Канадская армия делает ставку на танки. Канадская армия делает ставку на танки Танк "Рэм"

В 1941 году канадской промышленностью, осваивавшей выпуск американских танков М4 "Шерман" , был создан собственный вариант этой машины - танк "Рэм". Шасси и компоновка этого танка были выполнены, как на М4. На первой модификации "Рэм" слева от места водителя устанавливалась пулеметная башенка, а в бортах корпуса были предусмотрены входные люки. На второй модификации - носовой пулемет установлен в шаровой установке в лобовом листе корпуса, а боковые люки упразднены. Танк поступил на войсковые испытания, но каких-либо преимуществ по сравнению с М4 не продемонстрировал. Вооружение его - 57-мм пушка, было признано недостаточным. Шасси было использовано для создания многочисленных специальных машин, которые широко использовались во время второй мировой войны: командирский танк "Рэм", зенитная самоходная установка "Скинк" со счетверенной системой 20-мм пушек "Полстен", бронетранспортер "Рэм Кенгуру" и т.д.

До начала Второй мировой войны считалось, что канадская промышленность не сможет самостоятельно развернуть танковое производство, и не ожидалось, что война приведет к появлению новой отрасли в стране. К началу войны канадские танковые части были оснащены британской техникой. Однако военные успехи Германии при вторжении в Польшу, а вскоре во Францию и Фландрию потребовали расширения производства машин для Британии. Весной 1940 г. "Канадиэн Пасифик" получила британский и вслед за ним канадский заказы на "Валентайн", последние предназначались для Канадской танковой бригады. Поражение Франции, опасность германского вторжения на Британские острова привели к наращиванию производства бронемашин и другого военного снаряжения в Канаде, а формирование двух канадских бронетанковых дивизий летом 1940 г. увеличило суммарный заказ до 1000 крейсерских машин. Серьезная нехватка танков в Великобритании не оставляла надежды на то, что их производство можно наладить вне Объединенного Королевства. В то же время американское танкостроение, хотя и расширялось, не могло удовлетворить потребности Канады.

Тогда приняли решение создать Танковый арсенал в Канаде под руководством фирмы "Монреаль Локомотив Воркс" с помощью ее материнской фирмы - "Америкэн Локомотив". Затем решили, что основой машин канадского производства будут американские, пока еще опытные М3, что привело к экономии времени. К осени 1940 г. стало ясно, что многие технические решения, внедренные в М3 американской артиллерийско-технической службой не удовлетворят британских и канадских пользователей - в частности высокий силуэт, размещение основного вооружения в спонсоне, недостаточная броневая защита и отсутствие радиостанции в башне. После долгих обсуждений межведомственный Танковый комитет решил в январе 1941 г. продолжить разработку канадской машины с использованием узлов и агрегатов М3, но с корпусом и башней, соответствующими канадским требованиям, и с основным вооружением британского образца. Эта машина стала известна под названием "Рэм" (семейное прозвище генерала Ворсингтона, командовавшего канадскими бронетанковыми войсками). Ответственность за разработку возложили на "Монреаль Локомотив Воркс" при руководстве со стороны канадского Управления снаряжения и снабжения, с консультациями с Британской танковой миссией в Америке и министерством государственной обороны.

Ходовой прототип построили в июне 1941 г., а доводка продолжалась в течение года. Получение броневых плит в Канаде, их термическая обработка, формовка и машинная обработка вызывали большие трудности, которые облегчались поставкой башен и литых верхних частей корпуса американской фирмой "Дженерал Стил Кастингс". Планировалось использовать установку с 6-фунтовой (57-мм) пушкой британского образца, но не успели, поэтому маску и механизм наведения разработали в Канаде. Пока осваивалась в производстве орудийная установка с 6-фунтовой пушкой, первые пятьдесят машин вооружили 2-фунтовой (40-мм) пушкой и назвали "Рэм" Мк I. Серийные танки с 6-фунтовым орудием получили обозначение "Рэм" Мк II, их полномасштабное производство началось в январе 1942 г. Летом 1941 г. опытную модель "Рэм" передали Армии США, испытав на Абердинском полигоне с британским экипажем и под наблюдением офицера американской артиллерийско-технической службы. Американский Т6 (прототип среднего М4) имел некоторые черты, подобные "Рэм", особенно примечательными были форма корпуса и люки-лазы в бортах. Однако большинство совпадений были практически случайными. При создании Т6, как и "Рэм", старались устранить недостатки, присущие среднему танку М3.

"Рэм" не применялись в боевых условиях, большинство из них использовалось только в качестве учебных в Канаде или Великобритании. Многие танки впоследствии переделали в специальные машины - прежде всего, в БТР типа "Кенгуру", - описанные ниже. "Рэм Кенгуру" снабдили батальоны БТР 79-й бронетанковой дивизии в ходе кампании в Северо-Западной Европе. Они стали первыми гусеничными БТР типа "Кенгуру", использовавшимися в большом количестве британскими войсками. Эти машины оставались на вооружении в течение ряда лет и после войны. Пока не появились специально разработанные БТР.

Шасси "Рэм" повторяло по конструкции американские с подвеской с вертикальными спиральными пружинами. Нижняя часть корпуса собиралась из бронелистов клепкой, а верхняя, как и башня, - отливалась из броневой стали. Двигатель, как и на М3 - "Континенталь" R-975. "Рэм" Мк II имел гироскопический стабилизатор основного вооружения и герметизированный погон башни. Привод поворота башни - гидравлический. Гусеницы были канадской разработки, известной под маркой СDP, и в целом превосходили стальные и обрезиненные, выпускавшиеся для средних танков серии М4, были проще и дешевле в производстве, обеспечивали лучшее сцепление.

Некоторые усовершенствования и модификации вводились в "Рэм" и по ходу их производства. Так появился вентилятор для охлаждения масла в трансмиссии, устранили бортовые люки-лазы и пулеметную башенку, лючки для стрельбы из личного оружия в башне, добавили эвакуационный люк в днище и модифицировали двигатель под бензин с октановым числом 80. Общий выпуск "Рэм" II составил 1094 машины.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5790 мм

ширина

2870 мм

высота

2670 мм

Экипаж

5 человек

Вооружение

1 х 57 -мм пушка 2x7, 62-мм пулемета

Боекомплект

70 снарядов 4250 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Форд", тип GАА-V8

Максимальная мощность

500 л.с.

Максимальная скорость

40 км/час

Запас хода

160 км

Танк "Рэм". Модификации

  • БТР "Рэм Кенгуру" . Башня с вооружением и часть оборудования снимались, что позволяло размещать до 11 пехотинцев. На каждом борту корпуса крепились поручни и ступени.
  • Бронированный артиллерийский тягач "Рэм". Для буксировки 76-мм ПТП. Расчет и боекомплект перевозились в машине. Аналогичен "Кенгуру".
  • Транспортер боеприпасов "Рэм". Машину, известную как "Уоллоби" ("кенгуренок"), переделали из танка подобно "Кенгуру", но приспособили под боеукладку для 87,6-мм выстрелов для САУ "Секстон".
  • "Рэм" ОР/командирский , переделанный из "Рэм" II. Машина оснащалась муляжом пушки, дополнительной радиостанцией, антеннами и катушками для прокладки телефонного кабеля. В 1943 г. выпущено 83 машины.
  • "Рэм" GРО . Подобен "Рэм" ОР, но с оборудованием, включавшем громкоговоритель "Тэнной" для старших офицеров батарей в полках самоходных орудий.
  • БРЭМ "Рэм" АRV Мк I. "Рэм" Мк I, переделанный в БРЭМ с лебедкой.
  • БРЭМ "Рэм" АRV Мк II . "Рэм" Мк II с муляжом башни с орудием, передней (съемной) и задней стрелами, сошником. Основные характеристики близки БРЭМ "Шерман" АКV Мк II.
  • Инженерная машина "Рэм" АVRЕ ("бронемашина Королевского инженерного корпуса"). Две машины переделали в 1943 г. В качестве стандартной машины АVRЕ выбрали переделанный "Черчилль", а "Рэм" оставили в резерве.
  • ЗСУ "Рэм" QР . В конце 1942 г. предприняли попытку создать самоходное шасси для 94-мм зенитной пушки. Испытали различные варианты установки, включая экранированную щитами. После испытания проект остановили.
  • Самоходный огнемет "Рэм" . Небольшое количество БТР "Кенгуру" переделали в Канаде под огнеметное оборудование "Уосп" II. Известен также как "Бэджер" ("Барсук").
  • "Рэм" с 75-мм пушкой . Испытывалась одна машина с американским 75-мм орудием М3. Проект остановили.
  • Самоходный прожектор "Рэм Сечлайт" . Войсковая переделка 1945 года с установкой на "Рэм Кенгуру" 1016-мм прожектора и с электрогенератором для освещения ВПП и т.п. во фронтовой зоне для ночных операций.

Источники:

  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • Chris Ellis, Peter Chamberlain - AFV No. 13 - Ram and Sexton;
  • R. P. Hunnicutt. Sherman. A history of the American Medium Tank;
  • Roberts, Paul - The Ram - Developments and Variants.

Решив в 1940 году производить собственные танки, канадские военные могли выбирать из множества образцов со всего мира: британских, американских и даже французских машин. Если среди пехотных танков они быстро подобрали подходящий прототип, то ни один иностранный крейсерский танк не удовлетворял требованиям канадской армии полностью. В результате на свет появился гибрид, сочетавший в себе американские, британские, французские решения, сдобренные канадским колоритом – самый мирный танк Второй мировой, ставший впоследствии известным как «Рэм».

Война с бюрократией

Ситуация с производством пехотных танков в Канаде была простой. Infantry Tank Mk.II к 1940 году уже не устраивал военных, а Infantry Tank Mk.IV был достаточно «сырой» конструкцией, вдобавок достаточно сложной для новорождённой танковой промышленности. Выбор пал на Infantry Tank Mk.III , который успешно запустили в серию на заводе Канадской Тихоокеанской Железнодорожной Компании (Canada Pacific Rail – CPR). С крейсерским танком дела обстояли сложнее. Заказ намечался внушительный: в отличие от «Валентайнов», которые Канада производила на экспорт, крейсерский танк предназначался для собственной армии. 13 августа 1940 года было решено, что Канада сформирует свою собственную бронетанковую дивизию, для вооружения которой требовалось… 1100 крейсерских танков.

Генерал-майор Эрнест Сансом (Ernest William Sansom) осматривает танки М3 драгунского полка Британской Колумбии. Эти танки устраивали канадцев только наполовину

С одной стороны, в Великобритании в это время работали над многообещающим Cruiser Tank Mk.VI, с другой – американцы как раз меняли свой нелепый Medium Tank M2 более современным Medium Tank M3. Сначала британцы настаивали на том, что все британские доминионы должны строить танки по британским образцам, но после осмотра канадских заводов генерал-бригадир Пратт пришёл к выводу, что вероятность успешного производства танков Cruiser Tank Mk.VI на этих предприятиях очень низка.

В конце концов, было принято решение сотрудничать с соседями с юга, несмотря на то, что их танк не полностью удовлетворял требованиям. Декларация Гайд-Парка (Hyde Park Declaration) 1941 года, подписанная американским президентом и канадским премьер-министром, гласила: «Мобилизуя ресурсы континента, каждая страна должна поставлять другой то, что она может производить лучше всего» . Эта декларация устранила главное препятствие на пути канадско-американской кооперации: нехватку американской валюты в Канаде. Следуя декларации, канадская промышленность помогала американской военной промышленности, а программа ленд-лиза распространялась на канадские изделия для Великобритании.

К тому же, сама Великобритания согласилась к 30 октября 1940 года купить 3000 танков американского производства, когда ещё не были завершены чертежи новой машины. Несмотря на это, британцы не были полностью довольны даже концепцией. Предлагалось убрать командирскую башенку, увеличить башню и поставить дымовые гранатомёты. На будущее планировалась ещё более серьёзная переделка: отказ от 37-мм пушки, перемещение главного орудия в башню, использование литья вместо катаной брони и заклёпок. Из-за нехватки 75-мм пушек в канадский вариант танка решили поставить шестифунтовые пушки.

Чтобы облегчить разработку нового танка, между Американской паровозной компанией (American Locomotive Company – ALC) и Монреальским паровозным заводом (Montreal Locomotive Works – MLW) установили режим неограниченного обмена чертежами. В документации этот проект назывался «англо-американским крейсером», или обозначался как M3 или М4С. Летом 1941 года для танка предложили новые названия: Cruiser Tank Mk.X для танка с двухфунтовкой и Cruiser Tank Mk.XA – с шестифунтовой пушкой. Они также не прижились, но осенью у машины появилось новое имя: «Рэм» (Ram – англ. «баран») в честь символа 1-й канадской бронетанковой бригады. Варианты танка назвали «Рэм» Mk.I и «Рэм» Mk.II. Впрочем, ассоциации с Medium Tank M3 оставили свой след: в фотоархивах канадских учреждений нередко находятся фотографии «Рэмов», подписанные как M3, и наоборот.


Рабочие собирают панели приборов для канадского танка

К зиме 1940-1941 гг. Канада начала готовиться к выпуску американского танка. Не имея опыта производства литой брони, канадцы наняли Мартина Преваля (Martin Preval), который ранее работал над танком SOMUA S 35 во Франции. Обстрел первых произведённых литых деталей показал, что по стойкости они ничем не уступают катаной британской броне. Было налажено обеспечение двигателями, трансмиссиями и другими агрегатами, которые не производили в Канаде, при этом представитель из США предупреждал, что достать трансмиссии будет трудно и лучше развернуть производство непосредственно в Канаде.

Были у танка отличия и от американской конструкции. Следуя британской системе вооружения, крейсерский танк строили с британской противотанковой пушкой. Она была значительно компактней 75-мм пушки M3 и помещалась в башню, которую разработали в Монреале на основе башни от A15 Cruiser Tank, но литую, как корпус. В конце концов, от исходной башни осталось настолько мало, что башня «Рэма» стала почти полностью оригинальной конструкцией.


Хорошо видно, где кончается американская конструкция и начинается канадская

Канадские конструкторы отказались от спонсона и на манер британских крейсерских танков переместили пулемётную башенку с крыши главной башни на крышу корпуса, сократив высоту машины. Диаметр башенного погона вырос с 54,5 (1380 мм) до 60 дюймов (1524 мм), что позволило установить более мощное вооружение. Новая башня, намного более крупная по размеру, использовала тот же механизм поворота башни марки «Логанспорт», что и американский танк. Он позволял совершить 3,5 оборота башни в минуту. В нишу башни поставили радиостанцию Wireless Set №9. Вдобавок к основному орудию и спаренному пулемёту, в башне разместили двухдюймовый казнозарядный миномёт для стрельбы дымовыми гранатами.

Изменений «ниже пояса» также хватало. Карданный вал, типичный для американских танков с радиальным двигателем, переместили, а водителя пересадили рядом с коробкой передач. Это позволило уменьшить высоту корпуса. Экономия веса за счёт использования литья вместо клёпки позволила увеличить толщину лобовой брони до 60 мм. Толщину брони пулемётной башенке тоже увеличили. Один такой танк обходился правительству в 89 000 канадских долларов.

Путь первых танков

«Рэм» планировали выпускать с 57-мм пушкой 6-pounder 7cwt Mk.III, но тут подвели британцы. К тому времени, как канадцы достроили прототип, танковой установки с шестифунтовкой ещё не было. Самой пушки тоже ещё не было, так как начать производство планировалось только в октябре 1941 года. На прототип и первые 50 серийных танков пришлось ставить пушку 2-pounder Mk.IX. Канадцы послали капитана Д.М. Люмиса в Великобританию, чтобы он каким-то образом ускорил разработку установки или хотя бы раздобыл документацию по ней. Люмис доложил, что конструкция «постоянно меняется». К тому же, не было гарантии, что британская установка, которую разрабатывали для Cruiser Tank Mk.VI, поместилась бы в башню канадского танка. В конце концов, в Монреале разработали собственную установку.


«Рэм» изнутри. Хорошо виден карданный вал, «визитная карточка» американских танков тех времён

Первый «Рэм» Mk.I вышел из ворот завода 30 июня 1941 года в ходе торжественной церемонии. 18 июля танк отправили в США, на Абердинский полигон. После тщательных испытаний «Рэм» вернули в Монреаль вместе со списком недостатков, которые следовало устранить. Тем не менее, танк американцам понравился: некоторые историки считают даже, что исследование канадского танка повлияло на разработку американцами своего Medium Tank M4, что маловероятно. Основные характеристики M4 были утверждены уже в августе 1940 года, а первая модель Medium Tank T6 была готова в апреле 1941 года – до того, как «Рэм» попал в Абердин. Так или иначе, в американской системе вооружений танк получил индекс M4A5.

«Рэм» Mk.I прогнали через всевозможные испытания и в Канаде. Канадцы особенно беспокоились о возможном скоплении пороховых газов в боевом отделении, но стрельба из спаренного и башенного пулемётов одновременно со скорострельностью в 1000 и 500 выстрелов в минуту за четверть часа опасной концентрации газов не выявила. В отчёте было написано, что даже более высокая скорострельность ничем не грозит экипажу. При стрельбе из пушки 2-pounder со скорострельностью в 36 выстрелов за 15 минут количество скапливающихся газов возрастало, но работающий двигатель успешно высасывал газы через перегородку уже при 1000 оборотах в минуту. При заглушённом двигателе концентрация газов могла стать опасной, а для успешной установки более мощной пушки нужен был дополнительный вытяжной вентилятор.

Первый «Рэм» Mk.II был построен без хитростей. У второго серийного танка «Рэма» Mk.I просто заменили установку двухфунтовки на шестифунтовку – съёмная маска на болтах делала конверсию достаточно простой. Увеличение габаритов пушки отрицательно сказалось на работе экипажа. Теперь наводчику было трудно смотреть в прицел при наведении на цель, а места для планировавшегося стабилизатора не осталось. Пришлось переместить маховики наводки и рычаг экстрактора. Эти изменения не полностью устранили проблему, но танк всё равно был признан удовлетворительным. После испытаний 3 ноября 1941 года было дано разрешение на производство танка «Рэм» Mk.II.


Двигатель «Континенталь» R975-C1. Такие ставили на «Рэмы» средних серий

Расписание поставок от подрядчиков составлялось с расчётом, что MLW будет выпускать два танка ежедневно. Начало выпуска серийных танков ожидалось в сентябре или октябре 1941 года, и до декабря предполагалось выпустить 200 танков. Как часто бывает, эти планы не реализовались: в июле Отдел снаряжения и снабжения (Department of Munitions and Supply – DM&S) сообщил, что более 71 танка до конца года ждать не стоит. В дальнейшем прогнозы продолжали падать: 24 октября ожидали уже всего 48 собранных танков к концу года. Производственные проблемы усугублялись бюрократическими: не было ясно, кто должен заказывать части – британская сторона или канадская. Кроме того, «Рэм» не был приоритетным для американцев, и их компании неохотно расставались с двигателями и трансмиссиями.

К 2 января 1942 года 15 «Рэмов» худо-бедно прошли приёмку; ещё 39 танков были на ходу, но их сборка ещё не была закончена. Процесс сборки всё ещё не лишился проблем. Конструкцию танка постоянно модернизировали, и на MLW путали детали для новых и старых танков. Мастер вооружения (Master General of Ordnance – MGO) в ярости писал DM&S: «До сих пор ни один «Рэм» не прибыл в боеготовом состоянии» . Письмо было написано 15 июня – к тому времени от «детских болезней» пора было бы уже избавиться.

Жалобы приходили и из канадских частей, куда танк начал поступать. Литьё было низкого качества, и литые элементы подвески ломались. Литая броня была немногим лучше: на учениях борт «Рэма», который тянул за собой мишень, был пробит двухфунтовкой с дистанции 275 метров. Разразился скандал: теоретически 60-мм броня была для пушки непробиваемой.


Прототип танка «Рэм» Mk.I выезжает с завода, 30 июня 1941 года

Вооружение тоже оставляло желать лучшего. Кучность у двухфунтовки была низкой, а спаренный пулемёт «Браунинг» быстро перегревался. Наводить пушку на цель было сложно из-за низкого качества поворотного механизма. На испытаниях наводчик попал в движущуюся цель на дистанции в 650 ярдов один раз из пяти, а с 1000 ярдов не смог попасть ни разу. Башня тряслась во время движения из-за большого люфта в башенном погоне. От интенсивной стрельбы трескалась люлька пушки.

Жалобы приходили и на двигатель. «Континенталь» R975-EC2 оказался самым капризным из двигателей на танках семейства M4; вдобавок он не работал на британском 80-октановом бензине и требовал 87-октановый. На танках «Рэм» Mk.II двигатель заменили на R975-C1, но эта замена всех проблем не решила. Канадцы жаловались на низкое качество поставленных двигателей, живучесть которых составляла порядка 1500-2000 миль, и других агрегатов. Улучшенный вариант двигателя, R975-C4, оказался самым надёжным из тех, что ставили в «Рэм», но даже он оставлял желать лучшего, требуя в среднем 82,5 часов обслуживания на 100 часов работы.


Танки «Рэм» Mk.II на заводе. В центре машина из серии CT40101 – CT40437: бортовых люков больше нет, но остался «гриб» вентилятора. Из-за того, что установку шестифунтовки не закончили вовремя, 50 танков «Рэм» Mk.II уехали в Великобританию без пушек

Выговоры и жалобы, тем не менее, пошли на пользу. Танк модернизировался, а темпы производства росли – к июлю MLW выпускал 150 танков в месяц. Были планы увеличить выпуск до 300 танков в месяц с помощью американцев, но не тут-то было. Мощности MLW перевели на производство «Гризли», канадского варианта Medium Tank M4A1, и самоходных установок «Секстон» на его базе. Чтобы не тратить усилия, неиспользованный задел «Рэмов» пустили на выпуск первых «Секстонов». Последний «Рэм» Mk.II вышел из ворот завода 11 августа 1943 года. Всего MLW выпустил 1948 танков «Рэм», из которых 1671 отправили в Великобританию, при этом 100 потеряв в пути, а 277 оставили в Канаде.

В течение двух лет выпуска конструкция танка не стояла на месте. Метаморфозы начались достаточно быстро. Первые «Рэм» Mk.II уже отличались от «Рэм» Mk.I не только пушкой: у Mk.II пистолетный лючок на левом бортовом люке заменили вентилятором. Также у него появился прицел в пулемётной башенке. Пулемётчик в Mk.I должен был наводить пулемёт по следу трассирующих пуль, из-за чего ствол быстро изнашивался.


Танки «Рэм» Mk.II южноальбертовского полка. Танкисты добавили забашенные ящики для личных вещей. Англия, 1943 год

Начиная с танка с номером CT.40101, бортовые люки исчезли, но вентиляторы остались. Встречаются фотографии более ранних танков с заваренными люками и пистолетными лючками. Начиная с танка с номером CT.40438, бортовые вентиляторы исчезли, на их месте остались небольшие выпуклости. На танках этой серии также пропал пистолетный лючок в борту башни, который заменили пистолетной бойницей с пробкой. Начиная с номера CT.159503, на «Рэм» перестали ставить пулемётные башенки, а пулемёт перевели в шаровую установку во лбу корпуса, как на «Шермане». На этих танках также изменилась подвеска VVSS: поддерживающие катки отвели назад, тоже подобно «Шерману». Начиная с CT.159540, а также на танках CT.159534 и CT.159538, на «Рэм» Mk.II начали ставить удлинённое орудие 6-pounder Mk.V. У этой пушки ствол был более длинным и облегчённым, из-за чего на конце появился противовес.

«Баран» на прокачке

Думать об изменении вооружения танка начали почти сразу. Британская концепция танков включала в себя танки непосредственной поддержки (CS – Close Support), и в «Рэм» предлагали поставить ту же 75-мм пушку, или трёхдюймовую гаубицу. Затем аппетиты военных начали расти, и к танку начали примеряться к 3,7-дюймовой гаубице, а потом и к 95-мм. Тут обнаружилась проблема: для того, чтобы поставить орудия такой мощности, нужен был 70-дюймовый (1778 мм) башенный погон, под который пришлось бы переделывать весь танк; к тому же, в Канаде не было станков, на которых такой погон можно было бы обрабатывать. В конце концов, в 1942 году было принято решение не строить крейсерские танки непосредственной поддержки вообще.

К 75-мм пушке вернулись в 1943 году. К тому времени танк устарел и постепенно уходил на вторые роли. Ещё весной обсуждался заказ 1000 75-мм пушек для этих танков. В августе было принято решение модернизировать 700 танков, снабдив их 75-мм пушками Ordnance QF 75 mm (шестифунтовки, рассверленные до калибра 75 мм): 600 для оперативного резерва и 100 для учёбы. Боевые танки модернизировались полностью, учебные лишь частично. 250 из 600 боевых танков снабжались приспособлениями для преодоления водных преград. Переделка танков происходила в Англии. Для учебных танков пушки производились в Великобритании, для боевых – в Канаде. Оставшиеся 900 танков не модернизировались.


Модернизированный «Рэм» Mk.II на учениях на базе Борден. На танке стоит удлинённая пушка 6-pounder Mk.V с противовесом. Бортовые люки заварены

Опытный танк с 75-мм пушкой вышел на испытания 21 апреля 1943 года. Испытания не прошли гладко: из 15 бронебойных снарядов, выпущенных из пушки, восемь застряло в стволе и их пришлось выбивать шомполом. Шесть осколочно-фугасных и восемь дымовых снарядов отстреляли без проблем. Только один из 16 снарядов, выпущенных по движущейся цели, поразил её, но и это было чудом, так как на танке всё ещё стоял телескопический прицел №33 для шестифунтовой пушки и тот самый неполноценный поворотный механизм «Логанспорт». Так или иначе, танк признали почти равным «Шерману». Вентиляция танка с двигателем, работающим на холостых оборотах, была оценена как удовлетворительная.

Более тщательные испытания провели с танком номер CT.159506 на полигоне в Лулворте. Это был самый совершенный из «Рэмов»: на нём стояли стабилизатор «Вестингауз», новый поворотный механизм «Логанспорт», дополнительная защита от пуль и осколков. Кроме того, на танке уже не было пулемётной башенки.

Испытания показали, что и новый механизм поворота башни оставляет желать лучшего. Плавность поворота башни у танка, стоящего на ровной горизонтальной поверхности, улучшилась, но под креном в 15° поворот влево был неравномерным. Перемена поворота слева направо тоже была непредсказуемой: иногда башня не начинала поворот обратно, пока рукоятку поворота не наклонили до 25-30°, а бывали случаи, что башня не поворачивалась вообще.

Отсутствие пулемётной башенки понравилось испытателям. Сектор обстрела был урезан вдвое, но у пулемётчика теперь было намного больше места. Видимость из оптического прицела пулемёта упала, но пулемётчику добавили перископ типа «Виккерс».


Передний «Рэм» относится к машинам из последней серии. На танке нет пулемётной башенки, а в башне стоит удлинённая пушка 6-pounder Mk.V. Задний танк имеет подвеску и пушку более раннего типа

Стабилизатор был, пожалуй, самым эффективным из новшеств. С ним танк мог уверенно поражать цели бронебойным снарядом с дистанции 800-1000 ярдов, осколочно-фугасным – с 900-1250, а пулемётом – с 400 ярдов при движении со скоростью в 12-15 миль в час (19-24 км/ч). Телескопический прицел сильно прыгал из-за работы стабилизатора, отчего наводчик не мог наводить пушку при езде по очень ухабистой дороге. Спусковой механизм был слишком тугим, и испытатели рекомендовали взамен электрический механизм соленоидного типа. Стрельба с закрытых позиций на расстоянии 2400-3500 ярдов была признана неудовлетворительной, так как маховик вертикальной наводки не был предназначен для такой точной работы.

В итоге танк испытатели одобрили. Перевооружению и модернизации был дан зелёный свет.

К началу сентября 100 пушек (34 Mk.V и 66 Mk.VA) прибыли на склад. Учебные танки ожидались в сентябре, но даже к концу августа не было ясно, какие машины будут модернизировать. Первоначально для этой цели выделили танки из серии CT.159402 – CT.159501, но семь из них (CT.159413, CT.159414, CT.159440, CT.159448, CT.159453, CT.159460, CT.159501) так и не попали в Англию. Была дана рекомендация установить оставшиеся пушки в танки из серии CT.159502 – CT.160193. Только 14 сентября спохватились, что для новой пушки нужен новый прицел, и канадские войска в Англии заказали 100 телескопических прицелов №50.

30 танков, заказанных для учёбы, к 12 сентября так и не сдали: было принято решение учиться на «Шерманах». Танки опоздали и к учениям, которые начинались 22 сентября, а 4 октября срок сдачи передвинули на 15 декабря. Так как экономия ресурса более боеспособных «Шерманов» была очень важной, танки ожидали как можно скорее. Первые два «Рэма» c 75-мм пушками были готовы к 15 октября. Из-за проблем с амортизаторами и кулачками было рекомендовано подвергать испытаниям каждый десятый танк с такой пушкой.


Канада гордилась своим «мирным» танком. «Рэм» можно было увидеть, например, на почтовых марках

За день до запланированного окончания программы перевооружения, 14 декабря, был дан приказ программу отменить. К этому времени было уже понятно, что в бой канадские танки не пойдут, да и «Шерманов» теперь хватало для учёбы. Переделку 600 боевых танков так и не начали. 27 декабря был составлен перечень всех танков «Рэм» с 75-мм пушками: 29 переделали полностью, в 10 танках пушки поставили, но для окончания работы нужен был примерно один час для каждого танка, а ещё один опытный танк был в Лулворте.

К 7 февраля 1944 года 10 переделанных танков были посланы резервной группе «Е» канадских войск. Похоже, что они понравились, так как группа «Е» заказала ещё 19 танков. 22 апреля группа заказала ещё 15 «Рэмов» с 75-мм пушками, но получила отказ, так как танки такого типа кончились. В конце концов, группа «Е» смогла собрать у себя все переделанные танки кроме находившегося в Лулсворте. Интересно, что там танк был не нужен, и полигон был готов его отдать ещё 6 декабря 1943 года.

Ненужный танк

Ещё весной 1943 года было понятно, что модернизация «Рэма» не поспевает за новейшими «Шерманами». Узкий башенный погон не позволял радикально увеличить огневую мощь танка, капризный двигатель ограничивал его вес, да и «Шерманов» уже было достаточно. Монреальский завод, который едва мог производить 200 танков в месяц, не мог соперничать с американскими гигантами, поэтому канадские и британские части постепенно пересаживались на американские танки. «Рэмы» массово переделывали в машины артиллерийских наблюдателей, бронетранспортёры, огнемётные танки и другие спецмашины, но эта тема для отдельного рассказа.

Под конец войны в Канаде скопилось 258 бывших в употреблении «Рэмов», а также 47 абсолютно новых танков. Послужить после войны им не удалось: канадские нужды в бронетанковой технике были покрыты более совершенными танками M4A2E8, прибывшими из США. В июне 1946 года было принято решение переплавить все танки «Рэм» и машины на их базе, которые имелись на складах. В итоге 30 танков оставили в качестве мишеней для стрельбищ, а четыре отдали танковому училищу в Бэррифилд.


Немецкой разведке удалось собрать достаточно точные данные о танке, ни разу не встретив его на поле боя

44 машины (40 танков с 75-мм пушками, два танка артиллерийских наблюдателей и две БРЭМ) передали правительству Нидерландов, позднее доведя количество рабочих машин до 73 штук. В стране тюльпанов «Рэмы» дослужили до 1952 года, когда их заменили «Центурионами», а затем ненужные танки закопали в землю на оборонительной линии Эйсель, заменив орудия на пулемёты.

Подводя итоги, сложно назвать «Рэм» плохим танком: для своего времени 76 мм брони и 57-мм пушка были достаточно грозными аргументами на поле боя. Конструирование и производство такого передового танка на заводе, который до этого танков не производил вообще, было трудовым подвигом. Увы, мощности канадской промышленности не хватало для того, чтобы соперничать с потоком «Шерманов», производимым США, и вполне современному танку, созданному в кратчайшие сроки в самое опасное для своей страны время, так и не довелось повоевать.

Источники и литература :

  1. Архив Dept. of National Defence / Library and Archives, Canada
  2. Архив Canadian Military Headquarters, London (1939-1947) RG 24 C 2
  3. http://www.ramtank.ca
  4. R.V. Lucy. Canada"s Pride. The Ram Tank and its Variants
  5. Фотоархив автора

Этот средний танк был разработан в начале Второй мировой войны для нужд канадской армии. Из-за низкой огневой мощи первая версия «Рэм» была произведена в ограниченном количестве. В массовое производство был запущен второй усовершенствованный вариант, а к 1943 году было собрано около 2000 таких машин. Однако эта техника служила только для обучения, канадская армия предпочитала использовать новые более мощные модели, созданные союзниками.Во время Второй мировой войны крупные военные державы начали гонку вооружений, которая в основном заключалась в усовершенствовании и увеличении производства бронетехники. Германия, Россия, США и Соединенное Королевство направили все свои научные и технологические ресурсы в эту сферу деятельности.В связи с этим были мобилизованы финансовые и промышленные средства. Германия по сравнению с США в этом отношении была поставлена в менее благоприятные условия.

Другие менее богатые и менее развитые промышленно страны, к примеру Италия и Канада , не хотели отставать и тоже преисполнились энтузиазма, но особых успехов не достигли: несмотря на то, что им удалось разработать прекрасные опытные модели, в частности канадские прототипы, как правило к моменту изготовления они оказывались устаревшими, поскольку армия союзников и страны сил «Оси» в это время занимались разработкой более мощных моделей.В 1940 году канадские танковые войска располагали в общей сложности всего 30 танками различных типов. В то время было невозможно приобрести новые модели, поскольку британцы приняли решение восстановить парк танков, чтобы компенсировать потери, понесенные во Франции, и затем начать разработку новых машин. Канадцы решили заняться производством танков - чего они никогда прежде не делали -и построили около 1000 пехотных танков, которые в конечном итоге оказались в России. Производство проходило в мастерских Канадской тихоокеанской железной дороги.Полученный опыт оказался полезным. Разработку боевого танка военное руководство страны поручило еще одной канадской компании - «Montreal Locomotive Works» (паровозный завод в Монреале). Первая опытная модель «Рэм» была создана в июне 1941 года.

Эта машина с чугунным корпусом была оснащена 2-фунтовой пушкой (калибра 40 мм) и двумя пулеметами: один устанавливали на башне слева от водителя, а второй - в командирской башенке (чтобы защищаться от самолетов). Первая версия «Рэм» казалась удачной разработкой, но необходимо отметить, что после выпуска 50 первых машин выяснилось, что низкая огневая мощь не отвечала требованиям современной войны.Первое изменение состояло в смене 2-фунтовой пушки на 6-фунтовую (калибра 57 мм). Позднее на второй модели танка «Рэм» вторую башню с пулеметом заменили мантелетом. Боковые люки, расположенные на корпусе, были упразднены, а гусеницы, подвеска и трансмиссия - усовершенствованы. Были испльзованы новые воздушные фильтры.В июне-июле 1943 года было создано 1948 танков «Рэм», некоторые из них - 84 экземпляра - были преобразованы в артиллерийские машины наблюдения.Летом 1943 года власти решили оснастить канадские танковые войска танками «Шерман». Отсюда следует, что ни один «Рэм» не участвовал ни в операции по высадке войск союзников в Нормандии, ни в последующих боях. Некоторые машины, переоборудованные в бронетранспортеры -«Кенгуру» - использовались в Западной Европе в конце Второй мировой войны.

April 6th, 2014

Стрелковое оружие.

Личным оружием самообороны военнослужащих канадской армии является 9-мм пистолет Browning . Масса пистолета - 1,1 кг. Длина - 196,9 мм. Начальная скорость пули - 350 м/с. Эффективная дальность стрельбы - 25 м, максимальная - 50 м. Емкость магазина - 13 патронов. Применяемые патроны - 9x19mm.

Основным личным оружием является 5,56-мм автоматическая винтовка Colt Canada C7A2 (канадский вариант американской винтовки M16A2). Масса винтовки со снаряженным магазином и оптическим прицелом - 4,89 кг. Длина - 1006 мм. Длина ствола - 508 мм. Эффективная дальность стрельбы - 550 м. Максимальная скорострельность одиночными выстрелами - 65 выстр./мин, практическая - 15 выстр./мин. Емкость магазина - 30 патронов. Применяемые патроны - 5.56x45mm.

Облегченным вариантом автоматической винтовки является карабин Colt Canada C8A3 . Масса карабина со снаряженным магазином и оптическим прицелом - 4,1 кг. Длина - 876 мм. Длина ствола - 406 мм. Эффективная дальность стрельбы - 300 м.

Снайперские винтовки Parker Hale C3A1 позволяют поражать цели на расстоянии до 800 м. Винтовка не имеет самозарядного механизма, оборудована скользящим затвором. Масса винтовки в снаряженном состоянии и оптическим прицелом - 8 кг. Длина - 1162-1213 мм. Длина ствола - 600 мм. Емкость магазина - 4 патрона. Применяемые патроны - 7.62x51mm.

Ручной пулемет C9A2 (созданный на базе бельгийского пулемета FN Minimi) является основным оружием поддержки пехоты. Пулемет оборудован оптическим прицелом, может вести огонь только очередями. Масса пулемета в снаряженном состоянии - 11,35 кг. Длина ствола - 502 мм. Эффективная дальность стрельбы - 600 м. Скорострельность обычная - 50 выстр./мин, максимальная - 100 выстр./мин. Подача патронов может осуществляться как с использованием ленты емкостью до 200 патронов, так и с помощью 30-зарядных магазинов. Применяемые патроны - 7.62x51mm.

7,62-мм единый пулемет C6 (канадский вариант бельгийского пулемета FN MAG) применяется как оружие поддержки пехоты на взводном уровне, а также устанавливается на различные виды техники. Масса тела пулемета - 11,6 кг. Длина ствола - 630 мм. Темп стрельбы обычный - 750 выстр./мин, максимальный - 1100 выстр./мин. Эффективная дальность стрельбы - 900 м. Питание - ленточное. Применяемые патроны - 7.62x51mm.

12,7-мм крупнокалиберный пулемет M2 Browning применяется как в пехотном варианте, так и установленным на технику. Масса тела пулемета - 38 кг. Скорострельность обычная - 40 выстр./мин. Темп стрельбы - 635 выстр./мин.

Бронетанковая техника.

На вооружении имеется 58 основных боевых танков, в том числе 40 Leopard 2A6M и 18 Leopard 2A4. На хранении находятся 61 Leopard 1C2, снятых с вооружения.

Танки Leopard 2 впервые появились в канадской армии в 2007 году, когда 20 танков модификации Leopard 2A6M были взяты в лизинг в Германии для использования в Афганистане. Впоследствии они были оставлены на вооружении, а взамен них Германии были возвращены купленные канадцами бывшие голландские танки Leopard 2A6. Для канадской армии в Нидерландах же закуплены танки Leopard 2A4, поставка которых осуществлялется с 2008 года. К концу 2013 года поставлено 42 танка из 80 заказанных. При этом 20 из них модернизированы до уровня Leopard 2A6M, 4 танка переоборудованы в бронированные ремонтно-эвакуационные машины Buffel.

Боевая масса - 57 т. Длина с орудием - 9,7 м, ширина - 3,7 м, высота - 2,9 м. Мощность двигателя 1500 л.с. Максимальная скорость - 68 км/ч. Вооружение - 120-мм гладкоствольное орудие длиной ствола 44 клб у Leopard 2A4 и 55 клб у Leopard 2A6. Кроме того танк вооружен двумя 7,62-мм пулеметами C6 – спаренным и турельным.

Бронеразведывательные подразделения укомплектованы 201 восьмиколесными боевыми бронированными машинами LAV-25 Coyote . Машина представляет собой модификацию боевой машины Piranha швейцарской фирмы MOWAG, производилась в Канаде по лицензии с 1996 по 1998 год. Всего канадской армии было поставлено 203 машины.

Боевая масса - 14,4 т. Длина - 6,4 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,69 м. Мощность двигателя - 275 л.с. Максимальная скорость - 120 км/ч. Вооружение - 25-мм автоматическая пушка M242 Bushmaster, два 7,62-мм пулемета C6 (спаренный с пушкой и на турели). Экипаж - 4 чел.

Гусеничные бронетранспортеры представлены 64 Bv-206, 235 M113, а также 33 командно-штабными машинами M577.

Бронетранспортеры M113 состоят на вооружении канадской армии с 1964 года. Тогда в течение двух лет было поставлено 300 бронетранспортеров версии M113A1, включая некоторое количество командно-штабных машин M577A1. Такое же количество было получено в ходе поставки второй партии в 1969-1971 годах. Третья партия, полученная в 1973-1975 годах насчитывала 445 единиц. Многократно модифицировались. Последняя модернизация проведена в 2002-2009 годах, когда 152 машины были модернизированы до уровня M113A3, а 147 - до варианта MTVL (Moble Tactical Vehicle Light) с удлиненным корпусом.

Масса - 12,3 т. Длина - 4,9 м, ширина - 2,7 м, высота - 2,5 м. Мощность двигателя - 275 л.с. Максимальная скорость - 68 км/ч по шоссе и 5,8 км/ч на плаву. Вооружение - 12,7-мм пулемет M2 Browning или 7,62-мм пулемет C6. Экипаж - 2 чел., десант - 11 чел.

Гусеничные транспортеры Bv-206 предназначены в основном для использования силами быстрого реагирования при выполнении задач в северных районах страны, однако применялись и в боевых операциях в Афганистане. В 1983 было закуплено 78 единиц. Транспортер состоит из двух звеньев на гусеничном ходу - тягача и прицепа. Боевая масса - 6,3 т. Длина - 6,9 м, ширина - 1,85 м, высота - 2,4 м. Двигатель мощностью 177 л.с. Максимальная скорость - 50 км/ч. Вместимость - 17 чел., в том числе 2 чел. экипажа.

Колесные бронетранспортеры насчитывают 810 единиц, из них 635 LAV-III Kodiak (в том числе 33 RWS) и 175 Bison различных вариантов (включая 10 машин радиоэлектронной борьбы, 32 медицинские, 32 ремонтные и 64 эвакуационные).

Bison , также как и Coyote, является канадским вариантом Piranha. В 1989-1993 годах было произведено 199 машины, в т. ч. 18 командно-штабных, 16 самоходных минометов, 16 ремонтно-эвакуационных. Впоследствии часть боевых машины также была переделана во вспомогательные. Боевая масса около 13 т. Длина - 6,5 м, ширина - 2,6 м, высота - 2,6 м. Вооружение - 7,62-мм пулемет C6. Двигатель - дизельный, мощностью 275 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 100 км/ч, на плаву - 10 км/ч. Экипаж - 2 чел., десант - 8 чел. (в варианте для перевозки пехотного отделения).

LAV-III Kodiak представляет собой модификацию машины Piranha III и пришел на замену Bison"у в качестве основного средства транспортировки и поддержки пехоты. Производство, также как и модификаций Pirana, по лицензии было развернуто в Канаде. С 1998 по 2007 год поставлена 651 машина, в том числе 71 в варианте пусковой установки противотанковых управляемых ракет, 39 бронированных ремонтно-эвакуационных машин и 47 мобильный пунктов управления огнем артиллерии.
Боевая масса - 17 т. Длина - 7 м, ширина - 2,7 м, высота - 2,8 м. Мощность двигателя - 350 л.с. Максимальная скорость - 100 км/ч. Вооружение - 25-мм автоматическая пушка M242 Bushmaster, спаренный с ней 7,62-мм пулемет C6 и 5,56-мм пулемет C9A2. Экипаж - 3 чел., десант - 7 чел.

Для участия в конфликтах низкой интенсивности на вооружении имеются бронированные автомобили: RG-31 Nyala, Cougar, Buffalo.

Бронеавтомобили RG-31 Nyala поставлялись из ЮАР. Первые две машины были закуплены в 1999 году для использования в Косово, еще одна машина получена в 2003 году. Затем последовали два контракта, выполненные в 2006 году, на поставку 50 и 25 машин, которые использовались в Афганистане.
Боевая масса - 7,3 т. Колесная формула - 4х4. Длина - 6,4 м, ширина - 2,5 м, высота - 2,6 м. Мощность двигателя - 275 л.с. Максимальная скорость- 100 км/ч. Вместимость 8 человек. Оборудована системой дистанционного управления оружием Protector/

Cougar и Buffalo закуплены в США по пять штук каждого типа в 2007 году также для использования в Афганистане. В 2009 году исполнен еще один контракт на 34 Cougar и 14 Biffalo.

Buffalo представляет собой бронеавтомобиль с противоминной защитой колесной формулой 6х6. Предназначен для передвижения групп разминирования и инженерной разведки. Боевая масса - 29 т. Длина - 8,7 м, ширина - 2,7 м, высота - 3,9 м. Двигатель дизельный мощностью 450 л.с. Максимальная скорость - 105 км/ч/. Вместимость до 6 чел.

Cougar предназначен для перевозки взрывоопасных предметов. Колесная формула 6х6. Боевая масса - 22 т. Длина - 7,1 м, ширина - 2,7 м, высота - 2,6 м. Двигатель мощностью 330 л.с. Максимальная скорость - 89 км/ч. Вместимость - 8-10 чел., в том числе 2 чел. экипажа.

Полевая артиллерия.

Канадские варианты 105-мм американской буксируемой гаубицы M101 – 27 C2 и 98 C3 . Первоначально производились в Канаде по лицензии в 1954-1958 годах. Всего выпущено 231 орудие под обозначением C1, впоследствии модернизированные до уровня C2 и C3, в том числе за счет увеличения длины ствола до 33 клб. Масса орудия - 2,5 т. Максимальная дальность стрельбы - 18500 м. Скорострельность - обычная - 3 выстрела/мин, максимальная - 6 выстрелов/мин.

105-мм буксируемые гаубицы LG1 MK II французского производства приняты на вооружение в 1996-1997 годах. На вооружении состоит 28 орудий. Масса орудия - 1,5 т. Максимальная дальность стрельбы 19500 м. Максимальная скорострельность - 12 выстр./мин. Длина ствола - 30 клб.

155-мм буксируемые гаубицы M77 7. На вооружении имеется 37 единиц, поставленных из США двумя партиями: 12 орудий в 2005-2008 годах и 25 орудий в 2009-2011 годах. Масса орудия - 4,2 т. Максимальная дальность стрельбы - 30000 м. Скорострельность обычная - 2 выстрела/мин, максимальная - 4 выстрела/мин. Длина ствола - 33 клб.

На вооружении имеется 100 81-мм минометов , в том числе 24 самоходных на бронированных боевых машинах Bison. Масса миномета - 34,5 кг. Максимальная дальность стрельбы - 5650 м. Скорострельность обычная - 5 выстрелов/мин, максимальная - 15 выстрелов/мин.

Противотанковые средства.

Противотанковый ракетный комплекс TOW состоит на вооружении в самоходном варианте (на базе бронетранспортера LAV - 33 единицы) и в переносном варианте (35 комплексов TOW-2A/ITAS). Первые ракеты в количестве 149 единиц были поставлены в 1975-1976 годах, затем последовали 1728 ракет в 1979 году, 2160 - в 1987-1988 годах. В 2008-2010 годах получено 2400 ракет версии BGM-71F TOW-2B. Длина ракеты - 1168 мм, диаметр ракеты - 152 мм, масса ракеты - 22,6 кг, масса боевой части- 6,14 кг. Максимальная дальность стрельбы - 4200 м. Система управления - полуавтоматическая, по проводам.

Легкие противотанковые ракетные комплексы Eryx поставлены из Франции в 1994-1999 годах в количестве 425 пусковых установок. Длина ракеты - 905 мм, диаметр ракеты - 136 мм. Масса ракеты с пусковым контейнером - 13 кг, масса боевой части - 3,6 кг. Максимальная дальность стрельбы - 600 м. Система управления - полуавтоматическая, по проводам.

Кроме противотанковых управляемых ракет имеются 84-мм противотанковые гранатометы Carl Gustav модификаций M2 и M3. На вооружении состоит 1075 единиц. Масса гранатомета - 8,5 кг, длина -1100 мм. Эффективная дальность стрельбы по танкам - 150 м, по фортификационным сооружениям - 700 м.

Противовоздушные средства.

Основу системы противовоздушной обороны армии составляют 33 самоходных многоцелевых ракетных комплексов ADATS , способных действовать как по воздушным, так и по наземным целям. Всего было поставлено 36 комплексов, собранных из швейцарских комплектующих. Комплекс смонтирован на базе БТР M113. Имеет восемь готовых к запуску ракет. Длина ракеты - 2,05 м. Диаметр ракеты - 152 мм. Масса ракеты - 51 кг. Масса осколочно-фугасной боевой части - 12,5 кг. Дальность стрельбы - 10 км. Высота поражения воздушных целей - до 7 км. Система наведения - полуавтоматическая, по лазерному лучу.

В дополнение к ним имеются переносные зенитные ракетные комплексы Starburst , закупленные в 1992 году в Великобритании в количестве 100 штук. Эффективная дальность стрельбы - от 300 м до 7 км. Диаметр ракеты - 76 мм. Масса ракеты - 11,1 кг. Масса боевой части - 2,74 кг. Система наведения - полуавтоматическая, по лазерному лучу.

Использованные материалы.
The Military Balance 2013.
Материалы Стокгольмского международного института проблем мира.
Сайт канадской армии