Корабль беспокойный. Вооружен, но не опасен

Грозной громадой выглядит эскадренный миноносец «Беспокойный», пришвартованный в кронштадтской Купеческой гавани. В недалеком будущем он станет частью музейного комплекса Западного военного округа, более известного как парк «Патриот». Событие действительно исключительное: «Беспокойный» станет крупнейшим в России кораблем-музеем. Хотя бы даже по своим размерам: его длина - 156 метров - на 30 метров больше «Авроры».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Кронштадт корабль прибыл в мае нынешнего года, а в июле принял первых посетителей. В социальных сетях уже можно найти селфи счастливых гостей, восторженные записи говорят сами за себя: «Вот зверюга! Поражает уже одним лишь своим видом». «Впечатляет!». «Спасибо всем, кто принял решение оставить в живых такой корабль». «Где корабельный кот Тема - выяснить не удалось» ...

Эсминец относительно новый: прослужил на флоте чуть меньше трех десятилетий. Заложен он был на Судостроительном заводе имени Жданова (ныне «Северная верфь») в апреле 1987 года, спущен на воду спустя три года, став пятнадцатым в 956-м проекте. Это была последняя серия кораблей класса «эскадренный миноносец», разработанная и осуществленная в СССР. Но вступил «Беспокойной» в строй уже в новой России, после распада Союза. Андреевский флаг на нем подняли в конце февраля 1992 года - причем еще до того, как подобный стяг стал реять на всех кораблях ВМФ России.

По словам моряков, эсминец имеет отличную мореходность, эффективен для уничтожения береговых целей и крупных надводных кораблей. Ведь он вооружен практически до зубов - зенитно-ракетными установками, способными поражать цели на высоте до 15 километров, противокорабельными ракетами, шестиствольными реактивными бомбометными установками...

Как и многие военные корабли, свое название он несет по наследству. Один из предыдущих «Беспокойных», будучи эсминцем Черноморского флота, отличился в Первой мировой, а в ноябре 1920 года вместе с Русской эскадрой покинул Крым и оказался в Бизерте...

В биографии нынешнего «Беспокойного» таких драматических эпизодов нет. В его летописи - десятки учений и походов, боевых патрулирований и дежурств. Долгое время он являлся «представительским» кораблем, поддерживая репутацию Балтийского флота на международных морских учениях и во время визитов в порты европейских стран. В 1994-м обеспечивал безопасность яхты «Британия», на которой королева Елизавета II прибыла в Петербург.

Одна проблема: комплектующие для кораблей 956-го проекта производились на Украине. Поэтому обслуживать такие эсминцы оказалось очень непросто, и сегодня из двух десятков их осталось всего несколько.

Последний раз «Беспокойный» выходил в море на боевое дежурство десять лет назад, затем использовался как учебное судно. Наконец, два года назад его поставили в док прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» для конвертации - она производится тогда, когда нет возможности поддерживать корабль на плаву из-за негерметичности донно-забортной арматуры и систем.

Весной нынешнего года буксиры привели эсминец из Балтийска в Кронштадт. Здесь на корабле провели косметический ремонт, в котором он особенно нуждался: повсюду была ржавчина, в некоторых местах морская соль буквально разъела металл.

В преддверии Дня военно-морского флота с «Беспокойного» прозвучал полуденный выстрел, тем самым в Кронштадте была восстановлена традиция, канувшая в Лету чуть больше сорока лет назад. Пока залп производится по выходным, потом будет звучать ежедневно.

Сегодня дежурную службу на корабле несет экипаж - почти три десятка моряков. Командир эсминца капитан 3-го ранга Вадим Галанин пришел сюда еще лейтенантом сразу после окончания училища. Так что вся жизнь «Беспокойного» - это и его личная биография...

Часть судна выделена под экспозицию, посвященную легендарному Таллинскому переходу, совершенному кораблями Балтийского флота в конце августа 1941 года. Историки до сих пор спорят, чем было это событие: героической эпопеей, больше половины участников которой (15 из 26 тысяч) погибли, ценой жизни спасая ядро флота, или одной из самых масштабных морских катастроф Второй мировой войны.

Занимается созданием музея общественная организация «Память Таллинского прорыва».

- Обустраиваем все собственными силами, помогает и команда , - поясняет Мария Инге-Вечтомова, внучка знаменитого поэта-балтийца Юрия Инге, погибшего во время Таллинского перехода. - Экспонаты - главным образом личные вещи участников этой эпопеи, например, капитана Вячеслава Калитаева, который был командиром транспорта «Казахстан», пострадавшего от прямого попадания фугасной авиабомбы в палубу. Их передала его дочь.

Рядом с экспозицией, посвященной Таллинскому прорыву, разместится еще одна, рассказывающая о военно-морской медицине. Можно будет увидеть операционную, амбулаторию, изолятор и лазарет. Часть экспонатов развернута уже сегодня.

По словам волонтера Игоря Голубева, медицинское оборудование - относительно новое, но многие предметы десятилетиями остаются почти в неизменном виде: настолько они простые, надежные и прочные. Например, морские носилки: их конструкция не поменялась за много лет, практически такие же были и во время войны. Система очень удобная - человек как в люльке, ее нужно только подцепить специальными тросами...

Полностью музей на «Беспокойном» откроется в следующем году. Он будет оборудован мультимедийными досками, виртуальными гидами и QR-кодами. А пока подняться на палубу судна можно по субботам и воскресеньям с 11.00 до 17.00.

Кстати, есть чем заняться и на пирсе возле корабля: тут расположена масштабная экспозиция под открытым небом. Рейдовый катер, сверхмалые подводные лодки, легкая артиллерия, торпеды и торпедные установки, мины... Как пояснили военные, представленная здесь экспозиция «Эра гидрокосмоса» уже в нынешнем виде - крупнейшее в мире собрание подводных, в том числе и глубоководных, аппаратов.


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пятнадцатый корабль, построенный по проекту 956 "Сарыч" - эсминец "Беспокойный". В НАТО он известен под кодовым названием Sovremenny Class Destroyer. Заложен был в апреле 1987 года, а спущен на воду в июне 1990-го. В составе флота находится с февраля 1992 года.

Начало службы

С начала строительства предполагалось, что будущий эсминец "Беспокойный" станет служить в составе 192-й бригады кораблей на Тихом океане, но позже поступила директива главнокомандующего военно-морским флотом о передаче этого корабля Балтийскому флоту, и в 1992 году именно это и произошло. Однако начало службы не стало для миноносца безоблачным.

В августе в сауне корабля произошло возгорание, погиб человек. Помимо этого, выгорели высокочастотные блоки радиолокационной станции "Фрегат", полностью были уничтожены огнём несколько жилых и служебных помещений. И даже тут происшествия не окончились. На следующий день покончил с собой один из матросов.

Полный вперёд!

Эсминец "Беспокойный", таким образом оправдав своё имя, встал на ремонт, после проведения которого в августе 1992 года был передан на Балтийский флот в 128-ю бригаду (12-я дивизия ракетных кораблей). Тут служба выправилась, и в 1994 году завоевал приз Главнокомандующего ВМФ. Десять дней подряд именно эсминец "Беспокойный" сопровождал визит королевы Великобритании в Санкт-Петербург, за что его наградили почётной грамотой от президента РФ.

Несмотря на рецидив невезения, когда на миноносце взорвался патрон в стволе автомата при выстреле, служба продолжалась успешно. В 1995-м прошли учения "Балтопс-1995", где хорошо показал себя эсминец "Беспокойный", Балтийского флота надежда и опора. Потом из Дании он ушёл в совместное плавание с американским "Тейлором" и датским "Хвидбьёрнером" по проливу Каттегат. Далее была работа с немецкой подводной лодкой, удачные артиллерийские стрельбы. По итогам 1995 года эсминец БФ "Беспокойный" был признан в соединении лучшим кораблём.

Учения 1996-1997

Прошлогодние успехи сделали эсминец флагманским кораблём на учениях "Балтопс-96". В составе корабельной ударной группы эсминец "Беспокойный", фото которого здесь представлено, совершил походный сбор, учения проходили по поддержке десантной группы, затем ПВО, где было поражено семь мишеней-ракет. По итогам ему достался приз Главнокомандующего ВМФ за артподготовку.

В следующем году учения начались в июне, где эсминец "Беспокойный" (фото с этих учений тоже интересны) работал с польской подводной лодкой, участвовал в тридцати главных эпизодах на учениях. По зенитной и артиллерийской подготовке занял первое место ВМФ по итогам года. Этим же летом эксадренный миноносец побывал в Киле, Плимуте, Зебрюгге, Ден-Хелдере, прошёл три тысячи морских миль. А после похода стал на двухмесячный ремонт (завод "Янтарь").

Учения 1999-2001

В мае 1999 года миноносец побывал в Стокгольме, где сначала отработал спасательные учения вкупе со шведами, затем открыл экскурсионный сезон, в течение которого на корабле побывало почти три тысячи человек во главе с министром обороны Бьёрном фон Сюдовом. Агрессия НАТО в Югославии помешала выполнить дальнейшие планы, поэтому Германию, Данию и Польшу "Беспокойный" в этот раз не посетил.

В октябре на его борту побывал президент Беларуси, когда корабль участвовал в выполнении ракетных стрельб. В 2001 году снова проходили учения "Балтопс", где "Беспокойный", эсминец 1990 года рождения, в который раз завоевал первое место, лучше всех поразив воздушные мишени. Нужно отметить, что в ВМФ корабль третий по возрасту, старше только авианосец и эсминец "Настойчивый".

Старость

Весна 2004 года преподнесла любящему свой корабль экипажу первый звоночек: когда эсминец вышел в море, он внезапно потерял ход, и пришлось возвращать его на буксире. В этот раз команда сама восстановила техническую готовность корабля, после чего были выходы в море вплоть до 2009 года (тут сведения разнятся, есть информация, что последний раз был в 2007-м).

Эсминец всякий раз проводил артиллерийские стрельбы и всегда с хорошими результатами. Тем не менее решение было принято, и эсминец "Беспокойный" списан по приказу комдива. Главные двигатели с него переданы "Настойчивому", поскольку ему как флагману предстояли учения и поход по странам Европы.

Слухи

В прессе 2012 и 2013 годов достаточно много публиковалось разного рода непроверенной информации, говорилось даже о начавшихся работах по восстановлению корабля - от электромеханики и штурманского оборудования до ракетно-артиллерийского вооружения и средств связи, с надеждой, что к 2015 году встанет в строй эсминец "Беспокойный", модернизация которого будет закончена.

Однако в настоящее время миноносец служит стационарным учебным судном, где готовятся кадры для более удачливых и более современных кораблей Балтийского флота. И даже командир группы радиоэлектроники с "Беспокойного" повышает квалификацию на других - ходовых - кораблях, куда бывает откомандирован, а у себя дома он руководит подготовкой личного состава корабельных служб всего Балтийского флота.

Конвертация

Вот так выглядит сегодня эсминец "Беспокойный": 620 - бортовой его номер. Стоит он в доке Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" и подлежит конвертации. Что это такое? Это преобразование. Корпус его будет загерметизирован, чтобы была возможность обходиться на плаву без многочисленного постоянного экипажа.

Эсминец "Беспокойный 620" (фото представлены в статье), лишённый валов и винтов, законсервированный и покрашенный, ещё некоторое время будет находиться в доке. Что будет далее? Есть предположение, что он станет музейным экспонатом.

Судьба

Виды на будущее весьма туманны. Уже очень давно не выходит в море эсминец "Беспокойный 620". Фото выше демонстрирует занесённый снегом пирс и канат, который, казалось бы, навсегда пришвартовал миноносец к земле.

Тем не менее экипаж, хоть и сокращённый, на нём всё-таки работает, по утрам поднимается флаг и гюйс. Здесь всегда прибрано, а краска обновлена. Значит, эсминец является кораблём технического резерва, и если вдруг понадобится, он сможет вернуться в строй.

Балтийск

Эсминец "Беспокойный" не совсем на покое, это бы противоречило его имени. Его посещают журналисты и даже блогеры. Побывать на боевом корабле - это огромное счастье, которое выпадает гражданским людям не так часто. Очередной тур, организованный Министерством обороны, был направлен как раз на эсминец "Беспокойный", а отчёт о поездке с огромным интересом прочитали многие тысячи людей.

База, где стоит на приколе эсминец, находится в Калининграде, а ещё вернее - в Балтийске, это самый западный город нашей страны. До 1946 года он назывался Пиллау, и здесь располагалась германская военно-морская база, где был сосредоточен практически весь германский подводный флот. Сейчас это база ВМФ России, которая является главной на Балтике.

Что увидели блогеры

Эсминец третьего поколения - "Беспокойный" - встретил гостей радушно. Им была предложена экскурсия, где они узнали, что первый корабль этой серии - "Современный" - спущен на воду в 1981 году, а последний - в 1992-м. Было заложено двадцать два корабля, сейчас осталось только девять, из них четыре на ремонте или в резерве, как "Беспокойный".

Последний выход в море был совершен около трёх лет назад, сейчас - резерв и ожидание или планового ремонта, или модернизации. Несмотря на то что корабль сейчас в резерве, он не перестал быть полноценной боевой единицей, у которой есть немногочисленная, но команда. На борту "Беспокойного", словно боевые победы, сияют три огромные звезды. Это обозначает не потопленные корабли противника, а полученные от главнокомандующего награды.

Технические подробности

Длина корабля - 156,5 метра, это вполовину больше длины футбольного поля, а ширина "Беспокойного" - 17 метров. Тридцать суток эсминец может ходить по морям автономно - не заходя в порты за едой, водой и горючим. Развивает максимальную скорость около шестидесяти двух километров в час (33,4 узла).

Есть мнение, что единственной, но большой ошибкой наших корабелов ещё на стадии проектирования судна стал выбор установки котла и турбины. говорят, была бы лучше. Однако и в этом положении "Беспокойный" в разы лучше и мощнее всех мировых аналогов. При отсутствии прикрытия авиацией эскадренный миноносец этого проекта после израсходования всех противокорабельных ракет будет хозяином положения против любого надводного корабля, любой страны и любого поколения.

Вооружение

Особенно впечатляет вооружение эсминца: два "Урагана" (зенитные которые могут поражать цели в воздухе на высоте до пятнадцати километров; две пары скорострельных пушек (калибр 130 миллиметров), которые "выплёвывают" шесть тонн металла в одну минуту; шестиствольные автоматические тридцатимиллиметровые артиллерийские установки в количестве четырёх штук (АК-630М)... Очевидцы утверждают, что последние своими выстрелами разрезают металл, словно масло.

Но есть ещё и противокорабельное вооружение. Это две четвёрки пусковых ракетных установок "Москит" (сто семьдесят километров - дальность действия). Умнейшие крылатые ракеты на 99 % точно поражают все надводные цели, даже если активно включены радиопомехи. От угрозы из-под воды есть своя защита на эсминце. Это две пары торпедных аппаратов, два бомбомёта с реактивными снарядами, рельсовая минная установка для заграждения. Специалисты уверены, что любую прямую дуэль с боевым кораблём противника эсминец "Беспокойный" выиграет, включая даже боевые корабли американцев - новейшие, четвёртого поколения.

Кто здесь

В мирное время экипаж эсминца ограничен - всего 296 человек, а в военное эта цифра увеличивается до 358, среди них 25 офицеров и 48 мичманов. Остальная команда - матросы, ежедневная головная боль. Не потому, что они чем-нибудь плохи. Просто матросы по большей части служат срочную службу, то есть год, точно так же, как и солдаты в сухопутных войсках. В советское время на флоте служили даже не два, а все три года. И это было правильно.

Год пролетает очень быстро, и специалистов готовят очень быстро. Современные корабли, тем более военные, сложные технически. Даже очень одарённые юноши едва успевают освоить то, что положено, как приходит демобилизация. Воинская специальность едва приобретена. Нужны матросы на контрактной основе. Как, например, на пришвартованном рядом сторожевом "Ярославе Мудром", который регулярно выходит в море.

Мечты

Если всё-таки, несмотря на пессимистические прогнозы, "Беспокойный" пойдёт на модернизацию, то проблема эта исчезнет, поскольку экипаж укомплектуется профессиональными кадрами. Всё-таки корабль-то какой замечательный, сколько министров, президентов перебывало у него на борту, даже королева Англии и принц оставили свои автографы в книге почётных гостей.

Уютная офицерская кают-компания хранит множество сувениров и всевозможных регалий, доставшихся доблестной команде эсминца "Беспокойный". Этот корабль вполне можно назвать легендарным: столько событий случилось в его жизни, есть о чём вспомнить, да и рассказать есть что. И в ряду памятных знаков, словно душа успокоившегося "Беспокойного", дремлет невозмутимый корабельный кот, которого зовут Тёмой.

Продолжение (начало - по )

Судьба второй тройки 956-х сложилась иначе, чем у первой. Они уже очень давно не выходят в море, обслуживаются сокращёнными экипажами и имеют весьма туманные виды на будущее. Тем не менее, . на них по утрам поднимают флаг и гюйс, . делают приборку, . подновляют краску . и даже (по крайней мере, на одном из них) обучают и стажируют личный состав. . Это - корабли технического резерва, из которого, если повезёт, можно вернуться в строй.

"620-й" и прочный швартовный канат как символ его сегодняшнего статуса (фото chistoprudov от 16.02.2012 )


4. " Беспокойный "

Находится в техническом резерве 2-й категории в Балтийске - главной базе (основном пункте базирования) БФ. Третий по "молодости" эсминец пр. 956 после "Адмирала Ушакова" и "Настойчивого" (23 года) - передан ВМФ 28.12.1991, флаг поднят 29.02.1992. Долгое время наряду с "Настойчивым" был представительским кораблём Балтийского флота, в роли которого регулярно демонстрировал флаг на международных морских учениях на Балтике и в ходе визитов в порты европейских стран.

Весной 2004 г. во время очередного выхода в море эсминец потерял ход . и вернулся в базу на буксире. Техническую готовность корабля удалось восстановить силами личного состава, после чего "Беспокойный" выходил в море в 2006 г. и, скорее всего - крайний раз, в 2007 г. (в последнем случае - с артиллерийскими стрельбами) (ссылка 2 ). По другим данным, крайний выход состоялся в 2009 г. (ссылка 3 ), однако эти сведения нельзя считать вполне достоверными.

Вскоре "Беспокойный" был окончательно обездвижен - по приказу командира дивизии (12 днк) с него были сняты главные двигатели и переданы на "Настойчивый" . (ссылка 2). . Есть предположение, что это было сделано в первой половине 2008 г. для того, чтобы флагманский корабль БФ, у которого вышла из строя ГЭУ, смог совершить запланированный июльский поход по странам Европы. Это событие определило судьбу "Беспокойного" на долгие годы вперёд.


"Беспокойный" в Балтийске, 26.01.2008 - возможно, ещё на ходу (фото И. Михайлова с navsource.narod. ru, 3050 пикс. )

В течение 2012-2013 г.г. в СМИ неоднократно затрагивалась тема о скором ВТГ и даже модернизации корабля, причём в некоторых публикациях о начале работ говорилось, как о свершившемся факте: "Ремонт проводится по всем направлениям, начиная от штурманского и электромеханического оборудования и заканчивая ракетно-артиллерийским вооружением и средствами связи... Надеемся, что уже к 2015 году эсминец "Беспокойный" будет отвечать самым современным требованиям, предъявляемым к боевым кораблям Военно-Морского Флота" (ссылка 4 ).

В настоящее время "Беспокойный" исполняет обязанности стационарного учебного корабля , подготавливая кадры для других, более современных и удачливых, кораблей БФ. Проиллюстрировать это можно на примере командира группы радиоэлектронной борьбы эсминца, . которого время от времени . прикомандировывают для повышения квалификации на какой-либо ходовой корабль (в частности, на корвет "Бойкий"). На "Беспокойном" же его основные обязанности заключаются в руководстве процессом подготовки личного состава для корабельных служб РЭБ Балтийского флота (ссылка 5 ).

5. " Безбоязненный "

Находится в техническом резерве 2-й категории в Фокино - одном из пунктов базирования ТОФ (бухта Абрек залива Стрелок). Эсминцу 24 года . - . передан ВМФ 28.11.1990, флаг поднят 23.12.1990. Прослужив всего 8,5 лет, в середине 1999 г. (скорее всего, в июне) был выведен в резерв из-за плохого технического состояния котлов и поставлен на прикол во Владивостоке в ожидании среднего ремонта (Ю. Апальков). В 2002-2003 г.г. "Безбоязненный" стоял в Абреке (ссылка 6 , ссылка 7 ).


"Безбоязненный" (б/н 754) у 1-го пирса в Фокино (фото без даты от пытливый808 с forums . airbase . ru ). Рядом с ним - однотипные "Боевой" и "Быстрый", позади - БДК пр. 1174 "Александр Николаев", исключённый из соства ВМФ 18.12.2006

Судя по имеющимся фотографиям ( ), по крайней мере с 02.10.2004 по 21.09.2005 корабль пытались ремонтировать в Дальзаводе, затем отбуксировали обратно в Фокино, где он был замечен 18.07.2007 ( ссылка 9 ). Есть сведения, что в конце октября 2010 г. было решено продолжить ремонт эсминца в расположенном поблизости 30-м СРЗ (пгт Дунай, зал. Стрелок) (ссылка 10 ). По некоторым данным, в безрезультатных попытках вернуть корабль в строй поучаствовал даже "лодочный" ДВЗ "Звезда" (ссылка 11 ). Как бы то ни было, "Безбоязненный" до сих пор стоит без хода у 1-го пирса в бухте Абрек.

6. " Бурный "

Находится в ремонте в ЦС "Дальзавод" (Владивосток). Самый старый из 956-х, числящихся в составе ВМФ (26 лет) - передан флоту 30.09.1988, флаг поднят 16.10.1988 . В 2003 г. прошёл ВТГ в "Дальзаводе" (04.08.2003 был там вместе с "Быстрым" - ) , . в апреле 2004 г. . в ходе учения ТОФ произвёл пуск ПКР (ссылка 13 ) , . а 18-25.08.2005 принял участие в российско-китайском учении "Мирная миссия" (Peace Mission 2005) вместе с "Шапошниковым" и "Пересветом" (ссылка 14 ).


Эсминец "Бурный" в "Дальзаводе", 24.10.2014 (фото Alex omen с ru.wikipedia.org, по клику - 2000 пикс.)

Принято считать, что "Бурный" стал в затянувшийся ремонт в "Дальзаводе" в 2005 г., т. е. вскоре после "Мирной миссии", однако каких-либо официальных (или фото-) подтверждений этому найти не удалось. . Известно только (со слов исполнительного директора предприятия), что работы на корабле начались в сентябре 2007 г. ( ссылка 15 ). С тех пор эсминец стал своеобразной архитектурной достопримечательностью завода.

Про забытый Богом корабль вспомнили только в феврале 2013 г., когда петербургский Киров-Энергомаш (дочернее предприятие Кировского завода) приступил к ремонту демонтированных с "Бурного" деталей ГТЗА. Агрегаты должны были отремонтировать и поставить на "Дальзавод" до конца года (ссылка 16 ). 24.10.2013 руководство ЦСД сообщило о завершении ремонта электромеханической установки корабля и об ожидаемом поступлении от заказчика (опять же, до конца года) технического задания на ремонт и модернизацию вооружения эсминца (ссылка 17 ).

В 2014 г. было не до "Бурного". О ходе работ на нём можно судить по внешнему виду корабля, который за год (с 20.09.2013 по 17.10.2014) . совершенно не изменился . (см. фото в конце записи). . Что касается ремонта ГЭУ, . то лучше послушать очевидца (с авторскими правками) : . "До декабря 2013 года работал на Киров-Энергомаше, который в советское время сделал 674 машины для "Сарычей" (пр. 956). Руководство Кировского завода ликвидировало лопаточное производство (без него, считай, нет турбины) и сборочно-сварочный цех. Энергомаш совсем плох : в цехах всего три станка с ЧПУ, а остальные - жуткий хлам. Я видел турбину с "Бурного". Разобрать-то разобрали, но не соберут никогда, это факт. Людей на заводе, которые помнят, как это делается, не осталось. За последние 20 лет Кировский завод не изготовил ни одной турбины" (ссылка 18 ).

Особого оптимизма цитата не вызывает, но приведена она не для того, чтобы нагнетать уныние, . а лишь для понимания первопричин 10-летнего долгостроя и возможности его завершения в ближайшем обозримом будущем. Вопрос касается не только "Бурного", но также "Беспокойного" и "Безбоязненного" - рассмотреть его планируется в 4-й части настоящего обзора.

Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 19 ).

Другие фото:


"Беспокойный" и "Настойчивый" в Балтийске, 08.10.2014 (фрагмент фото Drakon 64 с forums . airbase . ru , по клику - 2690 пикс.) При увеличении . "Беспокойный" . выглядит вполне прилично . - . выкрашен, с новеньким гюйсом, все антенные посты на месте

Эсминец "Беспокойный" с младшим братом - корветом "Сообразительный", 16.02.2012 (фото mannaz с newkaliningrad.ru)


"Безбоязненный" и "Боевой", Фокино, 13.04.2014 (фрагмент фото Pim с forums . airbase . ru ) - самый свежий снимок, который удалось найти. Даже из-за дерева хорошо видно главное - гюйс (корабль - в составе ВМФ) и свежевыкрашенный борт 754-го