Ледокол "красин". Музей Ледокол «Красин Ледокол красин история

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это требовало развитие морского транспорта, способного справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.
Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в мире.
"Святогор", который позже будет переименован в "Красин", усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал - затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.
А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...

2. Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола "Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ.
Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

3. Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось... чуть больше года.
Это в начале XX века. Просто напрашивается параллель с современной бюрократической машиной, откатами, гигантскими расходами и сроками таких же довольно масштабных проектов, после чего становится просто грустно.

4. Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают... затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

5. В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

6. В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия".
В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины - "Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек.
К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руаль Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола "Красин".
В память о той спасательной экспедиции на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

7. С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути.
Во время войны ледокол "Красин" осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу, стал конвой PQ-15 - самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

8. После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.
В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.
В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

9. Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

10. Машинный телеграф

11. Магнитный компас, расположенный на ходовом мостике

12. Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

13. Спускаемся в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

14. Штурманская рубка

Ледокол «Красин», как не странно, стоит напротив Горного института в Санкт-Петербурге, но при этом является филиалом Калининградского Музея Мирового Океана. Это уникальное судно — один из первых ледоколов в мире, хорошо сохранившихся до наших дней. Он олицетворяет собой целую эпоху покорения и изучения Арктики. Подумать только, его спустили на воду 31 марта 1917 года. В будущем году ледоколу исполнится 98 лет.

Красин — самый дальний. Перед ним современные суда.

Самым легендарным событием в истории ледокола «Красин» было спасение терпящей бедствие экспедиции к Северному полюсу итальянца Умберто Нобиле в 1928 году недалеко от Шпицбергена. Это событие вписало имя ледокола в историю полярных экспедиций. Далее, «Красин», как и положено, бороздил Северный Ледовитый океан, во время Великой Отечественной войны участвовал в проводке конвоев в порт Мурманска. Ледокол работал вплоть до 1989 года, после он был признан музейным экспонатом.



Ледокол «Красин» — музей в Санкт-Петербурге

Даже сейчас, судно способно к самостоятельному плаванию в отличие от легендарного крейсера «Аврора», на нем есть капитан и команда и исправная ходовая установка. Ледокол «Красин» 22.09.2014, одновременно с « », отправился на ремонт, однако был отремонтирован значительно быстрее «Авроры» и вновь принимает посетителей.

Использование ледокола «Красин» по прямому назначению уже давно стало не рентабельным из-за того, что оборудование корабля устарело, на его обслуживание требуется команда из 60 человек, а на аналогичные современные ледоколы дизельного типа нужна команда из 24 человек.

В наше время все желающие могут посетить легендарное судно с экскурсией.

Как добраться до музея ледокол «Красин»

Судно пришвартовано на набережной Лейтенанта Шмидта в районе 23 линии Васильевского острова.

Пешком от станции метро Василеостровская около 2 км.
Автобус №1
Маршрутка К359Б

Билеты можно приобрести прямо на борту ледокола. Стоимость и расписание экскурсий лучше узнавать на официальном сайте ледокола «Красин».



Трап ледокола Красин

Виртуальная экскурсия по ледоколу «Красин»

Во время экскурсии вас ожидает просмотр исторического фильма про судьбу ледокола «Красин» и легендарное спасение экспедиции Нобиля, осмотр помещений ледокола и увлекательный рассказ про принципы работы ледоколов.



Вид из рабочего кабинета капитана, слева здание Горного института

Начнем экскурсию с кают-компании. Вся мебель в кают-компании привернута к полу, на столах высокие бортики. Все это сделано с одной единственной целью, чтобы при качке мебель не разлеталась по сторонам и еда из тарелок не выливалась прямо на обедающий экипаж.



Кают-кампания

Все ледоколы имеют бочкообразное днище, чтобы избежать раздавливания корпуса льдами, но это приводит к тому, что на свободной воде ледокол качает в разы больше, чем обычное судно. В этой связи экипажу ледокола не позавидуешь, признаться честно, я этого не знала.

Ледоколы ломают лед за счет тяжести своего корпуса, ледокол как бы запрыгивает на льдину и раздавливает лед под собой. Своим обычным весом ледокол «Красин» может разломить лед толщиной до 1,20 м. Если требуется разломить более толстый лед, то водой заполняются специальные баки для утяжеления судна, вода закачивается с кормы и под давлением передается в нос, что приводит к дополнительной качке.

Поэтому вся мебель на корабле приспособлена для жизни в условиях повышенной качки.



Рабочий кабинет капитана

Все вещи выставленные в каюте капитана подлинные. Только у капитана судна была отдельная спальня, туалет и ванная. Кровать оборудована высокими бортиками, но даже высокие бортики не спасали, в условиях сильной качки капитану приходилось спать в ванной. Члены экипажа были вынуждены привязывать себя в кроватям.

В 1920 году ледоколом «Красин» командовал капитан Отто Свердруп, тот самый капитан, который принимал участие в норвежской арктической экспедиции на не менее легендарном , сейчас хранящимся в Осло.

Спальня капитана. Труба — это переговорное устройство.

После капитанской каюты осмотр продолжается в штурманской и на мостике. В помещениях ледокола много фотографий северной природы. Возможность наблюдения за такими сценами компенсировала команде ледокола тяжелые условия работы.



Полярная романтика

Во время экскурсии детям разрешается представить себя в роли капитана и попробовать отправить сигнал SOS при помощи азбуки Морзе.



В роли капитана ледокола Красин

Остальные органы управления ледокола трогать нельзя, поскольку они в рабочем состоянии. На ледоколе вам покажут старейшее переговорное устройство, представляющее собой просто акустическую трубу — никакой электроники.



Приборы на ледоколе

Расскажут, как раньше без GPS-навигаторов прокладывали курс и как его держали. Вам предоставится возможность походить по деревянной палубе ледокола и научиться перешагивать очень высокие пороги.

По правилам безопасности на ледоколе «Красин» имелось два комплекта шлюпок по каждому из бортов, способных вместить весь экипаж, т.к. в момент бедствия судно могло иметь сильный крен, который препятствововал спуску шлюпок. Безопасность была на высоте, по сравнению с печально известным «Титаником».

Посещение ледокола «Красин» — интереснейший экскурс в историю освоения Арктики и историю мореплавания, доставляет взрослым и детям большое удовольствие. Рекомендую эту экскурсию родителям мальчиков в особенности.

Историческое прошлое нашей страны не может оставить равнодушным ни одно поколение современников. Увлекательные и познавательные факты прошлых лет в различных областях развития человечества позволяют соприкоснуться с вечностью, изучая экспозиции в музеях и выставочных залах.

Едем в необычный музей

ХХ век для России ознаменован как век освоения просторов Северного Ледовитого океана. Любители таинственной романтики полярных исследований имеют уникальную возможность познакомиться с популярным и необычным музеем в нашем городе - ледоколом «Красин»- первенцем российского ледокольного флота. Символичный музей Мирового океана пришвартован на 23 линии по набережной Лейтенанта Шмидта. Проехать туда можно до станции метро «Василеостровская», дальше на автобусе № 1, или маршруткой 359а до остановки «Горный институт». Курсируют к музею и автобусы № 128,7,151, троллейбус № 10. Заказать экскурсию можно по телефону 325-35-47.
Дополнительную информацию можно получить, посетив сайт www.krassin.ru

Назад в историю

Необъятные арктические просторы манили к себе все больше и больше исследователей. Россия была в числе первых стран, которые используя линейные ледоколы, осваивали северное пространство. Мощные корабли этой линии «Ермак» и «Святогор» (в последствии «Красин») были флагманами развития ледоколостроения в течении длительного времени. Исторические события, происходящие на ледоколе «Красин» неразрывно связаны с историей России. 1917 год ознаменован поднятием Андреевского флага на корабле «Светогор». С 1918 по 1927 год произошло несколько событий: чтобы преградить путь интервентам на подступах к Архангельску, ледокол был затоплен. Поднятый англичанами с морского дна и плавающий под британским флагом корабль, выкупила Россия при активном участии полпреда Л. Б. Красина, чьим именем он и был назван. В 1928 году ледокол принимал участие в операции по спасению экспедиции «Италия», которая на дирижабле стремилась к Северному полюсу. В этом же году судно было удостоено Ордена Трудового Красного Знамени. 1929 год - корабль участвует в самой масштабной и переломной операции на Карском морском пути - девятой Карской экспедиции. В 1933 году ледокол в свободном плавании одним из первых достиг мыса Желаний. В том же году судно лидировало в транспортной экспедиции, которая дала возможность Якутии получить выход в океан. 1936 год принес ледоколу славу проводника боевых кораблей по трассе Северного морского пути. В 1941 году корабль отправился в кругосветное путешествие, длиною 15309 миль.
После капитального ремонта, в 1972 году судно стало научно-исследовательским, а в 1992 году ледокол стал музеем.

Сколько стоит прогулка по ледоколу

В этом году судну исполнится 95 лет. Каюты, машинное отделение, приборы и трапы по сей день хранят память о первых арктических героях.

Познакомиться с легендарным ледоколом-музеем «Красин» можно на обзорной или тематической экскурсии, здесь же организовываются интерактивные игры для детей школьного возраста.

Музей открыт с 10-00 до18-00. Кассы работают до 17-00.

Выходные дни - понедельник, вторник, и последняя среда месяца.

Для группового посещения музея экскурсии проводятся по предварительным заявкам.

Цены на билеты установлены для каждой категории: для взрослых россиян - 150руб, для детей от 5 лет, школьников, студентов и пенсионеров - 70руб, дети до 5 лет - бесплатно.

Взрослые иностранные граждане посетят музей за 250руб, студенты за 150руб.

Для Героев России, Героев Советского Союза, кавалеров Орденов Славы всех степеней, жителей блокадного Ленинграда, военнослужащих срочной службы вход бесплатный.

Музей «Ледокол «Красин» стоит в водах Невы у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге. Это историческое судно было построено в 1917 году и сначала носило имя «Святогор». За свою столетнюю историю оно служило Российской империи и затем Советскому Союзу, несколько лет провело в Великобритании, не раз переплывало Тихий и Атлантический океаны, совершив однажды и кругосветное путешествие из Владивостока. Судно работало в Арктике и спасало застрявшие во льдах суда, прокладывало путь по Северному Морскому пути и участвовало в боях Великой Отечественной. С февраля 2004 года ледокол является филиалом калининградского музея Мирового океана.

Самый крупный в мире ледокол «Святогор» (название судна до 1927 года) строили в Великобритании специально для российского флота. Судно предназначалось для помощи в прохождении по Северному Ледовитому океану (до Архангельска) английских грузовых судов, но прослужило совсем недолго – в 1918 году его намеренно затопили, чтобы создать преграду в устье реки Северная Двина для иностранных, теперь уже вражеских, кораблей.

Вторжению британского фота это не помешало, а корабль был поднят со дна и уведен в Англию. Его возвращению в Россию в 1922 году очень способствовал партийный деятель и представитель Советской России в Великобритании в 1920-1923 гг. Леонид Красин. В честь него ледокол получил свое новое имя.

За последующие десятилетия ледокол участвовал в спасательных операциях – на весь мир его прославило спасение экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса в 1928 году. Возвращаясь в порт, «Красин» спас и немецкое пассажирское судно, застрявшее во льдах, так что за тот поход получил награду – орден Трудового Красного Знамени.

Ледокол модернизировали в 1950 году, и он еще несколько десятилетий смог активно работать в Арктике – в составе исследовательских, транспортных, а затем и геологоразведочных экспедиций. В 1989 году встал вопрос о целесообразности сохранения судна – его ремонт стал обходиться слишком дорого. Три года спустя приняли решение о его сохранении в качестве памятника государственного значения.

Современный музей «Ледокол «Красин» – это огромное судно, длиной почти 100 м, куда могут попасть все желающие. Посещение ледокола возможно в составе только маленьких групп, поэтому ледокол «Красин» часто включают в индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу . В экспозиции представлены чертежи, документы, карты, касающиеся не только этого корабля, но и истории арктического ледокольного флота России.

Существует две экскурсионные программы: обзорная с осмотром экспозиции, кают, палубы, капитанского мостика и «техническая», с посещением действующего машинного отделения (для гостей от 14-ти лет). Кроме того, в летнее время разрешается самостоятельный вход на палубу для вечерних прогулок – с 18 до 22 часов. Отдельные интерактивные мероприятия проводятся для детей.

Выставочный зал ледокола используется для проведения различных конференций, выставок, конкурсов, презентаций и заседаний клубов морской тематики. «Красин» участвует в ежегодном Фестивале ледоколов, который знаменует начало летней навигации на Неве. 31 марта 2017 года ледоколу «Красин» исполнилось 100 лет.

Еще в 2014 году в Кронштадте провели ремонт внутренних механизмов и обновили внешнюю отделку, поэтому солидный юбилей этот действующий корабль-музей встретил во всей красе. На торжественном мероприятии и подъеме Андреевского флага присутствовали официальные лица, было зачитано поздравление Президента, а на борту открыли памятный знак «Морское наследие России». Закончив свои походы во льдах, теперь «Красин» успешно служит для науки и просвещения.


Музей «Ледокол «Красин» на фото

Адрес: 199106, Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 23-я линия