Сказка о воде и капельках пеьеса для детей. Экологическая сказка про воду Сказка сочиненная детьми о воде

История одной Капли

(грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

Как Тучка была в пустыне

(сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

— Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

— Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы

(сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

— Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

— А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

— Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка

(добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Все живое нуждается в воде

Экологическая сказка

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

— «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

— «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

— «Да ну заяц, я тебе не верю».

— «А давай проверим»?

— « И как же это мы будем проверять»?

— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

— « Ежик и ты мне подари цветы».

— «Да запросто на держи».

— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

— «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

— «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

— «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

— «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

— «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле

Экологическая сказка

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

— Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.

Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

This entry was posted on Воскресенье, Декабрь 8th, 2013 at 23:49 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Елена Михайловна Дьякова

Цель: способствовать формированию у детей бережного отношения к природным ресурсам – воде.

Задачи:

Расширить знания детей о воде на примере опытов;

Побуждать детей бережно относиться к окружающему миру;

Развивать познавательные, эстетические, нравственные качества личности ребенка.

Действующие лица:

Большая вода

Кикимора

Капелька (ребенок)

Ведущая. Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю про волшебницу воду. А как вы думаете, почему воду называют волшебной?

(ответы детей)

На самом деле ее так называют, потому что вода в природе творит самые настоящие чудеса. Вода – одно из главных богатств на земле. Недаром в народе говорят: «Там, где есть вода – есть жизнь». Если человек какое-то время может обойтись без еды, то без воды он просто погибнет.

А сейчас послушайте сказку, которая так и называется «Волшебница вода».

В одном городе всю ночь шел дождь и образовалась большая лужа. Рано утром выглянуло солнышко и стало пригревать. Капельки дождя, из которых получилась лужа, проснулись и стали весело переговариваться между собой. Давно их не собиралось так много. А одна капелька, самая маленькая, дремала. Она была еще глупая и многого не знала. Но, вот ее тоже разбудило солнышко.

Капелька. Ой, как жарко, и почему-то капелек становится все меньше и меньше. Куда же они деваются? Я тоже, возможно, скоро исчезну, а я не хочу исчезать.

(Капелька заплакала)

Ведущая. Капелька, не плачь. Слышишь? Какой-то шум. Он похож на шум воды.

(входит Большая вода)

Б. Вода. Что случилось? Я слышу чей-то плач. Капелька, что с тобой? Почему такая грустная и плачешь?

Капелька. А ты кто?

Б. Вода. Я – Большая вода. Так почему ты плачешь?

Капелька. Моих подружек осталось совсем мало. И я, наверное, тоже скоро исчезну. Мне страшно.

Б. Вода. Не бойся. Так и должно быть. Солнышко пригревает, лужа скоро высохнет, а капельки просто испарятся, превратятся в пар. Ты тоже снова окажешься в небе, а потом опять станешь капелькой.

Капелька. А разве так может быть?

Б. Вода. Конечно, ведь вода, как волшебница, может превращаться из одного состояния в другое: то она капелька, то снежинка, то льдинка, то сосулька, а то превращается в невидимку, т. е. в пар – испаряется.

Капелька. Ничего себе, я этого не знала.

Б. Вода. Ты еще многого не знаешь. А хочешь я покажу тебе чудеса с водой?

Капелька. Конечно, хочу.

Опыт № 1. (1 стакан с водой, 1 – с молоком; две ложки.

Вывод: вода прозрачная)

Опыт № 2. (чайник, пар, стеклышко. Вывод: вода превращается в пар)

Капелька. Да, это интересно.

Б. Вода. А сейчас попробуй отгадать мои загадки:

В огне не горит и в воде не тонет. (лед);

Самовар как закипает, он из-под крышки вылезает. (пар);

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (река)

(дети помогают отгадывать)

Б. Вода. Ну, что, Капелька, настроение поднялось?

Капелька. Да, немножко.

Б. Вода. А, чтобы еще веселей стало, поиграем.

Ребята, представьте себя капельками. А когда их много, может образоваться ручеек. В него мы и поиграем.

Игра «Ручеек»

А теперь, ребята, доскажите словечко:

Лейся, дождик, веселей, мы с тобою дружим.

Весело нам бегать босиком по … (лужам).

Неколючий, светло-синий, по кустам развешан … (иней).

Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить – землю с небом хочет сшить?

Не ответишь, подождем, отгадаешь под … (дождем).

Грязнулю всегда выручает … (вода).

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без … (воды).

Б. Вода. Видишь, Капелька, без нас с тобой никак не обойтись. Всем нужна вода: и растениям, и животным, и насекомым, и птицам, и людям. А людям нужна вода к тому же еще и чистая: для мытья, приготовления пищи, для питья.

(входит Кикимора, в руках у нее бутылка с грязной водой)

Кикимора. А мне вот чистая вода совсем не нужна. Я люблю водичку грязную, я ведь живу в болоте.

(показывает бутылку с грязной водой)

Умываться не надо, мыться не надо. Красота! Я специально бросаю мусор в воду, например, в речку, чтобы она стала грязной.

Б. Вода. Да ты что, Кикимора, разве так можно делать? Воду нужно беречь и не загрязнять.

Кикимора. А я не буду. Чего мне ее беречь.

Б. Вода. Кикимора, ты пойми, если вода будет грязная, в такой воде нельзя будет купаться, можно заразиться и заболеть. И пить такую воду опасно, там ведь много микробов.

Кикимора. Ну, и что, подумаешь.

Б. Вода. Кикимора, скажи мне, зачем тебе эта грязная вода в бутылке? Давай ее очистим.

Кикимора. Ну, давайте, если вам хочется. А как?

Б. Вода. Смотри.

Опыт № 3. (очищают воду через фильтр)

Кикимора. Вообще-то это интересно. Прямо фокус получился.

Фу, как жарко, и что-то так пить хочется. У вас нет водички попить? (обращается к ведущей).

Ведущая. Вот, видишь, Кикимора, пить захотела. Вот и тебе понадобилась вода и не какая-нибудь, а для питья – чистая. На, пей.

(Кикимора пьет)

Кикимора. Да, хорошая водичка, холодненькая, чистенькая.

Б. Вода. Есть даже стихотворения про воду.

(читают дети)

Начало весны

Небосвод поднимается выше,

На снегу исчезают следы,

А к утру вырастают на крыше

Любопытных сосулек ряды.

Заблестит ручеек вдоль дороги,

Обернется водицей снежок –

И появится нежный и робкий

На проталинке первый цветок.

Дождик

Солнце жгучее светило,

Теплый дождик разбудило.

Он проснулся, оглянулся

И за лейкой потянулся.

Дождь сухих не любит грядок,

Навести решил порядок.

А когда угомонился, -

Вместе с лейкой испарился.

Кикимора. Ой, я тоже придумала стихотворение:

Водичка, водичка,

Побрызгай мне на личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Волосенки густели,

Щечки розовели.

Ведущая. Ты уже и стихи стала писать? А вообще, Кикимора, тебе не мешало бы умыться, вон ты какая грязная, и в зеркало посмотреться после этого.

Кикимора. Ладно, уговорили, я скоро… (уходит)

Ведущая. А мы, ребята, пока поиграем.

Игра (прыгают через лужи)

(входит Кикимора, чистая, нарядная)

Б. Вода. Ой, тебя и не узнать, настоящая красавица.

Кикимора. Да, я и сама себе нравлюсь. Я подумала и решила: не буду больше мусорить, загрязнять воду. А буду к воде относиться бережно.

Ведущая. Б. Вода. Вот и молодец!

Ведущая. Так закончилась история про волшебницу воду. А мы, ребята, должны для себя сделать выводы:

Капелька. - воду надо беречь.

Б. Вода. - напрасно ее не расходовать.

Ведущая. - не бросать мусор в речки и содержать в чистоте берега.

Хором: Без воды нам не прожить на свете,

Это помните и взрослые, и дети!

Капелька Ребята, я хочу вам подарить эти капельки, чтобы вы помнили обо мне и о том, что воду надо беречь.

(Капелька вручает детям сувениры-капельки)

-Что ты, Капелька, грустишь?

Большая Вода показывает Капельке опыт с водой и молоком, из которого следует, что вода прозрачная



Сказка о воде

Было летнее жаркое утро. В одном городском дворике жила девочка Лиза. Ранним утром Лиза гуляла во дворе, а посередине этого дворика была большая лужа. Лиза играла во дворе и нечаянно наступила в эту лужу. Рассердилась Лиза:

Ты, грязная вода, намочила мне ножки. Зачем ты тут, посреди двора, убирайся прочь!

В этот самый момент, большая лужа, на которую девочка рассердилась, вмиг испарилась. Девочка продолжала гулять во дворе, как вдруг к ней подошел щенок:

Гав, Лиза. Мне так стало жарко, я хотел попить из большой лужи. Но она исчезла. Ты её не видела?

А Лиза Ничего не смогла ответить. В этот же момент к луже подлетела стая воробьев. В летний жаркий день они любили поплескаться в этой большой луже.

Чик-чирик, а где же наша любимая лужа?

Лиза и воробьям не смогла ответить и ушла в другой конец двора. Там была большая клумба с цветами, которой часто любовалась девочка. Она подошла и удивилась. Цветы поникли и стали засыхать на жарком солнышке. Девочка поняла, что они хотят тоже воды. Лизе стало жарко, она испугалась и убежала домой. Забежав в квартиру, она стала кричать и звать маму:

Мама, мама, дай мне скорей попить. Мне очень жарко, я хочу воды.

Мама подошла к крану, чтобы налить в стакан Лизе воды, но в кране воды не оказалось.

Лизонька, нет в кране водички.

Мама, что случилось, куда делась вода?- спросила Лиза.

Но мама только пожала плечами. Девочка задумалась и спросила у мамы:

Мама, а могла водичка исчезнуть, если её кто-то обидел?

Если водичку, кто-то обидел, то он должен понять, что совершил ошибку. Что вода очень важна в нашей жизни. Вода нужна и людям, и животным, и растениям. Вода нужна всем и всегда и тот, кто её обидел, должен обязательно у нее попросить прощенья.

Лиза, не ответив ничего маме, ушла в свою комнату. Она поняла, что это может быть, она обидела водичку, когда нагрубила большой луже во дворе. Лиза выбежала во двор, к месту, где была большая лужа. Села на корточки и потихоньку, еле слышно стала звать водичку из лужи назад:

Водичка из лужи, прости меня, я поняла, что я тебя обидела. Ты нужна всем. И без тебя очень плохо. Скорей вернись назад.

Лиза заплакала и когда первая слезинка упала на землю, вода вернулась на тоже место, где и была. Открыв глаза, она увидела, что на другом краю лужи пил щенок. Сразу прилетели воробьи и с веселым щебетом стали купаться. Подбежав к клумбе с цветами, она поняла, что цветы расправили свои цветочки и повернулись к солнышку, будто улыбаясь ему.

Подбежав обратно к луже, Лиза сказала:

Спасибо тебе водичка, что вернулась. Я поняла, на сколько ты важна для нас всех. Я больше тебя ни когда не обижу!

Слава, почет всегда и везде, нашей волшебной и доброй воде!

Ручкина Алина, 7лет,

Г. Балашов, МОУ СОШ №6 г. Балашова Саратовской области

Им. Крылова И.В.

В настоящее время многие педагогические издания, интернет-сайты вдохновляют педагогов на создание оригинальных, интересных, актуальных разработок. Такие издания предлагают технологические приемы решения сложнейших для педагогов задач современности. Многие из публикуемых технологий находят широкое применение на практике, переосмысливаются и приживаются надолго.

Так, поводом для разработки и основой предложенных нами занятий стали публикации об опыте работы московских педагогов в журнале «Музыкальный руководитель». Данный цикл занятий мы начали весной и продолжили его с теми же детьми уже осенью. Весеннее занятие прошло на высоком эмоциональном уровне, потому ребята легко вспомнили понравившееся им доброе Облачко и захотели дальше узнать о его приключениях.

Конспект комплексного занятия в средней группе
(из цикла «Сказки о воде»)

«Весенний дождик».

Цель .
Формировать выразительность детских рисунков под влиянием прослушивания музыкальных произведений; продолжать знакомить детей с техникой рисования под музыку, соответственно ритма мелодии учить подражать звукам, используя музыкальные и шумовые инструменты.

Материал : игрушки — Облачко, Кукла; стихотворение С.Я. Маршака «Дождь»; зонтик, фоны для рисования, выполненные в технике «мыльные пузыри», фломастеры, кисточки, шумовые и музыкальные инструменты.

Ход занятия

— Дети, сейчас я расскажу вам невероятную историю. (Рассказ сопровождаю показом игрушек). Пришла весна и через некоторое время все с нетерпением стали ждать весеннего дождика. А его все не было и не было. Высаженные цветы и овощи плохо росли без дождика. Девочка в саду все ждала, когда же он придет. Вдруг на горизонте появилось маленькое Облачко. Оно быстро приближалась. Так мог действовать только настоящий друг, который всегда приходит на помощь в трудную минуту. Облачко полило цветы в саду, овощи и присело на скамью рядом с Девочкой. Они начали разговаривать. Девочка сказала, что очень любит весну, весенние цветы, бабочек, пение. А что любишь ты, Облачко? Выяснилось, что для него нет ничего лучше. чем вода. Девочка удивилась: — Что интересного можно найти в обычной воде?

И вот что она услышала: — Я принесло с собой дождь — теплый, полноводный, но короткий. Он помог расти твоим цветам и овощам. Такой дождик любит солнышко. Оно остается на небе, умывается и расстилает над всей землей радужное полотенце. Такой дождик любят и птицы и цветы, и травы, и деревья.

О таком же веселом, быстром дождике рассказал в стихотворении «Дождь» поэт Самуил Яковлевич Маршак.

По небу голубому проехал грохот грома
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим
Как весело и быстро
По всем зелёным листья
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Пролётный дождь стучит.

— Сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в саду у Девочки. Там вас внезапно застал веселый, теплый дождик. (Раскрыть зонтик). Чтобы не грустить, послушаем музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по подоконнику, по крыше, звенит, падая на цветки ландыша.

(Выполняется фрагмент пьесы «Вальс-шутка» Д. Шостаковича).

— В музыке, которую вы сейчас слышали, ноты по длительности разные: одни — короткие, другие — длинные. В дождике также капельки разные: одни — тяжелые, длинные, другие — легкие, короткие, мелкие. Дождь становится то сильнее, то снова затихает. Попробуем сыграть эти звуки. На наших инструментах сыграем «музыку дождя».

(Дети изображают звуки дождя с помощью шумовых и музыкальных инструментов, сначала одни, а затем — с сопровождением).

— Как еще можно изобразить дождик, чтобы мы его не только услышали, но и увидели?

(Дети рисуют, пытаясь координировать движения руки с музыкой).

— Музыка определенно помогла вам изобразить дождик. Какой дождик вы нарисовали? Весенний, веселый, приветливый? Или осенний сырой ливень?

Предложение подарить свои работы Облачку, которое с нами не расстается, а просто улетает собирать для нас новые сказки.


Подготовила: Кушнарева Н.В.,
музыкальный руководитель ДОУ № 25 «Радость».


(из цикла «Сказки о воде»)

«Приключения двух тучек».

Цель.
Учить слышать разницу тембров звучания; чувствовать дождь разный по характеру и делать в связи с этим выбор шумовых инструментов, определять громкость звуков; выбирать технику рисования дождя в зависимости от услышанной музыки (летний — нажим карандаша сильный, резкий; осенний — напор легкий, штрихи линий более частые).

Материалы: кукла, игрушечная скамья, нарисованые облака: маленькое Облачко, Грозовая и Осенняя тучи; зонтик с серыми ниточками и зонтик с широкими голубыми лентами, закрепленными по всей окружности; шумовые инструменты: деревянные палочки, маракасы, бубен, металлофон; фрагменты концертов А.Вивальди «Времена года» — «Лето» и «Осень»; угли, фломастеры, простой и цветные карандаши, фоны для рисования в технике «мыльные пузыри» в верхней части бумаги.

Ход занятия

— Дети, сегодня у нас в гостях наши давние друзья — Девочка и Облачко. Историю об Облачке, которое поливало цветник Девочки, вы уже слышали. Послушайте сказку о двух тучах, которую рассказал поэт В. Такаринов в своем стихотворении «Прогулка» (чтение сопровождать показом действий нарисованных Тучек, имитацией звуков грома):

По небу Туча большая плыла,
Тучку поменьше за ручку вела,
Тучная Туча все время ворчала,
И головой все время качала.

Вдруг налетел озорной ветерок.
Тучка-летучка — скорей наутёк.
«Трах-тарарах», — заругал ее Гром.
Тучка-летучка — обратно бегом.

Так вот гуляли Туча и Тучка.
Бабушка-туча и тучка-внучка.

— А теперь еще одно приключение нашего Облачка. — Сидели себе на скамейке Девочка и Облачко и разговорили. Неожиданно из-за черного леса показалась черная Туча. Друзья поняли: не в духе она, потому что плыла по небу, раздувая щеки и громко охая. Облачко спряталось под скамейку и прошептало: «Это моя бабушка — Грозовая Туча. Я убежало от нее еще утром и она, наверное, ищет меня!». Девочка предложила Облачку спрятаться в доме.

Между тем Грозовая Туча стремительно приближалась, охая еще громче. По крыше застучали крупные капли дождя. Это Туча, возмущаясь, пролилась шумным ливнем. Вдруг порыв сильного ветра — холодного, совсем не летнего — раскрыл окно. Друзья бросились закрывать створки. Ветер принес с собой предвестницу надвигающейся осени — серую Мрачную Тучу, которая быстро затянула половину неба. Бабушка, Грозовая Туча, насторожилась и слегка попятилась. Уж очень неприятно ей было встречаться со своей дальней родственницей. Ведь с ее приходом заканчивалось лето и наступала сырая, хмурая осень.

«Моя бабушка принесла с собой теплый, сильный дождь, который бывает только летом, — сказало Облачко Девочке. — Люди говорят, что он льет как из ведра. Они называют его ливнем … А куда же делась моя бабушка? Непонятно … Дождь стал совсем другим — мелким, холодным. Похоже, он будет идти весь день».

Девочка посмотрела в окно и поняла: наступила поздняя осень. Листья с деревьев давно облетели, а на небе хозяйничала скучная, серая, печальная Осенняя Туча.

(Игра «Летний и Осенний дождь». Раскрыть два зонтика. На одном — голубые ленты (летний ливень), на другом — длинные серые веревочки (осенний дождь). Звучат фрагменты мелодий, дети прослушивают, соотносят характер музыки с тем или иным образом дождя и собираются под тем или другим зонтиком).

Обсуждаем с детьми выбор шумовых инструментов для передачи звуков ливни (металлофон, ксилофоны) и осеннего дождя (деревянные палочки, бубен, маракасы) — дети играют на одной ноте, чтобы передать тоскливый, монотонный характер. Слушая музыку Вивальди, дети сравнивают тембры звучания металлических и деревянных инструментов («звонко — глухо»), определяют каковы звуки ливня — звонкие или слабые, глухие, как звуки осеннего дождя.

Дети сначала рисуют ливень под соответствующий фрагмент звучания музыки Вивальди, затем — осенний дождь. Используют различные техники — штрихи, точки, линии, разную силу нажима. Если дождь сильный летний, — напор сильнее, а линии, штрихи, точки — редкие. Если осенний дождь — нажим слабый, линии, штрихи, точки более частые, чем при изображении ливня.

Оценка рисунков педагогом и детьми с точки зрения их соответствия эмоциональному характеру музыки, точности выбора материала и техники. Дети раскладывают рисунки под зонтики, изображающие тот или иной дождь. Прощаются с Облачком, которое спешит догнать свою бабушку – Грозовую Тучу, улетевшую вслед за летом.

Подготовили: Кушнарева Н.В. — музыкальный руководитель ДОУ № 25 «Радость» , пгт. Новодонецкое, г. Доброполье Донецкой обл. Украина.

Болотова Л.П. – руководитель изостудии ДОУ № 25 «Радость» , пгт. Новодонецкое, г. Доброполье Донецкой обл. Украина

Конспект комплексного занятия в старшей группе
(из цикла «Сказки о воде»)

«Сказка о Горном Озере и Водопаде».

Цель.
Слушая разные по характеру музыкальные произведения, учить видеть разницу образов Водопада и Озера. Передавать эту разницу с помощью различных изобразительных средств. Для художественного изображения гор использовать акватипию на мыле (или рельефные краски: ½ стакана крахмала, 1/8 стакана воды, ½ стакана соли, все хорошо размешать, добавить 2 ч. ложки гуаши и снова размешать).

Материал: мыльная стружка, разведенная водой до густоты сметаны, гуашь, кисти разного размера; музыкальный фрагмент из токкаты М. Регера ре минор соч. 59 № 5 и музыка к балету А. Адана «Жизель» или сюиты № 2 для флейты И.С. Баха; иллюстрации с изображениями озер и водопадов; диск «Звуки природы»; зеркальце на каждого ребенка.

Ход занятия

— Дети, послушайте еще одну замечательную историю, которую хочет рассказать наше давно нам знакомое Облачко. Как нам известно, больше всего в мире Облачко любит дождик. Но вода — это не только дождь. Водой наполнены озера, моря, реки. Бурными потоками несется вода с гор. Сегодня Облачко расскажет сказку о Горном Озере и Водопаде. Хотите услышать?

«Высоко в горах жили Водопад и Озеро. Водопад был гордым. Он считал себя самым красивым и сильным: на голове — шапка из пушистых белых облаков, пенная борода сверкает брызгами, громкий голос раздается по всему ущелье. А воды его были такие бурные, что даже горные козлы не могли напиться. Водопад все сметал на своем пути!

Озеро, наоборот, было спокойным и гладким. Оно всегда казалось молодым, потому что на его лице не было ни одной морщинки. Озеро не в пример Водопаду, никогда не гордилось собой, а показывало миру красоту других: как в зеркале в нем отражались горы, которые его окружали, звери и птицы, которые пили его прозрачную воду. А в глубине души Озера хранились такие сокровища, о которых оно никому не рассказывало.

Водопаду не нравилось такое соседство. Озеро казалось ему ленивым и глупым. Себя он считал тружеником, который шумно несет свои воды, перепрыгивает через валуны и никогда не стоит на месте. Водопад думал, что Озеро все время спит, и что не мешало бы его разбудить. Своими мощными потоками он почти пробил путь к соседу. Осталось совсем немного, чтобы Водопад дотянулся до Озера.

Все это видела Облачко. Дело в том, что ему одновременно нравились и Озеро, и Водопад. Уж очень любило Облачко кататься на быстрых потоках Водопада и отдыхать на гладкой поверхности Озера. Поэтому и сказало им, что соседи оба прекрасны и должны жить рядом и не мешать друг другу. Водопад прекрасен в своей неукротимости, а Озеро – в спокойствии».

Прослушивание музыкальных фрагментов. Дети определяют, какому образу сказки соответствует тот или иной отрывок по характеру, тембру звучания. Обращаем внимание на особенности звучания музыкальных инструментов.

Слушая токкату М. Регера, акцентируем внимание на музыкальном инструменте — органе (демонстрируем изображения). Сравниваем мощное, глубокое, величавое звучание этого инструмента с мощными потоками, которые падают со скалы, сметая все на своем пути. В музыке чувствуем настроение, созвучное энергии стремящегося с высоты потока.

Слушаем сюиту И.С. Баха № 2 для флейты. Подчеркнуть ее созвучность образу спокойного Озера: плавное, медленное звучание. В звуках флейты слышим переливы спокойной воды Озера в лучах солнца. Представляем нежное, ласковое, спокойное Озеро. С чем можно сравнить поверхность озера? (С зеркалом). Делаем вывод: каким бы гордым не казался Водопад, он тоже отражается в Озере и благодаря ему видит свою красоту.

Предлагаем с помощью маленького зеркальца рассмотреть окружающую обстановку, отмечая красоту увиденного.

Дети рассматривают изображения озер, водопадов на иллюстрациях. Обращаю внимание на характер образа Озера (спокойная гладь с неясными плавными цветовыми переходами) и Водопада (мощные потоки срываются со скалы и сметают все на своем пути, могущество которых можно подчеркнуть энергичными мазками кисточки). Предлагаю передать образы Озера, Водопада, Гор, используя «акватипию» — интересную и посильную детям технику выполнения изображений с помощью обычного мыла и красок («Джміль» 2005 № 4, стор.12).

Самостоятельная работа детей на фоне музыкального сопровождения («Звуки природы»). В случае необходимости — индивидуальная помощь педагога.

Дети с помощью маленьких зеркал рассматривают отражение своих рисунков, вместе анализируют работы с акцентом на соотношение образа музыкального и изобразительного. Игрушечное Облачко тоже смотрит в зеркало. Дети говорят ему хорошие слова и просят прилетать еще.

Подготовили: Кушнарева Н.В. – музыкальный рукодитель,
Болотова Л.П. — Руководитель изостудии



Статья размещена в авторской редакции.

На свете много сказок есть.
Их очень трудно перечесть.
Но о Воде сегодня сказ.
Специально деточки для Вас!

Красива, статна и сильна,
Жила-была в морях Вода,
В озерах, реках, ручейках,
И на земле, и в облаках…

Однажды, так, в погожий день,
Явились капельки к Воде,
И ручейком вбежали к ней,
Не видев маму много дней…

Ой мама, мама! Посмотри -
Мы все прозрачные внутри,
А вместе дружным ручейком,
Быстрей найдем мы отчий дом…

Вода, тут, деткам говорит:
За Вас всегда душа болит!
Да где ж вы были расскажите,
И всем в округе доложите!

Дети:
1.
Я маленькая капля
Летала словно цапля
Была я в водопаде
Как в солнечном наряде

Красивой блузкой на плечах
Блестела в солнечных лучах!

2.
А я лежала на цветах
Росою в поле и в горах
Любили бабочки меня
Пока в природе нет дождя

Но увидала паука
И улетела в облака

3.
А я так, работящая!
Трудяга настоящая!
Добыла электричество,
Огромное количество!

Турбины я вращала
Маленечко устала…

4.
Я в озере Байкал была
Его частичку принесла
Ведь самое большое
Глубокое такое…

И чистое, и доброе
Вот только жаль, холодное…

5.
А я была на грани
На море-океане
Где меж воды граница
Не даст соединится

Там разной плотности вода
Не может встретиться она…

6.
Я капля-доктор для людей
И минеральная скорей.
Мной можно не напиться
Но лучше полечиться!

Я из источника, чиста
Люблю подобные места!

Вода всех похвалила
Она детей любила
И обняла, все встали вкруг
Плескаясь брызгами вокруг.

***
Стоял погожий, теплый день
Трудиться Солнышку не лень
Оно пригрело малышей
Теплом от солнечных лучей

И капли превратились в пар,
Такой стоял от Солнца жар!
И просто испарились,
Да к облаку явились.

А там их ждут уже друзья
Их много, целая семья
Танцуют дружно хоровод
Не зная будничных забот…

Собрались вместе облака
Погреть на солнышке бока
Да превратились в тучку
Нерадостную злючку

И тучка капли прогнала
Не доброй тучкою была
А на дворе уже мороз
Морозит, знаете, всерьез!

И сверху вниз, все дружно в ряд…
Снежинки белые летят
То капельки, как мотыльки
Кружат изящны и легки

И снова к мамочке своей
К Воде стремятся поскорей…

Не тут-то было, ведь Вода
В холодный лёд заключена
И так, на льду закончив бег
Снежинки превратились в снег…

И снова дружною гурьбой
Ведут беседу меж собой:

1.
Ах мама, мама! Где она?
Водица нежная Вода!

2.
Там подо льдом она лежит
И к нам на встречу не бежит!

3.
Замерзла бедная она!
На лёд, скорей друзья, туда!

Вода же мило улыбнулась
К своим детишкам обернулась

Да, я замерзла, не беда!
Ведь так случается всегда
Когда мороз, А вы не спите,
Да на себя вы поглядите:

Так изменились, побелели,
И платья новые надели…

Дети:
1.
Снежинка милая какая
Я вся ажурная такая
Красавица ведь хоть куда
И холод снегу не беда!

И я! И я! Сказали вдруг
Снежинки вместе встали вкруг
На солнце платьем заискрились
И хороводом закружились…

Дети:
2.
А я, смотрите, не такая!
Я вам наверное чужая?
Неровные мои края…
Ах, нет веселья для меня!

Не бойся, милая моя,
Не будешь ты такой всегда!
Не слышала ты добрых слов…
Любви не знала голосов…

Мы все тихонько встанем в круг,
Ты не печалься милый друг!
Ведь всё легко исправить нам,
Лишь скажем добрые слова!

Вода, вы знаете друзья
Она как дружная семья
Все вместе капельки живут
Встречаем их и там и тут…

И для земли она нужна!
Для жизни очень уж важна!
Ведь без нее засохнет всё
Защитный слой в себе несет

Водичку пьют, водичку льют
Ее, стараясь, берегут
Вы говорите ей друзья
Лишь только добрые слова

Тогда она и спору нет
Добром поможет вам в ответ!

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.