Скачать мод улучшенная система прицеливания. Инструкция по использованию

Для того чтобы понять, что дает улучшенная система прицеливания для World of Tanks 1.0.0.3 рассмотрим ведение огня с очень популярной пт СУ 152:

У данной пт стоит фугасница, которая не отличается хорошей точностью, а полет снаряда летит по траектории параболической. Вы свелись чуть выше пригорка и ждете появления противника, и вот противник засветился вы стреляете, и снаряд проходит благополучно выше цели.

Теперь разберемся по чему так получилось, дело в том что процесс прицеливания на автомате на водит маркер прицела не в точку чуть выше горы, а наводит на место пресечения луча исходящего с центра экрана с текстурой и в итоге получается либо на дальнюю гору или скайбокс, вот поэтому ваш снаряд и не достиг цели.

С установленной улучшенной системой прицеливания эта проблема будет решена. Теперь полет снаряда будет рассчитываться так, чтоб попасть в танк противника. Все потому, что теперь место прицеливания будет переведено ближе к стрелку на захваченное расстояние.

Как использовать улучшенную систему прицеливания

  1. на нужное место для ведения огня
  2. Теперь нажмите левый ALT для запоминания дальности и высоты (сразу на экране высветится оповещение с дистанцией до цели, которое вы зафиксировали, если вы на артиллерии то это будет высота. Также если вы целитесь на артиллерии не забудьте обратить внимание на цвет индикатора, если он будет красный , то вы не достаете до цели, а если зеленый можете стрелять.
  3. После всех этих действий смело можете переводить прицел в нужное место не сомневаясь в том что в нужный момент траектория снаряда будет подобрана точно.
  4. Чтоб перейти в снайперский режим для арты нажмите Е.

Кроме запоминания дистанции до цели также мод «Улучшенная система прицеливания» показывает подробную информацию о выбранной цели, а также скорость противника на данный момент. Данная информация поможет рассчитать упреждение для ведения огня по движущейся цели.

Мод «Улучшенная система прицеливания 0.9.18» может работать автоматически сам запоминая расстояние до цели, сразу как только вы начнете сводится на цель.

Произвести настройки можно в файле World of Tanks \res mods \0.9.18 \ scripts\client\mods\ AASMX . если вы решите чтоб мод работал автоматически тогда вам надо будет в строке enableAutoLock>False заменить False на True (мод может работать только в одном режиме или ручном или автоматическом оба режима не совместимы) .

Обновления:

22.02.2017:

  • адаптировано для 0.9.17.1;
  • улучшена стабильность работы;

16.06.2015:

  • адаптация для 0.9.17 ;
  • обновлен скрипт мода;
  • добавлены моды: , полета снаряда, разброса, дистанция, ;

Установка улучшенной системы прицеливания:

  • Скачайте и разархивируйте архив
  • Скопировать папку mods в папку с игрой, подтверждая замену.

ВАЖНО! Мод сильно сырой! Это бета версия и он все еще находится в разработке, его функционал может быть не полным. Выкладываем его «как есть».

Мод зафиксирует маркер наведения прицела над холмом.

Зачем это нужно?

Иногда в игре происходят странные случаи с прицеливанием. Вы наверняка не раз замечали, что если враг стоит на холме и внезапно меняет позицию, то маркер наведения скачает и оказывается над холмом. Это неудобно и связано с тем, что прицел смотрит именно на ту точку, куда направлен маркер и если сначала смотреть на врага, а тот отъехал, то прицел будет смотреть на небо, что приведет к неправильной траектории летящего снаряда. В общем, если замечали такие случаи, то понимаете о чем речь. Мод же зафиксирует прицел, чтобы тот не смотрел на небо (скайбокс) и смог адекватно расчитать дальность до противника.

Как пользоваться? Сначала прицеливаемся чуть ниже дистанции стрельбы и нажимаем клавишу активации F. После этого удерживаем клавишу зажатой и целимся в ту точку, в которую нужно попасть. Во время стрельбы клавишу тоже удерживаем. Если происходит переключение режимов, блокировка все равно будет активированной при зажатой кнопке.

Установка

  • Копируем папку из архива в каталог World_of_Tanks\res_mods\1.6.0.0.
  • Для начала фиксации нажимаем F.

Изменения:
адаптировано для 0.9.17.0.2
Описание:

Улучшенная система прицеливания для WOT 0.9.17.0.2 была разработана для стрельбы по движущейся техники с упреждением и по врагам пропавших из засвета на фоне неба или холма.
Мод решает следующие проблемы:

Если объяснять максимально просто, то мод дает вам возможность навести ваш прицел в определенную точку в воздухе. Теперь немного разъяснений. В игре есть танки, которые стреляют не очень точно, например КВ-2 со своей прославленной фугасницей. Ее снаряд летит по параболической траектории. Расчет возвышения орудия производится в автоматическом режиме так, чтобы снаряд попадал в ту точку, куда вы целитесь.

Но есть одно "НО". Представьте, что вы наводите свой прицел чуть выше холмика, в то место, где скоро должен выехать светляк. Но на самом деле, автоматическая система прицеливания наводит ваше орудие не в точку над холмом, а в точку пересечения луча, исходящего из центра камеры с текстурой, то есть на далекую гору или скайбокс. И как результат, после появления светляка и выстрела в него, снаряд пролетает над ним, не нанеся при этом никакого урона.

Принцип работы мода:

Мод улучшенной системы прицеливания блокирует дальность/высоту прицела в одной точке, после чего вы можете переводить его в другую. При его активации, он переводит точку прицеливания ближе к стрелку на захваченное расстояние. Таким образом, траектория снаряда будет рассчитываться так как нужно, чтобы попасть во врага.

Использования мода:

  1. Наведите прицел в нужное место.
  2. Нажмите левый ALT для фиксации дальности или высоты. (при этом, на вашем экране, выведется сообщения с расстоянием, которое вы зафиксировали, для артиллерии это будет высота. Ее цвет зависит от дальности, если она превышает максимальную дальность стрельбы, то индикатор будет красного цвета, если нет - зеленого.)
  3. После этого можно переводить прицел в нужное место и быть уверенным, что траектория полета снаряда будет рассчитана правильно.
  4. Чтобы включить снайперский прицел для арты, нажмите E .
Кроме зафиксированного расстояния мод будет так же выводить на экран информацию о типе техники и ее текущую скорость. Это очень помогает при выборе упреждения.


В последнем обновлении в мод было добавлено еще больше плюшек:
  • отображения дальномер, времени сведения орудия, полета снаряда и вывод разброса (по умолчанию отключено);
  • SafeShot (по умолчанию отключено);
  • фиксация высоты танка; (по умолчанию отключено)
Для удобного использования мода, автор решил добавить несколько горячих клавиш для включения той или иной функции:
  • LCTRL (левый CTRL) + H - включения захвата высоты танка (включается только в арт прицеле);
  • LCTRL + A - включения блока информации с временем сведения, полета снаряда и т.д. (включается для каждого режима прицела отдельно, то есть вы можете включить отображения этой информации только в арт прицеле или в снайперском, как вам будет угодно)
Мод имеет очень мощный файл настроек, который находится здесь World_of_Tanks\res_mods\0.9.16\scripts\client\mods\AdvancedAimingSystem.xml. К каждому пункту настройки идет русский комментарий. Читайте и настраивайте мод так, как вам нужно.
Установка:

Скопировать папку res_mods в папку с игрой, подтверждая замену.


Основная функция модификации - это корректировка дальномера. Дистанция в системе прицеливания WoT выбирается автоматически, но она не всегда соответствует той, на которую необходимо выстрелить. Чаще всего она больше чем необходимая. Такое происходит, когда игрок пытается выстрелить с упреждением по быстро движущемуся танку или по танку, пропавшему из засвета на фоне далекой текстуры или скайбокса. Из-за неверного выбора дистанции часто случаются перелеты, для игрока наведение выглядит нормальным, он вроде как наведен туда, куда нужно, но снаряд проходит над целью. Особенно это заметно на пушках с плохой настильностью, как их еще называют "фугасницы" или "бревнометы".
Кроме того, мод может корректировать высоту наведения в артиллерийском режиме. Очень часто цель заезжает под "крышу", т.е. сверху ее не видно. Хотя фактически выстрелить по ней можно, ибо препятствий для снаряда нет, поскольку он "прилетает сбоку" а не "падает сверху". С помощью мода можно зафиксировать точку прицеливания на нужной высоте и выстрелить не на "крышу", а в противника под ней.







Захват цели:

Исходя из потребности в информации, необходимой для различного рода корректировок и т.д. мод захватывает, т.е. запоминает цель. Захват происходит только внутри мода, ни на какие другие процессы вне мода это прямо не влияет. С помощью различных алгоритмов мод может получать некоторые данные об этой цели, показывать их пользователю или использовать в качестве параметров для других алгоритмов. Модуль захвата цели может использовать другие модули, например различные алгоритмы захвата и может быть использован другими модулями, например модулем корректировки дальномера. Часть информации о захваченной цели отображается в соответствующем GUI.

Корректировка дальномера:

Думаю, ни для кого не секрет, что под действием гравитации снаряд постепенно падает в полете. И чем дальше необходимо выстрелить, тем больше относительно прямой стрелок-цель нужно поднять ствол орудия, чтобы скомпенсировать это падение. И хотя в реальности на снаряд кроме гравитации действует еще весьма много факторов, в WoT они не учитываются. Дальше идет несколько парадоксальная для многих вещь - все снаряды в WoT имеют разную гравитацию. Это по большей части имеет отношение к артиллерии - повышенная гравитация делает траекторию более навесной, позволяя закидывать за холмы и т.д. И хотя влияния на алгоритм корректировки это и не оказывает, орудия с низкой скоростью снаряда и большой гравитацией более склонны к перелетам из-за некорректного определения расстояния системой прицеливания.
Стандартная система прицеливания WoT использует для определения расстояния коллижн-тест на пересечение луча камеры (нечто невидимое, как лазер под стволом автомата) со статическими (карта) или динамическими (техника) объектами. Но поскольку в некоторых случаях в том месте, куда игрок хочет выстрелить, ничего нет (танк туда еще не доехал или исчез из засвета), коллижн-тест вернет точку на далекой горе или скайбоксе. Соответственно, для стрельбы будет использоваться более высокая траектория, что и провоцирует перелет. Нет, если не считать разброса, снаряд прилетит в центр круга сведения, только не там, где игрок ожидает цель, а в той самой далекой точке.
Данная проблема решается путем корректировки выбора дистанции для расчета траектории и углов наведения (на деле орудие наводится таким образом, чтобы снаряд прошел через некоторую точку, которую еще называют точкой прицеливания, и система прицеливания как раз и служит алгоритмом определения этой точки, а корректировка дальномера заключается в переносе этой точки ближе к игроку на необходимое расстояние по лучу камеры). Модуль корректировки может либо захватывать дистанцию в ручном режиме, т.е. запоминать дистанцию до текущей точки прицеливания, и корректировать положение точки прицеливания при последующих ее расчетах, либо определять дистанцию автоматически до последнего известного положения цели, захваченной модулем захвата цели. Ручная корректировка имеет приоритет над автоматической. Методика ручной корректировки довольно проста - наводимся камерой (переводить пушку необязательно) на точку, расстояние до которой примерно соответствует тому, на которое мы собираемся стрелять, захватываем расстояние и переводимся в точку, куда нужно стрелять. Сделав выстрел или серию выстрелов, сбрасываем блокировку расстояния. Поведение модуля корректировки дальномера может быть изменено в файле конфигурации. В силу некоторых особенностей системы прицеливания корректировка дальномера работает только в снайперском режиме.

Корректировка абсолютной высоты:

В артиллерийском режиме камера смотрит сверху вниз, но алгоритм расчета точки прицеливания практически не отличается. Все так же берется точка - результат коллижн-теста луча камеры и объектов на карте. Разница с аркадным и снайперским режимом заключается в том, что результирующая точка находится на середине между двумя коллижн-тестами - с учетом техники и без такового. Т.е. если в прицеле ничего нет, точка прицеливания будет на земле (середина нулевого отрезка). Если в прицеле есть танк - на середине между точкой на земле под танком и точкой на самом танке. Это позволяет стрелять в танк, а не по касательной в его крышу или под него (вероятность попадания при стрельбе в верхний край танка, как и в нижний, меньше, чем при стрельбе в середину, что вполне очевидно)
Но такой алгоритм не позволяет стрелять по целям, прикрытым чем-либо сверху (различные мосты, вокзал на химках) - результаты коллижн-теста будут возвращать точку на крыше, а стрелять нужно в танк под ней. У таких "крыш" стены бывают не всегда, что чисто логически подразумевает возможность попадания в танк. Для выполнения подобного выстрела нужно сместить точку прицеливания под крышу. Метод довольно простой - наводимся на точку, абсолютная высота которой примерно равна высоте в той точке, куда мы хотим выстрелить, захватываем высоту, переводимся куда нужно, делаем выстрел или серию выстрелов, удерживая блокировку, по окончании стрельбы ее можно сбросить. Поведение модуля корректировки дальномера может быть изменено в файле конфигурации.

Автоматическая корректировка относительной высоты:

Вполне логично предположить, что модуль захвата цели как-то используется и в артиллерийском режиме. И вы не ошиблись. Только здесь он корректирует не абсолютную высоту, а относительную. По данным от модуля захвата цели модуль корректировки вычисляет вектор высоты танка. Умножает его на некоторое число и добавляет к точке прицеливания, смещая ее. То есть прицеливание осуществляется уже не в землю, а в точку на некоторой высоте над землей. Что это дает? Возможность ведения стрельбы с упреждением без т.н. "заведения за цель", т.е. можно наводиться прямо перед целью, при правильном расчете снаряд прилетит не в землю под целью ("под гуслю"), а в борт. На холмистой местности рассчитать расстояние, на которое нужно "завести за цель" быстро довольно сложно, плюс нужно еще учесть маршрут противника, а в таком режиме нужно учитывать только скорость цели и ее маршрут и не нужно при этом искать подходящую точку на текстурах. Множитель высоты, используемый в расчетах и другие параметры можно задать в файле конфигурации.

Дополнительный функционал:

Модуль безопасной стрельбы (SafeShot)
Информационная панель сведения
"Артоснайперский" режим (вид камеры по расчетной траектории снаряда)
Другие мелкие улучшения

Редактирование файла конфигурации:

Файл конфигурации имеет несколько специфичную кодировку (UTF-8 w/o BOM), поэтому его нельзя редактировать стандартным блокнотом Windows (если вы сохраните этот файл, он будет сохранен в другой кодировке, что сделает его чтение внутри игры невозможным). Для редактирования этого файла нужно использовать профессиональные текстовые редакторы, например Notepad++ или Sublime Text.

Описание:

Улучшенная система прицеливания для WOT 1.6.0.0 была разработана для стрельбы по движущейся техники с упреждением и по врагам пропавших из засвета на фоне неба или холма. Это улучшенная версия мода Баллистический калькулятор WoT - Фиксация прицела над холмом .

Мод решает следующие проблемы:

Если объяснять максимально просто, то мод дает вам возможность навести ваш прицел в определенную точку в воздухе. Теперь немного разъяснений. В игре есть танки, которые стреляют не очень точно, например КВ-2 со своей прославленной фугасницей. Ее снаряд летит по параболической траектории. Расчет возвышения орудия производится в автоматическом режиме так, чтобы снаряд попадал в ту точку, куда вы целитесь.

Но есть одно "НО". Представьте, что вы наводите свой прицел чуть выше холмика, в то место, где скоро должен выехать светляк. Но на самом деле, автоматическая система прицеливания наводит ваше орудие не в точку над холмом, а в точку пересечения луча, исходящего из центра камеры с текстурой, то есть на далекую гору или скайбокс. И как результат, после появления светляка и выстрела в него, снаряд пролетает над ним, не нанеся при этом никакого урона.

Принцип работы мода:

Мод улучшенной системы прицеливания блокирует дальность/высоту прицела в одной точке, после чего вы можете переводить его в другую. При его активации, он переводит точку прицеливания ближе к стрелку на захваченное расстояние. Таким образом, траектория снаряда будет рассчитываться так как нужно, чтобы попасть во врага.

Использования мода:

  1. Наведите прицел в нужное место.
  2. Нажмите левый ALT для фиксации дальности или высоты. (при этом, на вашем экране, выведется сообщения с расстоянием, которое вы зафиксировали, для артиллерии это будет высота. Ее цвет зависит от дальности, если она превышает максимальную дальность стрельбы, то индикатор будет красного цвета, если нет - зеленого.)
  3. После этого можно переводить прицел в нужное место и быть уверенным, что траектория полета снаряда будет рассчитана правильно.
  4. Чтобы включить снайперский прицел для арты, нажмите E .

Кроме зафиксированного расстояния мод будет так же выводить на экран информацию о типе техники и ее текущую скорость. Это очень помогает при выборе упреждения. Подробнее смотрите на скриншотах ниже.

В последнем обновлении в мод было добавлено еще больше плюшек:

  • отображения дальномер, времени сведения орудия, полета снаряда и вывод разброса (по умолчанию отключено);
  • SafeShot (по умолчанию отключено);
  • фиксация высоты танка; (по умолчанию отключено)

  • LCTRL (левый CTRL) + H - включения захвата высоты танка (включается только в арт прицеле);
  • LCTRL + A - включения блока информации с временем сведения, полета снаряда и т.д. (включается для каждого режима прицела отдельно, то есть вы можете включить отображения этой информации только в арт прицеле или в снайперском, как вам будет угодно)

Мод имеет очень мощные файлы настроек, которые находятся здесь \World_of_Tanks\mods\configs\GPCracker.AdvancedAimingSystem. К каждому пункту настройки идет русский комментарий. Читайте и настраивайте мод так, как вам нужно.