Где построили крейсер варяг. Героическая и трагическая судьба крейсера «Варяг

Крейсер «Варяг» не нуждается в представлении. Тем не менее, бой при Чемульпо до сих пор является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а об участии «Варяга» в этом сражении до сих пор ходит масса заблуждений.

«Варяг» - слабый крейсер

В популярных изданиях встречаются оценка, что боевая ценность «Варяга» была невелика. Действительно, в силу некачественных работ, выполненных при постройке в Филадельфии, «Варяг» не мог развивать контрактную скорость в 25 узлов, теряя тем самым главное преимущество легкого крейсера.

Вторым серьезным недостатком стало отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. С другой стороны, Япония в период русско-японской войны в принципе не имела ни одного бронепалубного крейсера, способного противостоять «Варягу» и аналогичным с ним по вооружению «Аскольду», «Богатырю» или «Олегу».

12 152 мм орудий не имел ни один японский крейсер данного класса. Правда, боевые действия складывались так, что экипажам русских крейсеров ни разу не приходилось сражаться с равным по численности или классу противником. Японцы всегда действовали наверняка, компенсируя недостатки своих крейсеров численным перевесом и первым, но далеко не последним в этом славном и трагическом для русского флота списке стал бой крейсера «Варяг».

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 - 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» - 14 152 мм; «Нийтака» - 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» - 10 152 мм, «Акаси» - 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 - 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения - в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить. А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев. Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

Два против четырнадцати

В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей - 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.

Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов - броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Правда, еще накануне боя с «Варягом» японцы понесли небоевые потери. При попытке канонерской лодки «Кореец» проследовать из Чемульпо в Порт-Артур японская эскадра начала опасное маневрирование (закончившееся применением орудия) вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и непосредственно в бою не участвовал. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от место боя. Реально бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера. Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями - герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона. Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Крейсер "Варяг" считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 г. был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 г. "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Однако "Варяг" имел и ряд серьезных недостатков: очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах.

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхонь).

26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде: На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Стояли также иностранные военные корабли.

Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права.

В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. "Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу.

У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

С броненосного крейсера "Асама" раздался первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открыла огонь. "Варяг" не отвечал, он шел на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, В.Ф. Руднев приказал открыть огонь.

Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы, среди которых были и наши земляки А.И. Кузнецов, П.Е. Поликов, Т.П. Чибисов и другие, а также корабельный священник М.И. Руднев.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира.

Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек.

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге.

Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Геор­гия 4-й степени. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев был награжден орденом Свято­го Георгия 4-й степени, чином флигель-адъютанта и назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя.

В ноябре 1905 г. за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа В.Ф. Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Он уехал в Тульскую губернию, где поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки, в трех верстах от станции Тарусская.

7 июля 1913 г. В.Ф. Руднев скончался и был похоронен в селе Савине (теперь Заокский район Тульской области).

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера. А 9 февраля 1984 г. в деревне Русятине Заокского района состоялось открытие музея В.Ф. Руднева.

9 августа 1992 г. в селе Савине был открыт памятник В.Ф. Рудневу. Летом 1997 г. установлен памятник командиру "Варяга" и в городе Новомосковске, недалеко от которого у деревни Яцкой находилось родовое имение Рудневых.

В составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем "Варяг".

С детства россияне знают бодрую маршевую песню «Наверх вы, товарищи, все по местам…». Им известно, что ее главный герой – крейсер «Варяг», геройски погибший в бою с превосходящими силами японцев во время войны в начале ХХ века. Другая, минорная, песня «Плещут холодные волны» известна меньше. Но она посвящена тому же событию, и противоречия в том нет.

Судьба корабля сложилась неоднозначно, а правда про его подвиг оказалась принесенной в жертву требованиям пропаганды.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.


Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Были и другие чудеса техники.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.


Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Обычно корабль не давал даже показанной во время испытаний скорости в 24,5 узлов.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).


Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Царская свита

По завершении доработок корабль ушел из Филадельфии и отправился в Кронштадт, куда и прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его осмотрел лично царь Николай II. Нельзя отрицать – выглядел крейсер отлично, и судьба его поначалу складывалась удачно.


Впечатление у монарха было настолько хорошее, что он немедленно включил крейсер в состав группы сопровождения собственной яхты для поездки в Европу. Решение оправдывалось тем, что крейсер все равно был обречен на долгое плавание к месту несения службы – его приписали к Порт-Артуру.

Корабль побывал во многих портах Старого Света, и везде его встречали восторженно. На крейсер в прямом смысле ходили экскурсии «хорошего общества» тех портов, где он появлялся. Это было приятно для командира (В.Ф.Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего путешествия «Варяг» заходил и в Нагасаки – популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка микадо работала неплохо, и получила возможность разузнать побольше о российском корабле.

Пока российское командование преисполнялось уверенности в своем военном превосходстве над японцами, те готовились к войне всерьез. В Японии брали на вооружение новейшие боеприпасы и артиллерию, капитаны и адмиралы великолепно знали театр будущих боевых действий, на всех уровнях царили дисциплина и порядок.

Российские матросы несли службу исправно, но коррупция в верхах – не изобретение наших дней. Среди высшего военного руководства России хватало людей некомпетентных, не желающих нести ответственность за последствия своих распоряжений.

Немного проверенных данных

Достоверной информации о гибели крейсера «Варяг» не так много. Факты сразу были принесены в жертву идеологической целесообразности.


Даже отчет капитана о сражении изобилует неточностями. Но историкам удалось восстановить подлинную картину.

Только факты

27 декабря 1903 года «Варяг» отправился из Порт-Артура в Чемульпо. Это был нейтральный корейский порт. Официально крейсер (его сопровождала канонерка «Кореец») должен был обеспечить связь Порт-Артура с консульством в Сеуле. В Чемульпо капитан Руднев узнал о начале войны.


8 февраля (новый стиль) 1904 года бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой адмирала Урио. «Кореец» сделал попытку прорваться в Порт-Артур, но был остановлен.

Урио предъявил русским ультиматум: выйти из бухты и принять бой, либо быть атакованными на рейде, где находились корабли других государств. Японская эскадра насчитывала 15 вымпелов. Офицеров иностранных кораблей категорически не устраивал вариант обстрела русских на рейде – они тоже попали бы «под раздачу».

И капитан Руднев принял решение попробовать пойти на прорыв.

«Варяг» вышел из Чемульпо в полдень 9 февраля и был атакован японцами. Бой продолжался в течение часа. Крейсер сильно пострадал, на нем были погибшие и раненые. Из-за полученных повреждений пришлось вернуться в порт. «Кореец» пошел следом, поскольку не мог тягаться с японцами в скорости.

Корабли было решено уничтожить. «Варяг» погиб от руки своих. Иностранцы категорически воспротивились его взрыву, и крейсер был затоплен путем открытия кингстонов.


Команды «Варяга» и «Корейца» приютили корабли Великобритании, Италии и Франции. Моряки США оказали помощь раненым.

Рейс в историю

Есть еще факты, касающиеся посмертной истории корабля. История о подвиге крейсера «Варяг» быстро стала известной. Когда команда вернулась в Россию (сперва моряки были интернированы), их принял царь. Все участники боя получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена.

Выдали и награды приземленного свойства – матросы получили от императора именные часы. В.Ф.Руднев был произведен в контр-адмиралы.

Итоги сражения описывались едва ли не как победа. Ширились рассказы о двух поврежденных японских крейсерах (один даже якобы затонул) и нескольких потопленных миноносцах. Отчет капитана Руднева говорил о тысяче и более выпущенных снарядов.

«Варяг» стал символом верности флотским традициям и воинской доблести. Уже в 1954 году советское правительство разыскало живых к тому времени участников сражения под Чемульпо и наградило их медалями «За отвагу». Памятником крейсеру «Варяг» стали песни и стихи, причем не только в России.


Считается, что канонический текст «Наверх вы, товарищи» является вольным переводом стихотворения немецкого автора. О крейсере упоминали в книгах. В 1946 году был снят советский фильм «Крейсер «Варяг», и «главная роль» в нем досталась «Авроре», а ведь в СССР не было более почитаемого, символичного корабля! Ради съемок символу революции даже приделали дополнительную бутафорскую трубу.

В Военно-морском музее в Петербурге имеется модель (масштаб 1:64) крейсера, изготовленная в США в 1901 году. Здесь же имеется модель его паровой машины (1:20), она появилась в 1980-е годы, автором является С.И.Жуковицкий.

Это все факты. Но они не отвечают на некоторые вопросы, слабо освещенные в реальной истории «Варяга».

Каверзные вопросы

Они есть: не все понятно в биографии «Варяга» и истории его гибели.

  1. Почему крейсер отправили в Чемульпо с «почтовой» миссией? Неужели «Корейца» было мало для установления связи с консульством?
  2. Почему европейские и американские офицеры возражали против взрыва крейсера?
  3. Топил ли «Варяг» японские корабли?
  4. Действительно ли крейсер расстрелял большую часть своего боезапаса? Ведь к концу короткого сражения он потерял ¾ артиллерии, а офицер на дальномере погиб одним из первых?
  5. Почему «Варяг» не пошел на прорыв один, оставив «Корейца»? Тихоходная канонерка (13 узлов) оказалась для крейсера опасным тормозом, а команду можно было и эвакуировать.
  6. Почему японцам оказалось нетрудно поднять и отремонтировать корабль? Восстановление «Варяга» было закончено в июле 1907 года, и крейсер 9 лет плавал под японским флагом.
  7. Почему контр-адмирал Руднев вскоре после присвоения звания подал в отставку?

Без ответов на эти вопросы невозможно знать историю знаменитого корабля такой, какой она была на самом деле.


Правда о крейсере «Варяг» оказалась неудобной для пропагандистской машины, и в угоду ей была скрыта. Из-за сознательного сокрытия и искажения фактов не все неудобные вопросы имеют ответы даже сейчас.

Ответы на неудобные вопросы

Но ответы есть, и они создают иную картину, чем официальная «биография» крейсера.

  1. «Почтовое» назначение крейсера объяснить сложно. По одной из версий, он потребовался для того, чтобы доставить на родину корейского посла. Но все равно неясно, почему посол должен был ехать обязательно на крейсере. В Чемульпо в ту пору уже находился крейсер «Боярин», и «Варяг» должен был заменить его. Порт официально был нейтральным, но иностранных военных кораблей в нем хватало. Вероятно, это была попытка борьбы за влияние в Корее.
  2. Мотивы действия иностранцев неясны. Вероятно, они не желали явно принимать сторону России. США были явно не заинтересованы в том, чтобы Россия стала ведущей тихоокеанской державой. Портсмутский мира показал, что американцам требовалось ослабить и Россию, и Японию.
  3. «Варяг» не потопил ни одного вражеского корабля, хотя повреждения им нанес. Один из японских крейсеров после встречи с русским вынужден был встать на длительный ремонт.
  4. Масштабы обороны «Варяга» преувеличены. Подняв крейсер, японцы обнаружили на нем запасы неизрасходованных боеприпасов, так что данные капитана Руднева о стрельбе завышены. Данные о расходе снарядов главного калибра преувеличены не слишком сильно (но полсотни 152-миллиметровых – это немало). Однако Руднев позволил себе преувеличить расход и других боеприпасов.
  5. Принцип «сам погибай, а товарища выручай» высокоморален. На русском флоте чтили традиции, но в случае с боем в Чемульпо губить крейсер ради тихоходной канонерки было неразумно. Подлинная причина такого решения неясна. Капитан Руднев ссылался на сложности прохождения местного фарватера. Есть версия, что крейсеру не давал разрешения на выход русский посланник Павлов.
  6. В районе затопления крейсера залив имел недостаточную глубину. «Варяг» затонул не полностью, и поднять его было нетрудно. Ремонтировать оказалось трудней – работы продолжались до 1907 года. Ремонт обошелся в миллион иен. Крейсер ходил в составе японского флота в качестве учебного корабля. Официально он назывался «Соя», но надпись «Варяг» на корме была сохранена в знак уважения к мужеству противника. Ему был присвоен 2-й ранг (при постройке – 1-й).
  7. Специалисты в России знали реальную картину происшедшего. Опытные моряки могли оценить непрофессионализм действий как командования в Порт-Артуре, так и капитана Руднева. Это могло стать причиной его отставки. Но высокое начальство нельзя было признавать некомпетентным.

Не соответствует действительности и представление о гибели во время сражения всей или почти всей команды крейсера. Потери во время боя были невелики.

На крейсере погиб 1 офицер и 30 нижних чинов, серьезно ранены и контужены были 85 матросов и 6 офицеров (в том числе капитан). На «Корейце» потерь не было совсем. Но ставшая народной песня говорила про «кипящее море под нами» и отсутствие «камня и креста» в память о моряках, и эта версия закрепилась в массовом сознании.


На деле же многим матросам крейсера была суждена долгая жизнь, а их могилы сохранились во Владивостоке, Петербурге, Ярославле.

Технология возникновения легенды

Для чего потребовалось скрывать правду и выдумывать красивые легенды и мифы о «Варяге»?

Затем, чтобы скрыть факт, что первое же сражение в войне с Японией окончилось для русского флота поражением.

И виноваты в этом были не матросы и офицеры (от погибшего на «Варяге» мичмана нашли только руку, и рука эта так и не выпустила дальномер), а высшее руководство страны.

Ради пропаганды моряки были превращены в супергероев, расправившихся едва ли не с половиной японской эскадры. Они чтили славные традиции, не бросали товарищей и гибли под непокоренным флагом. Многие современники (а потомки – тем более) даже не понимали, что «Варяг» был потоплен на рейде.

Развенчивать созданную легенду о «Варяге» необходимости не было. Героизм моряков (а он был настоящим) оправдывал частично позорное поражение в войне. Дальше красивая картинка из прошлого была полезна для воспитания подрастающих матросов. Подлинная история команды «Варяга», что впрямь вела себя достойно и проявила истинную верность присяге, никого не беспокоила.

Покрепче, парень, вяжи узлы…

Не морские, а те, что связывают с Родиной.

В 1916 году Япония (теперь союзник по Антанте) вместе еще с двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что России пришлось еще и заплатить за «Варяг» – официально он был продан.

Он не остался на Тихом океане, а, пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом перешел Северным морским путем в Романов-на-Мурмане (Мурманск).


Корабль нуждался в ремонте, и с этой целью в начале 1917 года был отправлен в Англию. Там его застало известие о революции, и «союзники» реквизировали его, сделав из него «учебку». В 1919 году «Варяг» продали на лом, но до места он не дошел, сев на рифы. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.

Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» заложили ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» снова гроза Дальнего Востока, флагман российского Тихоокеанского флота.


Еще один корабль с таким названием строился в Николаеве. После распада СССР авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела достраивать его. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.

Там помнят, что в 1905 году японские захватчики рубили головы китайцам, считая жертвы на тысячи. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует моря под красным флагом. Он слабее, чем предусматривалось проектом, но захватчикам все же лучше не попадать под его раздачу.


Подвиг крейсера «Варяг» обросла легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Правда проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать правила чести.

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг…

Видео

Подвиг «Варяга» и «Корейца» в самом начале Русско-японской войны (1904-1905) по праву считается одной из самых героических страниц в истории отечественного военного флота. О трагическом сражении двух русских кораблей с японской эскадрой близ корейского порта Чемульпо написаны сотни книг, статей, сняты кинофильмы... До мельчайших подробностей изучены и восстановлены предшествующие события, ход боя, судьба крейсера и его команды. Между тем, следует признать, что выводы и оценки, сделанные исследователями, подчас слишком тенденциозны и далеко неоднозначны.

В отечественной историографии существует два прямо противоположных мнения о событиях 27 января 1904 года близ порта Чемульпо. Даже сегодня, спустя более ста лет после сражения, трудно сказать, какое из этих мнений является более правильным. Как известно, на основании изучения одних и тех же источников, разные люди делают разные выводы. Одни считают действия «Варяга» и «Корейца» настоящим подвигом, примером беззаветного мужества и героизма русских моряков. Другие видят в них просто исполнение матросами и офицерами своего воинского долга. Третьи склонны рассматривать «вынужденный героизм» экипажей лишь как следствие непростительных промахов, служебной халатности и безразличия высшего командования, проявленного в условиях начала Русско-японской войны. С этой точки зрения события у Чемульпо, больше похожи не на подвиг, а на служебное преступление, в результате которого пострадали люди, и был не просто утерян, а буквально «подарен» противнику военный корабль.

Многие наши современники, знакомые с историей боя «Варяга» не только по песням и патриотическим кинофильмам, нередко задаются вопросом: а где же, собственно, подвиг? Два «забытых» (фактически – брошенных на произвол судьбы) командованием в корейском порту судна не смогли прорваться к Порт-Артуру и соединиться с эскадрой. В результате бой был проигран, погиб один офицер и 30 нижних чинов, команды с вещами и судовыми кассами спокойно сошли на берег и были взяты на борт кораблями нейтральных держав. Два малоповреждённых судна русского флота достались противнику.

Об этом следовало бы молчать, как молчали японцы о повреждениях, нанесённых «Варягом» их кораблям во время боя у Чемульпо. Но России была нужна «маленькая победоносная война», которую никак нельзя начинать с поражения, наказания виновных, признания перед всем миром собственного разгильдяйства.

Пропагандистская машина заработала на полную мощность. Газеты запели! Короткую морскую стычку объявили ожесточённым сражением. Самозатопление подали как акт самоотверженного мужества. Число жертв не уточняли, но подчёркивали превосходящие силы противника. Пропаганда обернула мелкую, удачную и бескровную победу японцев – при беспомощности и реальном бездействии (за невозможностью предпринять что-то значимое) русских кораблей – моральной победой и славным делом.

Ни одна настоящая победа русского флота не прославлялась столь скоропалительно и помпезно.

Уже через месяц после боя у Чемульпо появилась знаменитая песня о «Варяге» («Наверх, вы, товарищи, все по местам!»). Песня долгие годы почему-то считалась народной, но достоверно известно, что её текст был написан немецким поэтом и драматургом Рудольфом Грейнцем.

К лету 1904 года скульптор К. Казбек изготовил макет памятника, посвященного бою при Чемульпо, и назвал его «Прощание Руднева с "Варягом"». На макете скульптор изобразил стоявшего у лееров В. Ф. Руднева, справа от которого находился матрос с перевязанной рукой, а за спиной сидел офицер с опущенной головой. Затем ещё один макет изготовил и автор памятника «Стерегущему» К. В. Изенберг. Вскоре была написана картина «Смерть "Варяга". Вид с французского крейсера "Паскаль"». Были выпущены фотоокрытки с портретами командиров и изображениями «Варяга» и «Корейца». Особенно тщательно разрабатывалась церемония встречи героев Чемульпо, которые прибыли в Одессу в марте 1904 года.

14 апреля героев торжественно встречали в Москве. На Садовом кольце в районе Спасских казарм была воздвигнута триумфальная арка в честь этого события. Ещё через два дня команды «Варяга» и «Корейца» церемониальным маршем проходят по Невскому проспекту от Московского вокзала до Зимнего дворца, где их встречает император. Далее господа офицеры были приглашены на завтрак к Николаю II в Белом зале, а для нижних чинов был устроен обед в Николаевском зале Зимнего дворца.

В концертном зале накрыли стол с золотым сервизом для высочайших особ. Николай II обратился к героям Чемульпо с речью, Руднев представил отличившихся в бою офицеров и матросов к наградам. Император не только утвердил присланные представления, но и пожаловал ордена всем без исключения участникам сражения в Чемульпо.

Нижние чины получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена Георгия 4-ой степени и внеочередные повышения в звании. А офицеры «Корейца», практически не участвовавшего в бою, были награждены даже дважды(!).

Увы, и сегодня ещё не написана полная и объективная история той давно прошедшей, во многом забытой войны. Проявленные мужество и героизм экипажей «Варяга» и «Корейца» по-прежнему ни у кого не вызывают сомнения. Даже японцы были восхищены воистину «самурайским» подвигом русских моряков, считая его примером для подражания.

Однако и по сей день не существует однозначных ответов на самые простые вопросы, которые не раз задавали современники и первые историки Русско-японской войны. Чем была вызвана необходимость держать в Чемульпо в качестве стационара лучший крейсер Тихоокеанской эскадры? Мог ли «Варяг» избежать открытого столкновения с японскими кораблями? Почему командир «Варяга» капитан 1 ранга В. Ф. Руднев не увёл свой крейсер из Чемульпо, пока порт ещё не был блокирован? Почему затопил корабль так, чтобы он впоследствии достался противнику? И почему Руднев не пошёл под суд, как военный преступник, а получив орден Святого Георгия 4-й степени и звание флигель-адъютанта, спокойно вышел в отставку и доживал свой век в родовом имении?

Попробуем ответить на некоторые из них.

О крейсере «Варяг»

Крейсер I ранга «Варяг» стал первым в серии русских бронепалубных крейсеров, строившихся в конце XIX – начале ХХ вв. по программе «для нужд Дальнего Востока».

Это звучит как насмешка над доморощенными ура-патриотами, но гордость русского флота, крейсер «Варяг», был построен в США, на верфи «Вильям Крамп» в Филадельфии. В конце XIX - начале XX веков США по европейским меркам считались не самой развитой в техническом отношении, практически аграрной и «дикой» страной. Почему же «Варяг» решили строить именно там? И как это отразилось на его судьбе?

В России военные корабли такого класса строили, но это было очень дорого, трудоёмко и долго. К тому же в преддверии войны все судостроительные верфи были перегружены заказами. Поэтому по программе усиления флота 1898 года новые бронепалубные крейсеры I ранга заказали за границей. Лучше всего строить крейсеры умели в Германии и Швеции, но правительству Николая II это показалось крайне дорогим удовольствием. Расценки американских кораблестроителей были ниже, да и сделать работу представители верфи «Вильям Крамп» обещали в рекордные сроки.

20 апреля 1898 года российским императором Николаем II был утвержден контракт, согласно которому американская фирма «The William Cramp & Sons» получила заказ на строительство на своём заводе эскадренного броненосца и бронепалубного крейсера (будущие «Ретвизан» и «Варяг»).

По условиям контракта, крейсер водоизмещением 6000 тонн должен был быть готов через 20 месяцев после прибытия на завод наблюдающей комиссии из России. Стоимость корабля без вооружения оценивалась в $2’138’000 (4’233’240 руб.). Комиссия во главе с капитаном I ранга М.А.Данилевским прибыла в США 13 июля 1898 года и приняла активное участие в обсуждении и проектировании будущего крейсера, внеся в проект ряд значительных конструктивных доработок.

В качестве прототипа для строительства нового корабля глава американской фирмы Чарльз Крамп предлагал взять японский крейсер «Касаги», но русский Морской технический комитет настоял на том, чтобы за образец взяли 6000-тонные бронепалубные крейсеры санкт-петербургской постройки - знаменитые «богини» «Диана», «Паллада» и «Аврора» (матросы фамильярно звали их «Дашка», «Палашка» и «Варька»). Увы, выбор был изначально порочен - концепция крейсеров этого класса себя не оправдала. Впрочем, родство «Варяга» со знаменитой «Авророй» пригодилось. Когда в 1946 году снимали художественный фильм «Крейсер «Варяг», в главной роли сняли «Аврору», прилепив ей для сходства четвёртую фальшивую трубу.

11 января 1899 года волею императора и приказом по Морскому ведомству строящемуся крейсеру было присвоено название «Варяг» - в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника американской экспедиции 1863 года. Церемония закладки корабля состоялась 10 мая 1899 года. А уже 19 октября 1899 года в присутствии русского посла в США графа А.П. Кассини и других официальных лиц двух стран крейсер «Варяг» спустили на воду.

Нельзя сказать, чтобы на верфи «Вильям Крамп» совсем не умели строить военные корабли. Одновременно с «Варягом» американцы построили для русского флота прекрасный броненосец «Ретвизан». Однако с «Варягом» изначально всё пошло не так, как планировалось. Были допущены два конструктивных недостатка, которые в конечном итоге погубили корабль. Во-первых, орудия главного калибра на верхней палубе американцы установили без всякой защиты, даже без бронещитов. Комендоры корабля были крайне уязвимы - в бою расчёты на верхней палубе буквально выкашивались осколками японских снарядов. Во-вторых, корабль оснастили паровыми котлами системы Никлосса, крайне капризными и ненадёжными. Впрочем, такие котлы много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый». Броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, тоже не имел с котлами Никлосса больших проблем. Только на «Варяге», возможно, в силу других допущенных технических нарушений, энергетическая установка (котлы и машины) периодически отказывали уже на скорости 18-19 узлов. А самый быстроходный крейсер, согласно всем техническим характеристикам, должен был развивать скорость до 23 узлов.

Тем не менее, первые испытания в июле 1900 года «Варяг» прошёл вполне успешно. В тяжелейших погодных условиях, при сильном встречном ветре, он показал мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости – 24,59 узла [около 45,54 км./ч.].

2 января 1901 года прибывший из России экипаж во время стоянки в Филадельфии поднял вымпел на грот-мачте – «Варяг» официально вступил в кампанию. После нескольких пробных походов по заливу Делавэр крейсер навсегда покинул берега Америки.

Когда крейсер пришел на Балтику, его посетил император Николай Второй. Пленённый одним только внешним лоском нового белоснежного крейсера и бравым видом гвардейского экипажа самодержец пожелал простить Крампу «некоторые конструктивные недочёты», в результате чего штрафных санкций к американским судостроителям не применили.

Почему «Варяг» оказался в Чемульпо?

Именно в ответе на этот вопрос, на наш взгляд, заключается наиболее правдоподобное объяснение всех дальнейших событий.

Итак, крейсер «Варяг», построенный «для нужд флота на Дальнем Востоке», базировался в главной военно-морской базе России на Тихом океане Порт-Артуре течение двух лет (1902-1904). 1 марта 1903 года в командование «Варягом» вступил капитан I ранга В.Ф.Руднев.

К началу 1904 года отношения России и Японии обострились до предела. Война могла вспыхнуть из-за малейшего пустяка. По официальной версии, командованию было строжайше запрещено проявлять любую инициативу, дабы не спровоцировать японцев. На самом деле, России было бы очень выгодно, чтобы Япония первой начала боевые действия. И наместник адмирал Н.Е. Алексеев, и начальник Эскадры Тихого океана В.О. Старк, неоднократно докладывали в Петербург, что сил на Дальнем Востоке вполне достаточно, чтобы успешно провести кампанию.

Адмирал Алексеев прекрасно понимал: незамерзающий корейский порт Чемульпо является важнейшим стратегическим объектом. Здесь постоянно находились боевые корабли ведущих государств. Чтобы захватить Корею, японцам потребовалось бы, прежде всего, захватить (даже высадить десант) в Чемульпо. Следовательно, присутствие военных кораблей России в этом порту неизбежно станет поводом к конфликту, т.е. спровоцирует противника на начало активных боевых действий.

Военные корабли России в Чемульпо присутствовали постоянно. Предельное обострение отношений с Японией в конце 1903 года вовсе не побудило командование в Порт-Артуре выводить их оттуда. Напротив, русские корабли «Боярин» (тоже, кстати, бронепалубный крейсер) и канонерская лодка «Гиляк» 28 декабря 1903 года были заменены крейсером «Варяг» под командованием капитана I ранга В.Ф.Руднева. 5 января к «Варягу» присоединилась канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана II ранга Г.П.Беляева.

По официальной версии, «Варяг» был отправлен в Чемульпо для связи с русским послом в Сеуле. В случае осложнения или разрыва дипломатических отношений, он должен был вывезти русскую дипломатическую миссию в Порт-Артур.

Любой нормальный человек в силах понять, что посылать для вывоза дипломатов целый крейсер было, по крайней мере, нецелесообразно. Тем более – в условиях предстоящей войны. В случае начала военных действий корабли неизбежно попадали в ловушку. Для связи и вывоза миссии можно было оставить только канонерскую лодку «Кореец», а быстроходный и мощный «Варяг» сохранить для флота в Порт-Артуре.

Но, скорее всего, к тому времени уже выяснилось, что «Варяг» не такой уж быстроходный и мощный. Иначе, чем объяснить использование современного боевого крейсера в качестве портового стационера? Или командование в Порт-Артуре считало, что русской дипмиссии зазорно разъезжать на какой-то канонерке, обязательно нужно крейсер подать к подъезду?..

Нет! Алексеев преследовал, судя по всему, только одну цель: вынудить японцев начать войну первыми. Для этого он решил пожертвовать «Варягом», ибо невозможно изобразить «военное присутствие» в корейском порту посредством одной канонерской лодки. Капитан Руднев, само собой разумеется, не должен был ничего знать. Кроме того, Руднев не должен был проявлять никакой инициативы, самостоятельно покидать порт и вообще предпринимать какие-либо активные действия без особого на то распоряжения. На утро 27 января был назначен выход русской эскадры из Порт-Артура в Чемульпо.

Кстати, при проведении стратегической игры в 1902/03 учебном году в Николаевской морской академии проигрывалась именно такая ситуация: при внезапном нападении Японии на Россию в Чемульпо остаются неотозванными крейсер и канонерская лодка. В игре посланные в порт миноносцы сообщат о начале войны. Крейсер и канонерская лодка успевают соединиться с Порт-Артурской эскадрой, идущей к Чемульпо. Так что все попытки некоторых историков представить командование в лице адмирала Алексеева и адмирала Старка полными разгильдяями и безответственными типами, не имеют под собой никакого основания. Это был заранее обдуманный план, осуществить который оказалось не так-то просто.

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…»

24 января в 16:00 японские дипломаты объявили о прекращении переговоров и разрыве дипломатических отношений с Россией. Дальневосточный наместник адмирал Алексеев узнал об этом (учитывая разницу во времени) лишь 25 января.

Вопреки утверждениям некоторых «исследователей», упрекавших В.Ф.Руднева в преступном бездействии и роковой для «Варяга» потере 2-х дней (24 и 25 января), никакого «бездействия» не было. Капитан «Варяга» в Чемульпо не мог узнать о разрыве дипломатических отношений раньше, чем сам наместник в Порт-Артуре. Кроме того, не дождавшись «особых распоряжений» от командования, уже утром 25 января Руднев сам поехал поездом в Сеул, чтобы получить от главы русской миссии А.И.Павлова инструкции о действиях «Варяга». Там он получил сведения о подходе японской эскадры к Чемульпо и готовящемся 29 января десанте. Относительно «Варяга» никаких распоряжений не поступало, поэтому Руднев решил послать «Корейца» в Порт-Артур, чтобы передать донесение о готовящемся десанте, но порт был уже блокирован японской эскадрой.

26 января «Кореец» попытался уйти из Чемульпо, но был остановлен в море. Не имея приказа вступить в бой, Беляев решил повернуть обратно.

Командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран – английского крейсера «Тэлбот», французского «Паскаля», итальянской «Эльбы» и американской канонерки «Виксбург» – послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными боевыми действиями против «Варяга» и «Корейца». Командиры первых трёх кораблей выразили протест, поскольку бой на рейде стал бы вопиющим нарушением формального нейтралитета Кореи, однако было ясно, что это вряд ли остановит японцев.

Ранним утром 27 января (9 февраля по н. ст.) 1904 года В.Ф.Руднев принял участие в совещании командиров кораблей, которое проходило на борту «Тэлбота». Несмотря на явное сочувствие со стороны англичан, французов и итальянцев, они не могли оказать русским морякам какой-либо явной поддержки из-за боязни нарушить нейтралитет.

Убедившись в этом, В.Ф.Руднев заявил собравшимся на «Тэлботе» командирам, что он сделает попытку прорваться и примет бой, как бы велики не были силы врага, что сражаться на рейде не будет и сдаваться в плен не намерен.

В 11.20 «Варяг» и «Кореец» подняли якоря и направились к выходу с рейда.

Был ли шанс у «Варяга» уйти от японской эскадры, используя преимущество в скорости?

Здесь мнения специалистов и историков резко расходятся. Согласно утверждениям самого Руднева, изложенных им в рапортах начальству, а позднее отчасти повторенных в воспоминаниях, – ни малейшего шанса уйти от японцев у «самого быстроходного» крейсера не было. И дело заключалось не в тихоходной канонерке «Кореец», команду которой Руднев легко мог бы принять на борт «Варяга». Просто сам крейсер в условиях отлива, без возможности развить скорость на узком фарватере, не смог бы дать в море более 16-17 узлов. Японцы бы его всё равно догнали. Их крейсера развивали скорость до 20-21 узла. Кроме того, Руднев через слово упоминает о «технических недоделках» «Варяга», которые могли бы подвести крейсер в самый ответственный момент.

В своей книге, вышедшей после войны, Руднев настаивает на ещё большем (видимо, в связи с гораздо большей потребностью оправдать свои действия в бою) понижении максимальной скорости «Варяга»:

"Крейсер "Варяг" в конце 1903 г. производил испытание подшипников главных механизмов, которые ввиду неудовлетворительности металла, не могли быть доведены до желаемых результатов, а потому и ход крейсера доходил только до 14 узл. вместо следуемых 23" («Бой "Варяга" у Чемульпо 27 января 1904 г.» СПБ, 1907, с. 3).

Между тем, в целом ряде исследований отечественных историков напрочь опровергается факт «тихоходности» «Варяга» или его неисправности на момент сражения. Сохранились документы, свидетельствующие, что во время неоднократных испытаний в октябре-ноябре 1903 года крейсер показал на полном ходу скорость 23, 5 узла. Неисправности подшипников были ликвидированы. Крейсер имел достаточный запас мощности и не был перегружен. Однако, кроме сведений Руднева, о «дефектности» корабля говорит тот факт, что «Варяг» во время базирования в Порт-Артуре постоянно подвергался ремонтам и испытаниям. Возможно, основные неисправности к моменту ухода в Чемульпо были устранены, но капитан Руднев 26-27 января 1904 года не был на все сто процентов уверен в своём крейсере.

Другой вариант этой версии выдвигает современный российский историк В.Д.Доценко в своей книге «Мифы и легенды Российского флота» (2004). Он считает, что «Варяг» заменил в Чемульпо тихохода «Боярина» лишь потому, что только такой крейсер и мог уйти от японской погони, используя вечерний прилив. Высота приливов в Чемульпо достигает 8-9 метров (максимальная высота прилива до 10 метров).

«При осадке крейсера 6,5 метра в полную вечернюю воду все же была возможность прорвать японскую блокаду, - пишет В.Д.Доценко, - но Руднев ею не воспользовался. Он остановился на худшем варианте - прорываться днём в период отлива и совместно с «Корейцем». К чему такое решение привело, всем известно…»

Однако здесь стоит вспомнить, что «Варяг» вообще не должен был покидать Чемульпо вплоть до особого распоряжения. Спланированный в штабной игре «прорыв» крейсера к русской эскадре никак не учитывал, что никаких миноносцев и никакой эскадры в этот момент близ Чемульпо не будет. В ночь с 26 на 27 января – практически одновременно с боем «Варяга» - было совершено нападение японского флота на Порт-Артур. Увлёкшись планами наступательных операций, русское командование пренебрегло оборонительными мероприятиями и фактически прозевало «упреждающий удар» противника по основной морской базе на Дальнем Востоке. Такой наглости японских «макак» невозможно было себе представить ни в какой стратегической игре!

Даже в случае удачного прорыва из Чемульпо, «Варяг» должен был совершить в одиночестве 3-х дневный переход к Порт-Артуру, где неизбежно столкнулся бы с другой японской эскадрой. И где гарантия, что в открытом море он не встретил бы ещё более превосходящие силы противника? Приняв бой близ нейтрального порта, Руднев имел возможность сохранить людей и публично совершить что-то похожее на подвиг. А на миру, как говорится, и смерть красна!

Бой у Чемульпо

Бой «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой близ порта Чемульпо занял чуть более часа.

В 11.25 капитан I ранга В.Ф.Руднев приказал пробить боевую тревогу и поднять стеньговые флаги. Японская эскадра караулила русских у южной оконечности острова Филипп. Ближе всего к выходу стояла «Асама» и именно с нее обнаружили шедшие навстречу «Варяг» и «Кореец». Контр-адмирал С.Уриу в это время принимал на борту крейсера «Нанива» офицера с «Тэлбота», доставившего документы совещания командиров. Получив известие с «Асамы», командующий, быстро завершив беседу, приказал расклепать якорные цепи, так как времени на подъём и уборку якорей не было. Корабли начали спешно вытягиваться на плес, на ходу перестраиваясь в боевые колонны, согласно полученной накануне диспозиции.

Первыми дали ход «Асама» и «Чиода», за ними, несколько отстав, двинулись флагманская «Нанива» и крейсер «Нийтака». На траверзе нестреляющего борта «Нанивы» шли миноносцы одного из отрядов. Остальные миноносцы с крейсерами «Акаси» и «Такачихо», развив большой ход, устремились в юго-западном направлении. Авизо «Чихайя» вместе с миноносцем «Касасаги» находились в дозоре на выходе из 30-мильного фарватера. Русские корабли продолжали движение.

Согласно японским источникам, контр-адмирал Уриу дал сигнал сдаваться, но «Варяг» не ответил и первым начал пристрелку японскому флагману «Нанива». Русские источники уверяют, что первый выстрел грянул с японского крейсера «Асама» в 11.45. Вслед за ним вся японская эскадра открыла огонь. «Варяг, по выходе с нейтрального рейда, открыл ответный огонь бронебойными снарядами с дистанции 45 кабельтов. «Асама», наблюдая прорывающийся крейсер по левому борту, пошёл на сближение, не прекращая огонь. Его активно поддерживали «Нанива» и «Нийтака». Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик «Варяга» и перебил фок-ванты. При этом погиб мичман граф Алексей Нирод, а все дальномерщики станции № 1 были убиты или ранены. В первые минуты боя было также подбито 6-дюймовое орудие «Варяга», вся прислуга орудия и подачи убита или ранена.

В то же время «Чиода» атаковал «Корейца». Канонерская лодка вначале вела огонь фугасными снарядами из правого 8-дюймового орудия попеременно по головному крейсеру и «Такачихо». Вскоре сокращение дистанции позволило «Корейцу» использовать кормовое 6-дюймовое орудие.

Около 12.00 на «Варяге» начался пожар: загорелись патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе, при этом были подбиты 6 орудий. Другими снарядами был почти снесён боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты еще несколько орудий, подожжены рундуки броневой палубы.

В 12.12 вражеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы «Варяга». Неуправляемый корабль покатился на циркуляции на камни острова Йодольми. Почти одновременно второй снаряд взорвался между десантным орудием Барановского и фок-мачтой, погиб весь расчет орудия № 35, а также находившийся у рубки квартирмейстер И.Костин. Осколки влетели в проход боевой рубки, смертельно ранив горниста Н. Нагле и барабанщика Д.Корнеева. Командир крейсера Руднев отделался лишь лёгким ранением и контузией.

«Варяг» сел на камни острова и, развернувшись к противнику левым бортом, представлял собой неподвижную мишень. Японские корабли пошли на сближение. Положение казалось безнадёжным. Противник быстро приближался, а сидевший на камнях крейсер ничего не мог предпринять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. В 12.25 снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме № 10, а в 12.30 8-дюймовый снаряд взорвался в угольной яме № 12. Третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень которой подходил к топкам Кочегарные квартирмейстеры Жигарев и Журавлев с замечательной самоотверженностью и хладнокровием задраили угольную яму, а старший офицер капитан 2 ранга Степанов и старший боцман Харьковский под градом осколков стали подводить пластыри под пробоины. И в этот момент крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошёл от опасного места. Не искушая более судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.

К удивлению японцев, пробитый и горящий «Варяг», увеличив ход, уверенно уходил в сторону рейда.

Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсера «Асама» и «Чиода». «Варяг» и «Кореец» яростно отстреливались, но из-за острых курсовых углов огонь могли вести только два-три 152-мм орудия. В это время из-за острова Йодольми появился вражеский миноносец и устремился в атаку. Настала очередь мелкокалиберной артиллерии – из уцелевших орудий «Варяг» и «Кореец» открыли плотный заградительный огонь. Миноносец круто развернулся и ушёл, не причинив русским кораблям вреда.

Эта неудачная атака помешала японским крейсерам своевременно приблизиться к русским кораблям, и когда «Асама» вновь ринулась в погоню, «Варяг» и «Кореец» уже подходили к якорной стоянке. Японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Крейсеру «Эльба» даже пришлось из-за этого перейти вглубь рейда. В 12.45 прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.

Потери личного состава

Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов: 425 -152-мм, 470 -75-мм и 210 - 47-мм. Результативность его огня, к сожалению, неизвестна до сих пор. По официальным японским данным, опубликованным еще во время Русско-японской войны, попаданий в корабли эскадры Уриу не было вообще, и из их команд никто не пострадал. Однако есть все основания сомневаться в истинности этого утверждения. Так, на крейсере «Асама» был разрушен и загорелся мостик. По-видимому, была повреждена кормовая башня, так как она прекратила стрельбу до конца боя. Крейсер «Такачихо» также получил серьезные повреждения. Крейсер «Чиода» был отправлен на ремонт в док. По данным английских и итальянских источников, после боя японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых. Согласно официальному документу (санитарному отчёту за войну), потери «Варяга» составили 130 человек – 33 убитых и 97 раненых. Руднев в своих отчётах приводит иную цифру – один офицер и 38 нижних чинов убиты, 73 человека ранены. Ещё несколько человек умерли от ран уже на берегу. «Кореец» не получил никаких повреждений и не имел потерь в экипаже - ясно, что всё внимание японцев было обращено на «Варяг», по уничтожении коего предполагали быстро покончить и с лодкой.

Состояние крейсера

Всего в крейсер попало 12-14 крупных фугасных снарядов. Хотя броневая палуба не была разрушена и корабль сохранил ход, следует признать, что к концу боя «Варяг» практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за многочисленных серьёзных повреждений.

Командир французского крейсера «Паскаль» Виктор Сенэ, взошедший на борт «Варяга» сразу после боя, впоследствии вспоминал:

При осмотре крейсера, кроме перечисленных выше повреждений, были также выявлены следующие:

    все 47-миллиметровые орудия негодны к стрельбе;

    пять орудий 6-дюймового калибра получили различные серьезные повреждения;

    у семи 75-миллиметровых орудий полностью выведены из строя накатники, компрессоры и другие детали и механизмы;

    разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы;

    уничтожены все вентиляторы и шлюпки;

    во многих местах пробита верхняя палуба;

    разрушено командирское помещение;

    поврежден фор-марс;

    обнаружено еще четыре пробоины.

Естественно, что все эти повреждения в условиях осаждённого порта не могли быть восполнены и исправлены собственными силами.

Затопление «Варяга» и его дальнейшая судьба

Руднев на французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва «Варяга» резко возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13.50 Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав офицеров, он сообщил о своём намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем и всего экипажа на иностранные корабли. В 15.15 командир «Варяга» направил на «Кореец» мичмана В.Балка. Г.П.Беляев тут же собрал военный совет, на котором офицеры решили: «Предстоящий через полчаса бой – не равен, вызовет напрасное кровопролитие… без нанесения вреда неприятелю, а потому необходимо… взорвать лодку…». Экипаж «Корейца» перешёл на французский крейсер «Паскаль». Команда «Варяга» была распределена на «Паскаль», «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба». Впоследствии командиры иностранных судов получили от своих посланников одобрение и благодарность за их действия.

В 15.50 Руднев со старшим боцманом, обойдя корабль и убедившись, что на нем никого не осталось, сошёл с него вместе с хозяевами трюмных отсеков, которые открыли кингстоны и клапаны затопления. В 16.05 взорвали «Кореец», а в 18.10 «Варяг» лёг на левый борт и скрылся под водой. Также командой был уничтожен находившийся в бухте русский пароход «Сунгари».

Практически сразу после боя в Чемульпо японцы приступили к подъему «Варяга». Крейсер лежал на грунте, на левом борту, почти по диаметральную плоскость погрузившись в ил. При отливе над водой была хорошо видна большая часть его корпуса.

Для проведения работ из Японии привезли специалистов и доставили необходимое оборудование. Подъемом корабля руководил генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Араи. Обследовав лежащий на дне крейсер, он поразил адмирала контр-адмирала Уриу, сообщив, что его эскадра «целый час не могла утопить безнадёжно неисправный корабль». Далее Араи высказал соображение, что подъем и ремонт крейсера экономически невыгоден. Но Уриу все равно приказал начать подъемные работы. Для него это было делом чести...

Всего над подъемом крейсера трудилось более 300 квалифицированных рабочих и водолазов, а на вспомогательных участках было задействовано до 800 корейских кули. На подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен.

С корабля сняли паровые котлы и орудия, срубили дымовые трубы, вентиляторы, мачты и другие надстройки. Обнаруженное в каютах имущество офицеров частично передали в местный музей, а личные вещи В.Ф.Руднева были возвращены ему в 1907 году.

Затем японские специалисты соорудили кессон, и с помощью насосов откачав воду, 8 августа 1905 года подняли «Варяг» на поверхность. В ноябре в сопровождении двух пароходов крейсер направился к месту ремонта в Йокосуку.

Капитальный ремонт крейсера, получившего новое имя «Сойя», проходил в 1906-1907 гг. После его завершения внешний вид корабля сильно изменился. Появились новые ходовые мостики, штурманская рубка, дымовые трубы, вентиляторы. Демонтировали марсовые площадки на марсах. Изменилось носовое украшение: японцы водрузили свой неизменный символ – хризантему. Паровые котлы и вооружение корабля остались неизменными.

По окончании ремонта «Сойя» был зачислен в качестве учебного корабля в кадетскую школу. В своей новой роли он прослужил 9 лет. Побывав за это время во многих странах мира.

Тем временем началась Первая мировая война. Россия приступила к формированию флотилии Северного Ледовитого океана, в рамках которой предполагалось создать крейсерскую эскадру. Но кораблей для этого не хватало. Япония, являвшаяся в тот момент союзницей России, после длительных торгов согласилась продать захваченные корабли Первой тихоокеанской эскадры, в том числе и «Варяг».

22 марта 1916 года крейсеру было возвращено его прежнее, легендарное название. А 27 марта во владивостокской бухте Золотой Рог на нём подняли Георгиевский вымпел. После ремонта, 18 июня 1916 года «Варяг» под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина вышел в открытое море и взял курс на Романов-на-Мурмане (Мурманск). В ноябре крейсер был зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагманского корабля.

Но техническое состояние корабля внушало опасения, и в начале 1917 года была достигнута договорённость о его капитальном ремонте на судостроительном заводе в Великобритании. 25 февраля 1917 года «Варяг» навсегда покинул берега России и отправился в свой последний самостоятельный поход.

После Октябрьского переворота в России англичане захватили крейсер в счёт долгов царского правительства. Ввиду плохого технического состояния в 1920 году корабль был продан в Германию на металлолом. Во время буксировки «Варяг» сел на камни у берегов Южной Шотландии, недалеко от городка Ленделфут. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. В 1925 году «Варяг» окончательно затонул, найдя на дне Ирландского моря своё последнее пристанище.

До недавнего времени считалось, что останки «Варяга» безнадежно утеряны. Но в 2003 году, в ходе экспедиции под руководством А.Денисова, организованной телеканалом «Россия», удалось отыскать точное место гибели корабля и обнаружить на дне его обломки.

Выводы из всего вышесказанного напрашиваются сами собой.

Подвиг «Варяга» и «Корейца», безусловно, является тем самым «подвигом», которого можно было бы избежать, но… русские люди не привыкли бегать от подвигов.

Однозначно судить о причинах оставления «Варяга» в Чемульпо мы сегодня не можем. Эту акцию можно считать как частью далеко идущего стратегического плана, направленного на провокацию противника, так и самонадеянным разгильдяйством. В любом случае, командиры «Варяга» и «Корейца» стали жертвами просчёта высшего военного руководства и общего «шапкозакидательского» настроения накануне Русско-японской войны.

Попав в безвыходную ситуацию, офицеры и матросы повели себя вполне адекватно и сделали всё, чтобы сохранить русскую военную честь. Капитан Руднев не стал прятаться в порту и втягивать в конфликт суда нейтральных держав. Это выглядело достойно в глазах европейской общественности. Он не сдал «Варяг» и «Кореец» без боя, но сделал всё, чтобы спасти экипажи вверенных ему кораблей. Капитан затопил «Варяг» в акватории порта, где имел возможность, не опасаясь внезапного японского обстрела, организованно эвакуировать раненых, вынести необходимые документы и вещи.

Единственное, в чём можно упрекнуть В.Ф. Руднева, так это в том, что он не сумел сразу оценить масштаба повреждений, нанесённых «Варягу» в бою, а потом пошёл на поводу у англичан и не взорвал корабль, как того требовали обстоятельства. Но, с другой стороны, ссориться с капитаном «Тэлбота» и другими европейцами Рудневу совсем не хотелось: кто бы тогда отвёз команды «Варяга» и «Корейца» в Шанхай? И здесь стоит вспомнить, что японские инженеры сперва посчитали подъём разбитого крейсера нецелесообразным. Только адмирал Уриу настоял на его подъёме и ремонте. Об особенностях национального японского характера Руднев тоже не знал и не мог предвидеть, что японцы способны отремонтировать всё, что угодно…

В 1917 году один из помощников В.Ф.Руднева, побывавших в бою у Чемульпо, вспоминал, что некоторые старшие офицеры после гибели «Варяга», опасались возвращаться в Россию. Они считали столкновение с японцами у Чемульпо ошибкой, обернувшейся ожидаемым поражением, а утрату военного корабля – преступлением, за которое их ждёт военный суд, разжалование, а то и более крупные неприятности. Но правительство Николая II в данном случае поступило более чем разумно. При общем враждебном отношении русского общества к войне на Дальнем Востоке, было просто необходимо сделать из малозначительной стычки легендарный подвиг, воззвать к патриотизму нации, почествовать новоявленных героев и продолжать дальше «маленькую победоносную войну». Иначе драма 1917 года была бы разыграна лет на десять раньше…

По материалам

Мельников Р.М. Крейсер «Варяг». - Л.: Судостроение, 1983. - 287 с.: ил.

В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии .

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества .

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла . Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.


В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории . Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой , и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.


  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке , в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.