Как Англия стала «владычицей морей. Владычица морей: как воевала Англия во Второй мировой войне 

Внешнюю политику Елизавета проводила с учетом экономических интересов своего государ-ства. Главной соперницей Англии была Испания, запретившая англий-ским «еретикам» вести прибыльную торговлю со своими колониями в Новом Свете. Несколько английских кораблей попытались прорваться к американским берегам, но попали в руки испанцев и стали жертвами жес-токой расправы. В отместку англичане захватывали и грабили испанские корабли. На океанских путях в Новый Свет началась настоящая, хотя и необъ-явленная война.

В 1577 г. английский пират Фрэнсис Дрейк решил проникнуть в испанские владения в Америке со стороны Тихого океана, откуда его появления не ожи-дали. Он пересек Атлантику, вышел в тихоокеанские воды и неожиданно атаковал испанские порты. Там Дрейк захватил огромный запас золота с кораблей, загруженных для отправки в Европу. Испанцы поджидали отчаянно-го пирата возле Магелланова пролива, но он, чтобы спасти добычу, направил свой корабль «Золотая лань» в Индий-ский океан. Обогнув Африку, Дрейк поневоле совершил второе в истории кругосветное плавание и в 1580 г. вер-нулся в Англию. Испанский король Филипп II требовал, чтобы Елизавета вернула награбленное и наказала пира-та. Королева, тайно вложившая деньги в экспедицию Дрейка, сделала иначе. Она прибыла на «Золотую лань» и прямо на ее борту лично посвятила бесстрашного пирата в рыцари. Необъявленная война разгорелась с новой силой.

Отношения между двумя странами все обострялись. Англия поддерживала восставшие против Испании Нидерланды и скрывала в своих портах мятежников. В ответ испанцы организовали в Англии ряд католических заговоров. Конфликт достиг апогея в связи с претензиями на английский престол убежденной като-лички шотландской королевы Марии Стюарт — родственницы и наследницы Елизаветы. Мария была изгнана из Шот-ландии, когда там началась Реформация, и очутилась в Англии. Со временем она участвовала в заговоре против Елизаветы и была казнена по приговору английского суда. Материал с сайта

Мария Стюарт. XVI в.

Известие о смерти Марии Стюарт вызвало гнев ревностного католика Филиппа II. Испания собрала огромный флот из 134 кораблей — Вели-кую армаду. Англия смогла выставить всего 100 судов, более маневрен-ных и лучше оснащенных артиллерией, чем испанские. Это позволило англичанам успешно действовать против громоздких и неповоротливых кораблей армады. Окончательный удар испанцам нанесли жестокие бури, потопившие значительную часть их флота. Домой вернулись остатки армады — лишь треть ее.

Англичане праздновали победу и в насмешку назвали побежденную армаду «Непобедимой». Морское могущество Испании было сломлено. Англия готовилась стать «владычицей морей».

Вопросы по этому материалу:

На вопрос Как Великобритания стала «владычицей морей»? заданный автором Ђ@нюшка лучший ответ это ссылка

Ответ от Дмитрий Батькович [новичек]
Пиратов приютила и в своей стране легализовала!


Ответ от Партизан [гуру]
френсис который дрейк, испанцев потопил и у бринанцев конкурентов до 1914 года небыло, а потом их немецкие субмарины топить стали, да и времена другие настали.


Ответ от Bella Brodsky [гуру]
1588 году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада»: испано-португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар.
Победительница Великобритания уже тогда могла стать морским гегемоном. Однако близорукая политика первых Стюартов не позволила это сделать: короли Яков I и Карл I считали флот всего лишь роскошью, а не средством утверждения могущества своей державы.
В 1625 году Карл I предпринял поход на Кадис. «Собранный для этой цели флот состоял всего лишь из 9 военных и 73 коммерческих судов; он был настолько плохо укомплектован и вооружен, что потерпел полнейшую неудачу. Командующий флотом и многие командиры оказались никуда не годными, столкновения и аварии были обычным явлением. Дисциплина до такой степени пала, что 2 корабля с 300 солдатами дезертировали и принялись за морские разбои. Отвратительная пища и скверное обмундирование породили большую смертность среди матросов. Вот до чего опустился флот, победивший 37 лет тому назад Армаду» (Штенцель, «История войн на море»).
Возрождение британского флота связано с именем Роберта Блэка. Этот бывший кавалерист благодаря энергичной и эффективной деятельности заслужил всеобщее уважение матросов и офицеров. Он изгнал из флота взяточников и казнокрадов, стал заботиться о боевой готовности кораблей, придавал большое значение морально-боевым качествам солдат и офицеров. При нем побережье Великобритании было очищено от дюнкерских и мавританских пиратов, были одержаны несколько побед над испанскими и французскими эскадрами. Англичане вновь осознали свою морскую мощь и были готовы сражаться за морскую гегемонию.
Первым препятствием на этом пути для Великобритании была Голландия. Эта маленькая страна пышно расцвела после обретения независимости от Испании. Выгодное географическое положение позволило нидерландским купцам сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между испанскими колониями и странами Балтики. Голландский военный флот очистил моря от дюнкерских пиратов; были одержаны блестящие победы над испанцами.
Торговые и военно-морские успехи Нидерландов породили острую зависть у англичан – между двумя морскими державами начинается острое соперничество, которое вылилось в три англо-голландские войны (1651 – 1674).
Не сумев победить Голландию на море, англичане применили хитрый дипломатический маневр. Дождавшись, пока война между Францией и Нидерландами на суше разгорится сильнее, они решили заключить мир, потребовав взамен передачи им тех торговых преимуществ, которые ранее принадлежали голландцам.
Последним соперником Великобритании на пути к власти над морями была Франция. Эта страна после Тридцатилетней войны стала ведущей державой Европы. Пока Англия и Голландия выясняли отношения между собой, французы создали сильный флот и захватили ряд колоний в Северной Америке, Африке, Индии. Франция в начале 18 века стала главным претендентом на морскую гегемонию. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через весь 18 век и завершилось лишь во время наполеоновских войн.
Вековая борьба двух держав за морскую гегемонию окончилась во время революционных войн 1792-1815 годов. В 1798 году британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона одержал ряд побед над французами в Средиземном море, благодаря которым под власть английского короля перешли Мальта, Ионические острова, Египет. Великобритания вернула себе славу ведущей морской державы.
В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано-французского флота. Однако адмирал Нельсон не позволил этой эскадре прибыть по назначению: он встретил её у мыса Трафальгар. Там произошло крупнейшее в истории морское сражение.
Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютным морским гегемоном. Корабли всех стран приспускали флаг при ви

Rule, Britannia, upon the sea…

Правь, Британия, морями…

В ряду великих государственных деятелей женского пола английская королева Елизавета I по праву занимает одно из первых мест. На протяжении всего ее правления, снискавшего Елизавете вечную славу и любовь её народа, Англия успешно справилась со многими бедами, а также успешно противостояла тогдашней единственной мировой сверхдержаве Испании, навеки отобрав у неё статус ведущей морской державы. Годы правления Елизаветы I заслуженно называют Зoлoтым вeком Aнглии.

Елизавета I Английская известна в истории под псевдонимами Глориана (от gloria - слава), Добрая королева и Королева-дева. Она стала достойной преемницей своего отца Генриха VIII, который служил для дочери добрым примером. Срок ее правления впечатляет – 45 лет. На протяжении всего этого времени королева удачно справлялась со всеми внешними и внутренними политическими задачами, причем с особой дипломатичностью, нередко используя женские хитрости.

Елизаветинская эпоха пришлась на вторую половину XVII века и по праву считается одним из самых удачных и интересных периодов английской истории. Расцвет изящных искусств, поэзии, театра, музыки, пьесы Кристофера Марло и Уильяма Шекспира, величайшие памятники английской литературы, изысканная поэзия Филиппа Сиднея и Эдмунда Спенсера, открытие неизведанных земель вдали от Европы, а главное – утверждение Англии в статусе морской державы №1 в мире – все эти достижения пришлись на период правления Елизаветы I.

Елизавета, будучи умеренной протестанткой, в начале своего правления встала во главе англиканской церкви. Она нашла компромисс между взглядами радикальных и умеренных протестантов. Доктрина елизаветинской церкви была опубликована в своде правил, под названием «39 статей». Королева не раз сталкивалась с противостоянием со стороны католиков и пуритан, однако всегда умело старалась уладить конфликты.

Важнейшим моментом в истории правления Елизаветы I было то, что у неё имелись династийные противоречия с королевой Шотландии Марией, с которой ее связывали близкие родственные связи. Последняя была правнучкой Генриха VII, а Елизавета – внучкой, и если у Елизаветы не родится наследник, то корона Англии досталась бы Марии. По мнению католиков, Мария Стюарт, сама являвшаяся католичкой, и была по праву истинной королевой Англии. Они считали, что права на трон Елизаветы незаконны, так как мать и отец ее не находились в священном браке. Католики на протяжении всего правления новой королевы стремились к её свержению и передаче короны «законной» наследнице. 1568 год ознаменовался началом восстания протестантов в Шотландии. Королева Мария была вынуждена оставить трон и сына Якова, сбежав из страны. Она укрылась в Англии и просила Елизавету о помощи, в ответ на это королева заточила ее в тюрьму на севере Англии, где нелюбимая родственница пробыла около 20 лет. Таким жестоким образом противоречия Елизаветы I и Марии были окончательно разрешены.

Одним из самых сложных и одновременно поворотных периодов в правлении Елизаветы I, принесших ей славу в веках, было начало 1580-х годов, когда отношения между Испанией и Англией обострились до предела. Испанский монарх Филипп намеревался покончить с волнениями протестантов в Нидерландах и заодно оккупировать Англию - оплот протестантства. Когда Елизавета положительно отреагировала на просьбу мятежников об оказании им военной помощи, между Англией и Испанией фактически началась война. Причины возникновения конфликта нельзя назвать сугубо религиозными. Дело в том, что английские мореплаватели с завидной регулярностью грабили корабли Испании, фактически занимаясь пиратством, и даже высаживались на берега испанских колоний, что давало им весьма солидную прибыль. Именно по этой причине Англия стала приобретать репутацию «грозы морей», что никак не могло радовать ее главную соперницу на море Испанию. Безусловно, поддержка королевой морских преступников, а также удачно подвернувшаяся казнь Марии Стюарт, стали последними каплями, послужившими поводом для начала открытых военных действий.

Гравелинское морское сражение

Местом первых морских столкновений в войне 1588 года, по завершении которой Англии и её королеве было суждено стать новой Владычицей морей, стал остров Уайт. Здесь англичане впервые атаковали испанские корабли, зайдя им в тыл. У города Плимут Армада (испанский военный флот) понесла первые потери. Испанцы проиграли битву, но, как оказалось, не из-за могущества противника, а ввиду собственных оплошностей и ряда непредвиденных обстоятельств, в частности из-за нелепого столкновения двух крупных кораблей и пожара на третьем.

Оправившись от первых неудач, Армада продолжила своё движение в направлении Кале, где в ходе нерасторопных передвижений испанского флота англичанам, не решавшимся идти на крупное столкновение, удалось провести против них несколько диверсий. И вот, 8 августа, началось основные военные действия – завязалось знаменитое Гравелинское сражение. К англичанам, патрулировавшим близлежащие воды, прибыло подкрепление, что дало им численное преимущество. Завязался открытый бой, и корабли вице-адмирала Дрейка и Фробишера открыли огонь, теперь уже не боясь подойти к испанцам на близкое расстояние. Испанцы оказались в невыгодном положении, их суда были менее проворны, что исключало возможность помощи друг другу. Этим также воспользовались англичане, и уже к вечеру одержали неоднозначную, но всё-таки победу. Дело в том, что у их внушительного флота закончились боеприпасы, но опытные стратеги ни в коем случае не собирались раскрывать это обстоятельство противнику, рассчитывая на осмотрительность последнего. Как и ожидалось, испанцы не рискнули возобновить боевые действия, к тому же и у них запасы пороха и ядер были на исходе. В итоге, они потеряли 4 корабля, а их противники – ни одного, обойдясь лишь сотней человеческих потерь, в то время как 600 моряков Армады были убиты, а 800 – ранены.

Оценив итоги этого сражения, испанское командование пришло к выводу, что их сил недостаточно для обеспечения контроля над проливом, а тем более для продвижения к устью Темзы, поэтому уже 9 августа, испанцы отправились на север. Испанское командование 13 августа приняло решение воспользоваться обходным путём и, обогнув Шотландию, направиться к югу по западному берегу Ирландии. Такой маршрут был выбран потому, что дрейфовать на восток от Англии было бессмысленно, так как Армада могла оказаться на фламандских банках. Возвращение через Дуврский пролив испанский адмирал Медина Сидония, опасаясь новых нападок английского флота, также счёл слишком рискованным мероприятием. Таким образом, шанс вернуться в Испанию до начала осенних штормов был окончательно потерян.

Остальные английские корабли преследовали Армаду ещё несколько дней. Армада же обогнула Шотландию и 21 августа вышла в Атлантический океан. Испанцы плохо знали этот район и не располагали навигационными картами. Осенние шторма, обыкновенные для Атлантики в это время, разметали остатки некогда непобедимой испанской Армады. Испанские корабли и моряков ждала незавидная судьба. Потерпевших серию кораблекрушений у берегов Ирландии испанцев либо казнили на месте, либо брали в плен с целью последующего выкупа. По итогам противоборства с английским королевским флотом Испания лишилась 3/4 личного состава флота и более половины кораблей – колоссальные потери для того времени.

По итогам Гравелинского морского сражения, Англии стала ведущей морской державой, сохранив это звание за собой в течение многих последующих столетий.

Члены парламента Великобритании опасаются слабости Королевского флота. Они выступили со специальным заявлением по этому поводу. В нем говорится, что в нынешнем состоянии британский флот просто не в состоянии справиться с потенциальными угрозами, в том числе и со стороны России. Почему страна, сотни лет считавшаяся «владычицей морей», оказалась в такой ситуации, спросили у корреспондента русской службы Би-би-си Яны Литвиновой.

Корабли королевского флота опасности

Более-менее спокойные девяностые и нулевые привели к тому, что не только Британия, но и большинство других стран Евросоюза сильно сократили расходы на оборону, прикрываясь широкой спиной США и НАТО.

Хотя Британия хотя бы тратила на оборону положенные по уставу 2 % ВВП, чего не делала, например, та же Германия.

На сегодняшний день флот британских ВМС состоит из 19 фрегатов и эсминцев, но в отчете специального комитета по обороне при парламенте Великобритании говорится, что без четкого плана по обновлению флотилии их количество может снизиться в любой момент. Министерство обороны, однако, обороняется, от этих нападок, и в свою очередь, заявляет, что в ВМС вкладываются миллиарды фунтов.

Специальный комитет парламента изучал планы военных по модернизации эскортных кораблей Королевского флота, включая введение в строй двух новых классов фрегатов и ремонт двигателей на нескольких эсминцах.

Кроме того, они раскритиковали министерство обороны за «вопиющие ошибки», допущенные при конструкции эсминцев типа 45, чьи двигатели оказались не приспособлены к беспрерывной работе в теплых водах.

«Учитывая постоянное военное присутствие Великобритании в Персидском заливе, это должно было быть ключевым требованием. Тот факт, что двигатели оказались неспособны справиться с этой задачей — непростительная ошибка, которая не должна повториться, — говорится в отчете комитета. — Кроме того, эта ошибка может подвергнуть личный состав и корабли королевского флота опасности, с потенциально серьезными последствиями».

Председатель специального комитета по обороне Джулиан Льюис подчеркивает, что авторы отчета «вынесли предупреждение министерству обороны» о необходимости своевременного проведения модернизации флотилии. А в министерстве обороны утверждают, что миллиарды фунтов уходят на создание двух новых авианосцев, а также военных судов и подводных лодок. Все эти меры призваны увеличить численный потенциал Королевского флота Британии.

А была ли Англия «владычицей морей»?

Дело в том, что так уж исторически получилось, что Британия вообще на обновление флота, как ни странно, шла с трудом.

Например, исключительно благоприятные для англичан погодные условия, крайне плохая подготовка испанского командования и, опять же, совершенно пиратская тактика морского боя сэра Фрэнсиса Дрейка спасли Англию и Елизавету Первую от испанской Армады, поскольку Елизавета была дамой прижимистой и тратить на флот деньги не хотела.

В начале Первой мировой войны у Британии было достаточно кораблей, которыми она могла заблокировать немецкие гавани, но у нее совсем не было подводных лодок, которые Адмиралтейство посчитало неинтересными.

В результате основные потери британский флот, от которого полностью зависело снабжение нашего островного государства, понес именно от них. Потом, правда, в Адмиралтействе сообразили, что лодки — дело полезное, но время было упущено.

Возможно, что сейчас, после очередного скандала, дело пойдет быстрее. Показательно, кстати, что в комментариях на сайте Би-би-си к этому сообщению большинство людей считает, что модернизировать флот действительно надо. Так что, возможно, политикам просто стоит перестать боятся того, что «оборона не приносит голоса избирателей».

Англичане, «опоздавшие» к колониальному разделу мира (см. Португальские географические открытия , Первые колонии Америки , Конкиста ), стреми-лись как можно быстрее наверстать упущенное. Они не только основы-вали собственные колонии , но и пытались отвоевать их у других госу-дарств. Английские купцы в 1600 году создали английскую Ост-Индскую компанию .

Уже через 2 года первые 4 английских корабля побывали на «островах пряностей» и вернулись оттуда с грузом перца. С каждым годом торговля расширялась.

Англо-голландские войны

Заходя по дороге в индийские порты, англичане заметили, что индийские хлопчатобумажные ткани продаются по всем берегам Индийского океана, в том числе и в Индо-незии. Предприимчивые дельцы сообразили, что по дороге к «островам пряностей» можно заняться торговлей тканями. Для этого английская Ост-Индская компания, подобно другим европейцам, стала основывать фактории на побережье Индии. Торговое соперничество Англии и Гол-ландии привело к англо-голландским войнам , которые бушевали всю вторую половину XVII века.

Английские и голландские военные суда 15 раз сходились в морских сражениях, и победа, в конце концов, досталась англичанам. Победи-тели получили владения Голландии в Америке (кроме Суринама). Тог-да же, разгромив испанский флот, англичане захватили Флориду.

Теперь уже Англия была «владычицей морей». В стране даже появи-лась песня, припев которой начинался словами «Правь, Британия, мо-рями!». Материал с сайта

Совершенствование флота в 17 веке

За время англо-голландских войн искусство строительства боевых кораблей продвинулось далеко вперед. Корабли стали делать разных размеров в зави-симости от назначения. Резко возросла скорострельность орудий и дальность полета ядер. По противнику стреляли не только чугунными ядрами, но и за-жигательными бомбами, поджигавшими оснастку вражеского корабля. Судь-бу боя решала теперь не абордажная схватка, а умение артиллеристов, а так-же количество и качество орудий, размещенных на орудийных палубах. Морской бой вели линейные корабли (60—100 пушек, экипаж 450—750 чело-век) и фрегаты (35—50 пушек, экипаж 130—250 человек), выстроившиеся в ли-нию один за другим. Малые корабли — корветы и бриги (6—35 пушек, экипа-жи до 100 человек) — охраняли фланги своей эскадры, занимались разведкой. Бой выигрывал тот адмирал, эскадра которого сумела занять наветренное по-ложение, лишая противника возможности маневрировать парусами. Выбрав себе противника, корабли вступали в артиллерийскую дуэль. Брандеры (небольшие корабли, начиненные порохом) подводились к борту вражеско-го корабля и, взрываясь, топили его. Гибель большинства кораблей заставля-ла адмирала эскадры выходить из боя.