Дмитрий менделеев. Сказочники и их судьбы (Дмитрий Менделеев) Дмитрий Менделеев - «вещий сон» и водка


Имя: Дмитрий Менделеев (Dmitry Mendeleev)

Возраст: 72 года

Место рождения: Тобольск

Место смерти: Санкт-Петербург

Деятельность: великий русский химик

Семейное положение: был женат на Анюте Поповой

Дмитрии Менделеев - биография

Когда в семье директора Тобольской гимназии 8 февраля 1834 года родился семнадцатый ребенок - Митя Менделеев, доктор сказал: «Не жилец». То ли хлопоты маменьки помогли, то ли Божий промысел, однако Митенька выжил и окреп. Не раз еще ему предстоит услышать эти слова и в прямом смысле, и в переносном. Врачи предрекали скорую гибель, в гимназии считали бесперспективным, не принимали в университет, коллеги отрицали его гипотезы, а порой и смеялись.

Когда оппонентам было нечем крыть, в ход шел последний аргумент: Менделеева уличали в иудейском происхождении. На самом деле фамилия его отца была Соколов. По легенде, Иван Павлович однажды выменивал у купца лошадь - «мену делал», и по созвучию в книге его записали Менделеевым.

Гимназистом Менделеев-младший оказался посредственным. Особенно тяжело давалась латынь -мальчик обладал умом легким, быстрым, а все, что было связано с зубрежкой, воспринимать отказывался. И все-таки учиться собрался в Медико-хирургической академии, где латынь надо было знать хорошо.

Поездка в Москву оказалась напрасной: абитуриент попал на вскрытие, где ему сделалось дурно. В Московский университет тоже не взяли. Сегодня в учебниках можно прочитать, что будущий великий химик якобы не выдержал экзамен по химии. Но этот предмет в гимназиях не изучали и вступительного экзамена тем более не устраивали. Все было прозаичнее: в университеты принимали «по прописке», и гимназист из Тобольска мог учиться только в Казанском университете.

Любящая маменька использовала все связи и знакомства и сумела определить сына в Петербурге. Так Менделеев стал студентом Главного педагогического института, который когда-то окончил его отец.

Спустя некоторое время будущему ученому пришло известие о скоропостижной кончине матери. Чуть позже от туберкулеза умерла сестра Елизавета, а вскоре и сам Дмитрий заболел чахоткой - стрессы и сырой столичный климат сделали свое дело. Врачи в очередной раз заявили Менделееву: «Не жилец» и посоветовали съездить в Крым к Пирогову. Осмотрев юношу, светило медицины рассмеялся: «Еще всех нас переживешь!» И действительно, болезнь отступила.

Окрыленный Дмитрий вернулся к науке. Он с отличием окончил институт, защитил с интервалом в несколько месяцев две диссертации и в начале 1857 года стал приват-доцентом Санкт-Петербургского университета. Молодому ученому было всего 23 года, он прекрасно разбирался в естественных науках, ему предрекали большое будущее. Менделееву не удавалось постичь только одну формулу...

Дмитрий Менделеев - биография личной жизни: формула любви

Дмитрий часто вспоминал в своей биографии первую встречу с Сонечкой. Судя по записям в ее дневнике, и она не забыла.

Ей 8 лет, папа ведет ее в Тобольскую гимназию на урок танцев. Ее ставят в пару с юношей. Ему уже 14, но он почему-то стесняется девочки, отдергивает руку и уходит. Сонечка закусила губу, чтобы не расплакаться, а он ничего не заметил. Оказалось, заметил.

Почти десять лет прошло с той встречи. И вот уже не Митя, а приват-доцент Дмитрий Иванович встретил в Петербурге Соню Каш. Семья Сони уезжает на мызу в Карелию - влюбленный за ними. До сих пор в Музее-квартире Менделеева хранится гербарий, собранный Дмитрием и Софьей на берегу озера Сайма.

Когда ей исполнилось 18, Менделеев пришел свататься. Девушка не сказала «да», однако все уже считали ее невестой Менделеева. Был назначен день свадьбы, друзья и родные поздравляли счастливого влюбленного, но... Сонечка испугалась скоропалительного брака и заявила отцу, что на венчании скажет «нет». Тот передал ее отказ.

Дмитрий слег. Три дня пил только воду, а на четвертый пришел в дом бывшей невесты. «Он горячо целовал мои руки, и они были мокры от его слез. Мне никогда не забыть этой тяжелой минуты», - написала Соня в дневнике. В записках Менделеева, напротив, все просто и по-научному сухо: «Хотел жениться, отказала».

Два года он читал лекции, но все в Петербурге напоминало о Соне. Чтобы забыться, Менделеев попросил командировку и отправился на два года в Германию. Вернувшись, написал первый в России учебник «Органическая химия», за который получил Демидовскую премию -высшую научную премию в России. Но даже такие успехи не помогали затянуть сердечную рану.

Сестра Ольга решила помочь - отыскала невесту, опять из Тобольска и опять старую знакомую. Феозва была приемной дочерью Петра Ершова, автора «Конька-Горбунка», учителя в гимназии Менделеева. Старше на шесть лет, некрасивая, нелюбимая... Несмотря на это в апреле 1862 года Менделеев и Феозва обвенчались. Дочка Машенька, родившаяся через год, вскоре умерла. Один за другим появились еще двое детей - Володя и Оленька. Но брак трещал по швам: жена не желала понять, чем занимается ее муж, скандалила, упрекала в невнимании и пустой трате времени.

Зато юная красавица Анюта Попова восхищалась всем, что делает ученый, и, бывая в доме Менделеевых, с упоением слушала его. Чтобы не доводить до греха, отец Поповой отправил дочь в Италию. Менделеев бросился за ней. Спустя месяц влюбленные объявили о своем намерении пожениться. Разразился скандал: ей 19 лет, ему - 43. Жена дала согласие на развод, но по закону вступать в новый брак можно было только через несколько лет. По слухам, для совершения обряда венчания Менделеев дал священнику огромную по тем временам сумму -10 тысяч рублей.

В этом браке родились четверо детей: Люба, Ваня и двойняшки Маша и Вася. Старшая Люба впоследствии стала женой Александра Блока, именно ей посвящены «Стихи о Прекрасной Даме».

Дмитрий Менделеев - «вещий сон» и водка

Обыватели знают в биографии Менделеева два факта: изобрел водку и увидел во сне свою знаменитую таблицу. А жаль, ведь сделал он значительно больше. Например, создал бездымный порох и даже наладил его производство. Однако правительство не успело его запатентовать, и изобретение «уплыло» за океан. В результате Россия была вынуждена покупать «менделеевский» порох у США.

Создавая периодическую систему химических элементов, Менделеев расставлял их по возрастанию атомного веса. Часть клеток заполнить было нечем - наука на тот момент знала не так много элементов, - и он оставлял ячейки пустыми. Гениальность системы стала понятна позже, уже после смерти ученого: химики открывали новые элементы, и каждому находилось место в таблице.

Менделеева часто спрашивали, как родилась у него эта гениальная идея. Объяснять подробности дилетантам ученому вскоре надоело, и он стал отшучиваться: мол, устал в лаборатории, лег вздремнуть, увидел сон, а проснувшись, быстро записал все на листочке. Только одному газетчику Менделеев сказал: «Я над ней, может, двадцать лет думал, а вы считаете: сидел и вдруг... готово».

«Изобретение» ученым водки тоже оказалось мифом. Родился он благодаря диссертации, которую Дмитрий Иванович защитил в 1865 году. Работа называлась «Рассуждение о соединении спирта с водою» и была посвящена изучению взаимодействия двух жидкостей. При этом о водке там речь не шла. На самом деле водка с идеальной крепостью 40° появилась еще в 1843 году, когда Менделееву исполнилось всего 9 лет.

Круг его интересов был чрезвычайно широк. Дмитрий Иванович изучал нефтяные месторождения Кавказа и угольные Донбасса, понимая, что за этим топливом будущее. В 1892 году возглавил Главную палату мер и весов (некоторые изготовленные при нем эталоны используются до сих пор). Будучи страстным коллекционером скульптуры и живописи, Менделеев был действительным членом Академии художеств и почетным членом многих зарубежных академий. По иронии судьбы, в российскую Академию наук его не приняли.

Во многих православных семьях телевизор - предмет non grata. Понять этих людей можно: нынче на экране не часто увидишь что-то полезное для души, спутниковые православные каналы доступны не всем, а по центральным программы христианской тематики можно посмотреть только на Пасху или на Рождество.

Впрочем, из этого правила есть счастливые исключения, и одно из них - программа «Библейский сюжет», которая выходит на телеканале «Культура». О том, как создать интересную передачу о духовной жизни и что хорошего есть для христианина в современном телеэфире, рассказывает автор и ведущий программы Дмитрий Менделеев.

- Ваша программа - долгожитель. Сколько же ей лет?

Передача «Библейский сюжет» выходит на экраны девять лет. В сентябре мы начинаем юбилейный десятый сезон.

Десять лет назад религиозная тематика еще не была так популярна в СМИ, как сейчас. Почему вам пришла в голову идея делать программу о христианстве?

Инициатором появления этой передачи был телеканал «Культура». Мы все знаем произведения искусства, мировые шедевры, связанные с христианством, написанные на библейские сюжеты, но плохо себе представляем саму первооснову того или иного произведения. Поэтому возникла идея сделать какую-то просветительскую программу, которая бы объясняла, что нам хотели рассказать Леонардо да Винчи, Рафаэль, Пушкин, Лермонтов, Пастернак, Тарковский. Вот так родилась эта программа.

- Ваша программа все-таки религиозная или светская?

Программа рассчитана на самую широкую аудиторию. Можно, конечно, сказать, что она для светских людей, но ведь и церковные люди точно так же не имели возможности получить информацию о жизни великих мастеров прошлого. За 70 лет отсутствия религиозного образования в России мы забыли все самые элементарные вещи, без которых невозможно понять истинные произведения искусства. А ведь все художники своей главной целью видели постижение тайны мира, поиск подлинного смысла существования - то есть они искали Бога. Это неотъемлемая черта настоящего искусства. Кроме того, все по-настоящему великие произведения, которые оставляют след в истории, в жизни народов всего мира, создаются Святым Духом.

Не соглашусь, что не было. Например, выходила в эфир программа «Слово пастыря», которую вел патриарх Кирилл, тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский. На 2-м канале была программа под названием «Православный календарь», потом был «Канон» на 6-м канале. Затем появилась «Православная энциклопедия» на ТВЦ. Практически на каждом канале была своя православная программа. Так что я не могу сказать, что мы появились на ровном месте.

Я не считаю, чтобы что-то существенно изменилось за десять лет с точки зрения православного телевидения. Пожалуй, только то, что программ стало больше - но это приятная тенденция.

Качественных же, интересных программ осталось примерно то же количество - они ведь занимают нишу, которую им позволяет занимать телеформат.

Тем не менее, часто можно услышать мнение, что на телевидении мало духовно-нравственных, в том числе и христианских, программ, в то время как число развлекательных передач превышает все разумные пределы. Как вы можете это прокомментировать?

Руководство каналов, где есть реклама, естественно, заботится о рейтинге: чем он выше, тем дороже стоит коммерческое пространство. В итоге почти все каналы следуют за зрительской массой. А должно быть наоборот, конечно: телевидение должно воспитывать аудиторию и не забывать о тех людях - внимательных, вдумчивых, отзывчивых, которые нуждаются в серьезном собеседнике. Это аудитория пусть и маленькая, но очень дорогая. Разумеется, рейтинг «Библейского сюжета» не сравнится с рейтингом популярного сериала, но у нас есть свои преданные зрители, и их довольно много.

Значит, вам удалось сделать серьезную, но в то же время популярную у телезрителей программу. В чем ваш секрет? Как сделать интересную программу о Православии?

Когда мы начинали эту программу, я и мои товарищи по работе делали только первые шаги в Церкви. Я был неофитом - так, кстати говоря, называется наша телестудия. Мы все были неофитами. Нам это очень помогло, поскольку неофитство - это такое возвышенное состояние, словно первая любовь. Конечно, неофит может выглядеть сумасшедшим в глазах окружающих, но внутри себя он сосредотачивается, у него появляются какие-то колоссальные силы, энергия, энтузиазм, радость жизни. У нас весь этот запал был направлен на создание передачи. Это очень помогло. В ту пору на мое мировоззрение повлияли книги двух чудесных людей: митрополита Антония Сурожского и отца Александра Меня. Хочу привести мысль отца Александра: можно нарисовать Мадонну, и стыдно будет на нее смотреть; а можно написать птицу в небе, но так, чтобы она кричала о красоте Божиего мироздания, о любви Бога к людям, людей к Богу.

(FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 79.2 Mb)

Как-то моя хорошая знакомая, игумения Теодора из монастыря святой Нины в Бодбе (Грузия), сказала, что все, что сделано с любовью, есть дело православное. Эти слова мне очень запомнились. Действительно, суть не в том, чтобы показать лампадку, свечку; главное - сделать передачу с любовью.

Ну а если судить о ноу-хау с профессиональной точки зрения, то нужно помнить, что журналист - это тот человек, который замечает то, что не замечают другие. Для этого все время нужно заниматься самообразованием, читать, углубляться в ту тему, которую журналист выбрал себе. Это касается не только Православия, нужно постоянно изучать свою тему, будь то политика, экономика или спорт. Нельзя останавливаться.

Кстати, телевизионщики все же не любят показывать лампадки и свечки - это считают заезженным и «неформатом». Даже богослужение без постоянных пояснений посмотреть по телевизору нельзя…

Мне, к счастью, в «Библейском сюжете» дают возможность свободно работать. Наш видеоряд цензуре не подвергается, но и канал «Культура», надо признаться, особенный. В процессе работы над программой удалось создать нужный микроклимат, когда меня и моих коллег не загоняли в неудобные рамки - поэтому у нас и получилось что-то.

Вы также «приложили руку» к созданию известного цикла документальных фильмов «Святыни христианского мира». Что это был за проект, и будет ли снято продолжение сериала?

Этот цикл рассказывает именно о святынях: о Туринской Плащанице, Кресте Господнем, Гробе Господнем, терновом венце, Ноевом ковчеге, о дарах волхвов… Удивителен сам по себе факт того, что они дошли до нас как, можно сказать, свидетели величайших событий священной истории. Но они еще и помогают глубже постигать Библию, Евангелие.

Сейчас мы как раз снимаем продолжение сериала. В новых фильмах хотим рассказать о Доме Пресвятой Богородицы, который находится в итальянском Лорето - откуда, кстати, берет начало известный каждому православному ученику чудотворный образ «Прибавление ума»; о ризе Христовой, хранящейся в древнем немецком Трире; о кресте апостола Андрея, о мощах апостола Фомы и святителя Николая.

- Помогло ли создание православных программ вашему личному воцерковлению?

Безусловно! И не только моему, но и моих коллег и друзей! Я бесконечно благодарен Богу за программу «Библейский сюжет», потому что, занимаясь ею, мы все возрастаем в вере. Когда мы изучаем материал, из которого предстоит сделать программу, то получаем бесконечное количество новых знаний, новых источников для размышлений, сомнений и открытий. И это очень интересный и увлекательный процесс. И он бесконечный. Изучая духовный путь художника, я открываю сразу еще несколько интересных личностей и тем. Именно поэтому вряд ли в ближайшее время у нас иссякнут идеи для передач. Их гораздо больше, чем мы способны охватить. Я надеюсь, что духовный поиск художников, о котором мы рассказываем, может вдохновить и зрителей наших на какое-то нравственное усилие.

- Вы упомянули людей, повлиявших на ваше мировоззрение. У вас есть программы об этих людях?

Есть. И о владыке Антонии, и об отце Александре. Главное, о чем мы хотели в них рассказать, - это их любовь к Богу и ближним. Они были удивительными людьми, и ведь они - почти наши современники, им удавалось быть христианами в мире, который нам так хорошо знаком и который, как нам по нашей лености иногда кажется, абсолютно не располагает к каким-то откровениям духа.

Меня поражает их проповедь и самоотверженное служение, они горели, как та свеча, о которой в Евангелии сказано: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет». Вот так и они нам всем светили, и мы грелись этим теплом.

- А какие еще церковные деятели заинтересовали вас в качестве героев для программ?

У нас были передачи и про отцов Церкви, и про ветхозаветных пророков: Моисея, царя Давида, царя Соломона, Исаию и других. Говорили мы и о преподобном Иоанне Дамаскине, святителях Григории Богослове, Иоанне Златоусте, Василии Великом, о блаженном Августине.

Человеку трудно гореть постоянно. Были ли в вашей работе какие-то сложности, когда хотелось все бросить и закрыть программу?

Конечно, такие сложности были. Самый большой мой враг - это я сам. Очень важно для христианской журналистики черпать живую воду из неоскудевающего источника, который есть Бог. «Сеять разумное, доброе, вечное» просто невозможно, если ты сам не будешь стараться жить по Евангелию. Сама тема накладывает на человека очень большие обязательства, и вот из-за того, что мы им не соответствуем, появляются настоящие проблемы. Но работа спасает, не дает погибнуть.

Сегодня есть несколько спутниковых православных каналов, все чаще и чаще говорится о создании федерального церковного канала. Как вы думаете, реально ли это?

Трудно сказать. Раньше я был убежден, что такой канал не нужен. Разговоры о его создании велись и пять, и семь лет назад. Кто-то такой канал должен содержать. Но если государство, то тогда встанет вопрос: почему именно православный канал? Тогда должны быть и мусульманский канал, и иудейский. Кроме того, чтобы делать такой канал, нужны были творческие люди, а их тогда в достаточном количестве не было. Не было и такого большого количества качественных православных программ для контента. Мне казалось, что гораздо важнее, чтобы православные программы присутствовали на федеральных каналах - ведь их должны смотреть все, а не ограниченное число воцерковленных людей. Можно ведь делать православное телевидение, используя ресурсы больших каналов. Это, собственно говоря, так и делается.

(FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 81.8 Mb)

Но сейчас, я думаю, может быть, такой канал и нужен, потому что стало больше грамотных церковных людей, больше стало церковных журналистов, которые хотели бы поработать на нем. Помимо журналистов есть и операторы, и гримеры, и художники, и режиссеры, которые не чужды Православию и могли бы трудиться на таком телеканале. Многим творческим людям душно на тех программах, на которых они вынуждены работать. Я бы и сам с удовольствием принял бы участие в создании православного телеканала.

Но для меня пока большой вопрос, что это будет за канал, кто должен его финансировать, найдутся ли меценаты. Может быть, это будет попечительский совет, или фонд, или что-то еще… Почему я об этом говорю в первую очередь? Потому что журналистам должна быть предоставлена большая свобода. Это не может быть самодеятельность, на уровне «что-то хорошее надо сделать». Если делать - то профессионально, иначе это смотреть не будут, а многие даже отвратятся от Православия, увидев такое «home video». То есть если мы хотим говорить с широкой аудиторией, то мы должны соответствовать современным требованиям телевидения, а это большие деньги, и люди должны работать постоянно и профессионально и получать хорошие зарплаты, чтобы можно было прокормить свои семьи. А когда речь заходит о финансировании, тогда возникает вопрос контроля. Взаимоотношения автора и продюсера - это очень важный момент. Если на журналиста без конца давить, ничего хорошего из этого не получится.

- А вы сами смотрите православные программы по телевизору?

Иногда я смотрю такие программы по общедоступным каналам, хотя мне, конечно, в свободное время интереснее не телевидение, так как это моя работа, а за грибами сходить, например. А спутниковой тарелки у меня нет, так что православные каналы не смотрю.

Мне нравится программа «Слово пастыря» с участием Святейшего Патриарха Кирилла. Этот живой разговор, который ведет со зрителем патриарх, всегда очень интересен, и лично мне несколько раз этот диалог помог разрешить внутренние вопросы, которые касались духовной жизни. То, что патриарх остался телеведущим, можно считать уникальным явлением. И то, что он напрямую обращается к зрителям, - это просто замечательно.

- А чего вам не хватает на нашем телевидении?

На мой взгляд, есть много неиспользуемых ресурсов для проповеди. Например, можно было бы создать отличную программу типа «Клуба путешественников» - но показывать не пляжи и туристические услуги, а красоту Божиего мира, храмы и монастыри, паломнические маршруты. Можно снимать фильмы и программы про церковную историю, про жизнь людей.

Сейчас с экрана практически ушел живой человек, и это настоящая беда. Из программы в программу мы видим одни и те же лица. Помните, недавно выходила программа «Подстрочник», где мама П. Лунгина рассказывала о своей жизни? Никаких современных телевизионных технологий там не было, но страна не отрывалась от экранов, потому что живой человек интересен всегда.

(FLV файл. Продолжительность 10 мин. Размер 12.7 Mb)

Я знаю, что в архивах есть большое интервью, например, уже упоминавшегося митрополита Антония Сурожского. Если запустить его вечером, на том же канале «Россия», я даю гарантию, что все это будут смотреть.

В советское время люди на экране были, и было открытие настоящих личностей. Наши люди изголодались по такому телевидению, и я лично тоже по нему скучаю. Жаль, что главные функции телевидения - просвещение и общение людей - забыты.

- Что нового ждет нас в юбилейном сезоне «Библейского сюжета»?

Мы будем продолжать рассказывать про художников, писателей, поэтов и музыкантов. Что касается ближайших программ, то их героями станут Генрих Гейне и другие великие мастера. У Генриха Гейне под конец жизни, когда он серьезно заболел, вышли замечательные книги покаянных стихов - мы расскажем эту историю.

Еще одна передача будет посвящена Сэмюэлю Морзе - изобретателю знаменитой азбуки. Он много лет терзался духовными исканиями. Не всем известно, что он был художником и одно время даже возглавлял американский творческий союз. Но потом все бросил, начал изучать физику и поверил, что это его призвание. А когда он передал свою первую телеграмму, то это были слова: «Как дивны и велики дела твои, Господи».

- Кого бы вам еще хотелось видеть героем своей передачи?

Максима Исповедника. Это великий философ, и у него потрясающая биография; он в одиночку противостоял не только всему государству во главе с императором, но и Церкви: патриарх и все епископы в Константинополе объявляли его еретиком, а ему Господь говорил, что он прав. Его фактически убили, ведь он не пережил той ссылки, в которую его отправили, отрезав ему язык, чтобы он не проповедовал, и отрубив ему руку, чтобы он не писал. Но после его гибели собрался Собор, и все, что он сказал о Христе, о соединении Его двух природ, Божественной и человеческой, - все это стало достоянием Церкви и всего человечества.

Кроме того, я хотел бы, чтоб поскорее увидел свет фильм из большого четырехчасового интервью митрополита Антония Сурожского. Когда-то давно по каналу «Культура» показали только небольшую 20-минутную программу. Я ее переписывал много раз для друзей, поскольку она тогда вызвала большой интерес.

В этом году исполняется 50 лет фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев» . Работа над фильмом завершилась в 1966 году. Хотя «завершилась» условно: режиссеру пришлось по указке сверху фильм переделывать. К зрителю этот шедевр мирового кинематографа попал только через несколько лет. И через много лет - на широкий, как принято говорить, тогда еще советский экран. О том, как снимался фильм, о его непростой судьбе, о смыслах, вложенных режиссером в столь важную для него картину, рассказывает Дмитрий Менделеев

«ПОПОЛАМ ЖИТЬ НЕ МОГУ, НЕ ХОЧУ И НЕ БУДУ»

В 1960 году ЮНЕСКО решило отметить 600-летие со дня рождения Андрея Рублева , еще тогда не прославленного в лике святых Православной Церковью. Дата была несколько условной - точного времени рождения иконописца мы не знаем. Определена она была так. К 1405 году относится первое упоминание об Андрее Рублеве в летописях: он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца обновлял иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. А по византийской и древнерусской традициям, иконописец становился зрелым мастером и мог выступать под своим именем не ранее, чем ему исполнится 45 лет . Вот такая долгая была тогда подготовка. До этого возраста он помогал другому мастеру: смешивал краски, грунтовал, левкасил, дописывал… 1405 - 45 = 1360. 1360 год и стали считать годом рождения Андрея Рублева. Следовательно, в 1960 году - его 600-летний юбилей.

К юбилею на скорую руку открыли Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре, появились публикации об иконописце - надо было отпраздновать дату на международном уровне , раз ЮНЕСКО придавало Андрею Рублеву такое значение. Среди прочего возникла идея сделать фильм.

Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский написали сценарий, который, с точки зрения руководства киностудии «Мосфильм», не имел никаких шансов быть даже запущенным в производство. Тогда сценаристы пошли на известную в театральном и киношном мире хитрость: опубликовали сценарий в каком-то печатном издании. А после публикации руководству студии было легче принимать решение, так как в случае чего перед партийными органами не они будут отвечать: ну как же! была публикация в советском издании! Причем тогда было совершенно неважно, в каком именно, хоть в глухой провинции, хоть даже в какой-нибудь заводской газете; главное, что в советской печати, открыто.

Фильм стали снимать. Правда, на него выделили очень мало средств - 1 миллион рублей, а фильм двухсерийный, большой. Для сравнения: экранизация романа «Война и мир», которую в это время делал С. Бондарчук, стоила 240 миллионов рублей, и даже если учесть, что это фильм супердорогой, с большими массовками и батальными сценами, разница говорит сама за себя: 240 и 1. Конечно, режиссеру хотелось бы иметь больше средств, чтобы снять фильм так, как он его видел. Но идея была настолько зажигательная, что люди вдохновились, и очень многие работали в фильме просто за идею. А коллектив подобрался потрясающий . И, как бы мы сказали сегодня, за три копейки был снят один из лучших советских фильмов. Хотя точнее было бы назвать этот фильм не советским, а фильмом советского времени.

«ВЫ ПОСЫЛАЕТЕ НА ЗАПАДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАРТИНУ АНТИРУССКУЮ…»

Съемки завершились, в 1966 году комиссия фильм приняла. Всем работа Тарковского и съемочной группы очень понравилась . Рукоплескали, говорили восторженные слова, жали руки… И сразу же было принято решение отправить фильм на Каннский фестиваль. Но в последний момент в приемной секретаря ЦК КПСС Демичева раздался звонок от другого режиссера, чей фильм проиграл «Иванову детству», предыдущей картине Тарковского, на Венецианском фестивале в 1962 году. Это был маститый режиссер, признанный, обласканный властью, а Андрей Арсеньевич молодой: ему было только 34 года, когда он завершил «Страсти по Андрею» (так первоначально назывался фильм). Маститый мэтр был уязвлен и обижен тем, что его «обошли» члены жюри Венецианского фестиваля. И вот теперь тот же режиссер, возможно, победит и на другом престижном кинофестивале - в Каннах. Он не выдержал терзаний задетого самолюбия и позвонил Демичеву. Сказал (цитирую слова Тарковского): «Вы посылаете на западный фестиваль картину антирусскую, антипатриотическую и антиисторическую. Да и вообще организованную вокруг Рублева в каком-то западном духе конструирования рассказа о личности» . До сих пор не понимаю, что значат эти упреки, но именно их потом на все лады склоняли гонители фильма, начиная с Демичева.

Вернули ленту уже из аэропорта, из Шереметьево . Целый год мучили Тарковского, заставляя фильм все время переделывать . Но конечная цель была настолько высокой, что режиссер смирился, соглашался на все требования… Любой настоящий художник, если дать ему время переписать картину, будет стремиться довести до совершенства каждый мазок. Вот и Тарковский доводил фильм до совершенства. Через год руководство картины это поняло, режиссера отстранили от работы, а фильм положили на полку. Причем отстранили от работы не только над этим фильмом, но и вообще. Он почти голодал . Поехал к своему другу в Молдавию, где снимался фильм «Сергей Лазо», и тот по дружбе помог: взял его в соавторы сценария - дал дописать финал фильма - и снял в эпизодической роли. Тарковский сыграл белого офицера, который стреляет в красногвардейца. Но когда фильм показывали в Госкино, министр кинематографии Романов, зарубивший картину, кричал: «Товарищи! Вы посмотрите, в кого стреляет Тарковский! Он же в нас стреляет, он в коммунистов стреляет!» Вот так в те времена бывало.

Тарковский написал Романову письмо - очень смелое по тем временам. Хотя еще и продолжалась «оттепель», брежневский застой не начался, еще год оставался до Пражских событий, но даже для того времени это был очень смелый поступок.

«Вся эта кампания, - писал Тарковский, - со злобными и беспринципными выпадами воспринимается мной не более и не менее как травля. И только травля, начавшаяся, причем, еще со времен выхода моей первой полнометражной картины “Иваново детство”, к которой вы, Алексей Владимирович, с редким постоянством при каждом удобном случае приклеиваете ярлык “пацифизм”…»

Написал письмо и своему непосредственному начальству - директору «Мосфильма» В. Сурину:

«Сейчас я остался в одиночестве, ибо струсили и продали свою точку зрения все, кто ранее рукоплескал фильму. И вы, Владимир Николаевич, в том числе. Вы-то, будучи опытным руководителем, не рукоплескали, правда… И теперь вы толкаете меня на свидание с начальством в ЦК одного. Как будто сценарий не был утвержден, как будто фильм не был принят и не присуждена ему первая категория… Вы говорите, что существуют и отрицательные мнения начальства о «Рублеве». Ну и что же? В свое время Толстой ругал Шекспира и Вагнера. Но ни тот, ни другой не стали от этого бездарнее, чем бы хотелось Льву Николаевичу. Можно жить и так, чтобы выклянчить себе право на работу. Я так жить не могу, не хочу и не буду . Пополам жить нельзя. Примите уверения в совершенном уважении. Андрей Тарковский».

ТАМ - АПЛОДИСМЕНТЫ, ТУТ - ПОРУГАНИЕ

Через год Каннский фестиваль стал заваливать советское руководство письмами - просить, чтобы фильм дали посмотреть западному зрителю. Как-то неудобно было отказывать: это испортило бы отношения, которые портить не хотелось. И тогда Романов придумал хитрость: права на показ фильма в Западной Европе продали французской фирме, а, по условиям фестиваля, только сама страна могла представить фильм для участия в конкурсе. Советские чиновники надеялись, что фильм никто не увидит - на фестивале, по крайней мере. А если в кинотеатрах будут показывать, то кто об этом узнает в Советском Союзе? Мало ли что на Западе идет в кинотеатрах. Главное: премии фильм не получит, внимания западной прессы к нему не будет. И потирали руки от удовольствия. Но… рановато радовались. Руководство Каннского фестиваля приняло решение показать фильм «Андрей Рублев» вне конкурса ! Это была бомба. Власти пытались что-то предпринять, хотели даже расторгнуть сделку с фирмой, которой были проданы права, но тогда бы пришлось выплатить ей огромную неустойку - в несколько миллионов долларов. Это решило вопрос в пользу фильма.

«Андрея Рублева» показывали в Каннах несколько раз : на открытии и на закрытии фестиваля. Каждый раз - аншлаг . Это стало главным событием кинофорума . Фильму дали премии, какие только можно было дать по условиям фестиваля: очень престижную премию «ФИПРЕССИ» - Международной организации киноведов и кинокритиков; премию Экуменического жюри, в которое входили представители разных христианских конфессий, - за лучший религиозный фильм.

Это была победа. Большая победа нашего искусства .

Фильм показали и в Советском Союзе - в каких-то подмосковных крошечных кинотеатриках. А потом опять положили на полку. А чтобы как-то объяснить советским зрителям, почему фильм, обласканный мировой киноэлитой, смотреть нельзя, его продолжали поливать грязью. Так он и пролежал до «перестройки»: был показан только в 1986 году, на ретроспективе фильмов Тарковского.

А Тарковского обвиняли в том числе в совершенно абсурдной, с советской точки зрения, оплошности: писали, что этот фильм не православный, потому что главный герой «страдает индивидуализмом». Это было очень смешно: советская власть обвиняет фильм в том, что он не православный !

И чего только не придумывали, чтобы опорочить и фильм, и режиссера. Писали, что Тарковский издевался над животными - сжег живьем корову, намеренно убил перед камерой лошадь… Это уже посерьезнее обвинения. Тарковскому пришлось публично отвечать. Он рассказал, что никто никого живьем не сжигал - корова была обложена асбестом, так делают и каскадеры; это кажется в кадре, будто она горит по-настоящему, но животное совершенно не пострадало! А лошадь взяли прямо со скотобойни, старенькую, которую и так должны были забить… А жестокости в фильме, потому что эпоха была жестокой…

Эпоха, действительно, была очень жестокой. Вот пример. Знаменитый эпизод, когда монаху, которого играет Юрий Никулин, заливают в рот расплавленный оловянный крест, имеет историческую основу. Подобным образом издевались татары над священником Патрикеем. Он служил в Успенском соборе во Владимире, героически защищал храм, когда на него напали татары. А Андрей Рублев и Даниил Черный расписывали этот владимирский собор в 1408-1410 годах - писали «Страшный суд». Успенский Собор тогда поновлялся к приезду Фотия - нового русского митрополита.

Кстати, татар привел русский князь. Такое происходило не только во Владимире, но и в Звенигороде, и в Твери… И Москва иногда так себя вела. Страшное было время - время кровавых междоусобиц. Весь этот кошмар надо было передать в фильме . Тарковский был прав, когда снимал «жестокие» сцены.

НЕСЕНИЕ КРЕСТА

Самый главный эпизод фильма - несение креста . Поэтому он и назывался «Страсти по Андрею» - как «Страсти по Матфею» у Баха, «Страсти по Иоанну»… Это пассия - воспоминание о Страстях Господних. Попытка передать, как жертву Христа мог бы видеть Андрей Рублев. И, конечно, как это видел сам Тарковский, тоже Андрей. Так что у названия «Страсти по Андрею» был еще и такой смысл, который ушел, когда фильм был переименован. Сцена несения креста - это почти буквальная экранизация полотна «Путь на Голгофу» П. Брейгеля-старшего , одного из любимых художников Тарковского. Он вспоминается с самого начала фильма. Это такой своего рода камертон .

Одна из ранних картин Брейгеля-старшего - «Падение Икара». Вглядитесь в это полотно Брейгеля: морской пейзаж, рыбак ловит рыбу, куда-то плывут корабли, вот пахарь с плугом, вот пастух пасет своих овечек… А где же Икар? Он упал в море, вон только ноги торчат из воды. Упал рядом с рыбаком, который невозмутимо продолжает ловить рыбу. Никому до гибели Икара нет дела, никто не бросился его спасать. С полета и падения русского Икара начинается фильм Тарковского.

Есть такая притча о судьбе художника в этом мире: он жертвует своей жизнью, рискует всем - не только собой, но даже своими близкими, а никому нет дела до того, что происходит. И точно так же было во времена Спасителя.

Вот крестный путь (он, кстати, впервые появился на советском экране благодаря Тарковскому). Господь идет на жертву, а на заднем плане какая-то торговля продолжается… Людям нет дела до Господа. Как и на полотне Брейгеля «Путь на Голгофу». Конечно, Тарковский не напрямую его экранизировал, но аллюзия очень узнаваемая.

Но несущего крест сопровождает ангел: его почти незаметно. Любопытно, какие спецэффекты были использованы? Это почти прозрачное тело, но все же видно, что идет ангел…

ГЛАС АНГЕЛА

С Тарковским однажды случилась такая странная история. Он в юности не мог определиться с профессией , после школы долго не знал, куда податься. Пробовал себя, даже отправился с геологами в экспедицию. Многие тогда старались уходить из больших городов: дальше от власти человек чувствовал себя свободнее, можно было больше себе позволить почитать, поговорить…

Так вот, однажды Тарковского во время экспедиции оставили сторожить участок в лесу, который разрабатывали геологи. В палатке он ночевал один - на огромное количество километров не было рядом ни души. И вдруг кто-то его разбудил среди ночи и сказал: «Выскакивай!» Поднял, растормошил и приказал выскочить из палатки. Он выскочил - и в ту же секунду огромная, тяжеленная сосна рухнула и раздавила эту палатку буквально всмятку. Его спас от смерти ангел - он был уверен в этом . Ведь рядом никого не было из людей, кто мог бы это сделать. Когда Андрей пришел в себя, он осмотрел округу, но никого не увидел. Ясно, что это Господь сохранил ему жизнь .

На могиле Тарковского на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем на памятнике написано:

«Человеку, который видел ангела».

Вернувшись тогда из тайги в Москву, Тарковский твердо решил поступать во ВГИК. И все его фильмы, с самых первых, - христианские .

Почему именно во ВГИК? Мы можем только предполагать, но, вероятно, одной из причин было то, как во ВГИКе преподавали историю искусства. А преподаватель, читавшая этот курс, на первой же своей лекции говорила студентам: «Поднимите руки, кто читал Библию». Ну, конечно, «лес рук», как же! Это в 1953-1954 годах! А как говорить о мировом искусстве, если студенты не читали Библию? И преподавательница требовала: знакомьтесь с Библией . Так что это была такая полуофициальная возможность познакомиться со Священным Писанием. Хотя, вероятно, не только во ВГИКе, но и на искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ, еще где-нибудь тоже можно было как-то прикоснуться к Священному Писанию. Но внимательно изучить Евангелие, Ветхий Завет - только во ВГИКе . Думается, это одна из причин, по которым Тарковский выбрал именно этот вуз. Ведь у него не было никаких режиссерских устремлений в это время. Собственно, чуть ли не потому встал вопрос о ВГИКе, что ректор этого института был дружен с Арсением Тарковским… И еще известно было, как там читают историю искусства… За духовностью Андрей пошел туда .

ЯЗЫКОМ РЕМБРАНДТА

А знаменитых полотен в фильмах Тарковского немало. Не только Брейгеля. Вот в «Солярисе» - «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Мы буквально видим эту картину из Эрмитажа. Стоит Д. Банионис на коленях перед Н. Гринько, точь-в-точь воспроизводя этот шедевр. А вот Банионис и Наталья Бондарчук, сидящая у него на коленях, буквально воспроизводят другую картину Рембрандта - «Блудный сын в стране далече». «Страна далече» - это еще одна картина Брейгеля-старшего: «Охотники на снегу». Тема блудного сына, такая важная для этого фильма, передана через экранизацию знаменитых полотен . Что позволяло зрителям в христианских странах легко понимать Тарковского, его кинематографический язык, потому что это произведения - живописные, музыкальные (в «Солярисе» звучит Бах), - которые все знают. Язык христианского искусства - язык международного общения .

И сейчас, когда мы смотрим фильм «Андрей Рублев» глазами людей, знающих Евангелие, Библию, нам много легче его воспринимать, потому что цитаты нами узнаваемы. А в то время «считывать» эти смыслы было труднее. Но Тарковский всё сделал для того, чтобы люди поняли, о чем речь. Чудом остается сам факт, что в принципе дали снять такой фильм, как «Андрей Рублев» и показать его хоть где-то хоть как-то, потому что это свидетельство невероятной силы - о Евангелии, о Спасителе . Свидетельство вневременное, но именно в то время свидетельствовать о Христе было чем-то совершенно невероятным.

СВЯТОЕ И ГРЕШНОЕ

А как быть с колядками в ночь Ивана Купалы? Как объяснить этот эпизод?

Тарковский не был очень церковным человеком. Он Русь того времени представлял по тем работам, с которыми он и Андрей Кончаловский могли познакомиться. Им помогал Савва Ямщиков. Для нас очень важно, что съемки проходили в том числе в Псково-Печерском монастыре. Многие сцены снимались в действующей обители , и, конечно, авторы фильма жили рядом со старцами, общались с духовными людьми. А старцы молились о них наверняка . Нет сомнений, что это чудо вообще произошло по их молитвам . Кроме того, старцы, я уверен, консультировали их, какие-то важные вещи говорили.

Эпизод «Ночь Ивана Купалы» - это, конечно, очень личное видение самого Андрея Арсеньевича, его видение образа художника, судьбы художника, который впадает в различные искушения. Думается, тут тоже своего рода автопортрет. На себя примерял. Наверное, если бы в то время преподобный Андрей Рублев был прославлен, к его житию режиссер подходил бы осторожнее. Но перед нами фильм не о святости, а о судьбе художника .

«ВЫБЕРИ ВЕСЕЛЕИЛА»

Очень интересна притча о колоколе. Мальчик всех обманывает: говорит, что знает секрет литья колоколов, мол, отец ему перед смертью передал. А на самом деле он секрета не знает. Но он берет на себя эту смелость - что-то сотворить. Это аллюзия из книги Исход, когда Господь говорит Моисею:

«Для всех дел по постройке и украшению Храма, пошивке дорогих облачений, по устройству Ковчега Завета ты выбери себе Веселеила. Именно Веселеила. А в помощники ему Аголиава…»

Почему Господь говорит так: «Именно Веселеила» ? Зачем? И если бы это был известный и признанный мастер, нужно ли было так оговаривать это условие? Ведь понятно, что возьмут лучшего. По древним еврейским, еще дохристианским, толкованиям, Веселеил был мальчиком, отроком. Это во-первых. А, во-вторых, он был родственником Моисея. Было две причины для того, чтобы Моисей убедил людей именно этому человеку всё доверить: его молодость и его родство ему. Ведь люди бы сказали: «Ты собираешь с нас такие сокровища - золото, порфиру, виссон, все, что мы вынесли из Египта, - чтобы отдать своему родственнику!» Были такие моменты. Но это не святоотеческое толкование, иудейское. Но, я думаю, что касается возраста, то это правильное толкование: действительно, Господь должен был специально оговорить условие, если речь шла о начинающем мастере. А Веселеил оказался таким Леонардо да Винчи своего времени: он сделал всё, что можно - и Ковчег Завета, и потрясающие ткани… Это же целая история, как порфиру и виссон добывали и как надо было их обрабатывать. Очень сложная технология. А какие составы нужны были для того, чтобы сварить миро, чтобы сделать ладан, фимиам!.. Это тоже нужно было знать. И вообще, чтобы всю Скинию устроить, надо быть невероятно одаренным в искусстве, в своем ремесле человеком. Аголиав помогал Веселеилу, и они вдвоем все сделали.

Этот мальчик, дерзнувший отлить колокол, - своего рода автопортрет самого Тарковского : он тоже был еще совсем молодым человеком, когда брался за этот фильм. Конечно, в него никто не верил. Может быть, и самому ему было очень тяжело. Но самое главное - он знал, что это было Божие задание , - как Веселеилу. Может быть, Веселеил сам нуждался в том, чтобы Моисей ему сказал:

«Тебе дал Господь это задание. Да, ты молод еще, но тебе надо это сделать».

И Тарковский, я думаю, после своей встречи с ангелом знал, что у него есть программа, которую дал ему Господь . Это дало ему силы пережить травлю, гонения, всё, что на него обрушилось, все искушения - не отступить, а пройти сквозь них. Именно потому, что он понимал, что Господь ему сказал:

«Я сохранил тебе жизнь для этого великого дела».

Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог, общественный деятель и оригинальный мыслитель.

Детство и юность

Великий ученый родился в 1834 году, 8 февраля, в Тобольске. Отец Иван Павлович был директором окружных училищ и Тобольской гимназии, происходил из рода священника Павла Максимовича Соколова, русского по национальности.

Фамилию Иван поменял в детстве, будучи учащимся Тверской семинарии. Предположительно, это было сделано в честь его крестного отца, помещика Менделеева. Позднее неоднократно затрагивался вопрос о национальной принадлежности фамилии ученого. По одним сведениям, она свидетельствовала о еврейских корнях, по другим – о немецких. Сам Дмитрий Менделеев рассказывал о том, что фамилию присвоил Ивану его педагог из семинарии. Юноша произвел удачный обмен и тем прославился среди однокашников. По двум словам – «мену делать» – Иван Павлович был вписан в учебную ведомость.


Мать Мария Дмитриевна (в девичестве Корнильева) занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, имела репутацию интеллигентной и умной женщины. Дмитрий был в семье самым младшим, последним из четырнадцати детей (по другой информации – последним из семнадцати детей). В 10-летнем возрасте мальчик лишился отца, который ослеп и вскоре умер.

Во время учебы в гимназии способностей Дмитрий не проявил, сложнее всего ему давалась латынь. Любовь к науке прививала мать, она же участвовала в формировании его характера. Мария Дмитриевна увезла сына учиться в Петербург.


В 1850 году в Петербурге юноша поступает в Главный пединститут на отделение естественных наук физмата. Его преподавателями были профессора Э. Х. Ленц, А. А. Воскресенский и Н. В. Остроградский.

Во время учебы в институте (1850-1855 годы) Менделеев демонстрирует незаурядные способности. Будучи студентом, он публикует статью «Об изоморфизме» и ряд химических анализов.

Наука

В 1855-м Дмитрий получает диплом с золотой медалью и направление в Симферополь. Здесь он работает старшим учителем гимназии. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее.


В 1856-м он снова в Петербурге. Учится в университете, защищает диссертацию, преподает химию. Осенью защищает еще одну диссертацию и назначается приват-доцентом университета.

В 1859-м Менделеева отправляют в командировку в Германию. Работает в университете Гейдельберга, обустраивает лабораторию, исследует капиллярные жидкости. Здесь им были написаны статьи «О температуре абсолютного кипения» и «О расширении жидкостей», открыто явление «критическая температура».


В 1861-м ученый возвращается в Петербург. Создает учебник «Органическая химия», за что удостаивается Демидовской премии. В 1864-м он уже профессор, а спустя два года возглавляет кафедру, преподает и работает над «Основами химии».

В 1869-м представляет периодическую систему элементов, совершенствованию которой посвятил всю жизнь. В таблице Менделеев представил атомную массу девяти элементов, позднее добавил в свод группу благородных газов и оставил место для элементов, которые еще предстояло открыть. В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. Периодический закон включал в себя доказательства связи свойств элементов и их атомного объема. Теперь рядом с каждой таблицей химических элементов находится фото первооткрывателя.


В 1865–1887 годах разрабатывает гидратную теорию растворов. В 1872-м начинает изучать упругость газов, спустя два года выводит уравнение идеального газа. Среди достижений Менделеева этого периода – создание схемы дробной перегонки нефтепродуктов, применение цистерн и трубопровода. При содействии Дмитрия Ивановича сжигание черного золота в топках полностью прекратилось. Фраза ученого «Сжигать нефть - все равно, что топить печку ассигнациями» стала афоризмом.


Еще одной сферой деятельности ученого стали географические исследования. В 1875 году Дмитрий Иванович побывал на Парижском международном географическом конгрессе, где представил на суд свое изобретение – дифференциальный барометр-высотомер. В 1887 году ученый участвовал в путешествии на аэростате в верхние слои атмосферы для наблюдения полного солнечного затмения.

В 1890-м ссора с высокопоставленным чиновником стала причиной ухода Менделеева из университета. В 1892-м химик изобретает методику получения бездымного пороха. Одновременно с этим его назначают хранителем Депо образцовых мер и весов. Здесь он возобновляет прототипы фунта и аршина, занимается вычислениями по сравнению русских и английских эталонов мер.


По инициативе Менделеева в 1899 году факультативно вводится метрическая система мер. В 1905, 1906 и 1907 годах ученого выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила.

Менделеев, являющийся автором более чем полутора тысяч трудов, имел огромный научный авторитет в мире. За свои заслуги ученый был удостоен многочисленных научных званий, российских и зарубежных наград, был почетным членом ряда научных обществ на родине и за границей.

Личная жизнь

В юности с Дмитрием случился неприятный случай. Ухаживания за девушкой Соней, с которой тот был знаком с детства, закончились помолвкой. Но изнеженная красавица к венцу так и не пошла. Накануне свадьбы, когда подготовка уже шла полным ходом, выходить замуж Сонечка отказалась. Девушка посчитала, что нет смысла что-то менять, если жизнь и так хороша.


Дмитрий болезненно переживал разрыв с невестой, но жизнь шла своим чередом. От тяжких дум его отвлекла поездка за границу, чтение лекций и верные друзья. Возобновив отношения с Феозвой Никитичной Лещевой, с которой был знаком ранее, стал с ней встречаться. Девушка была старше Дмитрия на 6 лет, но выглядела молодо, поэтому разница в возрасте была незаметной.


В 1862-м они стали мужем и женой. Первая дочь Маша родилась в 1863 году, но прожила только несколько месяцев. В 1865-м родился сын Володя, спустя три года – дочь Оля. К детям Дмитрий Иванович был привязан, но времени им уделял мало, так как жизнь была посвящена научной деятельности. В браке, заключенном по принципу «стерпится-слюбится», он не был счастлив.


В 1877-м Дмитрий знакомится с Анной Ивановной Поповой, которая стала для него человеком, способным в трудную минуту поддержать умным словом. Девушка оказалась творчески одаренным человеком: училась в консерватории игре на фортепиано, позже в Академии художеств.

Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной. «Пятницы» трансформировались в литературно-художественные «среды», завсегдатаями которых были талантливые художники и профессора. Среди них были , Николай Вагнер, Николай Бекетов и другие.


Женитьба Дмитрия и Анны состоялась в 1881 году. Вскоре у них родилась дочь Люба, сын Иван появился в 1883-м, близнецы Василий и Мария – в 1886-м. Во втором браке личная жизнь ученого сложилась счастливо. Позднее зятем Дмитрия Ивановича стал поэт , женившись на дочери ученого Любови.

Смерть

В начале 1907 года в Палате мер и весов проходила встреча Дмитрия Менделеева и нового министра промышленности Дмитрия Философова. После обхода палаты ученый заболел простудой, которая вызвала воспаление легких. Но даже будучи сильно больным, Дмитрий продолжал работу над рукописью «К познанию России», последними написанными им словами в которой стала фраза:

«В заключение считаю необходимым, хоть в самых общих чертах, высказать…».

Смерть наступила в пять часов утра 2 февраля по причине паралича сердца. Могила Дмитрия Менделеева находится на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Память Дмитрия Менделеева увековечена рядом монументов, документальных фильмов, книгой «Дмитрий Менделеев. Автор великого закона».

  • С именем Дмитрия Менделеева связано множество интересных фактов биографии. Помимо деятельности ученого, Дмитрий Иванович занимался промышленной разведкой. В 70-е годы в США начался расцвет нефтяной промышленности, появились технологии, которые удешевили производство нефтепродуктов. Российские производители стали терпеть убытки на международном рынке из-за неспособности конкурировать по цене.
  • В 1876 году по ходатайству министерства финансов России и «Русского технического общества», сотрудничавшего с военным ведомством, Менделеев отправился за океан на выставку технических новинок. На месте химик изучил новаторские принципы изготовления керосина и других нефтепродуктов. А по заказанным отчетам железнодорожных служб Европы Дмитрий Иванович попытался расшифровать метод изготовления бездымного пороха, что ему и удалось.

  • У Менделеева было хобби – изготавливать чемоданы. Ученый шил себе одежду.
  • Ученому приписывают изобретение водки и самогонного аппарата. Но на самом деле Дмитрий Иванович в теме докторской диссертации «Рассуждение о соединении спирта с водою» изучил вопрос уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В работе ученого не было и слова о водке. А стандарт в 40° был установлен в царской России еще в 1843 году.
  • Придумал герметические отсеки для пассажиров и пилотов.
  • Существует легенда, что открытие периодической системы Менделеева произошло во сне, но это миф, созданный самим ученым.
  • Сам скручивал папиросы, используя дорогой табак. Говорил, что никогда не бросит курить.

Открытия

  • Создал управляемый аэростат, который стал неоценимым вкладом в воздухоплавание.
  • Разработал периодическую таблицу химических элементов, ставшую графическим выражением закона, установленного Менделеевым в ходе работы над «Основами химии».
  • Создал пикнометр – прибор, способный определять плотность жидкости.
  • Открыл критическую температуру кипения жидкостей.
  • Создал уравнение состояния идеального газа, устанавливающее зависимость между абсолютной температурой идеального газа, давлением и молярным объемом.
  • Открыл Главную палату мер и весов – центральное учреждение Министерства финансов, заведовавшее поверочной частью Российской империи, подчинявшееся отделу торговли.