Ilo международная организация. Международная организация труда

1. Создание, развитие и задачи мот

МОТ была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции по итогам первой мировой войны. Она была основана по инициативе и при ак­тивном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора. Необходимость создания такой Организации определялась, по край­ней мере, тремя основными причинами.

Первая - политическая. Поводом для создания МОТ послужили револю­ции в России и ряде других европейских стран.

В целях предотвращения разрешения возникающих в обществе противоре­чий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемерно содей­ствовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению воз­никающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

Вторая - социальная. Тяжелыми и неприемлемыми с общечеловеческих по­зиций были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой экс­плуатации. Их социальная защита практически отсутствовала. Социальное разви­тие резко отставало от экономического, что тормозило общее развитие общества.

Третья - экономическая. Стремление отдельных стран к улучшению поло­жения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продук­ции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве, по крайней мере, развитых стран.

МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций она пережила последнюю и с 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент ее со­здания в ней участвовали 42 государства, то в 2000 г. их было 174.

Отличительная черта МОТ - трипартизм, ее трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, органи­зациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представ­лены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации. При­нятие решений предполагает взаимный учет интересов и достижение общих соглашений, хотя согласование различных, а нередко и противоположных интересов - дело сложное и трудное.

Первая Международная конференция труда открылась 29 октября 1919 г. в Вашингтоне. Эта дата считается основанием МОТ. На этой конференции были приняты первые шесть международных конвенций по труду, в том числе о рабо­чем времени в промышленности, о безработице и другие. Первая устанавливала ограничение рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми ча­сов в день и сорока восьми часов в неделю. Конвенция о безработице обязывала членов организации устанавливать систему государственных бюро занятости.

В 1920 г. штаб квартира Организации - Международное бюро труда (МБТ) переезжает в Женеву. В 1926 г. Международная конкуренция труда создает дей­ствующий и ныне механизм контроля за применением конвенций.

В 1934 г. членами МОТ стали Советский Союз иСША. Такое совпадение было видимо неслучайно.

В 1940 г. в связи с войной в Европе штаб квартира МОТ временно переносится в Монреаль (Канада). Благодаря этому была сохранена непрерывность деятель­ности организации. В 1940 г. СССР приостановил свое членство в МОТ и возвра­тился в нее в 1954 г. С этого года членами МОТ стати Украина и Белоруссия.

В 1944 г., когда Вторая мировая война приближалась к концу и МОТ ис­полнилось 25 лет Международная конференция труда в Филадельфии опреде­лила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфий­ская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Руководство МБТ пригласило СССР принять участие в этой конференции, как полноправного члена, но правительство это приглашение не приняло. В 1945 г. МБТ возвратилось в Женеву.

К 1970 г. число стран-членов удвоилось по сравнению с 1948 г. Организация с приходом в нее развивающихся стран приобрела универсальный характер. Развивающиеся страны стали составлять большинство в МОТ. Число сотруд­ников МБТ за это время увеличилось в четыре раза, а бюджет Организации - в пять раз.

В 1969 г. в связи с 50-летием Организации МОТ была присуждена Нобелев­ская премия мира.

Присутствие в МОТ социалистических стран вело к большим политичес­ким противоречиям и противостоянию групп государств. Многие страны ста­ли выступать против гегемонизма США в Организации. В связи с этой крити­кой и принятием в МОТ в качестве наблюдателя Организации Освобождения Палестины США в 1977 г. вышли из МОТ, но затем под влиянием своих ос­новных западных партнеров возвратились в нее в 1980 г. После развала СССР и образования на базе союзных республик самостоятельных государств все они стали членами МОТ.

Аппарат МБТ - этот постоянный секретариат МОТ - отличается боль­шим постоянством, что определяет не только большой опыт и профессиона­лизм. но и консерватизм. За все годы существования МОТ сменилось только восемь генеральных директоров. Первым был француз Альбер Тома, который много сделал для развития организации и придания ей определенного автори­тета. Большая роль в развитии МОТ принадлежи! американцу Давиду Морсу, возглавлявшему МБТ с 1948 по 1970 гг. и французу Франсису Бланшару, кото­рый был Генеральным директором с 1973 по 1989 г. Все время эти посты зани­мали представители развитых западных стран и только в марте 1999 г. на этот пост избран представитель развивающегося мира - чилиец Хуан Сомавия.

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, зашита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

Разработка согласованной политики и программ, направленных на ре­шение социально-трудовых проблем;

Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвен­ций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокраще­ния безработицы и регулирования миграций;

Зашита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, зашита от принудительного труда, дискриминации и т.п.);

Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работаю­щих и безработных;

Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, ох­раны и восстановления окружающей среды;

Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе со­вместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ. Вместе с тем в связи с переходом стран Восточной Европы к рыночным отношениям МОТ выделены и новые приоритеты. Это - поддержка процесса демократизации, развития трипартизма, продолжение борьбы с бедностью, особенно путем увеличения занятости.

Новые задачи МОТ связаны также с глобализацией экономики, соци­альный аспект которой создает озабоченность всего общества.

В период существования социалистической системы МОТ приходилось много заниматься идеологическими проблемами, связанными с противобор­ством двух социальных систем. Теперь основное внимание Организации долж­но быть направлено на решение социальных проблем на основе трипартизма. На сессии Международной конференции труда, посвященной 75-летию МОТ (1994 г.), в докладе Генерального директора «Ценности, которые мы защи­щаем, перемены, к которым мы стремимся» говорилось, что «развал ком­мунистического блока глубоко повлиял на жизнь нашей Организации, равно как и на процесс всемирного развития». Теперь, еще в большей мере, указы­ваюсь в докладе, надо уделять внимание преодолению напряженности, ко­торая существовала всегда и будет существовать впредь между трудящимися и предпринимателями, так как им необходимо примирять свои противоречи­вые требования, касающиеся занятости и сферы труда, производства и рас­пределения доходов. В этой связи ставилась задача «беспрестанно и повсемес­тно развивать социальный диалог, коллективные переговоры, чувство компромисса», предпринимать «дополнительные усилия для обеспечения под­линного признания принципа грехсторонности во всем мире» 1 . Одновремен­но подчеркиваюсь роль государства, которое, выступая то регулятором, то арбитром, то посредником в переговорах, играет зачастую решающую роль в успешном проведении социального диалога и коллективных переговоров. Но, как отметил Генеральный директор МБТ, хотя конец «холодной войны» при­вел к ряду положительных результатов, однако «эти положительные измене­ния в тоже время отодвинули на второй план социальные цели экономичес­кого роста» 2 . По мнению некоторых профсоюзных лидеров с распадом блока социалистических государств наступление капитала на труд в мире и в МОТ усилилось.

Задачи МОТ находят конкретное воплощение в программах ее деятельно­сти. В докладе на 87-ой сессии Международной конференции труда в июне 1999 г. говорилось о необходимости начать новое столетие с перехода от 39 основ­ных программ к четырем стратегическим задачам, что нашло уже отражение ббюджете на 2000-2001 гг., но об этом в § 4.

Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO ) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.


Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

Структура Международной организации труда

Международная конференция труда

Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

Бюро, руководимое Генеральным директором , который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

Задачи Международной организации труда

Основными задачами Международной организации труда являются:

  • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
  • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
  • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
  • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
  • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
  • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Методы работы Международной организации труда

В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

  1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
  2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
  3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
  4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Акты, принимаемые Международной организацией труда

Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

  • Декларации
  • Конвенции
  • Рекомендации

Всего Международной организацией труда было принято три декларации :

  1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
  2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
  3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года :

  • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
  • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
  • Искоренения принудительного труда
  • Запрета детского труда

Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Представительство Международной организации труда (МОТ) в России

Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии работает в Москве с 1959 года. Название до апреля 2010 года – Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Помимо России, Бюро координирует деятельность Международной организации труда еще в девяти государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

Основные сферы деятельности Бюро МОТ – продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.



Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Международная организация труда

    ✪ Экономика труда. Принципы научной организации труда.

    ✪ 49 Основные формы организации труда персонала

    ✪ Безработица в России. Рынок труда в Крыму

    ✪ Экономика труда. Содержание научной организации труда.

    Субтитры

История создания, развития и задачи МОТ

Международная организация труда была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора .

Первый генеральный директор и один из основных инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома . В настоящее время генеральным директором является Гай Райдер. В 1934 году членами МОТ стали США И СССР . В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб-квартира МОТ временно переносится в Монреаль , Канада . Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил своё членство в МОТ, возобновил в 1954 году . С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина .

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма.

МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций , она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН . Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174 .

Причины образования МОТ

Политическая причина

Первым поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран . В целях противодействия стихийному разрешению возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путём, организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путём .

Социальная причина

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся в начале XX века. Они подвергались жестокой эксплуатации , их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества .

Экономическая причина

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что потребовало решения противоречий в трудовых отношениях между государством, работодателями и работниками в большинстве стран . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

Структура МОТ и её основополагающие документы

Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ.

МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда.

Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда . Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

Тексты Конвенций и Рекомендаций МОТ на русском , английском , французском , испанском , китайском , немецком , португальском , арабском языках собраны в базе данных международных трудовых стандартов МОТ.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Устав МОТ

Первоначальный текст Устава, составленный в 1919 г., был изменен поправкой 1922 г., вошедшей в силу 4 июня 1934 г.; Актом о поправке 1945 г., вошедшем в силу 26 сентября 1946 г.; Актом о поправке 1946 г., вошедшем в силу 20 апреля 1948 г.; Актом о поправке 1953 г., вошедшем в силу 20 мая 1954 г., Актом о поправке 1962 г., вошедшем в силу 22 мая 1963 г., и Актом о поправке 1972 г., вошедшем в силу 1 ноября 1974 года .

Филадельфийская декларация МОТ

Конвенции МОТ

Конвенции МОТ, ратифицированные Россией

Перечень Конвенций МОТ, ратифицированных Россией

  • Конвенция N 10 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве» (1921);
  • Конвенция N 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921);
  • Конвенция N 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921);
  • Конвенция N 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921);
  • Конвенция N 15 «О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте» (1921);
  • Конвенция N 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921);
  • Конвенция N 23 «О репатриации моряков» (1926);
  • Конвенция N 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929);
  • Конвенция N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930);
  • Конвенция N 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932);
  • Конвенция N 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935);
  • Конвенция N 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935);
  • Конвенция N 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936);
  • Конвенция N 58 «О минимальном возрасте допуска детей на работу в море» (1936);
  • Конвенция N 59 «О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность» (1937);
  • Конвенция N 60 «О возрасте приема детей на непромышленные работы» (1937);
  • Конвенция N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946);
  • Конвенция N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946);
  • Конвенция N 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946);
  • Конвенция N 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946);
  • Конвенция N 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах» (1946);
  • Конвенция N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947);
  • Конвенция N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948);
  • Конвенция N 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948);
  • Конвенция N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949);
  • Конвенция N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949);
  • Конвенция N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);
  • Конвенция N 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951);
  • Конвенция N 103 «Об охране материнства» (1952);
  • Конвенция N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957);
  • Конвенция N 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957);
  • Конвенция N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958);
  • Конвенция N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958);
  • Конвенция N 112 «О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков» (1959);
  • Конвенция N 113 «О медицинском осмотре рыбаков» (1959);
  • Конвенция N 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации» (1960);
  • Конвенция N 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961);
  • Конвенция N 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963);
  • Конвенция N 120 «О гигиене труда в торговле и в учреждениях» (1964);
  • Конвенция N 122 «О политике в области занятости» (1964);
  • Конвенция N 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках» (1965);
  • Конвенция N 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965);
  • Конвенция N 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов» (1966);
  • Конвенция № 132 "Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная) (1970)
  • Конвенция N 133 «О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения» (1970);
  • Конвенция N 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970);
  • Конвенция N 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973);
  • Конвенция N 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973);
  • Конвенция N 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики» (1974);
  • Конвенция N 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975);
  • Конвенция N 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976);
  • Конвенция N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» (1977) ;
  • Конвенция N 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977);
  • Конвенция N 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (1978);
  • Конвенция N 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979);
  • Конвенция N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981);
  • Конвенция N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981);
  • Конвенция N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983);
  • Конвенция N 160 «О статистике труда» (1985);
  • Конвенция N 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986);
  • Конвенция № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992)
  • Конвенция N 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996);
  • Конвенция N 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999);
  • Конвенция № 185 «Об удостоверениях личности моряков»;
  • Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006)
  • Конвенция MLC о труде в морском судоходстве (2006).
  • Конвенция N 174 Международной организации труда «О предотвращении крупных промышленных аварий» (Заключена в г. Женеве 22.06.1993)
  • Конвенция № 175 Конвенция 1994 года о работе на условиях неполного рабочего времени (ратифицирована в 2016 году)

Методы работы и основные сферы деятельности

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

  • разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
  • разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
  • помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
  • защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
  • борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
  • содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
  • разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда , охраны и восстановления окружающей среды
  • содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
  • разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных:

  1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм)
  2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность)
  3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством
  4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Государства - члены МОТ

Перечень государств - членов МОТ

  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Алжир
  • Ангола
  • Антигуа и Барбуда
  • Аргентина
  • Армения
  • Афганистан
  • Багамские Острова
  • Бангладеш
  • Барбадос
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Белиз
  • Бельгия
  • Бенин
  • Болгария
  • Боливия
  • Босния и Герцеговина
  • Ботсвана
  • Бразилия
  • Буркина-Фасо
  • Бурунди
  • Бывшая Югославская Республика Македония
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Вьетнам
  • Габон
  • Гаити
  • Гайана
  • Гамбия
  • Гватемала
  • Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Германия
  • Гондурас
  • Гренада
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Джибути
  • Доминика
  • Доминиканская Республика
  • Египет
  • Замбия
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иордания
  • Исламская Республика Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Йемен
  • Кабо-Верде
  • Казахстан
  • Камбоджа
  • Камерун
  • Канада
  • Катар
  • Кения
  • Кирибати
  • Китай
  • Колумбия
  • Коморские Острова
  • Конго
  • Корея, Республика
  • Коста-Рика
  • Кот-д’Ивуар
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Лаосская Народно-демократическая Республика
  • Латвия
  • Лесото
  • Либерия
  • Ливан
  • Ливийская Арабская Джамахирия
  • Литва
  • Люксембург
  • Маврикий
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Малайзия
  • Мальта
  • Марокко
  • Мексика
  • Мозамбик
  • Молдова, Республика
  • Монголия
  • Мьянма
  • Намибия
  • Непал
  • Нигер
  • Нигерия
  • Нидерланды
  • Никарагуа
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Пакистан
  • Панама
  • Папуа-Новая Гвинея
  • Парагвай
  • Польша
  • Португалия
  • Российская Федерация
  • Руанда
  • Румыния
  • Сальвадор
  • Сан-Марино
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Саудовская Аравия
  • Свазиленд
  • Сейшельские Острова
  • Сенегал
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Сент-Кристофер и Невис
  • Сент-Люсия
  • Сингапур
  • Сирийская Арабская Республика
  • Словакия
  • Словения
  • Соединенное Королевство
  • Соединенные Штаты Америки
  • Соломоновы Острова
  • Сомали
  • Судан
  • Суринам
  • Сьерра-Леоне
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Танзания, Объединенная Республика
  • Тринидад и Тобаго
  • Тунис
  • Туркменистан
  • Турция
  • Уганда
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Фиджи
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Центрально-африканская Республика
  • Чешская Республика
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Эквадор
  • Экваториальная Гвинея
  • Эритрея
  • Эстония
  • Эфиопия
  • Югославия
  • Южно-Африканская Республика
  • Ямайка
  • Япония

Применение методики МОТ для оценки безработицы в России

Генеральные директора МОТ

Период Генеральный директор МОТ Примечание
Ноябрь - 7 мая Альбер Тома Франция
Июль - июнь Гарольд Батлер Великобритания
Июнь - июль Джон Уайнант США
Июль - июнь Эдвард Филэн Ирландия
Июнь - май Дэвид Морс США
1 июня - 9 октября Уилфред Дженкс Великобритания
9 октября - 27 февраля Франсис Бланшар Франция

Международная организация труда (МОТ) – международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений, в настоящее время является специализированным учреждением ООН.

Международная организация труда была создана в 1919 г. одновременно с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. Устав МОТ вступил в силу с 1 января 1919 г. (последнее изменение Устава произведено в 1972 г.) .

В 1944 г. Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой были сформулированы цели и задачи МОТ, а также следующие основополагающие принципы в сфере труда:

  • – труд не является товаром;
  • – свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
  • – нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  • – все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право па обеспечение своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Здесь следует заметить, что, несмотря на очевидность, простоту и кажущуюся легкость воплощения этих принципов на практике, и в настоящее время большинство из них продолжают оставаться только декларативной целью деятельности многих государств, нежели реальной действительностью.

США и СССР стали членами МОТ в 1934 г. В 1940 г. СССР приостановил свое членство в МОТ, а возобновил лишь в 1954 г.

В 1946 г. вскоре после образования ООП (вместо Лиги наций) МОТ стала ее первым специализированным учреждением.

В 1998 г. была принята Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", которая построена на восьми основополагающих Конвенциях МОТ, предусматривающих свободу ассоциаций, упразднение принудительного труда, право на ведение коллективных переговоров, действенное запрещение детского труда, устранение дискриминации в области труда и занятий.

В настоящее время структура МОТ представлена следующими органами:

  • – Международная конференция труда (МКТ) – высший орган МОТ, который обладает правом принимать международные трудовые нормы. На МКТ каждое государство-участник имеет право направить четырех делегатов: двух от правительства, одного от представителей работников и одного от представителей работодателей. Делегаты вправе выступать и голосовать самостоятельно, независимо друг от друга. Один раз в два года МКТ принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который образуется из взносов государств-членов. Одновременно МКТ является общемировым форумом для обсуждения трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм;
  • – Административный совет – исполнительный орган МОТ, который руководит работой МОТ в период между сессиями МКТ, а также определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно Совет проводит три сессии: в марте, июне и ноябре. В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, на постоянной основе занимают представители правительств Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, России, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года;
  • – Международное бюро труда (МВТ) – постоянный секретариат МОТ, своего рода оперативный штаб. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний МОТ. Бюро имеет в своем составе департаменты, отвечающие за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, за деятельность нанимателей и трудящихся. Возглавляет МБТ Генеральный директор, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, он же формирует персональный состав Бюро. Кроме того, МБТ является исследовательским и издательским центром;
  • – вопросы управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. В частности, Россия относится к деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 г. Группа именовалась Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии). Бюро координирует деятельность МОТ в 10 государствах – Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Штаб-квартира находится в Москве. В свою очередь, Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии относится к ведению Регионального бюро "Европа и Центральная Азия" со штаб-квартирой в Женеве.

В настоящее время членами МОТ являются 185 государств. Международной организацией труда принято 396 документов, в том числе 189 конвенций, 202 рекомендации, 5 протоколов.

Отличительной особенностью МОТ является тринатризм, что означает организацию ее деятельности на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств.

Международная организация труда создана для обеспечения социальной справедливости и реализации международно-признанных прав человека и трудовых прав. Она помогает создавать условия для достойного труда, экономические и организационные условия труда, которые дают трудящимся и предпринимателям опору для сохранения прочного мира, процветания и прогресса. Ее трехсторонняя структура обеспечивает уникальную платформу для обеспечения достойного труда для всех женщин и мужчин. Основными целями МОТ являются развитие прав в сфере труда, расширение возможностей достойной занятости, расширение социальной защиты и укрепление диалога по вопросам труда.

В качестве стратегических задач МОТ заявлены следующие четыре цели.

  • 1. Продвижение и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда.
  • 2. Создание более благоприятных возможностей для женщин и мужчин для достойной занятости и достойных доходов.
  • 3. Расширение сферы охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех.
  • 4. Укрепление трипартизма и социального диалога.

Указанные цели достигаются МОТ путем решения следующих задач.

  • 1. Разработка международной политики и программ по содействию реализации основных прав человека, улучшению условий труда и жизни, а также расширению возможностей трудоустройства.
  • 2. Создание международных трудовых норм, опираясь на уникальную систему контроля за их применением.
  • 3. Реализация программ международного технического сотрудничества, которые разрабатываются и осуществляются в активном партнерстве со всеми тремя сторонами.
  • 4. Обучение, образование и научно-исследовательская деятельность, осуществляемые в целях продвижения этих усилий .

Принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы, является особой и одной из важнейших функций МОТ. И конвенции, и рекомендации разрабатываются и принимаются МКТ с использованием одинаковой процедуры. Вначале каждый документ обсуждается на двух сессиях МОТ, МБТ готовит по нему предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Кроме того, каждая конвенция и рекомендация обсуждается комиссией, сформированной конференцией. В случае одобрения документа большинством в 2/3 присутствующих на соответствующей сессии МОТ делегатов конвенция считается принятой и открывается для ратификации государствами – членами МОТ. В случае ратификации конвенции ее положения подлежат воплощению в законодательство и практику применения в соответствующей стране.

Правовой статус рекомендаций отличается от правового статуса конвенции. В отличие от последней рекомендации не являются международными договорами и не требуют ратификации. Рекомендация содержит "обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство" . Как указывает сама МОТ, "рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практической деятельности" .

МОТ классифицирует конвенции по ряду оснований.

Во-первых, МОТ выделяет восемь фундаментальных (Fundamental) конвенций (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Название, год и номер Конвенции

Количество государств, ратифицировавших Конвенцию

Конвенция 1930 г. о принудительном труде (№ 29)

Конвенция 1948 г. о свободе ассоциации и защите права на организацию (№ 87)

Конвенция 1949 г. о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (№ 98)

Конвенция 1951 г. о равном вознаграждении (№ 100)

Конвенция 1957 г. об упразднении принудительного труда (№ 105)

Конвенция 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (№ 111)

Конвенция 1973 г. о минимальном возрасте (№ 138)

Конвенция 1999 г. о наихудших формах детского труда (№ 182)

Во-вторых, выделяются четыре руководящие (приоритетные) (Governance (Priority)) конвенции (табл. 22.2)

Таблица 22.2

В-третьих, остальные конвенции именуются техническими (Technical). На сегодняшний день Россия ратифицировала все восемь фундаментальных конвенций и две из четырех приоритетных конвенций. Не ратифицированы Россией Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129) и Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы) (№ 144). Кроме фундаментальных и приоритетных конвенций Российская Федерация ратифицировала 59 технических конвенций . Причем 50 конвенций были ратифицированы еще СССР, и в отношении них на Российскую Федерацию распространяется правопреемство; девять – были ратифицированы уже самой Российской Федерацией.

  • 1) свобода объединений, коллективных переговоров и трудовые отношения;
  • 2) принудительный труд;
  • 3) искоренение детского труда и защита детей и подростков;
  • 4) равенство возможностей;
  • 5) трехсторонние консультации;
  • 6) управление трудом и инспекция труда;
  • 7) занятость и трудоустройство;
  • 8) профессиональная ориентация и подготовка;
  • 9) обеспечение гарантий занятости;
  • 10) заработная плата;
  • 11) рабочее время;
  • 12) работа в ночное время;
  • 13) охрана труда;
  • 14) социальное обеспечение;
  • 15) охрана материнства;
  • 16) социальная политика;
  • 17) трудящиеся-мигранты;
  • 18) ВЙЧ и СПИД;
  • 19) труд моряков;
  • 20) труд докеров;
  • 21) коренные народы;
  • 22) особые категории работников.

Как очевидно из данной классификации, которая является официальной со стороны МОТ, международные нормативные акты, принятые этой организацией, охватывают самый широкий круг вопросов правового регулирования труда. Более того, многие из них выходят за рамки проблематики трудового права, содержат положения, относящиеся к праву социального обеспечения, бытовому обслуживанию работников, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятельности государственных органов по управлению трудом. Также стоит отметить, что многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям.

  • Трудовое право России: учебник / отв. ред. Ю. II. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. С. 601.