В россии уничтожено все химическое оружие. Прощай, оружие

МОСКВА, 28 сентября. /ТАСС/. Фармацевтические и химические производства, изготовление пороха и метательных зарядов - такие проекты предлагают реализовать инвесторы на семи спецзаводах, на которых уничтожалось накопленное в России химическое оружие и последний из которых избавился от химических боеприпасов накануне.

Последний боеприпас уничтожили 27 сентября на спецобъекте в поселке Кизнер в Удмуртии, команду на уничтожение дал по телемосту президент РФ Владимир Путин, назвавший это историческим событием.

Российской Федерации был накоплен самый большой объем - 40 тыс. тонн химического оружия из 70-ти, и сегодня мы завершили эту работу. Символичным образом сегодняшнее событие совпало с годом вступления в силу конвенции по уничтожению химоружия и учреждению организации по запрещению химического оружия", - так прокомментировал уничтожение последнего боеприпаса глава Госкомиссии по химическому разоружению, полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич.

Уничтожили раньше срока и без аварий

По словам Бабича, международные обязательства предписывали России уничтожить находящиеся на ее территории химические боеприпасы к 2020 году.

"Усилиями Министерства промышленности и торговли России, Министерства обороны России, ФСБ России, личного состава Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия эта задача выполнена на три года раньше срока, установленного международными соглашениями. Из более чем 70 тыс. тонн химического оружия, имеющегося в мире, 40 тыс. тонн находилось в России и 28 тыс. тонн - в США. Однако, несмотря на значительно больший объем химоружия, мы завершили работу на 6 лет раньше, чем планируют наши американские коллеги", - сказал Бабич.

По информации пресс-службы полпредства в ПФО, федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" была принята в 1996 году, через год в Госдуме утвердили конвенцию по уничтожению химоружия, а в 2002 году приступил к работе первый российский объект по ликвидации химического оружия - "Горный" в Саратовской области. В 2006-2013 гг. появилось еще шесть спецобъектов по уничтожению химических боеприпасов: "Камбарка" и "Кизнер" в Удмуртии, "Марадыковский" в Кировской области, "Леонидовка" в Пензенской области, "Щучье" в Курганской области и "Почеп" в Брянской области.

"Все эти годы мы с мировым сообществом искали решение, и на момент создания этого оружия технологий не существовало. Важно отметить, что российские ученые и российские инженеры создали эти технологии, создали это оборудование и подготовили компетентных специалистов, которые соответствуют высочайшим уровням по всем требованиям безопасности, и для нас и для экологии они не допустили ни одной аварийной ситуации и завершили сегодня процесс уничтожения химоружия", - сказал Бабич.

Он отметил, что за весь период работы ни на одном объекте не нарушались требования по безопасности населения, не было нарушений при технологиях, которые могли бы повлечь за собой серьезные последствия. "На всех объектах самые высокие требования по безопасности, и это говорит о том, что все эти объекты могут быть легко вовлечены в хозяйственный оборот и использованы в дальнейшем", - добавил он.

Жизнь вокруг спецобъектов

В шести регионах, где размещались спецобъекты по уничтожению химического оружия, за время реализации программы появились и другие объекты - в рамках той же программы строилась социальная инфраструктура. По словам Бабича, на это строительство, в соответствии с поручениями президента России, было направлено 11,5 млрд рублей.

"Это позволило построить более 400 жилых домов, около 20 школ и детских садов, ввести в эксплуатацию 14 больниц, три спортивных комплекса, проложить 160 км автодорог, 640 км газопроводов, 240 км сетей водоснабжения", - отметил Бабич.

По словам главы Удмуртии Александра Бречалова, два района республики, где расположены объекты по уничтожению химоружия, в плане развития социальной инфраструктуры выгодно отличаются от соседних территорий.

"Конечно, этот проект уникален и войдет в историю не только тем, что уничтожено химическое оружие на территории России, но, по сути, он дал новое дыхание Камбарскому и Кизнерскому районам. Вы знаете, что существенные средства были потрачены на социальную инфраструктуру, дороги, газ, воду, и Кизнерский район и Камбарский район в этом смысле выгодно отличаются от некоторых территорий Удмуртии. Поэтому в наших силах, мы в этом заинтересованы, конечно, этот уникальный комплекс использовать в экономике Удмуртии, в экономике страны <...> Мы сейчас будем вести с помощью Михаила Бабича и Дениса Мантурова (глава Минпромторга РФ - прим. ТАСС) переговоры о дальнейшем использовании объектов", - сказал Бречалов.

Инвестиционные предложения

Дальнейшее использование объектов - в руках инвесторов, от которых уже поступают предложения о реализации проектов на базе всех семи объектов химразоружения. Например, рассматривается вопрос переноса Казанского порохового завода в удмуртский поселок Кизнер. Как отметил Бабич, если бы на этих объектах хоть что-то было нарушено, то использовать их было бы нельзя.

"Один из вариантов - это перенос сюда (в Кизнер - прим. ТАСС) из Казани порохового завода. Сейчас этот завод находится в центре Казани, это не единственный вариант, но основной <...> Тут требуется проведение дополнительных расчетов, требуется дополнительная проработка, и если нам это удастся сделать, то это будет один из вариантов", - сказал он.

В любом случае, для приведения объектов в порядок перед реализацией инвестпроектов понадобится время. Несмотря на это, говорит Бабич, популярность объектов растет, компании предлагают свои бизнес-проекты. "Это и фармацевтическое направление, и химпроизводство, и множество других вариантов", - отметил он.

"Что касается сроков вовлечения объектов в хозоборот, то по каждому объекту есть свои сроки. Так как этот объект [Кизнер] - последний, то здесь потребуется еще около 3-4 лет по ликвидации последствий, по санации территории, по уничтожению тех элементов оборудования, которые участвовали в процессе уничтожения химоружия. И с этого момента мы будем параллельно вести работу по заключению концессионного соглашения, которое потребуется для того, чтоб день в день передать этот объект инвесторам", - сказал Бабич.

Уничтоженная опасность в цифрах

Как сообщалось ранее, общий объем уничтоженных запасов химоружия на территории РФ составил 39 тыс. 967 тонн отравляющих веществ. Всего были ликвидированы 4 млн 352 тыс. 33 химических боеприпаса, 107 крупнотоннажных цистерн и 927 емкостей с отравляющими веществами зарин, зоман, ви- икс, иприт и люизит. Таким образом, после уничтожения последнего боеприпаса Россия в полном объеме выполнила обязательства, установленные Женевской конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 3 сентября 1992 года.

Также ранее сообщалось, что в 2018 году планируется провести работы "по битумированию реакционных масс и переработке промышленных отходов, образовавшихся от уничтожения люизита", а начиная с 2019 года будут проводиться работы по ликвидации последствий деятельности по уничтожению химоружия. Объем бюджетного финансирования программы составляет 288,9 млрд рублей. Дополнительным источником финансирования программы стала международная техническая помощь объемом 32,37 млрд рублей.

Есть ли у Кизнера будущее?

Предисловие

Ко мне как к адвокату часто обращаются жители поселка Кизнер с вопросами о льготах и компенсациях по программе «Уничтожение запасов химического оружие в РФ», которые были предусмотрены ранее для проживающих в черте поселка.

С апреля 2004 года по настоящее время я занимаюсь оказанием помощи в получении компенсаций по искам рабочих и военнослужащих войсковой части. В связи с этим накоплена объемная переписка с Федеральными и Республиканскими органами власти,анализировались имеющиеся публикации по этому вопросу в СМИ,на интернетовских сайтах и т.д. (Президент РФ, Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент Удмуртской Республики, депутат Госдумы РФ Смирнова С.К.,комитет по труду Удмуртской Республики, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Холстов В.И.начальник Федерального Управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия КапашинВ.П., администрация МО «Кизнерский район», войсковая часть 55498 и др.)

Трудно рассчитывать на какие-либо кардинальные изменения, и я не призываю к какому-либо спору так как, судя по всему, будущее Кизнера никого не волнует.

Просто уже через 7-10 лет с нас спросят за все, и снова будем строить удивленные глаза и искать виноватых, а их как всегда не окажется. Не будет в то время на месте глав администрации, общественных советников и т.д.

Могут спросить, а где ты был раньше? Просто эти проблемы никому официально не нужны.

Ведь все как бы хорошо и прекрасно. Противогазы розданы, лекции прочитаны, фильмы показаны, РДК строятся, улицы поселка в сотый раз перепахиваются и т.д.

Никто не заинтересован в объективном освещении процесса.

И если эта, моя (уже пятая с 2004 года) статья увидит свет, то будем считать, что проблемами кто-то заинтересовался. Несогласных со мной прошу сохранить эту статью и подойти с ней через 8 лет.

Буду счастлив, если заслужу оскорбления в неискренности и в заблуждениях насчет светлого будущего.

В одном из ответов на вопрос читателя газеты «Новая жизнь» Быстровой в 2005 году, директор информационного центра Всероссийского Зеленого Креста В.П. Кудояр сообщает: «До сих пор не принято Постановление РФ о видах льгот, размерах компенсаций и порядке предоставления их населению. Этот проект был рассмотрен на заседании Комитета общественных советников по проблеме безопасного хранения при главе администрации и отправлен в Правительство Удмуртии со своими замечаниями и добавлениями. Будем надеяться, что в скором будущем он будет принят Правительством РФ»».

В номере 3 Экологической газеты Кизнерского района УР в рубриках «Разговор в Косе и на коллегии» было записано «сейчас район ждет постановление Правительства, которое бы окончательно назвало бы все цифры и сроки и позволило бы продолжить строительство социальных объектов».

Со всей ответственностью заявляю, что таких Постановлений правительства РФ не было, нет в проекте и никогда не будет, о чем поясню ниже. Был бы очень рад ошибиться и буду признателен тому, кто сможет представить текст Постановлений.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305 утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" В ней изложен Перечень мест хранения химического оружия: г. Камбарка (15,9 % отравляющих веществ), п. Кизнер (14,2%), пос. Горный Саратовской области(2,9%), пос. Марадыковский Кировской области (17,4%), г. Почеп Брянской области (18,8%), пос. Леонидовка Пензенской области (17,2 %) г. Щучье Курганской области (13,6%).

Разделом 3 данной Программы было предусмотрено строительство объектов по уничтожению химического оружия, расснаряжению и детоксикации авиационных боеприпасов в пос. Горный, г. Камбарка. г. Щучье, пос. Марадыковский, г. Почеп. Начало эксплуатации объектов - 2005-2006 год, окончание - 2011 год.

Была предусмотрена перевозка в установленном порядке химических боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии на объект по уничтожению химического оружия в г. Щучье и их уничтожение до 2012 года. Уничтожение всех запасов химического оружия планировалось - до 2012 года.

Таким образом, выделения средств на строительство завода в Кизнерском районе первоначально и не планировалось.

Внезапно возникшая (из-за трудностей в связи с перевозкой, в том числе и нежеланием регионов, пропускать по своей территории Кизнерскую «гадость») проблема потребовала дополнительных средств.

Частично они изысканы за счет экономии на гражданах, в том числе и на жителях нашего поселка, а именно:

Госдума РФ образца 2004 год "порадовала» нас следующими изменениями в Законе: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены следующие изменения в Федеральный закон РФ от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ" О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".

Кстати это тот самый пресловутый Закон « О монетизации», которым одним разом с подачи Партии власти были ликвидированы почти все льготы. Помните возмущения пенсионеров в то время?

Сравним в чью пользу эти изменения.

В старой редакции статьи 17 Закона (Право граждан на получение социальных льгот и компенсаций) было: «Граждане, постоянно или преимущественно проживающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на получение социальных льгот и компенсаций». В новой редакции Закона эта статья…исчезла?! («Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона признана утратившей силу с 1 января 2005 г».

В старой редакции ст.4 Закона (Основные направления работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия) было «опережающее развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия. В новой редакции исчезло слово «опережающее».

Таким образом, на наших радужных надеждах был поставлен жирный крест. Как в песне» Первым делом, первым делом самолеты (т.е. «объект», ну а девушки (т.е. социальные объекты)..."

Считаю, что Перечень объектов, создаваемых в пос. Кизнер в рамках Программы, изначально не учитывает всех интересов жителей пос. Кизнер и сейчас неясно, какие вносятся коррективы.

Кому выгодно строительство этого монстра-РДК в поселке, где закрываются предприятия и в будущем только расходы на его содержание пробьют ощутимую брешь в хилом бюджете поселка и района. Выгодно можгинцам, которые получили выгодный оплачиваемый объект и увозят зарплату, а с ней и налоги в Можгинский район.

Да, свершилось чудо и наш Кизнер из поселка городского типа превратился в сельское поселение.

Однако в сельских поселениях не предусмотрено строительство эксплуатация многоквартирных домов, каких у нас в Кизнере достаточно. В сельских поселениях допускается строительство многоквартирных домов только при наличии и выделении приусадебных участков для всех владельцев квартир на территории, прилегающей к дому.

Однако сейчас Кизнер и не город со всеми коммуникация и не село с подсобным хозяйством для каждого жителя. Пока мы радуемся, то дешевле стала элктролэнергия. Проблнмы начнутся через 2-3 года, когда наконец-то начнется инвентаризация земель. Тогда половина штата поселковой Администрации и Земельного комитета будет либо проходить лечение от нервных стрессов, либо заседать в судах по земельным спорам.

В связи с дальнейшем превращением Кизнер в деревню многоквартирые дома (а вместе с ними все коммуникации поселка) ожидают медленное обветшание и разрушение.

Центральные дороги, которые подлатают на время сдачи объекта и до его закрытия, снова приобретут первоначальный вид.

В настоящее время на объекте работает значительное количество жителей поселка, которые пока получают неплохую (по нашим меркам) заработную плату.

В связи с этим отчасти и неплохо развивается предпринимательство, торговля, появляются новые здания, облагораживается центр поселка. В настоящее время только предприниматели района готовы принять и обслужить многочисленную армию приезжих рабочих. Им будут, где отдохнуть, выпить и закусить.

Через 5-7 лет жители поселка, работающие на объекте пополнят многочисленную армию безработных. К тому времени практически не останется производства. Частично это армия пополнится за счет тех, кто трудится в коммерции, так как и этот вид деятельности придет в упадок в связи с резким снижением покупательского спроса.

Проблемы начнутся потом, а именно: резкое осложнение криминогенной обстановки (помните 80-ые годы, «газовиков»?). В 2008 году в жизни поселка Кизнер пройдут серьезные изменения. Потому что в этот год начнется строительство завода, а для строительства самого объекта и затем последующего его обслуживания, в Кизнер приедут дополнительно 4 тысячи человек.

Резко увеличатся нагрузки на ЦРБ, бани (вспомним и южную часть поселка).

Думаю, что разумнее было бы строительство в Кизнере более «мелких» объектов с привлечением нашей рабочей силы, к примеру: парк отдыха в центре, хороший спортзал, здание отдела культуры (где и метод центр, библиотека, дом творчества) и т.д.

Наверное, Кизнерцы поставили бы памятник тому главе администрации, кто все-таки оставил бы после себя нормальный пруд. Пруд для поселка это экология, место отдыха, безопасность во время паводка и т.д. Интересно, сколько денег потрачено на последнее строительство пруда и кто все - таки готов нести ответственности за эти зарытые в землю деньги. Однако как всегда, все били в барабаны только тогда, когда эти деньги начинали зарываться. Скорее всего, у РДК будет много родителей, а пруд так и останется сиротой.

Строительство этих оптимальных и нужных объектов могло принести пользу тем, что дало бы работу Кизнерским организациям и рабочие места в районе, а зарплата оставалась в наших магазинах.

Конечно, поздно что-либо менять кардинально, но Кизнерцы должны бдительно следить, чтобы полностью взять свой клок от овцы под назанием «химразоружение».

Для общественных советников при Администрации неплохим подспорьем было бы создание общественного объединения за права Кизнерцев (естественно в рамках Закона).

Сам Кизнер становится похожим на наркомана, который постепенно с помощью легких наркотиков (обещаний) скоро сядет на иглу «химии».

Район в связи с нахождением на его территории закрытого объекта был практически закрытым, не развивался и сейчас постепенно агонизирует. И если только надеяться на Программу, то через 10 лет в Кизнере останутся: новые РДК, РОВД и ряд административных учреждений и несколько новых ЦСО.

Молодежь уже постепенно вытесняется из поселка и в перспективе наш Кизнер-населенный пункт пенсионеров и безработных, без каких-либо перспектив.

Аварийное уничтожение боеприпасов проводилось и проводится постоянно.

Считаю, что должно быть проведено полное обследование людей, которые работали в войсковой части в 70-е, 80-е годы. На основе этого можно было сделать выводы и для остальных, что их ждет в будущем.

Готов ли кто-нибудь уверенно сказать о перспективах развития поселка на ближайшие 10-15 лет, или оставим эти проблемы другим руководителям и нашим детям?

Жители Кизнер должны понять, что ждать для всех каких-то льгот это, по крайней мере, наивно.

О чем речь, если даже рабочие объекта (в/ч 55498),в том числе и те, которые ежедневно, на закрытой территории контактируют с химическими боеприпасами по работе, непосредственно рискуя здоровьем, с трудом добиваются законных льгот через многочисленные судебные иски? По этой судебной практике можно было открыть в газете не только «уголок адвоката» а целую «площадь».

Полностью поддерживаю позицию В.Кузнецова в статье «А если вложить средства в промышленность?» (районная газета). Побольше бы таких людей в общественные советники Администрации района.

Аналогичная ситуация сложилась на объекте в гор. Щучьем Курганской области.

Однако там жители давно уже проснулись и реально ставят проблемы перед властями. По крайней мере, вызывают больше к себе внимания,чем мы.

В подтверждение приведу выдержки из статьи «Щучанский котел» (Ирина Кузнецова, «Российская газетеа, Курган-Щучье, «Российская газета»-Урал № 4255 от 22 декабря 2006 года).

«Очередные вести о визите в город Щучье представителей Счетной палаты РФ поползли по Курганской области. Кто конкретно призвал в Щучье ревизоров, выяснить не удалось. Губернатор области утверждает, что требование проверки отправлено в Москву не из его ведомства. Представители местных властей так же в недоумении разводят руками и предполагают, что инициатива прорвалась снизу: дескать, нашлись горожане, которые заварили кашу с проверкой.

Особо масштабно котел эмоций бурлил осенью нынешнего года, когда в Пресненском суде Москвы проходили слушания по исковому заявлению 96 жителей Щучанского района, обвиняющих в нарушении своих прав большую компанию: правительство РФ, ряд федеральных ведомств и органы местной власти. Одна из претензий жителей - масштабное строительство в их городке. Дескать, ответственное за строительство объекта Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия много чего наобещало щучанцам, но под видом обустройства учинило разгром.

Дело с судебным решением затянулось. Но, как показала жизнь, проблемы благоустройства гораздо эффективнее решать не в ведомстве Фемиды: проблемы в районном городе создали не «дяди» из Москвы, а местные власти, до сих пор не имеющие какой-либо продуманной единой программы развития Щучьего. Остановимся лишь на «больных» вопросах. Диагноз болезней Щучьего сходу поставил губернатор Олег Богомолов: тепло, водоснабжение, газ, канализация и благоустройство. С главой региона согласился и присутствующий на совещании представитель заказчика - заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Виктор Холстов.

Вот только лечить болезни Холстов предложил по-новому: разработать перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, объемы и сроки исполнения работ на конец нынешнего и весь будущий год. Известна точная сумма, оставшаяся на социальные проекты, – 250 миллионов рублей, потому нужна единая для заказчиков и властей всех уровней программа использования их с максимальным эффектом для населения.

Наиболее остро обсуждался на совещании вопрос создания канализации. Щучье до сих пор живет, спуская все нечистоты в выгребные ямы. Ничего принципиально изменять проект новой канализации города не предполагал. Планировалось создать еще насколько ям для сбора нечистот и вывозить все амбре в Кочковатое болото. На эту дорогу грязи в программе заложено 35 миллионов рублей. Но когда проектировщики создали такой проект, надзорные службы отказались его утверждать.

Обоснование простое: природа не выдержит такого грязевого стока. Выбросы в болото увеличиваются в несколько раз, что угрожает существованию находящегося рядом озера. А для создания защитной системы необходимо вложить еще примерно 140 миллионов рублей. Город оказался в грязной ловушке, из которой губернатор Богомолов предложил только один выход: «Если мы принципиально не можем решить вопрос с канализацией, мы этот пункт сейчас зачеркнем и не будем о ней говорить. Если поступать по-другому, то мы закопаем 40 миллионов и ничего не решим. Ни с точки зрения будущего, ни с точки зрения настоящего. Примочку какую-то поставим. Если, разработав и приняв генплан Щучьего, увидим необходимость ведения центрального коллектора и строительства нормальных очистных сооружений, мы можем посчитать, сколько это будет стоить. С цифрами и доводами на руках можем обращаться к президенту об увеличении лимитов на социальное обустройство, но уже под конкретный проект. Дескать, город построили, создали все необходимое для цивилизованной жизни, но нет канализации, и мы просим полномасштабного дополнительного финансирования для централизованной канализации с очистными сооружениями. Я думаю, что тогда мы сможем убедить всех».

Даже из этой выдержки ясно, что только от самих жителей, в первую очередь зависит, окажемся ли мы или нет через 10 лет у разбитого корыта.

В декабре 2005 года в городе Щучьем (Курганская область) и в январе 2006 года в городе Камбарка (Республика Удмуртия) аналитическим отделом информационного центра ИТАР-ТАСС /ТАСС-Урал/ были проведены социологические исследования, в ходе которых изучались проблемы, связанные с хранением химического оружия близ города, а также строительства завода по переработке и утилизации химических отходов.

По результатам данных исследований большинство жителей обоих населенных пунктов готовы покинуть город, если представится такая возможность. В основном это молодые люди с относительно высоким уровнем образования. 75% щучанцев уехали бы из города при первой возможности.

А если провести подобный опрос в Кизнере?

Подполковник в отставке, адвокат:_____________Куренков Н.Л.

В Удмуртии заработал завод по уничтожению химического оружия, который по уровню оснащения считается лучшим в мире. Специалисты планируют утилизировать более двух миллионов артснарядов крупного калибра с отравляющими веществами, оставшихся ещё со времён Советского Союза. Это седьмой по счёту и последний подобный объект, который построен по федеральной целевой программе.

На конвейере своей очереди уже ждут первые боеприпасы. В центральном пункте управления можно видеть все, что происходит в цехах по утилизации химического оружия. Новый комплекс в удмуртском поселке Кизнер завершает федеральную программу по уничтожению запасов отравляющих веществ.

Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Валерий Капашин рассказывает: "Здесь запасов около 5,5 тысяч тонн отравляющих веществ. Калибры снарядов - 122 мм. Снаряды начинены отравляющим веществом зарином. Запасы зарина самые большие".

Россия - один из инициаторов подписания международной конвенции о запрещения химического оружия. Больше сорока тысяч тонн ядовитых веществ до сих пор хранились на складах в разных регионах страны. Некоторые боеприпасы были выпущены еще во время Великой Отечественной войны, их срок годности давно истек.

Было принято решение рядом с каждым из семи арсеналов построить комплексы по уничтожению химического оружия. Сегодня большинство запасов уже ликвидировано.

Головная часть 240-миллиметрового реактивного снаряда. Весит боеприпас около сорока килограммов, внутри - опасное химическое вещество зарин. Процесс уничтожения химического оружия на предприятии полностью автоматизирован. Управляют процессом в специальной аппаратной. На утилизацию одного боеприпаса требуется около суток.

Виктор Холстов, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности, объясняет: "Отравляющее вещество уничтожается в одну стадию: идет извлечение отравляющего вещества и сразу же идет детоксикация - понижение активности отравляющего вещества".

На конечном этапе опустошенные снаряды деформируют под специальным прессом. Весь процесс уничтожения проходит под наблюдением иностранных специалистов Организации по запрещению химического оружия. Ведется строгий контроль.

"Каждое государство определяет свои возможности и приоритеты уничтожения. Наши приоритеты выстроены, озвучены, и у нас нет другой альтернативы, кроме как уничтожение химического оружия в кратчайшие сроки" - говорит Виктор Холстов.

На предприятии ведется жесткий экологический контроль. Трижды в день берутся пробы воздуха, работает передвижная лаборатория. Также в разных уголках комплекса есть так называемые биоиндикаторы - песцы, мыши и норки лучше всяких приборов реагируют на вредные вещества. Животные очень восприимчивы к изменениям в окружающей среде.

На предприятии гарантируют безопасность своих работников, а также местного населения. Жители Кизнера говорят, что с появлением комплекса жизнь в поселке изменилась. За последний год здесь построены новые школы, дом культуры, модернизирована больница.

"Когда мы сюда приехали, здесь не очень была развита инфраструктура. Старшего ребенка, ему сейча 9 лет, мы возили в детсад на автобусе. А сейчас вот детсад у нас под окнами буквально", - довольна жительница поселка Кизнер Наталья Лабутина.

В России все запасы химического оружия должны быть уничтожены к 2015 году, сами предприятия должны быть закрыты. Но местные власти уверены, что все комплексы будут переоборудованы под военные или гражданские нужды.

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 сентября 2017 года Россия завершила ликвидацию своего арсенала химического оружия. Команду на уничтожение последнего химического боеприпаса дал по телемосту с поселком Кизнер в Удмуртии президент РФ Владимир Путин.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории уничтожения химоружия в России.

Присоединение к международной конвенции

В январе 1993 году в Париже государствами - участниками ООН была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

21 марта 1996 года правительство РФ приняло федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". 2 мая 1997 года президент РФ Борис Ельцин подписал федеральный закон "Об уничтожении химического оружия". 5 декабря того же года Россия присоединилась к международной Конвенции, задекларировав около 40 тыс. тонн отравляющих веществ.

Химоружие хранилось в семи арсеналах: в городах Камбарка (Удмуртия), Щучье (Курганская область) и Почеп (Брянская область); поселках Горный (Саратовская область), Леонидовка (Пензенская область), Мирный (Кировская область), Кизнер (Удмуртия). Процесс уничтожения запасов был разбит на четыре этапа. По плану, он должен был завершиться не позднее 2018 года.

Первые три этапа программы

Практические работы по ликвидации химоружия начались в декабре 2002 года, когда в Горном был введен в эксплуатацию первый завод по уничтожению боеприпасов с мышьяксодержащим люизитом кожно-нарывного действия. Первый этап программы завершился 29 апреля 2003 года, объем ликвидированных запасов составил 400 тонн.

На втором этапе программы, который продолжался до апреля 2007 года, были запущены еще два комплекса - в Камбарке по переработке люизита и в Мирном по переработка VX, зарина и зомана. Всего было уничтожено 8 тыс. тонн боеприпасов.

Третий этап с расчетным объемом 18 тыс. тонн, или 45% всей национальной программы утилизации завершился 25 ноября 2009 года. В ходе него были построены два завода по переработке боеприпасов с VX, зарином и зоманом: в Леонидовке (2008) и Щучьем (2009). Завершили свою работу предприятия в Горном (2008) и Камбарке (2009).

Ход исполнения четвертого этапа

В 2010 году в Почепе, где хранился крупнейший российский арсенал отравляющих веществ (18,8% общих запасов), было построено предприятие по их переработке. Процесс уничтожения боеприпасов, снаряженных VX, зарином и зоманом был завершен в октябре 2015 года.

В декабре 2013 года в Кизнере был введен в эксплуатацию последний завод по уничтожению химоружия, построенный Спецстроем России в соответствии с федеральной целевой программой.

В рамках исполнения обязательств по Конвенции о запрещении химоружия к 1 января 2014 года в РФ были уничтожены восемь объектов по его производству, завершена конверсия еще 16 заводов. К октябрю 2015 года было ликвидировано 92% всех российских запасов отравляющих веществ. Работы завершились на четырех предприятиях: "Леонидовка" (Пензенская область), "Почеп" (Брянская область), "Марадыковский" (пос. Мирный Кировская область) и "Щучье" (Курганская область). В дальнейшем планируется их перепрофилирование.

В Почепе предполагается развернуть производство медицинских препаратов, в Леонидовке - выпуск строительных и отделочных материалов. Мощности объекта в Мирном собирается использовать госкорпорация "Росатом".

В 2017 году в РФ оставался один действующий объект по уничтожению химического оружия - предприятие в Кизнере (14,2% общероссийских запасов). Здесь хранились боеприпасы для ствольной и реактивной артиллерии, снаряженные фосфорорганическими отравляющими веществами нервно-паралитического действия (зарин, зоман, VX) и люизитом. В марте 2017 года в Кизнере ликвидировали последние хранившиеся на территории России запасы зомана. В июне 2017 года началось уничтожение артиллерийских боеприпасов, снаряженных VX, а с 10 июля на объекте был введен в эксплуатацию корпус по уничтожению снарядов с люизитом.

По окончании дезактивации отравляющих веществ завод в Кизнере будет функционировать до декабря 2018 года, перерабатывая корпуса боеприпасов и другие сопутствующие материалы. К 2024 году объект предполагается привести в безопасное состояние и организовать на нем новое производство (его специализация на данный момент не утверждена).

По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова, в правительстве проходит согласование программа ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и утилизации химоружия. В случае утверждения реализация программы начнется в 2018 году и займет 5-6 лет. Все объекты по уничтожению будут разобраны, строительные материалы пройдут термическую обработку, а земля на территории будет рекультивирована.

Финансовая составляющая программы

В начале 2000-х годов. США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия и Канада выделили на российскую программу утилизации химоружия более $1 млрд. Значительная часть средств поступала в рамках американской "Программы совместного уменьшения угрозы" (известна также как программа Нанна-Лугара, по имени сенаторов - авторов законопроекта; прекратила действие в 2013 году). Она подразумевала оказание помощи странам бывшего СССР в ликвидации запасов ядерного, химического и биологического оружия. С 2009 года средства на уничтожение химоружия из-за рубежа не поступали.

По состоянию на 13 марта 2017 года на реализацию мероприятий программы было израсходовано более 330 млрд руб. (в том числе более 279 млрд руб. из федерального бюджета), из которых более 12 млрд было потрачено на социальную инфраструктуру (школы, больницы, дороги, детские сады и др.) в регионах, где располагались соответствующие заводы. 24 июля 2017 года правительство выделило дополнительные средства на программу в размере 2,93 млрд руб.