Грибков, Сергей Владимирович: биография. Сергей Грибков: Флейринг - это искусство и спорт Сергей Владимирович ГрибковОснователь движения «Флейринг» в России


Человек с глубокой жизненной философией, настоящий профессионал, а также рекордсмен Книги рекордов Гиннеса 2001 И 2003 годов. Его ученики- призеры международных конкурсов барменского искусства.
В течение 5 лет Вы занимали пост вице-президента Барменской ассоциации России, а сейчас возглавляете «Центр барной эстетики» и проект BAR-SHOW в Москве. С уверенностью можно сказать, что Вы состоявшийся и успешный человек. Как начиналась Ваша история?
К тому, что я имею, и что я собой представляю, я пришел, в прямом смысле, по горлышкам бутылок. Это не метафора. Все началось в цирке: тогда я работал канатоходцем, выступая на свободной проволоке. В какой-то момент стало понятно, что бутылка - гораздо более гибкий материал для шоу: закрепить проволоку сложно. А здесь - поставил бутылку, встал и пошел.
Известно, что Вы год провели в Штатах: Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. Повлияло ли это на Ваш карьерный путь?
С 1990 года я регулярно путешествую по разным странам. Сначала этого требовали цирковые гастроли, а затем, конечно, целью поездок стал flair. В Лас-Вегасе это мастерство известно уже очень давно и хорошо развито. В России же долгое время флейринг даже назывался иначе - фристайл. Сейчас ситуация изменилась, и если вы подойдете к бармену в любом заведении, то непременно сможете узнать о флейрингистах, если не от него, так от менеджера точно.
Можно ли сказать, что Вы имеете отношение к истокам барменского искусства в России?
Без лишней скромности могу сказать, что прямое. Так сложились обстоятельства, мне это напоминает пазл. Впервые я вышел на сцену в Нижнем Новгороде: мой друг ангажировал меня для выступления в местном казино. На тот момент в моем арсенале был номер с жонглированием и хождение по закупоренным бутылкам с шампанским - по ним было легче ходить, и смотрелось это гораздо более эффектно. Тогда же приятель познакомил меня с женщиной, которая рассказала о существовании Барменской ассоциации России и предположила, что ее президенту Сергею Викторовичу Цыро, возможно, придется по вкусу идея совместной со мной деятельности. Так с 1996 года мы начали сотрудничать. Я вел факультатив по мастерству флейринга (на тот момент еще фристайлу) и получал на тот момент доллар с человека. Сергей Викторович вел набор будущих барменов, молодых и амбициозных. Долгое время я был его помощником и, безусловно,
многому научился. Кто-то начинал занятия с нуля, кто-то приходил, уже имея опыт. Преподавателями были Саша Трифонов, Слава Ланкин - сейчас у
них свои, пользующиеся большой популярностью заведения. В этом смысле Цыро воспитал очень много народа.
То есть с Вашей стороны это был в большей степени энтузиазм?
Мне было интересно, я чувствовал, что это новое перспективное направление. К тому же, спустя 2-3 месяца у меня появились воспитанники, которых я мог выпускать на сцену в ночных клубах. Мы начали обкатывать наши авторские программы и популяризировать Барменскую ассоциацию, а позже и вручать дипломы. Вскоре флейринг стал отдельной дисциплиной, а не только как факультатив к занятиям по мастерству бармена.
Насколько сложно освоить искусство флейринга? Какими свойствами личности и характера должен обладать будущий мастер: целеустремленность, авантюризм, страсть к риску?
Безусловно. Это сродни тому, что я, к примеру, собираюсь поставить вас на коньки и говорю о том, что в перспективе мне бы хотелось видеть вас чемпионкой Европы. Мне в этом смысле повезло: цирковые артисты, которые труженики, не лентяи, всегда стремятся делать вещи, которые раньше никто делать не решался. Это во многом меня воспитало.
Вы дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннеса…
В первый раз я прошел 101 бутылку, а во второй, побив собственный рекорд, - 155. Мы ставили рекорд прямо на заводе. Это была настоящая информационная бомба, об этом пишут и по сей день. Не могу не сказать об идее, которая недавно пришла мне в голову: я бы очень хотел заняться обучением того, кто в итоге побьет мой собственный рекорд. Или придумать новый рекорд - то, чего еще не было. Сделать это очень непросто: все интересные элементы и фишки во флейринге давно известны.
Как думаете, сложно ли «переплюнуть» Вас в мастерстве?
Признаюсь, сложно. Даже чемпионам. Хотя, конечно, то, что среди гуру есть конкуренция и каждый хочет быть человеком первой величины - явление только положительного свойства. В соперничестве рождаются рекорды.
Когда Вы только начинали, задумывались ли о масштабах грядущего успеха? Можете ли Вы назвать себя перфекционистом?
Боюсь, что перфекционистом в квадрате. И более чем максималистом. У меня была возможность остаться в Лас-Вегасе и иметь все: деньги, социальные гарантии. Но возмутило то, что в этом случае пришлось бы с самого начала доказывать то, что ты собой представляешь и кем являешься. И даже тогда остаться «одним из». А ведь время ценно и нужно многое успеть.
Соотносится ли профессия флейрингиста с шоу-бизнесом?
Шоу-бизнес и ресторанный бизнес очень похожи. Я, например, получается, из шоу-бизнеса(цирковой среды) спустился в «подвал» ресторанного бизнеса, в цех по приготовлению пищи. Есть, конечно, определенные нюансы: коммерческая сторона, отношения между людьми. К примеру, можно говорить о том, что ни один опытный ресторатор не может по достоинству и со знанием дела оценить навыков умелого бармена. Это зачастую обидно: мастера ценятся наравне с теми, кто умеет в разы меньше.
Но если так, получается, что некомпетентность ресторатора может так или иначе сыграть Вам на руку. Каким образом?
Конечно. Это своеобразная афера. Мастеру легко при желании одурачить публику и владельца: это как прийти в театр и следить за игрой актеров. Вам нравится действо, происходящее на сцене, вы восхищаетесь, но ведь для артиста - это больше жизнь, нежели игра. Артисты - не совсем артисты. В этой искусной афере и есть, по сути, прелесть. Ресторан - это тоже своеобразный театр.
Ваша профессия напрямую связана с алкоголем. Это вещество, обладающее известными свойствами. Человек употребляет спиртное, наблюдает за праздником, который Вы дарите ему своим шоу, отвлекается от насущных проблем, а потом снова к ним возвращается. Нерешенным. Не считаете ли Вы, что это глобальный обман?
Я бы скорее сказал об опасности, которая неизбежно подстерегает тех, кто находится вблизи от флейринга. Одна из задач моих последних мастер-классов - донести до молодежи, что флейринг - это не только спортивное увлечение, но и спортивное увлечение алкоголем. С другой стороны - это своеобразное очищение и проверка на стойкость.
Как готовятся коктейли во время соревнований: заранее или в процессе шоу? Нет ли здесь элементов мошенничества, пусть даже красивого?
Все происходит моментально, и напиток должен готовиться индивидуально. Скажу откровенно, что флейрингисты часто забывают о том, что коктейль обязан быть вкусным. Мастеров это, конечно, не касается.
Часто ли участники могут позволить себе импровизировать и готовить авторские коктейли?
В основном. Это ведь всегда интереснее. Кроме того, существует еще такой вариант: авторский коктейль для персоны. Моя задача угадать настроение гостя, для чего с помощью нескольких наводящих вопросов я стараюсь понять, что за человек передо мной. Вопрос может быть абсолютно любым: нравится ли вам методично отбивать теннисный мячик или вам больше по душе таскать за собой скейтборд? При этом человек может не отвечать, по одной только реакции я могу сказать, что ему ближе, к примеру, водные виды спорта, а не прыжки с парашютом.
Есть мнение, что бармены - отпетые шарлатаны. И профессия бармена существует для того, чтобы путем банального надувательства уже подвыпившего клиента заработать легкие деньги.
Люди, которые так считают, по-своему правы. Такую картину можно наблюдать во многих местах, как это ни печально. В этом отношении мне нравятся несколько мест: среди них располагавшийся ранее на Смоленке болгарский ресторан «Механа Банско». Как-то раз, придя туда, я разговорился с барменом, - как оказалось, выпускником моей школы. Он рассказал, что хозяева заведения прислушиваются к его мнению относительно того, как обеспечить гостям комфорт. Или как сделать так, чтобы у них не возникало ни малейшего подозрения подмены какого-либо ингридиента более дешевым алкоголем. Выяснилось, что хозяин заведения не скупится и платит чуть ли не самую - я не знаю ставки всех заведений - высокую зарплату барменам.
Хорошо, а на Ваш собственный взгляд, в каком аспекте флейринг - это афера?
Не в чистом виде. Это скорее характерное для аферы как интриги и приключения желание ощутить чувство риска и испытать свою судьбу. Это предупреждение. Как анекдот иногда. Вроде бы смешно, но когда задумываешься о смысле, часто бывает вовсе не до смеха. Я говорю о показательном действии. Приведу пример: я делаю совершенно несложные элементы, но вам это нравится. Ввиду того, что я вас уже загипнотизировал, погрузил в своеобразный транс…
Плюс я уже что-нибудь выпила…
Вот именно. Вы выпили что-нибудь (смеется). Возможно, не совсем то, что хотели изначально, а то, что я вам предложил: чуть-чуть другое. И тут еще стоимость. Немаленькая. Но вы довольны: «Это же профи мне сделал, ничего страшного». И пусть это стоит 5,30, а не 2,30. Вот с этой точки зрения можно думать, что во флейринге есть момент легкого шарлатанства. Но не всегда. Почему? А вы попробуйте научитесь!

«Афера» - само по себе многозначное слово. Возьмем яркий пример: образ афериста Остапа Бендера. Все сразу понимают, о чем речь. Он ни положительный, ни отрицательный герой. И что такого в том, что ты научился спустя рукава выходить из непростой жизненной ситуации? Да, понятно, что ты кого-то наверняка задел. Но в результате, часто оказывается, что пострадавший не кто иной, как какой-нибудь Шура Балаганов.
Если говорить об истории смешивания напитков. Многие не любят вкус чистого алкоголя, но знают об эффекте, который он вызывает. А не придуман ли коктейль для того, чтобы пополнить ряды выпивающих? Нет ли в этом пропаганды?
Это, скорее, вопрос об истоках: ведь все придумано не вчера. Одно скажу точно: смешивать напитки сейчас модно. А эффект, который вызывает спиртное, зачастую используется в корыстных целях. Вплоть до ситуации, когда целью является подписание важного документа. Эффективно сделать это за ужином с бокалом вина - это отличный способ расположить к себе человека.
Расскажите о новых идеях и о ваших последних проектах.
У меня есть мечта - донести до масс понимание того, что стоит за словом «флейринг». И сейчас для меня важно найти адекватный способ это сделать. До сих пор не существует книги о флейринге на русском языке. Объяснить суть философии флейринга с помощью художественных средств не выйдет: нет гарантии, что смысл интерпретируют верно. Как, пытаясь изобразить Мадонну, ты не можешь быть уверен, что другие не разглядят за ней дракона, к примеру. У меня есть идея сценария, который, возможно, позволит популяризировать флейринг. Героями станут мистер Флейринг - взрослый человек и Флейер - мальчик, подмастерье. Вопрос в том, как создать цельные образы того и другого? Часто в представлении непосвященного - это жонглирование, разбитые бутылки - спроецированная на бар ситуация из цирка. В этом, конечно, есть доля правды. Но! Это абсолютно точно не цирк.
Идея конкурса Flair Kremlin Stars принадлежит Вам?
Да. Прообразом для него послужил известный Flair Ring. В этом году мы готовим конкурс во второй раз и приглашаем ценителей алкогольной культуры своими глазами увидеть грандиозное шоу показательного флейринга и то, как коктейль превращается из просто «продукта» в культурный артефакт.

Рецепт от Сергея Грибкова: коктейль «Бриллиантовое лето».
Смешиваем ингредиенты:
30 мл водки,
20 мл сиропа маракуйи,
2 дольки свежего грейпфрута для приготовления сока с мякотью или грейпфрутовый сок,
сок 1/4 лайма,
заполнить бокал Sprite,
добавить колотый лед,
украсить листиком мяты, ежевикой, малиной и долькой апельсина.

19-20 марта в EXPO Event Hall проходила выставка EXPO FOOD SHOW. Такие экспозиции проводятся для развития индустрии питания, налаживания контактов между представителями разных компаний, которые работают в этой сфере. Корреспондента «P. S. - 5 сов» на выставке в большей степени заинтересовала лекция одного из известнейших барменов мира, основателя движения «Флейринг в России», а также дважды рекордсмена Книги рекордов Гиннеса Сергея Владимировича ГРИБКОВА.

Лекция началась довольно забавно.
- Кто я? Что такое флейринг? Для чего мы здесь с вами вообще собрались? – энергично начал Грибков,- а всё довольно просто, но от этого не менее захватывающе. Меня зовут Сергей Владимирович, в 1996 году основал флейринг в России. Чем интересно это движение?

В зале молчание, в глазах слушателей застыл немой вопрос, они начинают переглядываться. «Потому, что это зрелищно и завлекает людей?» - доносится робкий мужской голос с последнего ряда.

Это одна из составляющих, но отнюдь не самое главное. У кого есть сто рублей? Нет, карточка не подойдет, нужна бумажная сотня. Кто найдет, поднимите вверх.

Аудитория зашевелилась, начали искать в сумках, карманах. Через пару минут в воздухе зависли шесть сотенных купюр.

Отлично. Начнем с того, что бармены работают с деньгами. Кстати, сколько коней изображено на этой купюре? Не подсматривайте, ну же? «Четыре коня?.. Изображен же Большой Театр», - уверенно ответила девушка, которая сидела рядом со мной. Грибков улыбнулся во всё лицо: «Всё верно. А теперь смотрите, как из ста рублей мы сделаем миллионы - небольшой урок бизнеса».

К нам начали подходить другие посетители выставки. Аудитория быстро выросла в несколько раз.

Каждую пятницу и субботу в Москве и Московской области на работу выходят пятьдесят тысяч барменов, а по всей России число барменов в эти вечера составляет полмиллиона. Допустим, вы самый лучший бармен, достигли вершин в этой сфере, вы можете с каждого бармена взять по сто рублей чаевых. Это ведь не так много, согласны?

Слушатели все как один утвердительно закивали головами.
- Умножаем эти полмиллиона на сто, и у нас получается пятьдесят миллионов рублей. Чистая прибыль. Захотелось стать тем самым главным барменом? - засмеялся Сергей. А вы говорите, что кризис в стране. Мы только что с вами за одни выходные получили миллионы. Какие вопросы вы хотели бы задать?

После этого посыпались вопросы, вот несколько самых интересных:

Так всё же, что для вас флейринг?

Обычно люди называют это движение шоу, на самом же деле, флейринг - это искусство, туризм, это спорт. Недавно вот мы решили открыть Федерацию футбольного Флейринга, я вообще считаю, что его нужно изучать в школе на уроках физкультуры.

Вы ведь получили специальность артиста цирка, научите ходить по канату?

Я могу вас научить снизить вес. Чего вы смеетесь, правда, это тоже важно.

С чем ещё может соединяться флейринг?

Он замечательно сочетается с битбоксом. Смотрится очень интересно.

Как можно попасть в Книгу рекордов Гиннеса?

Да вообще пустяки. Берем нынешний год, а у нас сейчас 2016-й. Расставляем 2016 бутылок и проходим по горлышкам. Рекорд ваш, - рассмеялся Грибков.

Можно ли заработать благодаря этому искусству?

Определенно да, например, мой ученик Александр ШТИФАНОВ всего за 6 минут заработал 1000 фунтов стерлингов. Он выиграл Чемпионат Мира по флейрингу. Просто нужно много и усердно тренироваться.

Закончив лекцию, Грибков продолжил общение с аудиторией, спрашивал, нужно ли что-то ему уточнить, что понравилось, что не понравилось. Царила доброжелательная атмосфера, за короткий промежуток времени все успели подружиться. Количество желающих обучиться флейрингу и искусству бармена значительно возросло.
А вы хотели бы научиться этому виду спорта? Или все-таки искусства?..

Справка «P.S.-5 сов»

Флейринг - искусство приготовления напитков, при котором бармен использует элементы жонглирования, кручения, перекатов бутылок и шейкеров.

Основатель движения «Флейринг» в России Сергей Владимирович Грибков .

Сергей Владимирович Грибков
Основатель движения «Флейринг» в России

Сергей Владимирович Грибков (род. 2 октября 1964, Архангельск) - основатель флейринг движения в России, дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, призёр Международной премии «Ваr stars award 2000» Орландо (США), один из известнейших барменов мира, шоумен, предприниматель в области барного бизнеса, основатель Федерации Флейринга в России.
Посвятив флейрингу более 15 лет, адаптирует самые передовые международные разработки к российскому рынку флейринга, руководит Центром Барной Эстетики и проектом Bar-Show, является практикующим бизнес-тренером и несомненно наиболее осведомлённым специалистом в России в области барного дела.
В 1996 году основал флейринг-движение в России . Более 2 лет дистиллировал стиль на родине флейринга - в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе.
В течение 7 лет возглавлял пост вице-президента Барменской Ассоциации России, совмещая административную должность с выступлениями.
Успешно гастролирует по миру с собственным шоу, проводит мастер-классы в регионах, является автором идей, основателем и организатором множества российских конкурсов барного мастерства, учит мастерству молодых барменов. Бессменный член жюри крупнейших флейринг-соревнований.
Единственный в России обладает юридическим правом использования термина Постановочное шоу барменов .
Борется за то, чтобы алкогольные компании инвестировали в развитие флейринг-движения в стране. Уверен, что у России огромный потенциал. Считает, что профессионалы сферы барного дела обязаны стремиться к мировому качеству обслуживания. Планирует вывести флейринг в разряд официального вида спорта в России.

Официальный сайт Сергея Владимировича www.bar-show.ru

Федерация флейринга








Ученик Сергея Владимировича Александр Родоман выигрывает в Севилье (Испания) чемпионат мира WCC, организованный IBA (подготовить чемпиона мира Сергею Владимировичу удалось за год). В ноябре Сергей Грибков открывает собственную школу. С 2003 года начинается расцвет карьеры. Публика встречает его как триумфатора, аплодируя стоя. До 2007 года - открытие нескольких Школ Сергея Грибкова по Флейрингу.

  • 2005 год - проведя серию открытых мастер-классов от лучших барменов страны, организует «Золотой Коктейль» в Иркутске - коммерческий конкурс барменов. Впоследствии конкурс станет проводиться на регулярной основе несколько лет подряд.
  • 2007 год - участие в «Bacardi Pro Flair». Создаёт шоу показательного флейринга Flair Ring. Цель - оценить возможности и пути развития барменского движения, в ходе соревнований выявить лучших барменов России.
  • 2009 - в октябре в течение 3 месяцев проводит отборочные туры и финал конкурса Flair Kremlin Stars. Цель конкурса - показать, как коктейль превращается из просто «продукта» в культурный артефакт.
  • 2010 - Flair Kremlin Stars: Екатеринбург, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Анапа. С 2010 по приглашению представителей водочного бренда «Байкал» является alcohol ambassador напитка.
  • 2011 - Финал Flair Kremlin Stars в Анталии.

Школа-студия флейринга Сергея Грибкова

Создал первую в России профессиональную школу по обучению мастерству барного дела, которая повысила в статусе отечественный флейринг. Школа Сергея Владимировича делает акцент на международном опыте и ставит перед собой задачу подготовки чемпионов мира по флейрингу. Считает преподавание своей миссией и позицией личной ответственности.

Bar-show

Основные направления:

  • флейринг;
  • постановочное шоу барменов (презентации, открытия, корпоративные и частные мероприятия);
  • fair-show;
  • эквилибристика, которая подразумевает баланс состояний;
  • мастер-классы и интенсивы (подготовка к конкурсам и чемпионатам разного уровня).

Центр Барной Эстетики Сергея Грибкова

Сергей Грибков - Президент Центра Барной Эстетики. Центр подразумевает концепцию второго высшего образования в области индустрии бара. Схема обучения предполагает, что бармен в обязательном порядке должен владеть пятью навыками:

  • психологией;
  • навыками сомелье;
  • миксологией;
  • мастерством бариста;
  • флейрингом;

Участие и победы в барменских конкурсах

  • 1-е место в первом для России международном коммерческом конкурсе барменов в Набережных Челнах.
  • 3-е место в Чемпионате мира среди барменов, организованном IBA, в Варшаве (Польша) «Shaker 99» после США и Австралии;
  • Международная премия «Ваг stars award 2000», Орландо (США) - трюк года.
  • 2002 - участие в чемпионате «Legends of Bartending 4» Лас-Вегасе.
  • 2007 - участие в Bacardi Martini.

Организатор региональных чемпионатов:

  • Дальневосточный 2005-2006
    • Владивосток 2006-2007
  • Забайкальский:
    • Иркутск 2006
    • Южно-Сахалинск «Золотой Дюк» 2009 г.
  • Центральный округ:
  • Федеральные проекты
    • Flair Kremlin Stars - 2009, 2010 (города), 2011 финал в Турции (Анталия).
    • 2011 - ежемесячные отборочные туры Flair Open.
    • 2011 - Flairing Classic Gribkov Cup - федеральный по городам: Тула, Нижний Новгород, Липецк, Рязань, Барнаул, Ярославль, Новосибирск.

Философия флейринга

Сергей Владимирович - идеолог и философ, считающий, что помимо того, что флейринг - это психология, явление, философия и ремесло, за термином обязательно стоит наука. Уверен, что флейринг пока не изучен и для достижения совершенства необходимо погрузиться в суть явления.

Из интервью: «Когда человек работает с шейкером или бутылкой, он передаёт жидкости состояние, в котором находится. Ключевой навык профессионального бармена должен состоять в том, чтобы научиться наделять коктейль правильной энергией и смыслом, причём, индивидуальными для каждого гостя. Это и есть флейринг. Шоу же - всего-навсего инструмент».