Утраченное наследие прохождение. TES V: Skyrim - Dragonborn:Задание «Забытое Наследие

Мод «Замок драконорожденного» (Dragonborn Castle), был создан довольно давно, но до публикации дошел только сейчас. Замок создан специально для героя, который спас Скайрим от разрушения, и выглядит изящно, как и подобает Драконорожденному. В процессе разработки мода, автор решил сделать его наиболее массивным и эпическим (например торговцы продают редкие предметы, их здесь много).

Расположение: к северо-западу от Солитьюда (рядом с Вороньей норой)

Плагин обновлен: Автор сделал огромное обновление, в основном работа была проделана с декорациями (замок и конюшни казались пустыми). Проблема состоит в том, что обновление очень крупное и невозможно рассказать обо всем здесь. Тестировался данный мод 3 дня, и все обнаруженные ошибки были проанализированы и исправлены. Если же у вас возникли какого-то рода ошибки мода «Замок Драконорожденного», дайте нам знать об этом. Мы попробуем найти решение. Так же пишите в комментариях свои мысли.

Обновлено: Добавлен интерфейс настройки замка. Теперь вы можете настроить гербы, развешанные по всему замку. Вы можете выбрать либо имперские гербы, либо Ульфрика Буревестника. Что бы настроить их, игрок должен завершить сюжетный квест на получение замка, и поговорить с распорядителем Авиком. Нет никаких ограничений в смене гербов. Вы можете менять их сколько угодно раз, и в любое время.

Планы на будущее: Это исключительно планы разработчика данного мода для Skyrim, а так же рекомендации игроков использующих данный мод. Если у вас есть есть предложения по улучшению замка, оставляйте их в комментариях на странице плагина (Пожалуйста, будьте конструктивны).

Изменение доспехов охранников на доспехи из драконьей кости;
Добавление функции приказывать супругам заниматься какими то ни было делами в замке;
Добавить больше гербов в замке;
Добавить дополнительные функции по настройке гербов и флагов;
Сделать мод более стабильным (готово);
Добавить дом Карла (готово);
Добавить больше людей (NPC) (готово);

Информация о квесте:

Для начала задания на получение замка, вы должны закончить основное сюжетное задание. После этого, к вам подойдет курьер и передаст вам личное уведомление для начала задания.
Включите в настройках игры «Субтитры Диалогов» что прочитать, о чем Стюарт хочет вам поведать.
Вы должны закончить данный квест, для разблокировки вашей спальни на втором этаже.
По сюжету вы можете выполнить задание Стюарта, либо же заплатить 1000 септимов.
Этапы задания
1) Игрок должен прочесть уведомление полученное от курьера;
2) Игроку необходимо поговорить со Стюартом в замке;
3) Игрок должен выполнить задание, данное Стюартом;
4) Игрок должен заплатить Стюарту 1000 септимов, либо выполнить квест на этапе 3;
5) Поговорите со Стюартом для получения замка.
6) Готово!

Дополнительная информация:
Все магазины открыты с 8 утра до 10 вечера
Гостиница работает 24 часа в сутки
У всех купцов имеется 10300 септимов в наличии
Со всеми торговцами можно торговать «до потери пульса»
Торговцы продают весьма ценные вещи, таких вы не найдет у обычных торгашей, будь они в Вайтране или в любом другом городе.

Утраченное наследие
Источник задания Тарстан
Вознаграждение 1000 золотых и все три слова крика "Боевая Ярость"
Предыдущий
Локация Деревня Скаалов
Гробница Валока
Сложность Сложная
ID DLC2SV01

Краткое прохождение

  1. Сопроводите Тарстана к гробнице Валока;
  2. Откройте врата в туннели с помощью трупа драурга.
  3. Найдите два когтя открывающие клетку в центре зала;
  4. Найдите и победите Валока изучив попутно все три слова крика "Боевая Ярость".

Подробное прохождение

Этот квест можно получить у Тарстана в деревне Скаалов после успешного завершения квеста . Тарстан обратиться к вам с просьбой сопроводить его в недавно обнаруженную древнюю гробницу. Ваш путь лежит к гробнице Валока. Зайдя внутрь, спуститесь вниз, где вскоре обнаружите табличку с письменами на драконьем языке и рукояткой посередине. Тарстан переведет надпись на табличке "К искомому приблизит жертва". Впереди вы увидите закрытую решетку и две замочные скважины по бокам.

На вопрос как решить эту головоломку, Тарстан предположит: "возможно нужно бросить что-то в огонь". Вокруг очень удачно лежат трупы убитых драургов, перетащите труп на решетку над огнем и активируйте рукоятку рядом с письменами.

Откроются входы в боковые туннели, направляйтесь туда. В одном из них вы найдете табличку с письменами, которую ваш спутник переведет как "Все люди умирают, зачастую от своего собственного оружия". Используйте каждый из типов оружия на постаментах и продвигайтесь в следующую комнату, где вас встретит крепкий противник: драург-военочальник. Разобравшись с ним заберите коготь-ключ и изучите первое слово крика "Боевая ярость". Отправляйтесь снова в большой зал.

Бегите в другой туннель, там будет небольшая головоломка, вам нужно будет пройти по всем плитам таким образом, чтобы не наступить на одну плиту дважды. В противном случае вы рискуете попасть под огонь. Если все сделано правильно вы сможете продолжить путь. И снова вам встретиться драург-военочальник. Убейте его и заберите коготь-ключ попутно изучите второе слово крика "Боевая ярость". Возвращайтесь в большой зал.

Активируйте когти на двух замках рядом с клеткой с письменами, вы получите еще один ребус "Не останавливайся. Бездействие ведёт к погибели". Активируйте рычаг и бегите по магическому мосту не задерживаясь при появлении его элементов. Далее будут еще несколько таких мостов, после чего вы попадете в Зал Историй. Используйте на двери комбинацию Орел, Волк и Дракон и бегите в зал где вам предстоит сразиться с самим Валоком. После нелегкой победы изучите третье слово крика "Боевая ярость".

Поговорите с Тарстаном, тот будет настолько поражен, узнав о том что Валок был драконьим жрецом, что с радостью выплатит вам 1000 золотых за потраченный труд. На этом квест будет завершен.

Где взять — деревня Скаалов, поговорить с Тарстаном.
Условие — закончить квест «Новое месторождение сталгрима».
Награда — три слова из крика «Боевая Ярость».

После сдачи вышеупомянутого квеста к нам подойдет некий Тарстан. Похвалит вас, всё такое и предложит работёнку — сопровождать его при исследовании недавно откопанной древней гробницы. Отправляемся туда, встречаемся с Тарстаном и идём в гробницу. Выходим в большой зал и видим табличку на драконьем языке с рукояткой открывающей напольную решетку с горящим в ней костром.

По краям закрытые ворота, а впереди — дверь и замочные скважины под когти. Прочесть табличку не можем (как со стен всякие гадости читать, так это мы можем, а вот табличку — уже нет), потому ждём пока Тарстан объяснит нам написанное. «К искомому приблизит жертва»… Нет, можно конечно заманить Тарстана на решетку и сжечь его нафиг, но всё решается проще. Берём труп даугра (их тут полно) и тащим на решетку.

Потом дергаем за рукоять и вуаля! Ворота по бокам открыты. Куда идём? Ну направо так направо…
Идём по коридорам пока не найдём следующую табличку — «Иди дальше, не возвращаясь в места, где уже был». На полу видим ряды пластин и задача тут элементарная — пройти по ним на ту сторону, не наступая на одну пластину дважды. Я даже объяснять не буду. Перешли, идём в открытый проход и начинаем медотично убивать драугров. На высокой сложности игры тут могут возникнуть проблемы, но не забудьте самое главное — с трупа драугра-военачальника заберите половину аметистового когтя и выучите первое слово крика «Боевая ярость».

Если кто не знает — крик работает как и Элементная Ярость, но действует на ваших союзников. С этим разобрались, идём в проход в саркофаге и снова попадаем в зал с решеткой. Теперь дуем в левые ворота. Проходим склеп с драуграми и находим еще одну табличку. На ней написано «Все люди умирают, зачастую от собственного же оружия». Внимательно осматриваем комнату и видим трёхгранную колонну, по сторонам которой изображены посох, лук и меч.

Напротив каждой стороны стоят т.н. «ударные камни». Бьём по этим камням соответствующим грани оружием, то есть по камню напротив изображения лука-стреляем из лука, меча-бьём мечом, посоха-стреляем из посоха. Нет посоха и лука?Не беда, найдёте тут же) А вот меч лучше с собой иметь… Открывается проход, разбираемся с драуграми и забираем у их военачальника вторую половину аметистового когтя. Сразу учим второе слово крика «Боевая ярость» и слева от Стены Слов находим проход в саркофаге. Помните закрытую дверь возле первой таблички? Так вот нам туда!
Вставляем половинки когтя в замочные скважины и снова табличка…»Не останавливайся. Бездействие ведёт к погибели». Суть в чём: дергаете за рычаг и в воздухе начинают появляться части моста, которые исчезают если на них долго стоять. Спешить особо не надо, скорость появления частей моста не очень быстрая, просто смотрите себе под ноги и идите вперёд. Как только вы пройдете мост,он появится весь и Тарстан с вашими компаньонами спокойно по нему пройдёт.

Если упали-ничего страшного, от падения вы не умрёте, от порченых теней легко отбиться и подъём найти тоже легко. Мостов, если я не ошибаюсь, будет четыре и каждый раз они будут становится запутаннее. Пройдя мосты вы попадёте в т.н. Зал Историй со стандартной дверью под коготь. Ставим Орёл-Волк(Лиса?)-Дракон(сверху вниз) и открываем её. Драконий жрец Валок Надзиратель почему-то нам не рад так что мы просто вынуждены его убить. К тому же он какой-то неправильный жрец, у него маски нет…

Разбираемся с ним, учим третье слово крика «Боевая ярость» и сдаём квест Тарстану. Всё,можете выходить на свежий воздух Солстхейма! А,ну да…Какой там свежий воздух…

Достижение - это положительный результат, успех. А ничто лучше точных данных не фиксирует успех. Наследие всегда говорит само за себя.

"Наследие Драконорожденного" погружен в пророчество, миф, легенда и сама история. Исследовать забытые знания и добыть потерянные реликвии 7 Драконорожденных ушедшей эпохи Тамриэля. Те, кто обладал силой голоса, множество легендарных и влиятельных людей, носили этот титул “Драконорожденный” и все они ссылаются на потерянное наследие Акатоша.

“Наследие Драконорожденного” - это масштабное дополнение, которое изменит способ, которым вы играете в Скайриме. Следит куратор Auryen Morellus в музее в одиночестве, и он поможет вам в ваших поисках, чтобы собрать множество памятников истории Тамриэля, а также вы располагаете огромным помещением, домом-музеем и пройдете многие квесты, с которыми вы еще не сталкивались в игре, даже сможете наладить свою собственную гильдию " Общество исследователя ".

Цель, найти, исследовать и открывать забытые места, артефакты истории, построить дом гильдии с нуля. Как глава гильдии вербовать новых членов, каждый из которых будет со своей собственной уникальной историей и специальной функцией в гильдии. Исследуйте руины и раскопки этого наследия, чтобы повторно собрать все артефакты истории игры и выставите их в музее.

Особенности музея: Более 1700 различных витрин для уникального оружия, брони, коллекционных предметов, драгоценностей и прочего.
Более 100 витрин для квестовых предметов, предназначенных продемонстрировать Ваши грандиозные успехи в прохождении игры.
Несколько специальных витрин, ознаменовывающих завершение главных квестовых линий.

Возможность размещения на стенах множества разных картин, которые могут быть куплены у торговцев или найденных во время путешествий.
Демонстрация камней судьбы и святилищ у которых Вы уже получали благословение, с возможностью в дальнейшем пользоваться ими прямо в музее.

5 тематических галерей, включающих:
«Зал Героев» - для реликвий магического или исторического характера.
«Зал Забытых Империй» - для артефактов двемерского, древнего нордского или фалмерского происхождения.
«Даэдрический Зал» - для даэдрических экспонатов.
«Галерея Естествознания», где в натуральную величину представлены образцы флоры и фауны Скайрима.
«Зал Диковинок» - для коллекционных, уникальных и квестовых предметов.
Книжные витрины для редких книг из прошлых игр серии The Elder Scrolls.
Библиотека с автоматической сортировкой книг по типу (книги навыков, тома заклинаний), по нумерации, и по алфавиту. (К сожалению в русской версии мода, сортировка по алфавиту не работает, так как скрипт был написан для книг с английскими названиями, а заставить его работать с кириллицей мне не удалось – прим. переводчика.)
Персональная оружейная комната с более 50 манекенами, десятками стоек для оружия и щитов, а также с баннерами всех владений Скайрима и манекенами для брони стражников.
Автоматическое или ручное размещение экспонатов на витринах.
Кладовая в подвале с активаторами витрин для их включения или отключения.
Все необходимые ресурсы находятся в Солитьюде.

Баги и совместимость:
Несовместимости:
-Perkus Maximus (PerMa): Единственной известной несовместимостью.
- Mannequin: В «Наследии» присутствует функция, позволяющая переключать пол манекенов (либо все мужские (по умолчанию), либо половина женских, половина мужских). Если установлен мод на женские манекены, то при использовании этой функции, возможны вылеты игры при входе в музей.
- При совместном использовании ELFX, ENB и SMIM в сочетании друг с другом может наблюдаться падение FPS.

После завершения задания Новый источник Сталгрима к вам подойдет Тарстан и предложит вам сопроводить исследователей в древнюю гробницу, открывшуюся в результате недавно случившегося землетрясения, которое было вызвано извержением Красной горы. Как только вы окончите разговор, начнется квест Skyrim Утраченное наследие, а Тарстан пойдет в назначенное место встречи и будет ожидать вас там.


Когда вы прибудете в назначенное место и войдете в зал, то обнаружите там драконью табличку. С ее помощью можно открыть решетку на полу, под которой горит костер.


Там вы увидите закрытые ворота по бокам и закрытую дверь прямо перед вами. Надписи на табличке вам поможет расшифровать Тарстан и, следуя его подсказке, вам нужно будет переместить на решетку тело одного из умерших драугров, после чего активировать рукоятку для управления воротами.


Двигаясь вперед по северному коридору, вы наткнетесь на табличку, надписи которой советуют вам идти вперед, не возвращаясь. Впереди вас ждет головоломка, пройти которую не составит особого труда: вы должны идти по пластинам на полу, не наступая два раза на одну и ту же пластину. После прохождения головоломки квеста Скайрим Утраченное наследие на вас нападут пятеро драугров, один из которых будет высокоуровневым.


Расправившись с ними, заберите у главаря часть аметистового когтя, изучите Слово Силы для крика Боевая ярость и следуйте в проход, находящийся в саркофаге, который приведет вас к залу с развилкой.



Войдя в южные ворота, вы обнаружите в склепе еще одну табличку с загадкой. В том же помещении расположена колонна с тремя гранями, на которых нарисованы лук, меч и посох. Напротив граней находятся камни, которые нужно атаковать соответствующим оружием, которое можно взять на постаментах неподалеку колонны.


Решив эту головоломку, войдите в открывшийся проход, победите обитающих там драугров, заберите вторую часть аметистового когтя, выучите еще одно Слово Силы для того же крика и вновь вернитесь в зал с развилкой через проход в саркофаге.



Как только вы вновь придете в начальный зал, с которого вы начали в Скайрим прохождение Утраченного наследия, вам следует вставить две части когтя в дверные замочные скважины для того, чтобы открылись последние ворота. Затем вас ожидает очередная табличка, надписи на которой выглядят так: «Не останавливайся - бездействие ведет к погибели».


После того, как вы активируете рычаг, запустится механизм волшебного моста из платин, который появится в воздухе. Если вы долго задержитесь на одной из платин, то они исчезнут, поэтому старайтесь пройти мост как можно быстрее.


Когда вы преодолеете его, мост закрепится и Тарстан сможет беспрепятственно пройти по нему. В дальнейшем пути вы встретите еще три подобных моста, и на каждом последующем пластины будут пропадать с большей скоростью. Пройдя все мосты, вы попадете в Зал Историй, в котором находится очередная древняя нордская дверь, для открытия которой нужен коготь.


Поскольку на когте отсутствуют изображения, вам придется подождать своего спутника, который после прочтения настенных барельефов, даст вам подсказку. Комбинация для открытия следующая: «ястреб-волк-дракон». Войдя в дверь, вы окажетесь в комнате жреца Валока Надзирателя, с которым вам предстоит сразиться.


Расправившись с ним и изучив последнее Слово Силы, вы можете смело завершать в Skyrim прохождение квеста Утраченное наследие и возвращаться к Тарстану за вознаграждением.