Правила "Битвы Fantasy". Солдатики Битвы Fantasy Солдатики битвы фэнтези все армии

Условия

  • Доставка заказа до любого из перечисленных пунктов самовывоза - 200 руб.
  • 100 % предоплата.
  • Заказ на сумму более 3000 руб. доставляется до пунктов бесплатно.
  • Заказ выдается ПО ПАСПОРТУ.
Если вы решили воспользоваться данной услугой, то выберите ЛЮБОЙ доступный самовывоз из тех, что настроены на сайте, а в комментарии укажите тот, который вам нужен из перечисленного перечня (со временем мы добавим все необходимые настройки на сайте). Друзья, первое время возможны небольшие задержки с заказами, прошу вас с пониманием отнестись к трудностям, т.к. я стараюсь, чтобы делать покупки в нашем интернет-магазине было максимально удобно для вас и несло как можно меньше дополнительных расходов.

Адреса пунктов самовывоза в Москве и Московской области:

  • м. Алтуфьевское шоссе, 80, ТД "Арфа" (с 10.00 до 20.30)
  • м. Братиславская, ул. Братиславская, д. 16 к. 2 (с 10 до 20.00)
  • м. ВДНХ, ул. Проспект Мира, д. 176(с 10.00 до 22.00)
  • м. Выхино, Рязанский просп. вл. 101 Б (здание на тер.рынка Альтаир) (с 10.00 до 21.00)
  • м. Бульвар Дмитрия Донского, ул. Старокачаловская, д. 5 А (с 10.00 до 22.00)
  • м. Домодедовская, Ореховый бульвар, д.14 кор.3, территория сельскохозяйственного рынка «Домодедовский» (с 10.00 до 21.00)
  • м. Коломенская, Проспект Андропова д. 36 (с 10.00 до 22.00)
  • м. Комсомольская, Комсомольская пл., д. 6 (с 10.00 до 22.00)
  • м. Митино, ул. Митинская, д. 42 (Пн - Сб с 10.00 до 21.00, Вс. с 10.00 до 20.00)
  • м. Новогиреево, Свободный проспект, 33 А (Пн-Пт 10:00 - 20:30, Сб-Вс 10:00 – 19:30)
  • м. Новые Черемушки, ул. Профсоюзная, д. 45 (с 10.00 до 20.00)
  • м. Петровско-Разумовская, Линии Октябрьской железной дороги д. 1, стр.5 (с 10.00 до 20.30)

г. Подольск, Проспект Революционный, д. 34/29, пом. 9 (с 10.00 до 22.00)

  • м. Преображенская, Преображенская площадь, д. 6 (с 10.00 до 22.00)
  • м. Пушкинская, Малый Палашевский пер., д. 6 (с 10.00 до 22.00)
  • м. Речной Вокзал, ул.Смольная, д.24 (с 10.00 до 21.30)
  • м. Сходненская, ул. Героев Панфиловцев, д. 1 а (Пн-Сб 10:00 – 21:00, Вс 10:00 – 20:00)
  • м. Теплый Стан, Новоясеневский проспект, д. 2 (с 10.00 до 22.00)
  • м. Третьяковская, ул. Малая Ордынка,25, Офисный центр «Ордынский» (с 10.00 до 20.00). (В воскресенье вход в пункт с 14-00 до 20-00 со стороны Большого ордынского переулка, дом 4, вход через турникет на проходной. До 14-00 открыт основной вход со стороны малой Ордынки 25.
  • м. Щелковская, ул. 9-я парковая, д. 61 А, стр.1 (пн-сб 10:00 - 21:00, вс 10:00 – 19:00 (только выдача заказов)
  • м. Юго-Западная, Проспект Вернадского, д. 86 Б, стр.1 (с 10.00 до 20.30)

Адреса пунктов самовывоза в Санкт-Петербурге:

  • м. Автово, пр. Стачек, д. 92, корп.3 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Гражданский проспект, Гражданский проспект, д. 118, к.1 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Комендантский проспект, ул. Ильюшина д. 5 корп.2 лит. А (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Ладожская, Уткин проспект, д.13, корп.1 (Пн-Сб с 10:00 до 20:00)
  • м. Международная, ул. Белы Куна д. 1 корпус 1 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Парк Победы, Московский пр., д. 165 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Площадь Восстания, ул. Пушкинская, д. 10 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Проспект Просвещения, пр-т Энгельса, д. 150, корп.1 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Сенная площадь, ул. Гороховая, д. 49 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Улица Дыбенко, пр. Большевиков, д.27 (ТК "СМАЙЛ") (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • м. Чернышевская, Ул. Фурштатская, д.33 (Пн-Сб с 10:00 до 20:00)

Адреса пунктов самовывоза в Екатеринбурге:

  • ул. 8 Марта, 8Д (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • "Эльмаш" ул. Фронтовых Бригад д.15/28 (пн-сб 10:00 – 20:00)

Адреса пунктов самовывоза в Нижнем Новгороде

  • ул. Короленко, д. 19 б (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • ул. Баррикад, д. 1 корпус 5 (пн-сб 10:00 – 20:00)

Адреса пунктов в других регионах:

  • г. Брянск, ул. Ромашина, д.1 (пн-пт 10:00 – 19:00, сб 10:00 – 15:00)
  • г. Волгоград, ул. Мира, д.21 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Вологда, ул.Благовещенская, д.35 (пн-пт с 09.00 до 18.15, сб с 10.00 до 14.00)
  • г. Великий Новгород, Стратилатовская д.16 (пн-пт с 9.00 до 17.00)
  • г. Воронеж, ул. Плехановская, д.28.(пн-пт с 10.00 до 19.00, сб с 10.00 до 15.00.)
  • г. Иваново, ул. Арсения, д.25 (пн-пт с 9.00 до 17.00)
  • г. Казань, ул. Воровского, д.21
  • г. Калуга, ул.Театральная, 4Б (пн-пт 09:00 – 19:00, сб 10:00 – 16:00)
  • г. Краснодар, ул.Суворова, 74 (пн-пт 10:00 – 20:00)
  • г. Киров, ул. Горького, д.5 (пн-пт с 08.00 до 19.00, сб с 10.00 до 14.00)
  • г. Новороссийск, ул. Мира, д. 10, оф. 22, (пн-сб с 9:00 до 18:00)
  • г. Новосибирск, ул. Гоголя, д. 35 (пн-сб с 9:00 до 20:00)
  • г. Орёл, ул. Полесская, д. 9, лит. Б (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Омск, ул. Красный путь, д.22 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Пермь, ул.Лебедева, д.35 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Псков, Октябрьский проспект, 54(пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, д.105/1 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Рязань, ул. Циолковского, д.21 (пн-пт 09:00 – 18:00)
  • г. Самара, Проспект Ленина, д. 4 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Смоленск, бульвар Гагарина, 4, (пн-пт с 09:00 до 18:00)
  • г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 24 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Тула, ул. Макса Смирнова, д.2 (пн-пт с 10.00 до 20.00)
  • г. Тюмень, ул. Советская, 55/3 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Челябинск, Проспект Ленина, д.35 (пн-сб 10:00 – 20:00)
  • г. Ярославль, ул. Рыбинская, д. 9 (пн-сб 10:00 – 20:00)

Производства Российской фирмы "Технолог" прекрасно подходят как для игры, так и для коллекционирования и даже детского творчества. Фигурки солдатиков полностью копируют образы солдат своей эпохи, их одежду, вооружение, амуницию и воинственное выражение лиц. Тщательно отобранные в коллекцию Битвы Fantasy солдаты, пираты, кочевники, римляне и прочие известные всем исторические персонажи охватывают временной интервал существования их прототипов от доисторических времён до современности. Остались не забытыми и сказочные солдаты - орки, эльфы, скелеты, киборги, роботы, космические десантники. Даже такие необычные солдатики - Амазонки заняли своё достойное место в коллекции Битв Fantasy.
Солдатики, входящие в наборы, выпускаются одноцветными, но у них есть одна немаловажная особенность - их можно (и даже настоятельно рекомендуется) раскрашивать красками. Раскрашенные солдатики выглядят значительно реалистичнее, а их воинский дух после раскраски становится ещё сильнее. Ведь всем известно, что игрушечные солдатики, "одетые" в добротные боевые одежды, мундиры, плащи, скафандры, воюют значительно лучше и изобретательнее, чем их серенькие не раскрашенные собратья .

Наполнение наборов солдатиков Битвы Fantasy очень разнообразно. Помимо солдатиков в них могут входить тяжёлое вооружение в виде различных действующих (стреляющих игрушечными зарядами) катапульт, мортир, тяжёлых пулемётов, пушек и реактивных миномётов, а также элементы строений - форпостов, крепостей, полевых укреплений, которые делают игру в солдатики ещё более увлекательной. Все элементы наборов выполнены в едином масштабе, поэтому можно с лёгкостью объединять на поле боя армии солдатиков рыцарей, эльфов, пехоты Петровских времён и Великой Отечественной войны и "выяснять" в честном поединке, какая же из армий одержит блестящую победу. А если ввести в состав своей армии некоторое количество воинов-амазонок, победа такой армии станет гарантирована. Армиям противника не помогут ни эльфы, ни маги, ни кибер-воины.
Именно для таких сражений, в дополнение к базовым наборам солдатиков одного вида ("рода войск") существуют специальные расширенные наборы солдатиков, которые включают в себя солдатиков различных эпох. В такие наборы входят солдатики трёх видов, а также соответствующее им вооружение и аксессуары.

И казалось бы - что ещё необходимо для игры в солдатики? Есть крепостные сооружения, есть орудия, есть многочисленные армии солдатиков, значит можно начинать игру? Строй, заряжай, выстраивай армии в атакующий порядок и сражение началось? Но не тут то было...
В тематические наборы солдатиков входят "Правила игры", а к ним - карточки возможностей, магии, разнообразных артефактов. С их помощью можно разыграть уже не простые, известные всем мальчишкам сражения "армия на армию" или "я обороняю крепость и попробуй меня оттуда выбить", а совершенно новую увлекательную игру. И тут уже победа наиболее многочисленной и самой вооружённой армии не станет такой уж однозначной. В судьбу сражения вмешается случай в виде количества очков, выпавших на игровом кубике, или удачно "подвернувшаяся" карточка с дополнительными возможностями базуки или простого солдата.

Борется за место под читательским солнцем, я предлагаю вспомнить уже почти неизвестные современным школьникам, но легендарные для времен моего детства Битвы Fantasy.

Битвы Fantasy… Что это? Настольная военно-тактическая игра, участники которой брали на себя роли генералов и, посылая в бой преданных пластмассовых солдатиков, стремились одержать победу во имя своего повелителя: Колдуна, Чародея или Некроманта. Да-да, каждая баталия была не каким-то отдельным столкновением ради столкновения, происходящим вне времени и пространства, а фрагментом большой войны за власть на Острове.

Помимо классического кубика, решающего, кто сколько ходит и у кого больше очков в рукопашной схватке, в распоряжении игроков имелись магические карты и заклинания, а также разнообразные орудия с возможностью реальной стрельбы (ГОСПОДИ, ДА ОНИ СТРЕЛЯЛИ КАК ВСАМДЕЛИШНЫЕ ПУШКИ!!!): от простой катапульты «Клоп» до реактивного миномета «Шквал», от станкового арбалета «Скорпион» до зенитно-ракетного комплекса «МДВ-15», чьи снаряды, кстати, попадали под конвенцию о запрете химического и биологического оружия (правда, по обыкновению, хозяин «МДВ-15» оказывался настоящим маньяком, чихающим на всякие там запреты и договоры).

Но, скажут мне, причем тут DARKER и где тут хоррор или хотя бы частица «dark» в слове «fantasy». На первый взгляд, «Битвы» действительно кажутся чистым фэнтези без всякой примеси кошмара, однако если приглядеться…

Возьмем, например, «Летописи» варгейма (их можно бесплатно скачать с официального сайта компании «Технолог»), которые повествуют о волшебниках, устроивших на Острове кровавую баню. Один из волшебников, Колдун, представляется параноидальным гением, заменившим собственное биологическое тело на сложный механизм - железную громаду, увешанную колюще-режущими предметами, этаким гиперболизированным стоматологическим арсеналом. Единственное живое, что осталось от самого Колдуна - голова со свирепым взглядом и зашитым ртом. В свою очередь, Некромант - неуравновешенный садист, владеющий силами Некроса и держащий в смертельном страхе не только своих врагов, но и своих слуг. К слову, он и выглядит как Смерть - высокий, худой, с туго обтянутым кожей черепом и затянутыми пеленой безумия глазами. Зато Чародей кажется наиболее благородным (вернее - наименее жестоким) волшебником - он обладает магией земли, и поэтому ему куда охотней подчиняются коренные жители Острова, гномы и эльфы. Однако если Колдуна с Некромантом летописец изобразил в деталях, то о внешности Чародея мы можем лишь догадываться, поскольку тот тщательно скрывается в дремучем лесу.

Впечатляют также (и вызывают нервную дрожь) войска волшебников. Так, под началом Колдуна сражаются вооруженные огромными топорами Минотавры; закованные в броню неземного происхождения Кибер-скелеты; хищные Вервольфы и напоминающие о лавкрафтовских чудовищах Гидры. Воистину ужасными смотрятся легионеры Некроманта: пучеглазые и уродливые донельзя ребята из «Некроса», коренастые орки из отряда «Урук-Таг»; зомби-крестоносцы из ордена «Единорог»; гоблины-бандиты из «Гробага», а также беспощадные скелеты из «Стражей гробниц» и «Стражей Тьмы». Впрочем, и в гвардии Чародея можно найти существ, способных лишить человека рассудка одним своим видом: моллюскообразные инопланетяне из штурм-кластера «Канопус», мертвые пираты из бригады «Нептун», маньяки-коротышки из осадного легиона «Тайфун» и загадочные твари из кибер-монады «Вараны».

Самое жуткое во всем этом то, что волшебникам служат не только космические демоны и мифические монстры, но и обычные люди, простые вояки из нашей вселенной. Каково приходится этим бедолагам? Что должны чувствовать варяги или французские гренадеры, противостоящие ордам живых мертвецов и корпусам владеющих высокотехнологичным оружием пришельцев?

Помимо прочего, летописи рассказывают о борьбе за Башню страха - древнем маяке, сводящем с ума каждого, кто проведет в нем хотя бы одну ночь, и о таинственных Подземельях, где обитают создания, порожденные болезненной жаждой мести и власти, создания, столь невероятные и столь могущественные, что, кажется, лишь они могут решить исход битвы за Остров. К счастью, жители Подземелий ведут между собой войны не менее кровавые, и пока у них банально нет ресурсов и сил, чтобы выйти на поверхность.

Читать «Летописи Битв» интересно также, как и непосредственно играть в варгейм. Вот только одного ответа они не дают (и уже никогда этого не сделают), ответа на вопрос: «Кто победил в междоусобной войне - Колдун, Некромант, Чародей или некая иная, сторонняя сила?». Ведь финальное сражение между волшебниками (сражение, должное потрясти основы основ мироздания!) так и не состоялось, по той причине, что генералы, повелевающие пластмассовыми войсками, увы, выросли, и им стало недосуг. Они устроились на работу, женились и завели детей, а их детей не особенно-то и интересовали настольные варгеймы. Заманенные в сети компьютерных стратегий, они оказались глухи к поэзии вечно встающего на ребро кубика и вечно падающих из-за бугров на ковре фигурок.

Однако Битвы еще не канули в Лету. Они заняли почетное место в музее ностальгии, и иногда, побродив по просторам Рунета, можно стать свидетелем того, как ветераны нулевых вспоминают былые деньки и даже создают собственные отряды и придумывают новые заклинания. А значит - кто знает! - может быть, где-нибудь когда-нибудь в каком-нибудь прекрасном далёко свершится грозная сеча, и мир содрогнется, ибо то будет последняя из Битв Fantasy!

Начальные правила игры

Битвы Fantasy

«Традиция»
правила игры начального уровня

…В поисках таинственных магических артефактов бесстрашные воины разных времен и народов сходятся в смертельной схватке. Но, несмотря на накал страстей, «жертв и разрушений» не будет, поскольку все это - всего лишь настольная игра, сделанная для того, чтобы приносить радость и удовольствие! Добропожаловоть!
Подготовка к игре

  • Выбрать поле для будущего сражения
  • Собрать орудия и укрепления по схеме
  • Карты магии соберите в колоду, и положите возле игрового поля. В играх по правилам начального уровня следует использовать карты Магии с пометкой «Традиция». Каждый игрок, перед началом игры, наугат, берет из колоды по одной карте - это будет его Начальный Магический запас.
  • Наберите свои армии: один или несколько отрядов солдат и одно или несколько оруди. Снаряды в игре - общие.

  • Армии расставляются на противоположных краях поля боя в пределах Стартовой зоны , ширина 10см от края поля (см. рис. 1). Желательно,чтобы расстояние между армиями было не менее 60см.

  • Игровой Ход
    Игроки ходят по очереди. Ход каждого игрока состоит из четырех фаз (действий), см. Таблицу 1:

    Таблица 1

    Разрешается пропускать ненужные Фазы, но нельзя менять их местами.
    Фаза Магии
    Ваши маги ведут долгие и кровопролитные исследования в области магических сфер, чисел и образований. Они ставят опыты, выводят формулы новых воздействий и заклинаний, и затем передают результаты своей работы вам - своим хозяевам. Карты сложенные в колоду волзле игрового полля, символизируют эти магические заклинания.
    Во время своего хода, в фазе магии вы можете воспользоваться только одной магической картой, при чем эту карту вы можете взять:
  • либо прямо из общей колоды, если ваши маги успешно провели магические исследования
  • либо из вашего Магического Запаса - места, где вы храните ранее неиспользованные карты магии
  • Поэтому в начале фазы магии каждого хода вы должны решить, откуда брать карту: из общей колоды или Магического запаса. Затем взятую карту вы можете применить.
    Применить карту - значит прочитать вслух ее содержание, и положить перед собой текстом вверх. Требование карты будет выполняться в течении всего вашего хода и ответного хода противника, после чего она отправляется вниз общей колоды.
    Применение карты из Магического запаса
    Если ваш Магический запас не пуст и вы решили взять от туда карту, то вы выберите нужную карту из тех, что есть у вас в Запасе, и порочитав в слух, применяете ее.
    Проведение Магического исследования
    Если вы решили получить новое магическое заклинание, то вы должны провести магическое исследование. Для этого вы бросаете кубик. При результате:
  • 1,2 - исследование прошло безрезультатно. На этом фаза магии закончена. Переходите к следующей стадии хода.
  • 3,4,5 - Получено новое заклинание, возьмите одну карту из общей колоды.
  • 6 - исследование прошло очень успешно, возьмите две карты из общей колоды.
  • Полученную карту вы, по своему желанию, можете либо сразу применить, либо отложить ее в свой Магический запас, чтобы использовать ее позже. Если вы получили две карты, то можете положить их обе в свой Магический Запас, либо положить только одну, а другую исспалозовать.
    Действия в фазе Магии поясняются по схеме на рис. 2

    Воины, боевые машины (роботы) и орудия передвигаются шагами. Один шаг равен 3 см. Шагать можно в любых направлениях и по любому маршруту.
    Движение воинов и боевых машин
    Бросьте кубик: число выпавших очков равно числу шагов, на которые может передвинуться ваша армия - т. е. все ваши воины и боевые машины (см. рис. 3). Можно сделать меньше шагов, чем выпало очков на кубике, но не больше.

    Если расстояние между воином и орудием 1 шаг или меньше, то по желанию игрока этот воин может передвигаться вместе с орудием скорость воина при этом не изменяется (см. рис. 4).
    Но если в пределах 1 шага от орудия стоят воины противников, то ни один из них не может двигаться вместе с этим орудием.
    Боевые машины передвигать орудия не могут.
    Преодоление препятствий
    Во время передвижения воины могут перелезать через стены укреплений, залезать по стенам на верхние этажи построек и преодолевать другие препятствия, оказавшиеся на их пути. При этом высота подъёма (или спуска) входит в расстояние передвижения. Например, если на пути воина оказалась стена высотой три шага, то чтобы залезть на неё, воин должен потратить 3 шага (см. рис. 5).

    Если длины манёвра недостаточно, для преодоления препятствия, то игрок должен либо направить своего воина в обход препятствия, либо остановить его перед препятствием, чтобы попытаться преодолеть это препятствие в следующем ходе.
    Воин может безопасно спрыгнуть с препятствия, если высота препятствия не больше роста воина - от верхней точки головы до ступней (см. рис. 6).
    Прыжок с большей высоты связан с риском для жизни воина: измерьте, сколько полных ростов фигурки (от головы до ступней) умещается в высоте, с которой прыгнул воин, и бросьте столько же кубиков. Если хотя бы на одном из кубиков выпадет единица, то воин будет считаться погибшим и его фигурка покинет поле.
    Например, на рис. 7 воин прыгнул с постройки, высотой более двух его ростов. Игрок бросил 2 кубика и получил результаты: 3 и 6. Значит, воин благополучно приземлился. Если бы на одном из кубиков была единица, то считалось бы, что воин разбился.
    Боевые машины и орудия не прыгают и могут подниматься (спускаться) только по лестницам. При этом длина лестницы входит в манёвр машины (солдата с орудием).

    Фаза рукопаштого боя
    Если ваш воин (или боевая машина) коснулся воина (или боевой машины) противника, то между ними происходит рукопашный бой [см. рис. 8).
    Тяжеловооружённые и хорошо защищенные воины и машины в рукопашных схватках имеют преимущество, которое выражается Добавочными очками . Они указаны в Армлистах, в графе «Рукопашный бой» (см. рис. 9).

    Для определения победителя каждый игрок бросает кубик и подсчитывает Силу своего воина (или боевой машины). Для этого он складывает выпавший на кубике результат с Добавочными очками из Армлиста. Затем сравниваются силы участников боя: чья сила больше, тот победил.
    Проигравший воин (или машина) уничтожен, и его фигурка убирается с поля. В случае равенства сил схватка повторяется.
    Например, на рис. 10 воин дружины «Ястреб» встретился в рукопашном бою с солдатом легиона «Стражи гробниц» и, после сравнения сил, победил.
    Возможен также неравный бой, когда в схватке участвует более двух воинов. Например, когда два солдата противника атакуют одного вашего воина. В этом случае противник бросает кубик дважды и подсчитывает силу каждого своего воина. Полученные силы складываются и сравниваются с силой одного вашего бойца (см. рис. 11). Определив исход одной схватки, игроки переходят к следующей и т. д.

    Фаза Стрельбы
    Все орудия и боевые машины в армиях игроков стреляют пластиковыми снарядами специальной формы. Снаряд вставляется в ствол орудия до щелчка. Выстрел производится нажатием на курок (см. рис. 12).
    Снаряд для катапульты выглядит иначе, чем для орудий.
    Перед выстрелом он надевается на площадку толкателя. Для выстрела надо начать на курок толкателя и отпустить (см. рис. 13).
    В течение фазы стрельбы каждое орудие и боевая машина в армии игрока может сделать один залп по одной выбранной цели.
    Поэтому следите, чтобы все стволы боевых машин и многоствольных пушек (см. рис. 14) стреляли в направлении только одной цели.

    В отличие от боевой машины, орудие может стрелять только в том случае, если возле него, на расстоянии не более 1 шага находится ваш воин (см. рис. 15). Орудие НЕ может стрелять, если в пределах 1 шага от него стоят воины обоих игроков рис. 16).
    Можно захватить орудие у противника. Для этого нужно подвести своего воина к орудию и выиграть рукопашную схватку с бойцом, который охраняет это орудие. Если орудие не охраняется, т. е. рядом с ним нет воинов противника, то вы захватываете орудие без боя - теперь оно ваше, и вы можете вести из него стрельбу.
    Боевые машины не могут захватывать других орудий и могут вести огонь только из своего оружия.
    Результат выстрела Если снаряд пролетел мимо цели, то это - промах, и можно продолжать игру.
    Если снаряд хотя бы задел цель, то это - попадание, и результат выстрела смотрите в ТАБЛИЦЕ 2

    Таблица 2


    Решение споров
    Возможно, что в игре возникнут спорные ситуации, когда игроки, опирая только на правила, не смогут достичь единого мнения. Чтобы избежать взаимных обид и не испортить получаемого от игры удовольствия, предлагаем каждому игроку бросить кубик - и пусть спорная ситуация разрешается в пользу того, чей результат выше.
    Победа
    Игрок, который первым уничтожил всех воинов противника, обьявляется победителем!
    Желаем успехов!