Устав организации оон по промышленному развитию (юнидо). Организация объединенных наций по промышленному развитию (юнидо) Организация объединенных наций по промышленному

Основана в 1966 г.; с 1986 г. является специализированным учреждением системы ООН. В составе ЮНИДО 170 государств-членов.

Цели ЮНИДО:

Осуществление координирующей роли в области промышленного развития в системе ООН;

Содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях;

Содействие индустриализации развивающихся стран, в том числе в области разработки природных ресурсов и развитии инфраструктуры;

Оказание помощи странам с переходной экономикой и развивающимся странам в реструктуризации и приватизации в промышленности;

Оказание развивающимся странам технической помощи путем peaлизации конкретных проектов.

ЮНИДО осуществляет свою деятельность совместно с правительства­ми, организациями и частным сектором. Особое внимание уделяется оказа­нию содействия промышленному сотрудничеству на уровне предприятий и фирм путем использования механизма целевых фондов и программы про­мышленного инвестирования.

Важное значение в работе ЮНИДО придается организации форумов, в частности, по вопросам инвестиций, технического и промышленного со­трудничества; проведению совещаний экспертных групп, практикумов, семинаров. В рамках ЮНИДО ведется научно-исследовательская работа по обобщению международной коммерческой практики, издаются исследова­ния, в которых приводятся прогнозы промышленного развития в мире, об­зоры по регионам и по странам, а также по 28 секторам промышленности, выделенным в Международной стандартной классификации отраслей хозяй­ственной деятельности.

Главными органами ЮНИДО являются: Гене­ральная конференция (Конференция); Совет по промышленному развитию - СПР (Совет); Секретариат, генеральный директор; представительства ЮНИДО на местах.

К вспомогательным органам относятся: Комитет по программам и бюджету и технические комитеты.

Генеральная конференция проводит очередные сессии один раз в два года. Она определяет руководящие принципы и политику ЮНИДО, утверж­дает бюджет, осуществляет контроль за использованием финансовых ресур­сов. Совет по промышленному развитию состоит из 53 членов ЮНИДО, из которых 33 - представители от развивающихся стран, 15 - от развитых стран и 5 - от стран с переходной экономикой. Совет разрабатывает принцип и политику для достижения целей ЮНИДО; выдвигает предложения относи­тельно осуществления на практике этих принципов; рассматривает и принима­ет программу деятельности Организации; обсуждает вопросы координации деятельности системы ООН в области промышленного развития; осуществляет контроль над эффективностью использования имеющихся у Организации ресурсов; представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН через ЭKOCOC ежегодный доклад о деятельности ЮНИДО.

Расходы на оперативную деятельность ЮНИДО финансируются:

за счет добровольных взносов, выплачиваемых правительствами государств-членов ООН членами специализированных учреждений;

путем участия в ПРООН на той же основе, что и другие использующие услуги данной программы организации;

за счет использования соответствующих ресурсов регулярной программы технической помощи ООН.

Помимо этого целям финансирования оперативной деятельности служит программа специального промышленного обслуживания, целевые фонды, Общий целевой фонд ЮНИДО и Фонд промышленного раз­вития ООН.

ЮНИДО - ЭТО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ АГЕНСТВО
СИСТЕМЫ ООН,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО НАПРАВЛЕНА НА СОДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННОМУ РАЗВИТИЮ
СЛАБОРАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

История и причины создания ЮНИДО

В 1950-х и 1960-х годах прошлого столетия многие страны Африки, Азии и Латинской Америки обрели независимость, а страны с централизованным плановым хозяйством стремились обеспечить стабильность. В 1961 году, признавая, что промышленность может играть решающую роль в обеспечении экономического развития и благосостояния общества, государства-члены Организации Объединенных Наций учредили Центр по промышленному развитию со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла 17 ноября 1966 года резолюцию 21/52 (XXI) об учреждении Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в качестве органа по вопросам промышленного развития. Спустя год ЮНИДО перевела свои Центральные учреждения в Вену, Австрия, где они и расположены в настоящее время. В 1985 году ЮНИДО стала специализированным учреждением, имеющим собственный бюджет, государства-члены и административного руководителя.

Цели ЮНИДО

Деятельность ЮНИДО направлена на повышение качества жизни неимущего населения мира путем оказания странам помощи в обеспечении устойчивого промышленного развития. ЮНИДО помогает развивающимся странам производить товары, которыми они могут торговать на мировом рынке, и способствует предоставлению таких средств, как подготовка кадров, передача технологий и инвестиций, с тем чтобы эти товары были конкурентоспособными. При этом ЮНИДО поощряет применение таких производственных процессов, которые не наносят ущерба окружающей среде и не ложатся тяжелым бремененм на ограниченные энергетические ресурсы стран. Свыше двух миллиардов людей, проживающих главным образом в сельских районах развивающихся стран, не имеют доступа к коммерческим источникам электроэнергии. В число приоритетов ЮНИДО входит содействие использованию альтернативных источников энергии - солнца, ветра, биомассы и воды - при одновременном оказании соответствующим странам и регионам помощи в достижении экономического роста.

Результаты, достигнутые ЮНИДО

За период прошедший после создания ЮНИДО, Организация оказала помощь многим странам в достижении их целей в области развития с помощью промышленного развития. Страны Африки к югу от Сахары всегда находились в центре внимания ЮНИДО, однако во многих случаях отдельные достижения еще не привели к повышению уровня жизни в масштабах континента. Несомненно, что в этом направлении еще многое предстоит сделать.

Порябок работы ЮНИДО

В отличие от практики прежних лет, когда усилия были ориентированы главным образом на предоставление отдельных услуг, в настоящее время Организация обеспечивает предоставление специализированных услуг, охватывающих такие области, как управление промышленностью и промышленная статистика, содействие инвестированию и передача технологий, конкурентоспособность в промышленности и торговля, развитие частного сектора, агропромышленность, устойчивая энергетика и рациональное природопользование. ЮНИДО помогает также странам соблюдать взятые ими обязательства согласно ряду многосторонних природоохранных соглашений, включая Киотский и Монтреальский протоколы.

Порядок принятия решений

ЮНИДО осуществляет свою деятельность в соответствии с Планом действий, принятым ее Советом по промышленному развитию в 1997 году. Совет, в состав которого входят 53 члена, избираемые на основе ротации из числа 171 государства-члена Организации, проводит свои совещания три раза в течение двухгодичного периода для обзора деятельности и рассмотрения бюджета Организации. Его вспомогательный орган - Комитет по программным и бюджетным вопросам (27 членов) - отвечает за подготовку программ работы и бюджетов для рассмотрения советом. Высшим директивным органом является Генеральная конференция, которая проводит свои сессии один раз в два года. Генеральная конференция устанавливает директивы для ЮНИДО, избирает членов Совета по промышленному развитию и Коммитета по программным и бюджетным вопросам и раз в четыре года назначает Генерального директора в качестве административного руководителя Организации. Нынешний Директор-исполнитель Кандэ К. Юмкелла, из Сьерра-Леоне, приступил к выполнению своих обязанностей в декабре 2005.

Финансовая база ЮНИДО

Финансовые ресурсы ЮНИДО складываются из средств регулярного и оперативного бюджетов, а также добровольных взносов на деятельность вобласти технического сотрудничества. Общий объем операций ЮНИДО на 2006 - 2007 годы составляет около 355,8 млн. евро. Регулярный бюджет - это начисленные взносы государств-членов, включая прочие поступления, и за тот же период его объем составит 154 млн. евро, а объем оперативного бюджета - 20,2 млн. евро. Расходы на техническое сотрудничество, оцениваемые в размере 185 млн. евро на 2006 - 2007 годы, финансируются главным образом за счет добровольных взносов стран и учреждений-доноров, а также средств, поступающих из многостороних фондов от Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Кадровая база ЮНИДО

Численность сотрудников ЮНИДО в Центральных учреждениях в Вене и других штатных отделениях, составляет около 650 человек. Кроме того, для осуществления мероприятий по проектам Организация ежегодно привлекает почти 2 800 международных и национальных экспертов. ЮНИДО имеет также бюро по связи в Женеве (Швейцария), Нью-Йорке (Соединенные Штаты) и Брюсселе (Бельгия).

Где представлена ЮНИДО

ЮНИДО представлена в 42 странах либо назначенных страновым или региональным отделением, либо бюро ЮНИДО, расположенным в страновом отделении ПРООН. Кроме того, создана сеть из 19 отделений или групп по содействию инвестированию и передаче технологий, финансируемых странами, в которых они расположены. Имеются также 43 национальных центра более чистого производства, созданных совместно с ПРООН по окружающей среде, и 9 международных технологических центров в различных странах. Сорок четыре субподрядных и партнерских бирж более чем в 30 странах способствуют поддержанию рабочих связей между малыми, средними и крупными производственными предприятиями и имеют выход на мировые рынки и в сети поставщиков.

В последнее время очень обострились проблемы социального и экономического характера в развивающихся странах и странах с развивающейся экономикой. Так как население этих стран составляет большую часть населения Земля, то, на мой взгляд, решение этих проблем является первостепенным для долгосрочного экономического развития стран всего мира.

Целью моей работы является показать, какую роль в организации помощи и содействия развитию играет Организация Объединенных Наций по промышленному развитию – ЮНИДО (UNIDO).

Глава 1. История создания ООН как системы

Система Организации Объединенных Наций (ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени.

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам МБРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году), и Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 1977 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), в 1966 г. - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ - Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле(ГААТТ), которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли.

В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост- колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред- инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

·Генеральную Ассамблею ООН,

·Совет безопасности ООН,

·Экономический и Социальный Совет ООН,

·Совет по Опеке ООН,

·Международный Суд ООН, Секретариат ООН.

В систему также включаются и специализированные учреждения:

·Международный валютный фонд,

·Международный банк реконструкции и развития,

·Международная финансовая корпорация,

·Международная ассоциация развития,

·Международная морская организация,

·Международная организация гражданской авиации,

·Международная организация труда,

·Международный союз электросвязи,

·Всемирный почтовый союз,

·Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,

·Всемирная организация здравоохранения,

·Всемирная организация интеллектуальной собственности,

·Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,

·Продовольственная и сельскохозяйственная организация

Объединенных Наций,

·Всемирная метеорологическая организация,

·Международный фонд сельскохозяйственного развития,

·Международное агентство по атомной энергии

Глава 2. ЮНИДО (UNIDO)

ЮНИДО является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, которое прилагает все усилия для улучшения жизни людей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на основе развития их промышленности.

Предоставляемые ЮНИДО услуги призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого участия на мировом рынке. Она играет роль катализатора в осуществлении перемен и оказывает имеющие важные для потребителей промышленные услуги, которые помогают им обеспечивать собственное экономическое благосостояние и развивать национальный потенциал.

Параграф 1. Роль ЮНИДО

ЮНИДО объединяет в своих рядах 169 стран и представляет собой уникальный форум для обсуждения проблем промышленного развития на обще­мировом уровне. Как честный посредник она использует взаимодополняющие возможности своих потребителей с целью развития партнерских связей в промышленности на международном уровне.

ЮНИДО выполняет двойную задачу, выступая как:

Глобальный форум для поддержки и стимулирования развития

Выступая в этой роли, ЮНИДО оказывает помощь в таких областях, как:

Развитие партнерских отношений и осуществление инициатив в целях поддержки глобального промышленного сотрудничества;

Распространение знаний о технологиях и подходах к промышленному развитию;

Передача опыта в области промышленного развития посредством специализиро­ванных совещаний и публикаций;

Стимулирование экономического сотруд­ничества между развивающимися странами;

Предоставление промышлен­ных статистических данных и обеспечение международной сопоставимости данных и стандартов в области промышленности;

Содействие в разработке и применении международных конвенций, таких, как Монреальский про­токол, а также норм и стандартов, в частности ISO 9000 и ISO 14000;

Выступает в качестве честного посредника в вопросах технологии, про­мышленных услуг и инвестиций.

Поставщик комплексных услуг в области технического сотрудничества

ЮНИДО осуществляет на практике принципы, сформулированные в ходе проведения глобальных форумов, путем предоставления комплексных услуг правительствам, учреждениям и предприятиям в таких областях, как:

Разработка и осуществление промышленной политики;

Развитие отдельных промышленных подсекторов;

Развитие частного сектора;

Разработка и передача экологически чистых технологий;

Содействие развитию партнерских отношений и инвестированию в промышленности;

Развитие людских ресурсов.

ЮНИДО оказывает услуги в обеспечении продоволь­ствия, жилья, одежды, здоровья, защиты окружающей среды и энергосбе­режения, т.е. по таким направлениям промышленной деятельности, которые непосредственно способствуют развитию производства и обеспечению занятости, сокращению масштабов бедности и предотвращению соци­альной напряженности.


ЮНИДО занимает уникальное место в системе Организации Объединенных Наций и международном сообществе, так как она обладает опытом в вопросах секто­рального развития, экспертными знаниями по вопросам промышленности и кадровыми ресурсами, что позволяет ей направлять деятельность предприятий на развитие прочных взаимовыгодных партнерских отношений на международном уровне. Она располагает также ноу-хау в таких вопросах, как инвестирование, технология и охрана окружающей среды. Все это делает ее одним из ключевых партнеров в системе Организации Объединенных Наций: благодаря оказываемым ею специализированным услугам в области промышленности она дополняет усилия других организаций в области развития, в частности Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и бреттон-вудских финансовых учреждений.

Услуги ЮНИДО предоставляют 356 инженеров, экономистов и специа­листов по вопросам технологии и окружающей среды в ее штаб-квартире в Вене, а также 115 специалистов, работающих в ее сети Офисов Службы Содействия Инвестированию и Технологиям (ITPO Network) и отделениях на местах, а также еще около 850 международных экспертов и консультантов.

Параграф 2. Приоритеты

Для того чтобы самым эффективным образом удовлетворять запросы своих потребителей и использовать свои ресурсы с наибольшей отдачей, ЮНИДО строит свою работу по семи ключевым приоритетным областям :

· стратегии, политика и создание организационной структуры для глобальной экономической интеграции

· окружающая среда и энергетика

· мелкие и средние предприятия: политика, сети связи и базовая техническая поддержка

· нововведения, повышение производительности и качества в целях достижения международной конкурентоспособности

· промышленная информация, содействие инвестированию и применению технологий

· промышленное развитие сельских районов

· Африка и наименее развитые страны: налаживание связей между промыш­ленностью и сельским хозяйством.

Параграф 3. Ресурсы

Источниками финансирования служат начисленные взносы государств-членов, фонды системы Организации Объединенных Наций, правительственные фонды, средства учреждений, финанси­рующих развитие, и целевые фонды.

В области технического сотрудничества (Technical Assistance) ЮНИДО в дополнение к средствам ПРООН располагает Фондом промышленного развития (ФПР), средствами, посту­пающими из Монреальского протокола и целевых фондов. В 1995 году средства, выделяемые на утвержденные проекты по линии ФПР, составили 24,7 млн. долл. США, и средства целевых фондов - в общей сложности 8,5 млн. долларов США. Средства, выделенные на утвержденные проекты в 1995 году в рамках про­граммы Монреальского протокола, составили 37 млн. долларов США.

Ежегодно ЮНИДО подписывает около 200 контрактов на сумму 14 млн. долл. США и размещает заказы на оборудование стоимостью 20 млн. дол­ларов США. Ежегодные расходы Организации на подготовку кадров в виде выделяемых стипендий, учебных поездок и коллективного обучения достигают почти 14 млн. долларов США.

Параграф 4. Реформа

Столкнувшись с проблемами, вызванными изменением экономического положения и приоритетных задач в области развития в 90-х годах, ЮНИДО приступила в 1993 году к проведению крупной реформы и обновлению программы своей деятельности. Начало реформам было положено Яундской декларацией, принятой на пятой сессии Генеральной конференции ЮНИДО.

Усилия по реформированию были сосредоточены на следующих основных направлениях:

· более четкая направленность деятельности на услугах ЮНИДО

· совершенствование процессов управления и бюджетные сокращения

· структурные изменения с целью повышения эффективности

Менее чем за два года результаты этих реформ преобразили ЮНИДО, которая стала одной из первых Организаций системы Организации Объединенных Наций, осуществившей быстрые и самые эффективные преобразования.

Изменение характера деятельности ЮНИДО проводилось по трем основным направлениям:

· глобальный охват с уделением особого внимания регионам, в частности беднейшим странам мира, особенно в Африке

· сокращение количества промышленных подсекторов с уделением особого внимания сельскохозяйственному производству, пищевой отрасли, производству одежды и жилья

· семь приоритетных тем (см. выше на стр.13) с четко очерченными ключевыми областями деятельности, определяющими программу работу Организации.

Были осуществлены радикальные изменения управленческого и структурного характера, затронувшие практически все аспекты деятельности ЮНИДО, начиная от сокращения административных расходов и кончая пересмотром обязанностей сотрудников.

Эти перемены, которые осуществлялись в соответствии с новой стратегической линией Организации, позволили добиться больших результатов. Было ликвидировано одно звено старшего руководства; организационная структура ЮНИДО стала более простой и рациональной, что позволило обеспечить значительное сокращение бюджетных расходов. По сравнению с 1993 годом персонал ЮНИДО был сокращен на 38 процентов, и средства, выделяемые из общего бюджета Организации на административную поддержку, были урезаны до 12 процентов; в настоящее время 88 процентов расходов на ее деятельность направляется непосредственно на оказание услуг странам-потребителям.

В 1994-1995 годах 40 процентов утвержденных проектов приходилось на африканский континент, которому уделяется первоочередное внимание в программах помощи ЮНИДО, причем все больше проектов осуществляется в частном секторе. Число сотрудничающих с Организацией представителей частного сектора развивающихся стран в целом удвоилось за последние три года, достигнув приблизительно 50 процентов. В то же время число представителей частного сектора, получающих помощь в области технического сотрудничества, возросло, и в настоящее время на них приходится 80 процентов такой помощи.

Параграф 5. Структура

Функции Генерального директора ЮНИДО выполняет Карлос Альфредо Магариньос (Аргентина), который был избран на четырехлетний срок в 1997 году, а в 2001 году переизбран на очередной период. Руководящими органами Организации являются Генеральная конференция, которая проводится, как правило, каждые два года, Совет по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Шестая сессия Генеральной конференции проходила в Вене в декабре 1995 года. В состав Совета входят представители 53 государств-членов, избираемых на Генеральной конференции на четырехлетний срок при должном соблюдении принципа справедливого географического распределения. Комитет состоит из 27 государств-членов, также избираемых на Генеральной конференции на двух­летний срок. По состоянию на ноябрь 2003 года ЮНИДО объединяет 171 государство.

Организационная структура ЮНИДО изображена в Приложении 1.



Параграф 6. Кадровая структура и представительство

В ЮНИДО насчитывается около 816 сотрудников категорий общего обслу­живания и специалистов, работающих в Вене и отделениях на местах в других странах. Кроме того, ЮНИДО ежегодно использует услуги около 850 экспертов из более чем 100 стран, из них 40% из развивающихся стран.

ЮНИДО имеет свои бюро в Женеве и Нью-Йорке, которые поддерживают контакты с государствами-членами и другими организациями системы Организации Объединенных Наций. Директора ЮНИДО по странам (Country Director - CD) отвечают за деятельность промышленного сектора в рамках страновых программ ПРООН. Помощь представителям-резидентам ПРООН и CD оказывают младшие сотрудники категории специалистов (МСС), должности которых финансируются из взносов стран-доноров.

ЮНИДО имеет офисы Службы содействия инвестированию и технологиям (ITPO) в Афинах, Аммане, Бахрейне, Варшаве, Вене, Милане, Молдавии, Москве, Париже, Пекине, Сеуле, Словакии, Стамбуле, Тунисе, Токио и Цюрихе и более50 опорных офисов (Focal Points) по всему миру.

Параграф 7. Центры современной науки

Созданный по инициативе ЮНИДО Международный центр генной инженерии и биотехнологии (МЦГИБ) с отделениями в Дели (Индия) и Триесте (Италия), приобрел в 1995 году статус независимой международной организации. Кроме того, ЮНИДО поддерживает такие центры, как Международный центр по науке и новейшей технологии () в Триесте и Центр применения солнечной энергии (ЦПСЭ) в Перте, Австралия.

Параграф 8. Периодические публикации

· "Вопросы ЮНИДО"

· "Вестник инвестиционной службы ЮНИДО"

· "ПроИнвест"

· "Ежегодный доклад ЮНИДО"

· "Годовой обзор"

· "Доклад о мировом промышленном развитии"

· "Международный ежегодник промышленной статистики" Серии "Монитор"

· “Руководство ЮНИДО о возможностях подготовки кадров для ромышленного развития"

Параграф 9. Информационные сети и базы данных

· Банк промышленной и технологической информации (БПТИ)

· Служба всемирной инвестиционной сети (СВИС)

· Глобальная сеть возможностей для получения образования в области бизнеса и промышленности (ГЛОУБ-ИН)

· База данных по промышленной статистике (ИНДСТАТ) База данных по статистике запасов сырьевых товаров (КОМБАЛ)

· Реферативный бюллетень по вопросам промышленного развития (ИДА)

· Международная справочная система по источникам информации (ИРС)

· Система управления информационными ресурсами (СУИР)

· Информационно-справочная система по вопросам подготовки кадров и специального опыта (ТСРС-ИНРЕС)

В настоящий момент многие из этих ресурсов доступны через интернет-биржу .

Глава 3. Программа сотрудничества ЮНИДО – Российская Федерация на 2003-2005 гг.

Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию на 2002-2005 годы разработана на основе результатов и опыта, накопленных в ходе реализации первой рамочной программы сотрудничества Россия - ЮНИДО на 1999-2002 г.г. Основная цель Программы - повышение эффективности двухстороннего сотрудничества в соответствии с новыми приоритетами реформирования экономики страны и максимального использования возможностей ЮНИДО.

Основные тематические направления:

· Технологическое развитие и поддержка инвестиций :

o Технологический Foresight – повышение конкурентоспособности инновационной экономики;

o Передача технологий и межстрановое сотрудничество;

· Развитие частного сектора и программы партнерства :

o Техническое содействие развитию пищевой промышленности;

o Повышение конкурентоспособности малых предприятий в обувной промышленности;

o Содействие внедрению системы управления качеством на малых наукоемких предприятиях;

· Экологическая безопасность, энергосбережение и чистое производство:

o Региональное промышленное развитие.

Параграф 1. Технологический Foresight – повышение конкурентоспособности инновационной экономики

Foresight – сценарное прогнозирование социально-экономического развития: возможные варианты развития – экономики, промышленности, общества – в 10-20 летней перспективе.

Участники :

Российская академия наук, независимые исследовательские центры, Министерства и ведомства: Минэкономразвития, Минпромнауки и др. Деловые круги – РСПП (Российский Союз Промышленников и Предпринимателей), компании ЮКОС, Базовый Элемент и др.

ЮНИДО оказывает содействие в следующих областях:

· Разработка концепции и координация проекта

· Использование лучшего мирового опыта

· Передача знаний и опыта

· Переработка отходов

· Сельское хозяйство и индустрия переработки

· Управление трудовыми ресурсами

· Создание инфраструктуры

· Развитие и поддержка предпринимательства

· Организация финансирования

· Распространение модели в других регионах

В рамках программы предусматривается решение следующих вопросов:

· Развитие внешней и внутренней инфраструктуры

· Строительство хранилищ и производственных зданий

· Мобилизация финансовых ресурсов и поиск стратегических инвесторов

· Создание Интегрированного Технологического Центра

· Создание Учебного Центра

· Строительство заводов по переработке продукции

Параграф 4. Повышение конкурентоспособности предприятий обувной промышленности

В рамках програмы осуществляется:

· Передача технологий и поставка оборудования;

· Обучение персонала;

· Внедрение международных стандартов и системы контроля качества;

· Реорганизация действующих предприятий, создание современного модульного производства.

Участники: Рослегпром, компании “Парижская коммуна” (Москва), “Калита” (Калуга).

Стратегические партнеры-инвесторы – итальянские компании.

Параграф 5. Содействие внедрению системы управления качеством на малых наукоемких предприятиях

Участники: Росстандрт, Фонд поддержки малых предприятий в наукоемкой сфере, ПРООН, малые наукоемкие предприятия (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Удмуртия, Астрахань, Белгород).

Параграф 6. Чистое производство, ресурсосбережение и энергоэффективность

Участники: регионы Северо-Западного округа, Калининградская область, Центры чистого производства, зарубежные партнеры.

Параграф 7. Региональное промышленное развитие

Основные направления:

· Содействие в разработке и реализации стратегии регионального промышленного развития;

· Оценка конкурентоспособности региональной промышленности, диагностика промышленных предприятий, межстрановые сравнения;

· Содействие созданию региональных агентств промышленного развития, бизнес-инкубаторов, технологических и промышленных парков и т.д

Потенциальные регионы-партнеры: республики Башкортостан, Коми, Томская область, Краснодарский край и др.

Глава 4. Интегрированные программы ЮНИДО

Интегрированные программы - это пакет взаимосвязанных сервис-модулей, разработанных с целью помощи стране на национальном (региональном) уровне в преодолении проблем промышленного развития.

Задачами интегрированной программы являются:

· Идентификация и решение проблем, препятствующих промышленному развитию страны

· Определение областей, где опыт и помощь ЮНИДО будут служить катализатором развития

· Поиск путей интеграции с другими Программами помощи ООН и других организаций

· Достижение разумного баланса между развитием экономики, решением социальных проблем и экологией

Интегрированные программы являются сложной последовательностью действий, которые требуют тщательной проработки. Решение о разработке Интегрированной программы зависит от ряда факторов, начиная от количества и типа полученных запросов и кончая наличием представительства ЮНИДО в регионе и политическими обязательствами (обещаниями) администрации. Особое внимание уделяется возможности финансирования программы, числу, уровню предполагаемых партнеров и соответсвию их целей и задач.

ЮНИДО также должно быть уверено, что действия в рамках реализации программы будут скоординированы с действиями других организаций и программ в системе ООН (например, финансовых институтов развития, международных неправительственных организаций (NGOs) и пр.)

В настоящий момент в России разработаны и осуществляются одна федеральная программа и 4 региональные интегрированные программы:

Глава 5. Офисы

Офисы Содействия Инвестициям и Технологиям (Investment and Technology Promotion Offices - ITPOs) можно найти в следующих странах :

В 1985 году ЮНИДО стала шестнадцатым по счету специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Как самое молодое специали­зированное учреждение она получила мандат, в котором признаются экономические реальности промышленного роста в современном мире. В Уставе ЮНИДО говорится о том, что Организация должна оказывать помощь в разработке программ развития, научно-технических программ и планов индустриализации в государственном, кооперативном и частном секторах.

Используя свой богатый опыт, накопленный за 30 лет деятельности в поддержку промышленного развития во всем мире, ЮНИДО добилась впечатляющих результатов. За последние 20 лет она реализовала свыше 16000 проектов и обеспечила инвестиции почти для 2 000 промышленных предприятий. В 1995 году ЮНИДО осуществила мероприятия в области технического сотрудничества на сумму 108,5 млн. долл. США и оказала посреднические услуги 129 успешно осуществленным проектам содействия инвестированию на сумму свыше 1 млрд. долл. США в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Приложение 1

Human Resource Management Branch



Бюро Арабских Стран



Рис.1 Организационная структура ЮНИДО .

Список литературы

1. Официальный сайт http://www.unido.org

2. Официальный сайт http://www.unido.ru

3. Официальный сайт http://www.un.org

4. Ломакин А.Н., Шитов Ю.Г. Мировая экономика. – М.: Просвещение,

5. “Мировая экономика и международные отношения”, журналы №3,4-2005

6. Хасбулатов В.С. Мировая экономика. – М.: ВЛАДОС, 1999 – 297с.

7. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые

отношения. – М.: Финансы и статистка, 2005 – 573с.

8. Шевчук В.А Организации ООН. – М.: Анкил, 2000 – 351 с.

9. “Business Week” – Foresight: UNIDO’s improvement of competitive –

10. Катасонов В.Ю. Проектное финансирование: международный опыт и

перспективы для России. – М.: Анкил, 2004 – 204 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • Сопоставление показателей конъюнктуры рынка сбыта товаров
  • Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка
  • Раздел 3. Предложения и рекомендации
  • 2.3. Маркетинговая деятельность
  • Глава 3. Ценообразование в международной торговле
  • 3.1. Классификация цен
  • 3.2. Определение экспортных цен
  • 1. Информация о рынке в целом
  • 3.3. Закономерности формирования цен на мировых рынках
  • Определение цены продукции методом полных затрат (месячные затраты, долл.)
  • Определение цены методом прямых затрат (месячные затраты, долл.)
  • Уровень тарифной защиты товарных рынков в промышленно развитых странах до и после Уругвайского раунда, %
  • Товарная структура экспорта различных регионов мира, % к общему объему их экспорта
  • Структура экспорта в январе - ноябре 1996 и 1997 гг. (без учета неорганизованной торговли)
  • Структура импорта в январе - ноябре 1996 и 1997 гг. (без учета неорганизованной торговли)
  • Глава 4. Международная торговля и внешнеторговая политика
  • 4.1. Сущность международной торговли и ее особенности на современном этапе
  • Распределение мирового экспорта и импорта по странам, %
  • Экспортная и импортная квоты по странам (1994 г.), %
  • 4.2. Внешнеторговая политика
  • Глава 5. Внешняя торговля России и ее регулирование
  • 5.1. Внешняя торговля России и ее место в мировой экономике
  • 5.2. Географическая и товарная структура внешней торговли
  • Доля стран и регионов в мировом экспорте, %
  • Динамика и географическая структура внешней торговли России
  • Структура российского экспорта и импорта, %
  • Внешняя торговля России в 1995-1999 гг., (с учетом неорганизованной торговли, млрд долл.)
  • 5.3. Структура внешней торговли
  • 5.4. Формы внешнеторговой политики
  • 5.5. Государственное регулирование внешней торговли
  • 5.6. Государственное валютное регулирование и валютный контроль в современных условиях
  • 5.7. Банковские услуги во внешней торговле
  • Основные условия Инкотермс (сокращенный вариант)
  • Права и обязанности по Инкотермс
  • Расходы и риски
  • Глава 6. Мировой рынок услуг
  • 6.1. Предпосылки и условия формирования мирового рынка услуг
  • Динамика мирового экспорта услуг
  • Показатели роли сферы услуг в экономике
  • 6.2. Структура рынка услуг
  • Сальдо баланса по факторным и не факторным услугам, млрд руб.
  • 6.2.1. Международный туризм
  • Поступления и расходы по туризму в странах ес, млрд долл.
  • Число прибытий и доходы от международного туризма в 1990-1997 гг.
  • Число прибытий и доходы от международного туризма в 1997 г.
  • 6.2.2. Международный рынок технологий
  • 6.2.2.1. Рынок лицензий и патентов
  • 6.2.3. Мировой рынок инжиниринговых услуг
  • Положение инжиниринговых компаний ес в 1994 г.
  • Общие продажи инженерно-консультационных услуг стран ес
  • Географическое распределение контрактов 225-ти ведущих подрядных фирм, млрд долл.
  • 6.2.4. Консалтинговые услуги
  • 6.2.5. Информационные услуги
  • 6.2.6. Рынок транспортных услуг
  • Суммарная грузоподъемность, млн т дедвейта
  • Доля российских перевозчиков в общем объеме международных перевозок
  • 6.2.7. Рынок страховых и банковских услуг
  • 6.3. Регулирование рынка услуг
  • Глава 7. Вывоз капитала как форма международных экономических отношений
  • 7.1. Вывоз капитала: сущность и тенденции
  • 7.2. Формы вывоза капитала
  • 7.3. Прямые и портфельные инвестиции
  • 7.4. Эволюция вывоза капитала в современных условиях
  • Иностранные инвестиции ведущих капиталистических стран в 1914-1960 гг., млрд долл. (на начало года)
  • Заграничные инвестиции сша в 1940-1960 гг., млрд долл, (на начало года)
  • Иностранные инвестиции Англии в 1938- 1960 гг., млрд долл. (на конец года)
  • Глава 8. Иностранные инвестиции в России
  • 8.1. Понятие, участники, объемы и структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию
  • Структура внешнего долга Российской Федерации
  • Потоки прямых инвестиций по ряду стран оэср, в млрд долл. Сша
  • Структура иностранных инвестиций, привлеченных Российской Федерацией по основным странам-инвесторам, по состоянию на 1 января 1998 г.
  • 8.2. Региональный и отраслевой аспекты приложения иностранных инвестиций в российской экономике
  • Структура иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации по регионам по состоянию на 1998 г.
  • Отраслевая структура иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации по состоянию на 1998 г.
  • Организационно-правовые основы деятельности сп в островной и континентальной правовых системах
  • 8.3. Правовые аспекты регулирования иностранных инвестиций в России
  • 8.4. Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России
  • 8.5. Последствия притока иностранных инвестиций в российскую экономику
  • Инвестиции нерезидентов на рынок гко - офз, млрд долл.
  • Динамика обслуживания внешнего долга России
  • График платежей по обслуживанию внешнего долга России
  • Глава 9. Интеграционные процессы в мировой экономике
  • 9.1. Интеграция как форма развития интернационализации хозяйственных связей
  • 9.2. Основные виды интеграционных объединений
  • 9.2.1. Механизм и фазы перехода к евро
  • 9.2.2. Европейская ассоциация свободной торговли - еаст
  • 9.2.3. Североамериканская ассоциация свободной торговли - нафта
  • 9.2.4. Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - атэс
  • 9.2.5. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - асеан
  • 9.2.6. Интеграционные объединения Латинской Америки
  • 9.2.7. Интеграционные объединения Африки
  • 9.3. Проблемы экономической интеграции снг
  • 9.4. Отношения между Россией и ес
  • Глава 10. Международные экономические организации
  • 10.1. Общие аспекты развития
  • 10.2. Организация Объединенных Наций
  • 10.3. Программа развития оон
  • 10.4. Конференция оон по торговле и развитию (юнктад)
  • 1. Глобализация и стратегия в области развития.
  • 2. Международная торговля товарами, услугами и сырьем.
  • 3. Инвестиции, технологии и развитие предприятий.
  • 4. Инфраструктура услуг для развития и эффективность торговли.
  • 5. Наименее развитые, не имеющие выхода к морям и остров­ные страны.
  • 10.5. Организация оон по промышленному развитию (юнидо)
  • 10.6. Всемирная торговая организация (вто)
  • 10.7. Европейская экономическая комиссия оон
  • Глава 11. Глобальные проблемы и международные экономические отношения
  • 11.1. Сущность и понятие глобальных проблем в современных условиях
  • 11.2. Основные направления международного экономического сотрудни­чества в области глобальных проблем
  • 11.3. Пути решения глобальных мировых проблем и роль России в их реализации
  • Список литературы
  • Содержание
  • Глава 10. Международные экономические организации 209
  • 10.5. Организация оон по промышленному развитию (юнидо)

    ЮНИДО создана в 1966 г. как автономный орган ООН для содействия промышленному подъему в развивающихся странах. В 1979 г. Конференцией ООН по преобразованию Организации ООН по промышленному развитию был принят Устав ЮНИДО как специализированного учреждения под эгидой ЭКОСОС. Организация содействует промышленному развитию и сотруд­ничеству на глобальном, региональном и национальном уров­нях, а также по секторам промышленности.

    Для достижения своих целей организация осуществляет исследовательско-аналитическую деятельность, разработку региональных стратегий развития и программ, организует проведе­ние конференций и публикации по вопросам своей компетен­ции, оказывает техническую помощь развивающимся странам. Участниками ЮНИДО в настоящее время являются около 150 государств. Прием в члены организации открыт для всех стран, разделяющих ее принципы. Кроме того, в ее работе мо­гут участвовать субъекты, имеющие статус наблюдателей. Орга­низация расположена в Вене (Австрия).

    Главными руководящими органами ЮНИДО являются: Ге­неральная конференция ЮНИДО (Конференция), Совет по промышленному развитию (Совет) и Секретариат. Помимо этого, для оказания помощи Совету учрежден Комитет по программным и бюджетным вопросам. Существуют и другие, вспомогательные органы, в частности технические комитеты. Современная организационная структура ЮНИДО представле­на на рис. 10.7.

    Конференция объединяет представителей всех членов орга­низации. Она собирается на очередные сессии каждые два года. Специальные сессии могут созываться Генеральным директо­ром по инициативе Совета или по требованию большинства членов организации.

    Конференция выполняет следующие основные функции:

    Определение руководящих принципов и политики орга­низации;

    Рассмотрение докладов Совета, Генерального директора и вспомогательных органов;

    Одобрение программы работы, регулярного и оперативного бюджетов, а также установление шкалы обязательных взносов и контроль эффективности использования ресурсов организации;

    Совет состоит из 53 членов организации, избираемых Кон­ференцией по географическому принципу. Он проводит мини­мум одну очередную сессию ежегодно. Специальные сессии созываются Генеральным директором по требованию большин­ства членов Совета.

    Функции Совета:

    Контроль выполнения программы работы, регулярного и оперативного бюджетов, а также других решений Конферен­ции;

    Отчет о своей деятельности на очередных сессиях Кон­ференции;

    Сбор информации от членов организации об их деятельности по линии ЮНИДО;

    Наделение полномочиями Генерального директора принимать решения в части непредвиденных событий в период между сессиями Совета;

    Подготовка проектов повестки дня к очередным сессиям Конференции.

    Комитет по программным и бюджетным вопросам состою из 27 членов организации, также избираемых Конференцией по географическому принципу. Комитет проводит не менее одной сессии в год. Дополнительные сессии могут созываться Гене­ральным директором по просьбе Совета или Комитета. Функ­циями Комитета являются:

    Подготовка шкалы обязательных взносов в регулярным бюджет для представления Совету;

    Выполнение функций в области финансовых вопросов, возложенных на него Конференцией или Советом;

    Отчет о своей работе на очередных сессиях и рекоменда­ции Совету по финансовым вопросам.

    Секретариат состоит из Генерального директора и его за­местителей по функциональным и региональным направлениям деятельности, а также других сотрудников, обеспечивающих ее реализацию. Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации Совета на четырехлетний период. Являясь главным администратором организации, он руководит ее по­вседневной деятельностью, в частности, отвечает за назначе­ние, организацию и результаты работы персонала. Генеральный директор подчиняется Совету, который контролирует его дея­тельность. Сотрудники Секретариата при исполнении своих обязанностей руководствуются исключительно интересами ЮНИДО. Генеральный директор готовит ежегодный доклад о деятельности организаций, а также другие материалы по требо­ванию Конференции или Совета.

    Деятельность ЮНИДО осуществляется в соответствии с программой ее работы и бюджетами. Расходы, покрываемые за счет обязательных взносов в соответствии с устанавливаемой шкалой, называются регулярным бюджетом. Расходы, покры­ваемые за счет добровольных взносов и других поступлений, которые могут быть предусмотрены финансовыми положения­ми, называются оперативным бюджетом. Регулярный бюджет расходуется на административную, исследовательскую деятель­ность и другие регулярные расходы организации. За счет опе­ративного бюджета финансируется техническая помощь, а так­же помощь, связанная с этой деятельностью.

    Программа работы организации с соответствующими сме­тами расходов на очередной год, которые разрабатываются под руководством Генерального директора, представляются Совету через Комитет по программным и бюджетным вопросам с ре­комендациями последнего для утверждения и последующего одобрения Конференцией.

    ЮНИДО располагает Фондом промышленного развития, формируемым за счет оперативного бюджета. Генеральный ди­ректор распоряжается этим фондом в целях быстрого и гибкого удовлетворения потребностей развивающихся стран в соответ­ствии с руководящими положениями организации и ее финан­совыми возможностями.

    В процессе выполнения своих функций ЮНИДО решает следующие основные задачи:

    Содействие расширению и ускорению индустриализации развивающихся стран, в частности модернизации их отраслей промышленности;

    Координация и контроль деятельности учреждений ООН по линии промышленного развития;

    Создание новых и проработка существующих концепций и подходов к реализации промышленного развития на всех уровнях, а также обобщение результатов исследований в этой области;

    Поощрение и оказание помощи странам в разработке программ развития и планов индустриализации в государствен­ном, кооперативном и частном секторах экономики;

    Содействие контактам развивающихся и промышленно развитых стран в части компетенции организации;

    Помощь развивающимся странам в комплексном и пол­ном использовании имеющихся местных ресурсов для произ­водства товаров на внутренний и внешний рынки;

    Организация распространения и обмена информацией по всем аспектам промышленного развития;

    Содействие передаче промышленных технологий из раз­витых стран развивающимся и между последними;

    Поддержка программ подготовки кадров для промыш­ленности развивающихся стран;

    Помощь в создании и деятельности институциональной инфраструктуры для предоставления правовых и консультатив­ных услуг промышленности;

    Помощь по просьбам правительств развивающихся стран в доступе к внешним финансовым ресурсам для реализации отдельных промышленных проектов.

    Решая свои задачи на глобальном, региональном и нацио­нальном уровнях, ЮНИДО сотрудничает со многими учрежде­ниями системы ООН, а также с межправительственными, пра­вительственными и неправительственными организациями вне этой системы. Результаты многолетней деятельности организа­ции воплощены в многочисленных международных соглашени­ях, реализация которых позволяет ускорять промышленный подъем развивающихся стран и их интеграцию в мировую эко­номику.

    ЮНИДО создана в 1966 г. как автономный орган ООН для содействия промышленному подъему в развивающихся странах. В 1979 г. Конференцией ООН по преобразованию Организации ООН по промышленному развитию был принят Устав ЮНИДО как специализированного учреждения под эгидой ЭКОСОС.

    Организация содействует промышленному развитию и сотруд­ничеству на глобальном, региональном и национальном уров­нях, а также по секторам промышленности.

    Для достижения своих целей организация осуществляет исследовательско-аналитическую деятельность, разработку региональных стратегий развития и программ, организует проведе­ние конференций и публикации по вопросам своей компетен­ции, оказывает техническую помощь развивающимся странам. Участниками ЮНИДО в настоящее время являются около 150 государств. Прием в члены организации открыт для всех стран, разделяющих ее принципы. Кроме того, в ее работе мо­гут участвовать субъекты, имеющие статус наблюдателей. Орга­низация расположена в Вене (Австрия).

    Главными руководящими органами ЮНИДО являются: Ге­неральная конференция ЮНИДО (Конференция), Совет по промышленному развитию (Совет) и Секретариат. Помимо этого, для оказания помощи Совету учрежден Комитет по программным и бюджетным вопросам. Существуют и другие, вспомогательные органы, в частности технические комитеты. Современная организационная структура ЮНИДО представле­на на рис. 10.7.

    Конференция объединяет представителей всех членов орга­низации. Она собирается на очередные сессии каждые два года. Специальные сессии могут созываться Генеральным директо­ром по инициативе Совета или по требованию большинства членов организации.

    Конференция выполняет следующие основные функции:

    Определение руководящих принципов и политики орга­низации;

    Рассмотрение докладов Совета, Генерального директора и вспомогательных органов;

    Одобрение программы работы, регулярного и оперативного бюджетов, а также установление шкалы обязательных взносов и контроль эффективности использования ресурсов организации;

    Совет состоит из 53 членов организации, избираемых Кон­ференцией по географическому принципу. Он проводит мини­мум одну очередную сессию ежегодно. Специальные сессии созываются Генеральным директором по требованию большин­ства членов Совета.

    Функции Совета:

    Контроль выполнения программы работы, регулярного и оперативного бюджетов, а также других решений Конферен­ции;

    Отчет о своей деятельности на очередных сессиях Кон­ференции;

    Сбор информации от членов организации об их деятельности по линии ЮНИДО;

    Наделение полномочиями Генерального директора принимать решения в части непредвиденных событий в период между сессиями Совета;

    Подготовка проектов повестки дня к очередным сессиям Конференции.

    Комитет по программным и бюджетным вопросам состою из 27 членов организации, также избираемых Конференцией по географическому принципу. Комитет проводит не менее одной сессии в год. Дополнительные сессии могут созываться Гене­ральным директором по просьбе Совета или Комитета. Функ­циями Комитета являются:

    Подготовка шкалы обязательных взносов в регулярным бюджет для представления Совету;

    Выполнение функций в области финансовых вопросов, возложенных на него Конференцией или Советом;

    Отчет о своей работе на очередных сессиях и рекоменда­ции Совету по финансовым вопросам.

    Секретариат состоит из Генерального директора и его за­местителей по функциональным и региональным направлениям деятельности, а также других сотрудников, обеспечивающих ее реализацию. Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации Совета на четырехлетний период. Являясь главным администратором организации, он руководит ее по­вседневной деятельностью, в частности, отвечает за назначе­ние, организацию и результаты работы персонала. Генеральный директор подчиняется Совету, который контролирует его дея­тельность. Сотрудники Секретариата при исполнении своих обязанностей руководствуются исключительно интересами ЮНИДО. Генеральный директор готовит ежегодный доклад о деятельности организаций, а также другие материалы по требо­ванию Конференции или Совета.

    Деятельность ЮНИДО осуществляется в соответствии с программой ее работы и бюджетами. Расходы, покрываемые за счет обязательных взносов в соответствии с устанавливаемой шкалой, называются регулярным бюджетом. Расходы, покры­ваемые за счет добровольных взносов и других поступлений, которые могут быть предусмотрены финансовыми положения­ми, называются оперативным бюджетом. Регулярный бюджет расходуется на административную, исследовательскую деятель­ность и другие регулярные расходы организации. За счет опе­ративного бюджета финансируется техническая помощь, а так­же помощь, связанная с этой деятельностью.

    Программа работы организации с соответствующими сме­тами расходов на очередной год, которые разрабатываются под руководством Генерального директора, представляются Совету через Комитет по программным и бюджетным вопросам с ре­комендациями последнего для утверждения и последующего одобрения Конференцией.

    ЮНИДО располагает Фондом промышленного развития, формируемым за счет оперативного бюджета. Генеральный ди­ректор распоряжается этим фондом в целях быстрого и гибкого удовлетворения потребностей развивающихся стран в соответ­ствии с руководящими положениями организации и ее финан­совыми возможностями.

    В процессе выполнения своих функций ЮНИДО решает следующие основные задачи:

    Содействие расширению и ускорению индустриализации развивающихся стран, в частности модернизации их отраслей промышленности;

    Координация и контроль деятельности учреждений ООН по линии промышленного развития;

    Создание новых и проработка существующих концепций и подходов к реализации промышленного развития на всех уровнях, а также обобщение результатов исследований в этой области;

    Поощрение и оказание помощи странам в разработке программ развития и планов индустриализации в государствен­ном, кооперативном и частном секторах экономики;

    Содействие контактам развивающихся и промышленно развитых стран в части компетенции организации;

    Помощь развивающимся странам в комплексном и пол­ном использовании имеющихся местных ресурсов для произ­водства товаров на внутренний и внешний рынки;

    Организация распространения и обмена информацией по всем аспектам промышленного развития;

    Содействие передаче промышленных технологий из раз­витых стран развивающимся и между последними;

    Поддержка программ подготовки кадров для промыш­ленности развивающихся стран;

    Помощь в создании и деятельности институциональной инфраструктуры для предоставления правовых и консультатив­ных услуг промышленности;

    Помощь по просьбам правительств развивающихся стран в доступе к внешним финансовым ресурсам для реализации отдельных промышленных проектов.

    Решая свои задачи на глобальном, региональном и нацио­нальном уровнях, ЮНИДО сотрудничает со многими учрежде­ниями системы ООН, а также с межправительственными, пра­вительственными и неправительственными организациями вне этой системы. Результаты многолетней деятельности организа­ции воплощены в многочисленных международных соглашени­ях, реализация которых позволяет ускорять промышленный подъем развивающихся стран и их интеграцию в мировую эко­номику.