Танки Германии World Of Tanks. Пт-сау германии Немецкие пт

Всем привет! Сегодня мы начинаем знакомство с новыми немецкими ПТ-САУ, введенными в обновлении

Marder 38T


Всем привет! Сегодня мы начинаем знакомство с новыми немецкими ПТ-САУ, введенными в обновлении 0.8.9. Эту ветку я бы посоветовал качать с самого начала, не используя свободного опыта, дабы насладиться прелестями немецкой техники.
Начнем мы с ПТ IV уровня Marder 38T. Официальное немецкое название - 7,62 cm Pak 36(r) auf Pz.38(t) Marder III (Sd.Kfz.139). Данная противотанковая САУ применялась во времена Второй мировой война, Мардер был легкобронированной САУ на шасси легкого танка Pz Kpfw 38(t), а значит не была обделена скоростью. Что же из себя представляет эта ПТ в игре?
Я откатал на этой машике пару боев и могу сказать, что Мардер оправдал надежды, лично мне он очень понравился, и сейчас я расскажу вам почему. Для этого вкратце пройдемся по его характеристикам.

● Запас прочности - очень мал, что в принципе нормально для ПТ-САУ IV уровня, так что за недостаток считать это не будем.
● Бронирование - в характеристиках написано, что бронирование 50 mm, но я не заметил какой-либо брони, пробивают нас достаточно уверенно.
● Динамика - динамика очень неплохая, не как у ЛТ конечно, но все же. Двигатель довольно слабый, но при весе всего в 11-12 тонн, в целом, можно спокойно передвигаться и без труда менять направления. Скорость поворота шасси 42 градуса в секунду, что ну очень быстро!
● Обзор - 360 m, как я думаю, очень хороший обзор, для любой техники в этой игре обзор играет немаловажную роль, также у нас неплохая рация.
● Орудие - топовая пушка просто шикарна, во-первых это 108mm пробития, что позволяет нам пробивать противников IV и V уровня, с шестерками могут быть проблемы (а они будут), но для этих случаев у нас есть голда с пробитием 154, чего полностью хватает, если вы не криворукий олень. Дамаг 110, вроде бы не много, но скорострельность орудия все же хорошая, примерно 2.8 сек., точность 0.35 и отличное время сведения. Но это еще не все, самое крутое, что у нас отличные УГН и приемлемые УВН. Все это делает игру на этой ПТ очень комфортной. В общем с орудием проблем возникать не должно!
Таким образом, из всего вышесказанного, мы получаем 3 плюса и 1 минус, неплохо!

Тех, у кого нет прем. танка, наверное будет интересовать прибыльность Мардера, так вот, проблем с серебром у вас не будет, если конечно не загружать полный БК голдовых, фармить с ПА можно, но это разве что для тех, у кого нет премов 8 уровня, или хотя бы КВ-1, вряд ли такие найдутся, так что рассматривать Marder III как фарм машину не стоит.
Тактика игры на Мардере довольно проста, мы имеем прекрасное орудие с высокой скорострельностью, точностью, а такаже хороший обзор. Т.е. нам нужно играть в классическую ПТ-САУ, занимать кусты и вести огонь на дальних расстояниях. Не забывайте об отсутствии брони, старайтесь избегать ближних боев.

Из перков качаем следующее:
● Командир - шестое чувство, маскировка, боевое братство.
● Мехвод - ремонт, король бездорожья, боевое братство.

Из оборудования:
● Маскировочная сеть
● Просветлённая оптика
● Стереотруба
● Досылатель
● Усиленные приводы наводки

Pz.Sfl. IVc


Следующий по ветке развития новых немецких ПТ Pz.Sfl. IVc. Официальное немецкое название - Versuchsflakwagen 8.8 cm Flak auf Sonderfahrgestell (Что переводится как ""бронированный""). Универсальное зенитно-противотанковое орудие. Использовалось как для борьбы с воздушными силами врага, так и с наземными. Серийно не выпускалась. В игре эта ПТ-САУ располагается на V уровне.
Рассмотрим характеристики Pz.Sfl. IVc и выявим его достоинства и недостатки.

Плюсы:
● Так как эта техника использовалась преимущественно как зенитно-противотанковое орудие, пушка поднимается аж на 90 градусов, это очень удобно, ведь нередко случается такое, что уперевшись лбом в землю наша пушка не поднимается, а тут нас выручат наши 90 градусов:)
● Альфа-урон 240 единиц, это очень хорошо, больше разве что у француза, но у того хуже другие характеристики орудия.
● Пробитие топового орудия 194mm - пробитие как у танка 8 уровня, это рекорд среди 5 уровней.
● Точность 0.32, опять таки рекорд среди ПТ САУ 5 уровня.
● 15.5 л/c на тонну, максимальная скорость 60 км/ч, прекрасные показатели.

Минусы:
● Вниз орудие опускается всего на 5 градусов, что довольно печально и некомфортно.
● УГН также всего 5 градусов.
Большие размеры.
● Бронирование всего 10-20 mm , нас пробивают гороховые пулеметики:)
● Сведение довольно долгое, 2.3 сек, учитывая плохие УГН, нам придется пересводится каждый раз, когда враг покинет наши УГН, но на дальних картах это не будет нам сильно мешать.

Из оборудования нужно обязательно ставить досылатель, усиленные приводы сведения, просветленная оптика.

Из перков качаем следующее:
● Командир - шестое чувство, ремонт, боевое братство.
● Мехвод - ремонт, плавный ход, боевое братство.
● Заряжающий - ремонт, отчаянный, боевое братство.

Тактика игры на Pz.Sfl. IVc схожа с Murder 38T, только теперь нужно учитывать нашу сарайность, и опять же избегать ближних боев, имея отличный разброс и урон мы можем кусать врага с дальних расстояний, а такаже немаловажно не стоять на месте, и стараться как можно больше двигаться, так как любой фугас от арты, даже низкоуровневой, отправляет нас в ангар.

ПТ-САУ – самый убойный класс в игре. Который подразумевает скрытную игру с использованием элементов маскировки и с уклоном на свое бронирование и огромный урон. – нация, которая на сегодняшний день обладает самыми убойными и мощнейшими ПТ-САУ, которые относятся к топ-лвлу. До того, как была добавлена новая ветка ПТ-САУ, Германия не особо радовала своим составом, но вот после обновления, когда были добавлены барабанные представители, Германия отвоевала лидерство у других наций, и считается теперь самой сильной нацией в плане этого класса. Она обладает достаточным количество преимуществ и позволяет в большинстве случаев использовать не только свою мощь, но и универсальность. Поэтому сегодня мы рассмотрим подробно немецкую ветку ПТ-САУ, которая имеет наибольшее количество разнообразных машин, чем кто-либо из других наций.

Итак, немецкая ветка ПТ-САУ имеет в наличии 20 боевых моделей, 3 из которых относятся к премиумному классу танков. В наличии Германия имеет и крупногабаритные танки, и самые низкопрофильные, убойный, скорострельные, бронированные и барабанные. В общем, среди всего этого каждый сможет найти себе машину по своему вкусу. Но вот, что касается реальных прототипов, которые были изготовлены и использовались в боях, их совсем мало, всего лишь около 6 машин, все остальные существовали исключительно на чертежах и плановых документах. Очень интересно было бы посмотреть на реализацию и конструирование таких необычных танков. Но сейчас не об этом, первым делом стоит отметить наиболее выдающиеся модели: , и . Эти танки обладают наиболее высоко популярностью среди всех боевых машин, а так же являются универсальными в плане сражения. Имеется и еще один топовый танк ПТ-САУ, но этот «толстяк» настолько неповоротливый, что вызывает в первую очередь смех, нежели страх, но орудие у него действительно опасное.

Что еще можно сказать об этих представителях? Они так же (как и многие немецкие танки) подвергаются постоянному нерфу, недавно они подверглись очередному нерфу, который, благодаря чуду, не сильно изменил их эффективность и поэтому они продолжают удерживать лидирующие позиции. Но чем они хороши, и какие у них есть недостатки, мы рассмотрим далее.

Сравнение с другими нациями

Очень частые споры происходят между любителями различной техники, которые постоянно сверяют те, или иные показатели ПТ-САУ наций, хотя, по сути, сравнивать бессмысленно, танки, которые обладают разрушительной силой, которая отлично сочетается с другими показателями всегда будет в лидерах. Поэтому по мощности, немецкая ветка ПТ-САУ имеет явное преимущество по сравнению с другими танками. А вот в плане универсальности, Германия уступает и . Поэтому четкой оценки вывести не получается, набор имеет танки различного применения и назначения, поэтому наравне с плохими машинами, имеются и великолепные модели. Кроме того, каждая нация имеет свои индивидуальные преимущества у ПТ-САУ. Поэтому сравнение и оценка боевых машин относится к вашему восприятия и умениям. Даже по опросам некоторых игроков видно, что каждая нация имеет своих почитателей и не далеко уходит от почитателей иных наций.

10 правил игры на ПТ-САУ Германии

Особенности и недостатки

Что же касается преимуществ и недостатков, то тут снова стоит отметить отличную точность вооружения, а так же очень мощные орудия у барабанных представителей, они просто наводят страх на всех окружающих и никто не просто так с ними не сталкивается. На счет других моделей, они обладают отличной перезарядкой орудия, приемлемым уроном и неплохой маневренностью. Но абсолютно все обладают слабым бронированием, особенно барабанные ПТ-САУ. Даже у танков, которые вроде бы имеют приличные показатели бронирования лобовой проекции, имеют очень много слабых мест. Германия является единственной нацией, у которой проще простого уничтожать ПТ-САУ. Но вот, если их не видно, а они начинают атаковать, то считайте, что вы практически уничтожены, немецкие ПТ-САУ обладают отличным обзором, но обделены маскировкой из-за своих габаритов (в большинстве), но есть и так называемые «сковородки», которые обладают низким профилем и могут скрываться даже за 80 метров от врага. Поэтому стоит учитывать эти преимущества и использовать их по максимум.

Рекомендуемое снаряжение, дополнительные модули и навыки экипажа

И вот мы добрались до снаряжения, хотя оно довольно предсказуемо для такого класса, но все, же стоит разобрать, чтобы лишний раз напомнить.

Для дополнительных модулей все остается вполне по стандартной схеме, то есть необходимо снаряжать маскировочную сеть, стереотрубы и досылатель. Это позволит вполне уверенно использовать весь потенциал этого класса боевых машин.

Снаряжение рекомендуется оставить стандартным, так как ПТ-САУ очень любят гореть из-за переднего расположения двигателя, это не позволяет брать с собой дополнительный рацион для экипажа, а оставлять огнетушитель, а вот малая аптечка и малый ремкомплект остаются на своих местах.

Если обратить свое внимание на навыки экипажа, тони не особо удивят вас, так как большинство боевых машин в игре предназначается для скрытной игры, набор навыков практически у всех одинаковый. Первый столбец навыков занимает лампочка и ремонт, далее идет маскировка, после этого необходимо установить боевое братство, а в заключении добавить ремонт командиру и добавить навыки, улучшающие маневренность и проходимость танка, а так же скорость перезарядки.

Тактическое применение

А в плане тактического применения, немецкие ПТ-САУ отлично показывают себя в плане поддержки, то есть для них лучшим вариантом будет использование снайперского режима, обстрела с дальнего расстояния и введение стрельбы со средних расстояний. Запомните, никогда не вступайте в ближний бой с противников, иначе вас будет легко уничтожить. Конечно, если противник один и у него мало хп, то добивать рекомендуется, а рваться в штурм ни в коем случае не стоит. Ваше орудие позволяет попадать во вражеский танк практически с любого расстояния, так зачем же рисковать? Лучше всего оставаться незамеченным и набивать себе дамаг. Да, бои в игре бывают непредсказуемыми, но наша информация позволит вам набраться уверенности в бою, а так же помнить о слабых сторонах своей боевой машины. Гайд не предлагает гарантированную победу, гайд предназначается для информирования, чтобы ваша игра стала намного лучше и эффективнее. А когда такое происходит, шансов на победу становится больше.

Своим появлением на свет самая известная немецкая противотанковая САУ периода Второй мировой войны с одной стороны обязана интригам вокруг нового немецкого тяжелого танка VK 4501 (Р), а с другой появлением противотанковой пушки Pak 43. Созданный истребитель танков Ferdinand обладал колоссальной для своего времени защищенностью и орудием, которое позволяло расстреливать все танки союзников с расстояния более 1,5 км. И хотя САУ была выпущена очень ограниченной серией – всего 90 экземпляров, она стала одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.

Танк VK 4501 (Р) или «Тигр» конструкции Порше впервые был продемонстрирован Гитлеру 20 апреля 1942 года вместе с его главным конкурентом VK 4501(1-1) «Тигром» разработки фирмы Henschel. По мнению фюрера, в серийное производство должны были пойти обе машины. Их предлагалось выпускать мелкими партиями. Данному решению активно противилось Управление вооружений Германии, работники которого терпеть не могли любимца Гитлера конструктора Фердинанда Порше. Проведенные испытания не выявили очевидных преимущество одной машины над другой. При этом готовность к выпуску танков конструкции Порше была выше. К 6 июля 1942 года было готово к отправке в войска 16 танков VK 4501 (Р), к которым компанией Krupp уже заканчивалось создание башен. В то же время конкурент – компания Henschel могла сдать в это время лишь один танк и тот без башни. Первый батальон из «Тигров» Порше должен был быть сформирован уже к августу 1942 года и отправлен под Сталинград, но неожиданно Управление вооружений остановило все работы над танком на 1 месяц.


В это время управленцы воспользовались указанием Гитлера о разработке штурмовых орудий на базе танков VK 4501 и Pz IV. Машины на базе VK 4501 должны были получить на вооружение новейшую противотанковую пушку Pak 43/2 калибра 88 мм. Именно с подачи Управления вооружений было принято решение о переделке всех готовых и находящихся в сборке шасси VK 4501 (Р) в САУ.

Тигр Порше

Конструкторские работы над проектом начались в сентябре 1942 года. Проектированием занималась фирма Porsche вместе с конструкторами берлинского завода Alkett., которые обладали большим опытом в создании штурмовых орудий. Так как бронерубку планировалось разместить в корме машины, компоновка шасси танка претерпела изменения. Двигатель и генераторы были установлены в середине корпуса. Первоначально САУ должны были собирать в Берлине, но от этой затеи пришлось быстро отказаться, так как возникли сложности с транспортировкой по железной дороге и нежелание приостанавливать производство StuG III, которые были основной продукцией завода Alkett. В результате сборка противотанковых САУ проходила на заводе Nibelungenwerke. В знак уважения к конструктору Фердинанду Порше, личным приказом Гитлера им было присвоено официальное название Ferdinand.

Сказать было ли у немцев более удачное САУ однозначно нельзя, но тот факт, что оно оставило в памяти советских воинов неизгладимую память – правда. Дело дошло до того, что со второй половины 1943 года, почти в каждом донесении советские войска уничтожали минимум одно САУ «Фердинанд». Если просуммировать все потери данных машин по советским донесениям, то счет пойдет на тысячи. Пикантность ситуации заключается в том, что за всю войны немцы выпустили 90 «Фердинандов» и еще несколько БРЭМ на их базе. Трудно найти другой образец техники Второй мировой войны, который был выпущен столь малой серий, но при этом получил такую славу. В Красной Армии в «Фердинанды» записывали практически все немецкие САУ крупных размеров: Мрадер II, Хуммель, Насхорн, Веспе и т.д. Возникновение данного мифа связано с широкой известностью машины в Красной Армии. Связно это было с широким распространением брошюры о методах борьбы с данной самоходкой и плохой осведомленностью солдат о других САУ вермахта.

Особенности конструкции

САУ Ferdinand обладала весьма необычной компоновкой с размещением боевого отделения в корме машины в просторной бронированной рубке. В кормовом боевом отделении находилось орудие, боекомплект и 4 члена экипажа. В центральной части машины находилось МТО, в котором были установлены 2 двигателя, вентиляционно-радиаторный блок, генераторы, топливные баки. В передней части корпуса САУ находились места механика-водителя и радиста. При этом прямого сообщения между отделением управления и боевым отделением не было. Они были разделены оборудованием силовой установки и термостойкими металлическими перегородками.

Фердинанд, находящийся в музее в Кубинке

Броневой корпус «Фердинанда» достался ему в наследство от тяжелого танка конструкции Порше. Он был собран из листов катанной поверхностно закаленной брони толщиной в 100 мм. – лоб корпуса, 80 мм – верхняя часть борта, 60 мм – нижняя часть борта. На САУ лобовое бронирование корпуса было усилено при помощи дополнительной бронеплиты толщиной в 100 мм., которая крепилась к броне болтами с пулестойкой головкой. Общая толщина лобовой брони составляла 200 мм. При этом броня корпуса не имела рациональных углов наклона. Бортовые бронелисты корпуса соединялись с кормовыми и лобовыми «в шип». При этом изнутри и снаружи они сваривались. Днище машины имело толщину в 20 мм. В передней части корпуса САУ находились люки для радиста и механика-водителя. На крыше центральной части корпуса располагались жалюзи для забора и отведения воздуха от двигателей.

Бронерубка ПТ-САУ «Фердинанд» собиралась из 200-мм (лоб) и 80-мм (борта и корма) бронеплит. Бортовые листы были расположены под наклоном для придания конструкции дополнительной снарядостойкости. Для бронирования лобовой части рубки применялась кованная броня из запасов ВМФ Германии. Бронеплиты также соединялись «в шип», в ответственных местах усиливались при помощи гужонов и обваривались для полной герметичности. В бортах (по одному на борт) и корме рубки (три) имелись лючки с заглушками для ведения огня из личного . Помимо этого в корме рубки находилась круглая бронированная дверь, которая предназначалась для замены орудия или аварийного покидания САУ экипажем, через нее также осуществлялась погрузка боеприпасов. В крыше рубки имелось 2 люка для посадки/высадки 4 членов экипажа: командира, наводчика и двух заряжающих.

Основным вооружением самоходки стало 88-мм длинноствольное нарезное орудие StuK 43 с длиной ствола 71 калибр. Пушка массой в 2 200 кг. оснащалась мощным двухкамерным тормозом и монтировалась в лобовой части рубки, прикрываясь специальной шаровой маской. В походном положении ствол укладывался на специальное крепление. Пушка оснащалась двумя противооткатными устройствами, которые были расположены по бокам и в верхней части ствола, а также вертикальным полуавтоматическим затвором. Механизмы наведения орудия располагались с левой стороны, возле сидения наводчика. Наведение пушки осуществлялось при помощи перископического прицела имеющего пятикратное увеличение и поле зрения в 8 градусов.

Пушка обладала очень мощной баллистикой и на момент появления была самым мощным среди танковых и самоходных орудий. До конца войны данное орудие с легкостью поражало большинство бронетехники союзников. Определенные трудности могли возникнуть лишь с лобовой броней танков M26 «Першинг» и ИС-2 и то только на определенных курсовых углах и дистанциях. Боекомплект орудия составлял 50 выстрелов, у «Элефанта» – 55. В боекомплект орудия входили бронебойные, подкалиберные и осколочно-фугасные снаряды.

Модернизация

В конце 1943 начале 1944 года все оставшиеся в строю «Фердинанды» (всего 47 штук) прошли плановую модернизацию. Проделанные работы заключались в установке в лобовой части корпуса САУ пулемета MG-34 в шаровой установке. Также произошла замена орудийных стволов, щиток на стволе орудия был развернут «задом наперед» для осуществления лучшего крепления, на крыше боевой рубки была смонтирована наблюдательная башенка с 7 неподвижными перископами. Дополнительно была улучшена герметизации выхлопных патрубков, произведена смена полюсов на осветительном генераторе, а также усилено бронирование днища в передней части корпуса 30-мм бронеплитой для дополнительной защиты от мин (на 1,35 метра). Ferdinand получил более широкие гусеницы, увеличенный на 5 выстрелов боекомплект, покрытие корпуса циммеритом.

Элефант, подбитый на улице Рима

За прошедшими модернизацию САУ закрепилось название «Элефант». Но приказ о переименовании САУ был подписан лишь 27 февраля 1944 года, уже после проведения всех работ по модернизации. При этом новое название прижилось плохо и вплоть до конца войны в официальных документах и войсках самоходки чаще назывались «Фердинандами». При этом в англоязычной литературе чаще всего используется последнее название САУ, так как в боях с англо-американскими войсками в Италии принимали участие машины именно с этим наименованием.

Боевое применение

Наиболее массово «Фердинанды» использовались во время операции «Цитадель» в 1943 году, действуя на северном фасе Курского выступа. Это был единственный случай во время войны, когда данные САУ применялись на фронте в таком количестве. Новые немецкие самоходки в составе 2-х созданных батальонов (653 и 654) тяжелых штурмовых орудий вели бои в районе станции Поныри.

Бои за станцию Поныри, имеющую важное значение и расположенную на железнодорожной ветке Орел-Курск, носили очень упорный характер. К 9 июля, оставив попытки взять станцию ударами в лоб, немцы перенесли удар на северо-восточное направление через совхоз «1-е Мая». Для удара была сформирована крупная ударная группировка в состав которой вошел 654-й батальон тяжелых штурмовых орудий, вооруженный «Фердинандами».

По донесениям советских артиллеристов в этот день немцы впервые применили новое боевое построение «в линию» с САУ «Фердинанд» в голове группы. Батальон тяжелых самоходок действовал в 2 линии. В первом эшелоне двигались две роты батальона с интервалом между машинами в 100 метров, во втором эшелоне шла третья рота с интервалом между САУ в 120-150 метров. Командиры рот находились в центре боевых порядков, их командирские «Фердинанды» были отмечены специальными флажками на антеннах.

«Фердинанды» наступали, ведя огонь во время коротких остановок, поражая цели с дистанции в 1000-2500 метров. Подвергнувшись сосредоточенному огню артиллерии или встретив минное поле, машины отступали задним ходом к каким-либо прикрытиям, где перестраивались, меняя направление движения. При этом САУ всегда старались подставлять к противнику свой неуязвимый для артиллерийского огня лоб.

Советские артиллеристы, убедившись в том, что поразить «Фердинанды» не удается, пропустили САУ на сильное минное поле, открыв огонь с фланга и тыла по средним танкам и штурмовым орудиям, наступающим за ними. В результате этого ударная группа немцев понесла тяжелые потери и была вынуждена отступить к совхозу «1-е Мая». Попытки прорыва к станции Поныри в итоге ни к чему не привели, а оставленные на минном поле 12-15 САУ эвакуировать не удалось. Эвакуации мешал слишком большой вес машин и непрерывные атаки советской пехоты и танков. Всего во время боев возле станции Поныри немцы потеряли 21 САУ.

Большая часть осмотренных «Фердинандов» подорвалась на минном поле, на котором использовались самодельные фугасы из трофейных авиабомб и снарядов. Более половины машин имели повреждения ходовой части (разрушение катков, разрыв гусениц) от мин. Пять машин имели повреждение ходовой части, которые были вызваны попаданием артиллерийских снарядов калибра 76-мм и более, 2 САУ были выведены из строя из-за прострела их орудийных стволов снарядами и пулями противотанковых ружей. Еще по одному «Фердинанду» были разрушены прямым попаданием авиабомбы с бомбардировщика Пе-2 и снарядом 203-мм гаубицы в крышу боевого отделения. Лишь одна подбитая самоходка имела пробоину в левом борту, которая была сделана 76-мм бронебойным снарядом. Данный «Фердинанд» обстреливался со всех направлений 7 танками Т-34 и батареей 76-мм дивизионных пушек с дистанции в 200-400 метров. Еще одна машина была подожжена пехотинцами при помощи бутылки КС.

Во время Курской битвы немцы потеряли безвозвратно 39 машин. По немецким данным за июль-август 1943 года САУ подбили более 500 единиц советской бронетехники. Если даже учесть что это число может быть завышено, эффективность их использования все равно была достаточно хорошей. После Курской битвы «Фердинанды» использовались лишь поротно, успев повоевать в Италии, Галиции и Германии. Последние 2 самоходки были подбиты советскими войсками во время боев за Берлин.

Тактико-технические характеристики Ferdinand:
Масса: 65 т.
Габаритные размеры:
Длина 8,14 м., ширина 3,38 м., высота 2,97 м.
Экипаж: 6 чел.
Бронирование: до 200 мм.
Вооружение: 88-мм пушка StuK 43 L/71, 7,92-мм пулемет MG-34, после модернизации
Боекомплект: 55 снаряда, 600 патронов.
Двигатель: два 12-цилиндровых бензиновых двигателя жидкостного охлаждения «Майбах» HL 120TRM, мощностью 300 л.с. каждый.
Максимальная скорость: по шоссе – 30 км/час, по бездорожью – 15 км/ч
Запас хода: по шоссе – 150 км., по пересеченной местности – 90 км.

Номинально противотанковая самоходная установка, представляет собой полевую артиллерию, имеющую возможность самостоятельно передвигаться. Действительно - любое стационарное орудие всегда имело превосходство над танком, так как установить крупный калибр в бронемашину всегда сложней. Однако в мобильности полевая артиллерия проигрывала, ведь достаточно было обнаружить позиции артиллеристов, чтобы вопрос их уничтожения становился вопрос времени.

Самоходки в этом плане, безусловно, эффективней, чем обычные пушки, однако общая тактика для этого вида техники оставалась идентичной - максимально продуманный выбор огневой позиции, с возможностью обстрела большого сектора пространства, при этом сама самоходка должна максимально долгое время быть невидимой для противника.

Конечно, количество видов самоходок было огромно, некоторые инженерные бюро занимались разработкой максимально быстрых машин, некоторые занимались повышением калибра, проводились эксперименты по установке на самоходные орудия боевых рубок с возможностью вращения. Большая часть этих машин нашла свое отражение в WOT.

Основная тактика игры.

Основная идея тактических действий уже озвучена в первой части статьи - правильный выбор позиции и маскировка - первое и наиболее значимое для ПТ-САУ. Тем не менее, не стоит пренебрегать сменой позиции. ПТ-САУ наиболее приоритетная и «вкусная» цель для вражеской артиллерии, забывать об этом не стоит. А вычислить трассер, можно не только от огня вражеской САУ. Тем более что некоторые «классические позиции» известны профессионалам WOT, и профилактические выстрелы туда не редкость.

Во время движения старайтесь не поворачивать борта и корму к противнику, большая часть ПТ-САУ World of Tanks практически не защищены с этих сторон, зато имеют непробиваемую лобовую броню, которая не раз спасет вас.

ПТ-САУ обладает мощнейшим огневым потенциалом, однако в ближнем бою может проиграть легкому танку, за счет своей неповоротливости. Старайтесь держать противника на максимальной дистанции, если участвуете в атаке, то держитесь сзади основной бронегруппы, поддерживая ее огнем. Помните - ваша задача максимально долгий и продолжительный огонь, то есть выживание становится приоритетной целью.

Ветка прокачки советских СТ предлагает нам, пожалуй, одни из лучших противотанковых орудий. Первым в ветке становится машина АТ-1, которая фактически определяет собой всю советскую систему вооружения в игре. Это «картонная», «медленная» ПТ, обладающая при этом фантастическим орудием. Со скорострельностью 30 снарядов в минуту, ПТ может сжигать вражеский танк-ровесник буквально за 2 попадания, редко приходится посылать третий снаряд. Нередки ситуации, когда удачно расположенная АТ-1 в состоянии за полминуты «заработать воина», ликвидируя вражеский прорыв в полном составе.

Дальнейшее развитие представляет нам серию СУ (самоходных установок) - СУ-76, СУ-85Б, СУ-85 и СУ-100. В целом все эти машины очень похожи - быстрые и маневренные ПТ, обладающие точной и бронебойной, но не очень мощной пушкой. Снайперский огонь и поддержка быстрых прорывов их удел. Исключением является замечательная машина СУ-100, которая «разделяет» ветку на 2 части. В качестве альтернативы игроку предлагается два орудия - менее мощное, но скорострельное 100мм-ое орудие, и мощное, но чрезвычайное неточное 122мм. Личные предпочтения отдаются 100мм, точность и скорострельность при равном пробитии дает возможность наносить, куда больший урон в минуту, нежели крупный калибр.

Фактически после этой машины ветка советских ПТ делится на две части - к первой относятся крупнокалиберные и тяжелые ПТ - СУ-152 , ИСУ-152 , Объект 704 и Объект 268 World of Tanks , являющиеся развитием идеи СУ-100 с 122 мм орудием. Второй веткой становятся «шустрые» и менее мощные, но очень эффективные в умелых руках машины: СУ-100М1 , СУ-101 , СУ-122-54 , Объект 263 . Фактически первая ветка предлагает игроку «засадную» игру, со снайперской стрельбой с дальней дистанции, и нанесением противнику сокрушительного урона. Уже ПТ 7го уровня - СУ-152 легко может с помощью своей фугасницы устраивать ваншоты танкам-ровесникам. Альтернативой становится «мобильное ПТ» - когда вы сидите в кустах меньшую часть времени, посвящая основную часть боя поддержке ударного кулака. Скорость и маневренность вашей ПТ позволяют даже атаковать вместе с СТ, прикрываясь которыми вы сможете значительно увеличить огневую мощь, и облегчая тем прорыв.

Немецкие ПТ.

Немецкая ветка ПТ-САУ менее разнообразна, но при этом вполне успешно конкурирует с советской альтернативой. Скорее даже на низких уровнях немецкая техника успешней, начиная отдавать первенство лишь к 8ым уровням, но оставаясь более чем успешной и популярной.

В отличие от советских ПТ - немецкие обычно значительно более медленные, но, как и вся немецкая техника точны, а огневая мощь их поражает. Panzerjäger I - стартовая ПТ не обладает талантами АТ-1, превосходя ее лишь по обзору, зато уже Мардер - ПТ-САУ третьего уровня, является, безусловно, лучшей машиной среди ровесников. Огромный горизонтальный сектор стрельбы и хорошее орудие, делает эту ПТ одной из излюбленных «песочных машин».

Hetzer и StuG III - две великолепные «фугасные ПТ». Уровень их рандома обычно невелик, что позволяет уничтожать половину противников «с одного попадания». Минусам становится слабая броня, и «подслеповатость», но все это затмевается разлетающимися с одного попадания врагами.

JagdPz IV - пожалуй, самая невыдающаяся ПТ-САУ Германии - в основном из-за своего слабого по пробитию орудия, однако его точность и скорострельность позволяют играть на машине весьма комфортно.

Jagdpanther - модификация ПТ-САУ на базе Пантеры. Основной минус машины - высокий профиль, делающий ее заметной и уязвимой. Однако мощнейшее для седьмого уровня орудие, позволяет без труда уничтожать танки 8го, и даже 9го уровней, а с использованием премиумных снарядов и точной стрельбы - быть опасным даже для ТОП-танков.

Ferdinand World of Tanks и Jagdpanther II - единственная развилка во всей ветке, причем обе они ведут к одному результату. Фердинанд - культовая немецкая «ПТ», обладает толстенной лобовой броней, и мощным орудием - однако расплачивается за это низкой скоростью движения. Джагпантера 2 - развитие идеи первой модификации, с орудием, установленным в задней части танка. Танк обладает высочайшей динамикой, орудие замечательно, но броня, конечно, оставляет желать лучшего. С другой стороны она весьма рикошетна, так что не один снаряд «звякнет» улетая в сторону.

Jagdtiger - 250 мм лобовой брони малоуязвимы даже для лучших орудий в игре, а топовая пушка с уроном в 560, и пробитием 276 мм, весомый аргумент против любой машины в игре. Однако база «Тигра» несет за собой все «слабости» прототипа - «квадратность корпуса», что делает рикошеты фактически невозможными, тонкая броня бортов и кормы, неповоротливость, и огромные размеры. В целом, ПТ-САУ очень зависит от навыка игры - мнение о ней у различных игроков диаметрально противоположно.

JagdPz E-100 - огромная бронированная крепость. Аналог танка Е-100, но с установленным корабельным 170 миллиметровым орудием. Одного попадания из такого ствола хватает для того чтобы противник запаниковал. Тем не менее, не стоит забывать про тонкий нижний бронелист, который нужно умело прикрывать, а также про нулевую маневренность машины, оставаясь один на один с быстрым противником - JagdPz E-100 беззащитна.

ПТ-САУ США.

На сегодня это единственные ПТ в игре, имеющие в своем арсенале машины с вращающейся башней. В целом общее впечатление об американских ПТ - низкие уровни слабы и беспомощны, за редкими яркими «звездочками», зато ТОП-ПТ компенсируют все сложности старта.

Песочные ПТ - Т82, М8А1, Т40, Т49 и M10 Wolverine - слабы и малоэффективны. Высокая скорость некоторых машин, не компенсируется практически «никаким» орудием, которое, в общем, и определяет игру, переводя всю эту технику в «поддержку». Единственное исключение - Т49, бешеная скорость данной ПТ (до 72км/ч) может позволить, быстро меняя позиции стать весьма опасным врагом. Однако очень маленький боекомплект в сочетании со слабой пушкой, не позволяет машине проявить себя.

На 6ом уровне заметно выделяется «Хеллкэт», великолепная скорость, маневренность, и уже достойное орудие, в умелых руках может причинить много вреда противнику. Однако не стоит пытаться использовать данную машину как СТ, уничтожается она быстро и легко. Увы, но 9 из 10 игроков, играют на ней именно так.

Лучшие образцы американских ПТ мы находим на 9 и 10 уровнях. Это Т-30 - аналог премиумного танка Т-34 с корабельным орудием, это Т95 World of Tanks - культовая «черепаха», ПТ-САУ обладающая лобовым бронированием в 300 с лишним миллиметров, и две топовых ПТ - Т110Е3 и T110E4 . Две этих ПТ - модификации топового американского танка Т110Е5. При этом Е3 развитие идеи «черепахи» с улучшенной динамикой, и сохранением мощнейшей брони, а Е4 обладает вращающейся на 180 градусов башней, что делает ПТ незаменимой в городах.

ПТ-САУ Франции.

У этих машин тенденция американских ПТ еще более выражена. Если у США и на средних уровнях есть свои звезды, то Франция дает игроку лишь две замечательные машины: AMX 50 Foch World of Tanks , и AMX-50 Foch (155) . Замечательная маневренность, динамика и проходимость «Фошей» в сочетании с крепкой броней, и достойным орудием позволяет этим ПТ занимать достойное место, и применяться в ротах и на глобальной карте.

Но путь к этим двум машинам тернист и тяжел. Практически все без исключения ПТ-САУ Франции начиная с RenaultFT AC и заканчивая AMX AC Mle. 1948 проигрывают своим «ровесникам» других стран. Несколько выделяется Renault UE 57, данная машина по меткому замечанию одного из игроков напоминает «газонокосилку, с установленным на нее противотанковым ружьем, и куском забора для защиты стрелка». Выделяется она лишь габаритами - попасть в эдакую блоху иногда бывает проблематично.

Остальные же французские машины в основной массе имеют весьма странную конфигурацию, слабую броню, при крупных размерах, и далеко не лучших пушках.

ПТ-САУ Британии.

С последним патчем игровой парк машин пополнен английскими противотанковыми машинами.

На втором уровне нам открывается Universal Carrier 2-pdr. Машина показывает себя отличным снайпером при использовании стокового орудия, при этом как не странно резко теряет в игровом качестве после установки ТОП-орудий. Происходит это за счет чрезвычайно низкой точности 6 дюймовых орудий для этой машины.

Следующая ПТ создана на базе среднего танка Матильды, имеет открытую рубку с практически отсутствующим бронированием. У этой ПТ выбрать между бронебойным и фугасным орудием довольно сложно: первое берет скорострельностью, но наносимый альфа-урон чрезмерно низок, фугасница, как и большинство орудий этого класса при попадании обладает огромной разрушительной силой. Но фугас надо сначала зарядить, а потом умудриться попасть в цель.

Машина 4го уровня - Alecto, уже прозванная Электрой в игровом мире - классическое легкое ПТ. Брони данная машина не несет фактически полностью, будучи уязвимой даже для пулеметов, однако потрясающий для ПТ обзор и хороший выбор орудий компенсирует недостатки. С орудиями сохраняется тенденция ПТ прошлого уровня.

Пятый уровень, наконец, приводит нас к настоящим британским ПТ. В этих машинах уже нет места скорости и легкобронированности. Churchill Gun Carrier как несложно догадаться выполнена на базе тяжелого танка Черчилль. Такое наследие несет в себе все его известные проблемы - отвратительную маневренность, низкую динамику, при неэргономичной броне. Однако столь мощная база позволила установить на ПТ отличное ТОП-орудие 8го уровня, используя которое можно с успехом воевать даже против машин 8-9 уровней. Правда до того момента, пока они не обнаружат Вас.

Машины с 6 по 9 уровень: АТ-8, АТ-7, АТ-15 и как венец A39 Tortoise - прототипы штурмовых машин, используемых для прорыва обороны. Сама идея такого скрещивания тяжелого танка и ПТ подразумевало максимально мощную лобовую броню. В сочетании с предельно крупнокалиберным орудием, позволяющим уничтожать опорные огневые точки, зачастую имеющие метровые стены из железобетона. Естественно, подобные машины проектировались с минимальной подвижностью и маневренностью, фланговую оборону таких танков должны были обеспечивать пехота и легкая техника.

В WOT эта техника имеет аналогичные параметры. ТОП-орудия этих машин предельно опасны, однако если вражеский танк сможет покинуть сектор обстрела ваших «черепах» и навязать ближний бой, судьба ПТ незавидна.

Венец британской инженерной мысли разрабатывающей ПТ-САУ в WOT - FV215b (183). Созданная на базе тяжелого танка FV215, ПТ имеет аналогичную комплектацию с размещением орудия в задней части танка. Но какого орудия! 183 миллиметровое орудие способно без шуток, единственным попаданием, уничтожать танки 10-го уровня, даже если противник выживет, это фактически равноценно прямому попаданию ТОП-артиллерии. Мало того, орудие этой ПТ может еще и вращаться, что благотворно сказывается на маскировке. Однако не стоит считать это козырем. На весь бой у машины есть лишь 12 снарядов (!), а скорость перезарядки в полминуты, в случае промаха фактически выводит машину из боя, что при ее скорости весьма проблематично. Хотя в целом, умелое использование данной ПТ способно причинить огромный ущерб противнику.

ПТ-САУ Китая.

В новой версии игры, к сожалению, Китай пока веткой ПТ-САУ не представлен, она ожидается в ближайших патчах.

Здравия желаем, товарищи танкисты, и вновь с вами наш «Фугасный вестник»! В прошлый раз мы изучили первые экспериментальные ПТ-САУ Германии и затронули терминологию вермахта. Узнали, чем отличается ПТ-САУ от истребителя танков.

Для тех, кто доселе сидел в «Маусе», повторю. Истребители танков суть особые тяжелые самоходки, предназначенные в первую очередь для эффективного противостояния танкам с толстой броней. Выделялись среди прочей техники мощным вооружением, вплоть до чудовищных 128-миллиметровых орудий PaK 44. Эти «Гаргантюа» от танковых вооружений повергали в ужас даже экипажи ИС’ов, что уж говорить про менее бронированные машины.

Сегодня мы рассмотрим «пушистую троицу» ПТ-САУ Marder , пришедших на смену Panzerjager I, а также самоходки, появившиеся после «Куниц».

Вскоре после начала операции «Барбаросса» (вторжение в СССР) использовавшиеся на первых ПТ-САУ вермахта трофейные 47-миллиметровые орудия показали, что они не столь эффективны против советских танков, как полагало руководство немецкой армии.

«Пушистая» самоходка не отличалась эпическими размерами, что не отменяло ее эффективности. Эх, если бы партийное руководство не лезло со своими «идейно правильными» гигантами...

Однако в запасниках имелись и другие интересные трофеи. Например, 76,2-миллиметровая пушка Ф-22 советского производства. Она была первой разработкой конструкторского бюро В. Г. Грабина по проекту зенитно-дивизионного оружия. В Германии известна под заводской маркировкой Pak 36 (r) . До 1942 года она служила альтернативой еще не созданной пушке PaK 40 , получившей впоследствии самые лестные отзывы и широкую популярность. Поскольку Panzerjager I не лучшим образом показал себя в экстремальных условиях, вермахту требовалась альтернатива в классе легких ПТ-САУ. Ею стало семейство Marder («Куница»).

Из-за французского происхождения шасси Marder I по большей части обретались во Франции. Правда, ее экипажи не могли похвастать особыми подвигами на поле боя.

Marder I — это адаптация трофейных шасси французов под грядущую PaK 40. В качестве основы выбрали танки FSM-36 , H35 «Гочкис» и бронетягач «Лорейн» 37L . Рубку поручили специалистам Baukommando Becker , знаменитой своими переделками французской техники, и фирме Alkett у которой был соответствующий опыт после производства Panzerjager I.

К сожалению, 75-миллиметровых PaK 40 на всех не хватало. Такое орудие хотел каждый танкист, а сделать его в таких количествах Германия не смогла бы и на пике своей производительности. Альтернативой выступила 50-миллиметровая PaK 38 L/60 . Marder I был выпущен в количестве 170 штук, из которых большая часть отправилась во Францию. Практичные немцы здраво полагали, что использовать технику надо там, где проще достать детали.

Marder II , в свою очередь, продолжил практику использования устаревшей техники во благо Рейха. К моменту начала войны с СССР легкий PzKpfw II исчерпал себя. Его 20-миллиметровая пушка была бесполезна, а броня слишком слаба для достойного противостояния Т-34 и КВ. Вермахт без лишней сентиментальности пустил старичка на перепроизводство.

«Куница» побывала на всех фронтах, где вел войну Рейх. Не каждая бронемашина столько попутешествовала.

Появившийся в результате Marder II в количестве 651-й единицы стал достаточно успешной машиной. 7,5 cm PaK 40, в отличие от 47-миллиметровых пушек, прекрасно прошивала любую технику, кроме самой тяжелой. ИС-2 и его собратья по техническому классу оказались ей не по калибру. Тем не менее «Куница-2» оказалась одной из самых удачных легких ПТ-САУ. Ее использовали до самого конца войны.

Но обе модели по своей эффективности и популярности обошел Marder III . Созданный на базе танков Pz 38(t) H и M, он отличался местонахождением боевой рубки. Полевые испытания показали, что вариант H с расположенной посередине корпуса рубкой неудобен.

Кормовое расположение боевой рубки позволило усилить броню. Для экипажей ПТ-САУ безопасность — один из самых насущных вопросов.

Выбор остановили на Marder III Ausf.M . Кормовая боевая рубка позволила усилить защищенность экипажа за счет наращивания брони. Да и работать с орудием было не в пример удобней. Производством обеих занималось предприятие BMM. В общей сложности на свет появилось 418 Marder III Ausf.H и 975 Marder III Ausf.M. Последняя «куница» прошла славный путь от Запада до Востока и участвовала во множестве сражений на всех фронтах, вплоть до конца второй мировой.

Это «пушистое» трио вкупе с САУ, использующейся для борьбы с танками, предлагало вермахту такое разнообразие, что отдел снабжения армии готов был линчевать плодовитых конструкторов. Придумать и построить новое инженерное чудо — безусловно, достижение, а дальше-то что делать? Машину надо не только выпустить с конвейера и доставить до места дислокации. Для ее полноценного функционирования нужна прорва вещей, о которых гениальные инженеры и куда менее гениальные руководители партии не думали ни единой извилиной. Стандартные запчасти, масло, топливо, боеприпасы и уникальные детали — именно они стали камнем преткновения.

Модель Marder III на базе Pz 38(t) H не понравилась танкистам из-за расположения рубки. По сравнению с вариантом на основе Pz 38(t) М тут было больше места для экипажа, но меньше толщина брони. Уж лучше в тесноте рубки, чем могилы!

Если вы полагаете, что начальники-самодуры на складах есть только в наше время, вы сильно заблуждаетесь. Человеческий фактор играл ведущую роль еще с каменного века. Разнообразие в технике вело еще к большему разнообразию деталей.

Теперь представьте, что вы молодой кладовщик на армейском складе образца 1943 года. Война в самом разгаре. Чтобы прокормить семью, вам пришлось бросить школу и пойти за паек трудиться на склад. Отец на фронте в Африке, а трех сестер и работающую в две-три смены мать необходимо защищать и помогать им.

И вот приходит ваш нервный с утра начсклада и дает задание. Вечером приедут за запчастями для Marder III, Marder II, StuG III, Panzerjager, Pz Kpfw III, sIG 33 и еще нескольких машин. Надо столько-то для каждого. Как будешь искать, не мое дело. Каково?

Несчастному вчерашнему школьнику приходится разобраться, чем масло для Pz Kpfw III отличается от масла для StuG III и как его разделить, ведь на оба запроса не хватит. А вот и ярусы с запчастями для «Куниц» всех трех видов. Да вот беда, меток с названием модели не видно. Ну и какой из катков для Marder III?!

Разнообразие в деталях для самоходок и танков не раз и не два доставляло проблемы не только снабженцам, но и самим танкистам. Сегменты гусеницы от Dicker Max к «штугу» разве что приклеятся. Сложности обеспечения и ремонта вынуждали бросать ценную технику все стороны конфликта. У СССР проблема в этой сфере была схожая, хотя не такая всеобъемлющая, как у Рейха.

Этот симпатичный легкий танк послужил основой для нескольких машин, в том числе и Hetzer.

Необходимость унифицировать противотанковые самоходки витала в воздухе, но первым ее высказал Гейнц Гудериан в 1943 году. Он предложил создать достаточно мощную, но простую в производстве и ремонте ПТ-САУ, названную Hetzer («Егерь») .

Так появилась программа Panzerjager , также известная как G-13 . Она заключалась в постепенном сведении уймы моделей противотанковых и обычных самоходок к нескольким универсальным машинам. Учитывая, что производство не могло обеспечить вермахт необходимым количеством техники, актуальность этого проекта сложно переоценить.

Устаревшие немецкие танки конструкторы в большинстве своем уже использовали на другую технику, вроде «штуга». Поэтому в качестве основы для новой ПТ-САУ выбрали чешского «легковеса» PzKpfw 38(t) . Инженеры фирмы «Хеншель», которой доверили разработку, восторгов не разделяли. Взяв за образец технического совершенства «Пантеру» , конструкторы должны были вскоре приступить к производству, но процесс по множеству причин заглох.

Из засады на «Егере» немцы настреляли не меньше, чем в танковых дуэлях.

Как это часто бывает, в ситуацию вмешался Его Величество Случай. Массированный авианалет на Берлин не только порадовал немецких домохозяек полутора тысячами тонн взрывных заморских гостинцев, но и застопорил производство на заводе Alkett, где был сосредоточен выпуск штурморудий StuG III. Руководство вермахта озадачилось поисками альтернатив. Война постоянно требовала пополнений в технике, а ждать восстановления полноценного производства армия не могла.

Тогда вспомнили про «Егеря». Сборкой новой самоходки занялся завод BMM, также известный как CzKD . Поскольку Чехословакию не бомбили с такой душой, как Германию, производство на ней не пострадало. Но переориентировать процесс на StuG III, как планировалось первоначально, не удалось. И время поджимало. А вот заняться легким Hetzer’ом можно было сразу. О сложившейся ситуации Гитлеру доложили 17 декабря 1943 года. Радости по этому поводу он не испытал. Маленькая машина не впечатляла страдающего гигантизмом фюрера, но там уж было не до изысков.

Уже 24 января 1944 года изготовили макет, а 26 числа показали его военным экспертам. Через четыре месяца машина была готова, хотя часть тестов она не прошла. С легким танком «Прага» (PzKpfw 38(t)) военные работали не впервой, поэтому выигрыш во времени только приветствовался. Основной проблемой при производстве стала необходимая численность. Требовалось не меньше тысячи машин в месяц, а CzKD не справлялся. В помощь ему подключили завод Skoda . Да, это сейчас вы катаетесь на Octavia и Fabia, а в то время чешскими Hetzer похвалялись только вермахтовцы.

Если бы вермахт с самого начала озадачился созданием унифицированной противотанковой самоходки, исход многих битв, а то и войны мог быть иным.

«Егерь» стал в чем-то инновационной машиной. Броневые листы впервые крепились не клепочным способом, а сваркой. Это позволило вдвое сократить время. Сваренный корпус Hetzer’а стал монолитным и герметичным. Клепаные конструкции подобным похвастать не могли.

Несмотря на это, отправлять «егерей» обследовать морское дно не следует. 75-миллиметровое орудие против мидий — как-то перебор. Толщина брони составляла 60 миллиметров (на 10 миллиметров больше, чем у легендарного «штуга»), а уровень наклона передних листов — 40° нижний и 60° верхний. При такой толщине процент рикошетов был немалым, а экипаж вольготно ощущал себя под обстрелом 45-миллиметровой артиллерии, противотанковых ружей и осколочно-фугасных снарядов. Любители шопинга в сезон скидок от такого точно не отказались бы.

Для защиты от пехоты использовался пулемет MG-42 калибра 7,92. По признанию многих современных экспертов, он считается лучшим пулеметом второй мировой и послужил прообразом для многих пулеметов других стран. Немецкие войска имели больше пулеметов, чем другие армии, да и их военная доктрина делала упор именно на них. MG-42 была настолько страшным оружием, что для психологически пострадавших от нее американских военных выпускали специальные фильмы. Как говорили советские солдаты, «газонокосилка» никого не оставляла равнодушным.

Низкий профиль «Егеря», как и в случае со «штугом», позволил экипажам этих машин не раз выйти победителями из схватки.

75-миллиметровую пушку РаК39/2 прикрыли броневой маской класса «свиное рыло». Учитывая размер самой ПТ-САУ, размещение столь крупного орудия было просто-таки мини-чудом танкостроения. А возможным оно стало благодаря специальной карданной рамке вместо стандартного орудийного станка.

Но не все «Егеря» использовались в качестве ПТ-САУ. На двухстах из них вместо орудий стояли огнеметы. Эффект от огнеметных самоходок, которым противотанковые ружья — как слону дробина, производил на пехоту неизгладимое впечатление. Всего за войну выпустили 2600 машин. Мизерная часть из них отошла союзникам. По пятнадцать получили болгары и румыны, а семьдесят пять — венгры.

В качестве двигателя использовали чешский вариант шведского Scania-Vabis 1664 . Модель называлась Praga AE и отличалась от оригинала наличием второго карбюратора. Благодаря ему число оборотов подняли до 2500, а количество «лошадок» до 176. Скорость «Егеря» уже можно стало сравнить со скоростью «штуга». На последнем стоял 300-сильный движок. Разница в весе самоходки и мощности двигателя, как видите, роли не играла.

«Егеря» показали себя превосходными машинами. Низкий профиль и мощное орудие, уступающее разве что пушкам ИС-2 и других тяжелых танков, сделали бы ее идеальной ПТ-САУ, кабы не несколько недостатков. Орудие располагалось ужасно неудачно. Из-за него у Hetzer’а был самый маленький среди всех ПТ-САУ угол горизонтальной наводки — всего 16 градусов. Ограниченный угол командира и его сидение, расположенное особняком от мест экипажа, затрудняли людям работу и мешали как следует видеть поле боя. Дым от выстрелов закрывал всю картину. А уж про бортовую броню и говорить нечего. На фоне всех противотанковых самоходок Рейха борт «Егеря» по части крепости был что улитка без раковины.

Несмотря на это, машину использовали до конца войны. Ее достоинства, эффективность ближнего боя и нападения из засад дали вермахту многое. Из «егерей» даже формировали отдельные роты! Немногие машины Рейха удостаивались подобной чести.

В следующем выпуске мы возьмемся за Nashorn и Jagdpanzer IV , а пока наш «Фугасный вестник» прощается с вами!