Су 100y гайд от джова. Выбор оборудования, снаряжения и перков экипажа

Здравствуйте, танкисты!

Сегодня в гостях у нас, возможно, самая необычная машина в , особенно из тех, о которых я писал раньше. У нее мало чего общего с классической бронетехникой, зато много общего с… флотом! Да-да, вы не ослышались, с флотом и кораблями. Что же это за зверь такой, подумали вы, и практически не ошиблись - ведь на обзоре у нас сегодня одна из самых неоднозначных, неказистых по виду, но тем не менее одна из самых широко распространенных советских ПТ-САУ VI уровня; довольно воды, встречайте - советский громила СУ-100Y !

Историческая справка

СУ-100Y была построена в 1940 году в единственном экземпляре на шасси тяжелого танка Т-100. Изначально планировалось использовать данный танк, как инженерную машину поддержки войск, однако позже решение было пересмотрено и на шасси Т-100 было поручено установить «152-мм пушку или другое подходящее орудие с большой начальной скоростью» для борьбы с фортификационными сооружениями противника. От своего прародителя ПТ отличалась клиновидной бронерубкой в человеческий рост, корабельным 130-мм(!) орудием и двигателем , применяющимся на катерах. К концу зимы 1940 г первая модель была собрана и допущена к испытаниям.

Поучаствовать в Советско-финской войне новому танку не довелось, но испытания все же были проведены. На них отмечалась высокая огневая мощь и боевые качества машины, но также и крупные габариты, затруднявшие транспортировку танка по железной дороге.

Работы по дальнейшей модернизации танка Т-100 и машин на его базе были свернуты окончательно, и судьба их была предрешена после принятия на вооружение новых на тот момент танков КВ-1 и КВ-2. Танк был передан в Кубинку, где и находится по сей день. В 1941 году данная машина вместе с опытными образцами СУ-14 и СУ-14-1 принимала участие в обороне Москвы.

Серийно не выпускалась, на вооружении не состояла.

Разбор ТТХ танка

Подробный обзор ТТХ ниже, здесь же поговорим про наиболее важные параметры.

Бронезащита. Ее просто нет. Точка. Говорить здесь больше не о чем. Серьезно, самое толстое место у нашей машины - стык верхнего и нижнего бронелистов. Там целых 75 мм! В остальных же местах бронирование не превышает 60 мм. Маска пушки изредка сдерживает удар, но делает это очень неохотно и редко. Ради приличия отметим толщины: 60 мм со лба, 60 мм с борта и 60 мм с кормы. Это даже не смешно.

Количество хит-поинтов у нашей машины - 700 единиц. Неплохо на своем уровне.

Огневая мощь. А вот это - как раз и есть то, ради чего все покупают этот агрегат. Корабельная, толстая, длинная пушка Б-13-С2 калибром 130 мм (как у ИС-7) на VI уровне никого не оставит равнодушным! А если и оставит - то ненадолго. Большинству танков ниже уровнем хватает одного попадания от нас; одноклассникам - двух. Этакая ИСУ-152 на своем уровне, которую все должны бояться! Однако и здесь не обошлось без ложки дегтя. Средний урон за выстрел составляет 440 единиц. Сведение идет целую вечность (2,9 с при точности в 0,38 м на 100 м). ДПМ и скорострельность отсутствуют, как класс: шутка ли - перезарядка в 16 с. Если хотите попасть хоть куда-то, то придется долго стоять на одном месте и ждать сведения, что есть непозволительная роскошь. Максимально прокачанная машина имеет следующие цифры: перезарядка за 13,2 с, сведение за 2,4 с, точность в 0,35 м на 100 м.

Основным снарядом к нашему орудию является бронебойный ПБ-46 с пробитием в 196 мм . Неплохо на своем уровне. На удивление «голда» здесь несколько странная - с меньшим пробитием и увеличенным разовым уроном: 510 единиц при 171 мм . В наличии есть и фугасы, которые можно использовать в бою, благо, в нашем уровне боев некоторые танки поддаются и им. Их показатели: 580 альфы и 65 мм пробоя.

УВН у машины печальны: -5° вниз и 15° вверх, УГН не менее печальны, из-за чего приходится частенько докручивать корпусом: -10°/+10° на обе стороны.

Динамика. Для такого «сарая» динамика на удивление хороша: двигатель от катера ГАМ-34-БТ мощностью в 890 л.с. разгоняет нашу тушу массой в 64 т до 35 км/ч вперед. Скорость заднего хода составляет 12 км/ч. Удельная мощность - 13,9 л.с./т. Поворотливость: 30°/с. Эта ПТ честно набирает свою «максималку» и уверенно ее держит. Также стоит отметить неплохую вертлявость на месте - частенько вас пытаются закрутить из-за размеров, но сделать это достаточно проблематично, ПТ успевает вести цель. В целом же динамические характеристики у танка на приемлемом уровне.

Обнаружение. Обзор в 350 м на уровне - не наша сильная сторона. Улучшаем его прокачкой экипажа и установкой оборудования. Маскировка отсутствует ввиду огромных размеров нашей ПТ. Такую прячь-не прячь, все бестолку.

Фарм-показатели. Как для VI уровня фармит машинка неплохо - за средний бой с результатом в 1000-2000 урона можно вывезти чистыми порядка 25-35 тысяч серебра за бой без активного ПА и около 35-45 тысяч при условии активного ПА.

Выбор оборудования, снаряжения и перков экипажа

Прокачка экипажа. Экипаж машины довольно специфичен - состоит из шести человек. У нас не только два заряжающих, но еще и два наводчика, что обусловлено родословной орудия:

  • Командир: «Лампочка», «Боевое братство», «Маскировка», «Мастер на все руки»
  • Наводчик: «Маскировка», «Боевое братство», «Ремонт», «Снайпер»
  • Наводчик: «Маскировка», «Боевое братство», «Ремонт», «Плавный поворот»
  • Мехвод: «Маскировка», «Боевое братство», «Ремонт», «Виртуоз»
  • Заряжающий: «Маскировка», «Боевое братство», «Ремонт», «Бесконтактная боеукладка»
  • Заряжающий: «Маскировка», «Боевое братство», «Ремонт», «Отчаянный»

Обращаю внимание , что здесь зачастую будет сидеть экипаж с других ПТ нации, где маскировка будет целесообразнее. Именно поэтому она здесь и выставлена. Вряд ли у вас будет специальный экипаж только для этой машины.

Выбор оборудования. «Досылатель», «приводы наводки» и «стереотруба» помогут вам чувствовать себя в бою комфортнее. «Стереотрубу» можно заменить на «маск. сеть» или «вентилятор» по своему вкусу.

Выбор снарядов. Боекомплект машины состоит из 30 снарядов. Отличаться он будет лишь соотношением основных боеприпасов к премиумным, но я советую пользоваться «голдой» лишь при полной уверенности в пробитии. От себя могу рекомендовать такие сетапы:

Сетап снарядов для игры в рандоме (ББ/ББ/ОФ):

  • «Вариант 1» - 23/5/2
  • «Вариант 2» - 20/7/3

Выбор снаряжения. Здесь все по-прежнему без изменений - ремкомплект , аптечка и огнетушитель .

Помню, у кого-то из танковых блогеров видео про СУ-100Y называлось «JagdВаня», и знаете, это лучшее название, что я слышал. Как только не называют этот милый сарайчик. По своей сути и стилю игры эта ПТ действительно похожа на некоторые немецкие машины с огромной альфой, но уязвимые на перезарядке. Но не все так просто и за каждый плюс в этой машине приходится платить минусами. Например, огромная альфа обуславливает никакой ДПМ и долгое сведение, а также вероятность непробития при использовании премиум-боеприпаса. Везде есть свои компромиссы.

Эта ПТ на удивление находится в пятерке самых продаваемых премиум-танков на VI уровне. Странно и непонятно. Наверняка, большинство игроков прельстились огромной «альфой», которую им обещали, но не все так просто. На этой машине и с ББ может пройти урон за 500 единиц, а может и с «голдовой» ББ пройти минимальные цифры. Тут не угадаешь. Играть на ней не так просто, как кажется, ведь любой засвет - и вы отправляетесь в ангар менее, чем за 10 с. По стилю игры она подойдет тем, кто делает 2-3 выстрела за бой. Тогда и погибнуть не жалко. Игроки же, играющие на результат, просто не сядут на эту машину. Я в свое время купил ее чисто ради забавы, и стоит сказать, я получил, что хотел. Откатав на ней под тысячу боев, я понял ее и могу с уверенностью сказать - в ней что-то есть.

Это непередаваемое чувство, когда ты играешь против V уровней и убиваешь КВ-1 с одного выстрела с поджогом. Это происходило раньше настолько часто, что я перестал вести учет таким случаям. В целом ПТ довольно сложна в освоении и применении. Большинство игроков не сможет ее раскрыть, да и не захочет заморачиваться. Хотя в том уровне боев частенько случаются интересные ситуации. Много раз было такое, что я оставался один против нескольких игроков и мне удавалось отбиваться благодаря ее вертлявости и динамике.

Машина достаточно высокая, что открывает нам некоторые возможности. Мы можем видеть дальше и лучше, чем остальные танки, но за это мы платим огромными размерами и отсутствующей маскировкой. Про броню даже говорить не буду. Просто помните, что вы одно большое сплошное слабое место.

Вести себя на этой ПТ стоит тише воды и ниже травы. Занимать самые дальние кусты или поближе к потасовке, но спрятавшись ото всех. Пользоваться тем, что противник отвлечен. В топе можно позволить себе чуть большую уверенность, но помните, что вас пробивают даже фугасами, поэтому на рожон лезть не стоит. Ваши главные враги - ЛТ и СТ с мелкокалиберными пушками. Вас затыкают до смерти, а вы даже ответить не успеете, так что, если такой приехал сбоку - все, пиши пропало. «Голдой» пользоваться рекомендую лишь при полной уверенности в пробитии. Светиться категорически запрещено, иначе - ангар. В боях VIII уровня все еще сложнее, ведь надо найти еще того, в кого можно пристроить снаряд с пробитием в 196 мм, а это нетривиальная задача.

Достоинства:

  • огромный альфа-страйк для VI уровня;
  • много ХП;
  • неплохая динамика;
  • большая масса, что иногда может сыграть нам на руку;

Недостатки:

  • отсутствующее бронирование и огромные размеры;
  • посредственная точность и сведение;
  • обширный экипаж, страдающий от критов;
  • отсутствующий ДПМ и долгая перезарядка;
  • УВН и УГН оставляют желать лучшего;
  • маленький обзор.

Подводя черту, хотел бы сказать, что в текущих реалиях машина уже не так хороша, как была на момент покупки. Помню, еще до усреднения альфы каждый третий выстрел был больше 500 единиц, тогда это была веселая ПТ, но золотые времена ее прошли. Сейчас на уровне правят балом другие машины, а СУ-100Y потускнела на их фоне. Но это не значит, что на ПТ можно ставить крест, отнюдь. Она еще может показать кто есть кто, но лишь в умелых руках и раз на сто боев. Машина достаточно компромиссная и подойдет лишь фанатам ветки или тем, кто знает, на что идет. Ведь премиум-технику VI уровня обычно покупают либо фанаты, либо «на сдачу». Если вы спросите у меня - «стоит ли сейчас покупать «Игорька»? - то я вам с уверенностью скажу: нет, купите лучше Type-64.

Удачи на полях сражений!

Основные характеристики

Кратко

Подробно

5.3 / 5.3 / 5.3 БР

6 человек Экипаж

Подвижность

64,0 тонн Масса

4 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

30 снарядов боезапас

5° / 15° УВН

10° / 10° УГН

Экономика

Описание

СУ-100Y - тяжелая советская экспериментальная САУ . Цифра 100 в названии, в отличие от общепринятой советской системы, обозначала не калибр орудия, а то что машина была построена на базе тяжелого танка Т-100, а латинская «Y» обозначала тип машины, указывающий на форму боевой рубки. Самоходка была построена для проделывания брешей и проходов в фортификационных сооружениях финнов в период советско-финской войны, но попасть на фронт, до окончания боевых действий, не успела. Поэтому, попав в Карелию во второй половине марта 1940 года, с машины обстреляли лишь несколько пустых бункеров и противотанковых заграждений. Хотя орудие САУ показало высокую эффективность, из-за трудностей с транспортировкой, больших габаритов и низкой мобильности, от серийного производства самоходок отказались. Был построен всего один экземпляр САУ, который сохранился до наших дней и сейчас стоит в бронетанковом музее в городе Кубинка.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расположение экипажа и модулей внутри СУ-100Y

СУ-100Y не сможет похвастаться хорошей бронезащитой. 60 мм брони по окружности корпуса и рубки, местами, дают приведённую толщину брони до 150 мм, но, по большей части, броня не будет превышать 60-80 мм. Встречая ранние Т-34, «Шерманы» и Pz.Kpfw. IV, броня самоходки еще сможет защитить от их орудий, но, на боевом рейтинге 5.3, основными противниками уже будут Т-34-85, «Тигры» и «Пантеры» с длинноствольными орудиями калибра от 75 до 88 мм и даже выше, которые не только без труда будут пробивать броню СУ-100Y, но и наносить серьёзные повреждения внутри корпуса. Размеры машины можно сопоставить с размерами немецкого «Мауса», отсюда у САУ большие проблемы не только с маскировкой на местности и заметностью, но еще по такой цели врагам будет сложно промахнуться. Хотя в столь больших размерах есть и свой плюс - благодаря большому внутреннему пространству, экипаж внутри рассредоточен по всему корпусу, поэтому снарядами с невысоким заброневым воздействием будет не просто вывести из строя весь экипаж самоходки. Тем не менее, боекомплект расположенный по всему пространству боевой рубки очень уязвим к осколкам снарядов, из-за чего взрыв боекомплекта на СУ-100Y не такое уж и редкое явление.

Подвижность

СУ-100Y, несмотря на внушительные размеры, быстро развивает максимальную скорость в 35 км/ч и хорошо её удерживает при движении по прямой. А вот задняя скорость - один из главных недостатков машины, всего 4 км/ч, при огромных размерах не дают ни быстро откатиться назад ни вовремя покинуть опасный участок задним ходом. Из-за длинной базы САУ и высокой массы, СУ-100Y разворачивается на месте медленно, на ходу манёвренность не сильно улучшается, при этом заметно теряется скорость при манёвре. Тем не менее, проходимость машины, на удивление, высокая, даже сложные рельефные препятствия и вязкие грунты не так уж сильно замедляют её, холмы, небольшие речушки и даже небольшие валуны преодолеваются СУ-100Y бодро и быстро. На разрушаемых препятствиях, таких как заборы, деревья и тому подобное, скорость САУ почти не теряется.

Вооружение

Основное орудие

СУ-100Y вооружена 130-мм корабельным орудием Б-13 с боезапасом в 30 снарядов. Орудие - самое главное достоинство этой САУ. Бронепробития пушки хватает чтобы справится с абсолютно любым противником, которого можно встретить на боевом рейтинге 5.3 ± 1.0 БРа. Кроме того, заброневого действия каморных снарядов хватает чтобы руководствоваться правилом «Один выстрел - один уничтоженный противник». Хорошая баллистика полёта снарядов и высокая точность орудия на дальних дистанциях, делают СУ-100Y идеальным выбором для ведения снайперской стрельбы с дальних позиций. Из недостатков орудия стоит отметить слабые как УВН орудия от -5 до 15°, из-за чего, даже небольшой холмик под передней частью корпуса может стать проблемой для наведения прицела на противника, так и УГН по 10° вправо и влево, что тоже создаёт определенные трудности и не раз придется доворачивать до противника корпус для наведения. Не порадует и скорость перезарядки орудия - от 19 до 24 секунд, в зависимости от навыков и уровня экипажа.

Для САУ доступно два типа снарядов:

  • ПБ-46А - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает отличным бронепробитием и хорошим заброневым воздействием. Крайне эффективен против любого встречаемого противника. Рекомендуется как основной снаряд для данной САУ.
  • ОФ-46 - осколочно-фугасный снаряд. Обладает невысоком бронепробитием, но содержит большое количество взрывчатого вещества. Может представлять опасность не только для слабо бронированной техники противника, но и для средних танков, не только нанося серьёзные повреждения врагам, но и выкашивая осколками экипаж и важные модули. Но против хорошо бронированных противников малоэффективен, т.к. значительных повреждений им не нанесёт.

Применение в бою

Из-за внушительных размеров выбор безопасной позиции для СУ-100Y станет непростой задачей

Учитывая все недостатки СУ-100Y, а именно: большие размеры, недостаточную бронезащиту, низкие манёвренность и подвижность и очень низкую скорость заднего хода, выбор эффективной и безопасной тактики применения этой машины очень сужается. Наиболее безопасной и эффективной тактикой станет применение её в классической схеме игры для большинства самоходок, а именно отыгрывание роли снайпера и уничтожение противников с дальних дистанций. Так игрок не только сможет остаться незамеченным и отстреливать противников, но и, с дальних дистанций, врагам будет гораздо труднее попасть по СУ-100Y. Можно использовать САУ и как машину поддержки, следуя за основной ударной группой и поддерживая огнём союзников из-за их спины, но такая тактика не так безопасна, т.к. находясь позади союзников, большие размеры самоходки всё равно делают её достаточно соблазнительной мишенью для врагов, тем более, что оставшись без прикрытия, всего пара танков противников быстро смогут её уничтожить. Еще одной тактикой станет занятие позиций за укрытием, за которое можно быстро откатиться на перезарядку или ремонт, и отстрел всех противников которые попадутся в поле зрения игрока. Минусом последней тактики станет поиск подходящего укрытия, которое бы смогло полностью скрыть машину и выбор позиции, с которой бы хорошо было видна та часть поля боя, по которой будет передвигаться вражеская техника. Играя на СУ-100Y в совместных боях, стоит постоянно следить и за вражеской авиацией, т.к. быстро отъехать от сброшенной бомбы, учитывая низкую подвижность машины, не получится и стоит заранее покинуть позицию, завидев заходящий на игрока бомбардировщик или услышав свист бомб.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличное бронепробитие и точность орудия
  • Высокое заброневое действие снарядов
  • Неплохая живучесть
  • Хорошая проходимость

Недостатки:

  • Большие размеры САУ
  • Долгая перезарядка орудия
  • Низкая подвижность и манёвренность
  • Малые УВН и УГН орудия
  • Уязвимый боекомплект

Историческая справка

Т-100 на базе которого и была построена СУ-100Y

В ходе советско-финской войны советские войска ощутили острую нехватку инженерных машин для укладки дорог и мостов, эвакуации поврежденной техники с поля боя, подвозки взрывчатки и боеприпасов и т.п. Поэтому командование Северо-Западного фронта выдало задание заводу №185 на разработку инженерной машины на шасси опытного танка Т-100, который проходил полевые испытания на карельском фронте и хорошо зарекомендовал себя в боевых условиях. Но вскоре к заданию пришло дополнение, которое предписывало установку на шасси танка Т-100 боевой рубки с орудием 152-мм для борьбы с финскими ДОТами и проделывания брешей в фортификационных сооружениях. 8 января 1940 года чертежи новой САУ получившей обозначение Т-100-X(икс) были переданы Ижорскому заводу, а 14 марта 1940 года полностью готовая машина была собрана и покинула стены завода, получив окончательное наименование СУ-100Y (в некоторых источниках СУ-100-Y или Т-100Y).

Конечным итогом разработки стало полностью идентичное шасси танка Т-100, на которое сверху была установлена прямоугольная боевая рубка (от первоначально запланированной клиновидной рубки отказались в пользу прямоугольной из-за поджимающих сроков изготовления, т.к. прямоугольная рубка была гораздо проще в изготовлении) толщиной 60 мм по окружности. В рубке была установлено 130-мм корабельное орудие Б-13. Экипаж самоходки состоял из шести человек.

СУ-100Y после сборки на Ижорском заводе

Советско-финская война закончилась 12 марта 1940 года подписанием мирного соглашения между СССР и Финляндией. Поэтому СУ-100Y принять участие в боевых действиях уже не успела, но всё равно была доставлена в Карелию, где с неё обстреляли несколько пустых финских ДОТов и противотанковых надолбов. По результатам стрельб САУ показала себя крайне эффективным орудием для пробивания брешей в оборонительных позициях противника, но проявились и отрицательные стороны машины, которые не дали запустить СУ-100Y в серийное производство. Самоходка обладала внушительными размерами, была медлительной, неповоротливой и были серьёзные затруднения с её транспортировкой. В середине 1940 года САУ передали на полигон Кубинки, где она и простояла до начала Великой Отечественной войны. В конце 1941 года, когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, СУ-100Y и еще две опытные САУ - СУ-14 и СУ-14-1 вошли в состав самоходно-артиллерийского дивизиона особого назначения. В составе дивизиона СУ-100Y вела огонь по наступающим немецким войскам с закрытых огневых позиций, но сведения про её эффективность и результаты обстрелов до наших дней не сохранились и как зарекомендовала себя машина в боевых условиях сказать трудно.

Медиа

Обзор СУ-100Y от Omero

Обзор СУ-100Y от Ezida

Обзор СУ-100Y от CrewGTW


См. также

Ссылки

· Советские САУ
На базе транспорта СУ-57 · ЗиС-30 · 29-К
На базе ЛТ СУ-76М · СУ-76М из состава 5 гв. кк
На базе СТ СУ-122 · СУ-85 · СУ-85М · СУ-100 · СУ-122-54
На базе ТТ

В данной статье мы с вами поговорим о новой советской премиумной ПТ-САУ «СУ-100Y» , которая стала доступной в патче 0.8.4. по цене 3250 g.c. , что позволяет ее купить почти любому игроку, а взамен мы получаем скорость, размер и мощное орудие. Кстати именно орудием мы обязаны потенциально большому урону, который приносит неплохие дивиденды, за счет которых мы по доходности иногда сравниваемся с премиум-танками 7-го уровня. Если закрыть глаза на общую визуальную неэстетичность машины, да и скажем прямо – она даже несколько уродлива — огромная, угловатая машина вряд ли у кого вызовет восхищение, в отличие от, например, «Lowe» или «Т-54» , то в целом самоходка достаточно хороша.

Историческая справка

Тяжелый танк прорыва Т-100 послужил базой для разработки нескольких боевых машин, созданных по опыту боев в Финляндии. С самого начала советско-финской войны Красная Армия остро ощутила потребность в специальных бронированных инженерных машинах. Поэтому в середине декабря 1939 года Военный Совет Северо-Западного фронта обязал завод №185 спроектировать и изготовить инженерный танк с противоснарядным бронированием на базе Т-100 . Эта машина предполагалась для выполнения задач по наводке моста, перевозке саперов и взрывчатки, а также для эвакуации поврежденных танков с поля боя. Однако в ходе проектирования КБ завода получило от начальника АБТУ РККА Д.Павлова задание на «постановку 152-мм пушки или другой подходящей с большими начальными скоростями на базу Т-100 для борьбы с дотами и другими фортификационными сооружениями. В связи с этим директор завода №185 Н.Барыков обратился в Военный Совет Северо-Западного фронта с просьбой об отмене решения по изготовлению инженерного танка и вынесения решения по установке на машине 100-мм или 130-мм морской пушки. Просьба была удовлетворена, и уже 8 января 1940 года чертежи корпуса Т-100-Х (икс) — такое обозначение получила машина — были переданы на Ижорский завод.

Рисунок 1. «СУ-100Y» в музее

Т-100-Х отличался от Т-100 установкой вместо башен бронированной рубки клиновидной формы со 130-мм морской пушкой Б-13. Подвеска машины предполагалась торсионной, ее изготовление поручили Кировскому заводу, имевшему опыт в этой области. В ходе изготовления бронедеталей для ускорения общей сборки машины форма рубки была изменена на более простую. Новая самоходная установка получила индекс СУ-100Y (игрек), хотя в некоторых источниках она фигурирует как T-100-Y. Бронекорпус СУ-100Y поступил с Ижорского завода 24 февраля, а 1 марта началась сборка машины. Уже 14 марта готовая самоходка совершила свой первый выезд. Но советско-финская война к этому времени уже закончилась, и испытать СУ-100Y в боевой обстановке не удалось. Еще в ходе советско-финской войны была сделана попытка модернизировать Т-100 путем усиления его вооружения. В январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм 1-го ранга Г.Кулик дал указание «усилить вооружение Т-100 установкой на него 152-мм гаубицы М-10 для борьбы с надолбами». К середине марта 1940 года была изготовлена новая башня с 152-мм гаубицей М-10. Ее предполагалось установить вместо имевшейся на Т-100 башни с 76-мм пушкой Л-11. Машина со 152-мм артсистемой получила индекс Т-100-Z. Но новая башня так и не была установлена на танк в связи с принятием на вооружение КВ-1 и КВ-2. АБТУ прекратило все работы по дальнейшему совершенствованию Т-100. В связи с прекращением работ по танку Т-100, дальнейшая судьба СУ-100Y была предрешена. Самоходная установка была передана в Кубинку летом 1940 года. С началом войны САУ никуда не эвакуировалась. В ноябре 1941 года, в наиболее критический момент битвы под Москвой, СУ-100Y, вместе со 152-мм опытными САУ СУ-14 и СУ-14-1, вошла в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения. Однако сведений о боевом применении СУ-100Y обнаружить не удалось. СУ-100Y сохранилась до настоящего времени и находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Общие данные

Итак, что же за зверь эта огромная советская самоходка, что за могучее морское орудие на ней установлена и соответствуют ли громадные размеры ее боевой эффективности или же это колосс на глиняных ногах? Давай попробуем разобраться в этом вопросы шаг за шагом, не заходя излишне глубоко в технические дебри, но и так чтобы было максимально человеку неискушенному в вопросах бронетехники.

Прочность, масса и размер

Семь сотен прочности на 6-м уровне, да еще и у ПТ это замечательно, например, ближайший коллега – «СУ-100» имеет всего 580-т единиц прочности, а тяжелый танк «КВ-1С» превосходит нас по прочности всего на 60-т единиц – 760hp против 700hp. Такой запас прочности призван смягчить основные недостатки «СУ-100Y» — высокий профиль и относительно слабое бронирование, к тому же без рациональных углов наклона брони. Размер машины, особенно ее высота и огромная, выступающая над ходовой частью боевая рубка, являются отличными целями и обычно туда мы получаем наибольшее количество попаданий. Высокий профиль не позволяет так хорошо маскировать ПТ-САУ, как это можно сделать с «СУ-100» или даже «СУ-152», в результате, при прочих равных бонусов к маскировке (изученный навык, маскировочная сеть или камуфляж) мы будем замечены ранее, чем перечисленные ранее самоходки. Фанаты атакующей стратегии должны сказать что-то в духе – «ну и ладно, будем качать ремонт, и ходить на штурм, а маскировку оставим стражам кустов и пеньков». С одной стороны, при должном уровне мастерства это возможно, но с другой стороны 60-мм брони под почти прямыми углами не оставляют нам шансов на продолжительный штурм и воевать как на «Фердинанде» или «Ягтигре» у нас здесь не получится.

Масса танка превышает 60-т тонн, что значит, что нам нет смысла бояться тарана, большинство танков нам не смогут ничего сделать, а вот мы напротив – что нам мешает протаранить 42-хтонный «КВ-1С» или 35-титонный «Т-34-85»? Если им не хватит проворства отклониться от столкновения, тогда они могут потерять до трети прочности от удара. Если нам поставить подбой и изучить таран, то можно отменно таранить танки. Зачем нам это нужно? Все дело в том, что у нашего главного орудия скорость перезарядки равна 3,75 в/м, то есть достаточно низкая, а в периоды перезарядки мы почти беспомощны. Представьте боевую ситуацию – столкновение с «КВ-1С» посреди улицы один на один, ваши действия? Вы бьете «КВ-1С» и сносите ему 450-500 health points, и он вам убирает около 400 единиц, перезарядка у вас примерно одинаковая по скорости, а стало быть, шансы равны, даже у «КВ» они немного больше (перезарядка 4 в/м). Тут два варианта – либо вы бьете, но магическая рикошетистая броня «КВ-1с» отбивает удар и вы, соответственно, отправляетесь в ангар, или же у советского ТТ не стоят модули ускорения перезарядки, а у вас напротив и вам удается на секунду раньше сделать выстрел. А что если у него стоят модули и экипаж опытный, что тогда? Тогда остается запасной вариант – после обмена снарядами мы идем на таран и первым же ударом сносим «КВ-1с» 150-200хп, после чего у него остается порядка 70-100хп, которые можно добрать следующим ударом. Конечно, так далеко не всегда получается, бывают и всякие выбоины и преграды на пути, которые снижают скорость и эффект от тарана, но в лобовом столкновении нам ничего не остается как таранить и этим шансом нужно пользоваться. А на большой дистанции мы все равно опаснее «КВ-1С», бьем сильнее и немного точнее, так что на больших дистанциях у нас больше шансов перехватить инициативу. Теперь мы плавно перейдем к следующему разделу и заодно довершим мысль об эффективности тарана.

Двигатель

Двигатель у нас просто колоссальный – «ГАМ-34-БТ» мощностью 890 л.с. способен разогнать 60-титонную машину до 35 км/ч, при этом цифры абсолютно реальные по части реализации их в игровом процессе. То есть, если заявлено что у «Суперпершинга» максимальная скорость 38 км/ч, а в действительности он едет в рамках интервала 18-20 км/ч, то «СУ-100Y» стабильно держит скорость в рамках 28-30 км/ч и удивительно легко преодолевает пересеченную местность. Мнение автора таково — это, безусловно, ничего общего с реальностью не имеет, вряд ли эта монстроподобная машина могла показывать такие скорости и имела настолько мощный двигатель, а даже если имела, то скорости были значительно ниже. Мне приходит на память один из уровней в знаменитой игре «Блицкриг 2», где мы воевали с использованием этой ПТ-САУ, если память мне не изменяет, то это был одна из оборонительных операций под Москвой. Так вот, там эта ПТ громила все и вся, мощь пушки была неоспорима, но при этом перемещалась машина со скоростью улитки. Не знаю как во второй части, но в первой части «Блицкрига», такие ТТХ как скорость движения и поворота были подогнаны очень четко (авторы знаменитой стратегии не зря ели свой хлеб и некоторые из них сейчас работают в «Wargaming.net»). Так вот, скорее всего это и была реальная скорость этой самоходки, но чтобы не сделать с ПТ-САУ полное УГ, они ей дали более высокие скоростные характеристики (чтобы не повторять ошибку с «Matilda-BP»). По идее, более бодрая маневренность должна дать бонус к выживанию ПТ-САУ, позволяя ей уходить из-под обстрела (естественно, ведь брони то у нас почти нет, скорее картон).

Рисунок 4. Двигатель «ГАМ-34-БТ»

В любом случае, мы получили маневренную ПТ с мощным двигателем, так что особых проблем с перемещением по локациям у нас не должно возникать и закружить нас сложно. Правда попасть и пробить что в лоб, что в борт не составит труда для подавляющего большинства танков, с которыми мы будем сталкиваться.

Ходовая

Рисунок 5. Ходовая «Т-100»

С ходовой частью мы, как минимум, не пострадали – 30 град/сек это золотая середина и даже много как для ПТ-САУ. Например, скорость поворота топовой ходовой для «ИСУ-152» равна 21,5 град/сек, а скорость поворота ближайшей «коллеги» – «СУ-100» равна 36 град/сек. Так что мы можем избегать большинства «хороводов» и почти всегда успеваем отслеживать быстрые одиночные цели. Если же вам кажется и этого мало, тогда учите «Виртуоза» и «Короля бездорожья» и тогда скорость поворота увеличиться еще на пару градусов. Отличительная особенность ходовой «СУ-100Y» — большая высота и клиренс. Это значит что м намного бодрее преодолеваем препятствия в виде бордюров, кочек, небольших камней, например на «Линии Зифрида» можно легко переваливаться через бордюр при выходе с города с южной стороны, а также можно без особых заминок проехать через надломленные противотанковые надолбы (зубья), на которых теряют скорость большинство танков. Так что наша ПТ-САУ имеет еще одно уникальное свойство — высокую проходимость по неровностям и небольшим препятствиям (самое точное сравнение — гусеничный вездеход).

Броня

С броней все просто – 60-мм кругового бронирования, но почти вертикальные углы наклона нивелируют эти, относительно неплохие показатели. Например, у «Jagpanzer IV» лобовая броня 80-мм, а у «Су-100» — 75-мм, но расположена она под острыми углами, что не только увеличивает риск рикошета, но и формально увеличивает толщину брони — снаряду, летящему строго горизонтально, при встрече с бронелистом приходится преодолевать его толщину не по прямому вектору, а по диагонали. То есть, если мы берем в расчет участок брони толщиною 100-мм и площадь удара аналогичную, то снаряду придется иметь дело уже не с номинальными 100-мм, а с 141-мм (так как броня расположена под углом). В общем, у нас этих бонусов нет, а потому и рассчитывать на рикошеты не стоит, наша главная задача – выбор правильных укрытий и избегание ответного огня. Только так мы можем уходить от ударов и потом сможем нанести больше урона, дольше находясь в бою. С нашей перезарядкой (медленной) и уроном (большим), запас времени дает нам шанс нанести как можно больше урона, а чем больше его, тем больше доходы после боя.

Орудие

Орудие это, наряду со скоростью, это наше основное конкурентное преимущество. Мы можем наносить за раз по 400-500 единиц урона, и такими показателями на 6-м уровне мало кто может похвастать, разве что «КВ-2», но его орудие слишком медленное и неточное.

130-мм морское орудие способно пробить 196-мм брони с потенциальным уроном на 440 единиц. Очень странно выглядит голд-снаряд – он наносит на 50-т единиц урона больше, но пробивает на 25-мм меньше. Какой в нем смысл вообще непонятно, такое впечатление, что разработчики, когда сделали-таки «СУ-100Y» вдруг осознали, что за монстра они создали. Следующей мыслью было – «а что же будет, если мы им еще и дадим подкалиберный/кумулятив с пробитием 230-250-мм, рандом ахнет» и решили дать вот это. В общем, настолько бесполезных и к тому же дорогих подкалиберных еще нужно поискать. Использовать их не рекомендую, можно оставить лишь немного на случай встреч с живучими, но слабобронированными целями типа «ToG II», в большинстве случаев это просто бессмысленная трата денег.

Рисунок 7. Выбор боеприпасов для «СУ-100Y»

Теперь о фугасах – урон 580 единиц вроде бы и немало, но как-то слабовато, особенно, если учесть что у нас 130-мм морское орудие, а эти орудия как раз и разрабатывались для того, чтобы топить большие и могучие крейсера и линкоры и подавлять береговую оборону. Малый урон, далекий от реального, ну хотя бы сделали 620 единиц, тогда еще бы было более-менее, а сегодняшние цифры явно занижены. Теперь экстраполируем эти данные на сегодняшнюю ситуацию с фугасами – нерф фугасов сделал их бесполезными в большинстве ситуаций и сейчас ими можно бить эффективно только по слабобронированным целям или же по слабым звеньям хорошо защищенных танков (например, «Тигру» — в корму, «АМХ 50 100 – сбоку и в корму). Это значит, что стреляя на большие дистанции, нам нужно будет так или иначе использовать фугасы, так как точность у нас не самая лучшая, а фугас наносит урон при попадании почти в любую точку. При этом фугасы не наносят решающего урона и являются еще одним рудиментарным, по сути, элементом экипировки. У нас ситуация с ОФ снарядами чуть лучше, чем у семейства советских «танков-стенобитных орудий», вооруженных 122-мм орудиями серии «Д-5Т» и «Д-25Т», но все равно далека от той, которая бы соответствовала хот немного реальной. Ведь это орудие разрабатывалось для уничтожения ДОТов, в конструкции которых использовались как бетон, так и стальные конструкции и прочность этих объектов была впечатляющей. Так почему же спрашивается у нас настолько «урезанный» фугас? В общем, это вопрос к разработчикам и будем надеяться, что он не останется риторическим. Для боя же возить несколько фугасов нужно обязательно, как для огня по легкобронированным целям, так и по всем типам целей на больших дистанциях – для экономии средств и уменьшения числа «пустых выстрелов» (без урона). Еще пару слов об уроне – мощные снаряды 130-мм орудия несут в себе большую разрушительную силу. Вы должны это учитывать и использовать, а это значит, что не нужно лениться целить в слабые места, ведь критический урон не только быстрее выводит противника из боя, но и приносит нам дополнительные дивиденды. Это значит, что если вы видите быстрый китайский танк, который опасен орудие и крепкой башней, то стреляйте ему в центр корпуса сбоку под башней. Подобные попадания как минимум выбивают им боеукладку при наличии модуля «Мокрая боеукладка», а если такового нет, то часто всего одно точное попадание отправляет китайца в ангар из-за взрыва боеприпасов. Если видите, что противник стоит к вам кормой или боком, и вы можете прицельно бить по двигателю, тогда не ленитесь свестись и уже потом выстрелить – немецкие и некоторые советские и американские танки после попадание мощного 130-мм снаряда в область двигатель-бензобаки загораются и если речь идет о танках 6-го уровня, то одного попадания хватает. Дело в том, что тому же «КВ-1С» мы снимаем выстрелом около 70% прочности, а остальное забирает пламя, это безжалостный, но эффективный метод побеждать и улучшать статистику.

Обзор и дальность связи

Дальность связи, которую может обеспечить радиостанция с предельно простым названием — «71-ТК-3У», составляет всего 440 метров. Это значит, что мы видим только один флаг и совсем не в курсе, что там на другом, особенно весело нам будет на больших картах. То есть, ситуация аналогичная для «ИС-6», у которого такие же значения по дальности связи. Ну что же – держим оборону на одном направлении или же идем всей толпой колотить врагов на одном из направлений.

Рисунок 9. Радиостанция 71-ТК-3У

Настоятельно рекомендую вам изучить «Изобретателя», чтобы повысить дальность связи на 20%. Конечно, это необязательно делать первым же навыком, но, например вторым или третьим – вполне рационально, все-таки знать, что на мини-карте происходит нам нужно и скорость позволяет вовремя прийти союзникам на помощь. Обзор у нас также недалеко ушел от радиосвязи и составляет всего 350 метров, что для самоходки достаточно мало, ведь для нас обзор чрезвычайно важен. Поэтому обязательно используем либо стереотрубу (+25% к обзору), или же «Просветленную оптику» (+10% к обзору). Стереотруба дает существенный прирост к обзору, но тогда мы обязаны делать частые остановки, так как работает она только в стационарном режиме. Просветленная оптика не дает настолько заметного прироста в обзоре, но будет полезна ребятам, у которых «шило в одном месте» и они просто обязаны поехать и посмотреть что там за этим вот домиком или камушком. Так вы будете предупреждены о расположении неприятеля, зачастую даже раньше, чем он вас заметил. А чтобы точно определить, что вас не заметили – учите «Шестое чувство» в первую очередь, навык будет полезен всем и всегда. Также рекомендую выучить «Орлиный глаз», хоть от него бонус небольшой, но в сумме с модулями будет заметным. В тоже время, наряду с обзором нужно подумать и о незаметности, вот о маскировке и прочих навыках-модулях мы поговорим дальше.

Модули и навыки

Раз уж мы начали о маскировке, то и продолжим развивать тему. В общем, наряду с обзором, для нас чрезвычайно важно как можно дольше оставаться незамеченными самим. Для этих целей нас служит маскировка, как навык полностью автономный и соответствующие технические усовершенствования. Во-первых, это маскировочная сеть, которую можно заменить более дорогим и полезным модулем, но если у вас молодой экипаж, у которого только начал развиваться первый навык и у вас нет соответствующего бонуса к маскировке, тогда лучше поездить с сеткой, до тех пор, пока хотя бы 80% экипажа не исследуют навык «Маскировка». Я вам не советую вообще первым навыком учить маскировку, ее можно разрешить изучать лишь одному члену экипажа (которых у нас 6-ть человек), а остальные первым навыком должны изучить ремонт, а командир – «Шестое чувство». Почему такой выбор – потому что с нашими габаритами и податливой броней мы являемся отличной мишенью и стоять под огнем с раскромсанными в грязь гусеницами нам категорически противопоказано, поэтому ремонт, как навык – приоритетен. В тоже время, командир должен, даже не так – он просто обязан иметь «лампочку, чтобы в случае обнаружения у нас было пару секунд в запасе, чтобы уйти с линии огня. Уже когда вы полностью исследуете первый навык, тогда уже можно включать маскировку, а все это время сей недостаток нужно компенсировать маскировочной сетью и камуфляжной покраской. Также не забывайте, что у нас калибр 130-мм и выстрел такого мощного орудия быстро демаскирует, поэтому не стоит слишком долго задерживаться на одном месте, ил как минимум, изучите «Шестое чувство», чтобы знать, когда пора драпать. Далее, для укрепления ходовой и живучести танка стоит ставить торсионы и подбой, но это на любителей штурмовать, в любом случае подбой будет полезен, так как арта нас любит также горячо и искренне как она любит французов. А на случаи контузии экипажа и вылета БК после получения бандероли от вражеской артиллерии нам нужен навыки «мастер на все руки» и «Бесконтактная боеукладка». Тем более что экипаж у нас большой и на всех аптечек не напасешься, а вылет БК нас гарантированно ставит в ситуацию проигравшего (с 2-мя выстрелами в минуту особо не навоюешь). «Пожаротушение» и «Чистота и порядок» — это такие навыки, которые можно использовать, а можно и игнорировать, но как же обидно, когда машина получает критическое попадание в начале боя и с полным HP отправляется гараж через несколько секунд. Так что, уделите внимание этим навыкам, тем более что экипаж большой и есть кому заняться этой проблемой. Тем более что «Чистота и порядок» это один из наиболее полезных навыков с большой отдачей, а обучение всего двух человек «Пожаротушению» гарантированно спасет танк от уничтожения в случае пожара, если на момент возгорания у танка было более 70% прочности. Часто задают вопросы по использованию вентиляции – с одной стороны она немного дает к всем показателям, мы быстрее вертимся на месте, немного быстрее разгоняемся и стреляем чуть точнее и быстрее, плюс небольшой бонус обзора. С другой стороны этот бонус настолько мал, что есть обоснованные сомнения по целесообразности его использования. На мой взгляд, этот модуль лучше использовать, когда у всех изучено «Боевое братство», а пока такого нет, то лучше поставить что-то более специализированное – например «Мокрая боеукладка» на 50% снижает шанс повреждения БК, а это ох как важно для сохранения боеспособности танка. С другой стороны – 5% на 6-ть танкистов, это +30% к боеспособности машины, но вся проблема в том, что они распылены и не оказывают существенного влияния на каком-то одном направлении. Пару слов о досылателе – он оправдан в нашем случае полностью, так мы можем немного компенсировать очень низкую скорострельность и перевести скорострельность немного дальше за отметку 4 в/м. С другой стороны, не стоит слишком увлекаться модулями, которые увеличивают огневую мощь, порою важнее точность или же стойкость танка к критическому урону. Например, какой будет толк от досылателя, если вам выбили боеукладку? В общем, выводы вам придется делать самим на основе сотен боев и собственного горького опыта, только так вы сможете определить для себя наиболее удачную комбинацию модулей и навыков и сможете выработать под нее соответствующую тактику.

Таблица доходности

Все танки шестого уровня, которые в статусе премиумных машин находятся на, своего рода, экваторе экономики игры, с одной стороны они зарабатывают больше чем танки 5-го уровня, и меньше чем танки 7-го уровня, но в целом они и тратят на свое обслуживание намного больше средств, чем танки 5-го уровня. У нас, к примеру, только снаряды стоят более тысячи серебра, а что с ремонтом? В этом отношении мы больше всего сравнимы с немецким ПТ-САУ «DickerMax», у которого также дорогие снаряды и посредственная точность. Так вот, основное отличие этих машин по части доходов, что очень многое здесь зависит от навыка игрока. То есть если вы играете плохо, то доходность может быть и ниже чем у 5-х уровней, а если же хорошо, тогда можно догнать нижнюю планку (и даже среднюю) танков 7-го уровня. Например, «Пантера М10» без ПА зарабатывает в среднем 25-30 тысяч за бой, но и мы это можем, нам лишь нужно 6-7-мь раз попасть и пробить цель им в выигрышном бою наши доходы превысят 30-ть тысяч. В проигранном бою нужно будет постараться в два раза больше ради таких же результатов. А чтобы выигрывать, нужен не только скилл, но и хорошая команда, поэтому рекомендую собирать взвод и желательно и несколько отличной премиум-техники, например «СУ-100Y» плюс «Pz-IVS» и «ДикерМакс», вместо трех «СУ-100Y», так у вас будет больше шансов перестроить свою тактику в соответствии с реалиями боя. Далее мы познакомимся с таблицей доходности и, наконец узнаем, на какие суммы нам стоит рассчитывать после приобретения данной самоходки.

Рисунок 10. Таблица доходности «СУ-100Y»

Как видите, мы заработали 256375, а с премиум-аккаунтом эта сумма составила 384562. Сумма затрат составила ∑=13087+0+138784=151871. Обратите внимание, что сумма затрат на снаряжение равна нулю, это вызвано тем, что автор этой ПТ-САУ неплохо владеет (во-первых), а также приличному урону и скорости перезарядки, которая часто спасает танк от ответного огня. Это значит, что после выстрела мы быстренько уходим в укрытие и ждем перезарядки и потому избегаем ответного огня в большинстве случаев. Это спасает танк от критических повреждений и на результатах этих 10-ти боев, вы можете увидеть насколько эффективно. Кроме того, приличный урон позволяет забирать почти все фраги с одного выстрела, с которыми мы сталкиваемся в игре (танки 5-7-го уровня), если у них менее 60% прочности (танки 5-го уровня и вовсе ваншотные). Эта сумма факторов хранит нашу ПТ-САУ от ответного огня не хуже амулета, но вернемся к нашим расчетам. Прибыль без ПА составит 256375-151871=104504, а с премиум-аккаунтом 384562-151871=232691 – очень неплохой результат для самоходки 6-го уровня, пусть и премиумной. Вообще мы зарабатываем примерно 25 тысяч за бой, но не забываем, что у нас дорогие снаряды и они съедают большую часть дохода. Так что если вы хотите и получить приятные эмоции от мощнейшего урона, который наносит эта ПТ-САУ и заработать денег, тогда лучше играйте с премиум-аккаунтом.

Заключение

Данная ПТ-САУ рассчитана на игроков, которые не желают тратить больших сумм на онлайн-игру, а потому предпочитают разумно и хладнокровно тратить деньги. Также данная самоходка придется по нраву фанатам истории Второй мировой войны, так как является редким экземпляром опытного штурмового самоходного орудия. http://youtu.be/blhepuNG2bg Третья категория – это заядлые «птшники», это ребята, для которых куст на горке взывает больше приятных ощущений, чем чай с шоколадным тортом или комбинация «пиво-рыба-футбол» и которые обожают сидеть на шухере и поджидать, когда к ним в прицел заедет беспечная жертва. Теперь добавим сюда дополнительную возможность не только «попэтэшить», но и неплохо озолотиться (в нашем случае – «осеребриться») и получаем выгодное предложение от компании «Варгейминг» — не тратишь много средств, но получаешь возможность зарабатывать больше и все это на любимом классе машин. Четвертая категория это «разрушители», это люди, которые с выходом патча 8.84. продали все ПТ-САУ кроме «JgPzE-100» и вложили средства в «FV215b». Эти ребята ездят исключительно на «Е-100», презрительно глядя в сторону «Мауса» из-за его «слабого» орудия, а в выборе между «Т-150» и КВ-2» они выберут последнего из-за огромного DMP, даже несмотря на отвратительную точность. В общем, эти танкисты любят большие цифры, и если они попали и пробили танк противника, то цифра повреждения, вылетающая над танком должна быть в районе 700-800 единиц или не менее 400-т единиц. Вот таким фанам эта самоходка доставит много радости – «скушать» за один выстрел «Т-34» или «Pz-IV» это, знаете, еще то удовольствие. И последняя категория – это «собиратели медалей», для этих ребят послематчевый результат важнее самого боя и полученная медаль несет намного больший смысл, чем сам бой. Здесь медаль выступает не просто украшением после хорошо проведенного боя, здесь она выше – она эталон, она постулат и идея. Вот таким ребятам эта ПТ-САУ позволит собирать коллекции «Воинов», «Стрелков» и «Бронебойщиков», а с ними и «Редли-Уоттерсов», «Бельтеров» и «Халоненов». В общем, разработчики вложили в танк достаточно для того, чтобы сделать его интересным широкому кругу лиц и самоходка должна стать одной из самых фановых в игре. Но всегда есть «но» и главное «но» даже не размер ПТ-САУ, с замахом на небоскреб, сколько общий вид, мягко говоря – неэстетичный. Я считаю, что разработчикам нужно потратить еще немного времени, чтобы довести вид ПТ до лучшего состояния, что есть сейчас. Конечно, мешает отсутствие деталей, ее нельзя так детализировать как, например, «Матильду», но удалось же сделать красивым обтекаемый «Lowe», а ведь у него также деталей не так уж много. Следовательно, если захотят то и «СУ-100Y» заиграет новыми деталями и красками, в любом случае, поклонники этой ПТ-САУ на это очень рассчитывают (сейчас без камуфляжа на ней ездить сложно – впечатление удручающее). В целом же, самоходка получилась неплохо, интересная и непохожая на другие, полагаю, что она на долгие месяцы займет доминирующее положение в случайных боях танков 5-7-го уровней. P. S. Я думаю что «СУ-100 Y»(су сто игрек) игроки вскоре прозовут «Игрек»,«Игорек», «Игорь» или «Угорь», для сокращения и чтобы создать различие между обычной «СУ-100», которая за долгие годы в игре имела лишь одно распространенное прозвище – «Сотка», а чаще писали просто – «су100» (с появлением Е-100 снова перешли только на это обозначение).

Take Our Poll

СУ-100Y: «сарай» с большим потенциалом

Бой начинается! Вернее, здравствуйте, уважаемые читатели! Начиная с сегодняшнего дня, я буду знакомить Вас с обитателями своего ангара. Я буду делать обзоры только той техники, которая действительно побывала у меня в ангаре, так что – никаких выдумок и беспочвенной отсебятины.
Первый мой «домочадец», о котором хотелось бы рассказать – премиумная советская ПТ-САУ СУ-100Y. Эта ПТ приглянулась мне ещё во время её тестирования, и я, не задумываясь, купил её за 3250 золотых монет.

Игроки уже прозвали СУ-100Y «шкафом» и «печкой» за её большие размеры. И правда, внешний вид этой самоходки получился довольно неказистым. Но вряд ли её конструкторы думали о красоте, ведь это – боевая машина, а не какой-то концепт-кар.

Коротко об истории СУ-100Y

Кстати, о конструкторах. СУ-100Y появилась на свет в далеком 1940-м году. На базе тяжелого танка Т-100 был выпущен всего один экземпляр этой ПТ-САУ. Но, в отличие от многих других прототипов танков, которые после создания были отправлены прозябать по ангарам или вообще на переплавку, СУ-100Y приняла участие в боевых действиях. Воевала она во время битвы за Москву. К сожалению, кроме этого факта, о боевом применении самоходки почти ничего не известно.

Что такое СУ-100Y? Это боевая машина с массой 64 тонны и очень большими размерами. Её длина – более 10м, а ширина и высота – более 3м. Бронирование СУ-100Y имеет толщину 60мм во всех проекциях, кроме днища и крыши. Всю эту махину передвигает двигатель мощностью в 890 лошадиных сил, а максимальная скорость составляет 32 км/ч по шоссе и 12 км/ч по пересеченной местности.
Гордость СУ-100Y – это орудие. Корабельная пушка 130мм Б-13 имеет дальность стрельбы свыше 25 километров (куда уж там 600м на стрельбу в WoT). Предназначением ПТ-САУ с этим орудием было уничтожение укрепленных огневых точек, ДОТ-ов и бронеобъектов противника.

Вот такая вот короткая история у этой своеобразной самоходки с корабельным орудием. Ну а теперь пора вернуться к игре и посмотреть на СУ-100Y в её игровом варианте.

СУ-100Y: страшный урон

Хоть в World of Tanks игрокам и не приходится вести огонь на 25км, разрушать ДОТ-ы и решать прочие задачи реальной артиллерии, но орудию СУ-100Y в игре нашлось отличное применение. За исключением, пожалуй, крайне неточной пушки КВ-152 и орудий арты, 130мм «дрын» у СУ-100Y можно назвать самым мощным орудием среди техники шестого уровня.
Орудие Б-13-С2 имеет уникальные характеристики. В первую очередь, в глаза бросается высокое пробитие обычного бронебойного снаряда: 196мм. Урон – 440hp. СУ-100Y – это, наверное, единственная машина в игре, у которой пробитие обычного снаряда выше, чем у премиумного. Премиумный снаряд – тоже бронебойный, но с увеличенным уроном (510hp) и меньшим пробитием (171мм). Точность у пушки не снайперская – 0.38м, но с таким пробитием и уроном это более чем хороший показатель.

Фугасами на СУ-100Y вы будете пользоваться крайне редко, но пару штук с собой возить можно. Их пробитие, как водится, невысокое – 65мм, но урон в 580 единиц и разлет осколков на 2.8 метра могут помочь при добивании противника или в ситуации, когда необходимо гарантированно сбить захват базы.
Скорострельность орудия СУ-100Y невысокая: с досылателем и 100%-м экипажем перезарядка занимает 13.81 секунд. Это не слишком много, но баланс есть баланс. Не забывайте, что такое орудие доступно нам всего лишь на шестом уровне, где оно и без того крайне опасно.
Всего СУ-100Y может взять в бой 30 снарядов. Мой боекомплект для случайных боев выглядит так: 22 бронебойных снаряда, 6 премиумных и 2 фугаса.

В остальных характеристиках виртуальная СУ-100Y почти не отличается от реального прототипа. Тот же двигатель 890 л. с., то же бронирование 60мм по кругу. В игре немного завышена максимальная скорость – 35 км/ч. Гусеницы
Не радует дальность связи – всего 440м. Можно не видеть, что творится в дальнем уголке карты. Впрочем, пока что мне это ещё ни разу не помешало. А вот с обзором беда – всего 350 метров. Кто-то будет со мной не согласен, но я пытаюсь компенсировать этот недостаток стереотрубой.
Дело в том, что для СУ-100Y особенно важно как можно раньше заметить противника. Причем, сделать это раньше, чем он. У нашего «шкафчика» очень большие размеры – а это большая заметность. Маскировочная сеть тут не помогает.

Раз уж заговорили об оборудовании, то вот мой комплект: досылатель, стереотруба, приводы наводки. О досылателе и говорить нечего – must have. Орудие сводится долго – 2.9 секунд, но это ещё полбеды. Разброс сильно увеличивается даже при повороте орудия на зафиксированном корпусе. Без приводов наводки вы упустите не одну цель, не успев на неё как следует свестись. Ну а стереотруба необходима, чтобы не пасть жертвой невидимых врагов. Это мой выбор, и вполне допустимо, что кто-то решит заменить трубу на вентиляцию.

СУ-100Y: страшная уязвимость

Толщина брони СУ-100Y – 60мм, да еще и без наклона. Это вызывает у противника алчную усмешку. Ближний бой «сушке» категорически противопоказан, а средний – нежелателен. На СУ-100Y всегда приходится ждать, пока кто-нибудь отвлечет внимание противника, и только тогда открывать огонь. У «сушки» в запасе всего 700хп. Время жизни под вражеским огнем измеряется двумя пробитиями от, например КВ-1С. А это еще не самый страшный враг. Балансировщик отправляет СУ-100Y в бои 6-8 уровня, поэтому встречи с техников 8-го уровня – не редкость.

Из-за такой уязвимости СУ-100Y перед игроком стоит головоломка: спрятать «сарай». Владельцы Маусов, конечно, с ней справятся, а вот лично у меня с этим есть проблемы. Спрятать этот «домик» так, чтобы по нему не вели огонь, и при этом иметь возможность стрелять самому – это залог успеха на СУ-100Y.

Экипаж и доходность

СУ-100Y – премиумная машина, а это значит, что в неё можно усадить не зелёных новичков, которые и пороху не нюхали, а матёрых танкистов, например, с Объекта 268 или Объекта 263. Уж эти лихие ребята – офицеры, сплоченные в тысячах боёв.
Экипаж СУ-100Y состоит из шести человек – командира, двух наводчиков, мехвода и двух заряжающих. У меня эти бойцы взяты с Объекта 268, а недостающего наводчика я пересаживаю с СУ-101.

Если же вы собираетесь завести на СУ-100Y отдельный экипаж, то рекомендуется исследовать в первую очередь «лампочку» командиру, а всем остальным ремонт. Вторым умением игроки часто берут «боевое братство». Третьим умением первому наводчику следует взять «плавный поворот башни», а второму – «мастер-оружейник». Мехводу третьим перком нужно брать «виртуоза». Ну а заряжающим – «отчаянного» первому и «бесконтактную боеукладку» второму.
Ну а если вы докачаете экипаж на СУ-100Y до четвертого умения, то уже будет ваша очередь давать советы, что и кому изучать.
Что касается доходности, то тут СУ-100Y не впечатляет. У меня выходит чистыми в среднем 27 000 кредитов за бой. Всё упирается в то, что у СУ-100Y очень плохая живучесть, и зачастую нанести много урона просто не удаётся. Поэтому покупать эту ПТ ради фарма явно не стоит.

СУ-100Y – это машина на любителя, и заранее понятно, что многим игрокам она не понравится. Поэтому перед покупкой посоветуйтесь с её владельцами, а еще лучше – поиграйте на ней на тестовом сервере нового патча, если он открыт. Ну а для тех, кто не боится сложностей, СУ-100Y станет отличной ПТ-САУ для фана, ведь она своеобразна и неповторима.

VOD-ы