Чем социал-национализм отличается от национал-социализма.

получившая распространение в гитлеровской Германии форма фашизма, определяющими чертами которой были тоталитарный террор, переросший в геноцид евреев, антисемитизм и расизм экспансионистского характера.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ (нацизм)

идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в Германии, придавшие при диктатуре А. Гитлера законную силу наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.

Одно из немногих учений в мировой истории, признанное на международно-правовом уровне человеконенавистническим, пропаганда его запрещена во всем цивилизованном мире и сама по себе является преступлением. В отношении национал-социалистических убеждений принципы плюрализма и свободы слова, являющиеся священными для демократической цивилизации, не действуют: нацизм, как и расизм, шовинизм, терроризм, объявлен международным сообществом вне закона. И это более чем справедливо, поскольку реализация нацистских идей на практике ввергла мир в страшную войну и привела к неисчислимым жертвам, которых человечество не знало за всю свою многотысячелетнюю историю (более 50 млн чел.).

Нюрнбергский процесс осудил не только главарей нацистской партии, но и саму идеологию гитлеризма, руководствуясь которой национал-социалисты совершали чудовищные преступления против человечества.

Как получилось, что Гитлер, который никогда не был выдающимся мыслителем и вообще не получил систематического образования, стал вдруг не просто лидером политической партии, а вождем нации?

Прежде всего, следует отказаться от штампа, что национал-социализм придумал сам будущий фюрер, который изложил его азы в «библии» нацизма «Майн Кампф», первый том которой он продиктовал своему соратнику Гессу в баварской тюрьме Ландсберг, где оба отбывали срок за участие в «пивном путче» в 1923 г.

Когда Гитлер в 1919 г. занялся политической деятельностью, теоретическая база для возникновения нацизма была уже подготовлена в виде т. н. ариософии, созданной Г. фон Листом, Р. Д. Горслебеном, Ф. Б. Марбки, З. А. Куммером и др. крайне правыми идеологами. Учение это в основе своей базировалось на ставших модными среди европейских интеллектуалов на рубеже XIX–XX вв. эзотерических восточных доктринах и обосновывало «историческое» право арийской расы (лучшими представителями которой являются якобы германцы) господствовать над народами Земли и уничтожать их в войне за «жизненное пространство», как позже заявят Гитлер, Розенберг, Гиммлер, Геббельс и др. практики национал-социализма.

Другим важным компонентом будущей теоретической платформы нацистов стали идеи антисемитизма, зерна которых в послеверсальской Германии легли в подготовленную почву. В поражении страны в Первой мировой войне, крушении империи, унизительном для нации Версальском мире будущие нацисты обвиняли крупный еврейский капитал. Он действительно во многом определял как стратегию держав-победительниц, так и внешнюю и внутреннюю политику побежденной Германии. Неудивительно, что вскоре после подписания Версальского договора в стране возникли многочисленные движения реваншистского толка.

Послевоенная разруха, чудовищная инфляция (зарплату тогда выдавали по 2 раза в день), страшная нищета провоцировали народные массы в Веймарской республике на социальный взрыв.

Социальные проблемы, необустроенность на фоне идейной неразберихи, отсутствие четких идеологических ориентиров в государстве - вот почва, на которой взошли ядовитые сорняки нацизма в Германии 1920-х гг. Поэтому Гитлер и его сторонники демагогически позиционировали свое движение как партию социального действия, защищающую интересы трудового народа.

Партия, куда вступил бывший ефрейтор вермахта А. Гитлер, называлась Немецкой рабочей партией, а позднее, когда Гитлер стал ее лидером, - Национал-социалистической немецкой рабочей партией.

Таким образом нацизм как теория являет собой причудливое, эклектичное сочетание элементов восточных мистических учений, к тому же вошедших в гитлеровскую доктрину не непосредственно, а в вольной интерпретации европейских же теоретиков (теософов, антропософов, позднее - ариософов), вульгарного псевдоницшеанского имморализма, геополитических построений К. Хаусхофера, расистского учения Чемберлена-Гобино, реваншистских настроений германского послевоенного общества, антисемитизма и идей социальной справедливости, препарированных как привилегия «избранного народа», т. е. арийцев, на мировое господство. К слову, последнее объясняет, почему между нацизмом и коммунизмом нельзя ставить знак равенства, как это ничтоже сумняшеся сделали либералы и демократы.

Коммунизм - принесение в жертву себя ради других, спасение других народов от тотального уничтожения. В коммунистической доктрине со времен Маркса заложен принцип интернационализма, в России идея всемирной революции соединилась с существовавшей веками православной традицией мессионизма, жертвенности, необходимости отдать жизнь «за други своя». Это полностью противоречило тому, что составляло идейный фундамент нацизма - право одной нации на мировое господство, исключающее право других на полноценное существование в этом мире.

Вторая мировая война была в глазах всего человечества столкновением этих двух принципов. Победа над Германией означала не по просто победу над отдельным государством, а историческую победу над самими принципами национал-социализма.

Страшные преступления, документальные подтверждения которых были представлены на Нюрнбергском трибунале (фабрики смерти, газовые камеры, трудовые концентрационные лагеря, пытки и медицинские эксперименты над заключенными, промышленное производство мыла из человеческих тел) ужаснули человечество. Казалось, такое невозможно в XX в., казалось, такое не забудется еще несколько тысячелетий. Однако единодушно осужденная всем миром теория, оправдывающая массовое убийство целых народов, до сих пор, увы, жива и даже стала знаменем для отдельных сил на Западной Украине, в странах Прибалтики. Потомки тех, кто по замыслам нацистов, должны были быть полностью уничтожены, либо онемечены, сегодня ставят памятники эсесовцам и оскверняют могилы тех, кто спас их народы от тотального уничтожения и рабства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Парубки из Социал-Национальной Ассамблеи Билецкого выдали очередной программный текст. Где доказывают, что они, типа, не нацисты, и показывают отличие своей идеологии от идеологии германских нацистов.

Часто задаётся вопрос, чем социал-национализм отличается от национал-социализма и не тождественны ли эти понятия и есть ли это просто игра слов?

Вот объяснение отличий этих двух разных идеологий.

1. Социал-национализм выступает против существования партий в принципе, потому что они разрушают единство Нации, национал-социализм за существование одной партии, которая господствует в обществе.

2. Социал-национализм за создание Конфедерации Белых Народов Европы и мирное сосуществование белых народов, национал-социализм за бескомпромиссную борьбу всех народов за место под солнцем.

Мой комментарий: напомню, Ондрюша Билецкий сомневается в принадлежности русских к Белой Расе .

3. Социал-национализм утверждает, что базовые отрасли промышленности не могут находиться в частных руках, потому что тогда бизнес может влиять на политику, а он этого не должен делать, средний и малый бизнес могут находиться в частных руках. Национал-социализм(правый) допускает концентрацию базовых отраслей промышленности в частных руках, национал-социализм(левый) предлагает вообще социализировать все средства производства.

4. В Социал-национализме Вождь избирается на 7 лет и по завершению срока должен нести ответственность перед Нацией за свои поступки, в национал-социализме вождь избирается раз и до смерти(или пока не сбросят).

Мой комментарий: Ондрюша руководит "Патриотом Украины" уже 8 год - с 2006 года . Его переизбрали в 2013 на должность Вождя Белой Расы, чи ни? А главное Белая Раса в курсе шо ей Вождя избрали? Или ситуация как с нынешним багдадским халифом из ИГИЛ, самого себя любимого назначившего повелителем правоверных, а 99% правоверных не в курсах?
Или ладно, абстрагируемся от фигуры Билецкого. Три вопроса, на которые хотелось бы получить ответ. Первый - о каком вожде идёт речь, всей ли Белой Расы или Вожде каждой конкретной белой нации, входящей в Конфедерацию Белых Народов? Второй - критерии, которым должен соответствовать кандидат в Вожди? Кто ентого вождя будет избирать?
И чисто техническое уточнение - допускается ли повторное избрание в Белые Вожди или после окончания семилетнего срока Вождя надо удавить верёвкой как сие делали с древними хазарскими каганами?
Шоб не зажирался.

5. В Социал-национализме народ принимает прямое участие в выдвижении и избрании депутатов через участие профсоюзов в выборах, составления ими избирательных списков, все профсоюзы должны быть объеденены в Высший Хозяйственный Совет, который должен определять экономическую политику государства. В национал-социализме народ отстранен от непосредственного участия в процессах выдвижения кандидатов, потому что здесь его право отбирается правящей партией, а профсоюзное движение является зависимым от воли правящей партии.

Мой комментарий: Интересно, что когда что-то подобное (только вместо профсоюзов - советы) предложил Павел Губарев, его укро-шовинисты (например, любимый "правым" интеллектуальным планктоном ресурс "Параша и Мазепа") заклеймили як совкового выродка . А стоит советы заменить на профсоюзы - и всё чики-пуки?
Да, экономической политикой понятно, а с прочими областями жизни и деятельности государства и общества. Там кто будет рулить?

6. Социал-национализм за частную собственность на землю, национал-социализм (и левый и правый) за общественную собственность на землю.

Мой комментарий: Шо, правда? Неужели в нацистской Германии земля была в общественной собственности? Не путать с оккупированными восточными территориями, где немцы часто сохраняли советские колхозы для более эффективного колониального менеджмента.

7. Социал-национализм предусматривает предоставление широких полномочий местных властей, национал-социализм предусматривает жесткую централизацию соединенную с диктатурой одной правящей партии.

8. Социал-национализм предусматривает совершенствование парламента, путем уничтожения партий и создания в парламенте профессиональных комиссий, которые будут ее рабочими органами и будут состоять из депутатов соответствующей профессии. Лишь профессиональные способности дают право на законотворческую деятельность в соответствующей отрасли. Национал-социализм уничтожает законотворческую функцию парламента, потому что он становится лишь совещательным органом при фюрере и должен утверждать все изданные им законы.

Мой комментарий: В этой системе не понятна функция Вождя Белой Расы в лице Ондрюши Билецкого. Он чего, будет утверждать законы изданные парламентом. Или будет чисто декоративной фигурой, як король, который правит но не управляет? И да, по профессии Ондрюша у нас историк. Стало быть он не должен совать свиное рыло в калашный ряд принимать участие в обсуждении и решении вопросов, не связанных с преподаванием истории? Или для Вождя Белой Расы сделаем исключение? Кстати, а в остальных вопросах, касаемо сущности мироздания, функционирования государственных механизмов и проч. он компетентен или нет?

9. Социал-национализм базируется на работе Миколы Сциборского "Нациократия", которая была выпущена в 1935 году в Париже. Национал-социализм базируется на работе Гитлера "Моя борьба", выпущенной в Мюнхене в 1925-1926 годах.

10. Социал-национализм был идеологией ОУН с 26 августа 1939 года (второй великий сбор ОУН в Риме). Национал-социализм был идеологией национал-социалистической рабочей партии Германии с 24 февраля 1920 года (провозглашения Гитлером в Мюнхене в зале Хофбойхаус 25 пунктов программы НСДАП).

В общем сыроватая у ребяток программка. Працювати хлопцям ще і працювати .

Национал-социализм – идеологическое и политическое течение, зародившееся в начале 20-х годов прошлого века в Германии как реакция на тяжелое экономическое положение страны вследствие поражения в первой мировой войне. Его основоположник Адольф Гитлер взывал к национальной гордости немцев, униженных условиями Версальского мирного договора, обвинял во всех бедах мировой сионизм и продавшихся ему германских промышленников и мечтал вернуть золотой век Германии, который пришелся на времена Нибелунгов – королевской династии, правившей одним из германских княжеств в XII веке. Легенды, сложенные о богатстве и могуществе Нибелунгов, склонный к мистицизму Гитлер воспринимал как исторические документы и руководство к действию.

Инструментом возрождения немецкой нации Гитлер и его последователи сделали нацизм – идею о превосходстве немецкой нации над другими. Когда партия в результате выборов заняла большинство мест в рейхстаге (германском парламенте), чистота немецкой крови стала охраняться законом. Браки с унтерменшами (представителями низших рас) были запрещены. Экономические и политические блага должны были распределяться только между немцами, остальные народы обязаны были трудиться и умирать во имя высшей расы. Особенно пострадали евреи, ставшие первыми жертвами нацистов Третьего рейха.

Поскольку в самой Германии благ было маловато для возвращения в золотой век, еще одной составной частью национал-социализма стал милитаризм – постоянное наращивание военной мощи и готовность решать спорные вопросы с позиций силы. Каждый немец должен был стать отменным солдатом, каждая женщина – уметь ублажать усталого солдата.

Добиваясь власти, Гитлер обещал справедливое распределение общественных благ между немцами. Пользуясь популярностью социал-демократических и коммунистических идей в Германии начала XX века, он ввел в название своей партии слово «социализм». При этом не имелся в виду отказ от частной собственности на средства производства, национализация крупных предприятий, принадлежащих немецким промышленникам, и т.д.

Идеолог НСДАП Йозеф Геббельс говорил: «Социализм – это зерно, чтобы заманить птичку в клетку».

Что такое фашизм

Фашизм – это политическая система, провозглашающая абсолютный примат государства над личностью, установку на главенство правящей идеологии, запрет инакомыслия и отказ от многих основных прав человека. В том или ином виде фашистские режимы существовали и существуют во многих государствах: режим Муссолини в Италии, Риверы и Франко в Испании, Кодряну в Румынии, Салазара в Португалии, Пиночета в Чили и т.д. Термин произошел от слова «фасция» - пучок, связка.

Сходство между национал-социализмом и фашизмом

Общими чертами этих систем являются идеи полного контроля государства над всеми сторонами жизни общества и отдельного человека (тоталитаризм) и подчинения интересов личности интересам государства, а также авторитаризм – безусловное подчинение главе государства и запрет критики его действий.

«Один народ, одно государство, один фюрер» - так принцип авторитаризма был сформулирован в Третьем рейхе.

Различие между национал-социализмом и фашизмом

В отличие от национал-социализма, нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Например, в фашистской Италии антисемитские законы были приняты только под давлением Гитлера и существовали номинально. Не были нацистскими режимы Салазара, Франко, Пиночета.

«„Миф двадцатого столетия“ Альфреда Розенберга, считающийся основной книгой национал-социалистического мировоззрения, носит столь несомненные черты протестантско-либерального происхождения своего автора» .

определение

расовая нравственность

Расовая природа национал-социалистической идеологии порождает комплекс соответствующих светских добродетелей и грехов .

«Миф XX века» не обещает своим адептам спасение в христианском смысле, а дарует исключительно равенство самому себе, позволяет арийцу стать тем, кем он есть.

Розенберг мечтает о германском нордическом возрождении:

«Я надеюсь, что дискуссия появляющегося нового мира со старыми силами будет расширяться, внедряться во все области жизни и оплодотворенная мысль будет все время рождать новое, близкое по крови, гордое, вплоть до того дня, когда мы будем стоять на пороге исполнения нашей мечты о германской жизни, до того часа, когда все пробивающиеся источники сольются в один великий поток германского нордического возрождения. Это мечта, достойная изучения и жизни. И это испытание, и эта жизнь уже есть отражение предчувствуемой вечности, таинственной миссии на этом свете, предначертанной нам, чтобы мы стали тем, что мы есть» :15 . «Германская германскость – это метафизическая форма характера, порожденная нордической расовой сущностью, которая проявляется в творческой силе, основанной на героизме личности, при том что личность есть воплощение народной органической сущности в единичном. Такая личность превосходит порядок бытия, обусловленного пространством-временем и причинно-следственными связями, но все равно остается внутри этого порядка, чтобы достичь бесконечной, вечной и свободной жизни как совершенного органического единства национальной концепции своей сущности и формой, которую принимает народная реальность внутри Рейха» .

фюрер

Furerprinzip национал-социализма связан как с мифом о новом человеке , так и с мистикой коллектива . И сам гностический коллектив, и фюрер являются в гностицизме объектами веры, где вера в себя переходит в веру в фюрера и обратно.

Фюрер - это конкретно и лично Адольф Гитлер, и в то же время это миф о Гитлере, которому поэтому приписываются строго нордические расовые характеристики: «Гитлер блондин с голубыми глазами и следовательно чистый образец арийца-германца» (Richter, Unsere Fuhrer im Lichte der Rassenfrage und Charakterologie)» .

мистика времени

Третий рейх

Грегор Штрассер заявляет в июне : «Сознательно противопоставляя себя Французской революции , будучи ее антиподом и преодолением, национал-социализм отвергает суесловие об индивидуализме, исказившем внутреннее германское представление о свободе понятием внутреннего экономического беспредела; он отвергает рационализм, учение о разуме, которое готово признавать властителями судеб народа и государства лишь ум и интеллект, а не полнокровную волю и душу человека» :342 .

мистика пространства

Миф о жизненном пространстве (Lebensraum).

Кровь и почва

сциентизм

Режим национал-социализма в целом следует охарактеризовать как позитивистский. В его основе лежит такое фундаментальное для массовой науки учение как теория эволюции Чарльза Дарвина и Эрнста Геккеля. Здесь наука влияет на идеологию, а идеология – на науку. Так, согласно Гитлеру, идеология национал-социализма была построена на «научной» основе, в частности на дарвинизме, расологии и т. п. . Для Альфреда Розенберга, напротив, идеология руководит научным пониманием, что также имеет место, в частности, в области религиоведения, исследования мифов.

Это не помешало расцвету в национал-социалистической Германии не только массовой науке , но и лженаукам .

особенности пропаганды

Для Гитлера «все дело только в политической вере, „вокруг которой кругами вращается весь мир“, программа может быть „насквозь идиотской, источником же веры в нее является твердость, с которой ее отстаивают“. Всего несколько недель спустя он создаст и использует возможность, чтобы объявить старую программу партии, несмотря на все ее ярко выраженные слабости, „не подлежащей изменению“. Именно ее устаревшие, старомодные черты и превращают ее из предмета дискуссии в объект почитания - ведь она должна была не отвечать на вопросы, а придавать энергию; прояснение, считал Гитлер, означало бы только раздробление. А то, что он с неуклонной последовательностью настаивал на тождестве фюрера и идеи, соответствовало, помимо всего прочего, принципу непогрешимого фюрера, принципу не подлежащей изменению программы. „Слепая вера сворачивает горы“, - сказал Гитлер, а один из наперсников коротко сформулировал это так: „Наша программа в двух словах: Адольф Гитлер“» :66 .

Для Гитлера «мысль делает убедительной не ее ясность, а доходчивость, не ее истинность, а способность разить: „Любая, в том числе и самая лучшая идея, – заявит он с той не терпящей возражений нечеткостью формулировки, которая была так характерна для него, – становится опасной, если она внушает себе, что является самоцелью, хотя в действительности представляет лишь средство для таковой“» :205 .

Отсюда театральность режима в духе синтеза всех искусств , которая должна была символизировать единство и полноту народной жизни. В массовой культуре этому соответствовали такие опыты тотального искусства как тингшпиль и опера (Вагнер).

Альфред Розенберг:

«Я высказываю в отношении всего германского искусства постулат о религиозной отправной точке и религиозной подоплеке, что я при помощи Вагнера объясняю, что произведение искусства является живым воплощением религии» : 6 .

Высочайшим достижением национал-социалистической пропаганды является фильм «Триумф воли ».

Среди тем пропаганды: фигура Хорста Весселя, который стал архетипическим героем национал-социализма, «Неизвестный штурмовик» (Der Unbekannte S.A.-Mann), «возрождение и возвращение» и др. Все они так или иначе были инициированы газетой Геббельса «Der Angriff» .

светский культ

Вокруг этого события был построен развернутый ритуал, в центре которого был сам Гитлер, в одиночестве медитирующий над гробами нацистов.

тингшпиль

священные предметы

Знамя крови (Blutfahne).

патологическая речь

В главе «Майн Кампф» под названием «Об искусстве чтения» Гитлер сообщает, что он понимает под «„чтением“ нечто совсем другое, чем большинство нашей так называемой „интеллигенции“»:

Ведь и чтение не является самоцелью, а только средством к цели. Чтение имеет целью помочь человеку получить знания в том направлении, какое определяется его способностями и его целеустремлением. Чтение дает человеку в руки те инструменты, которые нужны ему для его профессии, независимо от того, идет ли речь о простой борьбе за существование или об удовлетворении более высокого назначения. Но с другой стороны, чтение должно помочь человеку составить себе общее миросозерцание. Во всех случаях одинаково необходимо, чтобы содержание прочитанного не откладывалось в мозгу в порядке оглавления книги. Задача состоит не в том, чтобы обременять свою память определенным количеством книг. Надо добиваться того, чтобы в рамках общего мировоззрения мозаика книг находила себе соответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреплять и расширять свое миросозерцание.

устойчивые формы

штампы

В области религии национал-социализм поддерживает вместо Христианства положительное христианство . В в своей программе национал-социалисты заявили: «Мы требуем свободы всем религиозным вероисповеданиям в государстве, если они не угрожают его целостности или не оскорбляют нравственных чувств и морали германской расы. Партия, как таковая, представляет точку зрения позитивного христианства без того, чтобы привязывать себя к определенному вероисповеданию».

Согласно Розенбергу, «отрицательная и положительная формы христианства издавна были в состоянии войны и еще более ожесточенно борются именно в наши дни. Отрицательная опирается на свои сирийско-этрусские традиции, абстрактные догмы и древние священные обычаи, положительная снова пробуждает силы нордической крови, сознательно, как когда-то первые германцы вторглись в Италию и подарили захиревшей стране новую жизнь» : 61 .

Характерной фигурой является католический модернист Карл Адам, у которого пересмотр учения Церкви сочетался с публичной поддержкой прихода Гитлера к власти. В 1939 Карл Адам призывал к более тесному слиянию католицизма с национал-социализмом, а после войны стал одним из влиятельных экуменистов .

коллаборационизм

Национал-социалистов поддержали и Дмитрий Мережковский с Зинаидой Гиппиус, и архиеп. Иоанн (Шаховской) , который в статье «Близок час» в парижской газете «Новое Слово» от 29 июня приветствовал вторжение Гитлера в СССР. К кругу знакомств о. Александра Шмемана и других послевоенных модернистов принадлежал и известный коллаборационист Борис Филиппов (настоящее имя: Борис Андреевич Филистинский).

Владимир Ильин сотрудничал в русской коллаборационистской прессе, а

Идея Nации – символ социал-национализма

Не следует путать этот термин с Национал-социализмом

Социальный национализм (используются также сокращение – Социал-национализм, СоNцизм, CN) политическая идеология, основанная на представлении о нации как оптимальную форму существования человеческого социума. При этом под «нацией» понимается самодостаточная кровнородственная иерархическая человеческое сообщество.
Новейшие идеологи социал-национализма (А. Белецкий, А. Однороженко) определяют его как идеологию, базирующуюся на максимализме, национально-расовой эгоизме, любви к своему, нетерпимости к вражескому и активизме. Базовыми принципами социал-национализма являются:
1. Социальность («Мы не отметаем существование богатых (но не сверхбогачей), но отвергаем возможность существования бедных»)
2. Расовисть («Люди от природы рождаются с разными способностями и возможностями и поэтому большое счастье человека это когда она находит свое место в национальной иерархии и добросовестно выполняет свою жизненную задачу»))
3. Великодержавность («Это вопрос, как ни странно, не столько политическое, сколько биологическое. Любой живой организм в природе стремить к расширению, размножение, увеличение Этот закон универсален и для инфузории-туфельки, и для человека, и для нации-расы »))
Социал-национализм также по определению его идеологов (А. Белецкий, А. Однороженко) является антисистемных (антидемократическим и антикапиталистическим), самодостаточным, воинствующим и бескомпромиссным.
По основной цели своей идеологии, то социал-националисты понимают ее следующим образом: «творения, вместо кучи разрозненных индивидуумов, механически объединенных названием" Украинский "и наличием украинского паспорта, Национальной Надспильноты – единственного биологического организма, который будет состоять из Новых Людей – физически, интеллектуально и духовно развитых человек. Из массы индивидуумов должен предстать Нация, а со слабой современного человека – Сверхчеловек ».
Целью социал-национализма в сфере государственного провозглашается построение нового общественного строя, где будут воплощены принципы социальной и национальной справедливости.
Социальный национализм направлен на утверждение государственно-политического режима нациократии. Таким образом, форма устройства, которую предлагает социал-национализм – это самобытная и не укладывается в доктрину фашизма или национал-социализма.
Идеологически социал-национализм противостоит интернационализма, определяя расовую сущность человеческих сообществ естественной и такой, что не нуждается искусственных изменений.
Как государственная концепция социал-национализм противостоит анархизма, отрицающее необходимость существования государства.
Выдвигая лозунг борьбы с капитализмом, социал-национализм выступает за полное социальное переустройство cуспильства, но его идеология не является социализмом, она основывается на национальной Нациократические традиции, предлагает решение социальных проблем без откровенно социалистических форм.
Ценностно социал-национализм отрицает либерализм, ставит так называемые «естественные» права человека над правами человеческих сообществ. Социал-национализм признает высокими правами права нации, а права отдельных людей ставит в зависимость от объема и характера выполняемых в обществе обязанностей и взятой на себя ответственности.
Социал-национализм начал формироваться в начале 1990-х годов в кругах украинских интегральных националистов. В 1991 г. украинскими националистами, которые жаждали приспособить интегральный национализм к новым условиям, была образована Социал-Национальная партия Украины, которая в течение 1990-х и первых лет XXI века. была единственной организационной структурой, идеологической базой которой был социальный национализм. С распадом СНПУ ее преемник ВО «Свобода» отходит от откровенного декларирования идеологии социал-национализма, ее принципов.
Также на идеологии социал-национализма основывают свою деятельность общественные организации:
Новейшую историю социал-национализма следует начинать с 8 ноября 2008, когда в Киеве было проведено совещание руководителей социал-националистических организаций Украины и принято решение об образовании единой социал-националистической силы – Социал-националистической Ассамблеи, которая на первом этапе организационно об соединившая 4 социал-националистические организации («Патриот Украины», ВС «род», ЧПР «Украинская Альтернатива» и ОО «СиЧ»).

? ? Андрей Белецкий «Украинская расовый социал-национализм» («Украинский социальный национализм» – Харьков: «Патриот Украины», 2007 с.3-5)
?