Игры с крупой. Дидактические развивающие игры и занятия с крупами для детей

Хочу остановить ваше внимание на играх с крупами. Они помогают развивать чувственное восприятие, совершенствовать сенсорное познание окружающих предметов, развивают созидательность, фантазию и воображение, несут успокоительный и медитативный эффект, позволяют с пользой провести время.

Что нужно для того, чтобы провести игры с крупами?

Одна большая емкость и несколько поменьше.
Крупа (гречка, рис, манка, пшеничка, ячневая крупа и другая).

Бобовые (фасоль, горох).
Разнообразные макароны.
Орехи.
Ситечко для просеивания.
Камешки, пуговицы.
Ложки.

Лучшее место для таких игр, конечно же, кухня. В то время пока малыш будет занят, мама сможет что-то приготовить и кроха в процессе игры будет под присмотром.

Сегодня мы расскажем вам о том, какие игры с крупами можно использовать, чтобы не только увлечь малыша на некоторое время, но еще и развивать мелкую моторику.

1. Дайте ребенку две емкости: одну большую, вторую поменьше. В большую емкость насыпьте манку и немного гороха, орехов либо фасоли. Дайте ребенку небольшое сито и попросите добить «сокровища», просеивая манку. Он должен собрать фасоль (горох, орехи) и сложить в ту емкость, которая поменьше.

2. Дайте карапузу две емкости и ложку. В одну насыпьте какую-то крупу. Покажите крохе, как пересыпать крупу из одной посудины в другую с помощью ложки. Скажите, пусть он пересыпает всю крупу.

3. Рисование крупой. Лучше всего для этого занятия подходит манка. Возьмите большой поднос. Насыпьте немного манки и равномерно распределите ее по поверхности подноса тонким слоем. Покажите карапузу, как можно с помощью пальчика нарисовать различные простые фигуры.

4. Смешайте в одной посудине несколько видов круп и бобовых. Например, горох, фасоль, гречку, рис и предложите крохе разобрать их по разным тарелкам.

5. Можно совместить лепку из пластилина и игры с крупой. Пусть ребенок что-то вылепит и украсит крупой. Это может быть мячик, тортик, пицца, ежик и т. д.

6. Дайте ребенку несколько бутылочек и различные виды крупы. Пусть наполняет крупой бутылочки.

7. Дайте ребенку макароны и толстую нить. Пусть сделает из них бусы.

8. Смешайте несколько видов фасоли и предложите ребенку отделить их.

9. Игра с крупами «Найди пару». Понадобится лоток из-под яиц. В один ряд насыпаем разные крупы и бобовые. Эти же компоненты насыпаем в крышки из-под банок. Даем ребенку задание заполнить второй ряд лотка такими же компонентами, как и в первом, используя заготовки в крышках. Для этой игры можно также использовать заготовки для льда.

10. Красим рис пищевой краской. Используем несколько цветов. Затем даем ребенку прозрачную бутылку и показываем, как красиво она выглядит, если засыпать слоями разноцветный рис.

11. Если ребенок совсем маленький можно просто насыпать в большую емкость крупу, лучше всего манку, пусть он с нею поиграет: набирает в кулачки, высыпает, перемешивает, пересыпает из одной руки в другую и т. п.

12. Если ребенок постарше, можно сделать . Для этого понадобится крупа и клей.

13. Также крупу (макароны, бобовые) можно использовать в процессе обучения ребенка .

Вот в такие развивающие игры с крупами мы вам предлагаем поиграть. Такое занятие развивает не только моторику, но и усидчивость, внимание.

Только есть один важный момент: когда ваш карапуз играет с крупой, бобовыми, орехами, не оставляете его без присмотра. Он может попробовать их на вкус, сунуть в нос, ухо и т. п. Внимательно следите за крохой и будьте осторожны!

Чтобы наглядно увидеть, какие игры с крупой можно использовать для самых маленьких, смотрите видео:

Рима Саярова

Дидактические игры с крупами «Крупинки – придумки с детьми подготовительной группы .

Цель :

1. укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации;

2. формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп ) ;

3. развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности.

4. умение ориентироваться на плоскости.

5. развитие тонких движений пальцев рук и их ощущения.

«Крупинки – придумки - так мы назвали игры с крупой , потому что с крупами действительно можно придумывать различные игры . Как я уже говорила, игры с крупой не только развивают мелкую моторику рук, но и мышление, память, воображение, фантазию. В этом я убедилась, используя разные виды круп в свободное время со своими детьми. Крупы детям не надоедают , да и сама им я не навязываю. Крупы стоят в группе в доступном детям месте, они сами достают и с удовольствием играют, придумывают.

Предлагаю вам посмотреть, как мы с детьми придумывали различные игры .

Сначала на подносик насыпали ровным слоем пшено (можно и другую крупу , а затем, используя красную фасоль (так лучше выделяется контрастный цвет, придумывают и накладывают разные узоры, картинки. Скажу сразу, это не так то просто, если не так положишь фасоль, когда начинаешь подправлять, остальная часть может не так ложится, как ты захочешь. Поэтому нужно работать повнимательнее и осторожно.



Такие интересные получились у ребят узоры и картинки.




Вот так они составляли слова.


А это игра "бассейн", может кто то и играет. И эту игру можно разнообразить. Например : Могут играть двое и может быть побольше. В бочонках с крупой спрятать мелкие игрушки и дать задание "Кто быстрее найдёт ту или иную игрушку. Мы используем от киндера мелкие игрушки, пластмассовые геометрические фигуры от математического пенала. Можно дать и такое задание "кто больше найдет игрушек?", "Кто быстрее найдет лишнее?" "У кого больше геометрических фигур?". Детям очень интересно соревноваться! Игры с крупами мы показали и на родительском собрании. Соревновались с командами вместе с родителями. Было очень здорово!



Девочки сортируют смешанные крупы : чечевицу отделяют от фасоли.

Они всегда доходят до финиша.


Надеюсь и вам понравятся, может быть и пригодятся наши игры с крупами . Спасибо.

Крупы очень полезны для развития мелкой моторики рук. А еще, копание в крупе успокаивающе действует на нервную систему ребенка и развивает головной мозг.

Будьте готовы к тому, что ребенок может недоверчиво отнестись к крупам, дети консервативны и настороженно относятся к новому. Не заставляйте ребенка дотрагиваться до крупы насильно, пусть он понаблюдает, как мама играет с новым предметом. Через некоторое время любопытство возьмет верх и он заинтересуется игрой.

Вот для малышей от года до двух лет. Вы можете их дополнять, придумывать что-то свое, игр с крупами можно выдумать огромное количество.

  • Помните, если Вы отвлечетесь от малыша во время занятия, вся крупа быстро окажется на полу. Говорите ребенку, что нельзя сыпать крупу на пол.
  • Занятия лучше проводить последовательно от первого к второму.
  • Прежде чем перейти к следующему занятию сначала освойте предыдущее, позанимайтесь по нему несколько раз.
  • Освоенные занятия можно совмещать.

Занятие 1: Знакомим малыша с манкой

Понадобится :

  • манка — 100 грамм,
  • детская небьющаяся тарелочка.

Насыпьте манку в тарелку и покажите, как можно играть с манкой, нарисуйте на ней что-нибудь и обязательно расскажите ребенку, что это. Потом берите один пальчик поочередно на обеих руках малыша и рисуйте разные узоры. Рисовать можно солнышко, гриб, тучку с дождем, круг, рожицы и все что угодно по желанию.

Покажите крохе как можно брать манку в кулачок и сыпать сверху вниз. Научите, как можно солить пальчиками. Как можно чаще говорите слово «манка «, чтобы ребенок со временем запомнил название крупы.

Занятие 2: Знакомимся с гречкой

Понадобится:

  • гречка — 2 кг;
  • баночка с крышечкой из под витаминов.

Гречка прекрасно массирует ручки ребенка. Опустите ручки малыша в крупу, чтобы кисти полностью погрузились. Сжимайте и разжимайте гречку в кулачок, пропускайте через пальцы, потом осторожно вытаскивайте ручки наружу.

Дайте ребенку баночку пусть он набирает в нее ручками крупу и высыпает назад. Заполните баночку на треть гречкой и закройте вместе с ребенком крепко крышкой. Дайте малышу погреметь баночкой, а потом открутите с ним крышку и высыпьте гречку в кастрюлю.

Не забывайте часто повторять ребенку, что мы играем с гречкой , чтобы он запоминал слово.

Занятие 3: Готовим кашу из манки и гречки

Понадобится:

  • гречка — 1 — 2 кг;
  • манка — 0,5 кг;
  • кастрюля на 5-6 литров или пищевая пластиковая коробка;
  • поднос или пластиковая мелкая тарелка, желательно цветные;
  • маленькое сито;
  • ложка деревянная или пластиковая.

Если Вы часто делали первые два занятия с манкой и гречкой, то ребенок уже научился отличать манку от гречки. Показываем крупы малышу и просим определить где гречка, а где манка. Даем ребенку покопаться в крупах, а потом ложками пересыпаем их в кастрюлю.

Мешаем ложкой крупы — готовим кашу. Кашей можно покормить из ложечки мишку, кукол.

С помощью сита просейте крупы: манка просеится в тарелку (поднос), а гречка останется внутри сита. Пусть малыш тоже попробует просеять манку, а потом пальчиками порисует на ней. Повторяйте слово «сито «, чтобы ребенок запомнил его.

Засуньте ручки малыша в гречку, сжимайте ее в кулачки и разжимайте, пропускайте через пальцы и вытаскивайте наружу.

Занятие 4: Мешочки с крупой

Понадобится:

  • гречка;
  • манка;
  • 2 небольших мешочка прошнурованные у основания, чтобы можно было их туго завязать.

Дайте ребенку насыпать ложкой в один мешочек манку, а в другой гречку. Туго завяжите мешочки, чтобы малыш не мог их развязать.

Просим ребенка определить на ощупь в каком мешочке гречка, а в каком манка. Пусть малыш перекатывает мешочки в ладонях — крупа будет массировать ручки через ткань. Через несколько занятий ребенок будет на ощупь легко отличать крупы друг от друга.

Занятие 5: Знакомимся с фасолью

Понадобится:

  • крупная фасоль — примерно 10 штук;
  • пластиковая прозрачная бутылка объемом 0,5 литра — 1 штука.

Выложите фасоль на тарелочку перед малышом, скажите, что это фасоль. Пусть ребенок потрогает ее, познакомится, следите, чтобы не брал в рот.

Возьмите одну фасолинку и бросьте ее в бутылочку, теперь ребенок пусть берет по одной фасолинке и бросает в бутылочку. Предлагаем малышу закрыть крышечку и показываем, как гремит фасоль в бутылке.

Занятие 6: Волшебные мешочки

Понадобится:

  • мешочки с манкой и гречкой с занятия 4;
  • крупная фасоль — 10 штук;
  • небольшой мешочек, аналогичный мешочкам из занятия 4.

Предлагаем ребенку пересыпать фасоль в мешочек, после этого туго завязываем его. Теперь малышу надо определить в трех мешочках, где манка, гречка и фасоль.

Не убирайте далеко мешочки после занятия, пусть они будут на видном месте, чтобы ребенок при желании перебирал их и развивал свои тактильные ощущения.

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.

Чтобы мир игровых приключений стал еще веселее, макароны можно покрасить. Лучше всего это делать пищевым красителем, потому что он лучше ложится, чем краска, например, гуашь. К тому же, макароны прокрашиваются сложнее крупы или соли, особенно, если это спиральки или резные колечки. Удобнее всего красить макароны в пакете или пластиковой банке. Краситель разбавляют в воде на глаз, это зависит и от количества макарон, и от насыщенности, которую хотим получить в результате. Старайтесь много воды не добавлять, так как макароны размягчаются. После того, как макароны покрасились, выкладываем их на сухую поверхность, но не на бумагу, так как иначе придется макароны отдирать, лучше всего на пакет или противень. Крашеные макароны имеют еще одну досадную привычку - они склеиваются, поэтому почаще их переворачиваем и разделяем их между собой. Для игры еще пригодятся пластиковые контейнеры, поднос, миски, ложки и мелкие игрушки.

1. Найди игрушки
Возьмите пластиковый контейнер, насыпьте в него макароны, закопайте в глубине мелкие предметы и предложите ребенку найти их.

2. Сделай бусы для любимой мамы
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.


Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой, мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин

3. Поймай змею
Когда на шнурке набралось достаточно макаронин, покажите, как шнурок может двигаться - имитируя движения змеи.

4. Накорми куклу
Куклу делаем из пластмассовой бутылочки. Под пробкой-шапочкой рисуем лицо, а вместо рта делаем отверстие диаметром 1-1,5 см (края обязательно надо обработать, чтобы ребенок не поранился). И предлагаем ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!»

5. Выложи узор
Тонким слоем пластилина покрываем лист картона. И выкладываем узоры, вдавливая их в пластилин.

6. Макаронные картины
Макароны хорошо крепятся клеем ПВА к любой поверхности - и к бумаге, и к цветочному горшку, и к рамочке для фотографий.


Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовую картину можно раскрасить.

7. Вырастим сказочное дерево
Из пластилина делаем выпуклое основание, в него вставляем спагетти, на них в разном порядке нанизываем окрашенные макароны разной формы.


Красить макароны лучше пищевым красителем, так как они прокрашиваются сложнее, чем крупа или соль

8. Вылечи букву
Выложите из макарон любую букву, а затем уберите какую-либо ее часть, но так чтобы буква осталась узнаваемой. Попросите ребенка вылечить «больную» букву.

9. Попробуй свари
Ставим перед ребенком прозрачную емкость с водой и просим сварить макароны. Дальше просто мешаем ложечкой и наблюдаем за движениями макаронин.

10. Построй дом
Из крупных макаронных изделий и клея можно строить домики, башни, гаражи, мосты. Предварительно некоторые изделия можно покрасить.

Помните, что игры с макаронами требуют постоянно присутствия родителей рядом с малышом. Это не позволит ребенку съесть их или засунуть в рот, нос, ушко.

Наталья Черникова

Когда я только зарегистрировалась на сайте,мне попалась на глаза дидактическая Натальи Вершининой

Она мне очень приглянулась, и я решила сделать нечто подобное. Это стал колобок-любимый персонаж малышей.

А потом я разработала серию занятий - игр,на которые колобок приходил, и дети с ним играли.

Актуальность

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова

М. Монтессори.

А известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.

Представленные дидактические игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и могут использоваться педагогами при реализации образовательных

областей «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество».

ИГРА «УГОСТИМ КОЛОБКА ВИТАМИНКАМИ»

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

СРЕДСТВА: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ:

1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.

2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.


3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.


4. Делаем отверстие во рту колобка.


5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.


АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.


ИГРА «НАСТРОЕНИЕ КОЛОБКА»

ЦЕЛЬ: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.

СРЕДСТВА: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)

А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)

Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)

Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.


Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице /дети с помощью

мимики лица изображают эти эмоции/.




ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ ФАСОЛЬЮ»

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение.

СРЕДСТВА: персонаж колобок; фасоль; схемы предметов; основа - коврики прямоугольной формы.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает для колобка «нарисовать» с помощью фасоли предметы, например: воздушный шарик, лесенку, солнышко, флажок, ёлочку /дети, используя схемы, выкладывают предмет/.

Колобок хвалит детей.


ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ»

ЦЕЛЬ:

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».

СРЕДСТВА: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки», фасоль, поднос.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/

Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.

А в каком шарике спряталось много семян?

Давайте найдём шарик, где нет ни одной.

/дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /

Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.



ИГРА «ПРЯТКИ»

ЦЕЛЬ: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.



ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»

ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.

ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.

СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.

Поможем колобку? (да)

Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)

/дети пробуют разделить крупу вручную/



Ребята, какая это кропотливая работа! Я знаю, что делать. Нам поможет сито.

/воспитатель показывает детям, как при помощи сита отделить одну крупу от другой. Воспитатель объясняет, почему так получается, насыпав сначала чистую манку, а потом фасоль. Дети пробуют проделать манипуляции самостоятельно. Просеянную фасоль пересыпают в приготовленную чашку/




Ну, вот, какие вы молодцы. Колобок благодарит вас за помощь.