От чьего лица ведется повествование кладовая солнца. Контрольный тест по литературе М.Пришвин «Кладовая солнца», (6 класс)

Очень часто понять смысл произведения помогает отзыв. «Кладовая солнца» - это сказка-быль известного советского писателя М. Пришвина. Эта книга предназначена для детского чтения, ее изучают в шестом классе, однако она несет в себе глубокий философский смысл, так как ее главная идея - вечно актуальная проблема взаимоотношений человека с природой. Повесть проникнута теплым чувством любви автора к своим героям и окружающей их живой среде. Вместе с тем повествование отличается тонким юмором, за что читатели так полюбили эту сказку.

Мнения о героях

При подготовке школьного урока по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Кладовая солнца» по праву считается одним из лучших произведений Пришвина. Именно в данной повести в полной мере проявился его талант как писателя-художника, воспевшего красоту русской природы. Читатели в один голос утверждают, что главные персонажи сказки, брат Митраша и его сестра Настя, получились на редкость удачно.

Смелый, отважный мальчик, стремящийся быть самостоятельным, и рассудительная, умная девочка сразу завоевали симпатии поклонников, любителей творчества писателя. По их наблюдению, автор умело построил повествование на контрасте их характеров. Отзыв («Кладовая солнца», таким образом, стала не только сказкой-былью о приключении на природе, но интересной историей о взаимодействии двух так не похожих друг на друга людей) о книге показывает сохранение интереса у современных читателей к этой простой и несколько наивной повести. Все они отмечают увлекательный сюжет, подробную психологическую характеристику действующих лиц и красочное описание пейзажа.

Вступление

Произведение начинается с описания жизни героев в деревне. Действие происходит в селе неподалеку от города Переяславля-Залесского. Настя и Митраша - сироты, их родители погибли во время войны, так что они вынуждены в одиночку вести свое хозяйство. Девочка рано встает, чтобы успеть сделать всю необходимую работу, а Митраша во всем ей помогает. Читатели указывают на правдивость и достоверность описания автором тех сложных условий, в которых очутились дети. О том, насколько пользователям пришлось по душе данное вступление, свидетельствует отзыв. «Кладовая солнца» является одной из наиболее читаемых книг Пришвина именно за счет верного воспроизведения непростой послевоенной эпохи на примере трудовых будней этих маленьких детей.

Завязка

Толчком к действию послужило решение брата и сестры отправиться в лес собирать клюкву. Они тщательно подготовились к своему походу, так как путь предстоял неблизкий, к тому же в дороге их могли подстерегать опасности. Повесть «Кладовая солнца», главные герои которой заслужили любовь читателя своей непосредственностью и отвагой, содержит очень красочное описание лесной поляны, куда направлялись дети в поисках ягоды.

Читатели отмечают, что это место является одним из лучших во всей повести, так как писатель с особенной любовью и теплотой передал таинственность и красоту русского леса. По их мнению, данный отрывок несет большую смысловую нагрузку, так как именно загадочный лес и стал тем местом, где развернулись главные события повести. Книга «Кладовая солнца», главные герои которой во время похода повздорили и пошли разными дорогами, что привело к удивительным приключениям Митраши, поражает читателей картиной пейзажа, предваряющей основное действие.

Сцена на болоте

Настя нашла полянку с клюквой и так увлеклась ее сбором, что позабыла о ссоре с братом. А последний между тем углубился в самую чащу леса, пока, наконец, не набрел на болото. Читатели справедливо указывают, что писатель не зря так подробно описал весь путь, который прошел мальчик в поисках ягоды: по их словам, образ мрачной глуши, темных деревьев, пустой местности создает ощущение опасности и надвигающегося несчастья. Как никто другой из советских писателей, умел создавать атмосферу таинственности в природе М. Пришвин. «Кладовая солнца» - яркий тому пример. Развернутое повествование о путешествии Митраши по болоту, по мнению читателей, - один из самых интригующих моментов во всей книге. Сцена, созданная автором, и завораживает, и пугает одновременно, поэтому последовавшее за тем происшествие производит двойной эффект.

Домик лесника

Особенно трогательно и проникновенно автор рассказывает о жизни Антипыча в этом дремучем и страшном месте. У него была маленькая избушка, которую он занимал вместе со своей собакой Травкой. Этот человек был местным лесником, и, несмотря на унылую обстановку, в которой ему пришлось жить, он сохранил теплые человеческие чувства ко всему окружающему. Очень большое значение этим второстепенным персонажам придавал М. Пришвин. «Кладовая солнца» - это не только история детей, но и повествование о жизни человека на природе. К моменту действия повести Антипыч умер, и в его маленьком домике осталась только одна Травка. Она охотилась на зайцев, не подозревая, что ей самой угрожает опасность, так как поблизости постоянно рыскал страшный волк, прозванный местными жителями Серым Помещиком.

Кульминация

Наиболее острым и напряженным моментом в сказке является сцена, в которой автор описал приключение Митраши на болоте. Мальчик выбрал очень опасный путь для того, чтобы пробраться на поляну, и, проходя по узенькой тропинке среди больших деревьев, случайно попал в Слепую Елань. Так в деревне называли лесную топь. Повесть «Кладовая солнца», содержание которой отличается сдержанностью и неторопливостью, характеризуется чередованием картин природы и захватывающими сценами.

По словам читателей, происшествие на болоте является самым напряженным и динамичным во всей повести, хотя повествование ведется в прежнем духе и темпе. Однако, по утверждению пользователей, автор смог в том же стиле передать всю динамику и напряжение момента. По отзывам большинства читателей, особенно выразительным получился тот эпизод, в котором автор подчеркивает твердость и рассудительность мальчика, не потерявшего присутствие духа, вспомнившего советы отца и сумевшего с помощью Травки спастись от смерти.

Развязка

На школьных уроках ученикам часто предлагают тему «Пришвин о природе». Рассматриваемое произведение как нельзя лучше подойдет для раскрытия данного вопроса, поскольку в нем лес является полноценным действующим лицом. Автор, следуя сказочным мотивам, показывает, как природа иногда помогает детям, а иногда, напротив, таит для них опасность. Большинство пользователей отмечает, что писатель провел идею о том, что бережное и разумное взаимодействие с окружающей средой помогло героям избежать опасности. Итак, повесть «Кладовая солнца», тема которой - это необходимость единения человека и природы, признана одной из лучших повестей в жанре сказка-быль в отечественной литературе.

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

1) поэма

2) сказка

3) сказка-быль

4) баллада

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

2) в Кистеневке

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

4) На Кубани

А3. От чьего лица ведётся повествование?

1) Митраши

2) разведчиков болотных богатств

3) жителей села

4) Насти

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

1) на 7 лет

2)на 3 года

3)на 5 лет

4) на 2 года

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

1) Золушка

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

Г) Носик-курносик

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

4) плести лапти

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

1)волшебный клубок

2) яблочко

3) компас

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

1) земляникой

2) клюквой

3) черникой

4) брусникой

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

3) ели и сосны

4) липы и клена

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

1) метафора

2) олицетворение

3) эпитет

4) антитеза

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

1) упрямство

2) смелость

3) жадность

4) доброта

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

2) Настя

3) ему самому удалось спастись

4) охотники

А14. Человеческая правда Антипыча – это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

2) за здоровье;

3) за любовь;

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

4) съела сама

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

1) «Дети»

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

Часть 2.

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

Часть 3.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2 - от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов - оценка «5»

60-80%- оценка «4»

40-60 %- оценка «3»

0- 40%- оценка «2»

Ключи к тесту

Первый уровень

А10

А11

Контрольный тест по литературе.

М.Пришвин «Кладовая солнца» (6 класс)

Цель: проверить знания учащихся по сказке- были М.Пришвина «Кладовая солнца»

А1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».

3) сказка-быль

4) баллада

А2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?

1) на Смоленщине

2) в Кистеневке

3) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского

4) На Кубани

А3. От чьего лица ведётся повествование?

1) Митраши

2) разведчиков болотных богатств

3) жителей села

А4. На сколько лет Митраша моложе Насти?

1) на 7 лет

2)на 3 года

4) на 2 года

А5. М. Пришвин в «Кладовой солнца» называет Настю:

1) Золушка

2) Золотая Курочка

3) Золотая веснушка

г) Носик-курносик

А6. Какому ремеслу выучился Митраша у отца?

1) делать деревянную посуду

2) ремонтировать инструменты

3) делать глиняную посуду

4) плести лапти

А 7. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес?

1)волшебный клубок

2) яблочко

4) сапоги- скороходы

А 8.За какой ягодой отправились в лес дети?

1) земляникой

2) клюквой

3) черникой

4) брусникой

А9 . О судьбе каких деревьев рассказывает автор?

1) рябины и дуба

2) березы и осины

3) ели и сосны

4) липы и клена

А10. Какую пословицу не договаривал детям Антипыч?

1) Пуганая ворона куста боится.

2) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3) Волков бояться, так и в лес не ходить.

4) Не знавши броду, не лезьте в воду.

А11. В эпизоде «Настя на палестинке» используется:

1) метафора

2) олицетворение

4) антитеза

А12. Какая черта характера девочки проявляется при сборе клюквы?

1) упрямство

2) смелость

3) жадность

4) доброта

А13. Кто спас Митрашу?

1) собака Травка

3) ему самому удалось спастись

4) охотники

А14. Человеческая правда Антипыча - это правда борьбы людей:

1) за охрану природы

2) за здоровье;

3) за любовь;

4) за справедливость.

А15. Что сделала Настя с собранной ягодой?

1) отдала больным детям из Ленинграда

2) угостила односельчан

3) накормила Митрашу

4) съела сама

А16. Какова основная тема произведения «Кладовая солнца»?

1) взаимоотношения между детьми

2) трудности военного времени

3) природа и ее богатства

4) единство человека и природы, мудрое отношение человека к природе

А17. Как первоначально назвал свое произведение М.М.Пришвин?

2) «Природа и человек»

3) «Друг человека»

4) «Интересная история»

В1. Как называется трава, которая росла возле избушки Антипыча?

Вставьте ее название во фразу «В один год высокая трава … проросла через бревнышки, и от всей избушки остался на лесной поляне холмик, покрытый красными цветами»

В2. Какой эпизод из «Кладовой солнца» изображен на иллюстрации? Озаглавьте его.

С1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как природа предупреждает Митрашу об опасности?»

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей.

Первый уровень вопросов (А) - наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа. Этот ответ односложен (состоит из одного- трех слов)

Наиболее сложным является третий уровень (С).Задание этого уровня побуждает учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, используя изученный материал. Для ответа на этот вопрос достаточно нескольких предложений.

За каждое верно выполненное задание части 1 начисляется 1 балл, части 2- от 1 до 4 баллов, за часть 3 максимальное количество баллов- 5. Учитывается содержание ответа, его соответствие вопросу, речевое оформление, связность и последовательность изложения, соблюдение орфографических, грамматических, пунктуационных норм.

80 % от максимальной суммы баллов - оценка «5»

60-80%- оценка «4»

40-60 %- оценка «3»

0- 40%- оценка «2»

Ключи к тесту

Первый уровень

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

2 Природа волнуется за мальчика и предупреждает об опасности. Земля под ногами Митраши стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной. Елочки- старушки преграждали ему дорогу. На гнезде кричал встревоженный чибис.

». Задача учителя в данном случае осложняется тем, что сказка-быль «Кладовая солнца» не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда - не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. «На одной стороне полукруга воет собака, на другой воет волк… Какой это жалобный вой. Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, - это волк, злейший враг его, самой злобой своей обреченный на гибель. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить».

Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью - в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.

Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка - представитель «доброй природы» - верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека». Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»10 (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной).

Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения - Насте и Митраше.

Своеобразие произведения - раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Возможное распределение материала по урокам

Часть первого урока отводится знакомству с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина, а также его произведениям. Это позволит пробудить интерес к творчеству писателя, с которым большинство шестиклассников познакомятся впервые. В этом случае можно было бы заранее предложить учащимся прочитать отдельные его произведения - рассказы в сборниках «Лесная капель», «Этажи леса», «Золотой луг», «Лесной доктор» и др., а затем в небольшой беседе в начале урока высказать свое мнение или прочесть отзыв о прочитанной книге .

М. М. Пришвин родился в 1873 году неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежащем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический . За участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д. Н. Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова» 11 .

Вместо рассказа о биографии можно прочесть отрывки из «Золотой розы» К. Г. Паустовского (глава «Михаил Пришвин»).

Вторая часть урока отводится чтению вслух (учителем или заранее подготовленным учеником) начала сказки-были «Кладовая солнца».

Дома шестиклассники дочитывают произведение М. Пришвина до конца.

Второй урок можно посвятить первоначальному знакомству с идейно-художественными особенностями сказки-были «Кладовая солнца», характерами ее главных героев - Насти и Митраши.

Цель этого урока - уяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль». Вопрос этот очень сложный, поэтому не следует на уроке добиваться исчерпывающих ответов. На данном этапе учащиеся лишь укажут, что здесь можно отнести к сказке, а что
к были.

С этой целью предлагаются следующие вопросы:

1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
4. Что в «Кладовой солнца» является былью?

Выделяя сказочные и реалистические элементы, обратим внимание учащихся на то, что сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Здесь важно отметить и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия.

Таким образом, при анализе важно сосредоточить внимание учащихся на том, что в произведении «Кладовая солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - суть пришвинской манеры как раз
в том, что они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста» 12 .

Следующий этап урока - работа над характеристиками Насти и Митраши. Примерные вопросы для беседы:

1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
2. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
3. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Для понимания конфликта между Настей и Митрашей некоторые методисты предлагают организовать дискуссию, которая помогает вызвать интерес к прочитанному, а также способствует осознанному пониманию произведения.

Основные вопросы урока:
кто прав - Настя или Митраша?

На чьей стороне рассказчик?

Примерные вопросы и задания:

1. Перескажите своими словами, а затем прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание, как «ведет» себя природа. Можно ли определить, на чьей стороне автор?

2. Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории ? Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? Ваши предположения подтвердите деталями текста.

3. Как вела себя Настя, оказавшись одна? Почему она забыла о брате? Что осуждает автор в поведении Насти? Найдите художественный образ, который помогает понять отношение автора к Насте.

4. Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?

5. Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей (со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» до слов «завыли, застонали…»). Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит. Каково отношение автора к этому?

6. Почему Травка пришла на помощь человеку?

Уместно специально не только вспомнить, что такое олицетворение, но и провести работу, которая поможет расширить и закрепить это понятие. Учащиеся приводят примеры из «Кладовой солнца», когда неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ, растения и животные словно бы приобретают человеческие свойства: тетерев-косач приветствует солнце, сторожевой ворон зовет на близкий бой, сосна и ель, растущие вместе старушки-елочки мешают Митраше и др. Важно дать понять учащимся, что во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям.

Дома учащиеся должны письменно ответить на один из вопросов, предложенных для беседы на уроке.

На следующем уроке после проверки домашнего задания можно приступить к обобщению изученного. Главная цель урока - определить основную идею произведения. Системой вопросов учитель подведет шестиклассников к выводу - «правда» жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном мудром отношении человека к природе. На примере главных героев писатель стремится показать силу, красоту человека, его могущество и огромные возможности. Название произведения связано не только с залежами торфа. Автор имеет в виду духовные сокровища человека, который живет в природе, является ее другом.

Примерные вопросы для беседы

1. Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью? Какой смысл он вкладывал в эти слова?

После ответа на этот вопрос уместно будет прочитать посвящение писателя, помещенное в одном из первых изданий для детей «Кладовой солнца», которое поможет лучше понять смысл всего произведения:

«Содержание обыкновенной сказки - это борьба человека-героя с каким-нибудь злодеем (Ивана-царевича со Змеем-Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры
в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои молодые друзья и товарищи» 13 .

2. Какое значение в произведении имеет история Травки?
3. Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?
4. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
5. Каким вы представляете рассказчика?
6. Прочитайте эпиграф к главе. Как он характеризует писателя?

В заключение можно рассказать о том, что после появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый Помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Рефераты, домашняя работа по литературе скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Михаил Михайлович ПРИШВИН, сказка – быль «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Ответы на вопросы.

    Где и когда происходит действие ? ОТВЕТ. Настя и Митраша жили в деревне возле Блудова болота недалеко от города Переславль -Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте. (См. учебник-хрестоматия под ред. В. Я. Коровиной, в 4-х частях, см. часть 3-ью, М. ОАО»Московские учебники», 2007г., 160 с., сказка – быль на стр. 38-72; см. стр. 38-ую.В школьной «Хрестоматии» для 6 класса сказочная повесть напечатана с сокращениями.)

    Художественные образы и отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Их роль в произведении . ОТВЕТ. В сказках обычно наряду с людьми действуют растения и животные. В сказке-были «Кладовая солнца» природные явления помогают или мешают людям: «...ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился»(см. в «Хрестоматии» с. 49). Словно живые, «очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика... (с.52) Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах…» Так и представляешь себе заблудившегося, напуганного мальчика с тяжёлым ружьём, пробирающегося по извилистым тропинкам сказочного заколдованного леса.

Пришвин использовал приём, характерный для волшебных сказок : тот, кто нарушил запрет, подвергается испытаниям, из которых с честью выходит сказочный герой. В сказке-были Пришвина тоже есть запрет – не ходить в Слепую Елань; дети нарушили запрет и поэтому вынуждены были потом преодолевать испытания. В сказке «Кладовая солнца» есть сказочные мотивы : «на распутье», «зловещее «КРА в о рона», эпизод о Косаче, Лежачий камень, говорящие лесные жители.

Дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е . в ситуации выбора . На Лежачем камне НЕ написано: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - сам собственного пути , и пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

    Быль в сказке «Кладовая солнца». ОТВЕТ. « Кладовая солнца» - это сказка- БЫЛЬ, потому что указаны конкретное место действия и историческое время.

    Разберёмся в прочитанном.

I - 1. Автор о детях. НАСТЯ заменила братцу мать. Она трудолюбивая, деловитая (умелая в работе): как мать, вставала далеко до солнца…; выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хозяйственная : хлопотала по хозяйству до ночи, топила печь, чистила картошку, варила обед; уступчивая и благоразумная : мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку; любит родителей. Ей 12 лет, у неё волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Настя – добрая, щедрая: когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились за помощью больным детям, она отдала им всю собранную ею ягоду. пишет: «Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность».

МИТРАША трудолюбивый : выучился у отца делать деревянную посуду – бочонки, шайки, лохани; хозяйственный : на нём лежит всё мужское хозяйство. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Митраша упрямый - строптивый. Учител я между собой называли 10-летнего Митрашу « мужичок в мешочке». Что же это значит? Во-первых, это значит маленький мужчина , но который ещё не стал настоящим хозяином в доме, как бы "не доварился" (как недоваренные яйца бывают " в мешочек "). Во-вторых, мужичком” его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнём. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. ( См. хрестоматию для 6 класса, часть 3, стр. 39-ую.) М.Пришвин называет его «маленьким человеком» (эпитет). Он восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием и умением пользоваться компасом.

I – 2. Сравнения и эпитеты как авторское отношение к детям. ОТВЕТ. Авторское отношение к Насте подчёркивается сравнением (как золотая курочка,- то есть заботливая и трудолюбивая) и метафорой (катилась в избу, волосы отливали золотом, веснушки золотые, носик глядел вверх). Отношение автора к Митраше подчёркивается двумя художественными приёмами: 1) метафорами: мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки; 2) гиперболой: есть ладило длиной больше чем в два его роста . Олицетворением называется такое изображение, когда неодушевлённый предмет наделяется признаками живого существа: «Очень волновались старушки-ёлки...»; «Ветер поиграл с домиком»; «Ветер-сеятель принёс два семечка» и т. д.

I - 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

I – 4. Авторское отношение к спору детей. ОТВЕТ. Автор относится к ссоре детей отрицательно, с горечью и показывает это с помощью психологического параллел и зма - через описание природы : ссора детей предваряется ссорой т е терева-косач а с в о роном.

I – 5. Авторское отношение к тому, что Митраша попал в беду; почему он попал в беду? ОТВЕТ. Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен. Симпатии автора на стороне брата. Мужичок - слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок - это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

I – 6. Почему Настя забыла о брате, как она себя вела? ОТВЕТ. Настя забыла о брате и думала только о клюкве. Автор называет её «прежней золотой курочкой», так как в начале рассказа автор описывает её как хорошую хозяюшку, помогающую своему брату, любящую и заботящуюся о нём. А тут, на болоте, она забыла о Митраше... Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни. Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Сравним Настю и пень. Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло; Настя – для себя, пень – для других - отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце. Поэтому на пень вползла змея. Есть ли сходство между девочкой и змеёй? Да, девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась». Девочка испугалась; вскочила на ноги, теперь лось признал в ней человека и убежал; Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате, закричала, начала звать Митрашу и заплакала (см. в хрестоматии стр. 59-60) . Кто же заставил Настю встать на ноги? Змея, пень, лось. Значит, на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

I – 7. В чём смысл рассказа о ели и сосне в сказке «Кладовая солнца»? ОТВЕТ. В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: «Ветер-сеятель принёс два семечка... Оба семечка легли в одну ямку... С тех пор... ель и сосна вместе растут... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья... стонали и выли на всё Блудово болото». И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца». Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей - ветер - прилетает мучить этих несчастных. Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на её страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца». Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.

I – 8. Описание Блудова болота. Смыл словосочетания «кладовая солнца».

ОТВЕТ. Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Пришвин призывает беречь природное богатство.

I – 9. Описание природы «Тогда серая хмарь плотно надвинулась…» Авторское отношение к происходящему.

ОТВЕТ. Хмарь – это мгла, полоса тумана. Серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними (как и автор) . Ещё не возник спор между детьми, но всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события: горячее солнце пересекла пополам холодная синяя стрелка случившегося в небе облака; ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

I – 10. Как Травка пришла на помощь человеку? ОТВЕТ. Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни гончей собаки Травки: умер обожаемый ею хозяин - лесник, старый охотник Антипыч. Живущая в лесу собака не могла выносить жалобного плача «сплетённых навеки деревьев». Она почуяла беду и помогла детям: нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота. Её погоня за зайцем привела волка к кусту можжевельника, где притаился юный охотник, мальчик не растерялся и застрелил волка. Настя услышала выстрел и закричала, а Митраша, узнав её голос, ответил. О чём думала Травка, глядя на маленького человека в болоте? Она очень обрадовалась, но её сначала остановили «тусклые и мёртвые» глаза человека. У Антипыча, наверное, всегда были весёлые и добрые глаза. А для Травки все люди делились на хороших и плохих, на Антипыча и врага Антипыча. Вот она и подумала: не враг ли это? Но когда в глазах у Митраши «загорелся огонёк», Травка поняла, что это Антипыч. Когда же мальчишка позвал её, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал её «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напомнил доброго хозяина. Выбравшись из болота, он «властно приказал» ей подойти. Травка привыкла подчиняться хозяину и поняла, что это «прежний прекрасный Антипыч». «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши».

    ВЫВОДЫ.

II – 1. Почему автор не назвал сказку «Друг человека»? ОТВЕТ. М. М. Пришвин сначала назвал своё произведение «Друг человека», но потом отказался от него потому что человек, по мнению автора, ещё не готов на равных общаться с природой. Ему надо ещё многому у неё учиться. Пришвин писал : «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их».

Пришвин рассказал о серьёзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдаёт свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф - это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота - это тоже кладовая природы. Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы торфа и горючего. Природа - тоже кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живёт благодаря его теплу. Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры, трудолюбивы. Это тоже богатство земли. Человек – вершина природы. По мнению автора, человек должен относиться к природным богатствам бережно. Если бы Пришвин назвал произведение «Друг человека», то весь акцент перенёс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа - это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества.

II – 2. Смысл выражения «сказка-быль» в авторском понимании.

В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

II – 3 «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь» - значение выражения ? ОТВЕТ. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью. Ч тобы постигнуть правду «вековечной суровой борьбы людей за любовь», нужно учиться любить. Любить – значит проявлять заботу о других: о людях, о природе. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Для этого надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, эгоизмом. Эта борьба суровая и трудная. литература 6 класс. урок по Пришвину Кладовая солнца "