Лия Ахеджакова: "Роскомнадзору было доложено, что я – экстремист". Лия Ахеджакова: Людей хороших в России очень много

О своих принципах актриса Лия Ахеджакова говорит с корреспондентом Радио Свобода Светланой Конеген. Полностью всю беседу можно прочесть на сайте РС .

- Вы были нормальным советским ребенком, верившим во все мифы о коммунизме?

Да, а как мы любили Сталина! Папа даже умер с этой любовью. Он был и до конца оставался коммунистом. Вообще на Кавказе имя Сталина по-прежнему весомо. Мое "отрезвление" и "просвещение" пришло только тогда, когда я приехала в Москву поступать в институт и поселилась у людей, только что вернувшихся из лагерей. Папа договорился, что, поступив в Московский институт цветных металлов и золота, я поживу у прекрасных людей, с которыми он познакомился еще в Майкопе. Хозяйку звали Светлана Леопольдовна (фамилию, к сожалению, сейчас позабыла), бывшая прима Московской оперетты. Жила она в квартире с сестрой. Квартира была большая, и в свое время донесли на Светлану Леопольдовну ее соседи. Пока она отбывала срок, они забрали почти всю жилплощадь себе. Так что когда она вернулась, ей досталась лишь маленькая комнатка, где она проживала с сестрой. Какое-то время жила с ними и я. Именно они стали источником моего "прозрения" относительно времени, в котором мы жили.

А про мой институтский период рассказывать не люблю. Считаю, что время это давно прошло и ничего в нем нет интересного. Все по-настоящему интересное началось, когда я оказалась в Московском ТЮЗе. Тогда же в моей жизни появились необыкновенные дома и семьи, в которые я неожиданно попала, люди, с которыми вроде бы случайно сводила судьба. Чего стоит одно лишь знакомство с Виктором Ефимовичем Ардовым и его семьей. В этот дом захаживал Иосиф Бродский, подолгу жила Анна Андреевна Ахматова. На этом фоне все бледные факты моей тогдашней собственной биографии становятся не столь важными. Ардов был потрясающим человеком, ярким писателем-сатириком. Не менее интересными были его сыновья Боря и Михаил, пасынок Леша Баталов. Саму Анну Андреевну я, правда, лично так и не увидела в их доме, но зато столько про нее слышала! Знала, что вот в той комнате она всегда ночует.

Важен был и сам ТЮЗ, актеры, с которыми свела судьба. Но потом вдруг все это было развалено. В наш театр из Екатеринбурга приехал какой-то режиссер, заявивший, что нужно ставить спектакль "про ХрИста"! Так он, оказывается, называл Христа. Странный человек, из-за которого мы все побежали из театра... Я не знала, куда уходить. Инна Чурикова, моя подруга по ТЮЗу, позвонила Анатолию Васильевичу Эфросу. Тогда мы, две девочки, были страшные его поклонницы, ходившие на все генеральные репетиции! Это все было буквально незабываемо... Инна, позвонив Эфросу, пожаловалась, что "Лийка совершенно без работы, не знает, что делать". Анатолий Васильевич сначала пообещал поговорить с Дунаевым, главным режиссером театра на Бронной, но тот мне категорически заявил: "Вы с ума сошли! Вы - травести и должны держаться за это ваше амплуа". Тогда Анатолий Васильевич посоветовал пойти к Гале Волчек в "Современник", у нее там очень хорошие актеры, и я им подхожу. Велел передать Гале, что Эфрос меня ей очень рекомендует. И та меня взяла.

Одним из ярчайших ваших дебютов в "Современнике" стала работа в спектакле "Квартира Коломбины" по пьесам Людмилы Петрушевской в постановке Романа Виктюка. Там он вам дал сыграть сразу четыре главные роли. Как сложился ваш с ним роман? Он в вас влюбился?

Так я с ним дружила еще со времен ТЮЗа, он приходил ко мне в гости. И когда он пришел в "Современник", то сначала скрыл, что все четыре пьесы Петрушевской, объединенные в "Квартире", буду играть я одна, его подружка. В театре такие вещи вообще не делают, там были исполнительницы и покруче меня. А он это сделал, за что я, конечно, ему бесконечно благодарна. Он представил меня как актрису, способную играть не только курочек, пионеров, мальчиков и девочек, Тараса Бобунова и весь мой прочий детский репертуар, доказав, что я могу работать и во взрослом серьезном театре, играя там не только бабушек. Кстати, первую свою бабушку я сыграла еще в ТЮЗе в спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион". Потом вторую - уже в спектакле Иосифа Райхельгауза по пьесе Константина Симонова. И мой друг Валентин Гафт, с которым я когда-то озвучивала уроки русского языка для народов Зимбабве, был моим партнером. Кстати, именно Валечка - мой первый партнер в "Современнике", и он же - последний. Я и по сей день играю с ним в том же театре в спектакле "Игра в джин". Правда, сейчас он приболел, и временно моим партнером стал потрясающий актер Вася Бочкарев из труппы Малого театра. Вообще, какие у меня были блистательные партнеры! Богдан Ступка, Игорь Кваша, Михаил Жигалов, Валя Гафт, Гарик Леонтьев - все, как на подбор, самые сильные, лучшие!

Давайте поговорим о вашей кинематографической биографии. Она началась очень удачно, с фильма 1973 года "Ищу человека" режиссера Михаила Богина. За него вы получили призы на фестивалях в Локарно и Варне.

Вот после него-то меня и подобрал Эльдар Рязанов.

Расскажите о своей первой встрече с ним. Она явно не могла не запомниться, тем более что кинобиографию вам сделал именно он.

Когда мне впервые позвонил Эльдар Александрович, сказала: "Я вас обожаю! Но в вашем сценарии у меня такая маленькая роль, что в ней и играть-то нечего!"

- Речь шла об "Иронии судьбы, или С легким паром"?

Да, о ней. На мои претензии он ответил довольно жестко: "Запомни: лучше сняться в маленькой роли у хорошего режиссера, чем в большой у плохого". С тех пор я демонстрирую это всей своей жизнью.

Но ведь именно за эти ваши роли второго плана - к примеру, смешной училки с несложившейся личной жизнью из "Иронии судьбы" или секретарши Верочки из "Служебного романа" - вас во многом и любит зритель. Все они очень запоминающиеся.

Но какие еще есть роли в "Старых клячах" и "Небесах обетованных"! Нет, у меня были и большие роли, но зачастую в таком дерьме, что и вспоминать не хочется. Правда, постепенно мои мечты как-то реализовывались. К примеру, я всегда очень любила Островского, и наконец известный ленинградский режиссер Игорь Федорович Масленников, поставивший потрясающий сериал про Шерлока Холмса и "Зимнюю вишню", пригласил меня на роль свахи в "Банкроте". Мне так было сладко работать с этим текстом! К сожалению, продюсеры на тот момент у него были плохие, и сама картина канула в лету. Но работа над ней была страшно интересной.

Возвратимся к Рязанову, с которым и ваша жизнь в целом, и творческая биография связаны так сильно. Как складывались ваши отношения на съемочной площадке? Ведь у вас обоих очень непростые характеры.

Характеры у нас непростые, но видимо, всегда существовала какая-то биологическая и человеческая совместимость. Была и еще одна черта, нас связывающая, мы оба - инакомыслящие. Он меня сильно подтолкнул именно в эту сторону. К концу его жизни мы стали очень близкими людьми. Если шла речь о подписи в чью-то защиту, Эльдар Александрович - единственный человек, чей телефон я могла дать организаторам, зная, что он непременно подпишет. Он, в свою очередь, ни разу не сказал мне: "Ты чего тут мною торгуешь?!" Некоторые люди давно убедили никогда и никому не давать их телефоны, им принципиально не нужно ничего подписывать. Телефоны этих людей я не давала никому, зная: от любого такого "открытого письма" у людей может рухнуть вся биография. Сама-то я - актриса, человек маленький, со мной ничего особенного не случится. Но Эльдар Александрович - фигура очень заметная. И он, ничего не боясь, подписывал подобные письма даже тогда, когда еще снимал свое кино. В этом он был настоящий ас, его нельзя было сбить с толку. Даже когда потом всех нас обозвали "пятой колонной" и "врагами народа".

- Неужели за столько лет у вас никогда не было никаких конфликтов, моментов непонимания?

С Эльдаром Александровичем? Не помню такого. Он меня любил, а я - его. Один раз я "залупилась" на съемках "Клячей", сказав, что меня слишком хорошо одели. Что же это, мол, такое? Люди в тюрьме сидят в таком виде. Ох, как же он тогда на меня "вызверился"! А потом Света Крючкова стала настаивать на том, чтобы ее получше переодели, мотивируя это тем, что такое "ей не идет". И тогда он сказал: "Я никогда не будут ничего снимать про женщину, которая вот так шикарно одета!"

Как вам кажется, в чем секрет такого долголетия рязановских фильмов? Почему народ продолжает смотреть их до сих пор, хотя все они построены на давно ушедших вроде советских реалиях?

Когда хоронили Эльдара Александровича, к микрофону рвались и горько оплакивали его даже те, кого, я точно знаю, он даже не пустил бы на свой порог. Но они так горько по нему рыдали, так скорбели, что это не могло быть враньем, дежурным притворством. Хотя, конечно же, там было и очень много хороших людей. Я расскажу сейчас о нем с другой стороны. Знаю, что нет людей, которые бы не любили фильмы Рязанова. Может, они и есть, но просто где-то прячутся. Помню, после выхода на экраны его фильма "Гараж" вся протестная Россия тех лет бросилась ко мне. Где б я ни оказывалась, где бы меня не встречали, все сразу начинали говорить на темы "Гаража", о тех "смыслах", которые он туда вложил. Кстати, помню, на "Служебном романе" я плакала, что завалила роль, и даже убежала, рыдая, с озвучания. И уже только позже сумела как-то себя принять. Помню, когда-то мы снимались вместе с Арменом Джигарханяном, и я спросила его: "Скажите, когда вы видите себя на экране, как себя воспринимаете?" Он ответил: "Ну как? Прежде всего думаю: голова большая!" Вот и я, глядя на себя на экране, думаю: плохо играет, плохо выглядит и "голова большая"!

- Иными словами, хороший актер, воспринимая себя со стороны, должен начинать с реакции неприятия?

У меня это неприятие возникает все время! Только потом я привыкла к тому, что играть нужно хорошо, а изменить внешность уже нельзя. Но есть операторы (их очень мало), которые знают, как хорошо ставится свет, делающий человека по-настоящему обаятельным. Такие операторы есть, но мне они не всегда попадались, поэтому я очень тяжело переживала свою нефотогеничность. Эльдар Александрович, кстати, очень за этим следил. Меня по сто раз вызывали на съемочную площадку, чтобы оператор как-то ко мне "приладился". Со стороны Рязанова это было так трогательно. Ведь я жутко нефотогенична. Куда мне в кино сниматься? Это даже смешно!

И все же с Рязановым вас связывал очень долгоиграющий роман. Он, конечно, был главным режиссером в вашей жизни?

Да, конечно. Я должна сказать, что несколько встреч, людей в моей жизни сильно поменяли меня как актрису и человека.

- Какие именно?

В кино прежде всего, конечно, Эльдар Александрович. Я совершенно уверена в том, что только благодаря ему меня взяли в театр "Современник". Хотя еще Лидия Михайловна Толмачева, основатель "Современника", которую я обожала, ходила в ТЮЗ меня отсматривать. Потом появление в моей жизни Виктюка в значительной степени решило мою судьбу. Как и то, что я сыграла большие роли у Галины Борисовны Волчек. "Современник" в период, когда я пришла в него, очень сильно "звучал" в стране, и значительная часть моей жизни пришлась именно на этот "хороший" его период. Хотя тогда там уже не было Олега Ефремова. Конечно же, сыграла большую роль и моя встреча с молодыми режиссерами Кириллом Серебренниковым и Андреем Могучим. Игорь Федорович Масленников - еще один важный для меня режиссер. Я прямо упивалась данной им мне ролью. Так жаль, что фильм буквально канул в небытие. Таким же образом в 1990-е куда-то канули еще несколько очень неплохих фильмов.

- Сейчас ваша жизнь по сути связана с "Современником".

Да, и то, что там до сих пор в репертуаре остался "Крутой маршрут", очень важно. Мне кажется, для этой страны и самого театра он будет практически "вечным" спектаклем. Мы играем его уже 26 лет, а его актуальность только возрастает. Актуальность того, что столько лет назад было написано мамой Василия Аксенова, Евгенией Семеновной Гинзбург, сегодня ничуть не стирается. Все 26 лет ее потрясающе играет Марина Неелова. За эти годы мы все состарились, на какие-то роли уже пришли молодые актеры, но сам спектакль не стареет. Все его "смыслы" сейчас становятся гораздо более важными, чем тогда, когда спектакль ставился и надо было людям открыть глаза. Оказалось, сегодня им приходится открывать их заново.

Вы надеетесь на то, что мы когда-нибудь преодолеем весь этот кошмар и нам еще повезет жить в стране, сумевшей переосмыслить, пережить сталинизм?

Нет, я в это не верю. И не потому, что сама пессимист. Я видела хороших молодых ребят, так называемое "непоротое поколение". Да, они потрясающие. Но ведь их так мало! Российская молодежь далеко не вся такая. Многим среди них тоже хочется ринуться в объятья "отца народов". Им искренне кажется, что в том мифическом для них советском прошлом жить было гораздо лучше. Им нужен именно лидер, готовый гнобить, расстреливать, для которого совершенно не важно, Есенин ты, Мандельштам, Лермонтов или Мейерхольд. "Перед законом все равны". А для этого "равенства" вам запросто, к примеру, подсунут наркотики. Вот у меня появилось три ложных твиттера, в которых я якобы такое писала! Слава богу, сейчас этим занимается очень хороший адвокат, который сумел разобраться с ситуацией. Но ведь завтра появится четвертый и пятый твиттер под моим именем! Недавно мне начали звонить друзья со всего мира, узнавшие через ФБ, что якобы я умираю с инсультом в московской городской больнице №2.

- Я тоже слышала этот бред.

Да, звонят и плачут подруги. Не знаю, что это такое!

- Типичные попытки "сломать" человека.

Но ведь они понимают, что я уже "стреляная". Опять же недавно "грохнули" мой сайт, который, правда, я сама не вела, но у меня была помощница Таня, гениально с этим справлявшаяся. Но Роскомнадзору было доложено, что я - экстремист. Хотя о политике я там практически вообще не высказывалась, исключительно о культуре. Мне много писала молодежь, ожидавшая от меня каких-то рецептов, открытий, объяснений, анализа. С ними было интересно. Тем более что вопросы подчас попадались очень неожиданные и интересные. Но там же писалось обо мне и немало отвратительных вещей, мол, "эта гнусная актрисулька", "бездарная и уродливая"... Сами понимаете, читать о себе подобное, всю жизнь проработав в театре, тяжеловато.

Многие сейчас переживают происходящее в стране не менее драматично, чем вы. Некоторые в итоге уезжают. Вы не думали об этом?

Нет, никогда.

- Это связано с театром, с вашей профессией?

Я намертво связана с русским языком. И - все, на этом кончено. Иногда я встречаю русских актеров, сумевших преодолеть это страшное препятствие. Но я не столь талантлива, чтобы блестяще выучить язык на старости лет. Петь я не могу, танцевать, увы, тоже.

А если вдруг случится так, что те немногие серьезные, талантливые режиссеры, с которыми вы привыкли работать (тот же Кирилл Серебренников), исчезнут из страны, окажутся в вынужденной эмиграции?

Нет, я на такое не способна. Во-первых, для меня важен привычный московский круг общения. Без него не могу. Во-вторых, мне здесь страшно, но очень интересно. Я не отношусь к людям, способным видеть вокруг себя только черное. Если не сижу за рулем, а просто хожу по улицам, ко мне все время подходят чудесные люди, цепляют меня, мы разговариваем. Вот только сейчас вернулась с кинофестиваля из Одессы. Как меня там обласкали! Как эта "улица" меня любила! И ведь все - в конце жизни, когда как киноактриса я уже никуда не гожусь. Но в какую б страну я ни приехала, там обязательно находятся люди, говорящие мне "спасибо" и цепляющие на темы инакомыслия, которым живу и я.

Да, в России есть города, отказывающиеся принять спектакли, где я занята. Боятся, отказывают в аренде зала. К примеру, я очень опасалась ехать в Тюмень. Звоню Люсе Улицкой, говорю: "Не могу ехать в Тюмень! Там уже и народ, и местное телевидение заявило, что я якобы приеду, чтоб устроить там "новый майдан". Но ни до какого "майдана" я даже не доползу, у меня коленки больные!". А там как раз должен был идти ее спектакль "Мой внук Вениамин", она автор. Люся в ответ меня спрашивает: "Чего ты боишься?" Отвечаю: "Во-первых, могут в тот же день отказать от аренды. Во-вторых, начать яйцами в морду кидать". Она: "Кинут яйцо - вытрешься!" И я поехала. Да, в Тюмени были листовки, порхавшие по всему фойе. Люди, пришедшие на спектакль, их в урны выбрасывали. Одну из них я сохранила. Что там было написано?! "Русофобка, ненавидит русский народ, 5-я колонна, они хотят Майдана, оранжевая революция", словом, какая-то непроходимая чушь! Весь набор про "печеньки от ЦРУ".

- Словом, ничего нового?! Все те же штампы?

Да. Но при всем том, когда я иду по любой улице в России, знаю: она состоит из моих единомышленников. Все говорят мне "спасибо". Так что где эти "86%" поклонников власти, понять не могу. Ни разу их не встречала вживую. Встречаю только тех, кто говорит со мною на моем языке.

- Но это ведь счастье!

Счастье. И у меня такое впечатление, что все русскоязычное население земного шара тоже говорит на моем языке, я от этого плачу.

- Тогда хочется спросить: кто же жертва той самой пропаганды, на которую вы сетуете?

Я не знаю, вижу их только по телевизору. Клянусь! А в жизни - ни разу. Может быть, когда-нибудь встречу, и это станет последним днем в моей жизни. Вот письма пишут: "Ты сдохнешь не своей смертью, в грязном подъезде!" А в конце письма стоит крест.

Борьба длиною в жизнь наконец-то увенчалась успехом!

У меня полно прекрасных воспоминаний, которые связаны с творчеством Лии Ахеджаковой. Это она рассказывала нам, чем отличается деловая женщина от женщины в «Служебном романе», это она пела «Вагончики» в «Иронии судьбы». Ну а как можно забыть легендарную фразу: «Мой ребенок: хочу - кормлю, хочу - нет» из кинофильма «Гараж»?

Интересно, что в жизни актриса вовсе не похожа на своих немного странных и нелепых героинь. Она волевая и сильная женщина, которая не очень любит говорить о личной жизни, но может часами напролет обсуждать творческие вопросы.

Маленькая Лия росла в творческой семье. Ее отчим работал режиссером в Адыгейском драматическом театре, а мама трудилась там же актрисой. Когда родители узнали, что дочь также хочет пойти по их стопам, они попросили Лию сильно задуматься…

После школы девушка поступает на факультет журналистики, но с треском проваливается. Чтобы не терять целый год, Лия идет учиться в институт цветных металлов. Но случайный вуз смог удержать девушку в своих стенах только на полгода.

На следующий год целью Ахеджаковой стал ГИТИС. Лия боялась, что ее не примут, но опасения были напрасными. Неординарная девушка была на высоком счету у преподавателей и считалась одной из лучших студенток на курсе.

После учебы Ахеджакова по распределению попала в ТЮЗ. Там актриса научилась выдержке и терпению. Но со временем Лия поняла, что больше не развивается, а топчется на месте. Тогда она собралась с силами и пошла к Галине Волчек, которая приняла ее в «Современник».

Первым мужем Ахеджаковой стал актер Валерий Носик, который работал вместе с ней в ТЮЗе. Их брак продлился недолго. О причинах расставания до сих пор доподлинно неизвестно. С уверенностью можно лишь сказать, что Носик всегда отзывался о своей бывшей супруге с большой теплотой, как и Ахеджакова о нём.

Второй избранник Ахеджаковой - художник Борис Кочейшвили. Мужчина долго добивался внимания актрисы: рисовал ее портреты, забрасывал цветами. Лия всё не шла на контакт, потому что боялась подпустить к себе чужого человека, но в итоге сдалась.

Оказалось, опасения Ахеджаковой были не напрасны. Столкнувшись с первыми же трудностями, вольная душа художника заскучала. Даже когда у Лии Меджидовны заболела мать, Кочейшвили отказывался помогать супруге по хозяйству. Он считал, что художника не должен волновать быт. Она промолчала и ушла.

После этого Ахеджакова была уверена, что больше никогда не сможет построить личное счастье. Она много работала и рьяно отстаивала свою гражданскую позицию, не взирая на молву и осуждения.

Неожиданно в 2001 году стало известно, что Ахеджакова вышла замуж за фотографа Владимира Персиянинова. Лия Меджидовна крайне редко появляется с супругом на людях, наслаждаясь семейным счастьем на даче вдали от глаз.

Мужчина несколько моложе актрисы, но это не мешает им любить друг друга. Подруги Ахеджаковой говорят, что сейчас эта женщина действительно счастлива. Помимо всего прочего Лия Меджидовна огромное количество времени уделяет своему хобби - садоводству. В том числе она выращивает и различные экзотические растения.

В разговоре об Ахеджаковой, особенно юбилейном, всегда есть соблазн некоторого сюсюкающего умиления, и мы от него хотели бы предостеречь.

Ахеджакова - явление сложное, тонкое, она себе на уме. Очень легко отождествить ее с Малаевой из «Гаража» или с девочкой-травести, в качестве которой она впервые прославилась. И еще легче купиться на ее превосходно выстроенную манеру разговаривать с гостями - чудачество, забывчивость, хлопотливость.

Она прошла через травлю, у нее не самая легкая актерская биография, она все за всеми замечает, автоматически изображает всех, о ком говорит, и лучше с ней не расслабляться. Потому что, как только вы себе позволите снисходительность или умиление, она осадит вас резко, как умеют только очень наблюдательные и трезвые люди. Театральный мир вообще не для слабаков. Так что меньше умиления, больше внимания. И никаких вопросов про Путина, Мединского и прочих - о них ее и так спрашивают в каждом интервью. Поговорим лучше о самой Ахеджаковой.

«Фанатизм всегда пахнет фашизмом»

У вас же последняя госнаграда датируется 2006 годом - «За заслуги перед Отечеством» IV степени. И больше наград не было, хотя заслуги-то есть.

Бог с ним. Глупо обижаться, что не сыпятся награды к юбилеям, тем более что сегодня можно быть обласканным орденами только при симпатии к власти, а я не проявляю особой любви к некоторым «избранникам народа».

Грустно, что ни одна моя работа на сцене не была отмечена театральной общественностью. Кинематографисты как-то отмечали мои роли - и у Рязанова, и у Серебренникова. Хотя дом мой - театр. И тут уж полная взаимность. И театр меня любит, и я бесконечно люблю его генетически: мои мама и папа - люди театра.

Один только раз вдруг пронеслась новость: нас с Богданом Ступкой награждают за «Старосветскую любовь»! Пульхерия Ивановна, моя дорогая, принесла мне такую радость - «Турандот»! И когда я уже выходила разнаряженная из дома, волнуясь, с дрожащими руками и ногами (вместе с Бодей мы получаем «Турандот»! Ура!), мне позвонили. И сказали, что произошла ошибка. Поскольку спектакль антрепризный, за него, мол, ничего не положено… Но Богдана не оскорбили, дали награду «За вклад в русский театр». Хотя он такой замечательный артист, что ему награда ни прибавит ни убавит. Слава Богу, этот спектакль, который сделал Валерий Фокин на радость артистам и зрителям, был в моей жизни, пока жив был мой чудесный партнер, сын Украины Богдан Ступка!

- Вы с Петрушевской отметили юбилей почти одновременно…

Петрушевская сыграла огромную роль в моей актерской судьбе. К моменту появления ее в драматургии и Романа Виктюка в «Современнике» я от ролей мальчиков, девочек, зайчиков и «куриных ног», которые носили избушку Бабы-яги (это еще в ТЮЗе), плавно перешла к старушкам.

«Квартира Коломбины» - это мое «крещение» театром нового поколения. Тогда два знамения пронеслись: Кира Муратова (в кино на Одесской студии) и Петрушевская (в «Современнике» и Ленкоме, в последнем ставили «Трех девушек в голубом»). Я - в «Современнике», а моя подруга Инна Чурикова - в Ленкоме. Муратова и Петрушевская чем-то казались мне похожими: мощная харизма, жесткость и бескомпромиссность. Потом уже в моей жизни на миг появился Лёша Герман - такой же «правдоруб», нетерпимый и тоже огромный талант. Может, я ошибаюсь, но считаю: эти люди определили целую эпоху в театре и в кино.

И вот снова такие же кодовые люди в искусстве: Могучий, Лозница, Серебренников - осветили мою жизнь своей дружбой, участием и новыми важными для меня смыслами, ради которых стоит заниматься нашей профессией. Мы на днях должны были идти смотреть «Донбасс» Лозницы в «Гараже»...

Спасибо друзьям: мне прислали ссылку, и мы дома посмотрели этот потрясающий фильм. Счастлива за него - что сделал вовремя, именно сейчас нужен этот фильм. И его, конечно, не в Каннах нужно показывать, а в Уренгое, Нижневартовске, Екатеринбурге, Ростове, Воронеже...

- А Рязанов? Он ведь был отнюдь не просто комедиограф.

Мой друг, мой учитель Эльдар Александрович - самое важное, что было в моей актерской жизни. Это он заразил меня своей нетерпимостью к жестокости, извращению кровавой истории и нежностью к «маленькому» человеку.

Эльдар Александрович был очень серьезной личностью, оказавшей на меня колоссальное влияние. А последние годы мы уже дружили, созванивались, вместе подписывали письма... Как-то у нас сошлось все в итоге. Однажды он сказал мне фразу, которую я запомнила на всю жизнь: «Ненавижу фанатизм ни с той стороны, ни с другой. Фанатизм всегда пахнет фашизмом». А сегодня в обществе, к сожалению, слишком много агрессии, граничащей с фанатизмом.

«Хожу на суд над Серебренниковым, чтобы не быть идиоткой»

- Вы знаете, за что сидит под домашним арестом Серебренников?

Не знаю.

- Вы же ходите на заседания суда.

Ходила, чтобы не быть идиоткой и не узнавать всё из ТВ. «Гоголь-центр» Серебренникова - один из лучших театров Москвы. Смотрю там все спектакли. Видела, как они сами довели до ума «Маленькие трагедии». Последнее - «Пир во время чумы»… Мы с Аллой Покровской плакали: это пророчество про нас, старых актеров, не нужных театру. Чума на нас. Кирилл еще когда-нибудь прикоснется к этому спектаклю с учетом своей трагедии.

- Давно испытывали культурный шок?

Вчера. «Благодаря» тому, что нигде нельзя посмотреть, пришлось опять-таки воспользоваться ссылкой в интернете на фильм «Знаешь, мама, где я был?» Резо Габриадзе. Картина про детство в Кутаиси, про бабушку, про непреклонного дедушку, про пленного немца, про туалет на улице как знак бедности, традиции, детства.

Я позвонила Резо и сказала: «Ты всех нас влюбил в свою Грузию. Когда звучала грузинская музыка и шла нарисованная бабушка, а дедушка крушил туалет, сделанный немцем, я плакала». Премьера фильма была в Питере - и все заглохло. Мы сейчас с Грузией вроде уже не в таких плохих отношениях, как раньше? Так покажите людям шедевр!

- Вы очень добры в оценках.

Мне Сергей Женовач как-то сказал, когда восторгалась его спектаклем «Москва - Петушки»: «Вы перехваливаете». На что я ему ответила: «Сережа, я так люблю любить... Вы дали мне эту возможность. Спасибо!»

«Люблю Крым, но это не оправдывает воровство»

- Вам не тошно, когда вас начинают травить по любому поводу?

Интернет ко мне безжалостен, иногда даже приходится обращаться к адвокату Саркису Дарбиняну. Такое впечатление, что против меня ведется целая кампания: столько лжи, черной ненависти, 3 фальшивых твиттера, обвинения в экстремизме. Даже семью мою - маму, папу - не оставили без вранья и злобы.

Мы приехали в Тюмень со спектаклем - меня оскорбляли по местному ТВ, разбрасывали листовки по всему залу и в фойе. Там было написано, что я «русофобка», «подруга мамы Надежды Савченко». А я вообще ни с Надей, ни с ее мамой не знакома.

Теперь я - «террористка» по отношению к Крыму. Правда, я «террорист» в компании наиболее уважаемых представителей нашей культуры. Мы - «враги народа» и, главное, «террористы». Но такая компания чу́дная - честь для меня.

Я пришла к ней, когда были жуткие лесные пожары. Лиза собирала вещи для погорельцев. Принесла ей все, что было. Она сказала: нужны помпы и грузовик. Я достала грузовик, стали перезваниваться. Однажды прихожу к ней - там масса волонтеров, какой-то мальчик-аутист, у которого она проверяла уроки. Там с Лизой сидела легендарный журналист Лена Масюк, мы так чудесно втроем говорили, смеялись...

Лиза занималась паллиативной медициной, пробивала строительство хосписа, кажется, в Екатеринбурге, кормила бомжей у Павелецкого вокзала, лечила их… С ней было очень легко и уютно. Потом я узнала, что она везет в Москву больных детей, оказавшихся в черте войны на Украине. А потом… Кто же придумал послать ее в Сирию в этом проклятом самолете?! После Лизы у меня осталось острое чувство огромной потери.

- У Лизы, видимо, не было выбора, пришлось лететь. А у Хаматовой, по-вашему, тоже не было выхода - агитировать?

Она не агитировала - она приняла решение, чувствуя огромную ответственность за больных детей. За онкобольных. И она должна сделать все, чтобы было на что их лечить, привлекать лучших врачей, приобретать самую совершенную медицинскую технику. И не допустить подлые грязные руки, которые будут наказывать фонд (а в конечном итоге - детей) за непослушание, невнимание, оппозиционность, охлаждение и т.д.

Мне поручили больную девочку, к которой после излечения вернулся рак. Она была такая влюбленная в театр, в актерский мир… Умерла. Звоню ее маме Гуле, предлагаю деньги на похороны. «Спасибо, - ответила она. - Нас фонд хоронит».

И еще. Чулпаша - актриса милостью Божьей, как говорится. Талант требует реализации, а это уже не в остатке, а главное! Мы все в долгу перед ней, перед Чулпан.

«Хороших людей очень много»

- Можете вы вспомнить момент абсолютного счастья?

Их много было. Например, общение с Анатолием Васильевичем Эфросом. Мы с моей подругой Инной Чуриковой были ужасно влюблены в него. Наше поклонничество достигло высшей фазы, когда я снялась у Эфроса в «Тане» на ТВ. Помню, после «Отелло» Анатолий Васильевич развозил нас с Инной по домам. Он тогда купил машину и научился водить. Мы, счастливые, обсуждали с ним спектакль. Кажется, тогда Эфрос сказал: «Есть артисты-клоуны, а есть артисты исповедальные. Им не надо все время меняться, они исповедуются». И главное: «В трагедии не надо орать. Трагедия - вещь тихая».

Именно Анатолий Васильевич посоветовал мне пойти в «Современник» к Волчек (мне уже было 37 лет): «Там вам будет хорошо». Не всегда было так уж хорошо, но я сыграла здесь очень важные для меня спектакли и роли. И до сих пор я играю в спектаклях Галины Борисовны, чудесных, лучших ее работах. Ее спектакль «Крутой маршрут» - на все времена! Это страшное лицо (если лицо) России. То, что она дала возможность высказаться на тему сталинских лагерей всем актрисам театра - очень важно. Сейчас, через столько лет, спектакль опять актуален как никогда. Тема русской тюрьмы, пыток врывается в нашу жизнь. Как говорил Виктор Черномырдин, «никогда такого не было, и вот опять»…

Посмотрите, что происходит с историком, открывшим тысячи имен расстрелянных людей, исследователем жертв Большого террора : терзают, унижают, мучают... именем закона, именем России.

Боюсь, ничего хорошего. Пока в Донбассе стреляют, пока гибнут люди, ничего хорошего не будет. Сенцов очень плох. Теперь, если и захотят обменять, уже стремно. Могут припоздниться. Он погибает не за себя - за други своя, за Украину.

- Как получилось, что вы стали правозащитницей?

Да я не правозащитница! Просто раз позвонили и спросили мнение, два позвонили - и как-то так пошло, что ко мне стали регулярно обращаться те порядочные, честные, умные СМИ, которые еще остались. Так я себе репутацию и «испортила». Стала «врагом народа» и «русофобом».

- Вы не стали хуже думать про народ?

Да что вы?! Я объездила всю Россию. Посмотрела чудный фильм «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов» - вот всё понимаю, знаю этих людей - Лёху с Витькой, но люблю.

Сейчас вся оппозиционность убита напрочь. Митинги не работают. Подписи мировых имен, деятелей культуры - всё прахом. Но людей хороших в России очень много. Бывает: маленький город, театрик без ремонта лет 60, пол проваливается, а зритель - намоленный, воспитанный, чувствует каждую метафору, сечет все смыслы. И очень сердечный. Такое удовольствие играть для них, играть на разрыв аорты, благо партнеры подобрались превосходные (мы в последнее время возим с продюсером Ефимом Спектором спектакль по пьесе Люси Улицкой «Мой внук Вениамин», поставленный Марфой Горвиц). Разговаривать в поезде Уренгой - Нижневартовск с проводницами - счастье. На каждом шагу по всему Уралу, Сибири, в Благовещенске, во Владивостоке - люди, которые благодарят за эту гражданскую позицию, хотят поговорить, поддержать, присоединиться. Умные, скромные, простые и образованные люди. Это «другая» страна, не телевизионная.

- А где же тогда многочисленные сторонники власти?

Я их не видела. Но они в каком-то диком количестве живут в телевизоре.

Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2018.

Известная актриса Лия Ахеджакова рассказала про анонимные угрозы в ее адрес. Также она пожаловалась на фейковые аккаунты в соцсети Twitter.

Лия Ахеджакова рассказала, что недавно она обнаружила в социальной сети Facebook новости о своей смерти. Там было написано, что она лежит в одной из Московских больниц, и вскоре может умереть. После этого ей начали звонить ее друзья и знакомые, потому что переживали за здоровье актрисы. Ахеджакова их успокоила, и сказала, что с ней все в порядке.

Также она заметила несколько ее фейковых аккаунтов в Twitter. По ее словам, там про нее писали всякую гадость. Позже она наняла юриста, чтобы тот разобрался с этим. Потом актриса добавила, что это бессмысленно, ведь потом могут создать еще такие аккаунты. Накануне Ахеджаковой пришло письмо с угрозой, где неизвестный обещал, что актриса умрет не своей смертью, а в каком-нибудь подъезде. Под этими словами был нарисован крест. Стоит напомнить, что Лию Ахеджакову многие презирают, называя «русофобкой». Она сказала, что много видела плохого про себя в интернете и по телевизору, но на улицах никто и никогда не говорил ей ничего плохого.

Вконтакте

Народная артистка России Лия Ахеджакова , которая сыграла в нескольких фильмах Серебренникова, рассказала в интервью Тихону Дзядко, как весь этот год поддерживала режиссера, почему уверена, что дело «Седьмой студии» сфабриковано, и что это уголовное преследование значит для всего театрального сообщества.

Дело сфабриковано, и это очевидно. Не надо много посещать суды. Это совершенно банальная вещь, которую я вижу во всех сериалах на НТВ. У меня сейчас отпуск, и я смотрю всю эту муру. Тем не менее в каждом сериале кто-то заказал, а кто-то исполняет этот заказ. Заказывают повыше, а исполняют чуть-чуть ниже. Исполнители еще ниже стоят. Это абсолютная неправда в каждый свой момент. Сейчас выяснилось, что эти подсудимые пять человек знакомятся с материалами дела. Это такое количество там напухло, где они только это брали. Сейчас я говорила с адвокатом Малобродского, и вдруг при подробном рассмотрении выясняется, что протоколы допроса подсудимых не совпадают с материалами дела. В протоколах допроса написано другое.

Я тоже по радио слышала и сейчас проверила у [адвоката Алексея Малобродского] Ксюши Карпинской. Слава богу, наркотики не подложили, как Оюбу Титиеву. Слава богу, не нашлась какая-нибудь девочка Наташа, которую привернули бы, как Дмитриеву, опозорили и унизили перед нашим народом, который не очень вдается, кто, где, когда и что. Могут поверить и что наркоман, и что педофил, и что вор, и что хотите. Есть огромная часть нашего населения, которая подвержена этой пропаганде. Тому, что выдают наверх.

Экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский в Басманном суде
Фотография:

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

«Товарищи! Граждане! Смотрите, у нас Дмитриев, величайший историк, краевед, который открыл столько имен, - педофил. Замечательный правозащитник Оюб Титиев - у нас наркоман. А вот один из самых интересных реформаторов нашего русского театра, молодой и полный сил трудоголик с колоссальной работоспособностью Кирилл Серебренников у нас вор, товарищи». Есть люди, которые в это верят.

Теперь дальше выясняется: почему домашний арест? Прошлый день рождения Кирилла, кажется, шестого или седьмого сентября, в сентябре будет год, а дело закончится еще позже. Тогда было заявление чудовищной бухгалтерши Масляевой о том, что за ее дочками следят Алексей Малобродский и Кирилл Серебренников. Два интеллигента, образованных интеллектуала. Она еще ответит за то, что доносила, провокаторша.

У меня был шок. Я была и на суде Ходорковского, и по Болотной. Тут пришла на суд, и главное мое впечатление, что эти две девочки, которые оказались прокурором и следователем, никогда не были в театре. Это очевидно. Я вижу, что судья, может, в детстве в ТЮЗе и была, я не знаю, но эти люди не знают настоящего театра. Сказать, что не было «Сна в летнюю ночь», не поставил и украл деньги. Человек, который любит и знает театр, не может так позорно, ничтожно, мерзко провоцировать. Спектакль шел и идет.

«Не воруй», наркотики - что угодно можно сказать. Эта мерзость все равно никогда не пристанет к этим людям: ни к [директору РАМТ] Соне Апфельбаум, ни к [продюсеру Юрию] Итину, ни к Малобродскому. Сейчас очень модно говорить об интеллигенции в уничижительных тонах. Прошли те времена, когда интеллигенция была духовной защитой России. Сейчас считается, что это какие-то либерасты. Вот эта мерзость прилипает и говорит об очень плохих временах.

Меня совершенно потрясают люди, которые работают в «Гоголь-центре». Они сохранили театр. Представляете, Тихон, я же подписывала дипломы тем актерам, которые были единственным актерским курсом во МХАТе под руководством Кирилла. Это были мальчики и девочки. Когда сейчас я прихожу на эти спектакли, я вижу, как возмужали эти люди, как они оформились по-человечески и повзрослели. Какими матерыми актерами они стали. Как они сохраняют спектакли.

Режиссер Кирилл Серебренников и актриса Лия Ахеджакова в суде
Фотография:

Alexander Zemlianichenko / AP

Последнее время я была на якобы незаконченных его «Маленьких трагедиях» Пушкина. Я была на «Кафке», это такой сложный спектакль. Я думаю, каждый раз, когда он должен идти, его надо репетировать, проверять. Я не знаю, как они работают. Ни одной накладки. Для меня самое главное, что они сохраняют смыслы творчества Кирилла. Я не была на «Нуриеве», но то, что мне рассказала Чурикова, то, что мне рассказывают люди, которые попали на этот спектакль, это очень важное явление в русском театре. И что? Люди, которые его судят, идут похлопать и посмотреть, что там такое. В то же время меня попросил Кирилл, и я снимаюсь в этом фильме «Лето», который не был закончен. Его заканчивают те люди, которые работали с Кириллом.

Я не могу сказать «совместная работа», были три ночные съемки. Такие квартирники тех времен, которые, наверное, и сейчас где-то есть. Такого подъема уже нет. Тогда это было именно в Питере, там же был «Сайгон», там начинался настоящий русский рок. Просто мне позвонила Анечка Шалашова, на плечах которой весь «Гоголь-центр». Это такой товарищ для Кирилла. Юля Ауг, еще есть режиссеры, которые следят, выпускают новые спектакли. Идет работа на полную катушку.

Нет, это беспрецедентный случай. В моей жизни такого не было. Насколько я знаю историю нашего отечественного театра, такого не было никогда. Чтобы лидер был под домашним арестом, балет заканчивается в Большом театре, не в самодеятельном или маленьком провинциальном театре. Фильм заканчивается, друзья заканчиваются. Друзья по той матрице, которую предложил Кирилл, готовы и способны завершить его дело. Заканчивается спектакль в Штутгарте, закончились «Маленькие трагедии».

Скажите, а как вы понимаете движение в двух абсолютно разных направлениях - с одной стороны, бесконечные отказы во всех ходатайствах, просьбах защиты и прочем, что происходит в судах. С другой стороны, действительно, выходит «Нуриев». Почти вся политическая элита находится там. Выходит фильм «Лето» в широчайшем прокате по всей стране и собирает довольно хорошую кассу - на него ходят люди. В этом есть какой-то признак легкой или нелегкой шизофрении. Одна рука делает одно, а другая - другое.

Нет, рука другое не делает. Вообще, побеждает среда Кирилла. Та среда, в которой он возмужал и стал мощным режиссером, мощной личностью. То ли он себя окружил, то ли попал в эту среду, то ли сам ее сформировал. Среда мощной интеллигенции и деятелей культуры. Она оказывается сильнее провокации, пропаганды, ложных обвинений. Того, что с такой легкостью со своей дороги убирают ненужных людей любыми способами.

Я думаю, смыслы и текст спектаклей, которые делает Кирилл. Еще есть такая вещь - не высовываться. Среда, которая стоит за плечами Серебренникова, очень мощная. Я говорю «интеллигенция». Ведь папа кто? Папа - крупнейший профессор. Мы были со спектаклем Кирилла в Ростове, в котором я имела честь играть. До чего довели человека за этот год? Успела умереть мама, папе сделали страшную операцию. Меня попросил «Гоголь-центр» поздравить Семена Михайловича с его днем рождения, когда он лежал прикованным к больничной койке. Все это без сына, а это семья, где все поддерживают друг друга. Это интеллигенция, которой Россия всегда гордилась. Сейчас принято говорить, что это «гнилая интеллигенция». Не гнилая она, а очень мощная.

Я пессимист. Я вижу, куда все катится, что творится с этим делом Сенцова. Я вижу, что с Дмитриевым, когда приговор уже был отменен. Потом возвращают в еще худшем виде. Эта бабушка, которая засадила девочку в детский дом. Есть бабушка, и она свидетельствует против. Идет охота на волков, на очень мощные личности, которые не поют в общем хоре. Очень мощные индивидуальности со своим мировоззрением, человеческой порядочностью.

Идет охота на волков, и Кирилл - один из них, да и Соня Апфельбаум. Интеллигентный человек, умница, интеллектуал Леша Малобродский. Я была на суде, когда он был за решеткой, а остальные сидели в зале рядом с адвокатами. Он сидел за решеткой как наиболее ненадежный. Он уже лежал в больнице, сейчас под домашним арестом. Почему он не убегает в свой Израиль? Неужели, если за Кириллом запереть дверь его квартиры, он куда-то сбежит? Это не те люди, это другой народ, интеллигенция. Я не знаю, как еще объяснить. Я не очень разбираюсь в юридических терминах, но я видела, что те, кто судят, никогда в жизни не были в настоящем хорошем театре. Наверное, ни в каком не были.