Организация и обеспечение отдыха оздоровления детей. Отдых и оздоровление детей

Отдых и оздоровление детей

Отдых и оздоровление детей - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей , охрану и укрепление их здоровья , профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом , формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»).

Учреждения

Учреждения - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря - пионерскиe лагеря , детскиe лагеря , летниe лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей (нa каникулax etc.) и их оздоровления (ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).

В результате изменений в социально-экономическом и политическом устройстве России в начале 90-х годов бывшие пионерские лагеря , уцелевшие в ходе приватизации и экономического кризиса в стране, постепенно преобразовывались в организации отдыха и оздоровления детей. Окончательно юридическое оформление преобразований и создание новой социальной сферы закреплено федеральным законом № 170-ФЗ от 21 декабря 2004 года, внесшим в федеральное законодательство понятия отдых и оздоровление детей и «организации отдыха и оздоровления детей», куда входят и «учреждения отдыха и оздоровления детей».

Сфера отдыха и оздоровления детей в России сегодня

В начале XXI века в России ежегодно открывалось более 50 тысяч учреждений отдыха и оздоровления детей, значительную часть которых представляли лагеря с дневным пребыванием учащихся на базе образовательных учреждений. Число загородных стационарных лагерей для детей неуклонно сокращалось, за семь лет (2001−2006 годы) было закрыто 816 загородных лагерей. Только за 2007 год сеть загородных лагерей сократилось на 200 учреждений. Вместе с тем, ежегодно более 10 млн детей школьного возраста пользуются услугами этих учреждений, а общий денежный оборот учреждений и организаций отдыха составил в 2007 году не менее 32 млрд.рублей. Значительную роль в финансировании учреждений играет Фонд социального страхования Российской Федерации , на средства которого ежегодно отдыхает более 5 млн детей в возрасте от 7 до 15 лет. С 2008 года планируется введение Национального стандарта ГОСТ-Р «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». Одновременно в стране открываются и начинают функционировать частные детские лагеря отдыха. Независимые компании выкупают у предприятий бывшие «ведомственные» детские лагеря и на их базе строят новые современные оздоровительные комплексы для детей. В частном лагере каждый год меняется развивающая программа, на смену стандартному размещению по 8-10 человек в комнате, а душ и туалет - в конце коридора, в частном лагере для детей предусмотрено элитное размещение - по 2-3 человека в комнате, удобства в комнате, телевизор, евроремонт номеров, высокоскоростной интернет, меню с учетом С-витаминизации и йодирования продуктов, модная анимация вместо КВНа и костра. Но нахождение ребёнка в таком лагере обходится родителям недёшево. С наступлением XXI века все большую популярность также приобретают формы семейного отдыха с детьми. По аналогии с семейными детскими садами отдельными родителями и группами энтузиастов создаются летние лагеря для детского отдыха на природе. Изначально семейнные лагеря организовывались религиозными общинами - христианскими и еврейскими - руководство общины подбирало место для летнего отдыха, там разбивали палаточный лагерь, родители в складчину оплачивали проживание и питание, а специально обученные педагоги занимались с детьми, в соответствии со своим вероисповеданием. Сегодня в России функционируют и вполне светские семейные лагеря, где дети не только отдыхают и набираются здоровьем, но и принимают участие в разнообразных образовательных и творческих развивающих программах.

Отдых и оздоровление детей за рубежом

В Западной Европе, США и Канаде дети отдыхают в летних лагерях . Как правило, такие лагеря частные, хотя в некоторых странах существует и развитая сеть муниципальных лагерей. Частные лагеря принимают детей из разных стран: главной целью пребывания в них считается погружение в новое культурное пространство и языковую среду в сочетании с активным отдыхом . В школьной программе за рубежом изучению иностранных языков уделяется значительно больше внимания, чем в России. Степень экономической и культурной интеграции на Западе очень высока, поэтому свободное владение 2-3 языками отнюдь не роскошь, а жизненная необходимость. Лагеря рассчитаны на любой кошелек: есть и престижные, дорогие с собственными конюшнями и бассейном. а есть и вполне демократичные, стоимость пребывания в которых не слишком отличается от российских лагерей. Программа пребывания продумана до мелочей, у каждого лагеря своя собственная программа и профильная направленность.

  • Международный языковой лагерь или Международный лингвистический лагерь

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отдых и оздоровление детей" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «отдых» Отдых: Отдых времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Отдых (платформа в Московской области) пассажирская железнодорожная платформа… … Википедия

    Популярный термин, доступный пониманию в наиболее широкой массе общества, в котором предельно обобщаются цели, направленные: 1 на развитие здоровья человека в целом (см. Здоровье человека), 2 на профилактику заболеваний (см. Профилактика), 3 на… … Википедия

    Отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа… … Официальная терминология

    ОТДЫХ - ОТДЫХ, понятие, обычно противополагаемое работе, труду и обозначающее состояние недеятельности, покоя, либо же такого рода деятельности (занятия, игры, развлечения, спорт), которая способствует восстановлению затраченной в процессе проф. труда… …

    Оздоровительный лагерь – оздоровительная организация (учреждение внешкольного воспитания и обучения) для детей с обеспечением учебно воспитательного процесса круглогодичного или сезонного функционирования с дневным или круглосуточным… … Википедия

    Детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно оздоровительные лагеря, оборонно спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и… … Википедия

    Учреждения отдыха и оздоровления детей детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно оздоровительные лагеря, оборонно спортивные лагеря … Википедия

    ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - тоды и организация работы по ОЗДиП определяются общей системой здравоохранения и просвещения в СССР. История ОЗДиП. В дореволюционный период первые слабые зачатки государств. мероприятий появляются в непосредственной связи с ростом рабоч.… … Большая медицинская энциклопедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Каникулы период, свободный от учёбы или основной деятельности (школьные каникулы … Википедия

Книги

  • Программа Летний отдых и оздоровление дошкольников первые шаги к инклюзии с 3 до 8 лет , Матвеева Н.. Программа"Летний отдых и оздоровление дошкольников: первые шаги к инклюзии"может быть использована как при работе на летней загородной базе, так и в городских условиях. Данная программа…

"...организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления;..."

Источник:

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)

  • - "...детский сад присмотра и оздоровления;..." Источник: Приказ Минобрнауки РФ от 27.10...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - оздоровительное учреждение с регламентированным режимом отдыха, предназначенное для практически здоровых людей. Первый Д. о. в СССР был организован в Петрограде в мае 1920 по инициативе В. И. Ленина...

    Большая Советская энциклопедия

  • - оздоровительное учреждение, предназначенное для отдыха практически здоровых людей в благоприятных климатических, ландшафтных и санитарно-гигиенических условиях...

    Большой медицинский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "...учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей...

    Официальная терминология

  • - оздоровительное учреждение, предназначенное для практически здоровых людей. 1-й дом отдыха организован в Петрограде в 1920...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - д"ом "...

    Русский орфографический словарь

  • - См. МУЖ -...
  • - См. МУЖ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. угол., арест. Шутл.-ирон. 1. Тюрьма; исправительно-трудовое учреждение. ББИ, 69; Росси 1, 103; Балдаев 1, 113. 2. Штрафной изолятор в колонии. Мильяненков, 115. 3. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Школа, техникум. ...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 28 без остановки без передыху без передышки без перемежки без устали без устатку без утиху безостановочно безотдышно безустанно безутишно ...

    Словарь синонимов

"Организации отдыха детей и их оздоровления" в книгах

№ 128 Приказ МВД СССР № 0154 «Об организации специальных подразделений для оздоровления физического состояния заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД»

Из книги ГУЛАГ (Главное управление лагерей), 1917-1960 автора Кокурин А И

№ 128 Приказ МВД СССР № 0154 «Об организации специальных подразделений для оздоровления физического состояния заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД» 27 мая 1946 г. Секретног. МоскваВ целях проведения систематических мероприятий по

Пример 5. Расходы на открытие и годовое обслуживание лицевых счетов сотрудников организации, открытых в системе банковских карт для перечисления заработной платы сотрудников (работников) с расчетного счета организации учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 5. Расходы на открытие и годовое обслуживание лицевых счетов сотрудников организации, открытых в системе банковских карт для перечисления заработной платы сотрудников (работников) с расчетного счета организации учтены при определении налоговой базы по налогу на

Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания

Из книги Избранные труды автора Щедровицкий Георгий Петрович

Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания 1. В последнее время постоянно отмечается, и совершенно справедливо, что процессы воспитания детей, в частности процессы нравственного воспитания, изучаются значительно меньше, чем процессы обучения

Организации поддержки внебрачных детей

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Организации поддержки внебрачных детей Впрочем, забота о демографии и матерях-одиночках не ограничивалась отдельными министерскими указами. Не дожидаясь завершения затянувшихся дискуссий, партийные органы сами решили оказывать помощь матерям-одиночкам и их детям.

Глава 3 Дома отдыха ЦИК/СНК в Крыму после окончания Гражданской войны. Дом отдыха ВЦИК № 2 имени Карла Маркса

Из книги Госдачи Крыма. История создания правительственных резиденций и домов отдыха в Крыму. Правда и вымысел автора Артамонов Андрей Евгеньевич

Глава 3 Дома отдыха ЦИК/СНК в Крыму после окончания Гражданской войны. Дом отдыха ВЦИК № 2 имени Карла Маркса Данное повествование об истории создания и функционирования домов отдыха ВЦИК в Крыму стоит начать с того, как именно и в какой последовательности принимались

7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах

Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

7.7. Общие принципы организации лечения и оздоровления на курортах Результат высокого профессионального уровня врачей, умелых рук массажистов и экспертов в сфере эстетики – все это используется с целью помочь гостям курортов обрести состояние гармонии и

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2005 года) автора Брызгалин Аркадий Викторович

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента-организации, плательщика сбора-организации или налогоплательщика-индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 1. Нормативные акты министерств

автора Автор неизвестен

Статья 172. Продление финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации по ходатайству органа местного самоуправления Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 174. Погашение требований кредиторов в ходе финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации 1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в любое время до окончания финансового

Глава 22. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

автора Автор неизвестен

Глава 22. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

Из книги Семейный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов 1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего

автора Законы РФ

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)1. Приостановление

15. Приверженность к организации и факторы ее формирования. Типы приверженности организации. Формальные и неформальные группы внутри организации

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

15. Приверженность к организации и факторы ее формирования. Типы приверженности организации. Формальные и неформальные группы внутри организации Факторы приверженности к организации, по мнению Д. Шульца и С. Шульца:1) обогащение содержания работы;2) автономность труда,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ВАХТАНСКИЙ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ "ДРУЖБА"

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

Отчет по организации отдыха и оздоровления детей

р.п. Вахтан 2014г.

Организация полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков во время летних каникул – одно из приоритетных направлений деятельности Вахтанского Детско – юношеского центра.

С 1 июня 2014 года на базе МБОУ ДОД Вахтанский Детско-юношеский центр был открыт летний оздоровительно-образовательный лагерь отдыха "Дружба" с дневным пребыванием детей, который в течение 1 лагерной смены (с 01.06.2014г.-21.06.2014г.) отдохнуло 100 человек.

Деятельность летнего лагеря осуществлялась в соответствии с основными нормативными документами. Количественный и возрастной состав детей, желающих посещать лагерь, определялся на основе изучения интересов и потребностей детей и их родителей. Основной состав лагеря – дети в возрасте 6-14 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществлялась в 4-х разновозрастных отрядах.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации летних оздоровительно-образовательных лагерей, были соблюдены все санитарно-гигиенические требования нормы. Лагерь был обеспечен игровым (настольные игры, пазлы, лото, шашки и др.), спортивным оборудованием (мячи, обручи, скакалки и др.), отряды обеспечены необходимыми материалами для работы (бумага, альбомы, цветная бумага картон, краски, клей, нитки, ленты, пластилин и др.)

В летнем лагере отдохнули дети следующих категорий:

Всего детей

Дети из малоимущих семей

Дети из многодетных семей

Дети безработных граждан

Дети из приемных семей, находящихся на патронатном воспитании

ВШК

Дети из семей одиноких родителей

Дети – инвалиды

Кадровое обеспечение:

Штатное расписание включало в себя нач. лагеря, старшую вожатую, 7 педагогов-воспитателей, тренера по спорту, мед.работника, тех. служащих, вахтера, электрика, работников столовой(3 человека).

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

Педагогический коллектив нашего лагеря – это опытные педагоги, обладающие психолого-педагогическими знаниями и имеющие большой педагогический опыт:

Всего педагогов, работавших в 1 смену летнего оздоровительного лагеря "Дружба"

Стаж работы с детьми

10-15 лет

15-20

Лет

20-35

лет

Высшая

Первая

Вторая

Обучение кадров проводилось на педагогических советах, семинарах, методических днях.

Кроме работников лагеря, включенных в штатное расписание, с нами сотрудничали привлеченные специалисты: работники полиции, работник этнографического музея п. Вахтан, работники Вахтанской детской библиотеки.

Для работы лагеря были оборудованы 4 игровых помещения, Имеется спортзал (необходимое спортоборудование), спортивная площадка, актовый зал для проведения массовых мероприятий. Организовано трехразовое питание в школьной столовой на 115 посадочных мест.

Педагогический коллектив лагеря ставил следующую цель:

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

  • создать условия для полноценного оздоровления и отдыха детей, их социального становления, духовного, физического и нравственного развития;
  • Обеспечить безопасность детей в период лагерной смены.

Развивающие

  • развивать интерес истории родного края, прикладному творчеству;
  • формировать гражданскую позицию и патриотические чувства у подрастающего поколения; ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
  • развивать самостоятельность, инициативу, наблюдательность учащихся;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • создавать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка, в том числе его творческих способностей.

Обучающие:

  • содействовать приобретению дополнительных практических знаний и навыков в труде, спорте, краеведении;
  • формировать у учащихся устойчивый интерес к родному краю;
  • формировать мировоззренческие и поведенческие навыки здорового образа жизни.

Воспитательные

  • воспитывать чувство патриотизма (любовь к Отечеству, к родному краю);
  • воспитывать отзывчивость;
  • воспитывать всесторонне развитую личность;
  • воспитывать ответственность за сохранение окружающей среды;
  • вырабатывать положительные навыки поведения в обществе;
  • воспитывать у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Оздоровительные:

способствовать оздоровлению и физическому развитию учащихся.

Программа включала в себя разноплановую деятельность и объединила различные формы оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего лагеря дневного пребывания.

В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно – ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере дети становятся участниками увлекательной, полной приключений жизни в «Веселой деревеньке» Каждый день ребят ждут увлекательные приключения и открытия на тропинках родного края. Тематика маршрутов очень разнообразная и соответствует индивидуальным интересам и запросам участников смены.

В процессе этих «путешествий» мы старались сформировать, систематизировать и расширить представления об истории и природе родного края, обычаях народных праздников, об окружающем мире, природных явлениях; развивать интерес к самопознанию и расширению своей интеллектуальной сферы; воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим людям.

Для быстрейшего внедрения детей в активную деятельность использовались интересные, нестандартные формы работы через коллективно - творческую деятельность, используя стиль и лексику тематической смены.

Конечно, интересно и с пользой организовать свободное время ребят – проблема не из простых. Искать и находить приемлемые решения, наилучшие формы организации свободного времени – сегодня одна из актуальных задач педагогов.

Каждая минута свободного времени в лагере была проведена с пользой для себя и окружающих. Этому способствовал рационально спланированный режим дня. Четкое соблюдение режима и гигиены было подчинено заботе об укреплении здоровья детей. Совместно с мед.работником, входившим в штат лагеря, была разработана программа «Как стать Неболейкой». Программа предусматривала комплекс закаливающих и профилактических мероприятий, ежедневный мед.осмотр, с-витаминизацию, гигиенические мероприятия, контроль за организацией питания и соблюдением режима дня.

Для пропаганды здорового образа жизни на информационном стенде был оформлен Уголок здоровья, где помещены статьи из средств массовой информации («Клещевой энцифалит», «О вреде курения», «О вреде наркомании»). Также на информационном стенде представлены ежедневное меню, режим дня лагеря, в который включены кружковые занятия, отдых и различные мероприятия. Эта информация периодически менялась. Дети с интересом знакомились с содержанием стенда.

Уделяя большое внимание требованиям физической безопасности, мы не забыли и о психологической безопасности. Многие дети, посещающие лагерь, находятся дома в некомфортной обстановке, где родители злоупотребляют спиртными напитками, курят, используют нецензурные выражения. В таких семьях часто случаются скандалы, родители угрожают своим детям. Задачей педагогического коллектива было создание в лагере благоприятной комфортной обстановке, где каждый ребенок чувствовал заботу и любовь со стороны взрослых. С детьми были проведены занятия для сплочения детского коллектива, развития группового взаимодействия и создание атмосферы комфортности. Для профилактики конфликтных ситуаций с детьми проводились ролевые игры. Положительным моментом этих занятий стало меньшее количество конфликтов или их доля была совсем незначительной, а примирение наступало очень быстро.

Большое внимание уделялось оздоровлению и физическому развитию воспитанников. В штат лагеря входит тренер по спорту, имеющий высшую квалификационную категорию, большой стаж работы. Тренер по спорту совместно с педагогами и мед.работником разработали план спортивных мероприятий. Организационными формами работы по физической культуре в лагере являются: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, спортивные мероприятия, активный отдых (самостоятельная двигательная деятельность детей) Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 – 15 минут: (В этом году хорошая погода позволила проводить зарядку на свежем воздухе. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания,- создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включали все основные физические элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствовали созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а так же еще и воспитанию дружбы.

Педиатрической службой Вахтанской больницы все ребята были допущены к занятиям спортом. Работа по физическому воспитанию планировалась и проводилась с учетом возрастных особенностей и возможностей детей под контролем мед.работника.

Реализация программы осуществлялась по следующим направлениям:

Направления

Задачи

Формы работы

Патриотическое

Воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение друг к другу, к старшему поколению, к людям разной национальности, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Экскурсии,

конкурсы,

игры,

беседы

Краеведческое

Воспитывать любовь к родному поселку, развивать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям своей "малой родины".

Экскурсии,

конкурсы,

игры,

беседы,

встречи с интересными людьми.

Оздоровительное

Воспитывать ответственность к своему здоровью

Ежедневный мед.осмотр,

утренняя зарядка,

беседы о вредных привычках, о клещевом энцефалите, о личной гигиене,

организация питания детей,

влажная уборка, проветривание помещений,

с-витаминизация,

закаливание,

дневной сон,

подвижные игры.

Спортивное

Развивать двигательную активность, укрепляя защитные силы организма.

игры на свежем воздухе,

веселые старты,

спартакиады, турниры,

закаливание.

Беседы о ЗОЖ

Художественно-эстетическое

способствовать приобщению воспитанников к народному творчеству и искусству.

Беседы,

обсуждения книг, фильмов,

конкурсы рисунков, стихов.

Творческое

Способствовать творческому развитию детей и их инициативе,

развивать способности детей через новую позицию – признание самоценности каждого ребенка.

Занятия в творческих объединениях лагеря,

конкурсы,

викторины,

театрализованные представления,

заочные экскурсии,

концертные выступления

Игра – дело серьезное

(игровое)

Развивать интерес к играм

Игры спортивные игры разных народов,

русские народные игры интеллектуальные игры

Досуг

(досуговое)

Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.

Организовать полезный, познавательный, здоровьесберегающий досуг

Отрядные дела,

Участие в мероприятиях лагеря.

Дни рождения

Экологическое

Воспитание у молодого поколения любви к природе родного края.

Экскурсии на природу (в парк),

викторины,

конкурсы,

игры

компьютерная презентация

Профилактика правонарушений и несчастных случаев

Воспитывать в детях уважение к закону, чувство ответственности за свои поступки.

Обучать основам безопасности жизнедеятельности,

Профилактические беседы по профилактике правонарушений среди детей.

Инструктаж по ТБ,

Инструктаж по профилактике травматизма и несчастных случаев,

Инструктаж про ПБ,

Эвакуация участников лагерной смены в случае пожара (тренировка),

пропускной режим,

участие в конкурсной программе "Красный, желтый, зеленый".

Трудовое

Воспитывать уважение к труду, ответственность за чистоту на территории лагеря.

Трудовые десанты, дежурство в столовой,

дежурство по лагерю и в отрядах,

уход за клумбами.

Ежедневно на утренней линейке детям сообщалась информация о предстоящих мероприятиях на этот день, а на вечерней линейке подводились итоги и вручались призы.

Анализ мероприятий:

Невозможно представить себе лагерь без культурно – досуговых мероприятий. Каждый день для детей и подростков поводились разнообразные праздники, развлекательно - познавательные программы, викторины, игры – путешествия и экскурсии.

Патриотическое: "Я – гражданин России"

Традиционными для нашего лагеря стали мероприятия, посвященные символам Российской Федерации. На интеллектуальной игре «Колесо истории» ребята познакомились с историей символов РФ, Нижегородской области и Шахунского района.

«Не погаснет свеча памяти» -под таким названием накануне 22 июня прошел Митинг у памятника погибшему солдату. Работник Вахтанской библиотеки Пирогова Е.Г. и работник музея п. Вахтан Стародубова С.А. провели беседу, посвященную памяти павших в ВО войне. Дети и взрослые со свечами в руках почтили память погибших минутой молчанья и возложили цветы к памятнику воинам Вахтанцам.

Продолжением этой темы стал муз. конкурс "Песни военных лет" , который проходил в виде небольшого концерта, где каждый отряд исполнил песню военных лет. Продолжением конкурса стала игра «Угадай мелодию» (по данной теме). Лучше всех песни военных лет знает 1 отряд, который и занял первое место в этом конкурсе.

Оздоровительное:

«Путешествие на поезде «Здоровья»

Цель: Пропаганда ЗОЖ

Мероприятие состояло из 2-х частей:1 – путешествие на поезде «Здоровья» и 2 – спортивная программа « Мы – здоровые ребята».

Дети посетили станции «гигиеническая», «Витаминная», «Спортивная».

На «Гигиенической» станции ребята познакомились с правилами гигиены одежды, рук, зубов; на «Витаминной» - с витаминами, которые содержатся в продуктах питания (овощи, фрукты), отгадывали загадки на эту тему; на «спортивной» встретились со «Спортиком», отгадали его загадки и соревновались в прыжках на скакалке, в конкурсе «Самый меткий стрелок» - кидали мяч в цель, крутили обруч. В результате этого конкурса мы узнали, что 4 отряд был самым спортивным и дружным.

Ежедневно с детьми на спортивной площадке проводились подвижные игры.

Подвижные игры ориентированы на активизацию двигательной деятельности. Мы использовали их на утренней гимнастике, на прогулке, во время досугов и праздников. Подбирая игры, учитывали индивидуальные особенности ребят, их возраст, степень двигательной активности, уровень двигательных умений, место проведения игры .

Спортивное:

«Эстафеты умений». Мероприятиевключало в себя различные спортивные конкурсы и эстафеты, в которых дети имитировали действия людей различных профессий и повадки животных.Дети с удовольствием участвовали в этом мероприятии и легко справлялись со всеми заданиями.

«Деревенский игровой круг». Игра заключалась в том, чтобы количество стартовавших участников сохранилось на финише.

Мероприятие включало в себя проведение 6 подвижных игр, которые развивали внимательность, скорость, воспитывали коллективизм и чувство уверенности в себе.

«Молодецкие забавы». Эти соревнования включали в себя задания для мальчишек интеллектуального и спортивно-игрового характера.

Игра была интересна детям, все получили массу положительных эмоций.

«Богатырская застава» заключалась в том, чтобы команда одного отряда, пройдя ряд испытаний через «Богатырскую заставу», захватила флаг другого отряда. Игра развивала смелость, ловкость, силу. Воспитывала выдержку, находчивость, стойкость при выполнении трудностей. Дети с восторгом преодолевали «богатырскую заставу», особенно когда шел бой подушками. Интересно было как участникам игры, так и зрителям.

«Час спортивных затей» включал в себя конкурсы и эстафеты с такими названиями, как: «А вам слабо?», « Веселые мячи», «Мы - спасатели, мы - строители», «Третий не лишний», «Серпантин» и др. В соревнованиях участвовали дети младшего возраста. Дети закрепили полученные ранее умения и навыки и ушли домой с массой положительных эмоций.

«Русские богатыри» В конкурсе принимали участие ребята старшего возраста. Каждый должен был показать смекалку и сноровку и выступал в личном зачете.Болельщики услышали свист Соловья - разбойника, увидели бой Ильи Муромца со змеем Горынычем, жонглирование палицей, метание копья… . Дети с восторгом аплодировали победителям и выразили пожелание тоже стать «русскими богатырями».

«Деревенская Спартакиада», «Состязания футболистов» и «Малая Зарница » - традиционные мероприятия для нашего лагеря, неизменно пользующиеся большой популярностью у воспитанников.

Эстетическое:

В рамках реализации этого направления, в нашем лагере проводилась традиционная работа: конкурсы рисунков, стихов, оформление отрядных и общелагерных стендов.

Совместно с детской библиотекой проводились конкурс рисунка на асфальте по сказкам Пушкина. Ребята очень старались, все отряды за этот конкурс получили высший балл.

Тему родного поселка продолжил конкурс стихов "Поселок мой ", организованный совместно с музеем и с детской библиотекой. Ребята разучили стихи поэтов – земляков о родном крае – своей малой родине. Чувствовалось, что дети гордятся своим поселком, его жителями – своими земляками. Надеемся, что они смогут пронести это чувство через всю жизнь.

" Деревенская краса " - (для девочек) – традиционное мероприятие для нашего лагеря. Конкурс оценивался по следующим критериям: самая длинная коса, танец, песня, хорошие манеры, эрудиция, творчество и рукоделие. Девочки прекрасно справились со всеми заданиями и были награждены небольшими подарками, цветами и аплодисментами зрителей. Первое место и звание Красы «Веселой деревеньки» заняла Исанбаева Виктория, удивившая всех изготовлением заколок для волос в стиле «канзаши».

Насыщенным и интересным для наших воспитанников был конкурс рисунков на асфальте " Веселый Светофорик ", который помог закрепить полученные ранее знания по ПДД.

Совместно с детской библиотекой проводились конкурс рисунка на асфальте по сказкам Пушкина. Ребята очень старались, все отряды за этот конкурс получили высший балл.

В этом году наши ребята встретились с «высоким искусством». Концерт Нижегородской филармонии , который проходил в форме урока музыки очень понравился детям. Они внимательно слушали, с удовольствием отвечали на все вопросы и даже подпевали артистам.

Творческое:

Это одно из важнейших направлений программы. Педагоги старались создать все условия для реализации этого направления. Большое внимание отводилось выявлению творческих способностей и наклонностей учащихся, вовлечению их в разнообразную творческую деятельность. Все мероприятия носили практический характер.

Ребята очень ответственно готовились к открытию и закрытию лагеря, с удовольствием принимали участие во всехколлективно-творческих делах лагеря, в конкурсах на лучший отряд, лучшую отрядную комнату, в выставке поделок (работа творческих объединений).

«Игра – дело серьезное!»:

Под таким девизом в нашем лагере проходят все игровые мероприятия, нацеленные на развитие интеллекта, способствующие физическому здоровью воспитанников.

Комплекс игр, разработанный перед началом лагерной смены(на знакомство, на выявление лидеров, на сплочение детского коллектива), очень помог педагогам.

С большим интересом ребята участвовали в интеллектуальных играх, как:

"Ветер надежд " (вопросы по истории, биологии, литературе родного края»

Викторина "В гостях у А.С. Пушкина " определила лучших знатоков произведений великого русского поэта.

Общелагерная игра «Деревенское подворье» состояла из 2 частей: познавательной и игровой.

В первой части программы ребята показали свои знания о повадках, характере, особенностях содержания домашних животных. Во второй части (подвижная игра) «сажали и поливали огород», «убирали урожай», чтобы можно было «зимой прокормить животных».

«Деревенские потешки» (развлекательная программа)

Задачи:

Через игру познакомить ребят с бытом «деревенского народа»,

Развивать ловкость, быстроту, реакцию,

Воспитывать чувство коллективизма.

Неожиданными были названия, которые дети придумали для своих отрядов: «Лапоть», «Лукошко», «Земляничный», «Черничный». Ребята соревновались в исполнении «чайных частушек», в « повязывании косынок», в «заплетении косы», «прикреплении хвоста нерадивой корове», в «дойке коровы», «петушиных боях», отгадывании загадок, «сборе грибов», в соревновании «лучших наездников». Первое место поделили 3 и 4 отряды («Лапоть» и «Лукошко»)

Турнир смекалистых "Мудрая сова приглашает " была подготовлена и проведена по аналогии с теле-игрой " Что? Где? Когда?». Вопросы отражали тему краеведения. Ребята прекрасно справились со всеми заданиями, а лучшие получили приз (сувенир «Мудрая сова», изготовленный на занятиях кружка «Мастерица».

В прошлом году кроме традиционных интеллектуальных и спортивных игр мы знакомили наших ребят с русскими народными игами (учили их играть в лапту, в чижа, в Хали-Хало). В этом году дети познакомились с играми других народов, проживающих в РФ.

Досуг:

Это направление напрямую связано с другими направлениями программы. В него входили отрядные дела, участие в мероприятиях лагеря, дни рождения.

Тайны природы:

Воспитание у молодого поколения бережного отношения к окружающему нас миру, к природе родного края всегда было одним из самых важных в работе нашего ДЮЦ. Совместно с работниками детской библиотеки был составлен план работы, в который входили интересные обзоры литературы, презентации и экскурсии на природу. Во время "экологических" экскурсий наши дети знакомились с лекарственными растениями, учились их собирать и применять при необходимости, запоминали ядовитые растения и меры профилактики отравлений, особенно грибами. Учились защищаться от укусов кровососущих насекомых, узнали как применять правила защиты от укуса энцефалитного клеща, пчелы, осы, как вести себя при встрече со змеёй.

В течение лагерных смен велась работа в творческом объединении «Природа и мы», возглавляемом педагогом дополнительного образования Королевой Н.Б. Ребята, посещающие занятия этого кружка, вели наблюдение за природой, собирали природный материал и воплощали свою фантазию в изготовлении поделок.

Профилактика правонарушений и несчастных случаев:

В целях профилактики чрезвычайных ситуаций и охраны жизни детей в летний период был проведен ряд мероприятий:

Вводный инструктаж;

Инструктаж по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми;

Инструктаж по безопасности труда на рабочем месте;

Инструктаж по пожарной безопасности.

Ежедневно с детьми в отрядах проводились следующие инструктажи:

1.Инструкция о порядке действий в условиях террористических актов и иных чрезвычайных ситуациях

2. Инструкция по правилам безопасности

при проведении спортивных мероприятий

3.Инструкция по правилам безопасности при работе на пришкольном участке

4. Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах

5.Инструкция по правилам электробезопасности

6. Инструкция по правилам дорожно-транспортной безопасности

7.Инструкция по правилам безопасности на реках и водоемах

8. Инструкция по электробезопасности при работе с бытовой радиоаппаратурой

9 Инструкция по правилам безопасности при обнаружении неизвестных лиц или предметов на территории лагеря.

10.Инструкция по правилам поведения в экстремальных ситуациях

11.Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.

12. Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий.

13.Инструкция по ТБ во время прогулок, туристических походов, экскурсий

14.Инструкция по правилам безопасности во время жары.

15. Инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими предметами

16.Инструктаж по ТБ при работе с клеем .

Профилактические беседы о правонарушениях несовершеннолетних (осуществлялись работниками полиции).

«Что нужно знать о пожаре". Данное мероприятие включало в себя беседу об истории возникновения ПЧ в России, затем дети отвечали на вопросы викторины.

На информационном стенде и в отрядных уголках была размещена информация по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, ОБЖ.

Пропускной режим осуществлялся вахтером, который вел журнал регистрации посетителей.

В связи с увеличением несчастных случаев на дорогах в нашем лагеребыла проведена большая работа попрофилактике безопасности дорожного движения:

Беседа-викторина "Правила дорожного движения"

Конкурс рисунков "Красный, желтый, зеленый"

Конкурс сказок на тему ПДД " Приключения на каникулах"

Тестирование " Внимание! Велосипедисты!"

Игровая программа " В гостях у Светофорика "

Конкурс рисунков на асфальте " Дорога глазами детей"

Музыкально-игровая программа " Дорожные знаки"

Беседа- викторина " Умелый пешеход"

Подведением итога работы по данному направлению стала традиционная для нашего лагеря конкурсная программа "Безопасное колесо", проведенная совместно с работниками полиции: участковым уполномоченным инспектором ДПС ОГИБДД по г. Шахунья ст. лейтенантом полиции Скородумовым А.А., капитаном полиции Ивановым А.В., старшим сержантом полиции Зюковым А.В., начальником ПП р.п. Вахтан, капитаном полиции Латухиным А.А.

СначалаДети отвечали на вопросы по ПДД, а затем сдавали экзамен по вождению велосипеда. Лучшие велосипедисты были награждены грамотами и призами. Мы уверены, что проделанная работа принесет положительный результат и обеспечит нашим воспитанникам безопасное передвижение на дорогах.

Трудовое:

Воспитание у детей любви к труду является одним из важных направлений работы лагеря. Мы старались совмещать трудовую деятельность с игровой: устраивали соревнования на лучшую отрядную комнату, состояние которой оценивали сами ребята. В течение смены дети (с согласия родителей) убирали не только отрядные комнаты, но и территорию лагеря. Для того, чтобы ребятам было интересно, эта работа проводилась в форме соревнований между отрядами. Каждому отряду был выделен свой участок на территории лагеря. Ребята оформляли их по своему усмотрению, проявив творчество и фантазию. Соревнования включали в себя так же трудовую деятельность, викторину, игровые элементы. Ребята прекрасно справились со всеми заданиями, получили положительные эмоции, а заодно прибрали территорию лагеря, парка п. Вахтан и сквера памяти воинам - вахтанцам, погибшим на фронтах ВО войны. Традиционными стали акции " Чистый парк ", " Чистый сквер ", " Чистый лагерь - чистая планета".

Ребята не только убирали мусор, но и вели агитационную работу среди жителей поселка. Мы надеемся, что акция даст свои результаты.

Дети очень ответственно отнеслись к уходу за клумбами: пололи и поливали цветы. Результат не заставил себя ждать: яркие цветы дарят всем хорошее настроение, ребята довольны.

На протяжении смены в столовой работали дежурные. Они помогали работникам пищеблока накрывать на столы, а также убирать грязную посуду. Кроме этого, ребята внимательно следили за соблюдением гигиенических требований (проверялась чистота рук детей).

Наш лагерь взял шефство над детской библиотекой, организовав там « Книжкину больницу» .Каждый желающий смог попробовать себя в роли "Доктора Айболита", ведь книги тоже нуждаются в лечении и заботе.

Краеведение:

Третий год мы работаем по программе « Тропинками родного края ». Именно поэтому все наши мероприятия были тесно связаны с темой краеведения, что привлекало еще больше внимание детей и воспитывало у них любовь и ответственное отношение к родной природе и людям, живущим на нашей земле. Ребята любят и хорошо знают свой родной поселок. С большим интересом и увлечением они принимали участие в интеллектуальных играх« Ветер надежд», «Мудрая сова приглашает » по истории родного края,в которых смогли продемонстрировать свои знания по истории, экологии и фольклору своей малой родины. Большинство ребят легко справились с заданием и получили звание "Знатоков родного края".

В течение лагерных смен работал кружок « Краеведение ». Для ребят проводились экскурсии в музей п. Вахтан, организовывались встречи с интересными людьми и старожилами нашего поселка. Результатом работы кружка было оформление стенда «Край родной».

Большое значение в работе лагеря отводилосьпрофориентационной работе. Был проведен час познания « Поговорим о профессиях ». Дети узнали о профессиях, востребованных в нашем районе.

Интересно прошел конкурс " Защита профессий ", на котором ребята, изображающие врача, учителя, пожарного и полицейского, доказывали, что эти профессии самые важные и нужные для нашего поселка.

На экскурсии в пожарную часть мальчишки попробовали себя в роли пожарных, ведь им разрешили примерить пожарные каски. Большой интерес вызвали и пожарные машины, которые специально для нашей детворы вывели на пожарную площадь. Большим удовольствием было сбивание мячей водяной струей из шланга.

Самоуправление:

Жизнь участников смены оздоровительно – образовательного лагеря "Дружба" была организована по принципу самоуправления. Педагоги старались активизировать самостоятельность детей путем создания условий для проявления их творческого потенциала. Девиз педагогического руководства самоуправлением лагеря отдыха: "Вы это можете!", а девиз ребят - "Мы это можем!"

Работа по привитию навыков самоуправления :

Выявление лидеров, генераторов идеи;

Распределение обязанностей в отрядах, по лагерю;

Закрепление ответственных по различным видам поручений;

Дежурство по столовой, отрядным комнатам.

Психолого-педагогическая деятельность:

Все педагоги, работавшие в нашем лагере, владеют психолого-педагогическими знаниями, имеют большой стаж работы с детьми.

С целью обеспечения полноценного психического и личностного комфорта детей в условиях детского оздоровительного лагеря была разработана программа социально-психологического сопровождения «По тропинке доверия».

Мониторинг.

Диагностический компонент предусматривал изучение ребенка, его личностных особенностей и индивидуальных характеристик, выявление причин имеющихся у ребенка проблем и затруднений.

На начальном этапе в нашем лагере проводился сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры).

Промежуточная диагностика позволила нам корректировать процесс реализации программы.

С целью определения индивидуальных особенностей, эмоционального состояния и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку проводились диагностические срезы. По результатам диагностики и наблюдений осуществлялась индивидуальная работа с детьми с низким уровнем адаптации.

Все эти действия способствовали созданию психологического комфорта, развитию коммуникативных навыков, памяти, воображения, мышления, способностей у детей к дифференциации эмоциональных состояний, выявлению сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей.

В заключение лагерной смены были проведены опросы родителей и детей. Результаты опроса и анализ анкет показал, что работа детского оздоровительно – образовательного лагеря "Дружба" полностью удовлетворила запросы родителей и детей по организации полноценного отдых в летний период.

В течение смены отслеживалось настроение детей. Эта информация отражалась на общелагерном стенде "Градусник настроения". Нас радует, что градусник каждый раз показывал хорошее настроение.

Личностный рост:

В течение смены отслеживался личностный рост каждого ребенка. Педагоги фиксировали участие детей в мероприятиях, в коллективных и творческих делах. В конце смены самые активные ребята были награждены грамотами и дипломами.

В результате летней оздоровительной смены наши дети:

Сняли психо-физическую напряженность, накопившуюся за учебный год;

Укрепили здоровье, активно отдохнули, выявили и раскрыли свои способности в различных видах деятельности;

Сформировали интерес к родному краю, чувство любви и ответственности за свою малую родину.

Подводя результаты работы лагеря, можно с уверенностью сказать, что работа по программе «Тропинками родного края», построенная в форме игры, дала положительные результаты. Ребята, посещавшие наш лагерь, стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои творческие способности, стали активнее в общественной и школьной жизни.