Где хранится изумрудная скрижаль гермеса трисмегиста. " тайная доктрина гермеса трисмегиста"

Уважаемый собеседник, во время нашего обсуждения Вы сказали, что текст Изумрудной Скрижали показался Вам непонятным, что для меня совсем не удивительно. Скрижаль Гермеса невозможно постичь, читая, как обычный текст. Каждая ее фраза требует размышления, медитации - возможно, в течение ряда лет. Некоторые алхимики всю жизнь держали этот текст где-нибудь рядом, на видном месте, чтобы взгляд время от времени останавливался на нем.

Поскольку фигура Тота - Гермеса Трисмегиста (в исламской традиции его принято называть Идрисом), считающегося родоначальником сакрального знания, мне глубоко близка, я даже почитаю его кем-то вроде покровителя... и египетский портрет Тота-Гермеса с головой птицы-ибиса много лет встречает меня в моей комнате, я решила, в рамках нашей беседы, посвятить эту заметку Изумрудной Скрижали.

На понимание отдельных фраз герметического текста Скрижалей у меня ушло от трех до пяти лет. Это была работа не с книжкой, конечно, но последовательное приобретение опыта внутренней трансмутации, чтение других книг, активные размышления. Хотя я не могу проделать аналогичную работу за кого-либо, попытаюсь, тем не менее, подсказать одну вещь, которая может помочь в понимании текста Гермеса.

Изумрудную Скрижаль нельзя читать, как привычные нам тексты, где нечто излагается в прямой последовательности от А до Я, от начала до конца. Он хитроумно составлен из трех элементов, которые переплетены между собой в очень сложном узоре.

Первая и последняя фраза Скрижали как бы стоят в стороне от остального содержания. Они начинают и замыкают круг, как команды BEGIN и END в компьютерном алгоритме.

Собственно узор начинается со второй фразы. Три составляющие его элемента становятся очевидными, если выделить соответствующие части текста разными цветами.

Первая из составляющих описывает нисходящую октаву Творения, схождение духа в материю. Вторая - восходящую октаву трансмутации - эволюцию, Великое Делание, путь из терний к звездам . Третий элемент, действующий как уравновешивающая сила, объединяет и первую, и вторую части в единое целое («Так создан мир»).

Это и есть три части знания Гермеса Триждывеликого обо всем мире. И это, в принципе, все, что человек когда-либо сможет узнать. Если то, что он открывает для себя через астрономию, физику, химию, математику, биологию или любую науку, хорошо укладывается в дух этого текста - значит, человек на правильном пути.

Здесь есть законы Вселенной, которые современная наука или философия уже сформулировала, либо только подходит к их пониманию - монизм, двуединство, тройственность, фрактальность, принцип эволюции...

Здесь есть все эзотерические законы и принципы, включая алхимические, теургические. Если до конца постичь этот текст, можно прочитать любую сакральную диаграмму - от магического квадрата до эннеаграммы.

Здесь дан метод для внутреннего преобразования, который по-разному формулируют различные духовные школы - он очень простой, но работающий... если его применять, конечно.

И что же это за таинственная вещь, о которой говорит Скрижаль?

А эта вещь и есть Гермес-Меркурий, квинтэссенция или Вездесущий Элемент.

В общем, слово Гермесу...

Истинно, без тени лжи, достоверно и истинно в высшей степени.
То, что внизу, подобно тому, что наверху , и то, что наверху, подобно тому, что внизу, замыкая круг чуда Единства.
И подобно тому как все вещи низошли из Единого по замыслу Единого, так все вещи появляются из этой одной вещи путем приспособления.
Солнце - ее отец, Луна - ее мать. Ветер носил ее в своем чреве, земля ее вскормила.
Эта вещь - отец всяческого совершенства в мире. Сила ее остается совершенной, даже когда она нисходит в землю.
Ты должен отделить землю от огня, тонкое от грубого, осторожно и с великим искусством.
Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю , получая силу как высших, так и низших вещей мира.
Так ты приобретешь славу всего мира, и темнота отойдет от тебя.
Эта вещь - сила любой силы, ибо она восходит выше самой утонченной вещи и пронизывает самую твердую вещь. Так создан мир.
Так возможно приобщиться к чудесам приспособления, в соответствии с данным здесь методом.
Поэтому я зовусь Гермес ТРИЖДЫвеликий, обладающий ТРЕМЯ ЧАСТЯМИ знания обо всем мире.
Сим мною завершено то, что должно было быть сказано о Работе Солнца.

Предлагаемая читателю книга является самым полным на сегодняшний день критическим изданием текстов легендарного Гермеса Трисмегиста – основателя герметизма и науки древнего Египта. Помимо традиционно включаемых в подобные сборники текстов в данное издание входят "Страсбургская космогония", тексты, касающиеся египетского бога Тота до его отождествления с Гермесом и некоторые сочинения "низкого герметизма", приписываемые самому Гермесу Трисмегисту: "Изумрудная Скрижаль", "Трутина Гермеса", фрагменты "Медицинской астрологии", "Койранид" и "Ста афоризмов", а также раздел, включающий работы крупнейших исследователей герметической традиции.

Гермес, Всевышний Господин мира, Ты, хранимый в сердце, круг Луны, Ты, круглый и квадратный, архегет произнесенного слова, защитник причины справедливости, Ты, носящий хламиду, Бог в крылатых сандалиях, Ты, проделывающий свой быстрый путь от эфира до глубин Тартара, проводник духа, око Солнца, Величайший, архегет слова, способного выразить все, Ты, радующий своими светилами тех, кто пребывает внизу, во глубинах Тартара, мертвых, закончивших свою жизнь; Тебя называют "Тот, Кто предсказывает судьбы" и "Божественный сон".

Ты, днем и ночью посылающий нам предсказания! Излечи все страдания мертвых своими средствами. Приди, блаженный, превеликий сын Памяти, совершающий ее наброски.

Яви Себя в Своей форме, благосклонный, будь благосклонен для людей набожных, объяви Свою благосклонность мне, дабы я принял Тебя в предсказаниях, в которых выражается Твоя могучая благодетель. Я молю Тебя, Господи, будь благосклонен ко мне, явись, не обманывая, и объяви предсказания.

Гимн Гермесу

От составителя

Предлагаемая читателю книга является самым полным в мире изданием текстов Гермеса Трисмегиста – легендарного Творца мира и открывателя всех наук, чья теологическая доктрина, по выражению Ф. Ф. Зелинского, проиграла в соперничестве с христианством, но под чьим именем естественнонаучная доктрина господствовала вплоть до эпохи Просвещения и дожила до наших дней в виде астрологии и доктрины Соответствий (см. раздел, посвященный герметической астрологии и астромагии). От фундаментальных исследований Андре Фестюжьера – четырехтомного "Герметического Свода" и четырехтомного "Откровения Гермеса Трисмегиста" – настоящее издание отличается тем, что в нем значительно сокращен критический материал, но добавлены "Страсбургская космогония", тексты, касающиеся египетского бога Тота до его отождествления с Гермесом и некоторые сочинения, приписываемые самому Гермесу Трисмегисту: "Изумрудная Скрижаль", "Трутина Гермеса", фрагменты "Медицинской астрологии", "Койранид" и "Афоризмов".

Как заметила Е. Блаватская, Гермес был для большинства европейцев тем же, что и Енох для иудеев, а Идрис – для мусульман. Действительно, Гермес в античности отождествлялся с Енохом, Моисеем, Орфеем, Идрисом, Меркурием, а также с египетскими Татом (Тотом, ставшим сыном Гермеса), Манефоном, Нехепсо и Петосирисом и другими мифическими и историческими личностями. Известны также различные Гермесы: предок, отец, сын, Дважды- и Триждывеличайшие, первый, пятый и т. д., являющиеся разными ипостасями одного и того же Гермеса Трисмегиста.

Датировать это всеобъемлющее произведение чрезвычайно трудно: по преданиям, оно пришло к нам от богов, с долунных (см. "Страсбургскую космогонию"), допотопных (Генон, Моссиньон) времен, вбирало в себя мудрость различных народов, тщательно разрабатывалось в вавилонских и египетских храмах и дорабатывалось во времена Средневековья, постепенно преобразуясь в современные науки (теология, философия, медицина, химия, астрономия и т. д.).

Сравнительно точно мы можем датировать лишь самую древнюю известную нам редакцию астрологической "Книги Гермеса" – по положению большинства звезд из ее каталога: 130-60 гг. до н. э., а также первую и вторую книги "Герметического Свода": соответственно I-III и IV вв. н. э. Космогонические и теогонические элементы уводят нас во времена авестийской книги "Дамдад-Наск" (около 500 г. до н. э.) или вообще в доисторические времена. Большинство же герметических фрагментов дошло до нас в списках, переводах и пересказах, поэтому их точная датировка не представляется возможной.

Мы придерживаемся разделения герметизма Зелинским на высокий (теология, философия) и низкий (естественно-научные произведения: магия, астрология, алхимия). Высокий герметизм – это, во-первых, "Герметический Свод" – трактаты, дошедшие до нас на древнегреческом языке, на котором они, судя по игре слов, и были написаны; во-вторых, диалог "Асклепий" – латинский перевод книги, известной также в коптском варианте; и, наконец, фрагменты учения Гермеса Трисмегиста, дошедшие до нас в цитатах или изложении Стобея, Лактанция и других христианских авторов. Многочисленные и разнообразные произведения низкого герметизма мы по мере возможности характеризуем по ходу книги. Кроме того, мы считаем целесообразным привести статьи некоторых исследователей, проясняющие место и роль Тота-Гермеса и герметизма в истории цивилизации.

Мы приносим свои извинения на несовершенство перевода, объясняемое как объективными (например, испорченность и противоречивость большинства манускриптов), так и субъективными (например, стремлением избегать в "Герметическом Своде" иноязычных слов) причинами.

ВЫСОКИЙ ГЕРМЕТИЗМ

[ Герметический свод ]

I. Поймандр Гермеса Триждывеличайшего

Перевод выполнен в основном с французского языка по изданию A.-J. Festugiere (и A. D. Nock), "Corpus Hermeticum", Paris, "Les Belles Lettres", 1945-1954, в 4-х тт. и сверен с древнегреческим и латинским текстами по тому же изданию и по изданию W. Scott, закончено A. S. Ferguson, " Hermetica", Oxford, 1924-1932, в 4-х тт. Особенно важные и сомнительные фрагменты переведены с древнегреческого или латинского языков и сверены с французским и английским переводами по тем же изданиям, а также по изданиям L. Menard, "Hermes Trismegiste. Traduction complete", Paris, Academic des Inscriptions et Belles-Lettres, 2-е изд., 1867 и G. R. S. Mead, "Thrice-Greatest Hermes", London и Benares, The Theosophical Publishing Society, 1906, в 3-х тт. В связи с испорченностью многих манускриптов в скобках мы приводим версии реконструкции и перевода других исследователей. Сокращения в скобках после примечаний обозначают их авторов: Л. Д. – Луи Менар, В. С. – Вальтер Скотт, А. Д. Н.- Артур Дарби Нок, К. Б. – Константин Богуцкий. Неподписанные примечания принадлежат Андре Фестюжьеру.

Средневековый арабский учебник магии "Пикатрикс" вкладывает в уста Гермеса следующие слова о том, что с ним произошло: "…Преисполненный желания открыть учение о тайне (Secreta opens mundi) и таинство сотворения, я очутился в мрачной пещере, темной и ветренной. Я ничего не видел из-за царящего в ней мрака и не мог держать зажженной лампу – так сильно дул ветер. Тогда мне явился некто с прекрасным лицом и сказал мне: "Возьми свечу и помести ее в стекляную лампу, которая предохранит ее от ветра, и он ее не погасит. Затем войдем в подземную комнату…" (Picatrix, III, 6). Это напоминает Леонардо да Винчи: "Разъяренное море не шумит так даже тогда, когда бушует северный ветер… И влекомый своей страстной волей, жаждущий увидеть великое смешение разных дивных образов, сотворенных искусной Природой, блуждая среди тенистых скал, я дошел до отверстия большой пещеры, стоя пред которой, удивленный, не осознавая, что происходит… И вдруг вскипели во мне две силы: страх и желание, страх перед грозной темной пещерой и страстное желание увидеть, нет ли в ней чего-то истинного" (Cod. Anindel 263, 155 г.). (К. Б.)

Даже при беглом ознакомлении с содержанием Скрижали становится ясным, что речь идет об основах Мироздания. Затруднения, которые возникают при расшифровке текста, вызваны тем, что учение изложено в образах и понятиях автора, жившего за много тысяч лет до нас. Базовые понятия физики современная наука может принять только в научных образах и математических формулах, основанных на комплексе современных знаний. В тексте же Скрижали они представлены в виде невыразимых понятий "Единого", "единой сущности", которая рождает все вещи, и "приспособления", посредством которого рождаются все вещи. Учение Атлантов не могло быть расшифровано до настоящего времени, потому что наука не вышла на уровень понимания основ Мироздания и не содержит аналогичных понятий. Высшие Знания оперируют аналогичными понятиями и поэтому позволяют расшифровать текст Изумрудной Скрижали.

Полный текст "Изумрудной скрижали"

То, что говорю здесь, — только истина! И нет в этом ни капли иного!

То, что внизу, — подобно тому, что вверху.

А то, что вверху, — подобно тому, что внизу. И это надо знать для того, чтобы обрести познание наичудеснейшего Единого!

Всё материальное возникло по замыслу Единого .

Все материальные объекты стали проявленными — именно через уплотнение энергии Единым .

Солнце — Отец проявленного мира, «лунное» — его мать.

Святой Дух «вынашивает» развивающиеся души, Земля — вскармливает их.

Отец же всего развития во всей вселенной — присутствует всюду и всегда.

Могущество Его есть Наивысшее Могущество! Оно превосходит всё иное! И явлено Оно на Земле — во Всесилии Своём!

Раздели же: «земное» — и Огненное * , также грубое — и тонкое!

Действуй при этом — с величайшими осторожностью, благоговением и разумением!

Став Наитончайшим Огнём — познай Небесное!

Так свершается Слияние .

Затем снова вернись на Землю — и будешь улавливать Тончайшее и иметь силу эффективно преобразовывать несовершенное.

Это будет означать, что ты обрёл славу Слияния с Единым и избавился полностью от мрака неведения.

Сила Единого проникает под всем: и тонким, и грубым — и управляет ими.

Именно таким образом существует всё Мироздание. И благодаря этой изумительной связанности Всего — движется развитие.

Вот почему имя Моё — Гермес Триждырождённый: ибо Я существую и действую во всех трёх планах бытия* и владею мудростью всей вселенной!

Итак, умолкаю, ибо возвестил всё, что хотел, про деяние Солнца .

Расшифровка учения Атлантов по тексту "Изумрудной Скрижали" Гермеса Трисмегиста.

"Истинно - без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: то что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи" .

Если в Изумрудной скрижали речь идет о Мироздании, то эти строки следует отнести к ближайшим областям наблюдаемого пространства, находящимся над головой и под ногами. Обе эти области имеют одну природу, природу единой вещи, первоматерии. Качественное различие, которое мы наблюдаем, является чудесным, непознанным людьми свойством первоматерии.

Человек привык наблюдать над собою пустоту неба, а под ногами - земную твердь. Он не может понять и признать аналогию между небом и земной поверхностью. Но мы уже знаем, что выше ионосферы находится земная кора в измерении L 01 , земля Рая, аналогичная земной коре нашего измерения. Слова "находится внизу" можно отнести также и к земной коре в измерении L 10 , к земле Ада. Такое строение Земли имеет причиной свойства гравитационной волны Вакуума (чудеса единой вещи).

"И подобно тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление."

Весь материальный мир имеет причиной своего существования гравитационную динамику Вакуума (Единого). Гравитационная волна Вакуума (единая сущность) создала условия для разделения вещества разных измерений и образования путем создания энергетических связей в стоячих волнах (приспособления) макроструктур одного измерения.

Выражение "Единый" применительно к понятию Вакуум очень точно отражает его сущность. Действительно, безграничная однородная, бесструктурная, среда имеет свойство единого бесконечного и может быть так названа. Строго говоря, это понятие невыразимо. Даже одно слово искажает существо понятия только потому, что это слово может быть употреблено в других значениях. Какие-либо дополнительные уточнения только вносят дополнительные искажения в сущность понятия. Это - классический пример того, что словом нельзя выразить абсолютную истину. О Вакууме нельзя сказать, что он существует, потому что не существовать он не может. Он всегда был, есть и будет вечно. В бесконечном пространстве не существует ничего иного. Материальные миры всех измерений (все вещи) являются структурными неоднородностями волнового состояния Вакуума, тем же самым Вакуумом, проявившем свои свойства, способность отражать свое состояние в виде материальных структур.

Выражение "единая сущность", применительно к понятию гравитационная волна Вакуума, также очень точно отражает ее свойство быть посредником Единого при создании материального мира. Гравитационные волны являются внутренним содержанием Единого, его сущностью. Материальный мир не содержат ничего иного, кроме гравитационных волн Вакуума. Поэтому выражение "единая сущность" также очень точно отражает качество Единого, реализуемое при возникновении материального мира.

"Солнце ее отец. Луна ее мать. Ветер носил ее в своем чреве. Земля ее кормилица. Вещь эта - отец всякого совершенства во вселенной."

Здесь сказано, что звезды рождают, а планеты поглощают гравитационные волны, которые движутся в пространстве и создают смещение Вакуума, гравитационный поток (вещь), подобный ветру. Гравитационные волны обладают уникальным свойством, благодаря которому рождена, существует и развивается вся Вселенная. В объемах планет гравитационная волна рождает новое вещество - сущность материального мира, зримое выражение совершенства Разума Вселенной. Рост гравитации сопровождается концентрацией Разума низших измерений, накоплением знаний и совершенствованием Разума высших измерений.

Очевидно, что учение Атлантов не содержит сведений об источнике сферических гравитационных волн, находящемся в центре нашей Вселенной. Их представление о гравитационной динамике Земли ограничено Солнечной системой. Причина гравитационных волн им видится в динамике Солнца. А может быть, только эти гравитационные волны были предметом их исследования и практического использования.

"Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю. Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством."

Здесь сказано, что Вакуум набегающей гравитационной волны содержит вещество различных измерений, которое поглощается Землей. При этом гравитационная волна, хотя и является источником вещества, не изменяет своих энергетических характеристик.

Атланты умели разделять Разум различных измерений. Вначале отделялись медленные нейтрино (земля) от быстрых (огонь). Затем отделялись низкие измерения (тонкое) от высоких измерений (грубое). Технологические средства для осуществления этой цели были доступны древней цивилизации Египта. Не исключено, что для этих целей использовались египетские пирамиды - колоссальные сооружения древней цивилизации, назначение которых до сих пор не разгадано. В пирамидах гравитационный поток вещества и Разума разных измерений получает различное преломление. Подобно тому, как в стеклянной призме преломляется и разлагается на спектр разных частот луч света. В пирамиде наряду с зонами пониженной гравитации возникают также зоны концентрации монохроматических потоков Разума. Медитация в этих зонах может дать удивительные результаты вследствие поглощения Интеллектуальной сферой РЧ Разума одного частотного диапазона из гравитационного потока. Интенсивное наращивание Интеллектуальной сферы Разумом одинаковых частот значительно повышает творческие и экстрасенсорные способности человека.

"Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира. Таким образом ты приобретешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая темнота".

Гравитационный поток в гравитационном цикле имеет переменный знак. Поэтому Разум Человека дифференцированно, в соответствии с частотными характеристиками, поглощает Разум низших измерений гравитационной волны, направляя его в свою Интеллектуальную сферу. По этой причине вблизи амплитудной поверхности гравитационной волны знания Земной цивилизации резко возрастают. Это физическое явление, существующее объективно, послужило основанием для слов Ишвары, вынесенных в эпиграф книги Высшие Знания. При возрастании гравитации Интеллектуальная сфера интенсивно растет в области высших измерений, а в период антигравитации она растет в области низших измерений, питаемая Разумом потоков соответствующих сфер Земли. То же самое происходит при медитации в областях интенсивных монохроматических потоков Разума низших измерений. Энергетические возможности Сущности резко возрастают, формируются новые энергоинформационные каналы. В ответ на медитативный запрос РЧ знаний об иных мирах Сущность создает в области сознания образы этих миров, полученные от представителей их Разума. А отдельные нейтрино низших измерений, интегрированные в Интеллектуальную сферу РЧ, дают ему непосредственное знание, которое проявляется как естественная память о пережитых событиях в иных мирах.

"Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникнет собою всякую твердую вещь. Так сотворен мир. Отсюда возникнут удивительные приспособления, образ которых таков".

Гравитационная волна Вакуума имеет природу однородного тела. Говоря образно, структура Вакуума неизмеримо ниже любого самого низкого измерения. Поэтому ей нет препятствий. Она пронизывает материальный мир всех измерений. Именно гравитационная волна Вакуума является причиной описанного выше развития вещества и Разума в его среде.

"Поэтому я назван Гермесом Триждывеличайшим - так как я обладаю (познанием) трех частей вселенской философии".

Из этих слов видно, что Гермес Трисмегист гордился тем, что он стал обладателем учения Атлантов. В Скрижали нет сведений об источнике знаний. Поэтому можно также предположить, что эти знания были получены сверхчувственными методами. Столь высокая убежденность в истинности знаний дает к тому основания.

"Полно то, что я сказал о действии солнца".

Иными словами, в полном объеме завершено изложение учения о действии Солнца как источника гравитационных волн и нет ничего недосказанного. Этим еще раз подтверждается отсутствие знания о сферической гравитационной волне масштаба Вселенной.

Нужно полагать, что учение Атлантов не ограничивалось текстом Изумрудной Скрижали. Наверняка это были обширные знания (три части вселенской философии), имеющие практическое значение для цивилизации того времени. Только в этом случае учение могло быть понято и воспринято как абсолютная истина. Учение было по достоинству оценено не только Гермесом Трисмегистом, но и народом древнего Египта, давшим ему божественный титул и назвавшим его Триждывеличайшим, "писцом богов" - Тотом.

К сожалению, полный текст учения Атлантов был утрачен в глубокой древности, сохранился лишь текст Изумрудной Скрижали, передававшийся в легенде из поколения в поколение.

Современная цивилизация должна сделать из этого необходимые выводы и не допустить утраты научных знаний в период гравитационного удара и последующий период возрождения цивилизации. Научные знания необходимо облечь в неуничтожимую форму. Только в этом случае возрождение цивилизации произойдет на более высоком уровне. Иными словами, резко возрастет спиральность гравитационного цикла. Но это объективно зависит не от Разума цивилизации, а от гравитационной динамики большого цикла Вселенной и потому произойдет с неотвратимостью предопределенного события.

Скрижаль изумрудная

Всё, что на небе, то и на земле. Я даю вам Знание миров дальних и сфер высочайших, невидимое глазу, но познаваемое сердцем. Вскрываемые пласты неподвластны уму, но видимы Оку сердечному, способного распознать бессмертное и отделить зёрна от плевел. Не поддавайтесь искушению применить ум и сложить узор, человеческой логике подвластный. Мой узор - невидимый, лежащий за пределами мышления, но читаемый Смарагдом и Ясписом, в сердце человеческом пребывающими. Суждения ваши превратятся в прах, мысль умрёт, останется чистый звук, в который превратится сердечное понимание. Звук станет нотой, что льётся в ритм Будущего, Врата в которое открываются двадцать первым веком. Читайте и вслушивайтесь в вибрации, порождаемые сердцем. Оно вам подскажет путь в высочайшие сферы, основой которых является Огонь. Я взываю к проснувшемуся духу. Вам, открывшим сердце, я несу Зелёное Пламя Гермеса.
Живи, Огонь Вечный!

1
Я много исходил земель.
Я познал немало тайн.
Мой ум воспринял знание.
Моё сердце открылось Вечности.
Я просвещал народ.
Я прослыл умнейшим из умных.
Я преобразил себя.
Я взошёл к Отцу небесному.
"Ты - трон Мой", - сказал Отец.
Он был Сидящим.
Я стал основой - Пламенем Зелёным.
"Смарагд - твой камень", - услышал я.
Я был свободен, как ветер.
Я был быстр, как молния.
Я сиял, как свет.
Я впитал мудрость Сидящего.
Я помогал, где мог.
Мудрости моей не было равной.
Я стал Богом.
Я растворился в Отце.

"Не ищи знание, ищи Мудрости". Эти слова, услышанные сердцем моим, звучали вновь и вновь, заставляя проникать в их сокровенный смысл. Вы думаете, что я ходил по тверди и имел глаза и уши, чтобы видеть и слышать? Нет, это был другой мир, незнакомый вам, хотя это была Земля и сферы планеты голубой. Всё отличалось от того, что я знал и помнил. Я спускался всё ниже, находя проходы в сферах, и каждый раз попадал в мир более плотный, пока не достиг того, где воздух можно было потрогать рукой и положить на ладони. Здесь всё удивляло, но я знал, что ум построил этот мир, потому что плотное создаётся только плотным, которое более разумно и знакомо с силой и могуществом творчества. "Здесь ты должен стать мудрым", - услышал я вновь. "О! Стать мудрым, где царит знание, очень трудно, - подумал я. - Знание - царь этих сфер. Я должен стать сначала знающим. А потом мудрым". Бесконечно сложно хранить высшее равновесие в мире земной логики. Здесь устойчивость зиждется на плоскости, не зная равновесия вертикального. Опускаясь в пучину логики, я мог потерять высшую мудрость, что жила в сердце моём. Но если бы я говорил мудро, меня бы сочли глупцом, потому что мудрость проста, а знание - сложно. Мне предстояло сеять зёрна простоты, внося в сознание человеческое понятие высшего знания, которое зовётся мудростью, а потому - простотою. "Это так просто, - говорили люди. - За этим ничего не стоит. Где логика? В чём смысл?" Я научился объяснять простые истины сложным языком, вычерчивая замысловатый узор ума, и люди стали понимать простоту. Я говорил: "Отец мой воззвал ко мне". И они, зная, что за этим стоит целый невидимый мир, рассказывали мне о том, кто такой Отец, как Он воззвал ко мне и откуда донёсся голос Его. Они исписывали груды табличек, исчерчивали знаками весь прибрежный песок, пока в конце концов не завершали труд свой словами: "И Отец воззвал к нему". Зачем же нужно было тратить столько усилий и слов, зачем не ценить время? Это было необходимо, потому что задействовались клетки, которые раньше не применялись в работе ума. Я был рядом и мог Волей, данной мне свыше, направить разбуженную энергию в сторону сердца. Они сумели достичь преображения, поняв, что логика выстраивает лабиринты, и если не знаешь направления, то навсегда останешься плутать в них. Я прослыл великим хитрецом, потому что, зная простой и прямой путь, водил их по дебрям, которых люди на самом деле жаждали больше, чем мудрости. Они сложное принимали за мудрое, и чем извилистее были рассуждения, тем почтительнее они относились к говорившему. Когда же мы приходили к простоте, многих постигало разочарование. Ум сплетал очень тугую и прочную сеть, не давая проникнуть в сердце простым и понятным вещам.
Многим я дал понимание и посеял зёрна мудрости в сердцах человеческих. Отец мой, в котором я растворился, похвалил меня за труд и сказал, что судить будет позже, по зрелому плоду.

2
Мудрости моей подвластны сферы надземные.
Взгляд мой проникает вглубь эонов.
Я хожу по мирам, не зная усталости.
Мне доверено творчество в Вечности.
Кто не знает игры Света?
Он рассыпается на мириады сокровищ.
Он складывает узор цвета.
Он подобен камням драгоценным.
Ищи Царство Вечности.
Иди к Единому Сущему.
Ступай осторожно над бездною.
Будь осмотрителен при подходе.
Боги творят в Вечности.
Руками узоры складывают.
Камень к камню подбирают.
Узор рисуют красочный.
Свет каменьев - одеяние Сидящего.
Цвет искр - убранство трона.
Радуга - символ Единого.
Двойная радуга - Целое Целого.

"Ты будешь строить царства", - сердце моё затрепетало. "Возможны ли царства иные, кроме Царства Небесного?" - спросил я у Говорящего. "Царства, строящиеся тобою, будут подобны Небесному, но уходящими в глубинные сферы". Я хотел ещё спросить, зачем Ему это нужно, но понял, что Мудрость моя сама отыщет ответ, не тревожа мысль Говорящего. Она уже пребывала в покое, а мы трудились для Вечности, которая построила всё необходимое, мы же шли вниз, протягивая нити Света в глубины творения. Я понял, что всё сотворено Сущим, нет того, что лежит за пределами Вечности. Он есть Тьма и Свет, Смерть и Жизнь. Тьма нуждается в осветлении, Смерть - в бессмертии. Я шёл впереди, понявший задачу правильно, Мудростью проникнув в мысль Сущего, ведя Богов во мглу беспросветную. "Ты познал замысел Мой, - звучало в сердце. - Потому ты возглавишь войско Моё, Бессмертный". Во тьме жили люди, имеющие знание. Их знание было от Единого, но лишено Света. "Как возможно такое искажение?" - возроптало всё существо моё, но потом затихло, проникая дальше в замысел. Я шёл по Тьмы лабиринтам и искал смысл в увиденном. Я знал, что он есть, ибо любой мир - мир творчества Сущего. Я проник в замысел Создателя. "Ты познал Тайну Мою, - вновь зазвучал Голос. - Отныне не трон Мой место твоё, а Я Сам Един с Тобою". Я больше не постигал Мудрость Сущего. Я Сам был Мудростью и Сущим. Я стал ипостасью Творящего, но избрал участь иную. Мир уже был сотворён, но он развивался и, дойдя до предела совершенства, исчезал в Потоке Новом. "Я буду на переходе, в месте поглощения мира миром, я стану разрушающим и творящим". Я остался во Тьме и почернел от яда её. Мы цветом стали похожи, но Тьма была Смерть, а Я был - Жизнь. Сидящий сказал: "Ты мудр, Гермес! Ты создал Тьму, которая есть Свет". Он знал Тайну мою. Нас было двое Знающих, но Мы пребывали в единстве. "Ты познал Меня, Бог, и стал Мною. Ты занял часть Меня. Всё ли знаешь ты?" Зачем Он спрашивает, задавая простейший вопрос Мудрости Своей? Что кроется за этим? Моя Мудрость пришла в движение. "Если я стал частью Его, то занял место Всевышнего. Познана ли часть, занимаемая мною?" Я размышлял долго и понял, что ещё не познал Сам Себя. Я знал только того, кто стал ипостасью, избравшей участь иную. А кто был тот, кто остался в Едином? Он был мост Вечности, соединяющий Начало и Конец. В Начале был Созидающий, в Конце был Тёмный, а тот был просто Светом. Нас было трое в Едином. "Ты мудрейший из мудрых, - сказал мне Сидящий. - Ты познал Троичность не Моей Мудростью, а своей. Теперь Мы нераздельны". Но я помнил об участи иной и знал, что буду в мире людей, во Тьме, чтобы играть с Тьмой, которая не могла распознать Свет Мой, ибо слепла и замирала в неведении. Я должен был вести людей из Тьмы, уловками и хитростью разбивая оковы Ярости, поэтому я ходил внизу и учил людей Мудрости, что была проста и изящна, но опасна для Тьмы, потому что вела к Бессмертию и дарила Вечность.

3
Я познал Триединство.
Я познал себя.
Я Мудростью своей проник в Начало Начал.
Я стал Единым.
Я стал неразделен и вечен.
Моя бессмертная сущность творила Вечность.
Я владел кольцом.
Змей закусывал хвост.
Тело было зелёным,
Язык был красным,
Свет был белым,
Отражение было чёрным.
В отражении цвета повторялись.
Сферы входили в сферы.
Мир уходил в Тартар.
Сущий следил за твореньем.
Бездны разверзлись.
Огонь полыхнул ядовитый.
Основы заколыхались.
Единый послал Сына.

Перед моим всеведающим Оком разверзлись сферы, и Тьма перестала быть Тьмою, и я сам видел себя, окрасившего все миры в цвета радуги. "Ты видишь Тартар?" - спросил меня Единый. "Да, он во Тьме тёмной", - ответил я. - "Он в глубине глубин. В море Беспредельных Вод Моих", - пояснил Голос. "А разве я не пребываю там?" - спросил я. "Ты безбрежное море мысли Моей, - ответил Создатель. - Поэтому ты есть всё". Мне не нужно было проникать в мудрость и постигать тайный смысл сказанного, потому что сущность Единого знала то, что было Единым. "Я пойду завершать узор Вечности", - сказал Сущий, что познал Троичность. Это был я, ходящий в бездне и обучающий неразумных, погрязших в знаниях. Я размышлял, как избавить их от напасти тленной, вырвав бессмертное из рук Тьмы. Тьма знала, чем приковать людей к глубинам преисподней, и яростно насаждала знание. Тьма владела знанием, потому что сама происходила от Единого, строящего миры Вечности. Я постиг Тайну Единого и силу Тьмы, которая строила сферу в сфере без Света. "Она не смогла поймать Свет отражения, но сумела постичь само отражение", - понял я, зная, какой силой не владела Тьма. "По каналам Света должна заструиться Жизнь, внося в бездну порядок!" - крикнул я Создателю. "Ты хочешь, чтобы Я отдал Любовь Свою?" - спросил Он. "Нет, но поделись ею", - попросил я. Долго думал Творец над простотою решения. "Я - это Любовь, - сказал Он. - Срединный - Сын Мой - удерживает равновесие творимого. Он понесёт Любовь Нашу вниз. Удержим ли Мы Троичность?" - "Да, Отче! Я буду с Ним рядом. Ты присоединишься к нам?" Он размышлял. Он долго молчал, потому и замерли сферы, решения Творца ожидая. "Я не могу быть с вами, Я должен опуститься ниже, чтобы приподнять бездну и заполнить пространство над Тьмою". Я оценил Его Мудрость. Мы могли запереть Тьму в Свете отражений наших и не дать ей увидеть себя, породив множество Теней. Сын спускался вниз, а оттуда должен был сойти ещё ниже, чтобы Любовью напитать основы основ. Любовь проделала путь по всем мирам Сущего и опустилась ниже нижайшего. "Она встретила там Тебя, Отец мой. Узнала ли?" - спросила Мудрость моя. "Нет. Не узнала. Ей вновь предстоит идти и испытать Мудрость свою. Найдёт ли Единого в Тьме тьмущей?" - "Теперь уже найдёт", - ответил я. "Почему ты думаешь так, Гермес?" - "Когда она пойдёт по старому пути, то понимание озарит её, и Любовь поймёт то, что прежде прошло мимо её сознания, а вот когда она спустится ещё ниже, ей предстоит встреча с Тобой. Её Любовь должна оказаться сильнее Твоего отражения. Ты Сам сможешь удержаться там до мига этого?" - "Да, Тьма - творение Моё, и власть Моя распространяется на все пределы тела Моего". - "А есть ли то, что лежит за пределами тела Твоего?" - спросил я. Сущий широко открыл глаз Вечности, а потом хитро прикрыл его и усмехнулся: "Ты хочешь выйти за пределы Мудрости Моей? Твой вопрос выше Вышнего". Я понял, что ступил в новые пределы, и направил Луч Сердца моего за Мудрость Единого.

4
Я упал в необъяснимые просторы.
Я не мог поднять головы из праха.
Мой ум скользил по поверхности.
Моё сердце искало выход.
Мир навёл на меня Луч свой.
"Кто ты?" - спросил он.
"Я не могу прозреть истину, - ответил я.
- Я не знаю, кто я".
Я проник в мир Единого.
Я вышел за пределы Вечности.
За Вечностью я обнаружил другой мир.
Двенадцать Солнц сияли в ночи.
Я был Мудр, но Мудрости было мало.
Я любил мир, но Любви было мало.
Я хотел взойти, но не знал как.
Я шёл по дорогам Вечности.
Ищи большего, чем имеешь.
Стремись к сиянию, имея Свет.
Засвети семь светильников.
Все семь укажут путь к двенадцати.

Не ступал никто по сферам, по которым держал путь я. Впервые живущий в Вечности вышел за пределы Вечности. "Сущий! Ты скрывал от меня Истину?!" - закричало сердце моё. "У меня нет тайн от живущих во Мне, - ответил он. - Ты познал то, до чего дорос. Мудрости твоей нет равных, но ведь прежде, чем был ты, был Я. Я знаю, где тело моё, тебе же надлежит искать пределы пространства и проникать в Ойохтоэ". Я понял, что знал то, что мог знать, но когда знание моё сравнялось со знанием Единого и я стал Единым, то что мне оставалось делать дальше? И я пронзил Лучом Мудрости тело Создателя и вышел сквозь разбитую скорлупу, родившись в мире другой Вечности. Я знал, что Вечность одна, но налицо была другая Вечность, и как я мог спорить с тем миром, что очевидностью своею разрушал мою Мудрость? "Ты поймёшь первым", - услышал я Голос новый. Я стал искать ответы, но и мудрость, и сердце мало что решали в этом мире. "Что должно вести меня по просторам Твоим, Голос новый?" - "Жажда", - услышал я. Меня обдало волною, и я прозрел. Я был Водами Беспредельности, и мне ли было не знать, что в молоке материнском пребываю я, но ведь есть та, кто поит миры напитком бессмертным. "Я пребываю в теле Вечности новой, - сказал я. - Где дух Твой, Голос?" - "Ты понял, - донеслось до сердца моего. - Иди сюда". Я оказался у трона Сидящего, но этот Сидящий был старше того, в ком пребывал я, но и моложе Его. "Мои семь тел образуют Вечность. Она - тот мир, где ты стал Троичным. Ты - плоть Моя, которая есть Вечность. Но вся Вечность и Единый Сущий находятся в низших пределах Моих. Ты понял?" Я понял именно так, но я хотел знать, где же дух Новой Вечности, если то, что знала Мудрость моя, есть плоть. "Ты обладаешь свойствами текучести и огненности. Разливайся по телу новому, но помни: "Как внизу, так и вверху". Я недолго размышлял, потому что Мудрости моей не хватало в мире новом. Я решил ступить за огненную черту, потому что жаждал знать. "Ты хочешь знать?" - услышал я предостерегающий шёпот. "Нет, я хочу быть", - ответил я, прозрев смысл вопроса. Я был научен ошибками людей, ибо много видел их вокруг себя в жизни иной. Они хотели знать и погибали от знания, потому что оно было для плоти. Дух же нуждался в Мудрости. Путь к Мудрости лежал через сердце. Здесь тоже должно было быть сердце, но оно будет иным. "Я слышу мысль твою", - Голос вёл меня по телу Вечности Новой. "Горячо", -- сказал Он, как в детской игре. "Сердце - это Вечность. Я принимаю Вечность в сердце своё, а своё отдаю тебе! - воскликнул я. - Не отвергай дара стремящегося. Дай испить от Мудрости твоей". - "Ты хитёр, Гермес. Скажи Мне, сколько Звёзд в Мудрости Моей?" - "Пять", - ответил я не раздумывая. "Почему ты думаешь так?" - "Потому что на пяти строилась мудрость земная. Ты же наказал искать подобия". - "Да, - вздохнул Он. - Ты станешь троном Моим. Смарагд - твой камень. Оставишь его себе?" "Да, - ответил я. - Пусть Смарагд будет влечь Мудрость земную. Пусть люди знают, что пять зелёных Солнц будут ждать путников земных".
Вечность Новая молча кивнула.

5
Я стремился познать Дух Говорящего.
Я знал природу Его.
Тело было семью, дух был пятью.
Вечность была двенадцатью.
Вечность пребывала в Вечности.
Нет предела мирам.
За познанной Вечностью лежит Вечность
Новая. Стремись к ней в жажде познания.
Мне открылась Вечность иная.
Я ступил в мир другой.
Я искал ключ.
Сидящий сделал меня троном Своим.
Ставший троном стал Мудростью мира.
У меня появилась задача новая.
Я повёл миры в Беспредельность.
Есть ли предел восхождению?
Предел был в теле.
Предел был в разуме.
Через своё сердце можно войти в сердце
Вечности. Сидящий примет стремящегося.

В том мире, который знал я и где я был Единым, я путём долгих исканий пришёл к Троичности. Путь к ней лежал через Мудрость мою, и Нус сиял путеводной Звездою. Любовь открывала Врата всем жаждущим приобщения к миру тайны, и это постигалось за сотни воплощений на планете Земля, а потом и за тысячи переходов по сферам миров дальних. О! Этот путь был знаком мне. Как бы я вёл остальных, если бы не проложил его по всем мирам Вечности? И Вечность, открывшаяся сердцу моему, помогала мне познавать себя и вести других. Я накапливал силы для последнего перелёта и совершил прыжок безумства, нежданный никем. Боги привыкли к моей хромоте и не ожидали от меня той прыти, которую я развил, ходя по сферам. Никто не знал кроме Сущего, что одна нога моя была постоянно на ступень выше другой. Я весь был в полёте к мирам иным, влекомый жаждой познания. "Ты будешь хромать, бегая по ступеням", - предупредил меня Единый. "Нет, я уже научился скользить, став быстрее молнии. Путь, проложенный мной, не имеет ступеней. Нужно надеть крылья и лететь, как мысль". - "Кто найдёт дорогу к Вратам твоим?" - спросил Отец. "Тот, кто привёл в действие разум свой и сердце сделал пылающим". - "Не многие будут проходить путём твоим, Гермес, - усмехнулся Сущий. - Но толпиться у Врат будут". Этот путь знал я, и он был проложен для людей. Но как пройти в Вечность иную? И как в Вечности Новой познать дух её? "Ищи, Гермес, ты близок к познанию Меня, а познав Меня, ты станешь Пятеричным, вобрав Троичность". Это уже направило разум мой к тому, что за этой Вечностью лежит следующая, тело которой есть двенадцать. Но до понимания сути вещей дошла мысль моя - Того, кто был Единым и искал путь к Духу Своему. В людях же едва брезжило понятие Высшего, недоступное их материальному сознанию. "Им трудно, - размышлял я, - идти в мир Духа, потому что они заняты материальным. А те, кто понял, что нужно стремиться к бессмертию, не знают, как им этого добиться. Я похож на такого искателя в Вечности Новой. Что же делать пребывающему в неведении? Я бы советовал людям взывать к помощи Матери. Почему здесь я пытаюсь идти своими силами?" Я воззвал к Матери Вечности, и Она откликнулась на зов мой. "Чёрная Матерь! Ты есть Свет! Проведи меня по пути познания и дай мне испить молока Твоего!" Небеса разверзлись, и мне открылся проход в мирах иных, к Духу Вечности Новой. "Ты понял принцип, мудрый Гермес: Вода и Огонь творят Сущее. Придёт время, и ты станешь Единым Сущим Единого Пространства. Ты повернул ключ миров и отворил Врата Беспредельности. Поведай людям о том, чего ты достиг в Ойохтоэ".
И вот я, Гермес Трисмегист, бывший в мире Единого Сущего, говорю вам от трона Вечности Новой, раскрывая тайный смысл пути золотого: "Вас ждёт радуга изумрудная, подобная сиянию очей легкокрылого Гермеса, принявшего титул новый в Вечности Новой".

6
И восстал я из праха,
И обрёл плоть новую.
Я нашёл цвет свой.
Я стал Смарагдом и Ясписом.
Я шёл по мирам беспредельным.
Я жил в Вечности.
Вечность признала во мне сына.
Она приняла меня в объятия.
Она дала мне свободу.
Я шагнул к духу её.
Я познал плоть Вечности Новой.
Дух предстояло познавать.
Пять взывали к плоти.
Пять творили Вечность.
Пять рождали Вселенные.
Пять были вверху.
Гимн мой - Вечности Новой.
Гимн мой - Славе небесной.
Гимн мой - Отцу Сидящего.
Гимн мой - Сыну Вездесущему.

Теперь я мог сказать, что я был прежде, чем был мир. Я - Творец и Отец Вечности. Я, Гермес, принял убранство Отчее и стал Сидящим на троне. Я воспарил в мир Пяти и тку одеяние Новое. Я посылаю вам стрелы Ареса и сладкозвучный напев Аполлона. Пойте песню Гермеса Авулактоса!

Я, Гермес Авулактос, сложил к ногам твоим Скрижаль Изумрудную. Пей молоко Вечности, снимай покровы эонов! Грядущий принесёт тебе напиток Богов - воздай хвалу Творцу и спой гимн Вездесущему. Отпей по капле крови Божественной, пригуби кубок Вечности! Что смочит губы жаждущие - то понесёшь в миры дальние. Пронзён будешь стрелой Ой-охтоэ -- и мир засияет Солнцами. Искры падут на идущего - сам Солнцем станешь. Мои слова - камни драгоценные. Мои слова - для живых сердец. Прими из Вечности Чашу Изумрудную и Скрижаль, Гермесом писанную.

Смарагдом и Ясписом писанная, Скрижаль эта займёт место своё в человеческом сознании, сердца озарив Светом изумрудным, всполохами Искр светоносных наполнив мир.
И вот я, Гермес, тысячи лет ходивший по Земле, говорю вам:
- Имейте сердце, чтобы слышать.
- Имейте разум, чтобы воспринять.
- Имейте видение, чтобы осознать.
- Напитайтесь Любовью, чтобы проникнуть в суть
вещей.
Скрижаль даётся для понимания сердечного, и нет иной возможности прочитать её. Я посылаю вам Лучи из Вечности Новой, чтобы по путям проложенным пошло человечество в мир следующий. Я пою песню Авулак-тоса, Орфеем навеянную когда-то: слушай, Земля, напев Жизни Вечной!

Даже при беглом ознакомлении с содержанием Скрижали становится ясным, что речь идет об основах Мироздания. Затруднения, которые возникают при расшифровке текста, вызваны тем, что учение изложено в образах и понятиях автора, жившего за много тысяч лет до нас. Базовые понятия физики современная наука может принять только в научных образах и математических формулах, основанных на комплексе современных знаний. В тексте же Скрижали они представлены в виде невыразимых понятий "Единого", "единой сущности", которая рождает все вещи, и "приспособления", посредством которого рождаются все вещи. Учение Атлантов не могло быть расшифровано до настоящего времени, потому что наука не вышла на уровень понимания основ Мироздания и не содержит аналогичных понятий. Высшие Знания оперируют аналогичными понятиями и поэтому позволяют расшифровать текст Изумрудной Скрижали.

Полный текст "Изумрудной скрижали"

То, что говорю здесь, — только истина! И нет в этом ни капли иного!

То, что внизу, — подобно тому, что вверху.

А то, что вверху, — подобно тому, что внизу. И это надо знать для того, чтобы обрести познание наичудеснейшего Единого!

Всё материальное возникло по замыслу Единого .

Все материальные объекты стали проявленными — именно через уплотнение энергии Единым .

Солнце — Отец проявленного мира, «лунное» — его мать.

Святой Дух «вынашивает» развивающиеся души, Земля — вскармливает их.

Отец же всего развития во всей вселенной — присутствует всюду и всегда.

Могущество Его есть Наивысшее Могущество! Оно превосходит всё иное! И явлено Оно на Земле — во Всесилии Своём!

Раздели же: «земное» — и Огненное * , также грубое — и тонкое!

Действуй при этом — с величайшими осторожностью, благоговением и разумением!

Став Наитончайшим Огнём — познай Небесное!

Так свершается Слияние .

Затем снова вернись на Землю — и будешь улавливать Тончайшее и иметь силу эффективно преобразовывать несовершенное.

Это будет означать, что ты обрёл славу Слияния с Единым и избавился полностью от мрака неведения.

Сила Единого проникает под всем: и тонким, и грубым — и управляет ими.

Именно таким образом существует всё Мироздание. И благодаря этой изумительной связанности Всего — движется развитие.

Вот почему имя Моё — Гермес Триждырождённый: ибо Я существую и действую во всех трёх планах бытия* и владею мудростью всей вселенной!

Итак, умолкаю, ибо возвестил всё, что хотел, про деяние Солнца .

Расшифровка учения Атлантов по тексту "Изумрудной Скрижали" Гермеса Трисмегиста.

"Истинно - без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: то что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи" .

Если в Изумрудной скрижали речь идет о Мироздании, то эти строки следует отнести к ближайшим областям наблюдаемого пространства, находящимся над головой и под ногами. Обе эти области имеют одну природу, природу единой вещи, первоматерии. Качественное различие, которое мы наблюдаем, является чудесным, непознанным людьми свойством первоматерии.

Человек привык наблюдать над собою пустоту неба, а под ногами - земную твердь. Он не может понять и признать аналогию между небом и земной поверхностью. Но мы уже знаем, что выше ионосферы находится земная кора в измерении L 01 , земля Рая, аналогичная земной коре нашего измерения. Слова "находится внизу" можно отнести также и к земной коре в измерении L 10 , к земле Ада. Такое строение Земли имеет причиной свойства гравитационной волны Вакуума (чудеса единой вещи).

"И подобно тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление."

Весь материальный мир имеет причиной своего существования гравитационную динамику Вакуума (Единого). Гравитационная волна Вакуума (единая сущность) создала условия для разделения вещества разных измерений и образования путем создания энергетических связей в стоячих волнах (приспособления) макроструктур одного измерения.

Выражение "Единый" применительно к понятию Вакуум очень точно отражает его сущность. Действительно, безграничная однородная, бесструктурная, среда имеет свойство единого бесконечного и может быть так названа. Строго говоря, это понятие невыразимо. Даже одно слово искажает существо понятия только потому, что это слово может быть употреблено в других значениях. Какие-либо дополнительные уточнения только вносят дополнительные искажения в сущность понятия. Это - классический пример того, что словом нельзя выразить абсолютную истину. О Вакууме нельзя сказать, что он существует, потому что не существовать он не может. Он всегда был, есть и будет вечно. В бесконечном пространстве не существует ничего иного. Материальные миры всех измерений (все вещи) являются структурными неоднородностями волнового состояния Вакуума, тем же самым Вакуумом, проявившем свои свойства, способность отражать свое состояние в виде материальных структур.

Выражение "единая сущность", применительно к понятию гравитационная волна Вакуума, также очень точно отражает ее свойство быть посредником Единого при создании материального мира. Гравитационные волны являются внутренним содержанием Единого, его сущностью. Материальный мир не содержат ничего иного, кроме гравитационных волн Вакуума. Поэтому выражение "единая сущность" также очень точно отражает качество Единого, реализуемое при возникновении материального мира.

"Солнце ее отец. Луна ее мать. Ветер носил ее в своем чреве. Земля ее кормилица. Вещь эта - отец всякого совершенства во вселенной."

Здесь сказано, что звезды рождают, а планеты поглощают гравитационные волны, которые движутся в пространстве и создают смещение Вакуума, гравитационный поток (вещь), подобный ветру. Гравитационные волны обладают уникальным свойством, благодаря которому рождена, существует и развивается вся Вселенная. В объемах планет гравитационная волна рождает новое вещество - сущность материального мира, зримое выражение совершенства Разума Вселенной. Рост гравитации сопровождается концентрацией Разума низших измерений, накоплением знаний и совершенствованием Разума высших измерений.

Очевидно, что учение Атлантов не содержит сведений об источнике сферических гравитационных волн, находящемся в центре нашей Вселенной. Их представление о гравитационной динамике Земли ограничено Солнечной системой. Причина гравитационных волн им видится в динамике Солнца. А может быть, только эти гравитационные волны были предметом их исследования и практического использования.

"Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю. Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством."

Здесь сказано, что Вакуум набегающей гравитационной волны содержит вещество различных измерений, которое поглощается Землей. При этом гравитационная волна, хотя и является источником вещества, не изменяет своих энергетических характеристик.

Атланты умели разделять Разум различных измерений. Вначале отделялись медленные нейтрино (земля) от быстрых (огонь). Затем отделялись низкие измерения (тонкое) от высоких измерений (грубое). Технологические средства для осуществления этой цели были доступны древней цивилизации Египта. Не исключено, что для этих целей использовались египетские пирамиды - колоссальные сооружения древней цивилизации, назначение которых до сих пор не разгадано. В пирамидах гравитационный поток вещества и Разума разных измерений получает различное преломление. Подобно тому, как в стеклянной призме преломляется и разлагается на спектр разных частот луч света. В пирамиде наряду с зонами пониженной гравитации возникают также зоны концентрации монохроматических потоков Разума. Медитация в этих зонах может дать удивительные результаты вследствие поглощения Интеллектуальной сферой РЧ Разума одного частотного диапазона из гравитационного потока. Интенсивное наращивание Интеллектуальной сферы Разумом одинаковых частот значительно повышает творческие и экстрасенсорные способности человека.

"Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира. Таким образом ты приобретешь славу всего мира. Поэтому от тебя отойдет всякая темнота".

Гравитационный поток в гравитационном цикле имеет переменный знак. Поэтому Разум Человека дифференцированно, в соответствии с частотными характеристиками, поглощает Разум низших измерений гравитационной волны, направляя его в свою Интеллектуальную сферу. По этой причине вблизи амплитудной поверхности гравитационной волны знания Земной цивилизации резко возрастают. Это физическое явление, существующее объективно, послужило основанием для слов Ишвары, вынесенных в эпиграф книги Высшие Знания. При возрастании гравитации Интеллектуальная сфера интенсивно растет в области высших измерений, а в период антигравитации она растет в области низших измерений, питаемая Разумом потоков соответствующих сфер Земли. То же самое происходит при медитации в областях интенсивных монохроматических потоков Разума низших измерений. Энергетические возможности Сущности резко возрастают, формируются новые энергоинформационные каналы. В ответ на медитативный запрос РЧ знаний об иных мирах Сущность создает в области сознания образы этих миров, полученные от представителей их Разума. А отдельные нейтрино низших измерений, интегрированные в Интеллектуальную сферу РЧ, дают ему непосредственное знание, которое проявляется как естественная память о пережитых событиях в иных мирах.

"Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникнет собою всякую твердую вещь. Так сотворен мир. Отсюда возникнут удивительные приспособления, образ которых таков".

Гравитационная волна Вакуума имеет природу однородного тела. Говоря образно, структура Вакуума неизмеримо ниже любого самого низкого измерения. Поэтому ей нет препятствий. Она пронизывает материальный мир всех измерений. Именно гравитационная волна Вакуума является причиной описанного выше развития вещества и Разума в его среде.

"Поэтому я назван Гермесом Триждывеличайшим - так как я обладаю (познанием) трех частей вселенской философии".

Из этих слов видно, что Гермес Трисмегист гордился тем, что он стал обладателем учения Атлантов. В Скрижали нет сведений об источнике знаний. Поэтому можно также предположить, что эти знания были получены сверхчувственными методами. Столь высокая убежденность в истинности знаний дает к тому основания.

"Полно то, что я сказал о действии солнца".

Иными словами, в полном объеме завершено изложение учения о действии Солнца как источника гравитационных волн и нет ничего недосказанного. Этим еще раз подтверждается отсутствие знания о сферической гравитационной волне масштаба Вселенной.

Нужно полагать, что учение Атлантов не ограничивалось текстом Изумрудной Скрижали. Наверняка это были обширные знания (три части вселенской философии), имеющие практическое значение для цивилизации того времени. Только в этом случае учение могло быть понято и воспринято как абсолютная истина. Учение было по достоинству оценено не только Гермесом Трисмегистом, но и народом древнего Египта, давшим ему божественный титул и назвавшим его Триждывеличайшим, "писцом богов" - Тотом.

К сожалению, полный текст учения Атлантов был утрачен в глубокой древности, сохранился лишь текст Изумрудной Скрижали, передававшийся в легенде из поколения в поколение.

Современная цивилизация должна сделать из этого необходимые выводы и не допустить утраты научных знаний в период гравитационного удара и последующий период возрождения цивилизации. Научные знания необходимо облечь в неуничтожимую форму. Только в этом случае возрождение цивилизации произойдет на более высоком уровне. Иными словами, резко возрастет спиральность гравитационного цикла. Но это объективно зависит не от Разума цивилизации, а от гравитационной динамики большого цикла Вселенной и потому произойдет с неотвратимостью предопределенного события.