Самый лучший тяж 9 уровня.

В данной статье мы продолжим тему “лучших ПТ-САУ”, на этот раз мы выберем лучшую пт-сау на 9

Доброго времени суток, Уважаемые читатели. В данной статье мы продолжим тему “лучших ПТ-САУ”, на этот раз мы выберем лучшую пт-сау на 9 уровне, самую универсальную и устрашающую, которая просто крушит и оставляет только подбитые танки после своей атаки. Как по стандарту, выделим плюсы и минусы каждой из ПТ, так же выберем тактику поведения на поле боя. Так как пт-сау 9 уровня у нас в игре 9, то начнем с 9 соответственно.

(9 место). Один из камней преткновения по ветке Т110E3, крайне сложная в освоении пт-сау, заставляющая многих бросить прокачку данной ветки, если вы прошли Т28, Т95 покажется вам приятнее. Выясним, почему так.


Плюсы:
1. Наше орудие - 750 среднего урона на 9 уровне просто не даст бездумно противнику выехать на вас, имеет огромный фактор устрашения.
2. Отличное пробитие в 276 мм.
3. Броня - вот главное, что есть в Т95, один из самых бронированных лбов в игре - 303 мм при крайне малом количестве уязвимых точек, перестреливаться с Т95 лоб в лоб-глупо. Наша броня останавливает всё, зачастую даже голдовые снаряды ПТ 10, гусеницы жрут абсолютно все снаряды без урона. Так же имеются отличные экраны по бортам корпуса, туда даже под не большим углом нас будет трудно пробить, а фугасы артиллерии влетают с крайне малым уроном.
Ну вот и всё, больше плюсов нет, а минусов, увы, хватает…

Минусы:
1. Минус, который один может перечеркнуть все плюсы и просто ухудшить мнение о Т95. Это конечно же наша динамика. Имея почти 90 тонн веса, в нас удосужились запихнуть просто издевательский двигатель 6 уровня в 510 лошадиных сил, что дает нам динамика, у нас меньше 6 л/с на тонну веса, что просто нам ни дает никакой тактики, кроме езды возле базы, далеко мы не уползем, до базы противника будем ехать пол боя, так же у вас не получится заехать на очень крутой холм или гору, лошадей не хватит. Про то, что нас может закружить даже ТТ, грустно говорить.
2. Вам было мало 18 км/ч на Т28? Ну вот, Т95 вас приятно удивит, 13 км/ч, ну просто без комментариев, вы должны понимать, как это плохо.
3. Т95 хорошо кушает снаряды вражеской артиллерии благодаря экранам и броне, но танк крайне приземистый и просто широченный, что дает арте хороший шанс просто закинуть нам в крышу с полным уроном. Так же Т95 одна из лакомых закусок арты, если вас зафокусила арта - вы в ангаре одной ногой, просто увильнуть или скрыться вам не помогут недостатки, описанные выше.
4. Броня то крайне крепкая, но без уязвимостей никуда. Во лбу корпуса имеем 2 люка, куда нас пробивают стабильно при попадании, так же для орудий с хорошим пробитием уязвима наша НЛД, которая хоть и мала, но попасть и пробить туда нас можно.
5. Уязвимая задняя часть, 51 мм под практически прямым углом, любой ценой не пытаемся запустить туда ЛТ и СТ, крайне высокая вероятность возгорания двигателя при стрельбе туда.

Т95 очень даже на любителя, динамика и любовь артиллерии просто печально сказываются на нас. Т95 отличная затычка для фланга или хороший защитник базы, вы часто будете сталкиваться с толпой врагов, оставшихся против вас, именно там вы почувствуете мощь его орудия, когда враги будут лопаться, не доезжая до вас. Старайтесь меньше светиться, ибо арта не дремлет и ждёт отправки чемодана.

(8 место). Британская “черепаха” оказывается на 8 месте, имея схожесть с Т95.


Плюсы:
1. Отлично сбалансированное орудие.
2. Лучший урон в минуту на уровне, при всех “плюшках” - больше 4000 урона в минуту.
3. Хорошая лобовая броня, 10 нас частенько не пробивают.
4. Мы самые “жирненькие” по запасу прочности на уровне - 2000 единиц, как у ПТ 10 прям.
5. УВН и УГН просто отличные, успеваем ещё дать плюшку заходящему к нам в борт противнику.

Минусы:
1. Это динамика, имея 10 лошадок на тонну, данная пт-сау не отличается мобильностью.
2. 20 км/ч максимальная скорость, от Т95 мы недалеко уехали, ограничивает наш выбор тактик.
3. Мы огромны, не попасть по нам практически невозможно, хороший приоритет у артиллерии.
4. Огромное ведро на крыше корпуса, куда нас шьют все.
5. Скорость поворота - 22 градуса в секунду, закружить нас не составит труда.
6. Наша альфа, даже при нашем уроне в минуту имеет смешной характер, не стоит размениваться раз на раз.
7. Из-за размеров следует плохая маскировка, сарай наш светится на ура.

Тортик получился весьма сарайной пт-сау, так же имеющей не кустовой вариант гемплея, как правило. Стараемся держаться на расстоянии от врага и испепелять врагов по урону в минуту, всегда садим на гусли и не даем уезжать. Так же не забываем об артиллерии.

(7 место). Немецкий истребитель танков попадает на 7 место.


Плюсы:
1. Приятный разовый урон в 560 единиц, не 750, но всё же.
2. Точное орудие с хорошим пробитием в 276 единиц.
3. Броня рубки - 250 мм хоть почти под прямым углом, но зачастую дает не пробить нас одноклассниками и танками уровня ниже. Так же иногда огорчаем 10 уровни.
4. Броня ВЛД корпуса хорошо держит снаряды танков до 8 уровня со средним пробитием.
5. Хороший урон в минуту, почти 3000.
6. Хорошая скорость поворота.
7. Отменные УВН в -10 градусов.

Минусы:
1. Мы сарай. Вот так, коротко и ясно, очень высокий танк, по нам трудно не попасть.
2. Проблемы с артиллерией врага, она нас так же любит, а борта корпуса у нас 80 мм, так что спокойно можем ловить на полный урон.
3. Так как мы играем зачастую с 10 лвл, броня корпуса у нас не очень, 10 нас туда шьют всегда.
4. Высокий танк-плохая маскировка, это про нас, светимся мы крайне хорошо.

Как итог, крайне необычная пт-сау, тактика игры на ней не такая, как у большинства кустовых пт. Имея хорошую броню в рубке, отличные УВН и высокий корпус, стараемся найти на поле боя небольшой холмик, кучу мусора, камень и т.д., чтобы спрятать наш “не очень” крепкий корпус. Так же пытаемся не стоять на открытой местности, ибо при засвете мы в приоритете у артиллерии.

(6 место). Пт-сау на базе Т-54 на 6 месте, всё вроде бы и есть, но нужно рассмотреть все нюансы.


Плюсы:
1. Наша динамика - почти 19 лошадок на тонну, занимаем самые неожиданные позиции для врага.
2. Отменная скорость поворота - даже лт нас не закружит.
3. Отличная маскировка.
4. Хороший урон в минуту.

Минусы:
1. Слабая броня со всех сторон, шьют нас практически все.
2. УВН -4 доставит нам множество неудобств.
3. При нашей скорострельности у нас снарядов то-35 штук, что будет иногда не хватать.

Данная пт-сау, это как “ниндзя из тени”, просто занимаем выгодные позиции, пользуемся маскировкой и играем от неё. Так же можем поехать с СТ и помочь им, скорость позволяет.

(5 место). Новая британская пт-сау на базе Центуриона с весьма необычным геймплеем.


Плюсы:
1. У нас появляется башня, вращающаяся на 360 градусов, что дает разнообразие в нашу игру, нас очень трудно закрутить.
2. Сбалансированное орудие по всем параметрам.
3. Хорошая удельная мощность, почти 19 лошадок на тонну, как у предыдущей пт-сау, дает ещё больший спектр возможностей благодаря башне.
4. Отличный урон в минуту, почти 3100.

Минусы:
1. Имея корпус от центуриона, мы понимаем, что брони там нет. Броня в башне тоже мала, только маска иногда сдержит снаряд, но не более того. Так что приветы от артиллерии на полный урон нам обеспечены.
2. Самая дохлая пт-сау на уровне-всего 1500 единиц.
3. При наличии башни имеем не особо хорошие УВН в -5 градусов.
4. Малый обзор, всего 380 метров.
5. Всего 35 снарядов, иногда будет не хватать.
6. Не внушительное орудие по разовому урону.
7. Плохая маскировка.

Conway можно применять для различных стилей игры, но учитывая плохую маскировку и не крепкую броню лучше воздержаться от постоянного засвета, при необходимости мы можем поддержать союзных СT, так же мы чувствуем себя прекрасно в городских условиях благодаря башне.

(4 место). Бывший ТТ 10 уровня, который теперь является пт-сау 9 уровня у нас на 4 месте, его сильно занерфили, дабы перевести в пт-сау, но он по-прежнему актуален. Что он из себя представляет сейчас, рассмотрим.


Плюсы:
1. Мощное орудие с отличным пробитием и самой большим альфа-страйком на уровне в 750 единиц.
2. Наличие самой бронированной башни в 280 мм, танкуем ей на ура, пробить нас туда могут только ПТ 10, и то, не всегда.
3. Имеем отличные УВН в -10 градусов, высовываем только башню из-за холма и уничтожаем всё живое.

Минусы:
1. Долгое сведение и слабая точность.
2. Имеем хлипкий корпус, стараемся его не показывать.
3. Долгая перезарядка нашего топового орудия.
4. Слабенькая подвижность.
5. Не лучший обзор, всего 380 метров.
6. Имеем типичный люк для американских ТТ на крыше башни, не ведро, как у Т110, но всё же, попасть и пробить туда нас могут.
7. Плохая маскировка.

Т30 как бывший ТТ, таким он и остался, при переводе в пт-сау. На поле боя стараемся поддерживать союзных ТТ при помощи нашего мощнейшего орудия, так же всегда играем от холмов, высовывая только нашу крепкую башню.

(3 место). Вот и добрались до бронзового призера нашего рейтинга, единственная французская пт-сау 9 уровня в игре.


Плюсы:
1. Имея каких-то 180 мм во лбу не забываем о наклоне лба, с приведенным углом наше бронирование выходит более 300 мм, просто так нас не пробьют.
2. Лучшая динамика на уровне, почти 20 лошадок на тонну.
3. Хорошо сбалансированное орудие с хорошей точностью и скорострельностью.
4. Максимальная в 50 км/ч дает нам больше свободы действий.
5. Хорошая скорость поворота, закрутить нас сложно.

Минусы:
1. Кроме лба корпуса бронирование почти отсутствует, пробивают нас туда все, даже артиллерия на полный урон.
2. Долгое сведение орудия.
3. Уязвимая башенка спереди и дальномер, правда дальномер пробивается только в самый центр с уроном.
4. Слабенькое орудие с альфой в 400 единиц, особо этим не запугаешь.
5. Один из худших показателей очков прочности-всего 1550 единиц.

Данная пт-сау имеет широкий спектр тактик на поле боя, всё в зависимости от карты. Мы можем сыграть от нашей маскировки на 2-й линии, можем поддержать союзных ст. А на городских картах мы чувствуем себя, как рыба в воде, при перестрелках стараемся крутить всегда корпусов, дабы снизить вероятность попадания нам в башенки. Но не забываем об артиллерии, мы почти в 80% случаем для них ваншот.

(2 место). Самая грозная пт-сау СССР на 9 уровне получает серебро нашего рейтинга, немного ему не хватило до 1 места, но тому есть причины.


Плюсы:
1. Самое высокое пробитие в 286 единиц и лучший альфа-страйк на уровне-750 единиц.
2. Отличная маскировка, 704 просто стреляющий по вам куст.
3. Наличие экранов по бортам, частенько огорчаем противника выстрелом без урона туда.
4. Огромная маска орудия, жрущая всё, что в неё попадает.

Минусы:
1. Крайне косое орудие, прозванное гуслеснимателем.
2. Долгое время сведения.
3. Плохая скорость поворота.
4. Количество очков прочности оставляет желать лучшего.
5. Не лучшая динамика в целом.

Объект 704 остается одной из самых серьезных и устрашающих пт-сау на 9 уровне, но в плане универсальности ему немного не хватило до 1 место. Тактика игры просто стандартная для пт-сау, стоим на 2 линии (в кустах можно и ближе, ибо маскировка позволяет) и настреливаем с нашей мощнейшей БЛ-10, которое испепеляет всё при попадании.

(1 место). Немецкая пт-сау получает золото нашего рейтинга, просто одна из самых идеальных пт-сау в игре. Разберемся в преимуществах и недостатках.


Плюсы:
1. Отличная маскировка, при наличии башни нам не приходится вертеть корпусом, снижая её.
2. Наличие башни с вращение на 360 градусов, частенько нас будет выручать.
3. Просто великолепный обзор в 410 метров, мы видим все, а нас не видят.
4. Просто великолепное орудие по всем параметрам, я бы сказал даже лучшее на уровне, хоть у Ягдтигра и такое же, но оно лучше по некоторым характеристикам.
5. База от PZ. IV, поэтому имеем малый весь и хорошую динамику.
6. Отменная скорость поворота, нас закружить нереально + наличие башни.
Но и без недостатков никуда.

Минусы:
1. Малый вес, мы крайне уязвимы для тарана.
2. Брони у нас нету, в корпус нас иногда не шьют фугасами, но в рубку прилетает с полным уроном постоянно.
3. Не самые лучшие УВН в -5 градусов, но башня компенсирует
4. Малое количество очков прочности - 1600 единиц.
5. Мы ваншот для артиллерии в 95 % случаев, спасет лишь попадание в орудие или гусеницы.

Waffentragerauf. PZ. IV является самым универсальным истребителем танков на 9 уровне. Мы не зависим от команды, мы можем и насветить себе и наказать врага сами, имея прекрасное орудие с башней, мы так же уютно чувствуем себя на городских картах. Но в основном мы играем от 2-ой линии и кустов, ибо наше прекрасное орудие и маскировка это позволяют. Но стараемся скрыться от засвета, ибо попадания по нам всегда очень неприятные, особенно от артиллерии.

Вот и расставили мы все пт-сау по полочкам, узнали плюсы и минусы каждого. Ваше мнение по местам этих пт-сау в списке может отличаться от нашего, но мы старались расставить всё объективно.

И, наконец, добрался опять до этой рубрики. Сегодня я расскажу про лучший тяжелый танк девятого уровня, и это звание звание забирает немецкий тяж E-75.

Естественно, этот выбор был тяжелым и мне пришлось выбирать между E-75, VK45.02 и СТ-1. В этом сражении победил именно E-75 благодаря своей универсальности. Крепкая наклонная броня, точное орудие, хорошая, как для тяжелого танка, мобильность сделали свое дело!

Основный характеристики

Из характеристик хочется отметить броню. Цифры, конечно, далеко не внушительны, но стоит учитывать, что углы наклона брони решают. Если смотреть прямо на верхнюю лобовую деталь E-75, то приведенной брони там примерно 300-320 мм и это без доворота корпуса.

Тактика на поле боя

E-75 достаточно хорошо себя чувствует с 10 уровнями, а пробития в 311 миллиметров годовыми снарядами хватает, чтобы сражаться с самыми крепкими противниками. Скорость и маневренность E-75 позволяет всегда быть на острие атаки, но идти в одиночку я не советую.

Броня E-75 срабатывает отлично, если использовать такие приемы, как «ромб» и «обратный ромб». При таком расположении танка можно ловить непробития и от ПТ-10.

В бою E-75 должен быть в первой линии, но всегда держаться возле союзников, снаряды мы отбиваем хорошо, но только лбом и когда танкуем бортами. Во всех остальных случаях нас пробивают и очень хорошо. Достаточно много внимания нужно уделять передвижению вражеских средних танков и не давать им заехать к вам в тыл. Отбивать снаряды кормой, как на СТ-1, тут не получиться.

Играя на E-75 нужно освоить несколько правил:

  1. Активно участвовать в наступлении при наличии союзников рядом
  2. Применять приемы «ромб» и «обратный ромб»
  3. В случае, если вы остались один, нужно держать максимальную дистанцию, а обзор и точность позволяют это сделать.

E-75 один из тех танков, которые можно оставить у себя в ангаре и поэтому можно прокачать экипаж отдельно под него.

Командир: Шестое чувство; Боевое братство

Наводчик: Плавный поворот башни; Боевое братство

Механик-водитель: Король бездорожья; Боевое братство

Радист: Радиоперехват; Боевое братство

Заряжающий: Радио перехват; Боевое братство

Именно такой набор умений улучшит и без того сильные стороны танка. Что качать дальше- выбор за вами, хотя я и рекомендую прокачать ремонт, хотя бы для половины экипажа.

К такому набору умений рекомендую поставить дополнительное оборудование: Досылатель, Стабилизатор вертикальной наводки, Вентиляция.
Досылатель ускоряет скорость перезарядки орудия. Стабилизатор уменьшает круг сведения в движении на 20%. Вентиляция улучшает основную специализацию всех членов экипажа, а также умения и навыки на 5%.

Выводы

E-75 имеет прекрасный баланс по характеристикам, играть на нем комфортно и фаново. В топе на этом танке можно отбивать и наносить большое количество урона. За сочетание характеристик E-75 заслуживает звания лучший тяжелый танк 9 уровня!

Вконтакте

Mauschen — тяжёлый Немецкий исследуемый танк 9 уровня World of Tanks поступивший на СуперТест. Чего от него ждать, и сможет ли он стать достойной альтернативой полюбившемуся «тапку»?

Тяжелый танк IX уровня — Mauschen, являющийся частью альтернативной ветки прокачивания Maus, не так давно стал доступен на супертесте. История танка связана с разработкой проекта Maus, сверхтяжелой боевой машины вермахта.

В 1942 году был заказан танк прорыва, с максимально укрепленной броней и мощным вооружением. Проект был передан «Porche», и в июне 1942 года Гитлеру была представлена базовая конструкция Type205, получившая название «Mammoth», а позже «Mauschen» — «Мышонок», с тоннажем в 170 тонн и 150-миллиметровым орудием, так как по мнению фюрера 128-миллиметровая пушка казалась бы «игрушечным пистолетом».

Первый прототип должен был выпуститься в 1943 году, однако дальше чертежа дело не зашло. «Maus» же в свою очередь даже был реализован в металле. создано два опытных образца, правда, один из них без башни. «Мышь» — Mauschen танк в итоге стал проектом самого массивного танка не только в истории Второй Мировой, но и всего мирового оружейного производства.

Очевидно, машина должна быть похожа на своего старшего брата, как внешне, так и по стилю игры. Итак, какие же характеристики имеет данный танк на этапе супертеста? Огневая мощь реализуется 12.8-см орудием, аналогичным варианту Е-75 и VK 4502 (B).


Отличается хорошим разовым уроном в 490 единиц — один из самых высоких показателей среди всех тяжелых танков IX уровня. Средняя скорострельность — 4.2 выстрела в минуту без усилителей дает нам в целом не такой плохой ДПМ в 1960 урона , что окупается хорошей альфой и неплохим бронепробитием основного снаряда — 246 мм .

В принципе, не самый худший ДПМ в игре, но среди одноклассников встречаются и более внушительные показатели. При этом орудие обладает достойными показателями точности.

Приличные 0.38 разброса в сочетании с временем сведения в 2.3 секунды создают возможность для эффективной стрельбя не только на ближние,но и на средние, а иногда и дальние дистанции. Углы вертикального наведения тоже вполне комфортные: 8 градусов вниз.

Радиус обзора — 400 метров считается прекрасным показателем на уровне. Пробитие базовым снарядом вполне приемлемое: можно без труда наносить урон одноуровневым противникам и технике, которая находится ниже в списке. На случай встречи с тяжами 10-го уровня можно захватить 10-15 голдовых снарядов, чтобы чувствовать себя увереннее.


Однако даже учитывая эти преимущества, использовать танк для стрельбы из кустов — кощунство. О маскировке Mauschen 170-тонной громадины, думаю, упоминать не стоит. Подвижность: даже очень мощный двигатель с 1500 л.с не позволяют танку набирать скорость.

Из-за высокой массы, удельная мощность ограничена примерно 9 л.с/т — разгоняется аппарат крайне медленно и поворачивается тоже крайне неохотно — 15 град/c . И было бы куда разгоняться: 20 км/ч максимальная скорость вперед и 15 км/ч назад, тем самым делая танк самым медленным на уровне. Но разве предшественник «Maus» про подвижность?

Огромный тяжёлый танк Маушен имеет на борту 6 человек экипажа. Сразу скажем, что исследование ходовой Mäuschen за 24 200 опыта попросту не нужно. Так как без нее устанавливаются все модули, снаряжения и оборудования, а увеличение скорости поворота танка на 3 градуса в секунда в бою сильно не спасут.

Поэтому основное усилие сосредоточить нужно на орудие 12,8 cm Kw.K. 44 L/55 за которое придется отдать 63 000 опыта. Здесь поклонников немецкой тяжёлой техники ожидает приятный сюрприз: на тяж устанавливается любимый многими «маусган», аналогичный вооружению топового собрата.
И под большим вопросом остается исследование двигателя DB 603 A1 (51 500 опыта), ведь увеличение мощности на 250 л.с. за совсем не маленькое количество опыта, а для прокачки топа 10 уровня MAUS нужно 219 660 опыта.

Приступим к главному преимуществу Mauschen wot — бронированию. Тут уж нам есть чем похвастаться, 200 миллиметров — верхняя лобовая деталь, плюс к этому хорошо наклонена.

Броневые плиты расположены под правильными углами, поэтому при постановке танка ромбом, верхнюю лобовую деталь пробить будет просто нереально. При этом НЛД не имеет хороших показателей бронирования, поэтому сюда будут гарантированно «заходить» ББ от одноклассников и даже некоторых восьмёрок.


Борта корпуса имеют толщину около 140 миллиметров и укреплены экранами. При постановке ромбом, борт станет серьезной проблемой для противника, что делает успешным танкование от зданий. Корма на удивление также неплохо бронированна и порой снаряды противников VII и VIII уровня не пробьют ее. Башня Mauschen, очень похожая на вариант Мауса, имеет достойные 230 миллиметров в лобовой проекции, однако угол наклона не так приятен — серьезные орудия будут пробивать башню без проблем.

Немного омрачает ситуацию наличие люка командира, притом немаленького, он является одним из немногих уязвимых мест машины. Бортовая и кормовая проекция башни надежно защищены — при довороте, попадания в 160 миллиметровый лист брони часто приводят к рикошету.

Наверняка многие понимают, что за хорошее бронирование придётся платить подвижностью. Поэтому нет ничего удивительного, что новинка обладает потрясающе низкой максимальной скоростью, плохой динамикой и манёвренностью.

По результатам сравнительного анализа, MAUSCHEN выглядит довольно любопытной техникой. Чтобы обеспечить более комфортную игру, можно немного усилить характеристики правильным набором модулей. Среди представленного в игре разнообразия, отдать предпочтение стоит такому оборудованию:
Досылатель – увеличиваем скорострельность и альфастрайк.

Стабилизатор – повышаем точность, чтобы лучше реализовывать урон.

Просветлённая оптика – увеличиваем обзор и получаем право на первый выстрел.

Впрочем, для «просветлёнки» есть две достойные замены:


При выборе перков экипажа, можно руководствоваться стандартами, которые существуют в игре для тяжёлой техники. Учитывая, что мы имеем дело с неповоротливым тяжем, нужно в первую очередь позаботиться о живучести техники, а потом заниматься повышением характеристик вооружения и других полезностей для экипажа.
Не стоит забывать о расходниках, которые помогут увеличить время нахождения в бою.
Поэтому при выборе снаряжения обязательно нужно заполнить слоты большой аптечкой и ремкомплектом, захватить автоматический огнетушитель. Впрочем, горит тяж нечасто, поэтому пожаробезопасность можно заменить
плиткой шоколада.

Как играть на Mauschen

Если вспомнить низкую скорость и слабую динамику, становится ясно, что мы имеем дело с танком одного направления. Однако хорошее бронирование способствует открытой конфронтации с противником, поэтому танк вполне комфортно чувствует себя на первой линии.

При выборе направления, нужно тщательно анализировать ситуацию на поле боя. Учитывая, что тяж еле передвигается, может получиться так, что пока вы доберётесь до линии боестолкновения, сокомандники уже могут слить фланг и MAUSCHEN останется в гордом одиночестве. Выбирая фланг для атаки, нужно заранее продумать места укрытия: младший брат MAUSA будет лакомым кусочком для артиллерии.

Если конкретно рассматривать поведение в бою, нужно играть «от брони» и альфы. Поэтому осторожно выкатываемся из укрытия, наносим урон при полном сведении и отползаем обратно на КД. Не стоит подставлять борта и НЛД: лучше ловить рикошеты башней, сохраняя запас прочности.

В целом, тактика игры на этом танке выглядит весьма стандартной для немецких тяжей: уверенно чувствуем себя на городских картах и ощущаем сильный дискомфорт в открытом поле. Кроме этого, нужно внимательно следить за мини-картой и стараться не подпускать к себе светляков и ст. Юркие противники без труда закрутят и разберут неповоротливого гиганта, а если учесть долгую скорость перезарядки, отпадает возможность достойного ответа. Один в поле не воин – это изречение лучше всего подходит для немецкого танка 9-го уровня MAUSCHEN.

Краткий итог по танку Mauschen


По итогу мы получаем аналог топового немецкого ТТ только на IX уровне. Сущность их абсолютно аналогична. Из достоинств стоит отметить крупный калибр орудия, который порой проще реализуется, чем урон в минуту, крепкую броню, вполне пригодную для игры на IX и даже X уровне, а также высокую массу танка, которую можно выгодно использовать при таране.

Однако совсем невысокие показатели маневренности и подвижности не позволяют нам быстро менять позицию и занимать ключевые точки на карте. Mauschen wot требует грамотного выбора места, в котором вам будет удобно использовать броню и орудие Мышонка, продавливая направление или же сдерживая врага.

Еще пару-тройку лет назад аппарат подобной конструкции можно было смело назвать имбой. Однако в нынешних реалиях, когда защищенность давно отошла на второй план, уступив место динамичности и хорошему вооружению, данная машина будет всерьез страдать от нехватки подвижности, от постоянного фокусного огня артиллерии и от недостатка обзора и маскировки. Поэтому круг применения Mauschen ограничен лишь городскими картами, на которых Мышонок сможет реализовать свои преимущества.

Плюсы и минусы Mauschen

Рассмотрев технические характеристики и параметры вооружения, можно сделать первые выводы о новом тяжёлом танке Германии. Чтобы лучше представлять картину, можно суммировать все показатели, разделив их на сильные и слабые стороны.

Преимущества:

  • Внушительный запас здоровья.
  • Отличное лобовое бронирование корпуса и башни.
  • Приемлемый альфастрайк.
  • Комфортные показатели бронепробития.
  • Неплохие углы вертикального наведения.

Недостатки:

  • Громоздкий силуэт.
  • Ужасающе слабая динамика.
  • Низкая точность.
  • Не самый лучший ДПМ на уровне.