Ракета шквал нового поколения. Ракета "шквал" - одна из лучших подводных ракет в мире

Вконтакте

Одноклассники

В этом статье мы расскажем о еще одной интересной и необычной странице отечественной оружейной истории: реактивной торпеде М-5 «Шквал» комплекса ВМ-111.

Немного истории

Проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако, как это часто бывает с прогрессивными идеями, он не был оценен по достоинству, и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность заранее ее обнаружить и увернуться.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, благодаря которому исчезал демаскирующий фактор в виде газовых пузырьков, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом Второй Мировой войны. В целом, использование и парогазовых и электрических торпед сыграло свою немаленькую роль в той Войне.

Начало разработок

Быстрый рост в послевоенное время тактико-технических характеристик дизель-электрических (и позже-атомных) подводных лодок (скорости, глубины погружения, дальности гидроакустического указания цели и др.) привел к тому, что эффективность применявшегося ранее для уничтожения субмарин торпедного оружия и бомбометания стала недостаточной. Стало ясно, что для достижения новых выдающихся результатов требуются принципиально иные разработки. Это явилось толчком для конструирования новых видов боевых средств, обеспечивающих резкое уменьшение времени доставки заряда к цели и увеличение точности стрельбы. Соответствующую проблему сумели предвидеть еще в конце 1940-х годов сотрудники московского филиала ЦАГИ под руководством академика Леонида Седова (1907 — 1999), а также специалисты ВМФ, и прежде всего, академик АН УССР Георгий Логвинович. Для возникающих задач они предложили уникальные теоретические, экспериментальные и конструкторские решения гидродинамических схем подводных ракет с органами управления изменяемой геометрии, выполняющими функции образования каверны (газовой оболочки торпеды в результате явления суперкавитации), и управления движением заряда.

Справка: Кавитация (от лат. cavita - пустота) - процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами, образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром самой жидкости, в которой возникает полость.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от всех предыдущих типов торпед. Наличие готовых наработок привело к тому, что уже через год после открытия исследовательской темы начались испытания на озере Иссык-Куль, однако доработка изделия заняла более десяти долгих лет.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее чудовищная скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов (более 100 метров в секунду или порядка 370 километров в час, что быстрее гоночного болида Формула-1!). Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то изюминкой «Шквала» в качестве силовой установки стал особый двигатель.

Для достижения высоких технических характеристик торпед, имеющих скорости движения под водой свыше 100 м/с, необходимо применить высокоэффективный реактивный двигатель на энергоемком топливе. Наиболее полно всем требованиям в качестве энергосиловой установки отвечал прямоточный гидрореактивный двигатель (ПГРД): его удельный импульс был в 2,5 — 3 раза выше, чем у всех известных парогазовых или электрических торпед. Это достигалось за счет использования забортной воды в качестве рабочего тела и окислителя, и того, что в качестве топлива использовались гидрореагирующие металлы (магний, литий, алюминий). Вообще, «Шквал» имел два двигателя: стартовый ускоритель, который выбрасывал торпеду из торпедного аппарата и разгонял ее до скорости 80 метров в секунду, и маршевый двигатель, который доставлял торпеду до цели.

Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации: во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды. Для этого на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная полость, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

В 1977 году реактивную торпеду приняли на вооружение. Первоначально торпеда могла оснащаться только ядерной боевой частью мощностью 150 кт, но после спроектировали и боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Современные мнения об эффективности применения этой торпеды весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях. Дело в том, что «Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), так как носовая часть занята системами газового кавитатора, также через нее осуществляется прием забортной воды для основного движителя. Поэтому координаты цели вводят в память торпеды непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются по заранее введенной программе за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она же и основная причина его недостатков. А они значительные:

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
    Малая дальность пуска (всего до 13 км) сильно демаскирует подлодку.
    Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать вражеские подлодки на больших глубинах.
    Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки.
    Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения - через носовую часть поступает забортная вода.
    Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ, и без головки самонаведения

Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от советской торпеды). Информация об этой торпеде в открытых источниках практически отсутствует.

ТТХ реактивной торпеды М-5 «Шквал»:
Калибр — 533.4 мм
Длина — 8200 мм
Масса — 2700 кг
Масса БЧ — 210 кг
Дальность хода — 7 км (эффективная) и 10-11 км (максимальная)
Скорость хода до 200 уз / 100 м/с
Глубина хода 6 м
Глубина пуска до 30 м
Угол допустимого разворота сектор 40 град

Сейчас появляется информация о создании в России новой, более совершенной модификации управляемой реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть, однако подробные сведения также отсутствуют.

Вконтакте

На рубеже 1960-70х годов в Советском Союзе появились опытные разработки по теме тяжелых торпед, наводящихся по кильватерному следу вражеских кораблей.
Примерно в это же время на вопрос военного корреспондента: «Как вы собираетесь защищать авианосцы от русских супер-торпед?» один из высокопоставленных представителей ВМС США дал простой и лаконичный ответ: «Поставим по крейсеру в кильватер каждого авианосца».

Тем самым, янки признали абсолютную уязвимость авианосных группировок перед советским торпедным и выбрали из двух зол оптимальный, на их взгляд, вариант: использовать собственный крейсер в качестве «живого щита».

Собственно, выбирать ВМС США было особо не из чего – 11-метровый боеприпас 65-76 «Кит» калибра 650 мм, более известный, как «советская толстая торпеда», не оставил американским морякам никакого выбора. Это – неотвратимая смерть. Ловкая и длинная «рука», позволявшая держать за горло флот «вероятного противника».

Советский Военно-Морской Флот приготовил для врага «прощальный сюрприз» - два альтернативных финала морского боя: получить в борт полтонны тротила и провалиться в бездонную морскую пучину, кувыркаясь и захлебываясь в стылой воде, либо найти быструю смерть в термоядерном пламени (половина «длинных торпед» оснащалась СБЧ).

Феномен торпедного оружия

Всякий раз, обращаясь к теме противостояния ВМФ СССР и ВМС США, авторы и участники дискуссий отчего-то забывают, что помимо существования противокорабельных крылатых ракет, в морской войне имеется еще одно специфическое средство – минно-торпедное оружие (Боевая Часть-3 согласно организации отечественного ВМФ).

Современные торпеды представляют не меньшую (и дальше большую) опасность, что сверхзвуковые ПКР – в первую очередь, ввиду своей повышенной скрытности и мощной боевой части, в 2-3 раза превышающей по массе БЧ противокорабельных ракет. Торпеда менее зависима от погодных условий и может применяться в условиях сильного волнения и шквальных порывов ветра. Кроме того, идущую в атаку торпеду гораздо сложнее уничтожить или «сбить с курса» постановкой помех – несмотря на все усилия по противодействию торпедному оружию, конструкторы регулярно предлагают новые схемы наведения, обесценивающие все предыдущие усилия по созданию «противоторпедных» заслонов.

В отличие от повреждений, вызванных попаданием ПКР, где еще актуальны такие проблемы, как «тушение пожаров» и «борьба за живучесть», встреча с торпедой ставит перед несчастными моряками простой вопрос: где спасательные плотики и надувные жилеты? – корабли класса «эсминец» или «крейсер» просто разламываются пополам от взрыва обычных торпед.


Списанный австралийский фрегат уничтожен торпедой Mark.48 (масса БЧ - 295 кг)


Причина ужасного разрушительного действия торпеды очевидна – вода является несжимаемой средой, и вся энергия взрыва направлена внутрь корпуса. Повреждения в подводной части не сулят морякам ничего хорошего и, обычно, приводят к быстрой гибели корабля.
Наконец, торпеда – основное оружие подводных лодок, а это превращает её в особенно опасное средство морского боя.

Русский ответ

В годы Холодной войны на море сложилась весьма абсурдная и неоднозначная ситуация. Американский флот, благодаря палубной авиации и совершенным ЗРК, сумел создать исключительную по своей прочности морскую систему ПВО, делавшую американские эскадры практически неуязвимыми для средств воздушного нападения.

Русские поступили в лучших традициях Сунь Цзы. Древний китайский трактат «Искусство Войны» гласит: иди туда, где меньше всего ждут, атакуй там, где хуже подготовились. Действительно, зачем «лезть на вилы» палубных истребителей и современных зенитных комплексов, если можно ударить из-под воды?

В этом случае АУГ теряет свой главный козырь – подлодкам совершенно безразлично, сколько на палубах «Нимицев» перехватчиков и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. А применение торпедного оружия позволит избежать встречи с грозными системами ЗРК.


Многоцелевой атомоход проекта 671РТМ(К)


Янки оценили русский юмор и принялись остервенело искать средства для предотвращения подводных атак. Кое-что им удалось – уже к началу 1970-х годов стало ясно, что торпедная атака АУГ имеющимися средствами сопряжена со смертельным риском. Янки организовали сплошную зону ПЛО в радиусе 20 миль от авианосного ордера, где основная роль отводилась подкильным гидролокаторам кораблей охранения и противолодочным ракетоторпедам ASROC. Дальность обнаружения самого современного американского сонара AN/SQS-53 составляла до 10 миль в активном режиме (прямая видимость); в пассивном режиме до 20-30 миль. Дальность стрельбы комплекса ASROC не превышала 9 километров.

«Мертвые сектора» под днищами кораблей надежно прикрыли многоцелевые атомные подлодки, а где-то далеко в океане, в десятках миль от идущей эскадры, вели непрерывный поиск противолодочные вертолеты и специализированные самолеты «Викинг» и «Орион».


Моряки с авианосца "Джордж Буш" выпускают за борт буксируемую противоторпедную ловушку AN/SLQ-25 Nixie


Кроме того, американцы предприняли решительные меры по противодействию выпущенным торпедам: за кормой каждого корабля «болтался» поплавок буксируемой шумовой ловушки AN/SLQ-15 Nixie, что сделало малоэффективным применение торпед с пассивным наведением на шум винтов вражеских кораблей.

Анализируя сложившуюся ситуацию, советские моряки справедливо рассудили, что шанс быть обнаруженным противолодочной авиацией сравнительно невелик – любая АУГ, конвой или отряд боевых кораблей вряд ли способны постоянно держать в воздухе более 8-10 машин. Слишком мало, чтобы контролировать десятки тысяч квадратных километров прилегающего водного пространства.

Главное – «не попадаться на глаза» гидролокаторам эскортных крейсеров и атомных подлодок ВМС США. В этом случае нужно выпускать торпеды с дистанции хотя бы 40…50 километров (≈20…30 морских миль). С обнаружением и целеуказанием проблем не возникало – грохот винтов крупных корабельных соединений был отчетливо слышен за сотню километров.


Тяжелая торпеда 65-76 "Кит". Длина- 11,3 м. Диаметр - 650 мм. Масса - 4,5 тонны. Скорость - 50 уз. (иногда указывается до 70 уз.). Дальность хода - 50 км на 50 узлах или 100 км на 35 узлах. Масса боевой части - 557 кг. Наведение осуществляется по кильватерному следу

Определившись с выбором оружия, моряки обратились за помощью к представителям промышленности и были немало удивлены полученным ответом. Оказалось, что советский ВПК действовал на упреждение и вел разработку «дальнобойных» торпед еще с 1958 года. Разумеется, особые возможности потребовали особых технических решений – габариты супер-торпеды вышли за рамки привычных торпедных аппаратов калибра 533 мм. В то же время, достигнутая скорость хода, дальность стрельбы и масса боевой части привела моряков в неописуемый восторг.

В руках ВМФ СССР оказалось самое мощное подводное оружие из когда-либо созданных человеком.

65-76 «Кит»

…11-метровая «стрела» мчится сквозь толщу воды, сканируя гидролокатором пространство на наличие неоднородностей и завихрений водной среды. Эти завихрения не что иное, как кильватерный след – возмущения воды, остающиеся за кормой идущего корабля. Один из главных демаскирующих факторов, «стоячая волна» различимая даже спустя много часов после прохода крупной морской техники.

«Толстую торпеду» невозможно обмануть с помощью AN/SLQ-25 Nixie или сбить с курса, используя сбрасываемые ловушки – адский подводный следопыт не обращает внимания на шумы и помехи - он реагирует только на кильватерную струю корабля. Через несколько минут бездушный робот привезет в подарок американским морякам 557 килограммов тротила.

Экипажи американских кораблей приходят в смятение: на экранах гидролокаторов вспыхнула и засияла страшная засветка – скоростная малоразмерная цель. До последнего момента остается неясным: кому же достанется «главный приз»? Пристрелить торпеду американцам нечем – на кораблях ВМС США нет оружия, подобного нашему РБУ-6000. Использовать универсальную артиллерию бесполезно – идущая на глубине 15 метров, «толстая торпеда» трудно обнаружима на поверхности. В воду летят малогабаритные противолодочные торпеды Mk.46 – поздно! слишком велико время реакции, головки самонаведения Mk.46 не успевают захватить цель.


Выстрел торпедой Mk.46


Тут на авианосце соображают, что нужно делать – вниз летит команда «Стоп машина! Полный назад!», но 100 000-тонный корабль по инерции продолжает упрямо ползти вперед, оставляя за кормой предательский след.
Оглушительный грохот взрыва, и за кормой авианосца исчезает эскортный крейсер «Белкнап». На левом траверзе вспыхивает новый фейерверк – второй взрыв разрывает на части фрегат «Нокс». На авианосце с ужасом понимают, они – следующие!

В это время к обреченному соединению несутся следующие две торпеды – подлодка, перезарядив аппараты, отправляет янки новый подарок. Всего в боекомплекте «Барракуды» двенадцать супер-боеприпасов. Одну за другой, лодка отстреливает «толстые торпеды» с дистанции полсотни километров, наблюдая за мечущимися по поверхности океана кораблями янки. Сама лодка неуязвима для средств ПЛО авианосной группировки – их разделяет 50 километров.

Задание выполнено!

Положение американских моряков осложнялось тем, что «толстые торпеды» входили в боекомплект 60 атомоходов ВМФ СССР.

Носителями выступали многоцелевые АПЛ проектов 671 РТ и РТМ(К), 945 и 971. Также, супер-торпедами оснащались «батоны» 949 проекта (да, уважаемый читатель, помимо ракет комплекса П-700, «батон» мог огреть «вероятного противника» дюжиной торпед 65-76 «Кит»). Каждая из вышеуказанных подлодок имела по два или четыре торпедных аппарата калибра 650 мм, боекомплект варьировался от 8 до 12 «толстых торпед» (разумеется, не считая обычных боеприпасов калибра 533 мм).

Расположение 8 торпедных аппаратов в носовой части многоцелевой АПЛ пр. 971 (шифр "Щука-Б")


Был у «толстой торпеды» и брат-близнец – торпеда 65-73 (как следует из индекса, была создана на несколько лет раньше, в 1973 году). Сплошной драйв и огонь!
В отличие от «интеллектуальной» 65-76 , предшественник являлся обычной «кузькиной матерью» для уничтожения всего живого и неживого на своем пути. 65-73 были вообще безразличны внешние помехи – торпеда ехала по прямой в сторону противника, ориентируясь по данным инерциальной системы. До тех пор, пока в расчетной точке маршрута не срабатывала 20-килотонная боеголовка. Все, кто оказался в радиусе 1000 метров, могли смело возвращаться в Норфолк и вставать на долговременный ремонт в док. Даже если корабль не тонул, близкий ядерный взрыв вырывал с «мясом» внешнее радиоэлектронное оборудование и антенные устройства, ломал надстройку и калечил пусковые установки – о выполнении какого-либо задания можно было забыть.

Одним словом, Пентагону было над чем задуматься.

Торпеда-убийца

Именно так называют легендарную 65-76 после трагических событий августа 2000 года. Официальная версия гласит, что самопроизвольный взрыв «толстой торпеды» стал причиной гибели подлодки К-141 «Курск». На первый взгляд, версия, как минимум, заслуживает внимания: торпеда 65-76 – совсем не детская погремушка. Это опасное оружие, обращение с которым требует особых навыков.


Движитель торпеды 65-76


Одним из «слабых мест» торпеды назывался её движитель – впечатляющая дальность стрельбы была достигнута с использованием движителя на перекиси водорода. А это означает гигантские давления, бурно реагирующие компоненты и потенциальная возможность начала непроизвольной реакции взрывного характера. В качестве аргумента, сторонники версии взрыва «толстой торпеды» приводят такой факт, что от торпед на перекиси водорода отказались все «цивилизованные» страны мира. Иногда из уст «демократически настроенных специалистов» приходится слышать такое абсурдное утверждение, якобы «нищий совок» создал торпеду на перекисно-водородной смеси только лишь из желания «сэкономить» (разумеется «специалисты» не удосужились заглянуть в Интернет и хотя бы вкратце ознакомиться с ТТХ и появления «толстых торпед»).

Тем не менее, большинство мореманов, не понаслышке знакомых с данной торпедной системой, подвергают сомнению официальную точку зрения. Причин тому две.

Не вдаваясь в подробности жестких инструкций и предписаний по хранению, заряжанию и стрельбе «толстыми торпедами», флотские специалисты отмечают, что надежность системы была весьма высока (насколько может быть высока надежность современной боевой торпеды). 65-76 имела дюжину предохранителей и серьезную «защиту от дурака» - нужно было произвести какие-то совершенно неадекватные действия, чтобы активировать компоненты топливной смеси торпеды.

За четверть века эксплуатации этой системы на 60 атомных подлодках ВМФ СССР не было отмечено каких-либо сложностей и проблем с эксплуатацией данного оружия.

Второй аргумент звучит не менее серьезно – кто и каким образом определил, что виновником гибели лодки стала именно «толстая торпеда»? Ведь торпедный отсек «Курска» был отрезан и уничтожен на дне подрывными зарядами. Зачем вообще понадобилось отпиливать носовую часть? Боюсь, что ответ мы узнаем нескоро.

Что касается утверждения о всемирном отказе от перекисноводородных торпед, то это также является заблуждением. Разработанная в 1984 году шведская тяжелая торпеда Тр613, работающая на смеси перекиси водорода и этанола, до сих пор стоит на вооружении ВМС Швеции и ВМС Норвегии. И никаких проблем!

Забытый герой

В том же году, когда на дно Баренцева моря опустилась погибшая лодка «Курск», в России разгорелся крупный шпионский скандал, связанный с кражей государственных секретов – некий гражданин США Эдмонд Поуп пытался тайно приобрести документацию на подводную ракето-торпеду «Шквал». Так российская общественность узнала о существовании подводного оружия, способного развивать под водой скорость 200+ узлов (370 км/ч). Скоростная подводная система настолько понравилась обывателям, что любое упоминание в СМИ о ракетоторпеде «Шквал» вызывает неменьший шквал восхищенных откликов и радостных признаний в любви этому «чудо-оружию», аналогов которого, разумеется, не существует.

Скоростная ракето-торпеда «Шквал» - дешевая погремушка по сравнению с «советской толстой торпедой» 65-76. Слава «Шквала» незаслуженна – торпеда совершенно бесполезна в качестве оружия, а её боевая ценность стремится к круглому нулю.


Подводная ракета "Шквал". Вещь занятная, но совершенно бесполезная


В отличие от 65-76, бьющего на 50 и более километров, дальность стрельбы «Шквала» не превышает 7 км (новая модификация – 13 км). Мало, очень мало. В современном морском бою выход на такую дистанцию - исключительно сложная и рискованная задача. Боевая часть ракетоторпеды легче почти в 3 раза. Но главная «загвоздка» во всей этой истории - «Шквал», ввиду своей высокой скорости, является неуправляемым оружием, и вероятность его попадания даже в слабоманеврирующую цель близка к 0%, особенно учитывая, что атака «Шквала» лишена всякой скрытности. Идущую на боевом курсе подводную ракету легко засечь – и как бы ни был быстр «Шквал», за то время, пока он преодолеет 10 км, корабль успеет изменить курс и отойти на солидном расстояние от расчетной точки прицеливания. Нетрудно представить, что будет в этом случае с выпустившей «Шквал» подлодкой – отчетливый след ракето-торпеды ясно укажет на местоположение субмарины.

Одним словом, чудо-оружие «Шквал» - очередной плод журналистских фантазий и обывательского воображения. В это же время, Настоящий Герой – «советская толстая торпеда», при одном упоминании о которой у НАТОвских моряков дрожали коленки, была незаслуженно оклеветана и погребена под тяжестью прошедших лет.

В связи с катастрофой АПЛ «Курск» было принято решении о снятии торпеды 65-76 «Кит» с вооружения ВМФ России. Очень сомнительное и неоправданное решение, наверняка принятое не без подсказки со стороны наших «Западных партнеров». Теперь никакой «Шквал» не заменит утраченные боевые возможности подлодок.

Несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса, торпеды, как и сто лет назад, остаются одним из основных видов вооружения военно-морского флота. Более того, торпедное оружие – это основное средство защиты и нападения подводных лодок, также они остаются главным инструментом борьбы с подводной угрозой.

Первые образцы торпед появились во второй половине XIX столетия, именно благодаря этому оружию Первая мировая война стала «звездным часом» для подводных лодок.

Торпеды непрерывно совершенствовались, становились все быстрее, «умнее» и смертоноснее. Но принципиально в их конструкции мало что изменилось: большинство торпед – это самодвижущийся подводный аппарат цилиндрической формы, который движется за счет гребных винтов.

Несколько десятков лет торпеды были практически единственным оружием подводных лодок, ситуация изменилась только во второй половине XX века, когда субмарины превратились в плавучие стартовые площадки для баллистических и крылатых ракет.

В этом материале пойдет речь о весьма необычной ракето-торпеде «Шквал», которая стоит на вооружении ВМС России .

Немного истории

Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был.

Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 – это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей – миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.

Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами.

Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее.

После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны.

Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки.

В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Разработкой этого проекта занималась НИИ №24 (ГНПП «Регион»). Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.

В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом . Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС.

В России был произведен экспортный вариант – «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.

Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными.

Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде (вернее, об эффективности ее применения) весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.

Впервые общественность узнала о существовании в России уникальной скоростной торпеды после шпионского скандала, связанного с гражданином США Эдмундом Поупом, который якобы хотел вывести из России чертежи этого оружия.

Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто.

Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя. Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды.

Описание устройства и двигателя

«Шквал» имеет реактивный двигатель, он состоит из стартового ускорителя, который разгоняет торпеду, и маршевого двигателя, что доставляет ее до цели.

Маршевый двигатель торпеды - гидрореактивный прямоточный, для своей работы он использует металлы, реагирующие с водой (магний, литий, алюминий), а в качестве окислителя – забортную воду.

При достижении торпедой скорости 80 м/с около ее носовой части начинает образовываться воздушный кавитационный пузырь, что значительно снижает гидродинамическое сопротивление. Но одной скорости мало: на носу «Шквала» находится специальное устройство – кавитатор, через который происходит дополнительный наддув газов от специального газогенератора. Именно так образовывается кавитационная каверна, которая обволакивает корпус торпеды целиком.

«Шквал» не имеет головки самонаведения (ГСН), координаты цели вводят непосредственно перед запуском. Повороты торпеды осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора.

Преимущества и недостатки

Без сомнения, ракето-торпеда «Шквал» - это уникальное техническое изделие, над созданием которого работали специалисты различных областей знаний. Для ее создания понадобилось создавать новые материалы, конструировать двигатель, работающий на других принципах, изучать явление кавитации в применении к реактивному движению. Но является ли оружие со столько революционными характеристиками эффективным?

Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она и основная причина его недостатков.

К ним можно отнести следующие:

  • высокий уровень шума;
  • кавитационный пузырь делает невозможным управление торпедой и ее самонаведение;
  • малая дальность торпеды: на старых модификациях до 7 км, на новых ее увеличили до 13 км;
  • недостаточная максимальная глубина погружения торпеды (не более 30 м), это делает ее неэффективной для уничтожения подлодок;
  • низкая точность.

Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.

В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.

Эту концепцию можно сравнить с использованием снайперской винтовкой на поле боя, когда один точный выстрел с большой дистанции решает все.

Зарубежные аналоги

При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды».

По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять (в отличие от российской торпеды). Информации об этой торпеде в открытых источниках недостаточно.

Видео о торпеде «Шквал»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Скоростная подводная российская ракета Шквал с индексом ВА-111 является прямой и одой из главных угроз для американского или иного зарубежного флота в случае конфликта с отечественными ВМФ. Благодаря уникальным скоростным характеристикам торпеда способна с высокой вероятностью поражать все морские цели (как надводные, так и подводные).

История создания сверхзвуковой торпеды «Шквал»

История создания гиперзвукового подводного оружия началась во времена СССР и была вызвана несколькими факторами.

Советский флот не мог эффективно количественно соперничать с ВМФ США, поэтому требовалось создать компактный комплекс вооружения, который можно установить на большинство имеющихся надводных и подводных судов. Этот комплекс должен гарантированно поражать корабли противника на большой дистанции и в то же время быть недорогим в производстве. История создания торпеды включает несколько вех.

60 годы 20 века - начало опытных конструкторских работ по созданию комплекса торпеды с высоким поражающим эффектом и нестандартно высокой скоростью. По требованию Министерства обороны СССР новая торпеда должна быть недосягаема для средств защиты противника и поражать объекты врага на безопасном расстоянии.

Главный конструктор торпеды В.Г. Логвинович

Такой эффект должен быть достигнут за счет применения гиперзвуковой скорости, чего в морской среде добиться нелегко. Разработкой новой торпеды занялся НИИ № 24 и конструктор Г. В. Логвинович.

Сложность заключалась в новизне конструкции, так как до этого никто в мировой практике не пытался создать торпеду способную развить под водой скорости в сотни километров в час, советские торпеды были преимущественно парогазовыми и не обладали столь внушительной скоростью.

1965 год - первое ходовое испытание торпеды на озере Иссык-Куль и соответственно доведение торпеды до своих боевых характеристик. В качестве массового оружия уничтожения флота противника торпеда выглядит эффективнее, чем крылатая ракета, так как действуя в условиях водной среды может нанести существенный урон плавательному средству. Также торпеда несет больший боевой заряд и по существу единственная кто может эффективно поражать подводные лодки противника.

Когда проектировалась реактивная торпеда Шквал, конструкторы столкнулись с двумя основными требованиями - огромная скорость, которая должна быть достигнута за счет применения гиперзвука и универсальность торпеды для размещения, как на кораблях, так и подводных лодках. Для решения этих задач требовалось длительное время, чтобы доработать устройство торпеды Шквал, принятие ее на вооружение затянулось более чем на 10 лет.

1977 год - окончательное принятие на вооружение торпеды нового типа, получившей индекс ВА-111 «Шквал» — оружие на новых физических принципах. Принятие на вооружение ВМФ и дальнейшие испытания были продолжены и после 1977 года, и после распада Советского Союза. Боевая часть торпеды имеет массу в 210 кг и в первоначальном варианте несла ядерный заряд мощностью в 150 КТ. Только через год после принятия на вооружение принято решение об установке обычного заряда в боевую часть.

масса боевой части топеды

1992 год - создание варианта торпеды под индексом «Shkval-Э» как экспортной модификации. У данного варианта исполнения максимальная скорость была уменьшена по сравнению с отечественной за счет использования менее мощного реактивного двигателя. При этом в версии для зарубежных стран отсутствует возможность установки ядерной боевой части и поражения подводных целей.

Многие называют эту торпеду сверхзвуковой, однако данная характеристика не вполне объективна, так как под водой ракета-торпеда Шквал не развивает достаточной скорости для преодоления скорости звука, однако в сравнении со своими конкурентами ее скорость на несколько порядков выше.


Устройство торпеды Шквал в разрезе

Тактико-технические характеристики

Сверхзвуковая торпеда Шквал обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

Конструкция реактивной торпеды

Конструкция торпеды уникальна как для своего времени, так и для современности и имеет свои отличительные черты. До сих пор нет подтвержденных данных о создании действительно конкурентоспособной торпеды в иных государствах с подобным принципом действия.

Реактивный двигатель торпеды является главной отличительной особенностью данного изделия. Именно принцип действия на реактивной тяге позволяет развивать огромную скорость торпеды Шквал в 200 морских узлов, что делает торпеду неуязвимой для средств защиты противника, даже перспективных.

Устройство двигателя разделено на два - стартовый и маршевый.

Стартовый соответственно действует при старте и задает импульс по ускорению изделия в водной среде. Маршевый двигатель поддерживает заданную скорость в воде до достижения цели.

Также особенностью действия маршевого двигателя является использование забортной волы в качестве основного окислителя в сочетании с металлами - магнием, алюминием и литием. На обычных торпедах такой двигатель отсутствует и управление осуществляется посредством винтов в задней части торпеды;


Принцип кавитации при ускорении достигается за счет использования реактивного двигателя и резкого набора большой скорости. В результате этого вокруг корпуса образуется пузырь из воздушной оболочки, что уменьшает трение воды и позволяет поддерживать высокую скорость (до 80 м/с). При этом имеется и кавитатор, который поддерживает заданную скорость, который производит наддув газов посредством газогенератора. Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью.


Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты.

Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения.

Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт.

Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения. После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг.

Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника.

В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон.

Модификации

Помимо основной модификации разработка и модернизация данного вида оружия является одной из приоритетных задач для российских ВМФ, поэтому работы по совершенствованию торпеды продолжались даже в небогатые 90-е года. Выпущено несколько вариантов данной торпеды.

Шквал-Э - является экспортной версией торпеды, предназначенной для продажи в другие государства. В отличие от стандартной модификации такая торпеда не способна нести ядерный боевой заряд и поражать подводные цели противника. Также данная модификация обладает меньшей дальностью поражения.

Использование данной торпеды возможно лишь с пусковыми установками унифицированными с российскими/советскими кораблями, хотя и ведутся работы по изготовлению усовершенствованных версий под конкретного заказчика и его систему запуска.


Новая версия ракето-торпеды Шквал-Мполучила улучшенные характеристики в части дальности и массу боезаряда. Так боевая часть увеличена до 350 кг в тротиловом эквиваленте, а дальность действия торпеды увеличена до 13 км. Кроме того и в настоящее время продолжаются работы по модификации данной торпеды в части увеличения дальности поражения.


Зарубежные аналоги «Шквала»

В качестве аналога отечественной торпеды можно привести лишь изделие от немецких производителей под именем «Барракуда».

«Барракуда» - немецкий аналог торпеды Шквал

Принцип действия торпеды аналогичен российскому, однако, по словам разработчиков скорость еще выше за счет усиленного эффекта суперкавитации. Про остальные технические данные и характеристики объекта известий нет, хотя первое заявление о наличии такой торпеды датировано 2005 годом.

Многие страны ведут разработки своих аналогов такой торпеды, однако на данный момент ходовой и принятой на вооружение торпеды с сопоставимой скоростью не стоит на вооружении ни одной страны мира.


Достоинства и недостатки

Как и у любого вида вооружения у данной торпеды есть ряд достоинств и недостатков. К положительным чертам относится:

  • огромная скорость перемещения позволяет практически гарантированно пройти через любую систему защиты противника и поразить цель;
  • большой заряд боевой части позволяет поражать и наносить тотальные повреждения даже крупным кораблям класса авианосец. Заряд с ядерной боевой частью может одним залпом уничтожить целую авианесущую группу;
  • универсальность платформы , которая позволяет устанавливать торпеду, как в надводные корабли, так и на подводные лодки.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Создание ракето-торпеды начинается с постановления СВ №111-463 1960 года. Главный проектировщик ракето-торпеды – НИИ №24, сегодня известный как ГНПП «Регион». Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды:
- дальность применения до 20 километров;
- скорость на марше почти 200 узлов (100 метров в секунду);
- унификация под стандартные ТА.

Принцип применения «Шквала»
Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружение подводного или надводного объекта отрабатывают характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автопилот ракето-торпеды. Что примечательно – ГСН у подводной ракеты нет, она просто выполняет программу, которую задает ей автопилот. Вследствие этого ракету невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами.

Испытания скоростной ракетной торпеды
Испытания первых образцов новой ракето-торпеды начинаются в 1964 году. Испытания проходят в водах Иссык-Куля. В 1966 году начинаются испытания «Шквала» на Черном море, возле Феодосии с дизельной подлодки С-65. подводные ракеты постоянно дорабатываются. В 1972 очередной образец с рабочим обозначением М-4 не смог пройти полного цикла испытаний из-за неполадок в конструкции образца. Следующий образец, получивший рабочее обозначение М-5, успешно проходит полный цикл испытаний и постановлением совета министров СССР в 1977 году под шифром ВА-111 ракето-торпеда принимается на вооружение Военно-Морского Флота.

Интересно
В Пентагоне на конец 70-х годов в результате проведенных расчетов ученые доказали, что большие скорости под водой технически невозможны. Поэтому военное ведомство Соединенных штатов относилось к поступающей информации о разработках в Советском Союзе высокоскоростной торпеды из различных разведывательных источников как к спланированной дезинформации. А Советский Союз в это время спокойно завершал испытания ракето-торпеды. На сегодня «Шквал» признан всеми военными экспертами как оружие, не имеющее аналогов в мире, состоит почти четверть века на вооружении советско-российского ВМФ.

Принцип действия и устройство подводной ракеты «Шквал»
В середине прошлого столетия советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения - высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты. Используется инновация – подводное движение объекта в режиме развитого отрывного обтекания. Смысл данного действия – создается воздушный пузырь вокруг корпуса объекта (парогазовый пузырь) и вследствие падения гидродинамического сопротивления (сопротивления воды) и применения реактивных двигателей, достигается требуемая подводная скорость движения, превышающая в разы скорость самой быстрой обычной торпеды.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стали возможны благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:
- движения тел при развитой кавитации;
- взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
- устойчивости движения при кавитации.
Исследования по кавитации в Советском Союзе начинают активно прорабатываться в 40-50-х годах в одном из филиалов ЦАГИ. Руководил данными исследованиями академик Л.Седов. Принимал активное участие в исследованиях и Г.Логвинович, ставший позже научным руководителем в разработке теории и прикладных решений по вопросам гидродинамики и кавитации применительно к ракетам, использующим для движения принцип кавитации. Как итог данных работ и исследований советские конструкторы и ученые нашли уникальные решения для создания подобных высокоскоростных подводных ракет.

Для обеспечения высокоскоростного подводного движения (около 200 узлов) требовался и высокоэффективный реактивный двигатель. Начало работ по созданию такого двигателя - 1960-е годы. Они проходят под управлением М.Меркулова. Завершает работы в 70-х годах Е.Раков. Параллельно с созданием уникального двигателя проходят работы по созданию уникального топлива для него и конструкции зарядов и производственных технологий для их массового изготовления. Двигательной установкой становится гидрореактивный прямоточный двигатель. Для работы используется гидрореагирующее топливо. Импульс данного двигателя был в три раза выше современных ракетных двигателей того времени. Он достигался применением забортной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы. Кроме того, для высокоскоростной подводной ракеты создавали и автономную систему управления, которая была создана под управлением И.Сафонова и имела переменную структуру. АСУ использует инновационный способ управления подводным движением ракето-торпеды, он обусловлен наличием каверны.

Дальнейшее развитие ракето-торпеды - увеличение скорости движения, становится затруднительным из-за значительных нагрузок гидродинамического типа на корпус изделия, а они вызывают нагрузки вибрационного типа на внутренние элементы аппаратуры и корпуса.

Создание ракето-торпеды «Шквал» потребовало от конструкторов быстрого освоения новый технологий и материалов, создание уникальной аппаратуры и оборудования, создание новых мощностей и производств, объединения различных предприятий многих отраслей промышленности. Руководство всем осуществлял министр В.Бахирев со своим заместителем Д.Медведевым. Успех отечественных ученых и конструкторов и воплощение новейших теорий и неординарный решений в первой в мире высокоскоростной подводной ракете явилось громадным достижением Советского Союза. Это открыло возможность для советско-российской науки успешно развивать данное направление и создавать перспективные образцы новейшего оружия с высочайшими характеристиками движения и поражения. Высокоскоростные подводные ракеты кавитирующего типа имеют высокую боевую эффективность. Она достигается за счет огромной скорости движения, что обеспечивает максимально короткое время достижения ракеты цели и доставки к ней боевой части. Использование ракетного вооружения под водой, без ГСН, существенно затрудняет противнику осуществить противодействие данному типу вооружения и позволяет использовать его в арктическом районе подо льдами, т.е., полностью сохраняет положительные стороны обычных ракет. Ракето-торпеды «Шквал» после принятия на вооружение существенно повысили боевой потенциал ВМФ Советского Союза, а после и Российской Федерации. В свое время создают экспортную модификацию высокоскоростной подводной ракеты «Шквал» - «Шквал-Е». Экспортный вариант поставлялся в ряд дружественных государств.

Дополнительная информация – иранский «Шквал»
В 2006 году Иран проводит учения в Оманском и Персидских заливах, которые вызывают «возмущения» в военных кругах НАТО. А после испытаний высокоскоростной подводной ракеты Пентагон не на шутку встревожился и был готов к применению «акции устрашения». Но вскоре появляется информация, что иранские высокоскоростные подводные ракеты «Hoot» - копия советской «Шквал». По всем характеристикам и даже внешнему виду это российская ракето-торпеда «Шквал». Из-за малой дальности ракету не относят к наступательному виду вооружения. Но применение её в Оманском и Персидских заливах будет для Ирана очень эффективным из-за достаточно небольших размеров проливов. Данное вооружение позволит полностью блокировать выход из Персидского залива, а ведь через него проходит большая часть нефти из региона. По мнению некоторых военных экспертов советско-российская ракета «Шквал» попала в Иран из КНР. Китай получил «Шквал» от Советского Союза еще в 90 годах.

Основные характеристики:
- масса 2.7 тонны;
- калибр – 533.4 мм;
- длина 800 сантиметров;
- дальность до 13 километров;
- маршевая глубина 6 метров;
- возможная глубина старта до 30 метров;
- вес БЧ не меньше 210 килограмм.

«Шквал» может быть обеспечен боеголовкой с ядерным зарядом (вес ядерной БЧ – 150 кг), что переводит «Шквал» в класс тактического ядерного вооружения.

В настоящее время подводная ракета «Шквал» в ВМФ РФ не используется.