Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.
Образ богатыря - былинного героя
(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович )
На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.
В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).
Знаменитые подвиги младшего из богатырей
Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.
Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.
Богатырь земли русской, Алеша Попович и его прислужник Яким Иванович ехали из славного города Ростова. Ездили они, ездили, по полям, по долам и наткнулись на камень, лежащий на перекрестке трех дорог. Попросил Алеша, Якима глянуть, что на том камне начертано. Спешился прислужник и прочел надпись, значилось там, что ведут эти дороги в три разных города Муром, Чернигов и Киев. Приняли богатыри решение ехать в стольный град Киев, к князю Владимиру.
Приехали они в Киев, поклонились князю Владимиру, супруге его Апраксеевне, познакомились. Усадил князь добрых молодцев за стол пировать, Алеше лучшее место предлагал, но он отказался, сел рядышком с прислужником своим Якимом. Сидят богатыри трапезничают, и тут заносят чудище поганое Тугарина Змеевича. Стал Алеша соперничать со змеем, сравнивая его с отцовыми животными, которые едят, не зная меры, а потом погибают. Не понравилось Поповичу, как безобразно ведет себя чудище за столом, и по отношению к князю Владимиру, к супруге его пристает. Придворные над Владимиром насмехаются. Высказал Алеша свое недовольство змеем. А змей тоже был не в восторге от богатыря. Кинул он нож булатный в Алешу Поповича, но тут верный друг Яким Иванович подоспел, отвел беду от своего хозяина, перехватил кинжал на лету. Сговорились богатырь и Тугарин на бой выйти.
Жене князя Владимира Тугарин Змеевич сердечным другом был. Весь город думал, что змей победит, а князь Владимир на богатыря надеялся, супруга же его, Апраксеевна, мечтала Алешу пораженным видеть, а своего возлюбленного победителем.
Настало время сражения. Алеша Богу помолился, заступничества попросил и ринулся на врага. В неравном бою, богатырь, благодаря своей мудрости и Господней помощи, одолел змея, обезглавил его. Взял Алеша голову Тугарина, приладил к лошади и поехал в Киев, на княжеский двор. Апраксеевна шум услышав, думает, что одолел змей богатыря, и тело его несет, но она оказалась не права. Приехал Алеша Попович, скинул голову врага своего наземь. Никто и не надеялся увидеть богатыря живым, а тут такой поворот. Расстроилась княгиня разлуке вечной с другом своим Тугариным, а Владимир обрадовался, повел Поповича к столу, победу праздновать. Потом князь позвал богатыря служить ему, и жить в Киеве, Алеша и согласился.
Добро всегда побеждает зло, а дружба и вера в Бога помогает справиться с любыми трудностями. Не будь у нас друзей и надежды на Бога, тяжело жилось бы.
Картинка или рисунок Алёша Попович и Тугарин змей
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Остров погибших кораблей Беляева
Большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отплыл из Генуи в город Нью-Йорк. На борту лайнера есть детектив Джим Симпкинс, сопровождающий в Америку Реджинальда Гатлина, которого подозревают в убийстве.
- Краткое содержание Шей - Доставляя счастье: от нуля до миллиарда
Произведение относится к деловой литературе и представляет собой учебное пособие по успешному развитию собственного бизнеса. Книга раскрывает несколько секретов
- Краткое содержание Шекспир Зимняя сказка
Как и многие произведения Шекспира, Зимняя сказка входит в жанр трагикомедии. Пьеса, написанная в 1611 году, полностью соответствует своему названию, благодаря присутствию в ней вымышленных мест и фантастической географии
- Краткое содержание Балета Баядерка
Произведение начинает своё повествование в далёкой древности в Индии, где преобладает пантеон богов индуизма, и соответственно, всё произведение наполнено данной атмосферой.
- Краткое содержание Фадеев Разгром по главам
Морозка отправлен командиром Левинсоном в отряд Шадабы, дабы доставить туда пакет. Тот категорически не хочет ехать, и уговоривает командира, чтобы он отправил другого. Но Левинсон отвечает, что если Морозка не будет делать то
Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылетывали -
Выезжали два могучие богатыря:
Что по имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
(Завязка – выезд богатырей из дому – традиционна для былин. Алеша отправляется из родного Ростова вместе со своим слугой и оруженосцем Якимом Ивановичем, который в данном варианте также приписан к богатырям).
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское.
Они ездили-гуляли по чисту полю,
Ничего они в чистом поле не наезживали,
Не видели они птицы перелетныя,
Не видали они зверя рыскучего.
Только в чистом поле наехали -
Лежат три дороги широкие,
Промеж тех дорог лежит горюч камень,
А на камени подпись подписана.
(Здесь используется традиционный прием: с помощью отрицания – ничего не видели – выделяется главное – то единственное и очень важное, что увидели: камень с надписью).
Взговорит Алеша Попович млад:
А и ты, братец Яким Иванович,
В грамоте поученый человек,
Посмотри на камени подписи,
Что на камени подписано».
И скочил Яким со добра коня,
Посмотрел на камени подписи.
Расписаны дороги широкие:
Первая дорога в Муром лежит,
Другая дорога – в Чернигов-град.
Третья – ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю Владимиру.
Говорил тут Яким Иванович:
«А и братец Алеша Попович млад,
Которой дорогой изволишь ехать?»
«Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю Владимиру».
(Развитие действия. Алеша выбирает дорогу не в Чернигов и Муром, а в Киев, который уже в IX-X вв. осознавался как центр Русской земли).
В те поры поворотили добрых коней
И поехали они ко городу ко Киеву...
А и будут они в городе Киеве
На княженецком дворе,
Скочили со добрых коней,
Привязали к дубовым столбам,
Пошли во светлы гридни,
Молятся Спасову образу
И бьют челом, поклоняются
Князю Владимиру и княгине Апраксеевне
И на все четыре стороны.
(Православный русский обычай требовал от гостя вначале помолиться в доме перед образами и только потом учтиво приветствовать хозяев).
Говорил им ласковый Владимир-князь:
«Гой вы еси, добры молодцы!
Скажитесь, как вас по имени зовут -
А по имени вам можно место дать,
По отчеству можно пожаловать».
(Очевидно, что Владимир впервые видит Алешу, он должен знать сословное положение гостей, чтобы определить, в какое место за столом их посадить.)
Говорит тут Алеша Попович млад:
«Меня, осударь, зовут Алешею Поповичем,
Из города Ростова, старого попа соборного».
В те поры Владимир-князь обрадовался,
Говорил таковы слова:
«Гой еси, Алеша Попович млад!
По отечеству садися в большое место, в передний уголок,
В другое место богатырское,
В дубову скамью против меня,
В третье место, куда сам захошь».
(По-видимому, Владимир понаслышке знает об Алеше как о богатыре. Любопытная бытовая подробность: как сын соборного священника он может занимать почетное место в переднем углу, то есть под образами. Как богатырю Владимир уважительно предлагает Алеше место напротив себя.)
Не садился Алеша в место большее
И не садился в дубову скамью -
Сел он со своим товарищем на палатный брус.
(Поскольку Яким не может претендавать на почетное место за столом, Алеша предпочитает сесть на самое скромное и незаметное место – на полатях возле печки вместе со своим товарищем).
Мало время позамешкавши,
Несут Тугарина Змеевича
На той доске красна золота
Двенадцать могучих богатырей,
Сажали в место большее,
И подле него сидела княгиня Апраксеевна.
(Образ Тугарина неясен. Он назван Змеевичем, но атрибутами змея не наделяется. Гиперболизируется огромность Тугарина – его несут двенадцать могучих богатырей. Ему оказывают особый почет, усаживая рядом с княгиней Апраксой. Архаичная деталь: Тугарина вносят в дом на золоченой доске, паланкине, как вносили, согласно ритуалу, татарских владык, не давая им коснуться земли).
Тут повары были догадливы -
Понесли яства сахарные и питья медвяные,
А питья все заморские,
Стали тут пить-есть, прохлаждатися.
А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест,
По целой ковриге за щеку мечет -
Те ковриги монастырские,
И нечестно Тугарин питья пьет –
По целой чаше охлестывает,
Котора чаша в полтретья ведра.
(Былина отмечает невоспитанность Тугарина, гиперболизирует его прожорливость и непомерное употребление вина. Русский обычай требовал есть не торопясь, пристойно вести застольную беседу).
И говорит в те поры Алеша Попович млад:
«Гой еси ты, ласковый осударь Владимир-князь!
Что у тебя за болван пришел?
Что за дурак неотесанный?
Нечестно у князя за столом сидит,
Княгиню он, собака, целует во уста сахарные,
Тебе, князю, насмехается.
А у моего сударя-батюшки
Была собачища старая,
Насилу по подстолью таскалася,
И костью та собака подавилася -
Взял ее за хвост, под гору махнул.
Тугарин почернел, как осенняя ночь.
Алеша Попович стал как светел месяц.
(Алеша нарочно вышучивает и унижает Тугарина, сравнивая его со старой обжорой-собачищей, старается разозлить его и вызвать на бой – это один из его испытанных приемов в обращении с врагом. В отличие от Алеши князь Владимир проявляет беспомощность, никак не обнаруживает своих чувств. Дерзость Алеши по отношению к почетному гостю Тугарину усиливается тем, что он сидит не в «большем» месте, а на полатях, где обычно сидят слуги и дети).
И опять в те поры повары были догадливы -
Носят яства сахарные и принесли лебедушку белую,
И ту рушала княгиня лебедь белую.
Обрезала рученьку левую,
Завернула рукавцем, под стол опустила,
Говорила таковы слова:
«Гой еси вы, княгини-боярыни!
Либо мне резать лебедь белую,
Либо смотреть на мил живот,
На молода Тугарина Змеевича!»
(Княгиня ведет себя неподобающе. Она так засмотрелась на Тугарина, что порезала руку, разрезая традиционное блюдо – лебедь печеную.)
Он, взявши, Тугарин, лебедь белую,
Всю вдруг проглотил,
Еще ту ковригу монастырскую.
Говорит Алеша на палатном брусу:
«Гой еси, ласковый осударь Владимир-князь!
Что у тебя за болван сидит?
Что за дурак неотесанный?
Нечестно за столом сидит,
Нечестно хлеба с солью ест -
По целой ковриге за щеку мечет
И целу лебедушку вдруг проглотил.
У моего сударя-батюшки,
Федора, попа ростовского,
Была коровища старая,
Насилу по двору таскалася,
Забилася на поварню к поварам,
Выпила чан браги пресныя,
От того она лопнула.
Взял за хвост, под гору махнул.
От меня Тугарину то же будет!»
Тугарин потемнел, как осенняя ночь,
Выдернул кинжалище булатное,
Бросил в Алешу Поповича.
Алеша на то-то верток был,
Не мог Тугарин попасть в него.
Подхватил кинжалище Яким Иванович,
Говорил Алеше Поповичу:
Сам ли бросаешь в него или мне велишь?
Нет, я сам не бросаю и тебе не велю!
Заутра с ним переведаюсь.
Бьюсь я с ним о велик заклад -
Не о ста рублей, не о тысяче,
А бьюсь о своей буйной голове.
(Во второй раз Алеша высмеивает и оскорбляет Тугарина, но биться в палатах Владимира он не хочет, ему нужна не простая драка, а бой с врагом на смерть. Он уверен в своей победе и ставит в заклад, на спор, свою буйну голову).
В те поры князья и бояра
Скочили на резвы ноги
И все за Тугарина поруки держат:
Князья кладут по сто рублей,
Бояре по пятьдесят, крестьяне по пяти рублей.
Тут же случилися гости купеческие -
Три корабля свои подписывают
Под Тугарина Змеевича,
Всякие товары заморские,
Которы стоят на быстром Днепре.
А за Алешу подписывал владыка черниговский.
В те поры Тугарин взвился и вон ушел,
Садился на своего добра коня,
Поднялся на бумажных крыльях по поднебесью летать.
Скочила княгиня Апраксеевна на резвы ноги,
Стала пенять Алеше Поповичу:
«Деревенщина ты, засельщина!
Не дал посидеть другу милому!»
(Подобно Змею, Тугарин может летать, но крылья у него необычные – бумажные. Все присутствующие на пиру уверены в победе Тугарина над Алешей, поэтому ставят заклад на него, только черниговский владыка сочувствует Алеше и ставит на его победу.)
В те поры Алеша не слушался,
Взвился с товарищем и вон пошел,
Садилися на добрых коней,
Поехали ко Сафат-реке,
Поставили белы шатры,
Стали опочив держать,
Коней отпустили в зелены луга.
Тут Алеша всю ночь не спал,
Молился Богу со слезами:
«Создай, Боже, тучу грозную,
А и тучу-то с градом, дождя!»
Алешины молитвы доходчивы -
Дает Господь Бог тучу с градом, дождя.
Замочило Тугарину крылья бумажные,
Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.
(Знаменательно, что Алеша обращается за помощью к Богу. Иноземец Тугарин воспринимается здесь как «поганый» – язычник, которого побеждает русский богатырь-христианин Алеша Попович.)
Приходил Яким Иванович, сказал Алеше Поповичу,
Что видел Тугарина на сырой земле.
И скоро Алеша наряжается, садился на добра коня,
Взял одну сабельку острую и поехал к Тугарину Змеевичу.
Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,
«Гой еси, Алеша Попович млад!
Хошь ли, я тебя огнем спалю,
Хошь ли, Алеша, конем стопчу,
Али тебя, Алеша, копьем заколю».
(Тугарин прибегает к традиционной угрозе врага «огнем спалить», что подчеркивает его «змеиную» сущность, конём стоптать, хочет запугать богатыря).
Говорил ему Алеша Попович млад:
«Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад,
Бился ты со мной о велик заклад
Биться-драться един на един,
А за тобою ноне силы – сметы нет».
Оглянется Тугарин назад себя -
В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.
И пала голова на сыру землю, как пивной котел.
(Кульминация. Алеша в решительную минуту прибегает к хитрости, обманывает и побеждает опасного врага, которого не смог бы победить силой.)
Алеша скочил со добра коня,
Отвязал чембур от добра коня
И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
И привез в Киев-град на княженецкий двор,
Бросил среди двора княженецкого.
И увидел Алешу Владимир-князь,
Повел во светлы гридни, сажал за убраны столы,
Тут для Алеши и стол пошел.
Сколько времени покушавши, говорил Владимир-князь:
«Гой еси, Алеша Попович млад!
Час ты мне свет дал.
Пожалуй, ты живи в Киеве,
Служи мне, князю Владимиру,
Долюби тебя пожалую».
В те поры Алеша Попович млад
Князя не ослушался,
Стал служить верой и правдою.
А княгиня говорила Алеше Поповичу:
«Деревенщина ты, засельщина!
Разлучил меня с другом милыим,
С молодым Змеем Тугаретином!»
(Развязка сюжета былины – Алеша после победы над Тугарином остается служить князю Владимиру. Необычно в развязке то, что княгиня не наказана.)
То старина, то и деяние.
(Последняя строка – былинный исход.)
Тема: "Былина "Алёша Попович и Тугарин Змеевич."
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Задачи:
- закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.
развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в
речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном
числе, падеже.
Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
- развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за
свою Родину.
Оборудование: картина В.МВаснецова « Богатыри»;картинки доспехов,оружия,костюм
богатыря,лошадка;макеты деревьев,камня;разрезные картинки;видеовикторина.
Ход занятия.
1.Игровой момент.
Воспитателы-Здравствуйте добры молодцы, красны девицы, зовут меня-Василиса премудрая
приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу.
Этот лес необычный,живут в нем сказочные герои, а вот какие, вы узнаете отгадав загадки:
Свист соловьиный
,
Взор орлиный
Не зверь, не охотник,
А (Соловей - Разбойник).
Из за сопок и полей
Показался некий зверь.
В ноздри он дьннал огнем.
Ночью стало, словно днем.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. (Змей Огненный).
2 Основная часть.
Ребята, а кто победил Огненного змея и Соловья - Разбойника? (Богатырь).
Воспитатель : «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»
(Въезжает « богатырь»).
Богатыр ь:
«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!»
Богатырь: «Здравствуйте, услышал я молву людскую и прискакал за помощью к вам. стёрлись на
свитке слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».
Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю прочитать пословицы».
«Сам погибай, - а товарища выручай»
«Счастье Родины дороже жизни»
«За правое дело - стой смело»
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»
«Человек без Родины - что соловей без песни»
«Один в поле не воин»
Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)
- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
- Какие они - богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? (Из сказок, былин).
- Что такое былина? (Это быль, что было давным-давно).
Какие вы знаете былины?
(«Илья Муромец и Соловей - разбойник
»,
«Про Добрыню Никитича
Змея Горыныча», «Никита Кожемяка».)
Воспитатель:-ребята,хотите тоже стать богатырями? (хотим).
Фи зминутка
Дружно встали - раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже.
Поглядеть из - под ладошек,
И направо, и еще
Буквой Л расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Воспитатель
: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло
выбрать русскому воину?»
(Им предстояло выдрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед
камнем, на котором было написано, куда идти).
В нашем сказочном лесу есть такой камень и он
укажет нам путь: направо пойдешь - далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь.
налево пойдешь - много интересного узнаешь.
Воспитатель: Дети, куда же пойдем?
Воспитатель: «Ребята, что за чудо-чудное.диво-дивное? Что за картина перед нами предстала?»
(карта на В М. Васнецова «Богатыри»)
Беседа по картине.
- Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
- (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),
- Что вы ещё о нём знаете?
- Какие доспехи защищают Илью Муромца? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён 1 ? (В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку щит)
- Расскажите о коне.
(Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный,
как его хозяин) - Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный ...)
- Кто ещё дополнит?
- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (В одной руке он держ ит щит, в другой меч)
- Расскажите о коне.
(Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин,
высматривая врагов) - Кто изображён справа от вас? (Алёша Попович)
- Почему его так прозвали"?
- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же
смелый и отважный...) г
- Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? (Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? (Луком и стрелами)
- Что у него весит с боку? (гусли).
- Как вы думаете зачем?
- Расскажите о коне.
(Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как будто прислушивается
к топоту копыт вражеских коней)
Что охраняют богатыри? (Землю русскую и её границы)
- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
(Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)
Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки - родные деревца земли русской, показывают,
что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу
богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась
вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа ру сского.
Фиши чутка
Богатырь, он вот каков показывают «силача»
Он и силен и здоров.
Он из лука стрелял. имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял.
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри,
Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.
- Сегодня мы познакомимся былиной « Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Словарная работа по словам. 1. Сажень- расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых
(размахнутых)
рук
: косая сажень- расстояние от пальиев ноги с развёрнутым вбок носком до
копии пальиев руки, вытянутой над головой по диагонали: горнииа- неотапливаемая, чистая
комната в крестьянском жилищеслово
горница
означает горнее (ср.
гора
). то есть высокое
место.
Чтение былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич.»
Видеовикторина по прочитанному.
1 С кем отправился в киев Алёша Попович?
- Илья Муромец,
Тугарин Змеевич.
Яким Иванович.
- На чём отправился в путь Алёша Попович?
Поехал на коне,
Пошёл пешком,
Поехал на велосипеде.
- Кто встречал Алёшу Поповича в княжеском дворе?
Князь Владимир с княгиней,
Соловей -Разбойник,
Тугарин Змеевич.
- Кто сел за стол рядом с князем и княгиней?
Алёша Попович,
Яким Иванович.
Тугарин Змеевич.
- Какое блюдо Тугарин проглотил первым?
Жареную картошку,
Жареную лебедь,
Жареную рыбу.
- С помощью чего Алёша Попович победил Тугарина Змеевича?
Копья,
Меча.
Булавы.
Малоподвижная игра «Собери доспехи богатыря». Подписи к слайдам:
Алёша Попович и Тугарин Змеевич Презентацию подготовила Попова Оксана Юрьевна
Словарная работа: Сажень
Словарная работа: горница
Викторина по былине “ алеша попович и тугарин змей ”
На чем отправился в путь Алеша попович? 1.На коне 2.Пошел пешком 3.На велосипеде
С кем поехал алеша попович в киев? 1.Ильей Муромцем 2.Никитой Кожемякой 3.Якимом Ивановичем
Кто встретил алешу поповича и якима ивановича в княжеском дворе? 1.Князь Владимир с Княгиней 2.Тугарин Змеевич 3.Соловей Разбойник
Кто сел рядом с князем и княгиней за стоЛ? 1.Яким Иванович 2.Тугарин Змеевич 3.Алеша Попович
Какое угощение тугарин змеевич проглотил первым? 1.Жареную картошку 2.Жареного лебедя 3.Жареную рыбу
С помощью чего Алеша попович победил тугарина змеевича? 1.Меча 2.Булавы 3.Копья
“Богатыри” – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
“Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…”, – вспоминал художник. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий – между парижским эскизом и полотном “Богатыри” (1898), венчающим героический цикл работ живописца.
Образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев… Культура
Не в городе Муроме, не в селе Карачарове, даже и не в Москве белокаменной, а в славном городе Питере есть чудо-студия “Мельница”. Не зерно толчет, не хлебы печет, а делает кино веселое: детям на радость, взрослым на потеху. Кино развеселое все про богатырей русских…
Это – присказка, а теперь сказка.
Необходимость создания отечественных полнометражных мультфильмов назрела давно. Американские “Короли Львы”, “Аладдины” и “Шреки” уже давно и настойчиво вытесняют с прилавков, а также из детских сердец родных Василис, Матроскиных, Серых Шеек. На фоне подъема, который переживает сегодня российский кинематограф, отсутствие крупных анимационных проектов выглядело до последнего времени несколько странно. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: “Алеша Попович и Тугарин Змей” (2004), “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” (2006), “Илья Муромец и Соловей-Разбойник” (2007), “Три богатыря и Шамаханская царица” (2010) и “Три богатыря на дальних берегах” (2012). Создание художественных произведений для детей на основе народных былин – задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было…
О том, как “братки” богатырями стали
Мы привыкли к тому, что все периодически нуждается в обновлении. Заболели зубы – срочно вырвать и вживить новые. Выпали волосы – нарастить. Сломалась мебель – купить другую в кредит. Отчего же в духовной сфере все должно быть иначе? Может быть, старые нравственные представления тоже пора слегка “обновить”, чтобы они выглядели современно, как во рту сияющие вставные зубы?
Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. “Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…” (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в “прежнюю” историческую эпоху, но наделяют их “современными” характерами.
Таким образом “идеальный образ” разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится “смешным”.
Алеша Попович , например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то “мультипликационный” как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша “по простоте душевной” использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же “нечаянно”, сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, “хотел как лучше, а получилось…”. Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: “Что же это я как вор?!” – и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.
Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня . Впечатляет лексикон “мультипликационного” богатыря: “Я понятно объясняю?”, “Упал – отжался”. Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет “любой каприз”, недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? И кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба-яга?
В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие “богатыри” многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев…
Былину пишет… осел
Теперь несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть, так же как и богатырь, она готова к самопожертвованию. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много.
Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже князь Владимир.
Из-за своей алчности эти “герои” попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к “маленьким человеческим слабостям”, а вот к чему уж нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи.
Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может!
Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с “уставными” буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет… осел.