает посадку новых деревьев и регулирует вырубку старых. Заботится о строительстве кормушек, в которых зимой животные и птицы могут найти себе пропитание.

Воспитатель: для чего нужен лес людям?

Дети: Лес – кормит, одевает, согревает, лечит.

Воспитатель: какие пословицы о лесе вы знаете?

  1. Невысок лесок, а от ветра защита.
  2. Зеленое царство – лучшее лекарство.
  3. Лес – наше богатство.
  4. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как много вы знаете о лесе и его обитателях.

(Дети под «Шум леса» уходят в группу.)

Название: Конспект НОД «Прогулка в летнем лесу
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, театрализованные занятия, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Гномик»
Месторасположение: г. Костомукша, Республика Карелия

Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в летнем лесу».

Программное содержание:

— Формировать у детей элементарные представления о насекомых,
познакомить с циклом развития бабочки.
— Продолжать учить разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции.

Развивать умения расшифровывать (декодировать) и кодировать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково — символическим обозначениям.

Закрепить сгибы оригами, умение выполнять знакомые сгибы по словесному указанию.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Развивать умение работать в паре.

— Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Материал:

Наборы логических блоков по одному на стол.

Два обруча разного цвета.

Карточки схемы.

Картинки с изображением насекомых.

Распечатанные картинки «От гусеницы к бабочке».

— Пружинка для показа,как устроен хоботок бабаочки.

Маленькая гусеница из бумаги.

Два бумажных цветка желтый и белый.

Квадратики цветной бумаги 12 х 12 на каждого ребенка.

Ход НОД:

Ребята,какое сейчас время года? (весна).

Какая погода? (прохладно, пасмурно, дождик).

А хотелось бы….(что бы стало тепло, наступило лето…).

Я вам предлагаю побывать сегодня волшебниками и попасть в лето! Прогуляться по летнему лесу! Согласны?(да!).

Тогда, нам надо закрыть глаза, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в летнем лесу окажись!»

(дети поворачиваются вокруг себя)

Вот мы и на лесной полянке! Какая красота вокруг! Расскажите, что вы увидели иуслышали в летнем лесу? (зеленые деревья, трава, цветы, ягоды,птицы поют, летают бабочки, стрекозы, гудят комары, ползают муравьи …).

Как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, комара, муравья? (насекомые).

Каких насекомых вы еще знаете? (пчела, шмель, жуки, кузнечик ит.д.).

Ребята, откуда пошло название – насекомые? (у насекомых на брюшке есть полоски, насечки, от слова насекать и пошло название –насекомые).

Насекомые приносят вред или пользу? (высказывания детей, определяем, что есть и полезные и вредные, индивидуальные ответы детей, какие насекомые приносят пользу и какую или вред и какой).

Молодцы,много знаете о насекомых. давайте поиграем в игру « Добавь слово » .

Я буду называть вам слово, а вы будете отвечать, к какому насекомому оно относится.

Жужжит- жук

Звенит – комар

Жалит – оса

Собирает мед – пчела

Прыгает — кузнечик

Плетет паутину – паук

Трудится – муравей

Летает большеглазая – стрекоза

Порхает – бабочка

Мне кажется, что бабочки самые красивые насекомые! А кто-нибудь знает, откуда они появились? (высказывания детей).

Давайте мы пойдем вон на ту полянку отдохнем, и я вам раскрою эту тайну!

На магнитной доске распечатанные картинки «От гусеницы к бабочке».

Чтобы все запомнить, выучим пальчиковую гимнастику.

«Гусеница».

Свив на ветке этот дом (вращают руками)

Дремлет гусеница в нем (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо (идут пальчиками обоих рук навстречу друг другу)

Март, апрель, капель,весна (хлопки на каждое слово)

Просыпайся соня — сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнцем (сжимаем,разжимаем пальцы рук)

Гусенице не до сна (грозим пальчиком)

Стала бабочкой она! (перекрещиваем ладошки, зацепляем большие

пальцы, «машем»крылышками)

Ну, не будем мешать бабочкам, пусть порхают, пойдем на другую полянку!

Ребята прислушайтесь…тихо…странно…. Ой, мне кто- то в рукав заполз!

(вытаскиваю маленькую гусеницу) Кто это? (гусеница).

Гусеница хочет мне что то сказать….Оказывается на этой полянке побывала Хмурая колдунья, всех насекомых заколдовала, а цветы разбросала по всему лесу! Нужна помощь! Давайте соберем все цветы и рассадим по полянкам.

-Работаем с Блоками Дьеныша.

Дети собирают в разных местах группы цветные блоки.

Цветы будем рассаживать так:

На красной полянке(красный обруч) – все красные!

На синей полянке(синий обруч) – все большие!

Остальные, которые любят тень оставим в лесу(за обручами).

(Дети выполняют задание, анализируем, проверяем правильность выполнения, исправляем ошибки,если есть.)

Молодцы! Справились на отлично! Осталось расколдовать насекомых!

(дети садятся за столы, работают в парах с цветными блоками и карточками насекомых)

У меня записаны магические тайные знаки, их надо расшифровать и найти магические фигуры, тогда колдовство разрушится!

Выставляю карточки – схемы:

1.синий,круг,большой, тонкий.

2.не синий, не красный, квадрат, большой толстый.

3.красный, треугольник, не маленький, не толстый.

Мы отлично справились! Слышите, над полянкой снова зажужжали насекомые!

Запорхали бабочки! (включаю аудиозапись жужжания насекомых).

Наша гусеничка говорит, что мы настоящие волшебники! У нее есть одно очень заветное желание…(ответы детей). Да, она хочет поскорее стать бабочкой! Поможем?! (да!)

-Выполняем оригами «Бабочка».

(незаметно убрать гусеницу).

Какие замечательные бабочки получились! Ой, а куда делась наша гусеница?!

(Она превратилась в бабочку!) Все вместе отпускаем бабочек!

К сожалению, наша прогулка подошла к концу и пора возвращаться домой, но на память нам останутся эти замечательные бабочки!

— Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, говорим волшебные слова: «Вокруг себя повернись в нашей группе окажись!»

Вот мы и дома! А понравилось ли вам сегодня путешествовать, мы сейчас узнаем!

Если вам путешествие понравилось и было интересно , посадите своих бабочек на желтый цветок! А если почему то вам было скучно, не интересно — тогда на белый цветок.