Раневская замужем. Почему фаина раневская сменила фамилию

Фаина Раневская стала известна всему Советскому Союзу именно под этой фамилией. Однако в ее документах о рождении были указаны совсем другие данные. Актриса сменила не только фамилию, но и отчество уже в довольно зрелом возрасте.

Настоящая фамилия
Фаина Георгиевна Раневская родилась в 1896 году в городе Таганроге Ростовской области. Ее мать звали Милка Рафаиловна Заговайлова, а отца – Гирш Хаимович Фельдман. Таким образом, ни отчество, ни фамилия, под которыми впоследствии стала знаменита актриса не были настоящими. В ее документах до определенного момента значилось: «Фаина Гиршевна Фельдман».

Чета Фельдманов была очень зажиточной. Глава семьи до революции владел фабрикой, несколькими лавками и жилыми домами и даже пароходом. Когда к власти пришли большевики, Фельдманы переехали на постоянное место жительства в столицу Чехии. А Фаина осталась. Хотя, стоит отметить, что отец регулярно высылал дочери деньги.

Летающие деньги
Понятно, что с подобной биографией актрисе вряд ли удалось бы стать тем, кем она стала. Но была и еще одна причина. «Феню Фельдман» Раневская не очень-то жаловала. В книге Эллы Вашкевич «Фаина Реневская. Психоанализ эпатажной домомучительницы» приводится такая цитата артистки: «…когда я играла, я переставала быть Фаней Фельдман. Для меня очень важно было стать другой. Ведь кто такая была Фаня Фельдман? Заикающаяся, некрасивая девочка, которую не слишком любили родители, глупая и неловкая».

Когда Раневская впервые задумалась о псевдониме, идея о том, чтобы взять фамилию чеховского персонажа, пришла в ее голову практически мгновенно. И виной тому был один случай. Как-то раз актриса обронила купюры, которые тут же подхватил сильный ветер. Вместо того, чтобы погнаться за деньгами, Фаина Георгиевна только воскликнула, обращаясь к своему спутнику: «Как красиво летят!» .Тот рассмеялся и сказал, что Фельдман очень похожа на героиню пьесы Чехова «Вишневый сад» Любовь Андреевну Раневскую.

Георгиевна или Григорьевна?
Примечательно, что выдуманное отчество Раневской долгое время никто не мог запомнить. Его путают и по сей день, несмотря на то, что артистки вот уже 34 года, как нет в живых. Ее называют то «Фаиной Георгиевной», то «Фаиной Григорьевной». Сама Раневская по этому поводу вовсе не расстраивалась. Как пишет Глеб Скороходов в своей книге «Разговоры с Раневской», актриса только отмахивалась, мол, какая разница. «Может, мне хотят польстить? – говорила Раневская. – Ведь Гришка – Отрепьев, а Георгий – Победоносец!»

На могильной плите, установленной на месте погребения народной артистки, также навсегда запечатлено выбранные ею самой отчество и фамилия: «Фаина Георгиевна Раневская».

Фаина Георгиевна (Григорьевна) Раневская. Урождённая Фанни Гиршевна Фельдман. Родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге - умерла 19 июля 1984 года в Москве. Советская актриса театра и кино.

Современными журналистами именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».

Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской - то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: "Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе "и др."».

Несмотря на небольшие, а порой и вовсе эпизодические роли, созданные ею образы зрители и режиссёры заприметили сразу. Актриса стала известной уже после своей первой кинороли - госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Однако в кино она играла не так часто, как в театре, поясняя: «деньги съедены, а позор остался».

Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей - она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947) и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).

Почти четверть века Фаина Георгиевна играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше - тишина»).

Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали несколько десятков ролей на сцене и около 30 - в кино. За свою деятельность актриса удостоена звания народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (1949, 1951 - дважды). Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы после перенесённых инфаркта и пневмонии.

В родном для Раневской Таганроге различными способами увековечена память актрисы: её именем названа одна из улиц, установлен памятник, а на доме, где она родилась, висит мемориальная доска. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века

Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители - уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман (1863-?) и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 - после 1957) - поженились 26 декабря 1889 года.

Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.

К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай».

В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.

Фаина Раневская, которая затем всю жизнь едва сводила концы с концами и страшно стыдилась долгов, была дочерью миллионера. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был одним из самых богатых предпринимателей Таганрога, владел фабрикой, несколькими домами, магазином и пароходом. Именно на нем вся семья, кроме непокорной Фанни, решившей остаться в России и делать карьеру актрисы, уплыла в Турцию, подальше от революционных беспорядков.

Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.

Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

Ни в одну известную театральную школу Фаину не приняли - говорили, что нет способностей. Но девушка не сдалась, сама оплачивала частные уроки, перебиваясь с хлеба на воду, устраивалась в провинциальные театры - в массовку.

Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».

Фаина Раневская в молодости (справа)

Работа в Керчи не задалась - почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Фаина Георгиевна вспоминала:

"Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
- Денег жаль, зато как красиво они улетают!
- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё..."

Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных. Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф.

Театры, в которых служила Фаина Раневская:

1915 - Подмосковье (Малаховский дачный театр);
1915-1916 - Керчь, Феодосия;
1916-1917 - Ростов-на-Дону;
1918-1924 - Передвижной «Первый советский театр»;
1924 - театр Московского отдела народного образования;
1925-1927 и 1929-1931 - Бакинский рабочий театр;
1927 - Архангельский драматический театр;
1927-1928 - Смоленский драматический театр;
1928-1929 - Сталинградский драматический театр;
1931-1935 - Камерный театр (Москва);
1935-1939 - Центральный театр Красной Армии;
1943-1949 - театр драмы (ныне им. Маяковского);
1955-1963 - театр им. А.С. Пушкина;
1949-1955 и 1963-1984 - театр им. Моссовета.

Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа.

Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны.

Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали ёмкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (например, в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической. Известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Свою первую роль в кино Раневская сыграла только в 38 лет. Дебютировала в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка» . В 1939-1941 гг. - актриса киностудии «Мосфильм», в 1941-1943 гг. - актриса Ташкентской киностудии. Член Союза кинематографистов СССР.

Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует и Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма.

Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней.

Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».

Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако её не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на «пятый пункт в паспорте», в то время как у Бирман в этом пункте стояло: «молдаванка».

Фаина Раневская в фильме "Золушка"

Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ - в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» - воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите - умерла от отвращения».

Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88-м году жизни, а (по другим источникам - 20 июля).

Семьи у неё не было. Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс по имени Мальчик - подобранная на улице дворняжка. Похоронена актриса на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой, участок № 4. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта. На памятнике установлена маленькая фигура её любимого и верного пса Мальчика.

Великая актриса так и не оставила после себя мемуаров. В 1970-х годах она взялась за книгу, соблазнившись на аванс, за который можно было купить новое пальто, но так и не закончила ее. Три года она писала, перечитывала написанное, рвала рукопись в клочья, и в конце концов заявила: «Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных... То, что актер хочет рассказать о себе, он должен сыграть, а не писать мемуаров».

Личная жизнь Фаины Раневской:

Как рассказывала сама актриса, в 19 лет она была влюблена в первый и в последний раз - в своего молодого коллегу. Решив проявить инициативу, она пригласила его в гости. Для нее был шок, когда тот пришел пьяный, с подругой и попросил ее погулять, оставив их одних. Она долго не могла оправиться после такого случая, испытывая к мужчинам ненависть и презрение.

Впоследствии у нее было много друзей-мужчин - Утесов, Вульф, Ильинский - но именно как друзей.

Также был один особенно близкий мужчина - актер и режиссер Александр Румнев . Они часто проводили вместе вечера, но никто не может сказать точно, были ли они близки в интимном смысле.

Александр Румнев - близкий друг Фаины Раневской

Был у Фаины Георгиевны еще один друг - знаменитый пес Мальчик .

Она нашла его на улице - в лишаях, с вмерзшими в лед лапами. В ветлечебнице Раневской сказали: «Его надо немедленно усыпить, он просто опасен». Она умоляла, говорила, что не уйдет без него. Спасли его врачи только ради актрисы. Ее стараниями Мальчик превратился в дорогое комнатное существо с довольно скверным характером. У него были кривые лапы, огромное брюхо и седой хвост. "Мой Мальчик стареет с хвоста", – говорила она.

Мальчик - единственное существо, разделившее последнее одиночество Раневской, в т.ч. ее бессонные ночи - именно ему читала она французских лириков и русских классиков.

Чтобы не оставлять пса, Раневская отказывалась от домов отдыха и летних поездок на дачи. Соседи всегда знали, когда идет ее спектакль. В эти часы Мальчик громко выл.

Она брала его на репетиции. Для этого была разработана довольно сложная система: Мальчика привозили в театр, давали понять, что с хозяйкой не случилось ничего особенного, а затем стремительно возвращали домой.

Своего Мальчика она оставила в наследство Светлане Майоровой. Когда Фаины Георгиевны не стало, Мальчик переехал на Котельническую набережную. Фаина Георгиевна брала его в театр – Майорова вынуждена была брать на лекции в институт. Оставаясь в одиночестве, он так же неистово выл. Прожил пес около пятнадцати лет. Его похоронили во Внукове - там, где Раневская всегда любила бывать и где однажды отдыхала летом со своей сестрой Изабеллой.

Семья Фаины Раневской:

Отец - Гирш Хаимович Фельдман (1863-?), купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912-1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.

Мать - Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 - после 1957).

Братья - Яков, Рудольф и Лазарь (1897-1900).

Сестра - Изабелла (Белла) Фельдман (в замужестве Аплеен, ? - 1964).

В начале 1960-х ее сестра Изабелла вернулась из парижской эмиграции. После смерти мужа обнаружила, что она совершенно одна на свете, к жизни не приспособлена и решительно никому не нужна. Вспомнив о своей великой сестре, написала ей трогательные строчки, жаловалась на одиночество, тоску и скорую смерть. Просилась в Москву.

Раневская обсуждала возможность ее приезда в СССР на самом верху - официально сестра считалась белоэмигранткой. Помогла ей Фурцева.

Как вспоминали очевидцы, в свои шестьдесят с лишним она была необычайно хороша собой. Дом на Котельнической набережной ходил ходуном: всем хотелось посмотреть на прекрасную парижанку.

Фильмография Фаины Раневской:

1934 - Пышка - госпожа Луазо
1937 - Дума про казака Голоту - попадья
1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного
1939 - Подкидыш - Ляля
1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии
1940 - Любимая девушка - Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
1941 - Мечта - Роза Скороход
1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина
1942 - Александр Пархоменко - тапёрша
1943 - Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») - тётушка Адель
1943 - Родные берега (новелла «Три гвардейца») - Софья Ивановна, директор музея
1944 - Свадьба - Настасья Тимофеевна, мать невесты
1945 - Небесный тихоход - профессор медицины
1945 - Слон и верёвочка - бабушка
1947 - Весна - Маргарита Львовна, экономка
1947 - Золушка - мачеха
1947 - Рядовой Александр Матросов - военврач
1949 - Встреча на Эльбе - миссис Мак-Дермот
1949 - У них есть Родина - фрау Вурст
1958 - Девушка с гитарой - Зоя Павловна Свиристинская
1960 - Осторожно, бабушка! - бабушка
1960 - Драма (короткометражный) - Мурашкина
1963 - Так и будет (телеспектакль)
1964 - Лёгкая жизнь - Маргарита Ивановна, «королева Марго», спекулянтка
1965 - Первый посетитель - старая дама
1966 - Сегодня - новый аттракцион - Ада Константиновна Бранд, директор цирка
1978 - Дальше - тишина... (фильм-спектакль) - Люси Купер
1980 - Комедия давно минувших дней - использованы архивные кадры


Фаина Раневская стала известна всему Советскому Союзу именно под этой фамилией. Однако в ее документах о рождении были указаны совсем другие данные. Актриса сменила не только фамилию, но и отчество уже в довольно зрелом возрасте.

Настоящая фамилия

Фаина Георгиевна Раневская родилась в 1896 году в городе Таганроге Ростовской области. Ее мать звали Милка Рафаиловна Заговайлова, а отца - Гирш Хаимович Фельдман. Таким образом, ни отчество, ни фамилия, под которыми впоследствии стала знаменита актриса не были настоящими. В ее документах до определенного момента значилось: «Фаина Гиршевна Фельдман».

Чета Фельдманов была очень зажиточной. Глава семьи до революции владел фабрикой, несколькими лавками и жилыми домами и даже пароходом. Когда к власти пришли большевики, Фельдманы переехали на постоянное место жительства в столицу Чехии. А Фаина осталась. Хотя, стоит отметить, что отец регулярно высылал дочери деньги.

Летающие деньги

Понятно, что с подобной биографией актрисе вряд ли удалось бы стать тем, кем она стала. Но была и еще одна причина. «Феню Фельдман» Раневская не очень-то жаловала. В книге Эллы Вашкевич «Фаина Реневская. Психоанализ эпатажной домомучительницы» приводится такая цитата артистки: «…когда я играла, я переставала быть Фаней Фельдман. Для меня очень важно было стать другой. Ведь кто такая была Фаня Фельдман? Заикающаяся, некрасивая девочка, которую не слишком любили родители, глупая и неловкая».

Когда Раневская впервые задумалась о псевдониме, идея о том, чтобы взять фамилию чеховского персонажа, пришла в ее голову практически мгновенно. И виной тому был один случай. Как-то раз актриса обронила купюры, которые тут же подхватил сильный ветер. Вместо того, чтобы погнаться за деньгами, Фаина Георгиевна только воскликнула, обращаясь к своему спутнику: «Как красиво летят!». Тот рассмеялся и сказал, что Фельдман очень похожа на героиню пьесы Чехова «Вишневый сад» Любовь Андреевну Раневскую.

Георгиевна или Григорьевна?

Примечательно, что выдуманное отчество Раневской долгое время никто не мог запомнить. Его путают и по сей день, несмотря на то, что артистки вот уже 34 года, как нет в живых. Ее называют то «Фаиной Георгиевной», то «Фаиной Григорьевной». Сама Раневская по этому поводу вовсе не расстраивалась. Как пишет Глеб Скороходов в своей книге «Разговоры с Раневской», актриса только отмахивалась, мол, какая разница. «Может, мне хотят польстить? - говорила Раневская. - Ведь Гришка - Отрепьев, а Георгий - Победоносец!»

На могильной плите, установленной на месте погребения народной артистки, также навсегда запечатлено выбранные ею самой отчество и фамилия: «Фаина Георгиевна Раневская».

Эта замечательная актриса, в сущности, всегда была «замужем» за театром и несчастлива в личной жизни. Из ее едких афоризмов, касающихся взаимоотношений полов, можно составить отдельную книгу.

Театр и больше ничего

Личная жизнь Фаины Георгиевны (Фанни Гиршевны Фельдман) в основном известна с ее же слов, и это саркастическая биография. В своей книге «Судьба - шлюха», состоящей из разрозненных воспоминаний, Раневская откровенно пишет о своей «нескладности», угловатости. У нее не получалось завязать отношения даже на уровне свиданий - кавалеры выбирали других, а соперницы Фаины были настолько коварны, что даже, случалось, кидались в нее камнями.

Фаина Георгиевна с юных лет была влюблена в театр, сцена манила ее и вскоре стала смыслом всей жизни. Будучи статисткой, она однажды «по роли» так влюбилась в главного героя пьесы, что ее едва успокоили после пьесы. Объект обожания Раневской вследствие этого предрек ей большое актерское будущее.

«Вы погуляйте пока»

Фаина Раневская никогда не была хороша собой, и знала это. Более того, по мнению многих биографов актрисы, неуверенность в себе, связанная с внешностью, постоянно преследовала Фаину Георгиевну. В свою личную жизнь она никого не допускала, но, судя по воспоминаниям Раневской, артистка неоднократно, но всякий раз безуспешно, пыталась наладить близкие взаимоотношения с представителями противоположного пола.

Однажды она пригласила к себе домой молодого человека, в которого была влюблена, а тот… пришел со своей пассией и… попросил Раневскую какое-то время погулять. Эта любовная трагедия, по воспоминаниям самой Фаины Георгиевны, серьезно задела самолюбие артистки и надолго отбила у нее охоту к флирту с мужчинами.

Была ли она лесбиянкой

Судя по автобиографическим воспоминаниям Фаины Георгиевны и мемуарам людей, близко знавших ее, у Раневской никогда не было серьезных романов с мужчинами и ни с кем она не жила в гражданском браке. Теплые отношения актрисы с представительницами слабого пола породили массу слухов о нетрадиционной ориентации Раневской. Фаина Георгиевна дружила с Ахматовой и Цветаевой, долгие годы она близко общалась с актрисой Павлой Вульф, до конца своих дней Раневская вспоминала о ней с нежностью.

Нет никаких документальных подтверждений нетрадиционной ориентации Раневской. Более того, биографы Фаины Георгиевны этот миф убедительно опровергают, в том числе, не без помощи самой актрисы, оставившей после себя массу едких характеристик ситуаций взаимоотношений с мужчинами, свидетельствующих о том, что противоположный пол ей, как женщине, все же не был безразличен.

Свое неустройство в личной жизни сама Раневская объясняла дисгармонией: неуживчивая с людьми, острая на язык актриса была одинока, потому что не любила тех, кто за ней ухаживал, а те, кто нравился Фаине Георгиевне, в свою очередь, были равнодушны к ней.

Одной из самых талантливых советских актрис прошлого века была эксцентричная и незабываемая Фаина Раневская. Любую самую невзрачную роль она превращала в яркую и запоминающуюся. Бывали времена, когда публика приходила посмотреть на эпизод с её участием, а потом покидала театр, не досмотрев постановку.

Творческая биография Фаины Раневской складывалась очень трудно, «из ста процентов, отведённых на жизнь, я использовала только один». Но мы-то знаем, что в этот процент она вложила всю свою душу и большой талант.

Какая она была, королева эпизодов?

Раневская Фаина Георгиевна – это не настоящее имя актрисы. Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в 1896 году. Её родителями были богатые евреи, уроженцы Белоруссии. Они владели фабрикой по изготовлению красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и даже пароходом. Помимо девочки, в семье подрастали трое братьев и сестрёнка.

Фаина получила хорошее домашнее воспитание, которое принято было в ту пору для девочек из богатых семей. Некоторое время проучилась в гимназии, но учёба давалась нелегко, и она упросила родителей забрать её из школы.

В детстве Фая сложно сходилась со сверстниками, была очень застенчивой и ранимой. К тому же она сильно заикалась и была некрасива. Правда, это не мешало ей в кругу семьи устраивать кукольные представления, озвучивая персонажей в характерной для каждого манере.

В четырнадцатилетнем возрасте юная девушка познакомилась на отдыхе с известной актрисой, после чего, вернувшись домой, зачастила в местный драматический театр. Именно тогда она и решила посвятить себя сцене. Отец пришёл в ужас. В то время артистическая карьера для девушки из приличной богатой семьи считалась позором. Перед дочерью выдвинули ультиматум – или театр, или семья. Фаина была упрямой и выбрала сцену.

В 1915 году она уехала в Москву, где попыталась поступить в несколько театральных школ, но её не взяли из-за дефекта речи. Фаина пошла учиться в частную школу – преподавателям было всё равно, лишь бы деньги платили. А зарабатывать их пришлось в массовке летних театров.

Но денег всё равно не хватало, и мама тайком от отцапомогала дочери. Однажды, выйдя из банка, Фаина решила пересчитать полученные купюры, но порыв ветра вырвал их из рук. Вздохнув, актриса сказала: «Ах, как красиво они летят!», после чего её спутник сравнил девушку с чеховской героиней из «Вишнёвого сада» помещицей Раневской – та тоже ничего не могла удержать в руках. Вот так и появился у юной Фаи псевдоним.

Во время революции вся семья Фельдман на собственном пароходе укатила в эмиграцию, Фая осталась одна. Только в середине пятидесятых она смогла встретиться с мамой и старшей сестрой.

Так и не закончив театральную школу, Фаина начала работать на театральных подмостках. Начинала она с провинциальных небольших театров, в каждом из которых проработала не более одного-двух лет. Сначала Подмосковье, потом Ростов-на-Дону, Феодосия, Керчь, Баку, Архангельск, Смоленск, Сталинград и только к 1931 году Раневская снова возвращается в Москву.

Но и здесь неугомонная актриса не задерживалась на одном месте. Четыре года в Камерном театре, потом столько же в Центральном театре Красной Армии, шесть лет в Театре драмы (сейчас им. Маяковского), восемь в Театре им. Пушкина, и наконец осела в Театре им. Моссовета, где и проработала до самой своей смерти.

Первым настоящим учителем для Фаины стала Павла Вульф. Она заметила талант и занималась с девушкой просто так. Фая буквально влюбилась в преподавательницу и практически стала членом её семьи.

Карьера начиналась сложно. Громоздкая и нескладная Раневская с непривлекательной внешностью и фигурой поначалу играла только в эпизодических ролях, но на сцене преображалась и запомнилась публике как одна из самых интересных и харизматичных актрис.

Самые популярные роли

Фаина Раневская в молодости была очень ранимой и стеснительной, но и в зрелом возрасте, несмотря на острый язык и меткое чувство юмора, плохо переносила критику. Зато сама подтрунивала над своей внешностью и вредными .

Ей многое прощали, потому что зрители любили её и с удовольствием ходили на театральные постановки с участием Фаины.

В кино

Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

Ещё в конце тридцатых годов она сыграла три звёздные роли, трёх жён в разных лентах: в фильме «Человек в футляре» она была супругой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» женой портного Гуревича, ну и конечно же самая знаменитая роль жены из «Подкидыша», после которой её долго называли Мулей.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

В театре

Наиболее значимой своей ролью Раневская считала гувернантку Шарлотту из «Вишнёвого сада», именно с этого спектакля и началась её театральная карьера. Всего ею было сыграно более пятидесяти ролей в различных постановках.

Талантливая актриса часто имела своё видение игры, импровизировала прямо на ходу, а иногда даже самовольно переписывала свою роль. Из-за этого случались конфликты с режиссёрами, поэтому Фаина так долго кочевала из одного театра в другой.

В телеспектаклях

В 1963 году Раневская принимала участие в телеспектакле «Так и будет», а в 1978 в фильме-спектакле «Дальше – тишина…», где сыграла одну из главных ролей. Её партнёрами по сцене были Ростислав Плятт, Ирина Муравьёва. По мнению критиков и зрителей постановка имела ошеломительный успех именно благодаря Плятту и Раневской.

В мультфильмах

Кто из детворы не смотрел «Сказку о царе Салтане»? Но мало кто знает, что сватью бабу Бабариху озвучивала Фаина Раневская.

Самой известной озвучкой стала конечно же Фрекен Бок из любимого всеми мультика про Карлсона. Раневская ужасно не хотела озвучивать, поскольку считала, что персонаж нарисован уродливо. С трудом удалось её уговорить.

Поклонники Фаины считали её великой актрисой, однако она известна ещё и неиссякаемым чувством юмора. Острые и меткие афоризмы плотно вошли в нашу жизнь, многие даже не подозревают, что их автором является Раневская.

Стоит только прочесть её немного грубоватые и циничные, но меткие выражения, как тут же улучшается настроение.

ТОП-12 известных фраз таков.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что меньше пафоса, господа.
  5. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  6. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  7. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  8. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  9. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  10. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  11. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  12. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Признание и награды

Фаина Раневская получила множество наград. Перечислим лишь самые популярные.

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», Орденом «Знак Почёта», медалью «В память 800-летия Москвы», двумя Орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Ленина.
  2. Две Сталинские премии второй степени и одну – третьей.
  3. Являлась Заслуженной и Народной артисткой РСФСР, а в 1961 году получила звание Народная артистка СССР.

К сожалению, Фаина не нашла счастья в любви. Те, кто нравился ей, не обращали на неё внимания из-за непривлекательной внешности. И наоборот, искавшие благосклонности великой актрисы, не нравились ей категорически.

В молодости юная Раневская была влюблена в одного из актёров, с которым играла на одной сцене, однако он причинил её немалую психологическую травму. Пообещав прийти к ней домой, незадачливый герой-любовник явился сильно подшофе, да ещё и с дамой. Ничуть не смущаясь, он попросил Фаину погулять пару часиков, пока он развлечётся.

Обида Раневской была так сильна, что она зареклась выходить замуж.

Только на сцене Фаина Георгиевна раскрепощалась, а в жизни она была замкнутой и очень одинокой. Она считала, что внешность испортила её личную жизнь, хотя была очень обаятельной женщиной.

Мужчины в её жизни всё-таки были, но это всё было не то. Уже в зрелом возрасте в 1947 году она познакомилась с Фёдором Толбухиным, который возглавлял Закавказский военный округ, и просто светилась от счастья. Но через два года он неожиданно умер…

Последние годы жизни

Раневская практически до последнего играла в театре.Последний спектакль сыграла в возрасте 86 лет, но часто болела, поэтому объявила, что больше не в состоянии «симулировать здоровье».Как-то она сказала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Скончалась Фаина Георгиевна в московской больнице от инфаркта, отягощённого пневмонией в возрасте 87 лет.

Интересные факты о Фаине Раневской

  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

Заключение

Такие люди, как Фаина Раневская, не уходят бесследно. Она осталась в памяти тысяч поклонников, а также на старых киноплёнках. В Таганроге ей был установлен памятник, и одна из улиц носит её имя. Большой талант, искромётный сарказм, умение служить искусству навсегда оставили след великой актрисы в истории.