Что изобрел котельников глеб евгеньевич. Кто изобрел парашют

Первый парашют конструкции Котельникова РК-1 появился в 1012 году. Более 100 лет продолжается развитие парашютной техники. Удивительная история создания парашюта

Так появились самолеты и летчики

Испокон веков люди смотрели в небо, на звезды... Эта заманчивая глубина высоты притягивала своим необъяснимым простором. Создание первого летательного аппарата, который поднялся в Небо, было чудом! Вопреки всем законам притяжения, это сооружение в разбеге оторвалось от земли и понеслось по Небу огромной ревущей птицей, очаровывая одних и пугая других. Так появились самолеты и летчики ... :)) А для спасения летчиков в случае экстремальной ситуации стали использовать длинные сложенные зонты, которые крепились к самолету. Их конструкция была тяжелой и ненадежной, и чтобы не утяжелять вес самолета, многие летчики предпочитали летать без этого спасательного элемента — не использовать зонт в полете.

При падении самолета летчику в редком случае удавалось отстегнуть крепление зонта, раскрыть его и прыгнуть из самолета, чтобы смягчить удар о землю.

18 (30) января 1872 года в Петербурге в семье Котельникова, профессора механики и высшей математики, родился сын, который с детства пел, играл на скрипке, часто с родителями бывал в театре. А ещё этому мальчику нравилось мастерить разные игрушки и модели. У Глеба, так звали мальчика, с возрастом по жизни так и остались увлечения театром и конструированием.

Изобретение ранцевого парашюта

Если бы не эта история, неизвестно когда состоялось бы изобретение ранцевого парашюта.

В 1910 году в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания. Великолепный праздник с несколькими показательными полетами лучшего летчика тех времен Льва Макаровича Мациевича. Накануне с ним в Небо взлетел Столыпин, он восторженно любовался Санкт-Петербургом и его окрестностями.

А в день воздухоплавания высшие чины офицеров с Мациевичем поднимались в Небо. А ещё... влиятельные особы... Представляете, счастье у них было какое...! Полет на самолете...! А гордости, наверное, было ещё больше... :))

Праздник в разгаре, а день клонился к вечеру, и перед крайним вылетом Мациевичу передали пожелание от Великого князя Александра Михайловича показать что-нибудь эдакое... какое-нибудь авиационное достижение. И Мациевич пошел на рекорд.

Он решил взлететь максимально высоко... на столько, на сколько сможет его любимый Фармон-IV, этот легкий, изумительно красивый, словно полупрозрачный, самолет. Максимальная скорость полета, которую мог развить Фармон 74 км/час.

Это был очень смелый и решительный шаг, потому как в те времена считалось, что чем ближе к земле, тем безопаснее полет. Лев Макарович Мациевич в наборе увел свой Фармон на 1000 метров от земли — это примерно пол версты... и неожиданно... вдруг... самолет начал падать, рассыпаясь в воздухе... летчик выпал из беспорядочно падающего самолета... и вслед за обломками своей машины упал на землю... на глазах у зрителей...

Сохранилось архивное фото того трагического момента. Секунды... и последняя встреча с землей...

Эта трагедия глубоко залегла в душу Глеба Котельникова, и он начал разрабатывать систему, которая могла бы спасти летчика. Через год с небольшим Котельников уже попытался зарегистрировать в России своё первое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Но по непонятным причинам ему отказали в регистрации патента.

20 марта 1912 года после второй попытки уже во Франции Котельников получил патент за № 438 612.

Парашют РК-1

Парашют РК-1 (Русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. К подвесной системе, которая одевалась на человека, ранец крепился в двух точках. Стропы парашюта Котельников разделил на две части и вывел их на два свободных конца. Состоялась уникальная реконструкция крепления купола к подвесной системе, которая исключила непроизвольное вращение парашютиста под куполом, где все стропы крепились к одной фале. В воздухе, после выдергивания кольца, открывался ранец, на дне которого под куполом находились пружины... они и выбрасывали купол из ранца... причем безотказно... не было ни одного отказа...

Представляете, какое сильное потрясение пережил человек после трагической гибели летчика, и насколько сильно было желание спасти, исключить возможность гибели пилота при выходе из строя аэроплана в воздушном пространстве. Котельников изобрел все ключики, необходимые для нормальной работы парашютной системы.

Первые испытания проходили на земле. Автомобиль, к которому был прикреплен парашют, разогнался, и Котельников ввел в действие парашют, который, выйдя из ранца, мгновенно открылся, а автомобиль от неожиданного рывка назад заглох... история сказывает...

Дальнейшие испытания парашютной системы РК-1 продолжились с аэростата. Прыгал манекен весом 80 кг - самый лучший друг испытателей. Бросали с разной высоты, и все прыжки манекена оказались успешными.

Но в производство парашютную систему не приняли всвязи с тем, что Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович высказал опасение, что летчики при малейшем отказе летательного аппарата станут покидать дорогую машину в воздухе. Аэропланы дорогостоящие, и их ввозят из-за границы. Беречь нужно аэропланы, а люди найдутся. Парашюты вредны, с ними авиаторы при малейшей опасности будут себя спасать, а аэроплан подвергать гибели.

Нет, так нет... и в скором времени парашют РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова был представлен на конкурс в Париже и Руане, а представляла парашют коммерческая фирма «Ломач и К°» .

Первый прыжок с парашютом РК-1. Дорога в жизнь.

5 января 1913 года в Руане был совершен первый прыжок с парашютом РК-1 с моста через Сену. Высота 60 метров...!!! Великолепный бесстрашный прыжок совершил студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский...!!! Парашют сработал отлично, показал возможность раскрытия при прыжке с низкой высоты. Это мы сейчас с Вами понимаем, насколько рискованным был этот прыжок, а в те времена считали, что это самый безопасный вариант прыжка, тем более река Сена внизу спасет в экстренном случае. Но насколько зрелищным оказался прыжок, Вы можете себе представить! Конкурс прошел блестяще! Русское изобретение получило признание за рубежом.

В России царское правительство вспомнило о парашюте Котельникова только в период первой мировой войны...

Зато вспомнило... :))

Спасибо летчику Г.В.Алехновичу... он сумел убедить командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Началось первое производство ранцевых парашютных систем для авиаторов под управлением Котельникова.

Была создана новая система, парашют РК-2.

Не устраивал Котельникова металличекий ранец с пружинами. Создавать, так создавать! И появился парашют РК-3 с мягким ранцем , в котором пружины были заменены на соты для укладки строп — эта техника укладки строп используется по сегодняшний день.

Грузовой парашют РК-4 был создан в 1924 году, Купол диаметром 12 метров был рассчитан на груз до 300 кг.

Глеб Евгеньевич Котельников проложил дорогу в Небо, создал то, что сразу взяло разбег и ушло в стремительное развитие. Все испытания проходили успешно, а это значило, что путь был верным.

В 1926 году все свои изобретения Котельников передал Советскому правительству.

Недалеко от полигона, где впервые испытывался парашют Котельникова, близ деревни Сализи (с 1949 года Котельниково), установлен памятник с изображением парашюта .

Надпись на памятнике: «В районе этой деревни в 1912 году проводились испытания первого в мире авиационного ранцевого парашюта, созданного Г.Е.Котельниковым» А ведь уже 100 лет минуло... Спасибо за радость, умный Котельников!

В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова

На Новодевичьем кладбище могила Глеба Евгеньевича Котельникова является местом, где парашютисты постоянно к деревьям привязывают ленточки и затяжки парашютов.

В настоящее время, спустя 100 лет, Научно-Исследовательский Институт Парашютостроения создал великолепную парашютную систему, которая проходит испытания —

Биография

Глеб Евгеньевич Котельников родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели.

Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп . Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение он предпринял уже во Франции , получив 20 марта 1912 года патент за № 438 612.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл в июне 1912 года.

На разных высотах с аэростата сбрасывался манекен весом около 80 кг с парашютом. Все броски прошли успешно, но Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича , что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан.

Зимой 1912-1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. 5 января 1913 года студент Петербургской консерватории Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста, перекинутого через Сену . Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.

В начале войны поручик запаса Г. Е. Котельников был призван в армию и направлен в автомобильные части. Однако вскоре лётчик Г. В. Алехнович убедил командование о снабжении экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Вскоре Котельникова вызвали в Главное военно-инженерное управление и предложили принять участие в изготовлении ранцевых парашютов для авиаторов.

В сентябре деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково . Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта.

В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.

Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

1912-1941 - 14-я линия, 31, кв. 20.

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 30 января
  • Родившиеся в 1872 году
  • Умершие 22 ноября
  • Умершие в 1944 году
  • Изобретатели по алфавиту
  • Изобретатели России
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие в Москве
  • Парашютизм
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Котельников, Глеб Евгеньевич" в других словарях:

    Котельников Глеб Евгеньевич Энциклопедия «Авиация»

    Котельников Глеб Евгеньевич - Г. Е. Котельников Котельников Глеб Евгеньевич (1872—1944) — русский советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1911 создал парашют РК 1 (русский, конструкции… … Энциклопедия «Авиация»

    Котельников Глеб Евгеньевич - Г. Е. Котельников Котельников Глеб Евгеньевич (1872—1944) — русский советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1911 создал парашют РК 1 (русский, конструкции… … Энциклопедия «Авиация»

    Котельников Глеб Евгеньевич - Г. Е. Котельников Котельников Глеб Евгеньевич (1872—1944) — русский советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1911 создал парашют РК 1 (русский, конструкции… … Энциклопедия «Авиация»

    Котельников Глеб Евгеньевич - (1872—1944), изобретатель. Родился в Петербурге. Окончил Киевское военное училище (1894). С весны 1910 актёр (псевдоним Глебов Котельников) в Петербурге (с конца 1910 в труппе Народного дома на Петербургской стороне). Под впечатлением от… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта. В 1894 окончил Киевское военное училище. В 1911 создал парашют РК 1 (русский, конструкции Котельникова, 1 я модель), успешно… … Большая советская энциклопедия

    - (1872 1944) российский изобретатель. Создал первый авиационный ранцевый парашют (1911), примененный в 1 й мировой войне … Большой Энциклопедический словарь

    - (1872 1944) русский советский изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1911 создал парашют РК 1 (русский, конструкции Котельникова, 1 я модель). В дальнейшем К. значительно… … Энциклопедия техники

    - (1872 1944), изобретатель. Род. в Петербурге. Окончил Киевское военное училище (1894). С весны 1910 актёр (псевдоним Глебов К.) в Петербурге (с конца 1910 в труппе Народного дома на Петербургской стороне). Под впечатлением от гибели лётчика … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Котельников, Глеб Евгеньевич - КОТЕЛЬНИКОВ Глеб Евгеньевич (1872 1944), российский изобретатель. Создал первый авиационный ранцевый парашют (1911), примененный в 1 ю мировую войну для оснащения экипажей самолетов Илья Муромец и привязных аэростатов наблюдения. Впоследствии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сов. изобретатель, создатель авиационного парашюта. В 1894 окончил Киев. военное училище. Прослужив недолгое время в армии, К. ушел в отставку. Нек рое время служил чиновником, а затем стал актером. В 1911 создал … Большая биографическая энциклопедия


Коте́льников Глеб Евге́ньевич (18 января (30 января) 1872, Санкт-Петербург - 22 ноября 1944, Москва) - изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Биография

Глеб Евгеньевич Котельников родился 18 января (по новому стилю - 30 января) 1872 года в Санкт-Петербург е. Его отец, Евгений Григорьевич, был профессором механики и высшей математики. Мальчик получил прекрасное образование, с детства отличался явными способностями не только к точным наукам, но и к музыке. В семье Котельниковых все были очень талантливыми творческими людьми и проявляли особый интерес к точным наукам.

В воспитании детей большую роль играла мать, Екатерина Ивановна, образованная и творчески одаренная женщина. Старший брат Глеба, Борис Евгеньевич Котельников, вспоминал: “Мама ходить в гости не любила, изредка лишь часть времени посвящала нам, детям, играя разные пьесы и напевая иногда целыми вечерами…”
В 1889 году отец Глеба скоропостижно скончался. Юноша собирался поступать в консерваторию или Технологический институт, но после смерти отца Глеб Котельников остался без материальной поддержки. И ему пришлось поступить в Киевское военное училище.

По окончании учебного заведения он получил диплом с отличием. Вскоре молодой человек стал офицером царской армии. Но военная служба мало интересовала его, поэтому Глеб Котельников в 1897 году ушел в отставку в чине поручика, поступил на службу в Акцизное ведомство. Однако и должность чиновника не пришлась ему по душе. Котельников был творческим человеком, однообразие жизни и деятельности тяготили его, не давали проявить свои способности и таланты.

Когда мальчику было 12 лет, его отец стал увлекаться фотографией. Сам Глеб также с интересом относился к этому процессу. Но отец не позволял сыну пользоваться дорогим аппаратом. Мальчик решил самостоятельно сделать фотокамеру. Он купил у старьевщика старый объектив. Остальные детали и фотопластинки мальчик сделал сам. Отец похвалил сына за успех, пообещав ему купить настоящий аппарат. И вскоре у Глеба появилась своя камера.

Настоящей отдушиной для молодого человека стал театр. Он самостоятельно устраивал представления, создавал театральные кружки везде, куда ни заносила его судьба. На представлениях всегда выступал сам, играл на скрипке, читал стихи. Но не только театр интересовал молодого человека. Он всегда стремился к изобретательской деятельности.

С весны 1910 актёр Глеб Котельников под псевдонимом Глебов-Котельников в Петербурге. С конца 1910 работает в труппе Народного дома на Петербургской стороне.

Под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича в 1910 году создал первый в мире авиационный ранцевый парашют, успешно применённый в годы 1-й мировой войны.

В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В. А. Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что "4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз - ни одной осечки. Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом... Готов испытать изобретение в Красном Селе..."

В декабре 1911 года "Вестник финансов, промышленности и торговли" сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако "по неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612". Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Салузи.

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

Забытые страницы Великой войны

Парашют Котельникова

Котельников с парашютом

собственного изобретения

Слово «парашют» состоит из двух слов и в переводе с французского в буквальном смысле означает «против падения». Летом 1917 года парашюты появились в действующей армии.

Казалось бы, раз слово французское, стало быть, и сам предмет придуман во Франции. Хотя это правило работает далеко не всегда. Например, знаменитый салат «Оливье» носит явно французское название, но создан был в России. Так и с парашютом получилось. Изобретателем первого современного парашюта был русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. Он запатентовал свое детище в 1912 году. Причем, не только в России, но и в нескольких европейских странах, в частности, Франции. Так что никаких сомнений в том, кому принадлежит пальма первенства, нет.

Первый прыжок совершил также русский человек – студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский. Он успешно спустился на парашюте во французском городе Руан с высоты 60 метров в январе 1913 года. Глеб Котельников, кадровый офицер русской армии, закончивший Киевское военное училище и вышедший в отставку после трех лет службы, придумывал парашют не ради развлечений. В октябре 1910 года в дни Всероссийского праздника воздухоплавания на Коломяжском аэродроме под Петербургом погиб летчик Лев Мациевич. Он открыл жертвенный список в русской авиации. Гибель Мациевича на глазах многотысячной публики произвела колоссальное впечатление, в том числе и на актера труппы Народного дома на Петроградской стороне Глеба Котельникова. Отставной поручик в одночасье понял, что необходимо создать средство спасения для летчиков и других воздухоплавателей. И приступил к делу.

Глеб Котельников с манекеном-испытателем Иваном Ивановичем

Созданный им через год ранцевый парашют первоначально испытывался на манекенах весом 80 кг. И всегда успешно. Однако в официальных структурах принять и поставить изобретение на поток не спешили. Отталкивались от высказывания великого князя Александра Михайловича, курировавшего нарождавшуюся авиацию, смысл которого заключался в том, что наличие спасательных средств на борту при малейшей неисправности будет провоцировать летчика покинуть самолет. А аэропланы, приобретаемые за рубежом, стоят дорого… Характерна в этом смысле отписка заведующего Электротехнической частью Главного инженерного управления (ГИУ) генерал-лейтенанта Александра Павлова (во многих материалах на эту тему его ошибочно называют А. П. Павлов, хотя на самом деле имя-отчество генерала – Александр Александрович) писал: «Возвращая при сем чертеж и описание автоматически действующего парашюта вашего изобретения, ГИУ уведомляет, что изобретенный Вами „ранец-выбрасыватель“ ничем не обеспечивает надежность открывания парашюта после выбрасывания его из ранца, а потому не может быть принят в качестве спасательного прибора… Произведенные Вами опыты с моделью не могут считаться убедительными… В виду вышеизложенного ГИУ предложение Ваше отклоняет». Любопытно, что спустя примерно месяц генерал Павлов выходит в отставку. Впрочем, ретроградство генерала могло стать следствием указаний уже помянутого великого князя. И неважно, что все многочисленные проведенные испытания со стационарного и летящего аэростата и аэроплана показали надежность конструкции. Если что и вызывало нарекания со стороны специалистов, в частности, первого русского авиатора, впоследствии военного летчика Михаила Ефимова, так это вес ранца. С 15 килограммами за спиной движение в тесном пространстве самолетов того времени было сильно затруднено. Корзины аэростатов комфортом также не отличались.

Военный летчик

Глеб Алехнович

Началась I Мировая война, и поручик Котельников был призван в армию и был отправлен на Юго-Западный фронт в автомобильные войска. Однако вскоре его отозвали в тыл. Вспомнили «наверху» про его парашют. И надумали-таки начать внедрение изобретения в практику воздухоплавательных сил и авиации. Начать решили с того, чтобы обеспечить парашютами экипажи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Это решение «продавил» военный летчик Глеб Алехнович, командир экипажа «Муромца-V». Котельникову заказали 70 экземпляров. Заказ был выполнен, но в течение двух лет парашюты лежали мертвым грузом. Военные летчики их не использовали. Приказа не было. Да и опыта тоже.

Тем временем к середине 1916 года началось интенсивное использование привязных аэростатов в качестве пунктов наблюдения и корректировки артиллерийского огня. С высоты, как говорится, виднее. Такой способ разведки оказался эффективным, но и крайне опасным. Немецкие истребители охотились за аэростатами и на Западном и на Восточном фронте с особым азартом. После применения парашютов французской фирмы «Жюкмес» под Верденом, спасших жизнь нескольким наблюдателям, доказывать актуальность применения строп и шелка уже не приходилось. Но в ГВТУ (бывшее до 1913 года ГИУ) поступили согласно «доброй» российской традиции: вместо того, чтобы использовать собственное изобретение, доказавшее к тому же свою надежность, предпочли закупить парашюты во Франции. За золото, разумеется. Приобрели 200 штук. Парашюты заказали и Котельникову, но их число было мизерно.

Изобретатель

воздухоплавательного

парашюта Жорж Жюкмес

Отдельно по поводу парашютов «жюкмес». Есть версия, что это – авторское изобретение известного в Европе аэронавта Жоржа Жюкмеса. Есть и другая. После того как ранцевый парашют Котельникова был продемонстрирован в 1912 году на выставке во Франции, им заинтересовались представители фирмы «Жюкмес». Благо, изобретение можно было позаимствовать, так как представляла его частная русская компания «Ломач и К», а вовсе не официальные структуры России. В любом случае, по техническим характеристикам «жюкмес» проигрывал РК-1. В попытках упростить конструкцию французы свели стропы в один пучок за плечами парашютиста, чем лишили его всякой возможности маневрировать и увеличили опасность обрыва крепления. В аппарате Котельникова стропы делились на два пучка и располагались на плечах, что позволяло управлять движением в воздухе.

В мае 1917 года началось обучение летного состава прыжкам с парашютами. Учились и на «жюкмесах», и на русских РК-1. Так, например, на стол командира Офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенанта Александра Кованько лег рапорт: «12 сего мая (ст. ст. – прим. авт.) производились опыты с парашютом Котельникова. Два раза с высоты 200 и 300 метров было сброшено чучело весом в 5 пудов. Оба раза парашют раскрылся, и чучело плавно опустилось на землю. Затем в корзине поднялся… подпоручик Остратов, который, надев пояс парашюта, с высоты 500 метров выпрыгнул из корзины. Около трех секунд парашют не раскрывался, а затем раскрылся, и Остратов вполне благополучно опустился на землю. По словам подпоручика Остратова, он во время спуска каких-либо болезненных явлений не ощущал. О столь положительных результатах испытания парашюта считаю необходимым довести до вашего сведения. Благополучный спуск на парашюте должен вселить в воздухоплавателей большее доверие к парашютам».

Параллельно шли прыжки с менее совершенным французским аппаратом за плечами. Рискнул, к примеру, поручик одного из воздухоплавательных отрядов Анощенко, после чего резюмировал: «Теперь мы твердо верим в парашюты, верим, что в опасную минуту они нас спасут». Днем ранее аналогичную попытку совершил штабс-капитан Соколов. Он прыгал с высоты 700 метров с борта корзины аэростата и приземлился без повреждений. Не все учебные прыжки с «жюкмесом» заканчивались успешно. За короткий период несколько воздухоплавателей погибло. Как ни странно, сохранилась статистика прыжков того времени. С «жюкмесом» было совершено 56 прыжков. Удачным стал 41. В восьми случаях парашютисты погибли, в семи – получили различные травмы. Опытных прыжков с РК-1 за плечами случилось всего пять. И все завершились благополучно. Кстати, что означает аббревиатура РК-1. Очень просто: «Русский Котельникова первый». Выглядел он так: ранец в виде металлического контейнера с откидной крышкой в верхней части, которая фиксировалась специальным ремнём. Внутри контейнера – спиральная пружина и пластина, которые, точно поршень, выталкивали уложенный купол со стропами из контейнера.

Глеб Евгеньевич Котельников умер в 1944 году, пережив Ленинградскую блокаду. Изобретений в области парашютостроения на его долю пришлось много. Потому и покоится он на Новодевичьем кладбище в Москве. В Петербурге на 14-й линии Васильевского острова на доме, в котором изобретатель жил в 1912-1941 годах, находится мемориальная доска. А деревня Сализи под Гатчиной, где были проведены первые испытания РК-1, переименована в 1949 году в Котельниково.

Михаил БЫКОВ,

специально для «Почты Полевой»

Изобретатель первого в мире парашюта Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 января 1872 года (18 января по старому стилю) в Петербурге, в семье профессора механики и высшей математики Е.Г. Котельникова, автора популярного в те годы «Элементарного курса механики» и ряда других работ.

Родоначальником семьи Котельниковых был первый русский профессор математики Семён Котельников, учёный и сподвижник великого Ломоносова. Увлечение точными науками и техникой в семье Котельниковых было традиционным, но не единственным.

Е.Г. Котельников был разносторонним человеком. Помимо механики и математики, он увлекался вопросами механизации сельского хозяйства и выступил в этой области с рядом конструкторских предложений. В то же время он страстно любил музыку и любительский театр. Его сын был еще более талантливым человеком. Уже в детстве Глеб обнаружил большие способности к пению, игре на скрипке и других инструментах. Изобретение первого легкового автомобиля не прошло для него бесследно. Именно после этого события Г.Е. Котельников стал проявлять огромный интерес к автомобилестроению и авиации.

В 1889 г. Г. Котельников поступил в Киевское военное училище, которое окончил с отличием и стал офицером артиллерии. Обстановка в царской армии была ему не по душе, поэтому он вскоре, вышел в отставку и поступил в Акцизное ведомство. Обязанности акцизного чиновника тяготили его ещё больше, чем служба в гарнизонах Польши.

Истинным его увлечением в те годы стал театр. Где бы ни жил Г.Е. Котельников, всюду он организовывал любительские театральные кружки, играл на сцене, режиссировал, создавал народные дома, выступал в концертах в качестве чтеца и скрипача.

Наряду с этим у него проявлялись и склонности к изобретательству. В 1902 г. он изобрёл укупорочную машину для винокуренных заводов.

В 1907-1909гг. в Сочи он увлёкся автомобилями, а также жадно следил за бурным развитием авиации. В эти же годы он изобрел велосипед под парусом, на котором сам совершал служебные поездки по степным просторам Дона на скоростях, превышающих скорость поезда.

В 1910 г. Г.Е. Котельников оставил службу в Акцизном ведомстве и перебрался в Петербург, где стал артистом Глебовым–Котельниковым. Многочисленные рецензии отмечали его крупные сценические удачи, о нем говорили как об артисте большого дарования и широкого диапазона.

Живя в Петербурге, он часто посещал ипподром за Каменным островом, где в то время проходили полеты аэропланов. 6 октября 1910 г. Котельников стал свидетелем гибели летчика Л. Мациевича. Потрясенный этой смертью, Г.Е. Котельников задался целью создать спасательное устройство для авиаторов и решению этой задачи посвятил большую часть своей жизни.

Г.Е. Котельников задался целью создать спасательное устройство для авиаторов. Многие зарубежные конструкторы пытались решить эту задачу, но предложенные ими парашютные конструкции оказывались тяжёлыми, громоздкими, сложными в действии. Котельников пошел другим путём. «Всегда при мне», - так формулировал он принцип авиационного парашюта. Но как постоянно иметь при себе огромный тяжелый тюк? Этот вопрос и предстояло решить изобретателю. Как и многим великим изобретателям, ему помог случай. Увидев однажды, как одна актриса извлекла из маленькой сумочки восточную шелковую шаль, Котельников понял, что ему нужно: не тяжелый брезент, пропитанный каучуком, а легкий и плотный шелк без пропитки.

С присущим ему увлечением Г.Е. Котельников стал разрабатывать свою мысль, изучая законы падения тел, их ускорения, сопротивление воздуха. Здесь ему помогли математические знания, полученные в военном училище. После ряда попыток в ноябре 1910 г. изобретатель построил первую в мире модель ранцевого авиационного парашюта универсального действия. Крышка ранца откидывалась особыми пружинами. Внутренняя полка на сильных пружинах выбрасывала парашют из ранца, как только открывался весьма простой и надежный затвор. Купол кроился из плотного шелка в форме плоского круга из 24 клиньев. Впервые в практике парашютостроения Г.Е. Котельников разделил стропы парашюта на 2 группы. Это дало возможность летчику при падении с парашютом выполнять скольжение и развороты в любом направлении. Кроме того, для быстрого наполнения купола была предусмотрена прокладка под кромку парашюта тонкого стального троса сечением 1 кв.мм. Именно эта схема легла в основу всех дальнейших модификаций. Г.Е. Котельников назвал свое изобретение «РК-1» - «Русский Котельников». После ряда пробных испытаний 1 июля 1912 г. в Воздухоплавательном парке около деревни Салюзи под Гатчиной состоялись настоящие испытания. Пятипудовый манекен с парашютом был сброшен с аэростата, поднятого на высоту 200 метров. Позднее сбрасывания проводили с самолета. Чиновники из военного министерства и летный состав с недоверием относились к новинке. Лишь спустя десятилетие, в начале 20-х годов, парашют Котельникова начал пользоваться популярностью.

В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, в т. ч. РК-2 с полумягким ранцем, РК–3 и ряд грузовых парашютов, которые были приняты на вооружение советскими ВВС.

Великая Отечественная война застала Г.Е. Котельникова в родном Ленинграде. Несмотря на сильно ослабевшее перед войной зрение, он принял активнейшее участие в работе постов ПВХО, мужественно переносил все лишения блокады. В конце 1941 г. его в тяжелом состоянии эвакуировали в Москву. Там, несмотря на ослабевшее здоровье, Глеб Евгеньевич продолжал свою изобретательскую и творческую деятельность. Уже в 1943 г. в Москве вышла его первая книга, под названием «Парашют», а чуть позже – более общее исследование «История парашюта и развитие парашютизма».

В январе 1944 г. Г.Е. Котельников был удостоен высокой правительственной награды - ордена Красной Звезды, который ему вручили как «старейшему русскому конструктору парашютов». Воодушевленный этим изобретатель начал ряд новых работ в области совершенствования парашютов, но планам не суждено было осуществить. 22 ноября 1944 г. Глеб Евгеньевич Котельников скоропостижно скончался.

Глеб Евгеньевич Котельников был удивительным изобретателем. За короткий срок, с февраля 1929 г. по июль 1930 г., он подал 12 заявок на изобретения, на 9 из которых он получил авторские свидетельства. Изобретения Г.Е. Котельникова раскрывают нам насколько многообразна была его изобретательская мысль и каким широким кругозором он обладал.

Перечень изобретений Г.Е. Котельникова, находящихся на постоянном государственном хранении в филиале РГАНТД
  1. «Автоматическая песочница для трамвайных вагонов»
  2. «Приспособление для автоматической смазки рельсов на криволинейных участках пути»
  3. «Аппарат для автоматической подачи песка на рельсы при буксовании колёс»
  4. «Машина для нанесения сургучных печатей на пакеты»
  5. «Респиратор»
  6. «Машина для штемпелевания»
  7. «Приспособление для пломбирования»
  8. «Копилка»
  9. «Аппарат для штемпелевания пакетов разной толщины»
  10. «Картотека»
  11. «Прибор для определения кривизны буровых скважин»
  12. «Приспособление для торможения поезда с пути»
  13. «Приспособление для подачи определённого количества жидкой смолы»
  14. «Устройство в парашюте для регулирования скорости спуска»
  15. «Способ уничтожения кувыркания в воздухе при парашютном затяжном прыжке»
  16. «Способ уничтожения акролеина, выделяющегося при варке олифы»
  17. «Приспособление для автоматического открытия парашютного ранца»