Игумен Евмений. Безграничный человек

Среди христианских священнослужителей во все времена находились такие люди, которых не устраивали общеизвестные и всеми принимаемые религиозные догмы. А потому они стремились поломать устои. Им чего-то не хватало, а внутренняя душевная неудовлетворенность не давала покоя. К разряду таких людей относится наш современник - игумен Евмений. По его словам, он постоянно находится в поиске смысла, желая найти ответы на свои нестандартные вопросы. Хотя известно достаточно его единоверцев, которые утверждают, что этот «православный гуру», так они его называют, стремится запутать людей, предлагая им ложные пути самосовершенствования и просветления.

Биографические сведения

Евмений Перистый является уроженцем Украины, Донецкой области, где появился на свет в 1969 году, 19 мая. Уже в 14 лет он начал приходить к мысли, что свяжет свою жизнь с верой в Бога. Но монашеский постриг смог принять только в 1989 году, отслужив в армии. Произошло это важное для него событие в Киево-Печерской Лавре.

Далее жизнь его более десятилетия была связана с Макарьево-Решемским монастырем, расположенным в Ивановской области, в поселке Решма. Там он был сначала назначен настоятелем, а позднее окончательно утвержден на эту должность, получив сан игумена. Евмений здесь осуществлял плодотворную деятельность. Он активно работал с молодежью, занимался реабилитацией наркозависимых в течение семи лет, руководил издательством и Просветительским центром, которые носили одинаковые названия «Свет Православия».

Взгляды

Со слов самого же игумена Евмения, образования он не имеет никакого: ни светского, ни церковного. В самом начале своего пути он обладал самыми консервативными и традиционными православными убеждениями. Однако вскоре понял, что данное учение не дает человеку исчерпывающих ответов на многие вопросы, в частности связанные с сексуальностью человека, социальными законами общества и семейными отношениями между супругами. А правила, которые принято устанавливать для среднестатистических православных, и рамки, в которые они в связи с этим загоняются, не позволяют раскрыться полностью индивидуальным чертам каждой из личностей, сотворенных Всевышним.

Сам Евмений, вкратце передавая свои взгляды, говорит, что о Боге у него такие представления, которые просто не могут никого разочаровать.

Самообразование

Этот человек утверждает, что образовывает себя сам, то есть читает, слушает и воспринимает только то, что лично ему интересно. Он разговаривает с людьми, которые, с его точки зрения, могут сообщить ему полезную информацию, а не с теми, кого ему навязывают, заставляя слушать. Подобный путь духовного поиска игумен Евмений считает единственно полезным и правильным, ведь человек должен приходить только к тому, кого ценит и уважает, несомненно, только таких людей признавая своими учителями. Он не боится духовного взаимодействия с инакомыслящими: католиками, буддистами и прочими. Уверен, что никому не следует навязывать другим свое понимание законов Вселенной, подавая при этом ограниченную картину мира.

Конфликты с единоверцами

Первую серьезную негативную оценку своей деятельности игумен Евмений получил от единоверцев в 2006 году, в феврале, когда специальная комиссия, проведя проверку его деятельности во вверенном ему монастыре, выявила, что он не справляется со своими обязанностями. В справке, составленной проверяющими, отмечалось, что ежедневные богослужения в его храмах не проводятся, а один из них содержится в неудовлетворительном состоянии; имеет место явное недопонимание между монастырским настоятелем и населением. И хотя просветительская деятельность Евмения оказалась оценена его единоверцами достаточно высоко, от занимаемой должности он все-таки был освобожден согласно решению местного епархиального совета.

Деятельность в Москве

Но случившееся не сломило решимость Евмения продолжать миссионерскую деятельность. А потому он перебрался в Москву, где планомерно набирал популярность как публицист. Также он организовал семинары, которым дал наименование «Альфа-курс». И они приносили ему все большую известность.

В 2008 году в связи со своей деятельностью Миссионерским отделом РПЦ он был официально отстранен от участия в работе Московского Никольского храма Патриаршего подворья, лишившись должности клирика, на которую некогда был назначен. А с критикой его семинаров выступили авторитетные священники и сектоведы. Его движение обличали как внутрицерковное сектантство и лжеучение.

Яростным нападкам подверглись также книги игумена Евмения (Перистого). Его ругали за внедрение в православие восточных практик и индуистской мистики. Отмечалось, что вносят они в сердца и умы смущение, а потому отнюдь не способствуют распространению и правильному пониманию православной веры. О некоторых из многочисленных книг мятежного игумена будет рассказано далее.

О родительской любви

Многие, даже хорошие родители относятся к воспитанию своих детей, глубоко не вникая в тонкости, на первых порах считая, что в этом нет ничего сложного. Хотя с возрастом все больше понимают, что процесс этот очень непростой. Ведь здесь они имеют дело с формирующейся личностью, а потому ошибки в этом вопросе могут тяжело сказаться на судьбе ребенка, на его нравственном становлении и гармоничном психическом развитии. Книга под названием «Аномалии родительской любви» игумена Евмения пытается дать ответы на многие спорные вопросы. Она помогает, по мнению автора, отличить в указанной теме истинные вещи от ложных и деструктивных.

Книга написана доступно, просто и стремится поведать о самом главном: о нарушении родственных связей и способах исправить искаженные отношения между родителями и их чадами, восстановить мир в семье. Автор данной работы также ведет разговор с читателем о восстановлении связи с Богом - главный Отцом всего человечества.

Об ответственности

Книга, названная игуменом Евменем «Духовность как ответственность», родилась, согласно заявлению автора, не из каких-то умозрительных теорией. Весь материал для данной публикации взят им из самой жизни.

О роли Церкви

Книга игумена Евмения «О побеждающем христианстве» дает представление о взглядах автора по поводу роли Церкви в современном обществе. Православная вера, как и ее служители, была в оскорбленном и униженном положении в России около семи десятилетий. Но в настоящее время взгляды большинства изменились, а общественностью нашей страны стал востребован гигантский потенциал духовности, которой заложен в православии и формировался на протяжении множества веков.

Но, чтобы повысить свое влияние на людей, как считает автор, прежде всего Церковь должна измениться. Необходимо, чтобы в нее вернулась мудрость, а также разумные талантливые люди. Евмений призывает к молитве Богу о том, чтобы он избавил слуг своих от серости и тупости, разбудил в них стремление к поиску, сделал сильными и честными. И только тогда можно надеется, что христианство станет побеждающим.

Слово "невроз" широко используется в качестве собирательного термина для обозначения расстройств, объединенных тремя общими признаками. Во-первых, все они представляют собой функциональные расстройства, т.е. не сопровождаются органическими заболеваниями мозга. Во-вторых, они не являются психозами, т.е. больной, независимо от тяжести состояния, не утрачивает контакта с внешним миром, с реальной действительностью. В-третьих, для них - в отличие от расстройств личности - скорее характерно наличие ясно различимого момента начала, чем непрерывное развитие с ранних лет взрослой жизни.

В настоящее время около 400 миллионов человек больны той или иной формой психического расстройства. Из них порядка 80% страдают пограничными (на грани здоровья и болезни) нервно-психическими нарушениями, среди которых лидирующее место занимают неврозы. Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящий выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию.

Термин "невроз" прочно вошел в нашу жизнь и неизвестен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы; неврозы достижения и одиночества; соматогенные и экологические, а также много иных разновидностей этого неприятного недуга. Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием смысла жизни, ценностными конфликтами. Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности думается, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни.

Впервые понятие "невроз" было предложено в 1776 году Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности невроза, корнях его возникновения и механизмах формирования не становятся менее животрепещущими. Сегодня трудно найти в медицине другое понятие, трактуемое различными научными школами столь многозначно и даже противоречиво. Невротические реакции, которые могут возникать у человека вслед за тяжелыми потрясениями, конфликтами, соматическими заболеваниями или жизненными неурядицами, очень разнообразны. Проявления их преломляются личностью человека, особенностями его характера. Отсюда и взгляды на эту проблему также отличаются полярностью.

Причем на острие научных дискуссий находятся не только вопросы систематики неврозов, а само существование их как нозологической формы. Крайняя точка зрения некоторых психиатров выглядит примерно так: "невроз - это нормальное поведение в ненормальном обществе". Другие точки зрения могут быть представлены следующим образом: церебральная дисфункция; вытеснение в бессознательное; ригидность установок и догматический строй мышления; неумение прогнозировать конфликт и готовиться к нему; неверные стереотипы поведения;
неудовлетворение потребности в самоактуализации и еще многие другие предположения.

Одни исследователи относят истоки неврозов к некоторому своеобразию рассудка, другие - к патологии эмоций, третьи - к процессу самопознания, четвертые - к психологической незрелости и инфантильности. Есть и такие авторы, которые склонны думать, что невроз - наследственное заболевание. Мнений много, но ясности нет.

Среди клиницистов не только психоаналитики заметили явную связь между неврозами и личностью. Некоторые психиатры рассматривали невроз как реакцию на стресс, возникающую у людей с аномальной личностью.

Следует сказать, что каждое психологическое направление только тогда становилось состоятельным в глазах коллег, когда его представителям удавалось аргументировано и по-новому заявить о взглядах на невроз.

В последнее десятилетие вопросы происхождения неврозов стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к неврозу как к легкой психической дисфункции в значительной степени изменяется. Принцип функциональности (легкой обратимости) не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших. Установлено, что в первые три года при неврозах выздоравливают лишь 10% больных.

Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями. Следовательно, невроз чаще возникает ввиду каких-то внутренних личностных механизмов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь "последнюю каплю", пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, развивается своеобразная "способность" реагировать на жизнь нервной слабостью, раздражительностью, навязчивостью или истеричностью. Одни причины (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, и вскоре их место занимают другие, а недуг вновь возобновляется.

Определить наличие невроза или предрасположенность к нему можно по следующим признакам, приводимым А. Beck:

1. Чтобы быть счастливым, необходимо, чтобы мне сопутствовал успех в любом деле, за которое я возьмусь.
2. Чтобы стать счастливым, необходимо, чтобы меня принимали, любили и восхищались мною все люди и во все времена.
3. Если я не на вершине, то я в яме.
4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным.
5. Если я допустил ошибку, то значит я ничтожество.
6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди будут думать обо мне.
7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.
8. Если он не согласен со мной, значит он не любит меня.
9. Если я не воспользуюсь каждым удобным случаем, чтобы продвинуться, я буду раскаиваться в этом.

Что вызывает неврозы? Невроз зависит прежде всего от силы импульсов греховных желаний и невозможности их выражения либо каким-нибудь приличным прямым путем, либо здоровыми методами смещения. Если человека с раннего детства приводили в ярость или способствовали его развращению, он часто не в состоянии справиться с накопившимся возбуждением с помощью нормальных методов, имеющихся в его распоряжении; тогда это возбуждение будет мешать его счастью и производительности его труда, если только он не получит помощи извне.

Если человек испытывает трудности, пытаясь справиться со своими накопившимися напряжениями, то любое изменение одного из упомянутых факторов может вызвать невроз. Все может быть благополучно, пока обстоятельства не приведут к увеличению напряжений греховных желаний (усилению, к примеру, негодования или полового возбуждения), к увеличению суровости голоса своей совести (чувства вины), к ослаблению способности хранения (при физической болезни) или же лишат человека путей здорового выражения напряжений (при тюремном заключении); и тогда наступает срыв.

Весьма важна роль голоса совести, определяющего, сколько напряжений индивид позволяет себе облегчить и сколько ему приходится хранить. Если голос совести снисходителен, он допускает свободное облегчение, и требуется небольшое хранение; если же он требователен, разрешая лишь небольшие удовлетворения, то накапливается много напряжений, перегружающих способность хранения. Это не значит, что для избежания неврозов надо давать свободное выражение своим импульсам. Прежде всего, такое поведение может привести к столь значительным осложнениям с внешним миром, то есть с природой и с другими людьми, что дальнейшее облегчение станет невозможным, и в конечном счете накопится больше напряжений, чем когда-либо прежде.

Психологи утверждают, что разумнее соблюдать воздержание, чем рисковать оскорбить голос совести: это придирчивый хозяин, и кары его трудно избежать. Допустим, женщина решает, что ее совесть позволит ей сделать аборт без последующего наказания со стороны голоса совести. Если она не способна правильно судить о своих подлинных чувствах, ей может показаться в этот момент, что все будет в порядке; но если, как это нередко случается, она неверно о себе судит, то чувство вины может пробудиться много времени спустя и, возможно, под действием неумолчных упреков голоса совести прорвется в сорок или пятьдесят лет.

Иногда жить с невротиком вместе невозможно. Требования любви у него могут быть чрезмерные. Всякое снижение ее уровня он рассматривает как ее конец и своими придирками окончательно уничтожает ее. Здоровый человек понимает, что если он не любит кого-то, то и его могут не любить. Другое дело невротик. Он может и не любить человека, но тот все равно обязан любить его.

Еще один важный фактор невроза - это количество неоконченных дел, оставшихся с детства. Чем больше это количество, тем более вероятен невроз в заданной ситуации и тем более суровым он может оказаться. Например, из трех пациентов, совместно испытавших тяготы военной службы, отцы которых умерли, когда им было соответственно два, четыре и восемь лет, у первого произошел самый тяжелый срыв, у второго менее серьезный, а у третьего самый легкий. У первого было больше всего неоконченных "отцовских дел", у второго меньше, а у третьего меньше всего.

Сила их неврозов соответствовала их эмоциональному опыту - или отсутствию опыта - по отношению к старшим мужчинам; это отношение важно в армейской жизни, где офицер во многом играет роль отца. Человек с небольшими эмоциональными пережитками раннего детства в дальнейшем может вынести, не срываясь, большую напряженность, чем человек с рядом нерешенных детских проблем.

Невротики часто говорят: "Моя мать и мой отец были нервные люди, вот и я нервный. Я получил это в наследство".

Это неверно. Невроз не передается по наследству; но основы его могут быть заложены в раннем детстве вследствие поведения родителей. Невроз зависит от того, как человек использует свои душевные силы. Некоторые из его тенденций могут зависеть, от унаследованной конституции; но его фактическое развитие больше зависит от того, чему он учится, наблюдая своих родителей. Что бы ни делали родители младенца, это кажется ему "естественным порядком вещей", поскольку ему редко удается сравнить их поведение с поведением других.

Мы уже описали, как он, подражая им, становится приятным и любящим или злобным и жадным. Если он видит, что при столкновении с трудностями родители выходят из себя, вместо того, чтобы справляться с действительностью согласно принципу реальности, то он будет подражать их поведению. Если они используют свои душевные силы невротическим способом, то у него будет тенденция поступать так же, потому что все поведение родителей представляется младенцу "необходимым". Итак, если его родители невротики, то и он может вырасти невротиком, но не потому, что унаследовал их невроз, точно так же, как не унаследовали его отец и мать. Они научились неврозу, в свою очередь, у своих родителей.

Возможно, что сила греховных желаний, способность проходить через процессы, необходимые для формирования стойкого голоса совести, и способность психики хранить душевные силы и восприятия являются наследственными, но применение, которое человек дает этим врожденным способностям, зависит от его ранней подготовки. По-видимому, некоторым детям развитие нормальной личности с самого рождения дается труднее других, и это накладывает добавочное бремя на их родителей, которые должны вести себя в таких случаях особо осторожно. Если им это не удалось, то перед пастырем возникает задача исправить невротические черты поведения, как бы долго они ни присутствовали; в процессе исправления он должен учитывать всевозможные качества и склонности, с которыми человек появился на свет Божий.

Истоки многих неврозов кроются в тех процессах, которые определяют также развитие личности. Такой ход рассуждений привел к термину "невротический характер", обозначающему личность, природа которой, очевидно, сходна с предполагаемой при неврозах, даже несмотря на то, что в настоящее время невротические симптомы у такого человека могут отсутствовать.

Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивость, вспышки агрессивности, злобность и т.п. Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, неприятными соматическими ощущениями, вегетативными дисфункциями. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но подчас ничего не может изменить в себе. В книге Дж. Фурста "Невротик: его среда и внутренний мир" читаем: "Многие невротики очень хорошо справляются с преподаванием, исследовательской работой и другими видами интеллектуальной деятельности, но в то же время тщетно борются с личными затруднениями явно эмоционального характера". Тот же автор отмечает, что чувства невротика сильнее его интеллектуальных убеждений, эмоции невротика - продукт искаженного понимания им объективной ситуации.

Невротические расстройства могут возникать на трех "уровнях": как отдельные симптомы, как малые невротические расстройства и как специфические невротические синдромы. Отдельные симптомы могут время от времени проявляться и у некоторых людей с нормальной психикой. При малом невротическом расстройстве (иначе - малом эмоциональном расстройстве) ряд невротических симптомов возникает одновременно без преобладания какого-либо одного; такое расстройство часто наблюдается в общей практике. При специфических невротических синдромах преобладает один тип симптомов, такие расстройства чаще встречаются в психиатрической практике.

Организм невротика, по меткому выражению К.Хорни, начинает напоминать тоталитарное государство, где правители живут за счет своих подданных, утонченно издеваясь над последними. Рано или поздно начинается революция - развивается невроз.

Наиболее частыми жалобами у невротиков являются жалобы на тревогу и беспокойство, но почти также распространены подавленность и уныние. Большей частью эти жалобы предъявляются практически одновременно, и установить, какие из них следует считать первичными, невозможно.
Почти у половины больных присутствуют соматические симптомы, а примерно каждый четвертый проявляет чрезмерную озабоченность, связанную с функционированием организма. Некоторые из этих соматических симптомов представляют собой вегетативные проявление тревоги, как правило, на этих и других физических ощущениях так часто концентрируется беспокойство больных, когда они обращаются к врачу.

Возможно, иногда пациенты склонны подчеркивать соматические жалобы, полагая, что это будет воспринято более сочувственно, чем жалобы эмоционального плана. Некоторые, очевидно, хотят также заручиться гарантией, что врач тщательно обследует их в поисках соматического заболевания, прежде чем отнести их симптомы к психологическим.

Больные обычно жалуются также на нарушение сна, особенно на трудности с засыпанием и беспокойство ночью. Жалобы на раннее пробуждение наводят на мысль о том, что это состояние может оказаться не неврозом, а начальной стадией депрессивного расстройства. Приблизительно пятая часть пациентов сообщает о наличии обсессивных мыслей и слабых компульсивных побуждений. Отчетливые фобические симптомы встречались реже, хотя слабовыраженные фобии, конечно, очень распространены и среди людей с нормальной психикой. Жалобы на утомляемость и раздражительность также были нередки, во многих случаях они сопровождались трудностями с концентрацией внимания и утратой способности радоваться. В прошлом группировка именно этих симптомов рассматривалась как неврастения.

Наиболее типичны для больных с малыми невротическими расстройствами соматические жалобы, связанные с пищеварительной системой. Кроме того, возможны жалобы на плохой аппетит, тошноту, потерю массы тела или затруднение при глотании, а также на ощущение дискомфорта в левой подвздошной области. Жалобы, связанные с сердечно-сосудистой системой, включают учащенное сердцебиение, прекордиальный дискомфорт и беспокойство в отношении возможного сердечного заболевания. К другим жалобам относят боль в шее, плечах и спине. Головные боли обычно описывают как ощущение сжатия, сдавления, как постоянную тупую или пульсирующую боль.
Широко распространено мнение, что переживания детского возраста играют важную роль в развитии невроза у взрослого человека. Так называемые невротические черты детского возраста выражаются в сосании пальца, кусании ногтей; сюда относятся также детские страхи, странности в отношении пищи, заикание и ночное недержание мочи.

Считается, что этиология невроза включает в себя три компонента. Во-первых, предполагается, что основным симптомом всех неврозов является тревога; другие симптомы вторичны и возникают в результате действия защитных механизмов, которое направлено на уменьшение этой тревоги. Во-вторых, тревога возникает тогда, когда сознательное "Я" не в состоянии справиться, с одной стороны, с давлением психической энергии, исходящей от греховных желаний, а с другой стороны - с требованиями совести. В-третьих, неврозы начинаются в детском возрасте, когда не удается нормально пройти какую-либо из трех постулированных стадий развития.

В этиологии неврозов особое место занимает понятие "невротическое поведение". Исходя из теоретических предпосылок Эрика Берна, можно предположить, что неудовлетворяемые в течении длительного времени напряжения греховных желаний могут причинить психические затруднения в виде бессонницы, рассеянности, неусидчивости, раздражительности, угрюмости, повышенной чувствительности к шумам, ночных кошмаров, необщительности или ощущения, что о вас все говорят.

Наряду с этими симптомами хронического беспокойства, которые время от времени могут появляться у каждого, у некоторых людей наблюдаются симптомы особого рода: истерия, паралич, слепота, потеря речи и множество других отклонений, имитирующих физические заболевания; отдельные люди страдают разными формами навязчивого поведения: они жалуются на постоянные сомнения, неспособность принимать решения, непонятные страхи, которые преследуют их мысли и провоцируют неспособность воздержаться от повторения одних и тех же действий, например, счета, частого мытья рук, воровства (клептомании) или хождения взад-вперед по помещению. Это все ненормальные способы частичного облегчения греховных желаний, если они представлены достаточно сильно, имеют некоторые общие черты.

Перечислим их:

1. Все они непригодны; это значит, что все они используют душевные силы таким способом, который не может привести к конечному облегчению напряжения. Душевные силы используются для удовлетворения греховных страстей, и в конечном счете причиняющей индивиду вред или несчастье.

2. Все они расточают душевные силы. Вместо того, чтобы расходоваться под контролем сознательного "Я", душевные силы растрачиваются зря, вопреки всем усилиям "Я" превратить такое поведение. Сознательное "Я" теряет контроль над частью этих душевных сил.

3. Все они происходят от напряжений греховных желаний, долго не находящих удовлетворения, от "неоконченных дел детства".

4. Все они представляют собой замаскированные выражения греховных желаний, так хорошо замаскированные, что в течении всей истории человеческой мысли их подлинная природа не была отчетливо распознана, до открытий, сделанных восемьдесят лет назад.

5. Все они снова и снова используют для замаскированного выражения все те же бесполезные или вредные методы. Это называется "навязчивостью повторения". Кажется, будто индивид вынужден снова и снова переживать одни и те же шаблоны поведения, когда сознательное "Я" теряет контроль.

6. Они происходят обычно от направленной внутрь энергии страстей, которой в действительности для полного удовлетворения требуется внешний объект; во всяком случае, при этом всегда происходит смещение объекта, причем ложным объектом оказывается либо сам индивид, либо что-нибудь, всего лишь тесно связанное с подлинным объектом.

Любое поведение, отличающееся этими признаками, называется невротическим. Невроз, или психоневроз, наступает в тех случаях, когда это поведение становится настолько значительным, что препятствует нормальной жизни и вредит производительности индивида, его самочувствию и способности общаться с другими людьми или их любить. Итак, невроз - это медицинский диагноз болезни, возникающей из повторных ошибочных попыток удовлетворить напряжение греховных желаний невыгодными способами, расточающими душевные силы, происходящими от неоконченных дел детства, выражающими напряжение желаний в замаскированной, а не в прямой форме, использующими снова и снова одни и те же шаблоны.

Нормальное поведение состоит в эффективном использовании душевных сил способом, подходящим к данной ситуации для удовлетворения тех или иных желаний, направленных на соответствующие им объекты окружающей действительности. Примерами этого служат планирование своего финансового обеспечения, воспитание здоровых детей или покорение природы.

Невротическое поведение расходует душевные силы бессмысленно и расточительно, чтобы удовлетворить страстные желания путем старых шаблонов поведения, направленных на замещающие, а не на подлинные объекты или на самого индивида. Примерами служат азартные игры, чрезмерные заботы о кишечнике, диете и внешнем виде, беспорядочная половая жизнь и навязчивое стремление "побеждать" лиц противоположного пола, страсть к накоплению имущества и предметов, не имеющих практической и эстетической ценности, курение, пьянство.

Как видно из этих примеров, невротическое поведение в мягкой форме оказывается в ряде случаев безвредным, социально неопасным и нормальным; лишь в тех случаях, когда оно становится вредным для индивида или для окружающих, оно называется неврозом или аналогичным медицинским термином.

Для целостного понимания истоков невротических нарушений (как, впрочем, и других болезней) необходимо подняться на самый высокий личностный уровень и рассматривать эту патологию с позиции духовного начала, с позиции Православного вероучения и Святоотеческих писаний. И тогда во многих случаях будет обнаружен корень страдания - духовная слепота, игнорирование духовных потребностей, безбожие.

Святитель Феофан Затворник указывает на то, что "естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, таково тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственности". Таким образом, невроз имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем - психофизиологическую природу.

Глубокий невроз - показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Формы его различны: неврастения (уныние, "плач души" или раздражительность, нетерпимость); истерия, которая тесно связана с грехами гордыни и тщеславия; невротические навязчивости ("умственная жвачка", склонность к излишней рационализации). Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение (об этом подробно пишет преосвященный Феофан Затворник в своих творениях).

Грех определяет соответствующую духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем развитие невротических проявлений может зависеть от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными. Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается сильным потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов - тайна, известная только Господу.

Со времен наших прародителей человеческая природа повреждена грехом. Посему человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных. Невроз - лишь частный случай последствия греха.

Врач не может подменить собой священника. Он лишь предшествует ему. Доктор иногда представляет собой "заслон" для того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство).

Однако ныне среди психиатров и психотерапевтов верующих - меньшинство. В этом, на мой взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия насчитывает сегодня порядка 1000 психокоррекционных техник, пытаясь постоянно меняющимся образом помочь мятущейся душе. Но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, что требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников (в том числе и врачей). Духовные корни есть у всякой болезни, но распознать их подчас бывает невозможно.

Невроз выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна. И возникновение этого недуга, вследствие душевных терзаний и угрызений совести, может быть стремительным.

Сложности, связанные с поиском причин возникновения неврозов, обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пыталось и пытается решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры. Духовность человека (пациента) либо подменяется образованностью, эрудицией, либо совсем не принимается во внимание, отрицается. Деятельность подобного рода исследователей сравнима с бегом по кругу. Истинных плодов такие труды не принесут. Кстати сказать, многие последствия духовного повреждения у человека, страдающего неврозом, обнаружены, на мой взгляд, верно. Я уже упомянул о патологии процесса самопознания, "невротическом" строе мышления и особенностях эмоциональной сферы. Однако прежде эти же качества расстроились на духовном уровне, а уже затем как бы отразились в душевной жизни индивидуума. Причем все сказанное выше относится не только к неврозам, но и к широкой группе нарушений, составляющих так называемую "малую" психиатрию (акцентуации характера, приобретенные психопатии и др.).

Хотелось бы, чтобы среди ученых, в том числе медиков и психологов, было больше верующих православных людей".

Ко всем невротическим расстройствам применимы приведенные далее принципы. Комплекс лечебных мероприятий состоит из трех частей: лечение, направленное на облегчение симптомов; действия, предпринятые для решения проблем; меры, направленные на улучшение взаимоотношений пасомого с Богом и с ближними.

При слабовыраженных симптомах эффективны поддерживающие беседы.

При появлении невротической тревоги нет необходимости добиваться полного купирования; в определенной степени она может побудить пасомого внести изменения в свою жизнь.
Однако, с сожалению, "невротик не разрешает экзистенциальные проблемы, а вытесняет их, выстраивая систему невротической защиты: бредовых фикций и больных иллюзий. У него не реализовываются и ложно сублимируются многие творческие потенции, что тоже искажает характер человека. Самополагание невротика исходит не из личностного центра, а на фиктивной основе утверждает нечто частичное, периферийное: приписывание себе несуществующих качеств, навязчивость, страхи, тревоги по поводу иллюзорных опасностей и нежелание видеть опасности реальные. У душевнобольного искажаются отношения с бытием, космосом, вещами. Он принимает второстепенные признаки предмета за сущностные, или наделяет предмет несуществующими качествами. Болезнь в данном случае, означает жизнь в иллюзорном мире. Таким образом, невроз - это такая попытка избежать угрозы небытия (содержащуюся во всякой экзистенциальной проблеме), которая ведет к отрицанию самого бытия.

При любой возможности решать свои проблемы должен сам пасомый, а не другие лица, хотя и следует поощрять родственников при случае содействовать ему. Однако если проблемы оказываются непреодолимыми или затяжными, может понадобиться активная пастырская помощь.
Нужно побуждать пасомого к участию в выявлении возникающих проблем, к рассмотрению вопроса о том, что можно сделать для решения каждой из них и в каком порядке их следует преодолевать. Таким образом он будет лучше подготовлен к тому, чтобы самостоятельно справляться с трудностями в будущем. Если проблемы невозможно решить, пасомому следует примириться с ними.

Как правило, у пасомых с малыми невротическими расстройствами проблемы носят всего лишь временный характер, однако у некоторых социальные трудности могут затянуться. Нередко им недостает друзей, которым они могли бы довериться, или какого-нибудь доставляющего удовлетворение занятия. Таким людям пастырь может помочь включиться в активную приходскую или монастырскую жизнь, связанную с ответственностью и умением самостоятельно принимать решения.

У части пасомых с хроническими неврозами отсутствие социальных контактов является результатом давнишних трудностей в социальных отношениях; таким людям можно помочь, воспользовавшись одним из существующих в современной психотерапии методов.

Аномалии родительской любви

Предисловие многодетного папы: священника и доктора

Когда я был молодым, то довольно легко относился к тому поручению, которое дал мне Господь в этой жизни, - быть отцом. Что в этом трудного? Воспитывай детей, корми, пои, проверяй, чтобы уроки учили, чтобы не болели. В общем, - ничего особенного. Да только чем они старше, тем больше понимаешь, какое это непростое дело - любить своих детей. Ведь не «свои» они мне, не моя собственность. Как привычно считать своим то, что моё: моя машина, моя квартира, мои дети, мой холодильник. А ведь нет! Всё, что есть у меня, - принадлежит Богу! Это Его машина, Он дал мне её на время поездить; это Его квартира - Он дал мне её, чтобы пожить в ней некоторое время и это Его дети- Он доверил их мне на некоторое время, чтобы я помог им в начале их бесконечного пути.

Мои дети постоянно напоминают мне, что они - не моя собственность… Тем, что не слушаются, тем, что носятся по квартире, дерутся, разбивают посуду, проливают клей на одежду…. Как только я пытаюсь загнать их в «свои» рамки, о, как они отчаянно сопротивляются! И я каждый раз убеждаюсь: они - НЕ МОИ! Это особые люди, самостоятельные бесконечности, а я, - всего лишь их земное начало…

Помню себя начинающим папой. Тогда я искал литературу, из которой можно было бы извлечь принципы успешного воспитания. Я мечтал о «методике»… О, сколько я тогда книг перечитал! И везде находил примерно одно и то же: «как правильно сделать, чтобы все было правильно» . И я честно пытался: к иконкам прикладывал, запах ладана навевал, тропари праздникам в качестве колыбельной над кроваткой спящего малыша напевал, ну, в общем, всё делал по-православному. Не могу сказать, чтобы это было неправильно! Но уже тогда казалось, что это как-то немного искусственно; постоянно присутствовало ощущение, что я нечто малышу навязываю, как будто вместо него проживаю то, что он хочет и может прожить сам. Со временем я это прочувствовал, и, как сказал один мой знакомый: «Методики - это прошлый век. О них можно честно забыть, если есть желание заниматься делом. XXI век - век личностно ориентированных подходов. А все методики, построены на статистике и усреднении» .

Сейчас я это очень хорошо понимаю. И именно поэтому тогда я отказался от своего воспитательского «форсирования». У К.Д. Ушинского есть такая мысль: хороший воспитатель наблюдает за ребёнком и как только малыш хочет шагнуть, он как бы подставляет ступеньки под ноги вместо того, чтоб тащить его за собой по лестнице. Это очень красивая метафора: получается, что родитель помогает маленькому человеку самому выстраивать свою лестницу жизни и параллельно обучает его самостоятельности, что в итоге даёт повзрослевшему ребёнку умение самому двигаться вверх, не оглядываясь на папу-маму.

Помню, как однажды собрались мы, начинающие отцы, за бутылочкой газировки и говорили о делах родительских. И один из нас тогда сказал потрясшую меня фразу. Задумавшись и глядя куда-то вверх, он произнёс: «Вообще, правил не существует, просто надо постоянно держать руку на пульсе ребёнка…». У меня внутри всё перевернулось! Это же основной принцип: моя родительская интуиция! Ведь Бог делегировал именно мне ответственность быть папой, значит, и дал возможность чувствовать те моменты, когда нога моего малыша начинает подниматься для очередного шага! Доверять своим чувствам, уважать самостоятельность другого человека, пусть маленького, всегда быть рядом и держать связь с Небесным Отцом. До тех пор, пока малыш сам сможет воззвать к Нему: «Отче наш…» вместе со своим папой. После этого моя позиция отца уступит место другой, - позиции лучшего друга. Именно понимание этого оказалось для меня самым важным! Сейчас у нас шестеро…

Искренне обрадовался, когда отец Евмений предложил мне прочесть его труд. Это поистине книга мудрая и профессиональная во всех отношениях. Кто-то увидит в ней предупреждение, кто-то обличение, кому-то она станет благословением, а кому-то - настольной книгой.

Время, в которое приходится творить современным родителям, - непростое. «Дурные общества развращают добрые нравы» - это про сейчас! Страшно доверять ребёнку, отпускать далеко от себя, хочется постоянно опекать его, чтобы не пропал. Вот и получается, что, с одной стороны, - дурные сообщества, а с другой, - сердобольные родители с тисками, в которые они зажимают свободу своих детей. А итог - проблемные дети. Детские шизофрении, детские пограничные состояния, детские депрессии, тревоги - нет числа этим, сильно помолодевшим, болезням. Мамы бьют тревогу! Обращаются и в психиатрические клиники, и в церковь, и к знахаркам, лишь бы сделать что-нибудь с дитятей, ведь пропадает! Курит, пьёт, дома не ночует, уж и наркотики, кажется, пробовать начинает! А ведь мы его так любим!

Вот тут нужно внимательно посмотреть маме в глаза. Ребёнок вырос не сам по себе. Он, - веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья, - это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растёт. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрят прежде всего на себя!

Книга, которую вы держите в руках, по моему глубокому убеждению, на сегодняшний день, наиболее удачный и конструктивный помощник. В ней чётко раскрыты принципы, по которым решаются проблемы в семье. Именно незнание этих принципов приводит к аномалиям в развитии ребёнка.

Эта книга поможет разобраться и в прошлых ошибках, и подскажет, как не совершить новых. Плохой друг всегда критикует и обличает. Хороший советчик - это тот, кто указывает на ошибки и помогает их исправить. Предлагая основные принципы, которыми следует руководствоваться, он оставляет на благословенную родительскую интуицию выбирать, как поступить в сложившейся ситуации.

Книга полезна и как рабочее пособие в семейном консультировании. Хороший психотерапевт обязательно её оценит. Выдержки из нее можно применять как самостоятельные методические материалы. С самых первых страниц, совершенно автоматически, в процессе чтения лично поймал себя на мысли, что прикидываю: «это, - плакатом на стенку», «это, - распечатать для друзей», «об этом не забыть рассказать на проповеди».

Я искренне рекомендую её всем, у кого есть дети или внуки. Бабушкам и дедушкам тоже будет полезно всерьёз задуматься о плодах их любви, благодаря чему они смогут изменить многое. Уверен, что Господь благословил этот труд! Ведь в нём проясняются очень важные принципы, которые можно усвоить, наблюдая за тем, как воспитывает нас наш Небесный Отец. Автор призывает учиться именно у Него. Его Словом пронизано в этой книге всё.

Священник Валентин Марков г. Нижний Новгород,

руководитель Миссионерского отдела

Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви

Вернуть детям детство, восполнить недостаток родительской любви

(предисловие священника)

Приступал к прочтению книги игумена Евмения «Аномалии родительской любви» со смешанными чувствами. У меня есть обычай читать книгу с оглавления, потом взглядом бегло пробежать по тексту на предмет догматической крамолы. И если такой субъективный анализ не выявит ничего душепагубного, приступать непосредственно к чтению.

Откровенно скажу: если бы эта книга попалась мне на полке православного, или светского магазина, если бы не общение с игуменом Евмением и определенные обязательства, я читать бы ее не стал. И напрасно.

Сначала о первом впечатлении.

С некоторых пор слово психология, надеюсь, не без основания, у меня вызывает однозначно негативную реакцию. Те курсы по «Основной», «Коррекционной», «Возрастной», «Социальной», «Педагогической» психологии, которые приходилось мне слушать в Новокузнецком педагогическом институте, а также литература по предмету, убедили меня в полном торжестве психоанализа над другими направлениями психологии на современном этапе. На основании этого сложилось отношение к психологии не как к науке, а как к мировоззрению любителей оправдывать свои основные инстинкты.

Одним словом, в иной ситуации для меня было бы достаточно одного слова «психолог», чтобы закрыть навсегда эту книгу. Смею думать, что я не один с такими взглядами. В этом случае советую отбросить свои штампы и начать чтение.

Книга, которую вы держите в руках, читается на одном дыхании. Множество поучительных жизненных примеров, без навязчивой назидательности и сухой догматичности.

С первых страниц мы с супругой из оценивающих произведение превратились во внимательных слушателей. У нас многодетная семья, - шесть детей. Двое старших во втором классе, третий, - в первом, четвертая, - в прогимназии. Все четверо параллельно ходят в музыкальную школу. С пятницы вечера по воскресное утро поют с мамой во время богослужения в нашем небольшом храме, так сказать в основном составе, поскольку других певцов нет. Обучение в две смены. Гимназия и музыкальная школа на таком расстоянии, что детей в их возрасте можно отпускать одних. У папы график по часам: кого куда везти - 6–8 раз в день, между службами и преподаванием в Духовном училище. У мамы забота, как одеть, накормить, помочь сделать уроки, вовремя уложить спать, подготовиться к службам, да и малыши не дают забыть о себе… Старший ребенок всегда виноват, потому что старший. Дети должны жить по жесткому графику, делать уроки в две школы, помогать по дому, участвовать в богослужении… Какое здесь воспитание? Какой индивидуальный подход?

), игумен , заштатный клирик Белгородской епархии , сотрудник центра реабилитации наркозависимых "Отчий Дом"

Тогда же в феврале 2008 года после получения богословской оценки епархиальными миссионерскими отделами "Притчей православного миссионера", автором которых является игумен Евмений, пресс-служба Синодального миссионерского отдела распространила заявление с оценкой данного сочинения и просьбой воздержаться от использования текста в миссионерской работе. В этом заявлении, в частности, указывалось, что "Притчи" игумена выходят без благословения священноначалия, а текст их содержит "сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства - распространению православной веры".

Синодальный миссионерский отдел в декабре года распространил официальное заявление, согласно которому игумен Евмений, стремящийся работать с наркозависимыми и душевнобольными, не имеет благословения на миссионерскую деятельность и не является сотрудником миссионерского отдела Русской Православной Церкви. В заявлении говорится, что оно появилось в качестве ответа на многочисленные запросы "по факту деятельности игумена Евмения (Перистого) в городе Москве".

На апрель года являлся сотрудником центра реабилитации наркозависимых "Отчий Дом" в деревне Мухортово Кинешемского района Ивановской области.

Сочинения

  • Пастырская помощь душевнобольным, 1999
  • Духовность и ответственность, 2000
  • Психотерапия в пастырском душепопечении, 2000
  • Аномалии родительской любви. Решма: Свет Православия, 2005. 352 с. Иваново: Свет Православия, 2007. 336 с.
  • Духовность как ответственность. Решма: Свет Православия, 2005. 326 с. Иваново: Свет Православия, 2007. 302 с.
  • Здравствуй, малыш!: Пастырское напутствие будущим папам и мамам. Иваново: Свет Православия, 2007. 256 с.
  • Луч надежды в наркотическом мире
  • О побеждающем христианстве
  • Батюшка, я – наркоман!
  • Притчи православного миссионера
  • Царство, которое внутри
  • Ответственность и власть
  • Личный сайт:

Использованные материалы

  • Евмений (Перистый) , сайт "Русское Православие":
  • Игумен Евмений (Перистый) , сайт "Счастье.by":
  • _Игумен Евмений. Безграничный человек (интервью для портала http://kievvlast.com.ua/)_ , сайт "Центр LIFETIME":

Мне хотелось бы поговорить о тенденциях в современной практической психологии и психотерапии. Рынок услуг сегодня предлагает огромное количество направлений и школ, предлагающих терапевтическую помощь. Людям, встретившимся с внутренними затруднениями, порой непросто выбрать, к кому же обратиться и кто может действительно помочь разобраться с теми душевными затруднениями, с которыми самостоятельно они справиться не могут.

У меня нет формального психологического образования, но около трети людей приходящих на мои семинары и тренинги, запрашивающие моей консультации, его имеют. Как исследователю, мне важно понимать, чего же они хотят дополучить в моем пространстве, чего оказалось недостаточно в сообществах, где они обучались.

Мне рассказывали, что, нередко студенты, закончившие различные психологические факультеты, приступая к работе с реальными клиентами, но не знали как применить все эти академические знания на практике, а попытки применения психологических знаний на живых людях, в конечном итоге, оказывались воздействием, а не взаимодействием. И подобная работа нередко оставляла неприятный осадок вторжения в тонкие и чувствительные сферы души, холодными, похожими на хирургические, инструментами.

Если до наступления эпохи интернета нам казалось, что прочитав какую-то психологическую статью или узнав что-то о себе на очном приеме у психолога, мы что-нибудь "поймем", то есть, узнав в описанном симптоме себя, нам "станет полегче", нужно только добыть эту "особую информацию", то сегодня вся информация абсолютно доступна, но "легче" от этого не становится.

От прочтения психологических текстов и историй, уже не происходит ожидаемый катарсис, но нередко клиенты, подменив переживание "пониманием", говорить что им "стало понятнее и от этого полегче". Тем не менее, психотерапевтические интернет-группы, психологические сообщества в соцсетях, продолжают выкладывать все новые и новые тексты, которые мы продолжаем читать с удовольствием …

Подходит к концу эпоха «психологических технологий». Сегодня многое из практик и методик мы прекрасно научились скачивать и практиковать сами, в наши времена уже нет ничего тайного, что не стало бы явным. Однако грусть и тоска в глазах участников семинаров по «передовым психологическим технологиям» развеивается на время, но окончательно не проходит и после участия в суперуспешных тренингах.

Психотерапевт, который не дает клиенту живого личностного отклика и контакта, но лишь знания, методики, или интерпретирует тебя терминами своего психологического направления (хорошо, если при этом успевает предварительно знакомить с их значением), сегодня не может считаться эффективным и результативным консультантом. Люди и и самостоятельно могут найти описание всех своих симптомов и диагнозов, скачать техники НЛП и паттерны Эриксоновского гипноза на видео и в текстовом варианте.

Реальные изменения на глубинном уровне происходят вовсе не от того, что они их скачали, прочитали и попробовали применить их к себе. Большая часть так называемых психологических проблем, связана с нарушением информанцонно-энергетического обмена между «клиентом» и его социальным окружением, а также между внутренними частями личности клиента.

Травма, полученная в результате тех или иных близких, открытых отношений, накладывает отпечаток сдержанности и настороженности на все последующие взаимоотношения человека со значимыми старшими, с равными себе (в социальном смысле) с мужчинами, женщинами, с миром в целом.

Что же мне видится перспективным подходом в душепопечении, психотерапии сегодня? Мы как будто отвыкли от живого конструктивного человеческого контакта: так, чтобы и «честно» и «бережно», глубоко и качественно. Мы забаррикадированы несколькими уровнями защит, страхов, которые успешно маскируются под «нормы этикета».

Терапия, в которых эти самые границы нарушаются живым человеческим участием, живым реагированием, терапия, где тебе могут дать живой контакт и проявить человеческий интерес по отношению к тебе и к тому, что с тобой происходит - это и является, по-моему мнению, наиболее перспективным подходом сегодня.

Это уже не психоанализ, и не попытки дать «оценку ситуации», и не рефрейминг. Это живое общение двух людей - та самая роскошь человеческих отношений, это по сути и есть взаимодействие в любви.

Однако, у коллег классических психологических школ иной подход - «остерегайтесь излишней к пациенту», а в бизнес-коучинге - «ничего личного, мы только решаем задачи клиента». И в этом есть свое рациональное зерно, однако важно учесть вот что.

«Работая» психотерапевтами, следуя правилам терапевтической игры, мы обучились быть хорошими клиентами и прекрасными терапевтами! Мы открыли секрет успешности и счастливой жизни в психотерапевтическом или тренинговом пространствах.

И поэтому мы ходим туда за поддержкой и принятием: каноны психотерапии регламентируют бережные правила игры. Но в реальной жизни всё непредсказуемо, порой, жестко и без всяких правил!

И если психотерапевт не может себе позволить быть живым человеком, вполне осознанно взаимодействуя без правил, вряд ли он сможет донести до человека способность пребывать в пространстве неопределенности, обучить, подобно серфенгисту, скользить по волнам реальности, в которой не существует стабильных раз-и-навсегда законов и правил.

Границы психотерапии, которые устанавливаются обычно в классическом консультировании, не добавляют ни клиенту, ни терапевту, жизненной энергии, столь необходимой для движения. В терапевтической игре, мы можем оставаться в наших психологических бункерах, но зато теперь мы знаем, как интерпретируется то, что мешает нам выйти наружу!

Я не ставлю жестких границ между моей жизнью и моей терапевтической сессией. В своей работе я предлагаю сдаться Жизни (в лице терапевта как её представителя), установить с ней реальное взаимодействие. Если хочешь, вырази ей свое недовольство, даже свое разочарование по поводу нее, - прямо мне в лицо.

И если ты произнес это мне, ты наверняка ощутишь, осознаешь, понят ли ты, принят ли таким, какой ты есть. А если ты увиден, принят и понят таким, какой ты есть - у тебя есть ощущение шанса прожить жизнь счастливого, т.е. сопричастного Жизни человека. Энергия твоей души изнутри потекла наружу!

Многие клиенты показывают терапевту какую-то часть себя, мол «сделайте что-нибудь с моим пальчиком, но меня, пожалуйста, не трогайте». Я не с тобой ведь хочу что-то делать, я хочу взаимодействовать с тобой цельным! С цельным тобой хочу поговорить. Ты там жив, в своей отгороженности, в своем одиночестве и в своем глобальном недоверии? Или тебя там уже нет? Или ты какой-то цепью приковал себя к границам «себя» и дальше уже не выходишь?

Профессиональные консультанты и профессиональные клиенты, продолжают эту имитацию жизни, но уже в формате психотерапии … Я не хочу этим заниматься. Мне хотелось бы прожить жизнь цельно, на подъеме.

Если и клиент к этому готов (а наверняка он именно этого по сути и желает) то - возможно. Психотерапевт, консультант - это тот, кто призван ждать и дождаться Человека в тебе. Тебя дождаться, а не твой симптом, не твой анализ и не твои умные рассуждения о том, что ты прочитал в каком-то психологическом журнале.

Без всяких правил и стандартов проявись, пожалуйста. Выходи сюда, на встречу со мной. Я жду тебя. Я не знаю, чем это закончится. Может быть ты будешь моей возлюбленной, может ты станешь моим другом, а может ты будешь моим учителем, а может быть твоим учителем стану я. Соглашаясь с предельной неопределенностью жизни, я не знаю куда это продлиться дальше, чем это закончится, и закончится ли вообще…

Умные аналитики могут сказать «А не происходит ли здесь компенсация внутренних целей и потребностей психотерапевта за счет своих клиентов?» Да, происходит. Конечно, происходит! Я хочу больше людей в мою жизнь, хочу больше качества и вкуса во взаимодействии. Умея это, и я готов обучить тому, как это происходит между людьми! Но если Вы приходите ко мне на обучение или на семинар, то имейте ввиду - будет жарко. Будет неожиданно, будет круто, но по-настоящему.

Пока мы не разбудим Силу, внутренний импульс Жизни в человеке, нет никакого смысла продолжать всю эту терапевтическую игру. Но есть смысл в том чтобы быть, чтобы любить, чтобы пригласить, чтобы задружиться…

Не считаю, что я первооткрыватель какого-то нового направления в психотерапии. Эти истины давно известны. Мое постижение науки консультирования началось лет 15 лет назад с книги Джеймса Бьюдженталя "Наука быть живым», затем была Ирвина Ялома «Лечение от любви…». Очень хорошие книги, всем рекомендую. Живые примеры живой жизни в формате консультирования.

Недавно я посмотрел сериал «Mental» ("Сознание"). В фильме показана клиника, в которой психиатры работают по классическим канонам, но, в какой-то момент там появляется новый заведующий отделением, который воспринимает пациентов не как больных, а как людей попавших в некую трудность, запутавшихся в проекциях своего ума, который закрыл для них видение реальности, вернее, у них был утерян контакт с разделяемой (социальной) реальностью.

Так вот, он вытягивал их в мир людей, акцентируя свое внимание не на симптоме, а на здоровой части личности, разгребая ее сквозь завалы меняльного и эмоционального мусора. Еще один яркий пример такой работы, очень рекомендую всем моим знакомым психологам и консультантам.

Когда я слышу о том, что вместо глубокого и заинтересованного диалога человеку предлагаются или релаксационные техники или феназепам, понимаю, что этими полумерами мы только глушим неистребимую жажду жизни, которая живет внутри каждого из нас, но не всегда находит адекватный (для социума) выход вовне. Вместо игры в «эксперта» и «профана», я предлагаю моих коллег к отказу от этих ролей, предлагаю пригласить обратившихся к вам в общее пространство Жизни с избытком.

Я не понимаю до конца, как мне удается оживлять людей (о чем впоследствви они свидетельствуют), некоторые коллеги спрашивали меня о «моей методике»… На сегодняшний день у меня ее нет, хотя, в свое время, я обучался у многих мастеров. Я просто был собой в каждой ситуации, в каждой консультационной сессии, я умею полностью быть с человеком, когда провожу консультационную сессию, с людьми, когда беседую или веду семинар…

В завершение разговора о психотерапии контакта, о науке быть живым, мне бы хотелось привести стихотворение Веры Полозковой, в котором отражена суть того, о чем я (осознаю, возможно, достаточно сумбурно) пытался сказать выше.

Я пришёл к старику Берберу, что худ и сед,
Разрешить вопросы, которыми я терзаем.
«Я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, -
Так вот, ты ему не хозяин.
Бойся мутной воды и наград за свои труды,
Будь защитником розе, голубю и — дракону.
Видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, -
Покажи им, что может быть по-другому.
Помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы,
Ни злой немочи, ненасытной, будто волчица -
Ничего страшнее тюрьмы твоей головы
Никогда с тобой не случится».


Вот из этих «тюрем» своей головы, в которых оказались люди, в тюрьмах концепций, правил и прочих проявлений достроенной реальности, мы, служители помогающих профессий, призваны выводить других людей: своим сердцем, своей заботливой мудростью, честностью и теплой человеческой заботой.