Тема. Правописание корней с чередующимися

1. При написании глагольных корней е чередующимися гласными е - и следует руководствоваться, правилом:. если после корня находится суффикс -а-, пишется и, в остальных случаях - е. Например: блистать - блестеть, запирать - запереть, стирать - стереть.

Исключения: сочетать, сочетание.

Подобным образом устанавливается написание буквы и в корнях с чередованиями им - а(я), ин - а(я); сочетания им, ин пишутся перед суффиксом -а-. Например: внимать (ср.: внять), начинать (ср.: начать).

2. В корнях кас- - кос-, лаг- - лож- пишется а, если после корня также стоит а, в остальных случаях пишется о. Например: касаться - коснуться, предлагать - предложить.

В корне гар- - гор- а пишется под ударением, без ударения пишется о. Например: загар-загорать.

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь.

В корне зар- - зор- а пишется в безударном слоге, под ударением же в соответствии с произношением пишется о. Например: заря - зори.

Исключения: зарево, лучезарный; зоревать, зорянка.

В корне раст- - рост- а пишется перед ст и щ в остальных случаях пишется о. Например: расти, выращивать - росла} рос.

Исключения: рост, росток, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав и некоторые производные от этих слов. Исключением является также слово отрасль.

В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о: скакать - вскочить.

Исключения: скачок, скачу.

Корень плав- - плов-. Вариант корня с о пишется только в словах пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется плав-: плавать, поплавок и др.

Надо запомнить написание слова плывун.

В корне клан- - клон- под ударением пишется буква, обозначающая гласный, в соответствии с произношением; в безударном положении пишется о. Например: кланяться, наклон - поклониться, преклонение.

Корень мак- - мок-. Вариант корня с а пишется в словах со значением «погружать в жидкость»: макать кисточку в воду и т. п.; вариант корня с о пишется в словах со значением «пропускать

жидкость, мокнуть»: промокнуть написанное, ботинки промокают и т. п.

Корень равн- - ровн-. Вариант корня с гласной а пишется в словах со значением «равный, одинаковый»: равнение, сравнить и др.; вариант корня с о пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: сровнять, заровнять и др.

Исключение: равнина.

Упражнение 21. Перепишите, подчеркивая чередующиеся гласные и суффикс -а-.

Выберу - выбираю, вычесть - вычитаю, замереть - замираю, застелю - застилаю, обжечь - обжигаю, отпереть - отпираю, прочесть - прочитать, стереть - стирать, сдеру - сдираю; дожинать - дожать, проклинать - проклясть, снимать - снять.

Упражнение 22. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; устно объясните правописание чередующихся гласных.

Стекла забл…стели - стекла забл…стали, соб…раю ягоды - соб…ру ягоды, зам…рать от удовольствия - зам…реть от удовольствия, зап…реть дверь - зап…рать дверь, обт…реть лицо - обтирать лицо, отд…ру кору - отд…рать кору; см…нать бумажки, сж…мать кулаки, напом…нать об обещании, произносить закл…нание.

Упражнение 23. Составьте предложения со словами блестеть - блистать, выберу - выбираю, стереть - стирать, снимать - снять.

Упражнение 24.

I. 1.- Надо не ум…рать, а побеждать! - остановил Зеньковича военком.- Ум…реть легко, победить труднее. Твоя жизнь нужна родине. (Никит.) 2. Легкие перистые облака, лучащиеся в розовом, бл…стающем свете, отражались в море. (Ждан.) 3. Мы условились, что хорошие, неполоманные игрушки будут прот…рать и складывать обратно в ящик, а старые или поломанные - бросать на газету, чтобы потом выбросить их. Передав Андрейке тряпку, я принялся переб…рать игрушки. (Крут.) 4. Скоро еще один поворот, и машина выб…рется из тесного переулка на новую улицу. (Гер.) 5. Все подводы развязывают - добро сн…мают и наб…рают с собою раненых.

(Л. Т.) 6. Варвара привыкла уже к реву тракторов, к шуму и треску выд…раемых из земли деревьев, к крикам колхозников, не обращала на них вн…мания. (Иван.) 7. В наши дни редко кто остановится и зад…рет голову, чтобы проводить летящий вертолет взглядом. (Гал) 8. Оторвавшись от земли, машина стала энергично зад…рать нос вверх. (Гал.) 9. Илья же Сохатых лелеял мечту сочетаться браком с самой Марьей Кирилловной. (Шишк.) 10. Есть правда, которая нужна человеку, она обж…гает в его сердце грязь и пошлость пламенем стыда. (Горьк.)

II. 1. И только одному человеку в деревне, возможно, было понятно все. Он, этот человек, видел, как зам…ртво упала лошадь возле конюшни. Он одним из первых подбежал к саням, молча глядел, как подн…мается из них Устин. Он молча проводил взглядом удаляющегося Морозова, а потом так же молча, не обращая вн…мания на галдящих вокруг людей, нагнулся и стал сн…мать с теплого еще жеребца сбрую. Но этот человек, Фрол Курганов, ничего не сказал. (Иван.) 2. Стеша опустилась на колени перед Ильей, точно соб…ралась молиться на него, как на икону. Илья полулежал на примятой траве, курил. Все еще стоя на коленях и вслушиваясь в голоса пернатых, Стеша развязала узелок. Белую тряпочку, в которой была завернута еда, расст…лила как скатерку. (Бабаев.) 3. Всей своей тяжестью годы навалились на хатенку, неумолимо давили ее, и она, бедняжка, сгибалась и постепенно ум…рала. Если не желает переселиться в станицу, на новую Щуровую улицу, то пусть бы перебирались туда Илья и Елизавета, а она могла бы уехать жить к Антону. (Бабаев.) 4. И теперь в горах, когда мотор, натужась, преодолевал перевал и подн…мал наших путников все выше и выше, Леонид думал о Евдокии Ильиничне и слышал ее голос: «Старое, что было, давно ум…рло». (Бабаев.)

Упражнение 25. Перепишите слова. Объясните правописание чередующихся гласных. Обратите внимание на исключения.

Касательная, прикосновение, соприкосновение, касательный; прилагательное, предположение, обложение, полагать, изложение, налагать, разлагать, полог. Нагар, нагореть, нагорать, загорелый, изгарь, угорать, угореть, горючий, выгарки, угар; поклон, уклон, склонность, наклониться, закланяться, наклоняться. Зорька, лучезарный, зарница, зарево, озарение, заревой, зоревать, зарничный, озарять, зорянка. Вырастить, выросла, водоросль, отрастить, нарастание, выросший, росток, нарост, ростовщик, заросль, Ростов, поросль, Ростислав, отрасль, наращение, растительность, недоросль, рост. Скачок, проскакать, поскакать, подскакать, проскочить, подскочить, скачу, заскочить. Плавучий, плавучесть, плавательный, пловец, пловчиха, плывун, жук-плавунец. Обмакнуть, непромокаемый, вымокнуть, обмакивать, промокание, промокашка, промокательный. Равный, равномерный, ровный, равнозначный, уравнение, уровень, равнина, подровнять, подравнять.

Упражнение 26. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. 1. Алексей Иванович к…снулся меня рукой, как бы опасаясь, что я действительно могу уйти. (Крут.) 2. Но, как уверяли бабы, у Матвея «ум помутился». Он ни на кого не глядит, ни к чему не прикасается. (Крут.) 3. Там, наверху, золотистые соломинки, ость и мякина шевельнулись, будто от прикосновения ветра, (Айтм.) 4. К сердечным струнам мы пока не прик…снемся. (Бабаев.) 5. Что к…сается плана, старый ловец о нем не тревожился, годы умудрили: будет еще рыба. (Коч.)

II. 1. Было тихо, спокойно на душе; все располагало к дружеской беседе. (Крут.) 2. Противник упорно жал на расположение морского полка Осипова на нашем правом фланге. (Бондар.) 3. По положению, нам, учителям, топливо полагается бесплатное - колхоз должен привозить. (Крут.) 4. То пламя, что полыхало на лемехах, тускло л…жилось на вывороченные пласты. (Бабаев.) 5. Ершов ждал меня в каюте. Я выслушал все, что полагалось по этому случаю терпеливо выслушать. (Бондар.)

III. 1. Только один раз мимо окон тяжело протарахтел гусеничный тягач, таща за собой черный обг…ревший танк с крестом на броне. (Ждан.) 2. Кирилл потер щеку, на которой отпечатался рубец от края стола. Он сидел без рубахи, в белой майке, и округлые тугие мышцы плеч поблескивали заг…ром. (Гер.) 3. Волосы у Олега льняные, волнистой шапкой, продолговатое заг…релое лицо с чуть выпуклыми скулами. (Дем.) 4. Пожары г…рящей Польши освещали путь отступавшей царской армии. (Слоним.) 5. Пришел он к нам незадолго до войны, в разг…р очередного «аврала». (Гал.)

IV. 1. Грузно осев, ракита скособочилась; ветви ее неестественно наклонились, сникли. (Крут.) 2. Земский начальник один заставлял мужиков лошади его кл…няться, когда ее по деревне вели, и кто не кл…нялся, того он под арест сажал. (Горьк.) 3. Капитан, наклонившись к телефонисту, слушал донесения передовых разведывательных постов. (Кож.) 4. Меж кипарисами было видно, как скл…нялось солнце к морю. (Гар.) 5. «Да полно кл…няться! - рассердился Дмитрий.- Как засужу вас, наклоняетесь». (Бород.)

V. 1. Вместе с нами встречал восходящую з…рю ранний жаворонок. (Айтм.) 2. Мать потушила лампу, крадучись, на цыпочках, прошла мимо кровати, где спала Елизавета. «Пусть поз…рюет …» (Бабаев.) 3. З…ря занялась, и пробудились уже и загалдели птицы. (Крут.) 4. При слабом свете з…ри Илья развернул платочек, посмотрел на бумаги. (Бабаев.) 5. Эти летние з…ри были з…рями нашей любви. (Айтм.)

Упражнение 27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. 1. Деревцо посадили возле порога, и отец сказал: «Дуняшка, это тебе на счастье, пусть р…стет». (Бабаев.) 2. В марте после поливки посаженные клубни дают молодые р…стки. (Айтм.) 3. Так и бурели из года в год заброшенные огороды, зар…стая полынью и репейником. (Крут.) 4. Загадка роста и питания земного р…стения давно привлекала внимание пытливых умов. (Петерб.)

II. 1. Дениска перегнал Егорушку и, по-видимому, остался этим очень доволен. Он подмигнул глазом и, чтобы показать, что он может проск…кать на одной ножке какое угодно пространство, предложил Егорушке, не хочет ли тот проск…кать с ним по дороге и оттуда, не отдыхая, назад к бричке? (Ч.) 2. Андрей Иванович с презрением следил за логическими ск…чками Александры Михайловны. (Верес.) 3. Без слвв стало ясно, почему вск…чил сюда этот чабан. (Айтм.) 4. Ерошка, увидев Герасима, заск…чил за угол. (Т.) 5. Коляска покатилась, дребезжа и подск…кивая по мостовой. (Гарт.)

III. 1. Два раза сегодня приставали к берегу, выгружали рыбу в пл…вучий садок. (Коч.) 2. Уметь пл…вать в тихой воде, в речках, да еще в купальнях, и пл…вать по морским, расходившимся волнам - это неизмеримая, как я убедился после, разница. В последнем случае редкий матрос, привычный пл…вец, выплывает. (Гонч.) 3. За промороженным слоем почвы шли в смешанной очереди глина, галька, мергеля, опять глина и лишь дальше, с седьмого метра, простирались зыбучие моря пл…вунов. (Леон.) 4. Илья бросил голавля в ведро и вынул из верши гибкого, с розоватыми пл…вниками усача.. (Бабаев.) 5. Впереди действительно показались поля пл…вучих льдов, а среди них разводья. (Кап.)

IV. 1. Ветер задувал в окно брызги, дождь м…чил журналы, лежавшие на подоконниках. (Ов.) 2. Поздним вечером пром…кшие, молчаливые Большаков и Корнеев возвращались домой из обкома партии. (Иван.) 3. Молоко наливала в кормушки, телята обм…кивали морды, пили жадно, посапывали. (Бабаев.) 4. Мухов просушил промокательной бумагой подписи. (Сераф.) 5. Нам…кшие и обледеневшие бурки скользили по линолеуму, как по льду. (Айтм.)

V. 1. С Желтой р…внины шел понизу теплый ветер, зябь просыхала, трава на солнце пошла зеленеть. (Айтм.) 2. Если земля и вода будут поделены всем пор…вну - это и будет нашим счастьем. (Айтм.) 3. Для матери все дети р…вны. (Айтм.) 4. Наверное, эти пальцы, р…вно как и потрепанный, потемневший ватник, много раз на дню касались земли. (Бек) 5. Илья и так и эдак поворачивал руль, прицеливался и с той и с другой стороны, а в воротца не попадал. Отодвинулся назад, издали выр…внял передние колеса и тихо-тихо проехал в огород. (Бабаев.)

Упражнение 28. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мы с Павлом приб… рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст…рать краски. (Горьк.) 2. Кажется, и здесь, на погосте, не ум…рали мужицкие надежды на землю - даже на могилках крестьянских через год-два выр…стала черная или красная вишня. (Стельм.) 3. Неподалеку темнеет огражденная невысоким п…лисадом будка путевого сторожа; стекла отл…вают глубоким черным блеском. (Бек) 4. Мирно г…рел к…стер, огромный полув…дерный чайник в…сел над огнем на палке, положенной на вбитые в землю р…гульки. (Бек) 5. Почти тотчас раздался не пот…рявший молодой звонкости голос Тимошина, в…дущего роту: «Вторая рота, стой! Разобраться! Р…вняйсь! (Бек) 6. Там, за рубежом этих трудных дел, занималась з…ря новой жизни, она разг…ралась все ярче, и свет как бы сквозь стены проникал в сум…речный класс, оз…ряя лица людей. (Коч.) 7. Одно дело просто р…стить хлеб - его и в царские времена р…стили, и в Америке р…стят,- другое дело р…стать, сознавая, какое значение он имеет для государства, для народа. (Коч.) 8. Джайнак кончил читать, она встала и даже лицо забыла ут…реть, стоит с тающими ручейками на лице, разгоряченная, радостная. (Айтм.) 9. В самый разг…р работ к реке подъехал на «виллисе» полковник-танкист в черной кожанке, с сердитым, обг…ревшим лицом. (Виногр.) 10. Илья спустился к реке. Накл…нился над в…дой, умывался, раст…рал г…рячее лицо и думал о Стеше. (Бабаев.) 11. Выт…рла мать платочком сл…зившиеся глаза, вспомнила, как давным-давно, может, тридцать лет назад, а может, и больше, они с мужем копали огород л…патами. И ничего, не жаловались на жизнь, не уст…вали. Молодые были, трудились от з…ри до з…ри и в три дня упр…влялись. (Бабаев.) 12. Р…сли мы на редкость быстро. Как-то я признался ученикам, что до призыва в армию успел сн…сить всего две пары собственных штанов. Среди моих учеников есть и такие, которые носят узенькие брючки и р…стят бакенбарды. Они, конечно, посмеялись надо мной: как это, мол, так - две пары? Вот так, объяснил я им, нас было пятеро братьев. Сначала шар…вары носит старший, а как только он выр…стет, их надевает младший. (Крут.)

Упражнение 29. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Я уже уп…м…нал о з…рнице. Чаще всего з…рницы бывают в июле, когда созр…вают хлеба.

Поэтому и существует народное поверие, что з…рницы «з…рят хлеб»,- освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее.

Рядом с з…рницей стоит в одном поэтическом ряду слово «з…ря» - одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно ср…дни той уст…явшейся тишине ночи, когда над зар…слями деревенского сада зан…мается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.

В этот з…ревой час низко, над самой землей, пылает утренняя звезда. Воздух чист, как р…дниковая вода.

В з…ре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На з…рях трава омыта р…сой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены л…жатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние з…ри иные - хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться - все р…вно не отогреешь озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный свет.

Все никнет, только человек не сдается. С рассвета уже г…рят печи в избах, дым м…тается над селами и стелется по земле. (К. Г. Паустовский)

I вариант


1. кр…пива, к…рова 2. бр…гада, д…када
3. л…генда, тр…вога 4. х…дьба, д…ржать
5. с…стема, р…форма

1. к…нава, з…мля 2. тр…вога, б…ррикада
3. в…дяной, л…сной 4. з…мляной, бр…гада
5. с…кунда, вр…мена.

1. заг…реть 2. г…релый 3. выг…рки 4. перег…реть 5. уг…реть.
4. Вставьте орфограммы.
1. скр…пить листы 2. волосы разв…вались на ветру
3. прим…рять перчатки 4. не в…сите над пропастью

    1. на неё падает ударение

      на неё не падает ударение

      после неё стоит гласная

      после неё стоит Е.

6. В корнях – ГАР- - ГОР- пишется О, если

      1. после корня стоит суффикс – А-

        на неё падает ударение

        на неё не падает ударение

        после неё стоит гласная

5. после неё стоит Е.

    на неё падает ударение

    на неё не падает ударение

    после корня стоит суффикс – А-

    после неё стоит Е.

    после неё стоит гласная И

8. Укажите слово - исключение

    Р…стение 2.Р…сток 3.Зар…сти 4.Ср…щение 5. Р…стущий
    9. Укажите правильный вариант расстановки букв в словах
    К…сательная, г…рящий, прик...снуться, г...рение, прик...саться
    1. А. А. О, А, А
    2. О. А, А, А, А
    3. А, О, О, О, А
    4. А. А. А. О, А
    5. А. А. О. А, А
    10. Укажите слова, в котором безударная гласная проверяется ударением

1.Разж…гать 2.Подст…лить 3.Р…стислав 4.Обн…влённный 5.Раств…рить.
11.. Укажите цфру, в которой правильно выделен корень
1. Сокраще- ние 2. Залез – ать 3. Рас – калён – ное 4. У – гор - еть 5. Водорос - ли
12. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем лексического значения слова
1. Основа 2. Корень 3. Приставка 4. Суффикс 5. Окончание

13. Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова

2 вариант

1. Выберите строку с проверяемыми гласными в корне слова
1. б…нан, б…нкет 2. ст…кло, пл…щадка
3. б…тарея, бл…када 4. б…гатство, в…теран 5. в…тамин, в…трина.
2. Выберите строку с непроверяемыми безударными гласными в корне слова
1. оз…ро, б…лет 2. б…кал, б…ковой 3. пл…щадь, четв…рть
4. с…наторий, б…рега 5. тр…вога, г…рмония.
3. Определите, когда пишется А
1. несг…раемый 2. подг..рел 3. г…рит 4. приг…рь 5. уг…реть.
4.. Определите, в каком случае гласная в корне чередуется
1. распол…гать временем 2. разв…вались наклонности
3. скр…петь перьями 4. зап…вать песню 5. об…жать вокруг дома.

5. В корнях – ЗАР- - ЗОР- пишется А, если

    на неё не падает ударение

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение

    после неё стоит гласная

5. на неё не падает ударение
6. В корнях – ГАР- - ГОР- О, если

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение

    на неё не падает ударение

4.после неё стоит гласная
5. после неё стоит Е.
7. В корнях – КАС- - КОС- пишется А, если

    после корня стоит суффикс – А-

    на неё падает ударение 3.на неё не падает ударение

    после неё стоит гласная 5. после неё стоит Е

8.. Укажите слово - исключение

    Р…стение

    Р…стовщик

    Подр…сти

    Взр…щённый 5. Р…стущий
    8. Укажите правильный вариант расстановки букв в словах
    Прик…саться, обг…ревший, з…рево, предл...жение,заг...р
    1. А. А. О, А, А
    2. А, О, А, О, А
    3. О. А, А, А, А
    4. А. А. О. А, А
    5. А. А. А. О, А
    9. Укажите слово, в котором безударная гласная проверяется ударением

    1. Сб…режение 2.Заст…лать 3.Р…стов 4.Соч…тать 5.Обж…гать.

10. Укажите строчку, в которой правильно выделен корень
1. Про- горе - вший 2. Раз – бир - аться
3. утеш- ение 4. возг – лас 5. разжига- ть

11. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем лексического значения слова
1.Суффикс 2.Основа 3.Корень 4.Окончание 5.Приставка.
12. Раздел науки о языке в котором изучается состав (строение) слова

1. Лексика 2.Фонетика 3.Морфология 4. Грамматика 5. Словообразование.

Тема. Правописание корней с чередующимися

гласными о - а (-гор-\\- гар-, -зор\\-зар-,-клон\\-клан-)

Цели урока:

    ознакомление учащихся с правописанием корней–гор-\\ -гар-, -зор- \\-зар,–клон-\\ -клан-;

    формирование представления об условиях выбора гласных о - а в корнях с чередованием (-гор-\\-гар-,-зор\\-зар-,-клон\\-клан-);

    формирование умения работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы;

    развитие у учащихся орфографической зоркости.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Ход урока

Организационный момент . Мы с вами сначала четверти путешествуем по стране Орфографии. Сегодня заглянем в город Чередование. С каким настроением отправимся туда? (кораблики разного цвета)

Запишем дату нашего посещения и классная работа, потому что отправляться будем именно отсюда - из класса, а также название города Чередование.

Сообщение темы урока. При входе в этот город стоит постамент, на котором есть надпись:

В языке чередованье – настоящее страданье!

Кто знает, что такое чередованье и почему оно - страданье?

(Чередование – последовательное изменение гласных или согласных в определённой морфеме).

Чередование – это изменение, значит, кто-то здесь будет всё время изменяться.

Видим ещё одну надпись

Буква А и буква О

Обижаются давно:

Нас, ни в чём не виноватых,

Часто путают ребята.

Догадались, кто будет меняться?

Вот кто будет меняться! Буквы А - О (запишем в тетради …букв А - О..),

а чередоваться они будут в корнях - ГОР –\\ГАР - , -КЛОН-\\ КЛАН -, -ЗОР-\\ЗАР-. Запишем в тетради тему урока: чередование букв А - О в корнях …

Надо отметить, что в этом городе чередуются гласные А - О, в другом - есть чередования букв И - Е. И меняются разные корни в этих городах в зависимости от разных условий:

    от ударения;

    от конечной согласной корня;

    от суффикса –а-;

    от значения.

Целеполагание. Как думаете, что познавательного мы должны выяснить после посещения этого города Чередование?

1) В зависимости от чего меняется написание корней –гор\\ гар-, зор \\зар,–клон\\ клан?

2) Нужно запомнить, чтобы избавиться от страданий, как правильно писать слова с данными корнями.

3) Буквы А - О просят запомнить, в каких корнях они пишутся.

На столах у вас лежат маршрутные листы (приложение 2), изучив которые, вы узнаете, какие места посетите во время сегодняшнего путешествия. Озвучьте их. Можете на каждом остановочном пункте делать пометки.

Объяснение новой темы . Сейчас мы пройдём по улице Исторической и узнаем историю корней –гор-\\ -гар- , -клон\\ -клан-.

Дружили с детства корни –гар- и –клан -. Беззаботно играли они, веселились. Как- то вечером они смотрели передачу «Ищу тебя», увидели на доске объявлений свои фотографии. И тут же звучит заявка: «Разыскиваем своих братьев близнецов–гар- и –клан -. Приходите по адресу: ул. Орфографическая, д.2». Внизу подпись: корень -гор-, клон -.

Корень -гар- быстро достал блокнот и ручку, записал адрес.

Клан- долго думал, а утром друзья встали пораньше и отправились в гости к братьям –гор-, клон-. На улице Орфографической они отыскали дом под номером 2. Они удивились тому, что очень похожи и стали думать, что же делать, чтобы их не путали ребята?За чаем братья –гор-\\- гар- , -клон-\\- клан - решили:

    под ударением пишется то, что слышится;

    без ударения будет писаться О.

Их решение служит нам всем указанием и теперь.

Вы послушали историю корней - гор \\гар, клон\\ клан, скажите, от чего зависит их написание? (От ударения). В безударном положении что пишем?

Мы что – нибудь узнали о корнях –зор\\ зар-? Нет, значит должны идти дальше.

Сворачиваем на улицу Теоретическая, перед нами дом № 50. В этом доме живут авторы ваших учебников, и они эту историю перевели на научный язык, может там мы узнаем о корнях –зор\\ зар-. Открываем учебник на стр. 50, читаем правило. Что узнали?

(На доске)

Без ударения пишу гор-\\-клон-\\- зар! Под ударением – что слышу!

Закрепление на теоретическом уровне. Мы оказались в переулке Закрепительном. К слову кланяться можем ли мы подобрать проверочное слово поклон?

В корнях с чередующимися гласными проверочное слово не подбирается, обязательно нужно знать правило! Следуйте алгоритму:

1) выделить корень;

2) поставить ударение;

3) пользуясь правилом, вставить чередующуюся гласную, подчеркнуть эту гласную.

Роса – росы (безударная гласная), поклон (правописание приставок), разгорелся (приставка на -з\с, разбираем слово по составу).

Выходим прямо к парку Физкультуры и отдыха. Само название говорит о том, что в этом парке нужно отдыхать. (Проводит учащийся.)

    Вновь у нас физкультминутка,

    Наклонились, ну-ка, ну-ка!

    Распрямились, потянулись,

    А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

    Разминаем руки, плечи,

    Чтоб сидеть нам было легче,

    И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем!

    Вправо-влево, раз и два.

    Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

    Хоть зарядка коротка,

    Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

    С правописанием каких корней мы сегодня познакомились? (-гор\\ гар-,-клон\\клан-, -зор \\ зар-) загляните в маршрутный лист, куда отправляемся дальше?

  1. Закрепление на практическом уровне . На площади Практической возле дома № 51 квартиры 119 (открываем учебник на странице 51 упражнение 119) столпились словосочетания, они не знают, кто с кем может жить в одной комнате. Корни с буквой О- в одной, корни с А – в другой.

    (Записываем в 2 столбика . Ученики выходят по одному к доске. Попутно вспоминаем изученный материал.)

    Вывод. Сейчас мы учились правильно писать корни –гор-\\-гар- с чередующейся гласной.

  2. Для того чтобы быть уверенными, что вы умеете находить слова с нашей орфограммой, поиграем в игру «Найдите «третье лишнее»».

    Заря, зорька, зарядка (корень –ряд-)

    Горы , загореть, загар (безударная гласная в корне)

    Циклон , отклонение, кланяться (корень –циклон-)

  3. Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы ­ буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? (Нужно правильно выделять корень, знать значение слова, выучить корни с чередующейся гласной.)

  4. Мы вышли на улицу Строительную. Предлагаю построить предложение со словом костёр , которое написано на странице 52. (Один ученик добавляет 1 слово, следующий прибавляет слово к словосочетанию, н-р, костёр - пылающий костёр – вижу пылающий костёр и т.д.) Записать предложение в тетрадь.

  5. Из упражнения 121 выписать слова с нашей орфограммой. (У доски 1 ученик)

  6. Зайдём в кафе «Лови ошибку».

    Задание. Исправьте ошибки. Первое предложение запишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.

    Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загарелись нежным светом.

    Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.(Сиянием).

  7. Обратная связь.

    На площади Тестовой выполним тест (приложение 1), который покажет, насколько хорошо вы запомнили всё, о чём узнали во время путешествия.

    Проверьте себя. (Ответы за доской)

    1вариант 2 вариант

  8. Домашнее задание . Параграф 15, упражнение 120 или упражнение 123. (Прокомментировать)

    Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы побывали в городе Чередование, узнали о корнях с чередующимися гласными. Продолжите предложения. Это будут ваши путевые заметки.

  1. 1. Самым интересным в путешествии для меня было…

    2. Я научился ….

    3. Мне понравилось…

  2. Рефлексия. С каким настроением покидаем город Чередование (кораблики разного цвета). Всем спасибо за урок!

  1. Приложение 1

    Тест

    1 вариант

    в корнях –гор\\-гар--зор\\зар-,-клон\\клан-»?

  1. а) Ты возг..рдился после победы..

    б) Дети катались с г..ры.

    в) Утром солнце разг..ралось медленно.

    а) приг…релый

    б) з…рница (отблеск далёких молний)

    в) обг…ревший

    г) з…рька

  1. а) укл..няться

    б) кл..няться

  2. Тест

    2 вариант

    В каком предложении есть слово с орфограммой «Чередующиеся гласные О-А

    в корнях –гор\\-гар-, -зор\\зар-,-клон\\клан-»?

    а) Сидит добрый молодец, приг…рюнился.

    б) Кл..нированием занимаются ученые всего мира.

    в) На з..ре трава омыта росой.

    Выберите слово, где следует писать букву А:

    а) прекл..няться;

    б) з…рька.

    в) заг..релось;

  1. 3. Выберите слово, где следует писать букву О:

    а) подг..ревшее;

    б) уг..рный (газ);

    в) раскл..няться;

    г) оз..рение(яркое освещение или прояснение).

  1. Приложение 2

  2. Дата посещения

    Страна Орфография

    Город Чередование

    Жители корни –гор-\\-гар-, -клон-\\-клан-,-зор-\\-зар-

  3. Маршрутный лист

    1. Историческая

      Теоретическая

      Переулок

      Закрепительный

      Физкультуры и спорта

    1. Практическая

      Строительная

      «Лови ошибку»

    1. Тестовая

    1. Путевые заметки

      Самым интересным в путешествии для меня было…

      Я научился (научилась)…

      Мне понравилось…

Каждый тест данного рездела включает 15 заданий.

Для перехода к следующему тесту необходимо кликнуть по названию теста.

пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : пая́ ть, запая́ ть, распая́ ться, пая́ льник и т. п. Под ударением - а и о : ср. запа́ янный, запа́ йка, спа́ йка, спа́ йный и припо́ й, напо́ й .

плав - плов. Без ударения пишется а : плаву́ чий, плавни́ к, поплаво́ к, плаву́ н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ ц (жук), плаву́ нчик (птица), сплавля́ ть, сплавно́ й, на плаву́ , наплавно́ й ; но: плове́ ц и пловчи́ ха с буквой о . Под ударением - только а : пла́ вать, лесоспла́ в .

Примечание. В слове плыву́ н (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву́ : наплыва́ ть, подплыва́ ть, расплыва́ ться и т. п.

равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́ вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ ть, поравняться, сравни́ ть (ся ), сравне́ ние, сравня́ ться (в чем-н.), сравня́ ть (счёт), подравня́ ть, выравня́ ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ ть, уравне́ ние, уравни́ ловка, равнопра́ вный, равноси́ льный, равноце́ нный, равнове́ сие, равноде́ нствие, наравне́ , равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́ вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ ть, разровня́ ть, подровня́ ть, выровня́ ть (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ ровну, рове́ сник , связанных по значению с ра́ вный , пишется буква о ; в слове равни́ на , связанном по значению с ро́ вный , - буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ ние, подравня́ ться, вы́ ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час , в слове у́ ровень .

разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́ дный, разносторо́ нний, разноголо́ сица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове по́ рознь - буква о . Под ударением - а (ра́ зный, ра́ зница, ра́ зниться ) и о (ро́ знь, ро́ зниться, разро́ зненный ).

рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется:

а) перед с (без последующего т ) - буква о : росла́ , росли́ , вы́ рос, вы́ росший, за́ росль, по́ росль, во́ доросль, не́ доросль ; исключение - о́ трасль и производные от него (отраслево́ й, межотраслево́ й, многоотраслево́ й );

б) перед ст - буква а , напр.: расти́ , расту́ , расти́ ть, подрасти́ , вы́ расти, вы́ растить, вы́ расту, выраста́ ть, прорасти́ ть, произраста́ ть, нараста́ ть, возрасти́ , возраста́ ть, во́ зраст, расте́ ние, расти́ тельность, дикорасту́ щий ; исключения: росто́ к, ростово́ й, ростовщи́ к, вы́ рост, выростно́ й, вы́ росток, за́ росток, про́ рость, подростко́ вый (наряду с вариантом подро́ стковый );

в) перед щ всегда а , напр.: ращу́ , вы́ ращу, вы́ ращенный, прираща́ ть, нараще́ ние, сраще́ ние .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о , напр.: рост, наро́ ст, отро́ сток, подро́ сток, переро́ сток; рос, заро́ с, подро́ сший, ро́ слый, дикоро́ сы .

скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к , то на месте безударного гласного пишется буква а , напр.: скака́ ть, прискака́ ть, ускака́ ть, скакну́ ть, скака́ лка, скаку́ н, на скаку́ , скаково́ й , хотя под ударением - о , напр.: скок, наско́ к, отско́ к, поско́ к, соско́ к (о глаголах на -ивать типа наска́ кивать см. ).

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́ , скачи́ , обскачу́ , обскачи́ , поскачу́ , поскачи́ ), а также в слове скачо́ к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́ чет, поска́ чем , и производные ска́ чка, вска́ чь ); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ ть, вскочу́ , вскочи́ , вы́ скочить, вы́ скочу, вы́ скочи, соскочи́ ть, подскочи́ ть ) и в слове вы́ скочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́ скочить: вско́ чит, соско́ чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ ть, проска́ чет) и проскочу́ , проскочи́ (формы глагола проскочи́ ть, проско́ чит ); подскачу́ , подскачи́ (формы глагола подскака́ ть, подска́ чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́ , подскочи́ (формы глагола подскочи́ ть, подско́ чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор - твар. В словах твори́ ть, творе́ ние, творе́ ц, сотворённый, вытворя́ ть и др. без ударения пишется буква о ; под ударением - не только о (тво́ рческий, тво́ рчество ), но и а (тварь, тва́ рный ). В слове у́ тварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 432 с. - (Справочники русского языка).