На основе Союза благоденствия весной 1821 г. возникли сразу две крупные революционные организации: Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, - Никита Муравьёв.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.
П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. «Народ российский, - писал он, - не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию - единую и неделимую республику с сильной централизованной властью. Федеративное устройство государства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и временное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».
Историческим прообразом демократической системы для Пестеля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государственные дела) Новгородской республики. Конечно же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области - на губернии, губернии - на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний - выборные «посадники».
Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды - представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России - Народное вече - избирался сроком на пять лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча.
Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти - Верховный собор - состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.
В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользование. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и «землю частную». Общественная земля подлежала раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином.
Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».
Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим государством и совершенно сольют свою народность с народностью господствующего народа...». В то же время Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их ра совой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения.
Южное общество объявило неэффективной деятельность предшественников и признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.
«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, передавали друг другу свои задушевные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предложениям, теориям не было конца, - вспоминал декабрист Н. В. Басаргин. - Разумеется, в этих соображениях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко соглашал разногласия».
В Северном обществе программные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Умеренное крыло северян поддерживало «Конституцию» Муравьёва, радикалы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заговорщики) склонялись к «Русской правде». Бесконечная полемика, несогласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недостаточно убеждённых его членов. Постепенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Общество новых «вольнодумцев».
Постепенно между двумя организациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стремились объединить все революционные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столице, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламентирующие послереволюционное устройство России. В конце концов заговорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
Ещё с лета 1823 г. Южное общество поддерживало связь с Польским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу примкнуло Общество соединённых славян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыльного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к малоимущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспотизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.
Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём военного переворота. Несмотря на расхождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество - во имя великой цели.
Планам революционеров не суждено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедленном выступлении в столице. Действовать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской площади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декабристским организациям. Выработанные декабристами основы освободительной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспитании последующих поколений борцов с самодержавием.
Общество соединённых славян О́бщество соединённых славя́н
(Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском братьями А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818-23). Свыше 50 членов. Программа содержала требования освобождения крестьян, создания федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯНО́БЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯ́Н (Славянский союз, Славянское общество), тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы (1818-1823). Св. 50 членов. Программа: освобождение крестьян, создание федеративной республики всех славян. В сентябре 1825 соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав Славянскую управу. Многие члены общества участвовали в восстании Черниговского полка.
* * *
О́БЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯ́Н (Славянский союз, Славянское общество), тайное общество декабристов на юге России в 1823-25.
Предтечей его являлось Общество первого согласия, впоследствии переименованное в Общество друзей природы, основанное в 1818 в Полтавской губернии братьями П. И. и А. И. Борисовыми (см.
БОРИСОВЫ)
. Общество было немногочисленным, не имело четкой политической программы. В 1823 полк, в котором служили Борисовы, был переведен в г. Новоград-Волынск, где они познакомились с польским дворянином Ю. К. Люблинским (см.
ЛЮБЛИНСКИЙ Юлиан Казимирович)
, высланным из Варшавы за участие в польском революционном движении.
По предложению Люблинского, общество Борисовых было преобразовано в Общество соединенных славян. Целью его стало объединение всех славянских народов в демократическую республиканскую федерацию. Членами ее должны были стать Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроатия (Хорватия); население этих стран члены общества считали славянским. Каждая страна должна была получить свою конституцию в рамках федерации. Достижение панславянского единства должно было осуществиться путем революции, причем в отличие от членов Южного общества (см.
ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)
декабристов члены Славянского общества делали ставку на народную, а не военную революцию.
Состав членов Общества соединенных славян также отличался от состава членов Южного общества. В большинстве своем они были мелкопоместными дворянами, армейскими офицерами небольших чинов, с невысоким уровнем образования.
Летом 1825 во время армейских сборов в лагерях под местечком Лещином о существовании Общества соединенных славян узнал один из руководителей Васильковской управы Южного общества М. П. Бестужев-Рюмин (см.
БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Михаил Павлович)
. После нескольких совещаний в сентябре было принято решение о присоединении Славянского общества к Южному и образовании Славянской управы, которая действовала практически как часть Васильковской (во всяком случае вся связь с Южным обществом осуществлялась через Бестужева-Рюмина). Несколько «славян» дали Бестужеву клятву участвовать в цареубийстве.
Ряд членов Славянского общества участвовал в Черниговского полка восстании (см.
ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ)
; одновременно «славяне» обсуждали возможность прийти на помощь восставшим, но не успели это сделать, так как восстание было подавлено. Декабристы из Славянского общества после ареста были доставлены на следствие в Петербург (кроме участников восстания, отданных под военный суд при главной квартире 1-й армии) и приговорены к каторге и ссылке.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "Общество соединённых славян" в других словарях:
- (Славянский союз, Славянское общество), тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми и Ю.К. Люблинским на основе тайного Общества друзей природы (1818 23). Свыше 50 членов… … Современная энциклопедия
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН, тайная организация декабристов на Юге России. Создано в 1823 в Новгороде Волынском братьями А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским. Св. 50 членов (большинство младшие офицеры). Программа: освобождение крестьян,… … Русская история
Общество соединённых славян - общество соединённых слав ян (организация декабристов) … Русский орфографический словарь
Тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград Волынске (См. Новоград Волынский) офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого… … Большая советская энциклопедия
Декабристы участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810 х первой половины 1820 х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу… … Википедия
Декабристы участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810 х первой половины 1820 х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу… … Википедия
Тайная организация декабристов в Украине в 1821 25. Члены главным образом офицеры. Создано на базе Тульчинской управы «Союза благоденствия». Учредители: П. И. Пестель, А. П. Юшневский, П. В. Аврамов, А. П. Барятинский, Н. В. Басаргин,… … Энциклопедический словарь
Северное тайное общество (1822 1825) декабристское общество, образовавшееся в Петербурге после роспуска Союза благоденствия. Его члены подняли известное восстание 14 декабря 1825 года. Устройство и члены Северное общество образовалось в… … Википедия
Декабристы - это, как правило, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.
Но была еще одна — своеобраз-ная декабристская организация — Общество соединенных славян
,
впоследствии при-соединившаяся к Южному обществу.
Вскоре после организации Союза благоденствия, но совершенно независимого от него, в армии возникла самостоятельная небольшая тайная организация — Общество первого согласия . Оно было основано 13 мая 1818 года в местечке Решетиловка Пол-тавской губернии тремя юнкерами — братьями А.И. и П.И.Борисовыми и Волковым. Через некоторое время общество перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы с республиканской программой.
В 1823 году в Новград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (высланного из Варшавы за причастность к антиправительственной деятельности на базеОбщества друзей природы) было решено вместо прежнего, изжившего себя кружка организо-вать Общество соединенных славян с целью революционного объединения всех сла-вянских племен в одну федеративную республику. Членами всеславянской федера-ции по их замыслу должны были стать Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Далмация, Кроация . Каждая из вошедших в фе-дерацию стран должна будет выработать свою, приспособленную к особенностям собственного народа конституцию. Предполагалось бурное развитие промышленности, торговли, строительство торговых портов на берегах Черного, Балтийского, Белого и Адриатического морей.
Вступающий в организацию член давал обет бороться «для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому». Он клялся: «...самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения »; «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян ». Были разработаны и особые «Правила соединенных славян», отмеченные стремлением к решительным революционным действиям.
Постепенностали увеличиваться и ряды членов Общества. В числе первых были приняты В.А. Бечаснов, П.Ф. Выгодский, И.И. Горбачев-ский, И.И. Иванов; в 1824 году - В.Н. Соловьев, Ф.А. Жебровский, П.Ф. Громнитский, А.В. Усовский, Н.И. Красницкий; весной 1824 года принято еще несколько человек. В списках декабристов, осужденных Верховным уголовным судом, значатся 23 члена Об-щества соединенных славян.
Члены Общества соединенных славян по своему имущественному положению значительно отличались от участников Северного и Южного обществ декабристов. Подавляющее большинство из них — это малоимущие дворяне, часто не имевшие ни земли, ни крестьян и больше по форме, чем по существу, принадлежавшие к дворян-скому сословию. Чаще всего это были военные в небольших чинах, жившие «с одного жалования».
"Славяне" были последовательными противниками «рабства» кре-стьян — крепостного права. «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь», — гласил их программный документ «Катехизис».Крепостное право славянами решительно отвер-галось и осуждалось. Желание освободить крестьян вылилось у них в предложение практической меры: определить некоторую часть общественной суммы на выкуп крепостных людей.
Революцию они считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ.
В сентябре 1825 г. Общество соединилось с Южным обществом на основе его программы, образовав особую «Славянскую управу» и его члены стали деятельно готовиться к выступлению.
Многие из «славян» дали особую клятву участвовать в цареубийстве; был составлен список цареубийц, принесших клятву выполнить это революционное поручение. Так была заложена основа «когорты обреченных», задуманной еще ранее П.Постелем и М.Луниным.
тайная революц. орг-ция, созданная в нач. 1823 в Новоград-Волынске офицерами бр. Борисовыми и политич, ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским. В об-во входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных док-тах об-ва ("Правила", "Клятвенное обещание") при политич. незрелости и романтич. окраске (клятва на оружии, символич. знаки и т. д.) отчетливо выступала идея добровольного соединения слав. народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Центр. политич. задачей об-ва было создание респ. федерации слав. и нек-рых соседних народов в составе России, Польши, Богемии, Моравии, Сербии, Молдавии, Валахии, Далмации, Кроации, Венгрии, Трансильвании. Каждый народ должен был иметь свою конституцию, осн. на демократич. принципах, с учетом нац. особенностей этого народа. Верховная власть в федерации возлагалась на собрание представителей от всех республик. Ближайшей целью члены об-ва считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. Большое место в осуществлении задач отводилось самообразованию и моральному совершенствованию членов об-ва, к-рые должны были просвещать и постепенно готовить народ к новым формам гражд. существования. Не исключалась, однако, и возможность революц. переворота при помощи армии. К осени 1825 об-во насчитывало ок. 50 членов, значит. часть к-рых уже не удовлетворяло отсутствие программы конкретных действий. В сентябре 1825 об-во по предложению С. И. и М. П. Бестужева-Рюмина объединилось с Южным об-вом декабристов на основе его платформы. Многие б. члены О. с. с. энергично действовали при подготовке вооруж. выступления декабристов и приняли активное участие в восстании Черниговского полка. Лит.: Восстание декабристов. Мат-лы, т. 5, М.-Л., 1926; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Нечкина М. В., Об-во соед. славян, М.-Л., 1927; ее же. Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955; Оксман Ю. Г., "Пифагоровы ааконы" и "Правила Об-ва соед. славян", в кн.: Науч. ежегодник Саратовского гос. ун-та за 1954 г., Саратов, 1955, с. 154-58. Л. А. Сокольский. Москва.
Общество соединённых славян имело сложную первоначальную историю. В том же 1818 г., когда в Москве оформился Союз благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое «Общество первого согласия», преследовавшее цель борьбы за демократический строй, В 1823 г молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация (все эти страны общество считало славянскими). Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей - Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Нежелай иметь раба, когда сам быгь рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывагот «не колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена.
Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, но - что особенно важно - демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия»,- сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского (эти воспоминания - важный источник для изучения идеологии Общества соединённых славян). «Предполагалось с точностью определить границы каждого государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза а для изменения в случае надобности общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений». Таким образом, предполагалось единение преобразованных революцией славянских стран, завоевавших демократическое представительное правление. Этот план глубоким и коренным образом отличается от планов реакционного панславизма, противоположен ему. Реакционный панславизм предполагал «единение» славянских народов под главенством русского самодержавия - угнетателя трудовых масс, тюремщика народов. Идея панславизма лишь прикрывала захватнические цели российского самодержавия-, отражая интересы хищнических эксплуататорских классов. Таким образом, революционную идею славянской демократической солидарности никак нельзя смешивать с идеей реакционного панславизма.
Объединение Общества соединённых славян с Южным обществом декабристов. Осенью 1825 г., накануне выступления, Общество соединённых славян объединилось с Южным обществом и составило его особое отделение - Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от своей цели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель для них лишь отодвигалась в будущее; первоочередным признавался революционный переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза - освободит Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредит в них свободные правления и соединит всех федеративным союзом»,- обещал славянам Бестужев-Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом.
Члены Общества соединённых славян стали энергично вести агитацию среди солдат, готовя их к перевороту. Главной их опорой были солдаты расформированного Семёновского полка, уже имевшие опыт в ыступления 1820 г.