Сергей газаров биография личная жизнь новая. Биография

Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.

Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.


неСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Газаров Сергей Ишханович, актер, режиссер.



Окончил ГИТИС.


Работал в «Современнике» и в Театре-студии О. Табакова.


Снимался в картинах: «Родня», «Катала», «Палач», «Такси-блюз», «Макаров», «Лимита», «Слова и музыка», «Заяц над бездной», в сериалах: «Дронго», «Next−2» и др.


В качестве режиссера снял ленты: «Крейзи», «Крыша», «Ревизор», один из фильмов сериала «Империя под ударом», сериал «Пятый угол», «Темная лошадка», «Сыщик Путилин».

— Сергей, вы давно не проявляли себя как актер в кино. На фильм «12» согласились в большей мере из-за самой роли или, когда зовет режиссер такого уровня, просто глупо отказываться?

— Во-первых, когда зовет Михалков, иного решения быть не может — нужно соглашаться, потому как действительно это очень большой режиссер, всегда предлагающий что-то интересное. Если еще принимать во внимание, что мои с ним дружеские и рабочие отношения длятся уже около тридцати лет… Мы частенько обсуждаем вместе с ним различные идеи и проекты, какие-то он рекомендует мне к постановке. Поэтому, когда Никита мне позвонил и предложил роль в своем новом фильме, я, абсолютно ему доверяя, мог соглашаться, даже не читая сценарий. Ведь сотрудничать с ним — счастье, он настолько интересный человек.

— Ваш герой вам сразу пришелся по душе?

— Ну, сначала я увидел в сценарии персонажей, которые мне понравились гораздо больше. (Улыбается.) Естественно, главные роли… Знаете, когда актер читает сценарий, он всегда обращает внимание на те роли, которые ему никогда не дают. Таков закон. И все, что нужно в данной ситуации, — правильно к этому относиться. Лично я — характерный артист и прекрасно отдаю себе отчет, что мне никогда не дадут играть героя. Да и не нужно этого — только кино портить. (Смеется.)

— В «12» вы так метко кидаете ножи…

— Да, два месяца тренировок по двенадцать часов. Везде их таскал за собой… Просыпался с ними, с ними же засыпал… Принципиально хотел научиться сам. Чтобы не снимать руки каскадера. Это было как вызов, лишнее доказательство того, что актер должен уметь делать все.

— Ваша мама работала бухгалтером на автокомбинате, папа был замдиректора винного завода в Баку, и вроде бы ничто не предвещало вам творческой карьеры. Что послужило поводом пойти на актерский факультет?

— Это не совсем так — моя мама очень хорошо пела. Причем не просто так, а любила обставить свои выступления красиво, с выходом, с шутками… Гости просили: «Ася, спой, пожалуйста!» И начинался настоящий концерт — театр одного актера. И мама с удовольствием это все делала. С папой у них отношения тоже были забавные — они вечно подкалывали друг друга. Кроме того, мой старший брат Владимир — профессиональный музыкант, хоровой дирижер.

Правда, в школе меня готовили в архитектурный институт, так как хорошо шло черчение и с абстрактным видением было все в порядке. Кстати, я ведь и собственный ресторан, и загородный дом построил по своим чертежам, не обращаясь к услугам архитектора. И вроде все получилось. Более того, Машка Голуб приехала ко мне, посмотрела и, спросив разрешения, построила себе точно такой же дом.

— Получается, у вас структурированный склад ума…

— Да, я достаточно легко могу себе представить любую конструкцию. И это нужно, между прочим, для того, чтобы снимать кино — видеть целостность фильма. И если вернуться к моему бакинскому детству, то я был с малолетства шутом гороховым. Любил смешить одноклассников, баловаться, садиться мимо стула, неуклюже падать… Так что жили во мне и лицедейские наклонности. В коллективе я был любимчиком, и все мне пророчили актерское будущее. На актера я поступал еще у себя в Баку — завалился на сочинении, не знал русский язык. Поэтому пошел работать в местный Дом офицеров — открывал и закрывал занавес, выставлял огромные плакаты, нарисованные ужасным пьяницей-художником, зазывающие на очередной сеанс. Через год, заработав денег, я приехал в Москву, с жутким акцентом сдавал экзамены при конкурсе 800 человек на место и только благодаря Олегу Павловичу Табакову поступил к нему на курс в ГИТИС. А так вся приемная комиссия была в шоке, когда услышала в моем пересказе, абсолютно без мягких знаков, повесть Гоголя «Нос».

— Сегодня вы занимаетесь режессурой, и вас нечасто увидишь на экране, тем не менее со зрительским узнаванием приходится сталкиваться?

— Да, но я терпеть не могу проявления панибратства, которое неминуемо возникает, стоит только прийти популярности. Откровенно говоря, тяжело переношу, когда в меня тычут пальцем. По этой причине прекрасно себя чувствую за границей. Приезжаю к старшей сестре в Лос-Анджелес и отдыхаю там, где меня никто не знает, катаюсь на роликах, хожу по магазинам… Никто мне не говорит, как здесь… Прошлым летом на велосипеде, в шортах, заехал в известный народный гипермаркет, построенный рядом с нашей дачей, а там мне заявили: «А вы-то тут что делаете?!» При этом продавец не хотел меня обидеть, наоборот, волновался обо мне… Или похожий был случай в Алтуфьеве, тоже в супермаркете: я хожу между стеллажей, все с любопытством осматриваю, и вдруг подбегает ко мне мужик с криком: «Да это же вы?! В нашем магазине, да ты посмотри! А почему здесь? Как дела, где работаете? Что-то не видно вас по телевизору…» «А я сейчас водителем в троллейбусе, — отвечаю ему. — Старый стал, в кино не снимают». Так что вот иногда бывает настроение — пошутишь, а чаще всего пребываешь в каких-то своих мыслях, заботах, и у тебя просто нет сил кому-то подыгрывать…

— А как часто вам сейчас поступают предложения как актеру?

— Где-то с частотой раз в неделю. Нередко, одним словом. Но мало мне что нравится. Вот в последний раз предложили роль не то что просто бандита, а уже отъявленного маньяка, убивающего людей на дороге, отрезающего им головы и хранящего их в холодильнике. Ну это уже за гранью. Порой я соглашаюсь на проект с более или менее приемлемым материалом, честно говоря, исключительно ради денег. Иногда меня привлекает либо само место съемки, либо личность режиссера, оператора, партнера… Правда, чаще всего отказываю — у меня же своя кинокомпания и ресторан, а это те организмы, которые требуют постоянного присутствия, контроля.

— Люди с художественной натурой особо остро переживают одиночество, вы его боитесь?

— Его все нормальные люди боятся, так как это неестественное состояние человека, которое не может принести счастья. У меня были времена, когда одиночество брало за горло, тогда я садился за руль, включал классическую музыку и катался по Москве… Выходил так из кризиса. А так я обожаю общение, приглашать гостей, готовить для друзей, устраивать шумные застолья… Особенно неравнодушен к воскресным обедам, когда собирается вся семья — все дети, жена, теща, кошки, собаки… Люблю, чтобы каждый рассказал что-нибудь о своих текущих делах, поделился и все бы это обсудили, а потом побеседовали о политике, спорте, кино…

— Вы производите впечатление чрезвычайно рационального и хозяйственного мужчины, это так?

— Я умею зарабатывать деньги на семью. Но вот копить их не умею, люблю тратить. Самая первая статья расходов — путешествия. Причем в самые экзотические страны. Такое удовольствие забраться на какой-нибудь удаленный остров в Юго-Восточной Азии и поболтать о жизни с аборигенами или с ламами… Это радость не из дешевых, поэтому иной раз и приходится в кино играть кровожадных палачей, поджидающих своих жертв. (Смеется.) Хотя сегодня я мог быть уже супербогатым человеком, если бы соглашался снимать все бесчисленные сериалы, куда меня звали. Но это однозначно поглотило бы мою жизнь.

— Вероятно, многие знают, что вы были мужем, пожалуй, самой мистической актрисы российского экрана, Ирины Метлицкой. Как думаете, почему у нас до сих пор с ее уходом не появилось молодых актрис такого уровня?

— Настоящего не бывает много, да и не должно быть. Может быть, время другое или для других. Не знаю. Вопрос вечный.

— У нее был легкий характер?

— Не могу так сказать. Но она была абсолютно воздушным человеком. Очень чистым внутри, что как раз и позволяло ей быть чуть-чуть в отрыве от всех. В этом был ее дар, который к ней и притягивал. Глядя на нее, никогда нельзя было понять: ей плохо или хорошо. Она все время летала — было такое ощущение.

— Она умерла, оставив вам двоих сыновей, чем они сегодня занимаются?

— Старшему, Никите, двадцать один год, и в этом году он заканчивает МИЭФ, Высшую школу экономики, английский факультет. Получит диплом бакалавра сразу двух вузов — российского и английского университетов. Планы у него серьезные. Полагаю, он придется к месту в этой области. У него ясная голова и конструкторско-математический склад ума. Помню, еще в детстве он за двадцать минут собирал все образцы в «Лего», а позже уже придумывал что-то свое — замки, порты, аэродромы… И к французскому и английскому языкам у него всегда была симпатия, они ему легко давались. Другому сыну, Петру, восемнадцать лет, и он саксофонист. Уже год учится в Нью-Йорке, в университете, играет, сочиняет музыку, аранжировками занимается. Он там один, я иногда боюсь за него, но он, надо признать, парень очень самостоятельный. Мы ребят с раннего возраста вывозили за рубеж, обучали языкам, чтобы они уже чувствовали себя свободными, не зажатыми людьми мира. При этом мне приятно, что они оба не связывают свою будущую жизнь с заграницей, рассматривая ее только как этап, ступеньку в обучении.

— Кроме того, вы молодой папа, вашему младшему, Степану, от второй супруги, всего год и девять месяцев…

— Вы не представляете себе, какое это непередаваемое счастье — уже в солидном возрасте стать снова отцом. Ощущения не те, что в молодости. Зрелый папа — это сентиментальный, все разрешающий, даже тогда, когда видишь, что сын начинает этим пользоваться, капризничать… Так что вот такое воспитание, без всяких преград. И я очень рекомендую всем моим друзьям, пока не поздно, становиться отцами. (Улыбается.) Видишь эту кроху и понимаешь, что все не зря, что он поддержит, продолжит твое дело…

— Расскажите о жене…

— Лене 34 года, и она занимается рекламным маркетингом. Имеет высшее образование, владеет в совершенстве двумя языками. Она фантастически всеядна и работоспособна. Ее трудоголизм меня иногда даже пугает — она никогда не ляжет спать, если что-то недоделала. Но это ее внутреннее кредо, от которого уже никуда не денешься. Сидеть дома она не может — носится, разрабатывает какие-то проекты, меняет работы… Лена — обожаемый мною, очень любимый человек… Мы вместе уже одиннадцать лет. И познакомились как раз в этом же ресторане. Брат позвонил и говорит: «Тут девушка пришла красивая из журнала, по поводу рекламы, приезжай!» Ну вот я и приехал. Так что в нашей встрече брат виноват. (Улыбается.) Я увидел Ленку, и как-то внутри мне все сразу стало понятно. Мы достаточно быстро сошлись и стали жить вместе. И сейчас я даже не представляю себе какую-то другую жизнь. Думаю, мне с ней повезло.

Сергей Ишханович Газаров. Родился 13 января 1958 года в Баку. Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер.

По национальности армянин.

Отец - директор конфетной фабрики, а позже - директор винного завода в Баку.

Мать по профессии бухгалтер, но была домохозяйкой. Она имела отличный голос и слух, хорошо пела.

После школы пытался поступить в местный театральный институт, но провалил экзамен по русскому языку. Работал в бакинском Доме офицеров, отвечал за расстановку декораций и поднятие занавеса. Параллельно готовился поступать в театральный.

Отправившись в Москву он смог пройти в ГИТИС, даже несмотря на то, что у него был ярко выраженный акцент. Причем, взял его лично , хотя другие члены приемной комиссии были против.

В 1980 году окончил актёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС), курс Олега Табакова.

После окончания института работал в московском театре «Современник».

Затем с 1986 по 1991 годы служил в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова. В 1989 году совместно с Олегом Павловичем поставил спектакль «Крыша». Там же в 1991 году поставил спектакль «Ревизор», за что был удостоен премии Союза театральных деятелей России за лучший спектакль года.

В 1991 году организовал частную кинокомпанию «Никита и Пётр».

С 1998 года - главный режиссёр Московского драматического театра под руководством .

С 1980 года снимается в кино, дебютировав в фильме «Незваный друг».

Сергей Газаров в фильме "Незваный друг"

Первую главную роль сыграл в 1984 году в драме «Выигрыш одинокого коммерсанта» чилийского кинорежиссёра Себастьяна Аларкона. Его герой - Рауль Санчес, латиноамериканец по прозвищу Помпонио.

Сергей Газаров в фильме "Выигрыш одинокого коммерсанта"

В 1988-м сыграл главную роль - ссыльного революционера Пачо Пальма - в фильме-притче «История одной бильярдной команды». В том же году - Гамлета Карапетовича в пародии на милицейский детектив «Белая кость».

В 1990-м сыграл главную роль в картине «Испанская актриса для русского министра» (Михаил Альбертович).

В том же 1990-м году вместе с женой Ириной Метлицкой (она играла главную роль) снялся в популярной криминальной драме «Палач», сыграв одного из насильников главной героини.

Сергей Газаров в фильме "Палач"

В 2000-е исполнил заметные роли в проектах «Next 2» (Андрей Матвеевич Семирядин), «Заяц над бездной» (цыганский барон), «12» (7-й присяжный).

В 2007 году стал лауреатом премии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль в кино» - за исполнение роли присяжного заседателя № 7 в художественном фильме «12» режиссёра .

Сыграл главные роли в популярных сериалах «След саламандры» (Файзулла Хан) и «Доктор Тырса» (заведующий лабораторией Федор Августович Граубе).

Сергей Газаров в сериале "Доктор Тырса"

Также запомнился зрителям как Олег-"Кляк" в мелодраме «Моя вторая половинка», капитан Роджер в приключенческой ленте «Золото "Глории"», Жора Хромов в фильме «Невеста моего друга», криминальный авторитет "Куба" в боевике «Под прикрытием», Анатолий Тарасов в спортивном фильме «Хоккейные игры», нарком в «Шпионе».

Сергей Газаров в сериале "Шпион"

Также успешными стали его работы в таких фильмах и сериалах как «Департамент» (Альберт Доромян), «Сын отца народов» (Лаврентий Берия), «Ловушка» (Вячеслав Лебедев), «Экипаж» (Шестаков).

С 1989 года работает и в качестве кинорежиссёра, сняв короткометражку «Крейзи».

Как режиссер и продюсер выпустил ряд известных сериалов - «Пятый угол», «Темная лошадка», «Сыщик Путилин» и др.

Занимается ресторанным бизнесом.

Рост Сергея Газарова: 172 сантиметра.

Личная жизнь Сергея Газарова:

Первая жена - актриса . Поженились еще в студенческие годы. У них родились два сына - Никита и Петр.

Старший сын Никита окончил Высшую школу экономики, работает финансистом. Петр живет в Америке, музыкант, играет на саксофоне.

Вторая жена - Елена. Познакомились в ресторане Газарова, когда она пришла писать о нем статью. Постепенно начались отношения, которые закончились браком. Елена младше на 18 лет. В 2007 году у них родился сын Степан.

Фильмография Сергея Газарова:

1980 - Незваный друг - новый завлаб
1981 - Родня - друг Кирилла
1981 - Пуговица (Pugovitsa) - Мишка
1981 - Ожидаются похолодание и снег (короткометражный)
1982 - Солдат и змея (фильм-спектакль) - разбойник
1982 - Падение Кондора - солдат-шофёр
1983 - Такая жесткая игра - хоккей - эпизод
1983 - Ромео и Джульетта (фильм-спектакль) - Петр
1983 - Молодые люди - Ираклий, друг Василия, член бригады
1984 - Злой мальчик (фильм-спектакль)
1984 - Выигрыш одинокого коммерсанта - Рауль Санчес
1985 - Танцплощадка - Митя
1986 - Ягуар - лейтенант Гамбоа
1986 - Путешествие мсье Перришона - служащий мсье Перришона
1986 - Мы веселы, счастливы, талантливы! - Феликс, редактор
1987 - Кресло (фильм-спектакль) - Мансуров, следователь
1987 - Время летать - Аркадий, администратор ансамбля, пассажир
1987 - Везучая - Борис
1988 - Чудовище или кто-то другой
1988 - История одной бильярдной команды - Пачо Пальма, ссыльный революционер
1988 - Белая кость - Гамлет Карапетович
1989 - Я в полном порядке - Витек
1989 - Катала - Шота
1989 - Жизнь по лимиту - "Спиноза"
1989 - Вход в лабиринт - Рамазанов
1990 - Такси-блюз (Taxi Blues) - администратор
1990 - Сэнит зон - Михаил Семенович, диссидент, физик-теоретик
1990 - Палач - Игорь Иванович Погодин
1990 - Николай Вавилов - Исаак Израилевич Презент
1990 - Крыша (фильм-спектакль) - Сергей Александрович, комендант студенческого общежития, пьяница
1990 - Испанская актриса для русского министра (Mi ministro ruso) - Михаил Альбертович, Михель
1990 - День любви - Вадим Иванович Безуглов, "Охотник"
1991 - Гениальная идея - темпераментный клиент
1991 - Агенты КГБ тоже влюбляются (Los de la KGB también se enamoran) - Миша
1991 - 1000 долларов в одну сторону - Тельман
1992 - Русская пицца (Russian Pizza Blues)
1992 - Мелодрама с покушением на убийство - эпизод
1992 - Лимита - продюсер
1992 - Крысиный угол - фирмач, иностранный бизнесмен
1992 - В поисках золотого фаллоса - Миша
1992 - Алиса и букинист - Крохин
1993 - Свобода или смерть (не был завершен)
1993 - Макаров - бармен
1993 - Итальянский контракт - Лёва, менеджер Рената
1993 - Гладиатор по найму - Стас Костылев
1994 - Мсье Робина - Андрэ Робина, авантюрист из Франции
1999 - Чтобы помнили. Елена Майорова (документальный)
2000 - Империя под ударом
2001 - Пятый угол - Саврасов
2001 - Парижский антиквар
2002 - Дронго - Багиров, скульптор и криминальный авторитет
2002 - Next 2 - Андрей Матвеевич Семирядин
2003 - Убойная сила-5 - Вазген
2003 - Темная лошадка - Вячеслав Сергеевич Коневский, генерал-майор ФСБ
2003 - Радости и печали маленького лорда - Хоббс
2004 - Слова и музыка - Лева, музыкальный продюсер
2004 - Мой сводный брат Франкенштейн - Эдик
2005 - Турецкий гамбит - турецкий губернатор в Видине
2005 - Доктор Живаго - Алавердов
2006 - Заяц над бездной - цыганский барон
2007 - Сыщик Путилин - издатель Килин
2007 - Код апокалипсиса - олигарх
2007 - Капкан - Цезарь Германович Копытов, адвокат
2007 - 12 - 7-й присяжный, хирург
2008 - Стая - Гиви
2008 - Золотой ключик - Яков Соломонович, прораб
2009 - След саламандры - Файзулла Хан, отец Фархада
2009 - Потерпевший
2009 - Какраки - Сергей Иванович, следователь, сосед Пономарева
2009 - Журов - Степан Суренович Кароян
2010 - Учитель в законе. Продолжение - "Филин", вор в законе
2010 - Олег Табаков. Зажигающий звезды (документальный)
2010 - Рита - Валерий
2010 - На игре 2. Новый уровень - Шимич
2010 - Кто я? - Пётр Андреевич Трофимов, психиатр
2010 - Дочь Якудзы (ヤクザガール 二代目は10歳) - "Якут"
2010 - Доктор Тырса - Федор Августович Граубе, заведующий лабораторией
2010 - Без мужчин - Семенов
2010 - Антиснайпер. Новый уровень - Вадим Аристархович Овечкин, бизнесмен
2011 - У каждого своя война - Игорь Борисович Неделькин, музыкант в ресторане
2011 - Поцелуй сквозь стену - Виктор Павлович Пилсудский, редактор
2011 - Папаши - Иннокентий Сергеевич Бочкин
2011 - Моя вторая половинка - Олег-"Кляк", друг Алексея
2011 - Легенды о Круге - Арчил
2011 - Контригра - Роберт Лей
2011 - Возвращение домой - Константин Алексеевич Дронов, бизнесмен
2012 - Шпион - Нарком
2012 - Хоккейные игры - Анатолий Тарасов
2012 - Под прикрытием - Барик Саркисович Кубанян ("Куба")
2012 - Невеста моего друга - Жора Хромов
2012 - Марафон - Жорес Петрович
2012 - Мамы - директор
2012 - Золото "Глории" - капитан Роджер, пират Прайт по прозвищу "Бык"
2012 - Август. Восьмого - Кирилл Иванович, советник президента
2013 - Сын отца народов - Лаврентий Павлович Берия
2013 - Море. Горы. Керамзит - Абик Катулян, отец Армена
2013 - Ловушка - Вячеслав Олегович Лебедев (Художник), глава мафиозного клана
2013 - Косухи - Сергей Шастанович
2013 - Департамент - Альберт Доромян, аналитик
2014 - Любит – не любит - Михаил Андреевич, шеф Алексея, отец Алёны, олигарх
2014 - Весёлые ребята;) - Виктор Купцов
2015 - Неподсудные - Валерий Михайлович, начальник управления КГБ
2016 - Селфи#Selfie
2016 - После тебя - врач
2016 - Экипаж - Шестаков, директор авиакомпании

Ирина Метлицкая — популярная русская актриса. К сожалению в 1997 году она погибла в возрасте 35 лет. Но эта девушка успела оставить свой отпечаток в сердцах зрителей.

Ирина Метлицкая

Актриса была замужем за актером Сергеем Газаровым. За несколько лет совместной жизни у нее родилось двое замечательных детей — Никита и Петр. Всю себя Ирина отдавала семье. Она очень любила мужа, дарила ему свою любовь и заботу.

Она была счастлива лишь тогда, когда любимый человек был счастлив рядом с ней. Детям Метлицкая дала хорошее воспитание. Никита стал успешным финансистом, а Петр реализует себя как саксофонист.

Ирина Метлицкая с мужем и детьми

Конечно сыновьям актрисы было сложно потерять мать в столь ранние годы. Им очень хватало материнского тепла, ухода и заботы.

Что касается Сергея, то смерть жены он переживал очень тяжело. Но вскоре понял, что ему нужно продолжать жить дальше. Ирина бы не хотела видеть его несчастным и погруженным в самого себя.

Вскоре Газаров женился во второй раз. Его жена Елена тоже очень хорошая и мудрая женщина. Она подарила мужу сына. Сергей до сих пор любит Иру, часто о ней вспоминает. Его новая жена все понимает и ни чуть не обижается на супруга.

Сергей Газаров — актер и режиссер. У Газарова было много ролей — и главных и второстепенных, но узнаваемым он стал после съемок в фильме «Выигрыш одного коммерсанта».

Талант Сергея Газарова достался ему от мамы, простой женщины, которая никогда не выступала на сцене. Но тем не менее, смогла поддержать сына в его желании стать популярным артистом.

Детские и юношеские годы

Родился Сергей Газаров в столице Азербайджана, Баку, 13.01.1958 года в армянской семье. Отец мальчика сразу возглавлял конфетную фабрику, а потом работал на винном заводе в должности директора.

Профессия мамы – бухгалтер, но по своей специальности она никогда не трудилась. Она была очень талантлива, с красивым голосом, которым постоянно что-то напевала. В их доме всегда было весело, мама старалась устроить своей семье какой-нибудь концерт, выступая сама и привлекая всех домашних. Наверное именно она передала Сергею свой талант.

Увлеченный мамиными выступлениями, маленький Сережа тоже часто пробовал свои силы в актерском мастерстве. В школьные годы мальчик не пропускал ни одного творческого мероприятия или конкурса, причем его выступления всегда ждали все присутствующие, потому что каждый раз это было настоящим праздником. Педагоги были твердо уверены, что мальчика ждет успех на большой сцене.

Закончив школу, Сергей твердо решил стать актером, поэтому попробовал свои силы в Бакинском театральном институте. Успешно справившись с профильным прослушиванием, Газаров умудрился провалить сочинение по русской литературе. Чтобы не терять год, Сергей устраивается работать в бакинском Доме Офицера, где он должен был расставлять декорации, поднимать и опускать занавес. Любознательный юноша мог часами наблюдать, как работают настоящие артисты и попутно готовиться к поступлению на следующий год.

Начало театральной карьеры

В следующем году юноша почувствовал уверенность в своих силах и решил, что если уж поступать в театральный, то только в Москве. Он подал документы в ГИТИС, чтобы попасть к прославленному . Армянский мальчик, к тому же всю жизнь проживший в Азербайджане, начал читать отрывок из гоголевского «Носа» с таким страшным акцентом, что приемной комиссии не оставалось ничего, как просто валяться от хохота. Комиссия была непреклонна – юноша не подходит, но у Табакова сложилось совершенно другое мнение. Он увидел, что Сергей несомненно талантлив, к тому же очень хочет учиться, поэтому не раздумывая взял парня к себе.

Табаков опекал Газарова и после выпуска из института. Он предложил талантливому актеру перейти из «Современника» в его театр под названием «Табакерка», заваливал его работой во всех постановках и задействовал молодого актера в совместную постановку спектакля «Крыша». Первая самостоятельная постановка Газарова «Ревизор» была признана лучшим спектаклем 1991 года, после которой актер начинает самостоятельную карьеру в качестве режиссера.

Организованная Газаровым компания «Никита и Петр» просуществовала недолго. Планы Газарова-режиссера были грандиозными. Он собирался сам организовывать финансирование своих проектов и подбирать актеров. В планах были съемки 52-серийного фильма. Но неудачи начались буквально с первых же шагов, и Газарову пришлось вернуться в театр. Он поступил на должность главного режиссера в Московский драмтеатр к А.Джигарханяну. Шел 1998 год.

В театре его за глаза называют режиссером-людоедом, потому что он буквально сразу же распрощался почти со всей старой труппой, а оставшихся артистов держал, что называется «в черном теле». Он считал, что в театре диктатура должна принадлежать исключительно режиссеру. Если этого нет, то театр становится балаганом. В этом театре Газаров поставил две пьесы, работал с утра и до поздней ночи, совершенно не обижаясь на прозвище людоед.

Кинокарьера

Впервые поклонники киноискусства увидели Газарова в 1980 году. Первая роль в творческой биографии Сергея была в картине «Незванный друг», опять таки с легкой руки О.Табакова. Потом он снялся в трагикомедии «Родня», мелодраме «Танцплощадка» и драме «Выигрыш одного коммерсанта».

80-е годы были очень плодотворными в творческом плане, работы было много. Наиболее успешными оказались работы в детективной картине «Вход в лабиринт» и комедийной ленте «Испанская актриса для русского министра». Но в 90-х началось время застоя, работы становилось все меньше и меньше, поэтому Газаров с головой уходит в предпринимательство и театральную деятельность.


Фото: Сергей Газаров в фильме «Вход в лабиринт»

Новый век стал расцветом русского кино, и слегка померкнувшая звезда Сергея Газарова взошла вновь. С каждым годом он становится все более популярным и востребованным, даже больше, чем было в начале творческого пути. Ему доверяют роли олигархов, губернаторов, криминальных авторитетов и военнослужащих самых высоких рангов. Он снимался в «Турецком гамбите», «Докторе Живаго», «12».

В 2006 году зритель увидел Сергея Газарова в комедии «Заяц над бездной», снятой известным режиссером . Картина получилась добрая, лирическая, герой Газарова – цыганский барон, который соглашается выдать замуж свою дочку за цыгана более бедного сословия только потому, что бедный жених заручился поддержкой свата – самого .

В 2010 году фильмотека актера Газарова пополнилась еще одним фильмом. Он сыграл в большую роль в сериале «Доктор Тырса». Его герой – заведующий лабораторией, а сам сюжет картины о гениальности спортивного врача. Это своеобразное продолжение сюжета, который запустил популярный сериал «Доктор Хаус», снятый американскими режиссерами.

В том же 2010 году проходили съемки молодежного блокбастера «На игре 2.Новый уровень», где Газаров стал контрабандистом Шимичем, очень естественно вжившись в роль. В 2011 году Сергея Газарова позвали сниматься в картине «Моя вторая половинка», где ему досталась роль главного героя.

2012 год был очень напряженным в творчестве Газарова-актера. Он одновременно участвовал в четырех проектах и в каждом играл главного героя. Это была мелодрама «Невеста моего друга», в которой он играет Хромова. Фильм о том, к чему может привести непонимание, ревность и желание мстить, если в любви участвуют трое.

Далее был криминальный боевик «Под прикрытием», в котором Газаров очень колоритный главарь банды Кубанян, с коротким прозвищем «Куба». В фильме идет речь о том, как офицер ФСБ, внедренный по заданию органов в бандитскую группировку, внезапно влюбляется в дочку главного бандита и что из этого получилось.

Еще один проект 2012 года – приключенческая лента «Шпион», в котором Сергею выпало сыграть самого Наркома. Картина была полнометражной и снята по мотивам произведения писателя Б.Акунина под названием «Шпионский роман». Сюжет фильма повествует о противостоянии фашистского шпиона и советских контрразведчиков в самом начале Великой Отечественной войны.

Еще одна главная роль этого плодотворного года в четырехсерийной драме о спорте «Хоккейные игры», в которой Газаров также исполнил главную роль. В ней идет рассказ о восьми хоккейных матчах 1972 года, которые провели между собой две великие сборные — Советского Союза и Канады. Картина снималась на основе реальных событий, причем своими воспоминаниями поделились те, кто непосредственно участвовал в битве двух хоккейных титанов. Фильм содержит элементы документальной хроники, которые снимались в далеком 72-м. В качестве консультанта картины пригласили двукратного олимпийского чемпиона А.Якушева.

В 2013 году Газаров снимается в ленте «Сын отца народов». Несмотря на то, что роль была второстепенная(Лаврентий Берия), она стала очень яркой и запоминающейся, благодаря харизме актера. В том же году актера приглашают на съемки криминальной драмы «Департамент», в которой он играет аналитика. Следом за этим актер был задействован в драме «Ловушка», опять на криминальную тематику и опять его герой – главный мафиози. Этот фильм был ремейком популярного сериала «Ворогайт», который сняли армянские режиссеры.

В 2016 году актер снимается в триллере «Экипаж», который стал очень популярным и даже был назван российским блокбастером. В 2017 –м Газаров играет врача в картине «После тебя», а на 2018 –й у актера уже есть приглашение на съемки в четырех лентах.

Личная жизнь

Первая жена Сергея Газарова – актриса . Их личная жизнь длилась долгие годы, они родили двух сыновей – Никиту и Петра. Никита учился в высшей школе экономики и потом начал трудиться по профессии – экономистом по развитию банковской системы. Петр живет в Америке и пробует свои силы в творчестве – он талантливый саксофонист. В 90-х годах стало известно, что Ирина болеет лейкемией. Семья стойко боролась за ее жизнь, но болезнь была неумолима, и Ирины не стало 05.06.1997 года.


Фото: Сергей Газаров с женой

Очень долго Газаров не имел никаких отношений, все свое время посвящал детям. Старался больше работать, причем не только в творческом амплуа. Он открыл свой ресторан, в котором подавали межнациональную кухню и занимался им почти круглосуточно.

Именно ресторан стал местом знакомства с девушкой, которая впоследствии стала его второй женой. Ее звали Елена, она журналист и пришла в ресторан со спецзаданием написать репортаж о заведении и его хозяине. Сергей был старше ее на 18 лет, но несмотря на это, у них завязались серьезные отношения, которые закончились официальным бракосочетанием. В 2007 году у супругов родился сын Степан.

Избранная фильмография

  • 1980 - Незваный друг
  • 1981 - Родня
  • 1984 - Выигрыш одинокого коммерсанта
  • 1985 - Танцплощадка
  • 1987 - Время летать
  • 1989 - Катала
  • 1990 - День любви
  • 1992 - Контрабандист
  • 1993 - Макаров
  • 2005 - Турецкий гамбит
  • 2009 - Какраки
  • 2010 - Кто я?
  • 2012 - Шпион
  • 2014 - Любит не любит
  • 2017 - После тебя

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Большинству зрителей она представлялась женщиной неземной, таинственной. В интервью эта утонченная красавица избегала разговоров о личной жизни. Хотя она у нее складывалась очень удачно - любящий муж, двое сыновей-погодков.

И интересными ролями в кино и на сцене она не была обделена. Но злым роком ей была отпущена короткая жизнь. Ирина Метлицкая ушла из жизни 5 июня 1997 года, не дожив четыре месяца до своего 36-летия... Сгорела от рака крови.

Об Ирине Метлицкой «Комсомолке» рассказала ее мама - Татьяна Павловна Метлицкая.

- Правда, что Ира в детстве была совершенно неартистичной девочкой?

Да, она вообще не любила, когда на ней сосредоточивали внимание. Была скрытной. Кошкой, которая гуляет сама по себе. Впрочем, ее замкнутость объясняется нашим с ней кочевым образом жизни. Когда я разошлась с мужем, мы с Ирой вынуждены были жить около восьми лет на съемных квартирах.

Никого особо туда не приведешь - ни друзей, ни подружек, и Ира большую часть времени проводила в одиночестве. В школьной самодеятельности не участвовала - ходила в танцевальный кружок, куда я ее записала. В Минске , куда мы переехали из Северодвинска , поступила на физико-математический факультет Белорусского государственного университета. Но, проучившись полгода, неожиданно заявила: «Я еду в Москву учиться на актрису». И со следующего учебного года была студенткой Щукинского училища.

- За Сергея Газарова, известного актера, она вышла замуж еще в студенческие годы...

Можно сказать, она в Сергее растворилась. Ей важнее было, что она жена и мать, а не актриса. В супружестве всегда придерживалась правила: чтобы мужчина был счастлив, его надо любить беззаветно и ничего не просить взамен. Мальчишки давно живут самостоятельной жизнью: старший Никита окончил Высшую школу экономики и работает финансистом, а Петя в Америке пробует себя в качестве саксофониста.

- Они наверняка очень остро восприняли ранний уход матери...

Конечно. Восьмилетний Петя цеплялся за юбки всех наших знакомых женщин. И к первой своей учительнице всегда притулялся - смотришь, а он уже повис на ней ручонками. Ему особенно не хватало матери. Но никто из внуков не любит открыто вспоминать и говорить об Ире. Они даже фильмы с ее участием стесняются смотреть - чтобы никто не видел их эмоций. Все держат в себе.

- А Газаров потом женился?

У него сейчас очень хорошая семья - растет пятилетний мальчик. Мне порой кажется, что нынешняя жена Лена ему больше подходит, чем Ира. Она более самодостаточная, энергичная. Ира же полностью была подчинена Сергею. Но, спасибо Газарову , он бережно хранит дочь в памяти: ему ее не хватает. Он даже мне иногда признается: «У меня часто появляется желание назвать Лену Ирой...»

В 90-е ваша дочь была подающей надежды актрисой. Сейчас она бы приобрела звездный статус - стала бы знаменитостью?

Известность стороной ее и на взлете карьеры не обошла. Но к ролям Ира подходила избирательно - в сериалах, обеспечивающих популярность, точно участвовать отказалась бы. Она мечтала играть загадочных женщин начала XX века, современные огламуренные красотки были ей не по духу. Много красивых женщин на свете, но Ира сразу обращала внимание на себя своим взглядом. Я с самого ее детства поражалась, сколько мудрости и глубины заключено в ее глазах...

К картинке: Роль прекрасной мстительницы в фильме «Палач» - одна из самых известных в фильмографии актрисы.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО : Ирина МЕТЛИЦКАЯ

Родилась в 1961 году в Северодвинске. С детства собиралась заниматься естественными науками, но в 17 лет сыграла в фильме «Расписание на послезавтра» и решила стать актрисой. Снималась в картинах «Личное дело судьи Ивановой », «Палач», «Катька и Шиз», «Куколка», «Макаров », «Черная вуаль». Была претенденткой на роль Анны Карениной в фильме Сергея Соловьева (роль в итоге через много лет сыграла Татьяна Друбич). Играла в «Современнике» и Театре Романа Виктюка (у последнего она исполнила роль набоковской Лолиты).

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ