Биология – наука о живой природе. Как знания о живой природе помогают человеку Как знания живой природе помогают

Природа! Многоликая и
разнообразная. Ее нельзя не
любить, ею нельзя не
восхищаться. Эти слова мы
слышим часто. А что такое
природа? Природа -все то, что нас
окружает. Это живые организмы:
растения, животные, грибы,
бактерии. Они живут в воде, на
суше, в воздухе. Вода, воздух,
горные породы- элементы
неживой природы. На земле
насчитывается более 4тысяч
видов минералов, 500 тысяч
видов растений, 1,5 миллиона
видов животных. Все живые
организмы тесно связаны между
собой и со средой, в которой они
живут. Живые организмы влияют
на окружающую среду, а их
существование зависит от
условий этой среды.
Следовательно, живая и неживая
природа — единое целое. Всем
живым организмам нужны
солнце, воздух, вода, в свою
очередь живая природа оказывает
постоянное влияние на неживую.
Так, зеленые растения насыщают
атмосферу кислородом и очищают
ее от углекислого газа. Растения
нужны для жизни животных,
животные также влияют на
жизнь растений. Продукты
жизнедеятельности организмов
участвуют в круговороте веществ
в природе. Человек и природа
тоже неразрывно связаны между
собой. Человек- часть природы.
Он не может существовать без
природы. В отличие от других
организмов человек — разумная
часть природы. Он не может
жить без использования
природных богатств. Чтобы жить,
ему нужен воздух, кислород,
который образовался при участии
зеленых растений. Нужны вода,
пища, которую он получает из
окружающей среды. Из зерен
пшеницы, ржи человек делает
муку, выпекает хлеб, животные
дают человеку мясо, молоко,
другие продукты. Используя
природные ресурсы в своей
хозяйственной деятельности, в
производстве, человек обязан
беречь природу, помнить, что
многие из них могут исчезнуть с
лица Земли, восстановление их
невозможно. Несмотря на это,
пользуясь дарами природы люди
не помогают ей. Охотясь на
животных, они не позволяют им
возобновить свою численность,
поэтому и исчезла стеллерова
корова, на грани исчезновения
находятся снежный барс,
байкальский осетр, сперх и
многие другие виды животных
Распахивая землю, люди не
беспокоились о поддержании ее
плодородия, возводя заводы, не
задумывались о сохранении
чистоты воздуха и воды, вырубая
леса, не восстанавливали
полностью численность
деревьевОбмелели реки, ежегодно
уменьшается количество видов
растений, животных и грибов.
Огромное количество
производственных и бытовых
отходов вызывают болезни и
гибель всего живого. Все это
становится причиной нарушения
равновесия в природе — причиной
экологических кризисов. Самый
грозный процесс на планете —
расширение пустынь. Особенно
быстро они наступают в
засушливых районах Африки,
Азии, Америки, Австралии.
Природа очень долго
восстанавливается после
вмешательства человека.
Например, если проехать по
тундре на вездеходе, то след от его
гусениц будет зарастать 20 лет,
потому что тундровые растения в
суровом климате имеют
замедленный рост.Экологические
кризисы стали хорошим уроком
для людей и они постепенно
учатся исправлять свои ошибки:
строят очистные сооружения,
контролируют выбросы вредных
веществ с заводов, фабрик и ферм
в воздух и в воду, вносят в почву
удобрения и строго следят за
правильностью ее распашки,
высаживают лесозащитные
полосы, создают заповедники и
национальные парки, вводят
контроль за потреблением
воды.Все живые организмы, в том
числе и человек, не могут жить
вне природы, они ее часть.
Великий немецкий поэт и
естествоиспытатель Вольфганг
Гете говорил: «Все, что ни есть в
живой природе — лишь часть
единого целого».Планета Земля-
это наш дом. Основная
обязанность всех живущих на ней
людей — сохранить земную
удивительную природу, ее
богатства для себя и будущее
Поколений.

Совокупность наук о живой природе называют биологией. Узнать подробнее, что изучает данная дисциплина, расширить свои знания и повторить пройденный материал в 5 классе поможет данная статья.

Биология – наука о живой природе

Всё живое на нашей планете объединяет живая природа, изучением которой и занимается наука биология.

Определение «Биология - наука о живой природе» зародилось ещё во времена античности. В переводе с греческого языка биос - это жизнь, а логос - учение.

Понятие «биология» включает в себя не одну, а целую совокупность наук, которые изучают органический мир планеты. К системе биологических дисциплин относятся:

  • Ботаника - занимается изучением растительного мира;
  • Зоология - изучает животный мир;
  • Анатомия - исследует строение органов человека;
  • Микология - изучает царство грибов;
  • Бактериология - занимается исследованием бактерий;
  • Вирусология - исследует вирусы;
  • Цитология - изучает жизнедеятельность и строение клеток;
  • Генетика - уделяет внимание изменчивости и наследственности живых организмов;
  • Экология - исследует взаимоотношение организмов, их влияние на окружающую среду.

Рис. 1. Биологические науки.

Все живые организмы на планете условно поделены на царства. Их в природе четыре:

  • Бактерии;
  • Грибы;
  • Растения;
  • Животные.

Рис. 2. Царства живой природы.

Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения и живут внутри живой клетки.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Человеческий организм относится к царству животных, так как функционирование систем органов и клеток человека схоже с животными.

Условия жизни на Земле

Живые организмы обитают на планете повсеместно (вода, воздух, земля). Оболочку Земли, в которой обитает органический мир, называют биосферой.

Рис. 3. Биосфера.

Условия, необходимые для нормального функционирования всего живого на планете:

  • это температура окружающей среды, которая позволяет воде в большом количестве оставаться в жидком состоянии;
  • наша планета имеет озоновый слой, который надёжно защищает планету от ультрафиолетового излучения Солнца;
  • с помощью солнечных лучей растения выделяют кислород и получают световую энергию, которую они преобразуют в химическую и по пищевой цепи передают другим организмам.

Значение биологии

Знание биологии лежит в основе медицины и сельского хозяйства. А именно:

  • С помощью науки можно решить проблемы с производством продовольствия. Для этого выводятся специальные сорта высокоурожайных растительных культур, породы животных.
  • Выпуск новых лекарственных препаратов для борьбы с различными вирусами и заболеваниями.
  • Применение новых биологических технологий по выпуску лекарств, продуктов питания, удобрений, препаратов для химической и текстильной промышленности.
  • Знание законов биологии поможет сохранить экологически чистой окружающую среду, а тем самым уберечь от вымирания многие виды растений и животных.

Тема урока : Биология - наука о живой природе.

Основные цели и задачи : Дать ученикам 5-ого класса начальные представления о том, что такое биология и чем она занимается.

Особое внимание уделяется многообразию биологически исследований и формированию отличий живой природы от неживой.

План урока :

  1. Что изучает биология?
  2. Подразделы биологии
  3. Где используются достижения биологии?
  4. Представители живого мира
  5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Ход урока

1. Что изучает биология?

Биология как наука о живой природе занимается изучением все ее проявлений. В ее названии присутствуют два греческих слова: «биос», что означает жизнь, и «логос», что значит наука.

В биологии важны все без исключения живые организмы, от самых больших до самых крошечных. Биологи (а именно так называются ученые, которые занимаются биологией) исследуют жизнь во всех ее проявлениях. Чем же именно они занимаются:

  • Изучают строение организмов;
  • Исследуют процесс размножения;
  • Прослеживают происхождение и взаимосвязи между отдельными группами;
  • Изучают связи между объектами живой и неживой природы.

Практическое задание:

Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:

  • Ботаника - наука о растениях;
  • Зоология - наука о животных;
  • Генетика - наука о наследственности и генах;
  • Физиология - наука о жизнедеятельности целостного организма;
  • Цитология - наука о клетках, изучается их строение, функционирование, размножение;
  • Анатомия - наука о внутреннем строении живых организмов, расположении и взаимодействии внутренних органов;
  • Морфология - наука о форме и строении организмов;
  • Микробиология - наука о микроскопических веществах (микробах);

Практическое задание:

Подумайте, на чем сосредоточены следующие науки: эмбриология (наука о развитии зародышей), биогеография (наука, изучающая географическое распределение и размещение животных на планете), бионика (наука о том, как применять в технических устройствах и системах принципы, работающие в живых и неживых организмах), молекулярная биология (наука о хранении и передаче генетической информации, на уровне белков и нуклеиновых кислот), радиобиология (посвящена изучения действия излучений на биологические объекты), космическая биология (изучает возможности жизни организмов в условиях полетов на космических аппаратах и обеспечение жизнедеятельности на космических станциях), фитопатология (наука о болезнях растений), биохимия (изучает состав живых клеток и организмов).

3. Где используются достижения биологии?

Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?

  • Сельское хозяйство - с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
  • Медицина - изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.
  • Охрана окружающей среды - биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.

4. Представители живого мира

В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:

  • Доклеточные организмы - вирусы. Они становятся живыми только тогда, когда имеют возможность проявиться в клетках живых организмов.
  • Прокариоты. У них есть клетка, у клетки нет ядра. Другое название бактерий - бактерии.
  • Эукариоты. Сюда относят грибы, растения и животных. У них в клетках есть сформированные ядра.

Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.

Практическое задание:

Какие вирусы Вы знаете? (вирус, вызывающий ОРВИ, различные виды гриппа и т.д.).

5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?

  • Они дышат.
  • Они питаются. Ни один живой организм не может существовать без того, чтобы черпать энергию извне. А вот что он будет потреблять и перерабатывать - мясо, молоко, крупу или морковь - уже и не столь важно.
  • Они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Каждый Без этого жизнь на планете давно бы уже иссякла и закончилась. Именно в этом свойстве проявляется бесконечность жизни на планете Земля.
  • Они реагируют на воздействия окружающей среды и зависят от тех условий, в которых живут. Вот почему медведи на зиму залегают в спячку, а зайцы меняют свой окрас.
  • У живых организмов есть клеточная структура. Они могут состоять из одной клетки (есть специальный класс одноклеточных), а могут из многих (например, животные или человек). Клеток нет только у вирусов, поэтому они могут жить исключительно в организмах других животных, растений или человека.
  • Живые существа сходны по химическому составу - в их строении присутствуют органические соединения (белки. Жиры, углеводы), а также неорганические (самый распространенный из них - вода).
  • В большинстве своем живые организмы способны к передвижению. О такой возможности животных знают все, а вот что с растениями? Наличие корней и нахождение в почте делает их неспособными к проявлению такого свойства. Однако это не совсем так. Подсолнечник, к примеру, меняет свое положение в зависимости от движения Солнца. Точно также листья многих растений реагируют на солнечный свет.

По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).

Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  • Что такое биология?
  • Что изучает биология?
  • Какие подразделы биологии Вы знаете?
  • Какие царства живых организмов Вы знаете?
  • Каковы главные отличия живого организма от объектов неживой природы.

6. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • С тем, что такое биология, какие вопросы она изучает, на что направлено ее основное внимание.
  • Какие есть разделы биологии и чем они занимаются.
  • В каких сферах используются достижения биологии.
  • Чем отличаются живые организмы от неживых.

Домашнее задание:

В качестве домашнего задания следует дать ученикам возможность написать творческую работу «Где используются достижения биологии», поскольку данный вопрос в рамках урока был рассмотрен очень поверхностно.

6. Какие утверждения верны? (поставьте +/-) Ботаника – важная часть знаний о живой природе. Биология – наука, изучающая разнообразие и особенности живой Какие утверждения верны? (поставьте +/-) Ботаника – важная часть знаний о живой природе. Биология – наука, изучающая разнообразие и особенности живой

природы. Растения нужно изучать, чтобы пользоваться их дарами. Общий внешний вид растений называют жизненной формой. Лекарственные растения - те, которые человек выращивает для приготовления лекарств. Все культурные и дикорастущие растения - богатство нашей планеты. Все растения разделяются на семенные и споровые. Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми. Низшие растения - это водоросли. Высшие растения - это цветковые растения. Обмен веществ происходит у всех организмов. На Земле имеются четыре среды жизни. Одно и тоже растение может жить в любой среде жизни. Водоросли обитают только в водной среде. Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.

6. Какие утверждения верны? (поставьте номер вопроса)
1)Ботаника – важная часть знаний о живой природе. 2)Биология – наука,
изучающая разнообразие и особенности живой природы. 3)Растения нужно




6. Какие утверждения верны? (поставьте номер вопроса)

6. Какие утверждения верны? (поставьте номер вопроса)

1)Ботаника – важная часть знаний о живой природе 2)Биология – наука,

Изучающая разнообразие и особенности живой природы.3)Растения нужно

Изучать, чтобы пользоваться их дарами. 4)Общий внешний вид растений

Называют жизненной формой. 5)Лекарственные растения - те, которые человек

Выращивает для приготовления лекарств. 6)Все культурные и дикорастущие

Растения - богатство нашей планеты. 7)Все растения разделяются на семенные

И споровые. 8)Растения, размножающиеся спорами, называют споровыми.

9)Низшие растения - это водоросли. 10)Высшие растения - это цветковые

Растения. 11)Обмен веществ происходит у всех организмов. 12)На Земле имеются

Четыре среды жизни. 13)Одно и тоже растение может жить в любой среде жизни.

14)Водоросли обитают только в водной среде. 15)Растения способны жить лишь в

Той среде, к условиям которой они приспособлены